Рабочая программа курса «Литературная мастерская» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2016 г. № 40937); Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе Примерных программ внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Духовно-нравственное направление/ Отв. Ред. А. П.Сухарева.- Омск :БОУДПО «ИРООО», 2012, Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ Тюкалинский Лицей, 2016г.
Программа курса «Литературная мастерская» направлена на воспитание в каждом ученике нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Цель курса: выявление литературно одарённых учащихся и дальнейшее развитие их творческих способностей.
Задачи курса:
1.Развивать коммуникативные способностей школьников в результате вхождения в круг единомышленников, в процессе анализа и обсуждения результатов выполнения заданий, своих и чужих рукописей;
2. Совершенствовать знания, умения и навыки, полученные школьниками при изучении русского языка и литературы, развивать культуру речи учащихся;
3. Развивать творческих способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
4. Развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
- понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей;
- осознание эстетической ценности русского языка и литературы;
- осознание эстетической ценности лучших произведений омских авторов;
-пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения (в том числе, в собственном творчестве).
Регулятивные :
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватное восприятие предложений и оценки учителем, товарищами и другими людьми;
- использование разных видов чтения;
- понимание литературных приёмов, сравнение литературных объектов; построение логических рассуждений.
- формулирование собственного мнения и позиции.
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Воспитательные результаты курса внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень – знакомство с литературными средствами выразительности на уровне понимания, наблюдение, литературный эксперимент. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; выражение собственного мнения в устной и письменной речи; различение и применение литературных средств выразительности при конструировании текстов по аналогии. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень –приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде; умение подготовить и представить тексты собственных сочинений. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в её реализации, в том числе во внутреннем плане; строить речевое высказывание открытой общественной среде.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
8 класс (34 часа)
Раздел 1: Введение. (1ч)
Знакомство с целью, задачами, программой, условиями работы кружка. Знакомство с учащимися.
Раздел 2: Инсценировка небольшого литературного произведения (8ч)
Теоретические основы инсценировки. Роль пауз, логических ударений, интонации. Выразительное чтение произведения и анализ содержания. Тема, идея, основные образы, произведения. Чтение по ролям, заучивание произведения наизусть. Инсценировка.
Раздел 3: Сочинение как вид творческой работы (7ч)
Требования к сочинению. Самостоятельная формулировка темы сочинения. Основные части сочинения и работа над этими частями. Логика изложения и глубина аргументации. Виды сочинений. Работа над выразительностью речи. Работа над стилистическими и речевыми ошибками сочинения. Рецензия на сочинение товарища. Сочинение стихотворений.
Раздел 4. Текст (7ч)
Особенности создания текстов различных видов. Тема и основная идея текста.
Раздел 5. Проза как вид словесного искусства (5ч)
Особенности прозаических произведений. Герои прозы. Характеристика прозаического героя. Деталь как средство создания образа. Особенности речи героев прозаических произведений.
Раздел 6. Творческий проект (6ч)
Проект как вид деятельности. Особенности творческих проектов. Этапы работы над проектом.
3. Тематическое планирование
2 год обучения.
