Выступление по теме здоровьесбережения младших школьников
Оценка 4.8

Выступление по теме здоровьесбережения младших школьников

Оценка 4.8
Лекции
doc
ОБЗР
4 кл
24.12.2023
Выступление по теме здоровьесбережения младших школьников
Описываются негативные тенденции , основные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Работа учителя по охране и укреплению здоровья.doc

 

Работа учителя по охране и укреплению здоровья

 младших школьников.

 

1.     Вступление.

1.1.Задача образовательного процесса – системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к сохранению и укреплению здоровья ребёнка.

 

1.2.Негативные тенденции

 

1.3. Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся

 

1.4.Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся

 

2.     Основная часть.

Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы.

3.     Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ

1.1.Задачи образовательного процесса.

            Данная тема работы мною выбрана не случайно. Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни — важнейшая задача школы. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПиНом, рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

            Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Каждое образовательное учреждение, помимо решения педагогических задач, должно содействовать охране и укреплению здоровья детей. Следовательно, на образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо образовательных задач, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Наряду с этим перед учителем возник ряд проблем, и раскрылись недостатки их работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а, следовательно, ставятся определённые задачи:

Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к сохранению и укреплению здоровья ребёнка.

1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения

2. Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников

3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций). Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

1.2.Негативные тенденции:

§     значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)

§     стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников

§     резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей

§     увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

К недостаткам образования, в частности, относятся:

§     - недостаточная освещенность классов;

§     - плохой воздух школьных помещений;

§     - неправильная форма и величина школьных столов;

§     перегрузка учебными занятиями.

1.3. Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье     учащихся

1.3.1. Активно обсуждаемые и изучаемые:

§   - перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

§   - несовершенство учебных программ и технологий;

§   - авторитарный стиль преподавания;

§   - отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

§   - использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

§   - недостаток двигательной активности учащихся; - неправильное питание учащихся;

§   - несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

§   - недостаточное финансирование школы.            1

1.3.2.      Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

§   - недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;

§   - недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

§   - низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

§   - слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;

§   - неблагополучное состояние здоровья учителей;

§   - недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

1.4.Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

§   стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

§   несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

§   несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;

§   отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Определение «здоровья».

            Что же такое здоровье?

            Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 г.: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

Ø  Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Демченкова Г.З., Полонский Н.Л.);

Ø  Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

Ø  Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство возможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма;

Ø  Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (Казначеев В.П.).

Особо следует отметить, что сохранение и укрепление здоровья младших школьников рассматривается авторами не как самоцель, а как одно из средств достижения более высокой цели, а именно: формирование у учащихся стойкой внутренней мотивации на здоровье.

            Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

2

 

            2.2. Влияние школы на здоровье детей.

Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

            Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

            За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Конечно, многое в последние годы можно отнести за счет тяжелого социального и экономического положения страны в целом. Надо также учитывать и рост числа больных дошкольников. Но было бы некорректно не замечать, что и сама школа вносит свой вклад в процесс ухудшения здоровья детей, являясь своего рода патогенным фактором.

 

            2.3. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

            Таким образом, перед нами, учителями, стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

            «Работа учителя интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. В своей работе он должен планировать использование здоровьесберегающих образовательных технологий как особую науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером».

            Комментируя это определение, напомним, что задача школы не "дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

1.      Создание благоприятного психологического климата на уроке

2.      Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

3.      Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

 

 

 

 

3

Компоненты.

            Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1)     создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

2)     использование проблемных творческих заданий;

3)     стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

4)     применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

5)     рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

 

Виды здоровьесберегающих образовательных технологий

 

1.        Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

2.        Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,- разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности, воспитывать культуру здоровья школьника.

3.        Технологии развивающего обучения. (ТРО) строятся на плодотворных идеях

Л. С. Выготского

4.        Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым, как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.

5.        Технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом

В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

                1.Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

            2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

            3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов зрительными и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

4

            4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

            5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

            6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

            7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.

