Программа внеурочной деятельности "Скорочтение"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Скорочтение"

Оценка 4.8
docx
20.07.2021
Программа внеурочной деятельности "Скорочтение"
programma_po_skorochteniyu.docx

 

 

 

 

 

 

 

Программа по скорочтению

для учащихся 2-4 классов

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Строителева О.П.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полевской

2013

Пояснительная записка

Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода занятий. Очень много информации мы воспринимаем через прочтение книг, журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является очень важным.

Методики скорочтения позволяют повысить не только скорость чтения «про себя», но также ускоряют восприятие смысла прочтенного текста. Улучшится память; поднимается уровень внимания.

Цель программы: создание условий для освоения техникой скорочтения, формирования навыков эффективной обработки информации, а так же для развития психических процессов, через обучение новой методики.

Задачи программы:

1.Создание комфортной обстановке для раскрытия умственных способностей учащихся.

2. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности.

3.Развитие психических процессов, а так же умения работать и отдыхать, переключаясь  на другое задание.

4. Воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной творческой проектной деятельности.

Данная программа является компилятивной, за основу взята методика                 Экгардта Р.Н. «Хорошо читаем, запоминаем, думаем». Главной задачей программы является обучению детей быстрому чтению, улучшение зрительной и слуховой памяти, развитие логического мышления. Программа предназначена для обучения детей 8-11 лет, форма работы – групповая по 5-7 человек, продолжительность одного занятия – 35-40 минут, для учащихся старшего возраста (9-10-11), предлагается использовать те же занятия с усложнением и увеличением объёма. Программа предполагает следующую структуру занятия: разминка (дыхательная, артикуляционная, развитие мелкой моторики и т.д.), применение логоритмики (заучивание и проговаривание скороговорок), чтение слогов различной сложности, чтение слов различной сложности, аудирование (чтение текстов разной сложности), упражнение на развитие психических процессов, логоритмика и пантомимика.

Предполагаемые результаты:

·       Повышение техники чтения, качества усвоения текста.

·       Совершенствование разговорной речи.

·       Развитие психических процессов (память, мышление, речь и т.д.).

·       Применение знаний и умений на практике.

·       Умение быстро ориентироваться в постоянно меняющемся информационном потоке.

Методы:

·       Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, аудирование, поощрение.

·       Наглядные: демонстрация.

·       Практические: упражнения, выполнение графических записей, логоритмика.

·       Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.

Средства:

·       Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы, презентации.

·       Методическая литература: книги, статьи из журналов.

·       Оборудование и материалы: школьные принадлежности, тексты для чтения, рисунки, корректурные пробы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

2 класс (8-9 лет)

 

Тема

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие

1

 

1

2

Скороговорки

1

6

7

3

Работа со слогами

3

7

10

4

Запоминание слов

 

3

3

5

Чтение текстов на время

1

1

2

6

Итоговое занятие

 

1

1

 

Итого

 

 

24

 

3 класс (9-10 лет)

 

Тема

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие

1

 

1

2

Работа с текстами

1

6

7

3

Работа с таблицами

1

4

5

4

Отработка быстрого чтения по схемам

1

6

7

5

Запоминание слов и рисунков

1

2

3

6

Итоговое занятие

 

1

1

 

Итого

 

 

24

 

4 класс (10-11лет)

 

Тема

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие

1

 

1

2

Работа со слогами и словами

1

4

5

3

Чтение текстов на время

1

2

3

4

Отработка техники быстрого чтения

1

7

8

5

Работа с таблицами средней сложности

1

5

6

6

Итоговое занятие

 

1

1

 

Итого

 

 

24

Тематический план 2 класс

 

Тема

Предполагаемый результат

1

Вводное занятие

Познакомить учащихся с материалами, необходимыми для работы

2

Скороговорки

Выучить скороговорки, логоритмика

3

Работа с простейшими слогами

Знакомство со слогами, чтение их по столбцам, строкам

4

Работа с минутным текстом

Закрепить навыки минутного чтения

5

Работа с таблицами

Закрепить работу с таблицами

6

Чтение слов лесенкой

Научиться читать лесенкой

7

Чтение слогов из 4, 5, 6 букв

Научиться читать слоги из 4 ,5, 6 букв

8

Закрепление пройденного

Закрепить навыки слогов и текстов

9

Скороговорки

Выучить скороговорки, логоритмика

10

Работа с рисунками и словами

Запоминание слов, развитие памяти

11

Работа с таблицей с буквами и цифрами

Знакомство с таблицами: алфавит, цифры

12

Чтение слогов из 4, 5, 6 букв

Научиться читать слоги-слова из 4, 5, 6 букв

13

Чтение слоги повышенной сложности

Научиться читать слоги повышенной сложности

14

Работа с рисунками и словами

Запоминание слов, развитие памяти

15

Работа с 3-х минутным текстом

Закрепить навыки минутного чтения

16

Чтение слов лесенкой

Научиться читать лесенкой

17

Работа с текстами на время.

Отработка

Чтение с ускорением

18

Чтение таблиц с точкой внимания текстов

Научиться читать текст с точкой внимания

19

Работа с разными слогами

Закрепить навыки чтения слогов

20

Чтение. Слоги. Отработка

Научиться грамотно читать

21

Чтение слоги повышенной сложности

Научиться читать слоги повышенной сложности

22

Работа с текстами на время.