|
№ п/п |
Дата |
Тема |
Вид деятельности
|
Формы организации |
Кол-во часов. |
|
||||||||
|
Теория |
Практика |
|
||||||||||||
|
1.Введение 1ч |
|
|||||||||||||
|
1. |
|
Введение. Определение целей и задач кружка |
Познавательная
|
Беседа Игра |
1 |
|
|
|||||||
|
2. Инсценировка небольшого литературного произведения 8ч
|
|
|
|
|
||||||||||
|
2. |
|
Теоретические основы инсценировки литературных произведений |
Художественное творчество
|
КТД |
1 |
|
|
|||||||
|
3. |
|
Инсценировка комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (сцены). Распределение ролей. |
Проектная
|
Проект |
|
1 |
|
|||||||
|
4. |
|
Особенности речи героев. Репетиция № 1 |
Познавательная |
Беседа |
|
1 |
|
|||||||
|
5. |
|
Черты характера главных героев. Репетиция |
Игровая |
Игра |
|
1 |
|
|||||||
|
6. |
|
Особенности поведения героев комедии. Репетиция. |
Познавательная |
Беседа |
|
1 |
|
|||||||
|
7. |
|
Репетиция инсценировки. |
Игровая |
Игра |
|
1 |
|
|||||||
|
8. |
|
Репетиция инсценировки. |
Познавательная |
Беседа-диспут |
|
1 |
|
|||||||
|
9. |
|
Выступление перед одноклассниками, родителями. Обсуждение. |
Игровая Досугово - развлекательная |
Игра |
|
1 |
|
|||||||
|
3.Сочинение как вид творческой работы 7ч |
|
|||||||||||||
|
10. |
|
Требования к сочинению. |
Познавательная |
Беседа
|
1 |
|
|
|||||||
|
11. |
|
Последовательность работы над сочинением. Беседа, презентация
|
|
|
1 |
|
|
|||||||
|
12. |
|
Формулировка темы и основные части сочинения |
|
|
1 |
|
|
|||||||
|
13. |
|
Классификация сочинений по проблемам, тематике, жанрам |
Проблемно - ценностное общение |
Беседа Дискуссия |
1 |
|
|
|||||||
|
14. |
|
Сочинение- рассуждение. |
|
|
|
1 |
|
|||||||
|
15. |
|
Рецензия как вид сочинения. |
Познавательная |
Беседа |
|
1 |
|
|||||||
|
16. |
|
Эссе как вид сочинения. |
Проблемно - ценностное общение |
КТД |
|
1 |
|
|||||||
|
4.Текст 7ч |
|
Работа над выразительностью своего языка |
||||||||||||
|
17. |
|
Выявление проблематики текста Работа с текстом |
Познавательная |
Беседа
|
1 |
|
|
|||||||
|
18. |
|
Текстовый комментарий Работа с текстом
|
Проектная |
Проект
|
|
1 |
|
|||||||
|
19. |
|
Работа над выразительностью своего языка |
Познавательная |
Беседа - интервью |
|
1 |
|
|||||||
|
20. |
|
Работа над речевыми и стилистическими ошибками |
Познавательная |
Беседа |
|
1 |
|
|||||||
|
21. |
|
Учимся редактировать. Речевые и грамматические ошибки Работа с текстом
|
Проблемно - ценностное общение |
Дискуссия |
|
1 |
|
|||||||
|
22. |
|
Создаём текст на различные темы. |
Познавательная |
Беседа |
|
1 |
|
|||||||
|
23. |
|
Презентация работ. |
|
|
|
1 |
|
|||||||
|
5. Проза как вид словесного искусства 5ч |
|
|||||||||||||
|
24. |
|
Проза как вид словесного искусства. Анализ эпизода. беседа
|
Познавательная |
Беседа |
1 |
|
|
|||||||
|
25. |
|
Характеристика литературного героя. беседа
|
Игровая |
Игра |
1 |
|
|
|||||||
|
26. |
|
Особенности художественной детали Анализ текста
|
Познавательная |
Беседа |
|
1 |
|
|||||||
|
27. |
|
Языковые средства, используемые разными авторами для выражения одной идеи текста. Работа с текстом
|
Творческая игра : «В мире мудрых мыслей.» |
Турнир |
1 |
|
|
|||||||
|
28. |
|
Литературная викторина «Кто из героев?» |
Проектная |
Проект |
|
1 |
|
|||||||
|
6.Творческий проект 6ч |
|
|||||||||||||
|
29. |
|
Проект по литературе. Этапы работы над проектом.
|
Познавательная |
Этическая беседа |
1 |
|
|
|||||||
|
30. |
|
Выбор темы. Творческий проект "Мой памятник литературному герою"
|
Проблемно - ценностное общение |
Дискуссия |
1 |
|
|
|||||||
|
31. |
|
Изучение литературы по теме проекта. Существующие памятники литературным героям. |
Познавательная |
Беседа |
1 |
|
|
|||||||
|
32. |
|
Разработка эскиза своего памятника литературному герою. |
Художественное творчество |
Практическая работа. Цветопись |
|
1 |
|
|||||||
|
33. |
|
Оформление презентации. |
Познавательная |
Беседа
|
|
1 |
|
|||||||
|
34. |
|
Презентация проекта. Зачёт. |
Проблемно - ценностное общение |
Работа в группах |
|
1 |
|
|||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.