Программа внеурочной деятельности "Точка роста"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Точка роста"

Оценка 4.8
doc
28.03.2024
Программа внеурочной деятельности "Точка роста"
Точка Роста.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                 Директор МБОУ СОШ №6

                                                                 _____________Л. В. Ровнова

«___» ______________ 2021

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

«Физикон»

общеинтеллектуального направления

10-11  класс

 

 

 

 

 

 

 

        

                                                                        Учитель: Шишлова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022

Пояснительная записка

 

Актуальность программы

Программа курса имеет социальную значимость для нашего общества. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия. Одной из задач сегодняшнего образования — воспитание в учащемся самостоятельной личности.

Предлагаемая программа способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, формирует у них умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания на практике. Развитие и формирование вышеуказанных умений возможно благодаря стимулированию научно-познавательного интереса во время занятий.

Концепция современного образования подразумевает, что учитель перестаёт быть основным источником новых знаний, а становится организатором познавательной активности учащихся, к которой можно отнести и исследовательскую деятельность. Современные экспериментальные исследования по физике уже невозможно представить без использования аналоговых и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий (УУД), приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов». Для этого учитель физики может воспользоваться учебным оборудованием нового поколения — цифровыми лабораториями.

Цифровые лаборатории по физике представлены датчиками для измерения и регистрации различных параметров, интерфейсами сбора данных и программным обеспечением, визуализирующим экспериментальные данные на экране. При этом эксперимент остаётся традиционно натурным, но полученные экспериментальные данные обрабатываются и выводятся на экран в реальном масштабе времени и в рациональной графической форме, в виде численных значений, диаграмм, графиков и таблиц. Основное внимание учащихся при этом концентрируется не на сборке и настройке экспериментальной установки, а на проектировании различных вариантов проведения эксперимента, накоплении данных, их анализе и интерпретации, формулировке выводов. Эксперимент как исследовательский метод обучения увеличивает познавательный интерес учащихся к самостоятельной, творческой деятельности.

Занятия на элективном курсе интегрируют теоретические знания и практические умения учащихся, а также способствуют формированию у них навыков проведения творче ских работ учебно-исследовательского характера.

Цели программы: ознакомить учащихся с физикой как экспериментальной наукой; сформировать у них навыки самостоятельной работы с цифровыми датчиками, проведения измерений физических величин и их обработки.

 

Планируемые образовательные результаты

Учащиеся должны приобрести:

         навыки исследовательской работы по измерению физических величин, оценке по грешностей измерений и обработке результатов;

         умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;

         умение обсуждать полученные результаты с привлечением соответствующей физической теории;

         умение публично представлять результаты своего исследования;

         умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а также излагать свои суждения как в устной, так и письменной форме.

Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Периодичность занятий: еженедельно. Длительность одного занятия 1 час.

Формы и методы обучения: учащиеся организуются в учебную группу постоянного состава. Формы занятий: групповые.

 

Учебно-тематический план

 

раздела и темы

 

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1

Вводные занятия.

Физический эксперимент и цифровые лаборатории

4

3

1

1.1

Как изучают явления в природе?

1

1

 

1.2

Измерения физических величин. Точность измерений

1

1

 

1.3

Цифровая лаборатория Releon и её особенности

2

1

1

Раздел 2

Экспериментальные исследования механических явлений

2

 

2

2.1

Изучение колебаний пружинного маятника

2

 

2

Раздел 3

Экспериментальные исследования по МКТ идеальных газов и давления жидкостей

4

 

4

3.1

Исследование изобарного процесса (закон Гей-Люссака)

1

 

1

3.2

Исследование изохорного процесса (закон Шарля)

1

 

1

3.3

Закон Паскаля. Определение давления жидкостей

1

 

1

3.4

Атмосферное и барометрическое давление.   Магдебургские полушария

1

 

1

Раздел 4

Экспериментальные исследования тепловых явлений

5

 

5

4.1

Изучение процесса кипения воды

1

 

1

4.2

Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении

1

 

1

4.3

Определение удельной теплоты плавления льда

1

 

1

4.4

Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела

1

 

1

4.5

Изучение процесса плавления и кристаллиза ции аморфного тела

1

 

1

Раздел 5

Экспериментальные исследования постоянного тока и его характеристик

6

 

6

5.1

Изучение смешанного соединения проводников

1

 

1

5.2

Определение КПД нагревательной установки

1

 

