Программа по скорочтению
для учащихся 2-4 классов
Составитель:
Строителева О.П.
учитель начальных классов
Полевской
2013
Пояснительная записка
Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода занятий. Очень много информации мы воспринимаем через прочтение книг, журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является очень важным.
Методики скорочтения позволяют повысить не только скорость чтения «про себя», но также ускоряют восприятие смысла прочтенного текста. Улучшится память; поднимается уровень внимания.
Цель программы: создание условий для освоения техникой скорочтения, формирования навыков эффективной обработки информации, а так же для развития психических процессов, через обучение новой методики.
Задачи программы:
1.Создание комфортной обстановке для раскрытия умственных способностей учащихся.
2. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности.
3.Развитие психических процессов, а так же умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
4. Воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной творческой проектной деятельности.
Данная программа является компилятивной, за основу взята методика Экгардта Р.Н. «Хорошо читаем, запоминаем, думаем». Главной задачей программы является обучению детей быстрому чтению, улучшение зрительной и слуховой памяти, развитие логического мышления. Программа предназначена для обучения детей 8-11 лет, форма работы – групповая по 5-7 человек, продолжительность одного занятия – 35-40 минут, для учащихся старшего возраста (9-10-11), предлагается использовать те же занятия с усложнением и увеличением объёма. Программа предполагает следующую структуру занятия: разминка (дыхательная, артикуляционная, развитие мелкой моторики и т.д.), применение логоритмики (заучивание и проговаривание скороговорок), чтение слогов различной сложности, чтение слов различной сложности, аудирование (чтение текстов разной сложности), упражнение на развитие психических процессов, логоритмика и пантомимика.
Предполагаемые результаты:
· Повышение техники чтения, качества усвоения текста.
· Совершенствование разговорной речи.
· Развитие психических процессов (память, мышление, речь и т.д.).
· Применение знаний и умений на практике.
· Умение быстро ориентироваться в постоянно меняющемся информационном потоке.
Методы:
· Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, аудирование, поощрение.
· Наглядные: демонстрация.
· Практические: упражнения, выполнение графических записей, логоритмика.
· Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.
Средства:
· Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы, презентации.
· Методическая литература: книги, статьи из журналов.
· Оборудование и материалы: школьные принадлежности, тексты для чтения, рисунки, корректурные пробы и т.д.
Учебно-тематический план
2 класс (8-9 лет)
|
№ |
Тема |
Теор. |
Практ. |
Всего |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
2 |
Скороговорки |
1 |
6 |
7 |
|
3 |
Работа со слогами |
3 |
7 |
10 |
|
4 |
Запоминание слов |
|
3 |
3 |
|
5 |
Чтение текстов на время |
1 |
1 |
2 |
|
6 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
|
Итого |
|
|
24 |
3 класс (9-10 лет)
|
№ |
Тема |
Теор. |
Практ. |
Всего |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
2 |
Работа с текстами |
1 |
6 |
7 |
|
3 |
Работа с таблицами |
1 |
4 |
5 |
|
4 |
Отработка быстрого чтения по схемам |
1 |
6 |
7 |
|
5 |
Запоминание слов и рисунков |
1 |
2 |
3 |
|
6 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
|
Итого |
|
|
24 |
4 класс (10-11лет)
|
№ |
Тема |
Теор. |
Практ. |
Всего |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
2 |
Работа со слогами и словами |
1 |
4 |
5 |
|
3 |
Чтение текстов на время |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
Отработка техники быстрого чтения |
1 |
7 |
8 |
|
5 |
Работа с таблицами средней сложности |
1 |
5 |
6 |
|
6 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
|
Итого |
|
|
24 |
Тематический план 2 класс
|
№ |
Тема |
Предполагаемый результат |
|
1 |
Вводное занятие |
Познакомить учащихся с материалами, необходимыми для работы |
|
2 |
Скороговорки |
Выучить скороговорки, логоритмика |
|
3 |
Работа с простейшими слогами |
Знакомство со слогами, чтение их по столбцам, строкам |
|
4 |
Работа с минутным текстом |
Закрепить навыки минутного чтения |
|
5 |
Работа с таблицами |
Закрепить работу с таблицами |
|
6 |
Чтение слов лесенкой |
Научиться читать лесенкой |
|
7 |
Чтение слогов из 4, 5, 6 букв |
Научиться читать слоги из 4 ,5, 6 букв |
|
8 |
Закрепление пройденного |
Закрепить навыки слогов и текстов |
|
9 |
Скороговорки |
Выучить скороговорки, логоритмика |
|
10 |
Работа с рисунками и словами |
Запоминание слов, развитие памяти |
|
11 |
Работа с таблицей с буквами и цифрами |
Знакомство с таблицами: алфавит, цифры |
|
12 |
Чтение слогов из 4, 5, 6 букв |
Научиться читать слоги-слова из 4, 5, 6 букв |
|
13 |
Чтение слоги повышенной сложности |
Научиться читать слоги повышенной сложности |
|
14 |
Работа с рисунками и словами |
Запоминание слов, развитие памяти |
|
15 |
Работа с 3-х минутным текстом |
Закрепить навыки минутного чтения |
|
16 |
Чтение слов лесенкой |
Научиться читать лесенкой |
|
17 |
Работа с текстами на время. Отработка |
Чтение с ускорением |
|
18 |
Чтение таблиц с точкой внимания текстов |
Научиться читать текст с точкой внимания |
|
19 |
Работа с разными слогами |
Закрепить навыки чтения слогов |
|
20 |
Чтение. Слоги. Отработка |
Научиться грамотно читать |
|
21 |
Чтение слоги повышенной сложности |
Научиться читать слоги повышенной сложности |
|
22 |
Работа с текстами на время. Отработка |
Чтение с ускорением |
|
23 |
Чтение таблиц с точкой внимания текстов |