Отработка

Чтение с ускорением

23

Чтение таблиц с точкой внимания текстов

Научиться читать текст с точкой внимания

24

Игра-путешествие «В стране Читалия»

Закрепить навыки чтения

 

 

 

Тематический план 3 класс

 

Тема

Предполагаемый результат

1

Особенности традиционных методов обучения

Познакомить учащихся с гибкой программой чтения

2

Работа с движением глаз.

Работа с артикуляцией губ, языка и других органов речи при чтении

Отработка движения глаз.

Отработка артикуляции губ, языка и других органов речи при чтении

3

Работа с разными текстами.

Отработка ускорения.

Увеличение малого поля зрения

Закрепить приобретенные навыки

4

Знакомство с основными способами чтения.

Углубленное чтение

Отработка первого основного способа чтения: углубленное чтение

5

Панорамное чтение

Отработка панорамного чтения

6

Выборочное чтение

Отработка выборочного чтения

7

Чтение-просмотр и чтение-сканирование

Отработка чтения-просмотр и чтения-сканирование

8

Знакомство со зрительным алгоритмом чтения - правильным шестиугольником

Научиться видеть алгоритм несколькими способами. Отработка видения

9

Закрепление пройденного

Закрепить навыки чтения разными способами

10

Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы

Отработка последовательности мыслительных операций. Тренировка чтения текстов с общим видением содержания, автора и названия

11

Работа с алгоритмом и умение заполнять все блоки

Отработка чтения с воспроизведением текстов по алгоритмам, по блокам

12

Работа с текстом. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами.

Отработка текстов с их фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами

13

Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма

Отработка чтения, непрерывность и правильность рисунка ритма

14

Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки

Отработка чтения с воспроизведением текстов по алгоритмам, по блокам

15

Знакомство с чтением и отбиванием одновременно

Отработка чтения, непрерывность и правильность рисунка ритма

16

Работа с карандашом и движением рук

Проверка ритма, сокращение артикуляции

17

Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.

Тренировка чтения текстов при помощи периферического поля зрения

18

Работа с таблицами Шульте.

Тренировка горизонтального движения глаз

Тренировка чтения текстов при помощи периферического поля зрения

19

Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки

Отработка текстов с созерцанием зеленой точки. Расширение поля зрения

20

Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием

Отработка связи с понятием

21

Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма

Отработка чтения, непрерывность и правильность рисунка ритма

22

Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии

Отработка непрерывности и правильности, используя зеленую точку.

23

Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии

Отработка непрерывности и правильности, используя зеленую точку. Отработка «Метода штурма»

24

Игра «Кто читает?!»

Закрепить навыки чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план 4 класс

 

 

Тема

Предполагаемый результат

1

Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку

Отработка внимания при чтении, записи  под диктовку, оперативной памяти.

2

Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов

Отработка оперативной памяти, попытка осмысливания и одновременной записи

3

Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью

Отработка чтения способами организации внимания

4

Работа с текстом, произвольное внимание, связь поставленной цели и интересами

Отработка концентрации внимания

5

Анализ важных показателей

Отработка свойств внимания

6

Работа по отработке механизма памяти, используя специальные упражнения

Отработка упражнений на время

7

Работа с текстами научно-популярных журналов

Обучение последовательному знакомству со сложными текстами, статьями

8

Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения

Отработка конспектирования

9

Работа с разными текстами

Обучение чтению учебников, отработка конспектирования

10

Текст. Метод сверхбыстрого чтения

Аутогенная тренировка. Активизация цветного зрения

11

Работа над собой, используя аутогенную тренировку

Обучение чтению со специальными упражнениями глаз и рук. Тренировка сверхвнимания.

12

Работа по тренировке памяти, используя специальные упражнения

Знакомство с механизмами памяти. Отработка упражнений на время

13

Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения

Отработка конспектирования

14

Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью

Отработка чтения способами организации внимания

15

Работа с разными текстами

Обучение чтению учебников, отработка конспектирования

16

Анализ важных показателей

Отработка свойств внимания

17

Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов

Отработка оперативной памяти, попытка осмысливания и одновременной записи

18

Работа с упражнением «Пальцы»

Отработка упражнения

19

Работа с упражнением «Муха»

Отработка упражнения

20

Работа с разными текстами

Отработка упражнений

21

Работа с упражнением «Стрелка»

Отработка упражнения

22

Работа с текстами, используя метод сверхбыстрого чтения

Аутогенная тренировка. Активация цветного зрения

23

Работа с текстами повышенной сложности, используя выученные упражнения

Отработка навыков чтения

24

Игра «Кто как читает?!»

Закрепить навыки чтения

 


 

Программа по скорочтению для учащихся 2-4 классов

Программа по скорочтению для учащихся 2-4 классов

Пояснительная записка Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода занятий

Пояснительная записка Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода занятий

Умение быстро ориентироваться в постоянно меняющемся информационном потоке

Умение быстро ориентироваться в постоянно меняющемся информационном потоке

Учебно-тематический план 2 класс (8-9 лет) №

Учебно-тематический план 2 класс (8-9 лет) №

Тематический план 2 класс №

Тематический план 2 класс №

Тематический план 3 класс №

Тематический план 3 класс №

Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв

Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв

Тематический план 4 класс №

Тематический план 4 класс №

Работа с разными текстами

Работа с разными текстами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2021