М
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ (военвед)
г. Зернограда
Приказ от «30» августа 2019 года № 528
________________ / Г.Н. Осадчая /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Доноведение»
начального общего образования
1 «А» класс
Количество часов по учебному плану: в 1 «А» классе 34 часа (1 час в неделю)
Программа будет полностью реализована в 1 «А» классе за 34 часа
Учитель: Сидоренко Марина Николаевна
Рабочая программа для 1 «А» класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного начального общего образования, Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672, программой внеурочной деятельности «Доноведение» авторы: канд.пед.наук Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величко, М.М. Вюнникова и др.- Ростов н/Д : «Издательство «Бара- Пресс», 2014г.
2019-2020 уч. год
Планируемые результаты изучения курса
по внеурочной деятельности.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к школе и учебной
деятельности;
-представление о новой социальной роли ученика,
правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть
готовым к уроку, бережно относиться к учебнику);
-представление о гражданской идентичности в
форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому
этносу;
-умение использовать позитивную лексику,
передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
-ценностные представления о своей семье и своей
малой родине;
-представление о ценностях многонационального
российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных
народов)*;
-представление о личной ответственности за свои
поступки через бережное отношение к природе, животным;
-первоначальное представление о бережном
отношении к окружающему миру;
-бережное отношение к материальным и духовным
ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
У обучающегося будут
сформированы умения:
- анализировать влияние
современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия
жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить
её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и
умения;
-планировать своё высказывание (продумывать, что
сказать вначале, а что потом);
Обучающийся получит возможность научиться:
-планировать свои действия на отдельных этапах
урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по
усмотрению учителя);
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному
в учебнике или рабочей тетради;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку
результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
-фиксировать в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим
успехам/неуспехам.
Познавательные.
Обучающийся научится:
-понимать
и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи
информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в
рамки и пр.);
-находить и выделять под руководством учителя
необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
-понимать схемы учебника, передавая содержание
схемы в словесной форме;
-понимать содержание текста, интерпретировать
смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей
тетради или заданий, предложенных учителем;
-анализировать объекты окружающего мира с
выделением отличительных признаков;
Обучающийся получит возможность научиться:
-проводить сравнение и классификацию объектов по
заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные
связи;
-строить рассуждение (или доказательство своей
точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности
при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
-располагать рассматриваемые объекты, события и
явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
-включаться
в диалог с учителем;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не
перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
-договариваться и приходить к общему
решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
-признавать свои ошибки, озвучивать их,
соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Обучающийся получит возможность научиться:
-употреблять вежливые слова в случае неправоты
«Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание,
я его обязательно учту» и др.;
-строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить
небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей) по теме проекта.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
· устанавливать связь между живой и неживой природой родного края; деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
· рассказывать об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
· различать объекты неживой и живой природы Ростовской области;
· выявлять особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
· называть водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
· перечислять полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; а также правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
Обучающийся получит возможность научиться:
· различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
· различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
· узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
· приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
· приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
· описывать наиболее важные события истории родного края;
· рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
· показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
· приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области.
Содержание внеурочной деятельности.
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
· Я и окружающий мир.
· Природа Донского края.
· Человек и природа.
· Жизнь на Дону.
· Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего место проживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата фактически |
1 |
Вводный урок. Мы теперь не просто дети |
1 |
05.09 |
|
2 |
Экскурсия по городу |
1 |
12.09 |
|
3 |
Родной край. |
1 |
19.09 |
|
4 |
Времена года |
1 |
26.09 |
|
5 |
Осень. Осенние месяцы. |
1 |
03.10 |
|
6 |
Экскурсия |
1 |
10.10 |
|
7 |
Осенние изменения в природе. |
1 |
17.10 |
|
8 |
Растения осенью. |
1 |
24.10 |
|
9 |
Листья жёлтые летят.. |
1 |
07.11 |
|
10 |
Занятия людей осенью |
1 |
14.11 |
|
11 |
Что растёт на огороде и в саду? |
1 |
21.11 |
|
12 |
Что растёт в поле? |
1 |
28.11 |
|
13 |
Жизнь животных осенью. |
1 |
05.12 |
|
14 |
Осень в моём краю. |
1 |
12.12 |
|
15 |
Экскурсия. |
1 |
19.12 |
|
16 |
Зимняя сказка. |
1 |
26.12 |
|
17 |
Зимние изменения в природе. |
1 |
09.01 |
|
18 |
Зимние изменения в природе. |
1 |
16.01 |
|
19 |
Жизнь животных зимой. |
1 |
23.01 |
|
20 |
Живой уголок. |
1 |
30.01 |
|
21 |
Занятия людей зимой. |
1 |
06.02 |
|
22 |
Весна. Весенние месяцы. |
1 |
13.02 |
|
23 |
Экскурсия. |
1 |
27.02 |
|
24 |
Весенние изменения в природе. |
1 |
05.03 |
|
25 |
Растения весной. |
1 |
12.03 |
|
26 |
Жизнь животных весной. |
1 |
19.03 |
|
27 |
Занятия людей весной. |
1 |
02.04 |
|
28 |
Экскурсия |
1 |
09.04 |
|
29 |
Летние изменения в природе. |
1 |
16.04 |
|
30 |
Что растёт на лугу? |
1 |
23.04 |
|
31 |
Жизнь животных летом |
1 |
30.04 |
|
32 |
Занятия людей летом |
1 |
07.05 |
|
33 |
Родной край |
1 |
14.05 |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
21.05 |
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по ВР Методического совета МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда _____________ М.А.Красинских от «29» августа 2019 г. № 7 « 29» августа 2019 год Рук. ШМС________ С.И. Кравченко
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.