Программа внеурочной деятельности "Эти чудесные ручки"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пособие по развитию мелкой моторики рук
Иконка файла материала Программа внеурочной деятельности _Эти чудесные ручки_.docx

 

сен.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Сегодняшний первоклассник бодро читает, считает и распевает песенки на английском языке, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет. Что же делать? Как помочь нашим детям?

          Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать  множество неприятных моментов в школьной жизни ребенка.

      Данный опыт работы может быть полезен  воспитателям детских садов, педагогам, работающим по ФГОС, а также родителям для занятий с детьми, имеющими графо-моторные нарушения, так как программа направлена на развитие мелкой моторики, способствующей выработке устойчивого каллиграфического подчерка, формированию графических навыков, уверенному использованию детьми  школьных принадлежностей - ножниц, карандашей, линеек.

 А также эта работа  содержит методический материал.

 

 


 

 

1.Пояснительная записка.

 

Не интеллектуальные преимущества сделали человека

 властелином над всем живущим, а то, что одни мы

 владеем руками – этим органом всех органов.

Джордано Бруно.

    Результаты первичной диагностики учеников 1-х классов показывают, что  40-50% первоклассников   имеют  неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики руки. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику в дальнейшем  выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому программа «Эти чудесные пальчики» направлена как раз на коррекцию данного результата.

     Курс  ориентирован  на развитие у детей  мелкой моторики рук, их речи, а также  на формирование логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений  ребенка с применением коллективных форм организации знаний и развития творчества.  

     Доказано, что  целенаправленная и  систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей,   речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. 

     Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка  к школьному  обучению.

Программа  внеурочной деятельности  рассчитана на детей шести - семи лет. Работа планируется с учетом возрастных особенностей детей и их возможностей. В связи с тем, что ребенок быстро утомляется, на одном занятии виды деятельности меняются.

 

Занятия проводятся в группах по 10-15 человек по 30 минут один раз  в неделю

 

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук для эффективного формирования навыков письменной и устной  речи.

Задачи:

·         познакомить детей с различными материалами творчества  (пластилин, разными виды бумаги);

·         способствовать развитию мелкой  моторики, глазомера;

·         формировать умение слушать, следовать устным инструкциям, читать схемы, работать по алгоритму, доводить начатое дело до конца;

·         развивать  творческую активность, логическое  и пространственное  мышление, воображение, волевые качества, эстетический вкус;

·         воспитывать уважительное отношения к своему и чужому  труду.

       

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих  видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

·         готовность и способность к саморазвитию;

·         проявление познавательных мотивов;

·         навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные умения и навыки:

·         умение принимать и сохранять учебную задачу;

·         планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

·         выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·         оценивать правильность выполнения своей работы.

Познавательные универсальные учебные умения:

·         осуществлять поиск информации;

·         строить речевое высказывание в устной форме;

·         включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

·         создавать и преобразовывать схемы в изделия

Коммуникативные универсальные учебные умения:

·         договариваться и приходить к общему мнению в решении совместной деятельности;

·         допускать возможность существования у  людей различных точек зрения;

·         задавать вопросы;

·         использовать речь для планирования и  регуляции своего действия;

·         договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

·         вести диалог в соответствии с нормами родного языка, слушать собеседника.

Планируемые результаты реализации программы:           

   Ученик научится: слушать и понимать речь других, проговаривать последовательность действий, действовать по алгоритму, выбирать подходящий материал (бумагу, пластилин) для изделия, конструировать детали из бумаги, пластилина по образцу, по алгоритму и по памяти, включаться в творческую и групповую работу. Договариваться и приходить к общему мнению с товарищами.

  Ученик получит возможность научиться: работать в группе, создавая коллективную работу, создавать свои работы, оценивать правильность выполнения, формулировать свою позицию в устной речи, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества.

    и предполагают использование следующих форм:

·         беседа;

·         дидактическая игра;

·         ролевая игра;

·         коллективное творчество;

·         индивидуальная корректировка действий.

     Программа построена по блокам:

1        блок  «Работа с бумагой»

·         раздел «Оригами»

·         раздел «Аппликация»

2        блок «Работа с пластилином»

·         раздел «Лепка»

3        блок  «Упражнение для ручек»

·         раздел «Пальчиковая гимнастика»

·         раздел «Графические упражнения»

 

   В блоке  “Работа с бумагой” ребята  знакомятся с различными видами  и  свойствами бумаги, учатся  изготавливать из нее собственные произведения искусства, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.  Дети развивают координацию кисти, логическое мышление, учатся пользоваться клеем и ножницами. Получают возможность  фантазировать, создавать, творить. Знакомятся с искусством оригами, аппликация.

В блоке “Работа с пластилином” в процессе деятельности изображают предметы, создают коллективные композиции, что способствует развитию детского творчества. Работа с данным материалом служит укреплению мелкой моторики, развитию воображения, эстетического вкуса.

В блоке «Упражнение для ручек»  дети знакомятся с комплексами упражнений и игр, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, мускульную и тактильную память, улучшают координацию движений,  а веселые стишки помогают развивать речь и память.  На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии,  улучшает работу мозга.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

        I.             