            8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

 

            2.4. Противоречия и принципы сохранения и укрепления здоровья.

            Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Таким образом, возникает противоречие:

■ между необходимостью сохранения и укрепления здоровья младших школьников и недостаточным внедрением здоровьесберегающих технологий.

Это главное противоречие складывается из следующих противоречий.

Противоречия:

1.      Между структурой, приемами, подходами к уроку и функциональным состоянием организма младшего школьника.

2.      Между некомфортными условиями обучения и адаптивными возможностями организма младшего школьника.

3.      Между временным режимом общеобразовательной школы и физиологическими потребностями организма младшего школьника.

4.      Между нервно-эмоциональными перегрузками и критическим возрастным периодом младшего школьника.

5.      Между необходимостью работать в режиме ближнего зрения и физиологическими возможностями зрительного анализатора.

 

Основные задачи учителя по сохранению и укреплению здоровья.

Отсюда возникают основные задачи, которые учитель ставит в своей работе на первое место:

Ø  обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

Ø  снижение уровня заболеваемости учащихся;

Ø  сохранение работоспособности на уроках;

Ø  формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

Ø  формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

5

            2.5. Принципы сохранения и укрепления здоровья.

            Закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium – начало, основа, основное требование деятельности и поведению)

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора:

-       принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе;

-       развитию познавательной деятельности младших школьников.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями сохранения и укрепления здоровья.

Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!»- одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Рассмотрим более подробно указанные группы принципов.

Общедидактические принципы:

1.      Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

2.      Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

3.      Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

4.      Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

 

Специфические принципы:

1.      Принцип не нанесения вреда.

2.      Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

3.      Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

1.      Принципа постепенности - включение вариантных изменений в стереотипы. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

2.      Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

3.      Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

4.      Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

 

 

6

5.      Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

6.      Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма младшего школьника.

7.      Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

8.      Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

9.      Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

10.  Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

11.  Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

12.  Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать младших школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

           

            2.7. Приобщение школы и учителя к охране и укреплению здоровья ребёнка.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к охране и укреплению здоровья выглядит так:

            1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

            2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

            3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);

            4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителям.

 

Для достижения целей сохранения и укрепления здоровья младших школьников необходимо определить основные средства обучения:

1.      средства двигательной направленности;

2.      оздоровительные силы природы;

3.      гигиенические.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

1. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач сохранения и укрепления здоровья.

·        Это движение; физические упражнения;

·        физкультминутки и подвижные перемены;

·        эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

 

7

·        гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

·        лечебная физкультура;

·        подвижные игры;

·        специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);

·        массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

 

2. Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на сохранение и укрепление здоровья младшего школьника. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

 

3. К гигиеническим средствам достижения сохранения и укрепления здоровья, относятся:

·        выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

·        личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

·        проветривание и влажная уборка помещений;

·        соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

·        привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;

·        обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

·        организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;

·        ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

 

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение:

-   в виде занятий с использованием профилактических методик;

-   с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

-   в виде реабилитационных мероприятий;

-   через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья;

-   выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

 

8

            2.8. Методы обучения сохранения и укрепления здоровья школьников.

Ученые (В.Ф. Лахтман, Н.К. Смирнов и др.) считают, что, кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных факторов образовательного процесса, необходимо последовательно и планомерно обучать их ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. Причем делать это не в традиционных формах проведения большинства уроков, а в режиме активных методов обучения, с использованием игр, тренингов, показом и обсуждением видеоматериалов, анализом реальных жизненных ситуаций и т.п. Заметно повысить эффективность этой работы можно путем приобщения к ней родителей школьников, но в традиционных формах взаимодействия семьи и школы, а именно по тематике заботы о здоровье учащихся.

Педагогами применяются следующие методы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного:

ü  динамизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника;

ü  методика сенсорно-координаторских тренажей с помощью зрительно-сигнальных сюжетов и зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке, коррекции и профилактики зрения;

ü  обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов, расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия;

ü  методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого, шагового ритма.