Научиться читать текст с точкой внимания |
|
24 |
Игра-путешествие «В стране Читалия» |
Закрепить навыки чтения |
Тематический план 3 класс
|
№ |
Тема |
Предполагаемый результат |
|
1 |
Особенности традиционных методов обучения |
Познакомить учащихся с гибкой программой чтения |
|
2 |
Работа с движением глаз. Работа с артикуляцией губ, языка и других органов речи при чтении |
Отработка движения глаз. Отработка артикуляции губ, языка и других органов речи при чтении |
|
3 |
Работа с разными текстами. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения |
Закрепить приобретенные навыки |
|
4 |
Знакомство с основными способами чтения. Углубленное чтение |
Отработка первого основного способа чтения: углубленное чтение |
|
5 |
Панорамное чтение |
Отработка панорамного чтения |
|
6 |
Выборочное чтение |
Отработка выборочного чтения |
|
7 |
Чтение-просмотр и чтение-сканирование |
Отработка чтения-просмотр и чтения-сканирование |
|
8 |
Знакомство со зрительным алгоритмом чтения - правильным шестиугольником |
Научиться видеть алгоритм несколькими способами. Отработка видения |
|
9 |
Закрепление пройденного |
Закрепить навыки чтения разными способами |
|
10 |
Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы |
Отработка последовательности мыслительных операций. Тренировка чтения текстов с общим видением содержания, автора и названия |
|
11 |
Работа с алгоритмом и умение заполнять все блоки |
Отработка чтения с воспроизведением текстов по алгоритмам, по блокам |
|
12 |
Работа с текстом. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами. |
Отработка текстов с их фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами |
|
13 |
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма |
Отработка чтения, непрерывность и правильность рисунка ритма |
|
14 |
Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки |
Отработка чтения с воспроизведением текстов по алгоритмам, по блокам |
|
15 |
Знакомство с чтением и отбиванием одновременно |
Отработка чтения, непрерывность и правильность рисунка ритма |
|
16 |
Работа с карандашом и движением рук |
Проверка ритма, сокращение артикуляции |
|
17 |
Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв. |
Тренировка чтения текстов при помощи периферического поля зрения |
|
18 |
Работа с таблицами Шульте. Тренировка горизонтального движения глаз |
Тренировка чтения текстов при помощи периферического поля зрения |
|
19 |
Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки |
Отработка текстов с созерцанием зеленой точки. Расширение поля зрения |
|
20 |
Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием |
Отработка связи с понятием |
|
21 |
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма |
Отработка чтения, непрерывность и правильность рисунка ритма |
|
22 |
Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии |
Отработка непрерывности и правильности, используя зеленую точку. |
|
23 |
Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии |
Отработка непрерывности и правильности, используя зеленую точку. Отработка «Метода штурма» |
|
24 |
Игра «Кто читает?!» |
Закрепить навыки чтения |
Тематический план 4 класс
|
№ |
Тема |
Предполагаемый результат |
|
1 |
Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку |
Отработка внимания при чтении, записи под диктовку, оперативной памяти. |
|
2 |
Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов |
Отработка оперативной памяти, попытка осмысливания и одновременной записи |
|
3 |
Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью |
Отработка чтения способами организации внимания |
|
4 |
Работа с текстом, произвольное внимание, связь поставленной цели и интересами |
Отработка концентрации внимания |
|
5 |
Анализ важных показателей |
Отработка свойств внимания |
|
6 |
Работа по отработке механизма памяти, используя специальные упражнения |
Отработка упражнений на время |
|
7 |
Работа с текстами научно-популярных журналов |
Обучение последовательному знакомству со сложными текстами, статьями |
|
8 |
Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения |
Отработка конспектирования |
|
9 |
Работа с разными текстами |
Обучение чтению учебников, отработка конспектирования |
|
10 |
Текст. Метод сверхбыстрого чтения |
Аутогенная тренировка. Активизация цветного зрения |
|
11 |
Работа над собой, используя аутогенную тренировку |
Обучение чтению со специальными упражнениями глаз и рук. Тренировка сверхвнимания. |
|
12 |
Работа по тренировке памяти, используя специальные упражнения |
Знакомство с механизмами памяти. Отработка упражнений на время |
|
13 |
Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения |
Отработка конспектирования |
|
14 |
Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью |
Отработка чтения способами организации внимания |
|
15 |
Работа с разными текстами |
Обучение чтению учебников, отработка конспектирования |
|
16 |
Анализ важных показателей |
Отработка свойств внимания |
|
17 |
Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов |
Отработка оперативной памяти, попытка осмысливания и одновременной записи |
|
18 |
Работа с упражнением «Пальцы» |
Отработка упражнения |
|
19 |
Работа с упражнением «Муха» |
Отработка упражнения |
|
20 |
Работа с разными текстами |
Отработка упражнений |
|
21 |
Работа с упражнением «Стрелка» |
Отработка упражнения |
|
22 |
Работа с текстами, используя метод сверхбыстрого чтения |
Аутогенная тренировка. Активация цветного зрения |
|
23 |
Работа с текстами повышенной сложности, используя выученные упражнения |
Отработка навыков чтения |
|
24 |
Игра «Кто как читает?!» |
Закрепить навыки чтения |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.