Вводное занятие

1

0,5

0,5

1

Диагностическая карта

1

0,5

0,5

     II.             

Работа с пластилином

11

4,5

7,5

1

Знакомство с пластилином.

1

0,5

0,5

2

Русские народные сказки

4

1

3

3

Барельефы

2

1

1

4

Рисование на пластилине

2

1

1

5

Рисование пластилином

3

1

2

  III.             

Работа с бумагой

15

3

12

1

Оригами

6

1

5

2

Аппликация

6

1

5

3

Гофрированная  бумага

3

1

2

  IV.             

Упражнения для ручек

6

1

5

1

Пальчиковая гимнастика

3

 

3

2

Графические упражнения

3

1

2

 

 

Итого:

34

10

24

Содержание курса.

 

1.1  Вводное занятие.(1 час). Входная диагностика; диагностическая карта «Оценка результатов освоение программы»

2.1  Знакомство с пластилином. Что мы знаем о пластилине? Знакомство  с материалами (глина, пластилин).   Приемы работы разными инструментами (стек, скалка)  Правила техники  безопасности на занятиях лепки.  Простейшие приемы лепки: раскатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение.

2.2  . Персонажи  сказок (лепка по образцу) «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» Составление композиции.

2.3  Что такое барельеф. Деление большого куска материала на равные и неравные части; комбинирование различных форм в изделии. Барельеф бабочки.

2.4   Картинки на пластилине. Работа разными инструментами. Способы декорирования изделий.

2.5  Приемы рисования пластилином, путем  заглаживания формы пальцами (колобок, жгутик) или путем постепенного наращивания (дерево, зайчик)

3.1.Знакомство с оригами.  Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами  и инструментами. Термины, принятые в оригами (базовые формы). Знакомство со свойствами бумаги. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Приемы складывание бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой). Точное соединение сторон и углов.

·         «Треугольник» (2ч) - Котик и собачка.

·         «Двойной треугольник» (2ч) – Рыбка и бабочка.

3.2  Аппликация. Знакомство с различными видами бумаги (цветная, бархатная, гофрированная);  свойствами бумаги (тонкая - картон, мягкая - жесткая). Знакомство  с инструментами (ножницы, кисточка, гладилка),  их названия и применения.  Алгоритм выполнения аппликации (выбор сюжета, выбор фона, вырезание деталей, расположение и наклеивание). Техника безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами.

·         Грибок.

·         Домик.

·         Подсолнух (с применением семян подсолнуха).

·         Солнышко.

·         Аквариум (коллективная работа).

3.3 Знакомство с гофрированной   бумагой. Приемы работы с бумагой (скручивание, растягивание бумаги, использование комков для придания объема).

·         Цыпленок.

·         Паучок.

4.1  Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками. Сжимание - разжимание пальцев; растягивание пальчиков;  упражнение для подушечек пальцев (разбери крупу, картинки из крупы), массаж для кистей рук. Пальчиковый театр.

4.2  Графические упражнения. Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам, работа с трафаретом.

 

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

  • различные виды бумаги (цветная, бархатная, гофрированная);
  • картон;
  • пластилин;
  • различные виды крупы (рис, пшено, гречка, манка);
  • клей ПВА, карандашный;

Оборудование:

  • шаблоны;
  • салфетки;
  • образцы готовых изделий;

Инструменты:

  • ножницы;
  • линейка”
  • стеки;
  • палочки;
  • карандаши, фломастеры, краски;
  • скалка;
  • гладилка;
  • трафареты.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • муляжи;
  • игрушки;
  • набор геометрических тел;
  • коллекции бумаги, картона, ткани;
  • образцы штриховок.

Дидактические материалы:

  • детская художественная литература;
  • памятки по технике безопасности;
  • тексты стихов и потешек, загадок;
  • образцы графических упражнений (игры, лабиринты, рисунки);
  • диагностические задания.
  •  

      Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения.

 

Приложение

Диагностическая карта.

«Оценка результатов освоение программы»

1.      Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.

Умение сделать квадрат из прямоугольного листа (2 способа), ровно складывать сторону со стороной, угол с углом, сделать простейшую базовую  форму оригами «треугольник».

Высокий уровень - делает самостоятельно;

Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей;

Низкий уровень – не может сделать.

2.      Умение научится работать по алгоритму, следовать инструкциям.

Умение делать изделия, следуя за показом учителя.

Высокий уровень - делает самостоятельно;

Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей;

Низкий уровень – не может сделать.

3.      Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Умение вырезать правильно и аккуратно

Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;

Средний уровень – имеет небольшие отклонения от контура по одну сторону образца;

Низкий уровень – имеет большие отклонения от контура по одну и другую  сторону образца.

4.      Создание композиций с изделиями; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

Высокий уровень – работы отличаются выраженной индивидуальностью;

Средний уровень – работы выполнены по образцу;

Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

 

5.      Формирование культуры труда и совершенствовании трудовых навыков.

Оцениваются умения:

·         организовать свое рабочее место;

·         рационально использовать рабочее место;

·         аккуратность выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поделки из семян растений       Работа с различным материалом.