 

2.9. Формы обучения младших школьников с точки зрения сохранения здоровья школьников.

Основной формой обучения младших школьников остается урок. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:

1.      Гигиенические условия в классе (кабинете).

2.      Число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4–7 видов за урок).

3.      Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут).

4.      Число использованных учителем видов преподавания (норма - не менее трех за урок).

5.      Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

6.      Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

7.      Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

8.      Физкультминутки и физкультпаузы (норма - на 15–20 минуте урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

9.      Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

10.  Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.

11.  Благоприятный психологический климат на уроке.

12.  Преобладающее выражение лица учителя.

13.  Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

14.  Темп и особенности окончания урока.

15.  Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

16.  Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога.

Таким образом, для сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

            Принципы обучения.

Обучение должно строиться на основе следующих принципов:

1.      Принцип комфортности.

2.      Создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы, вера в силы ребенка, осознание им процесса учения, понимание учителем и родителями значимости знаний о здоровье, организация двигательного режима учащихся, недопустимости перегрузок.

3.      Принцип деятельности.

4.      Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.

5.      Принцип творчества.

6.      Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.

 

Основные направления работы учителя и требования к уроку при организации оздоровительной работы школьников.

Достижение сформулированных задач в принципах обучения обеспечивается внедрением комплексного подхода к оздоровлению в начальной школе.

В своей работе учителю предлагаются использовать следующие основные направления организации оздоровительной работы.

            1. Здоровъесберегающий подход к уроку.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.

Что значит здоровьеразвивающий подход к уроку? В чем его суть?

Суть состоит из методологических предпосылок, изложенных в книге «Культура современного урока» под редакцией доктора педагогических наук, профессора

Щурковой Н.Е.:

1.      Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя.

2.      Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

 

9

3.       Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования к уроку.

Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и учителю здоровья. А для этого дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности.

Это достигается путем использования:

1)      Упражнений, несущих в себе здоровьесберегающую направленность:

 

            а) Глаз, как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения у ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность - наличие так называемой дальнозоркой рефлексии. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза - рассматривание удаленных объектов. Дети большую часть времени работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. В лучшем случае оно составляет 25-30 см, в худшем 6-10 см, такие зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными. Возникает близорукость. Выход из создавшейся ситуации: расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока.

Учителю необходимо проводить специальные упражнения, которые помимо тренировки зрения способствуют развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Показывая в течение нескольких секунд 7-9 мелких предметов, учитель убирает их и просит воспроизвести увиденное.

 

            б) Следующий опыт расширения зрительно-двигательной активности - проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняем каждые 10-15 минут напряженного зрительного труда на близких расстояниях.

Учителю рекомендуется использовать элементы методики врача-офтальмолога В.Ф.Базарного. По рекомендации В.Ф. Базарного схемы-тренажеры для глаз должны размещаться на потолке. Но учителю можно ограничится расположением их на обычном листе ватмана над доской. Это разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

Во время выполнения упражнений можно использовать музыкальное сопровождение.

Детям нравятся разнообразные игры для снятия напряжения мышц глаз.

 

            в) Физические минутки, для снятия с мышц туловища утомления, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания.

С поступлением в школу двигательная активность снижается наполовину. Учащиеся вынуждены не только ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать однообразную статическую позу - сидя за партой. Возникает неразрешимое противоречие: овладение основами наук в соответствии с программой требует от учащегося повышенной умственной активности, мобилизации интеллектуальных усилий, напряжения внимания, памяти и т.д., но в то же время даже кратковременное пребывание без движений в статическом положении ведет, согласно наблюдениям гигиенистов, к нарушениям подвижности основных нервных процессов, снижению умственной и мышечной работоспособности.

Поэтому после длительного сохранения статической позы, у нас в классе проводятся физические минутки, для снятия с мышц туловища утомления, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания.

10

            г) Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветриваемом помещении. При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок, в силу анатомических особенностей, почти не может увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания.