1

5.3

Изучение закона Джоуля Ленца

1

 

1

5.4

Изучение зависимости мощности и КПД источника от напряжения на нагрузке

1

 

1

5.5

Изучение закона Ома для полной цепи

1

 

1

5.6

Экспериментальная проверка правил Кирхго фа

1

 

1

Раздел 6

Экспериментальные исследования магнитного поля

3

 

3

6.1

Исследование магнитного поля проводника с током

1

 

1

6.2

Исследование явления электромагнитной ин дукции

1

 

1

6.3

Изучение магнитного поля соленоида

1

 

1

Раздел 7

Проектная работа

10

2

8

7.1

Проект и проектный метод исследования

1

1

 

7.2

Выбор темы исследования, определение целей и задач

1

1

 

7.3

Проведение индивидуальных исследований

6

 

6

7.4

Подготовка к публичному представлению  проекта

2

 

2

 

Итого:

34

5

29

 

 

 

Проектные работы

 

Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная её идея это направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно- и социально-значимой проблемы. В рамках изучения физики учащимся можно предложить выполнить проектные и исследовательские работы из предложенного перечня.

 

 

Примерные темы проектных работ:

 

1.     Абсолютно твёрдое тело и виды его движения.

2.     Анизотропия бумаги.

3.     Электроёмкость. Конденсаторы. Применение конденсаторов.

4.     Ветрогенератор для сигнального освещения.

5.     Взгляд на зрение человека с точки зрения физики.

6.     Влияние атмосферы на распространение электромагнитных волн.

7.     Влияние магнитных бурь на здоровье человека.

8.     Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

9.     Выращивание кристаллов медного и железного купороса в домашних условиях и определение их плотности.

10. Газовые законы.

11. Геомагнитная энергия. Гидродинамика. Уравнение Бернулли.

12. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.

13. Законы сохранения в механике. Закон сохранения энергии.

14. Запись динамических голограмм в резонансных средах.

15. Защита транспортных средств от атмосферного электричества.

16. Изготовление батареи термопар и измерение температуры.

17. Изготовление самодельных приборов для демонстрации действия магнитного поля на проводник с током.

18. Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.

19. Измерение силы, необходимой для разрыва нити.

20. Исследование зависимости силы упругости от деформации.

21. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

22. Методы измерения артериального давления.

23. Выращивание кристаллов.

24. Исследование электрического сопротивления терморезистора от температуры.

25. Измерение индукции магнитного поля постоянных магнитов.

26. Принцип работы пьезоэлектрической зажигалки.

27. Оценка длины световой волны по наблюдению дифракции света на щели.

28. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решётки.

29. Изучение принципа работы люминесцентной лампочки.

30. Игра Angry Birds. Физика игры. Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту.

31. Изучение теплофизических свойств нанокристаллов.

32. Измерение коэффициента трения скольжения.

33. Измерение размеров микрообъектов лазерным лучом.

34. Изучение электромагнитных полей бытовых приборов.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.       Громов С.В. Физика: Yue6. для 7 кл. общеобразоват. учреждений С.В. Громов, Н.А. Родина. - 4-е изд. М.: Просвещение, 2002. - 158 с.

2.        Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя М.Г. Ковтунович. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 207 с. f Библиотека учителя физики).

Руководство к лабораторным занятиям по физике. Под ред. Л.Л. Гольдина, изд. 2-е, переработанное. Главная редакция физико-математической лите- ратуры изд-ва «Наука», 1973. 688 с.

4.       Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и пpo-                                                                                                            р фил. уровни   Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И.                                                                                                             $ Николаева, Н.А. Парфентьевой. 19-e изд. М.: Просвещение, 2010.

366 с.

5.       Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. T.1. Механика. Теплота. Мо— лекулярная физика. М.: Наука, 1385. 606 с.

6.       Ландсберг Г.С ’Элементарный учебник физики. T.2. Электричество и магне- тизм. —- М.: Наука, 1385. 479 с.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г

Пояснительная записка Актуальность программы

Пояснительная записка Актуальность программы

Планируемые образовательные результаты

Планируемые образовательные результаты

Раздел 4 Экспериментальные исследования тепловых явлений 5 5 4

Раздел 4 Экспериментальные исследования тепловых явлений 5 5 4

Проектные работы Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся

Проектные работы Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся

Изучение принципа работы люминесцентной лампочки

Изучение принципа работы люминесцентной лампочки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024