 

   

 

Подсолнух  (бумага, пластилин, семечки)

 

 

 

поделки из природного материалаподелки из природного материалаподелки из природного материала

 

подсолнух своими руками

 

 

Работа с пластилином                                             Работа с фасолью

 

       

 

 

 

Работа с крупами

 

 

Рисование пластилином  

 

051109[1].jpg

 

 

   Советы педагогам 
и 
родителям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые педагоги и  родители!

Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми массажными приёмами.

 

Массажный приём

Речевое сопровождение

Методические указания

Поглаживание

1

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти подушечками выпрямленных 2-5-го пальцев – это «лучи солнца»

Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
(Г. Виеру)

Предварительно попросите ребёнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения - от кончиков пальцев до лучезапястного сустава

2

Круговое поглаживание ладони

Сорока, сорока,
Где была? – Далеко.
Дрова рубила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
(Русская народная
потешка)

Производится подушечками 2-го и 3-го пальцев

Растирание

3

Граблеобразное круговое растирание ладони подушечками пальцев противоположной руки

Диво дивное – паук,
Восемь рук и восемь ног.
Если надо наутёк,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг,
Выручают восемь рук.

Пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука

4

Пиление ладони гребнями пальцев противоположной руки

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(С. Маршак)

 

Обратите внимание ребёнка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы

Разминание

5

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки

Толстушка – ползушка,
Дом завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
(Немецкая народная песенка в пер. Л. Яхнина)

Вспомните с ребёнком, как медленно ползёт улитка

6

Щипцеобразное разминание мышечного валика локтевого края ладони

– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите же домой.
– Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
(Русская народная потешка)

Предварительно попросите ребёнка изобразить руками гуся.
Можно выполнять массаж продольно и поперечно

Вибрация

7

Пунктирование  2-5-м пальцами (игра на пианино)

Кто там топает на крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.
(Ж. Давитьянц)

Имитация падения дождевых капель

8

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки

Кто на розовой заре,
На росистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню спел.
(Э. Мошковская)

Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности. Чем больше угол, тем более сильным и глубоким будет воздействие

 

 

 

 

 

 

Одним из видов работ, которые мы используем на  занятиях для развития динамической координации рук и развитию речи  является пальчиковая ритмика (сочетание движений с речью).

ЦВЕТОК»
f_clip_image004
f_clip_image006
«КОРНИ»

Вырос высокий цветок на поляне («ЦВЕТОК»)
(Цветок с закрытыми лепестками).
Утром весенним раскрыл лепестки
(Развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки («КОРНИ»).
(Ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

«ДЕРЕВЬЯ»
f_clip_image008
f_clip_image010
«ПТИЧКИ»

Птички полетели («ПТИЧКИ»)
Крыльями махали
(Махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревьях сели («ДЕРЕВЬЯ»),
Вместе отдыхали («ПТИЧКИ»)

«МОСТ»
f_clip_image012

f_clip_image014
«ВОРОТА»

Над бурливою рекою
(Пальцы разведены, или производят несогласованные
движения)
Мост построим мы такой («МОСТ»)
Люди по нему пройдут
(Движения указательных пальцев и средних по
поверхности стола от себя к краю стола)
И лошадок проведут.
На поляне дом стоит.
Ну, а к дому путь закрыт («ВОРОТА»)
Мы ворота открываем
(Ладони разворачиваются параллельно друг к другу)
В этот домик приглашаем.

«СТОЛ»
f_clip_image016
f_clip_image018
«СТУЛ»

Стол стоит на толстой ножке («СТОЛ»)
Рядом стульчик у окошка («СТУЛ»)
Два бочонка под столом
(«Бочонки» обеими руками)
Вот такой я видел дом.

 «ЗАМОК»
f_clip_image020

На двери висит замок ,
(Ритмичные быстрые соединения пальцев рук
в «Замок»)
Кто открыть его бы смог?
(Повторение движений)
Потянули (Пальцы сплетены в «Замок», руки
Потянуть в одну, потом в другую сторону)
,
Покрутили (Движение кистями рук со сцепленными
пальцами от себя к себе)
,
Постучали (Пальцы сцеплены основаниями ладоней,
постучать друг о друга)
,
И открыли! (Пальцы расцепить, ладони в стороны).

 «КОШКА»
f_clip_image022
f_clip_image024
«СОБАКА»

Вышла кошечка вперед («Кошка» правой рукой)
К нам идет, хвостом играет (Левой ладонью машем
у основания правой кисти)
.
Ей на встречу из ворот («Ворота»),
Две собаки выбегают («Собаки» обеими руками).

 

 

Работа по эталону.                                      

Дорисуй картинку

 

 

http://lib.rus.ec/i/28/204128/i_007.jpg                                    http://lib.rus.ec/i/28/204128/i_008.jpg       

 

http://lib.rus.ec/i/28/204128/i_009.jpg          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пройди по узкой дорожке, не задевая края дорожек.

 

 

 

 

 

Обведи     ежика

 

 

 

 

 

 

 

 

Половинка потерялась.

 

 

 

 

 

Помоги черепашкам преодолеть путь,   не задевая края дорожек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также