 

            д) В начале каждого урока использовать упражнения, направленные на активизацию всех систем организма.

 

            2) Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание учителя, говорение. Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. Позу «стоя» можно использовать при работе в парах и группах.

            а) Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Здоровьесберегающий урок учит детей общаться.

Учитель может начинать каждый первый урок с приветствия в парах, в группах, в кругу или в какой-либо другой форме. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоционального настроя на данный урок. Кроме того оно может органично переходить в тему урока.

Например,

Русский язык.

Тема урока: «Имя существительное. Склонение имен существительных».

Его можно начать, предложив детям стоя, с низким поклоном, с какими-нибудь движениями рук поздороваться со всеми, и со всем, что они видят вокруг себя: с одноклассниками, с партой, с доской, с деревьями за окном, с учебниками, с цветами и т.д. Затем учитель спрашивает:

Как можно назвать одним или двумя словами все то, с чем вы здоровались? (Принимая и одобряя все ответы, учитель останавливается на тех, в которых прозвучало слово «предмет»).

На какие вопросы отвечали все эти предметы?

Кто из вас догадался, к какой части речи относятся эти слова?

- Тема нашего урока: «Имя существительное. Склонение имен существительных».

            Действие на уроке, требующее от детей активного межличностного общения, - это ситуации прощания и взаимоодобрения, которые организуются так же, как и приветствие. Воспитание у детей привычки благодарить окружающих их детей (а также предметы и явления окружающего их мира) за каждую малость (за солнце за окном, за улыбку, за ласковый взгляд, за помощь и т.д.), является эффективным приемом профилактики у них потребительского отношения к жизни, которым страдают сегодня многие современные люди.

Общению детей на уроке способствует коллективная работа (в парах, в четверках, в восьмерках, в малых группах и всем классом. В результате происходит взаимообмен знаниями, опытом, самостоятельное творение различных способов деятельности. Здесь особенно важны два правила, устанавливающие такие нормы поведения, общения и взаимоотношений, следуя которым учащиеся постепенно учатся принимать мнение других, отличные от их собственных, и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоположных позициях.

11

            3) Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызвать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Известно, что невозможно воспитать у ребенка уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Учителю необходимо обнаружить у учащегося достоинства и их стимулировать, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» - это одно из эффективнейших способов, обеспечивающих людям возможность мирного сосуществования.

Желательно отказаться от оценок ниже «5». Доказано психологами, у каждого возрастного периода и у каждого индивида, в рамках этого возрастного периода, есть свои границы познания, и если мы хотим, чтобы наши дети имели знания (а не отметки), то и нужно требовать от них этих знаний до тех пор, пока их качество не будет соответствовать потенциалу данного конкретного ребенка. Живя и работая в ногу со временем в каждом классе у каждого учащегося имеется лист индивидуальных достижений, где фиксируются его маленькие победы. С его помощью родители узнают об успехах ребенка. Мы сравниваем ребенка только с ним самим, каким он был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.

 

Очень желательно, чтобы на уроке дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей. Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, даже если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений. Учителю необходимо создавать на уроке Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но, не манипулируя («Ах, какой вы грациозный и стройный, при полутора метрах роста и ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.

 

Здоровьесберегающий подход к уроку проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает на ней полноценное участие наряду с учащимися и т.д.

4) Особо специфической чертой здоровьесберегающего подхода к уроку является его рефлексивность..

            Можно использовать самые разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, движение, позу, цвет, линию, музыку, письменное слово и многое-многое другое. Рефлексию также можно включать в разные этапы урока, что обеспечит учителю обратную связь с учащимися.

12

Умело проведенная рефлексия, учителю даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке; что им помогало и что мешало в работе; что нового для себя они узнали; что смогут и готовы использовать в своей жизни за пределами урока и школы; что и как в них изменилось за ту или иную единицу времени.

Таким образом, каждый здоровьесберегающий урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.

Оздоровительные процедуры.

Виды оздоровительных мероприятий:

1.      Гимнастика до учебных занятий.

Задачи гимнастики до учебных занятий содействие организованному началу учебного дня, повышению работоспособности учащихся.

Гимнастика до учебных занятий может быть дополнена оздоровительными процедурами. Учитель в своем классе может провести утреннюю гимнастику в сочетании с точечным массажем по А.А.Уманской. Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

2.      Подвижные перемены.

Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:

ü  повышение работоспособности;

ü  организацию активного отдыха;

ü  содействие физическому развитию;

ü  повышению уровня физической подготовленности.

3.      Дни здоровья и спорта.

4.      Профилактические мероприятия.

Помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся совместные профилактические мероприятия с медицинским персоналом школы. В своем классе автор работает по такой схеме:

1) Витаминизация («Олиговит», «Алфавит») 2 раза в год (октябрь, март) - целый месяц дети пьют витамины.

2) Использование адаптогенов - в ноябре (апреле) дети пьют настойку элеутерококка (по 1 капле на год жизни), а в декабре (мае) - «Дрожжи».

3) Фитотерапия, с целью дезинфекции помещения, очистки воздуха в классе используют сосновые веточки, травяные подушки.

Таким образом, шесть месяцев в году учащиеся охвачены профилактической работой.

 

3. Просветительская и консультационная работа с родителями.

            Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

С целью повышения роли родителей в профилактической работе учитель проводит:

1)     Цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

«Профилактика ОРЗ в домашних условиях»;

«Закаливающие процедуры дома»;

«Значение режимных моментов для здоровья ребенка»;

«О питании младшего школьника»;

«Вредные привычки у родителей и их влияние на здоровье детей»;

«Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка»;

«Как воспитать здорового ребенка».

Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления круга интересов, проблем, оценки работы.

Совместные мероприятия с детьми и родителями («Мама, папа и я - спортивная семья», совместные вечера отдыха).

 

8. Результативность.

Одним из показателей эффективности работы в данном направлении могут служить результаты.

1. Снизился процент часто болеющих детей: % часто болеющих детей

 

Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:

-        Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.

-        Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.

-        Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.

-        Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.

Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни. Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
  2. Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В. Ф. Базарный // «Советская Россия», № 136 (12607), 23 октября 2004 г.
  3.  Волчек, Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения / Дис. . канд. пед. наук.  М.Г. Волчек, 2007.
  4. Всероссийский съезд «здоровое поколение - здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
  5. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, Экономическая газета, 1997. - 747 с.
  6. Калинкин, Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН): Метод. пособие. – М., 2003. - 119 с.
  7. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
  8. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
  9. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
  10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
  11. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003

  12. Скачано с www.znanio.ru

Работа учителя по охране и укреплению здоровья младших школьников

Работа учителя по охране и укреплению здоровья младших школьников

ВСТУПЛЕНИЕ 1.1.Задачи образовательного процесса

ВСТУПЛЕНИЕ 1.1.Задачи образовательного процесса

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые: § - недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса; § - недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; § - низкий уровень…

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые: § - недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса; § - недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; § - низкий уровень…

Влияние школы на здоровье детей

Влияние школы на здоровье детей

Компоненты. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: 1) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 2) использование проблемных творческих…

Компоненты. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: 1) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 2) использование проблемных творческих…

Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей

Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей

Принципы сохранения и укрепления здоровья

Принципы сохранения и укрепления здоровья

Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности

Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на сохранение и укрепление здоровья младшего школьника

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на сохранение и укрепление здоровья младшего школьника

Ученые (В.Ф. Лахтман, Н.К. Смирнов и др

Ученые (В.Ф. Лахтман, Н.К. Смирнов и др

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т

Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая…

Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая…

Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне

Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это…

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это…

Умело проведенная рефлексия, учителю даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке; что им помогало и что мешало в работе;…

Умело проведенная рефлексия, учителю даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке; что им помогало и что мешало в работе;…

Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления круга интересов, проблем, оценки работы

Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления круга интересов, проблем, оценки работы

Список литературы Антропова,

Список литературы Антропова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2023