Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Оценка 4.9
PDF
28.02.2022
Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
РП._Учусь_создавать_проект_1_класс.PDF

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 

                                                                         «Средняя общеобразовательная школа №76» г. Перми

 

Принято на заседании Педагогического совета

 Протокол № 1 от 30.08.2021г

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочного курса

«Учусь создавать проект»

 

 

 

составитель программы Некрасова Е.А.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова

Р.Ф.  (г.Москва)

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.

Курс включает 136 занятий по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 3 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого Дельфина». В 4 классе -  индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.

В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.  Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2.  Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над какимлибо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.  Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.  Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.  Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.

Задачи:

1.                    Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).

2.                    Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).

3.                    Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).

4.                    Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта  (личностные УУД)

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. 

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

 Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

              непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

              развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

              системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные формы:

В преподавании курса используются  следующие формы работы с учащимися:

              Работа в малых группах;

              Проектная работа;

              Исследовательская деятельность;

              Информационно-поисковая деятельность        Выполнение практических работ.

Основные технологии:

1.                  Игровая

2.                  Здоровьесберегающая

3.                  ИКТ

4.                  Развивающее обучение

Методы обучения:

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1.                  Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. 

2.                  Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3.                  Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

 

Содержание   учебного курса

 

Содержание курса составляют следующие разделы: 

              введение;

              способы мыслительной деятельности;

              этапы работы в рамках исследования;

              самостоятельные исследования;

              защита результатов самостоятельных исследований.

Содержание программы занятий будет способствовать

              овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;      саморазвитию и самовыражению;

              осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;

              востребованию творческого потенциала учеников;

              получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников. Основные разделы программы

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. 

             

 

 

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

 

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

 

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектноисследовательской деятельности постепенно возрастает.

 

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:

 

Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:

 

Графа «Название работы»

Напиши название своего проекта (исследования)

 

Графа «Техника исполнения»

Какую форму исполнения проекта ты выбрал? 

Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

 

Графа «Самостоятельность»

Самостоятельно ли ты выполнил свой проект? 

На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.

 

 

Графа «Сложность» 

Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне,  который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

 

Графа «Мое настроение» 

С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.

 

Графа «Применение»

Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.) «Мои достижения»

 

 

 

 

 

Название проекта

 

 

 

Техника исполнения

 

 

 

Самостоятельность

 

 

 

Сложность

 

 

 

Моё настроение

 

 

 

Применение

 

 

 

 

Планируемые результаты Ученик получит возможность научиться:  

              видеть проблемы;

              ставить вопросы;

              выдвигать гипотезы;

              давать определение понятиям;

              классифицировать;

              наблюдать;

              проводить эксперименты;

              делать умозаключения и выводы;

              структурировать материал;

              готовить тексты собственных докладов;

              объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

              Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

              Целеполагать (ставить и удерживать цели);

              Планировать (составлять план своей деятельности);

              Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

              Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

              Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются: 

              учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; 

              ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; 

              способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; 

              основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;            чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 

Учебно-тематическое планирование

 

Название раздела, темы

 

Количе ство часов

Характеристика деятельности учащихся

1.Кто я? Моя семья. Анкетирование учащихся.

1

Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. 

2. Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Работа в командах.

3.О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

4.Как собирать материал.

1

Коллективное планирование, работа в команде.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

5.Повторение. Давай вспомним.

1

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

6.Проблема. Решение проблемы.

1

Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

7.Гипотеза. Предположение.

1

Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое.

8.Гипотеза. Играем в предположения.

1

Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

9.Цель проекта.

1

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

10.Задача проекта.  

1

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

11.Выбор нужной информации.

1

Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации.  Структурирование информации, выделение главного. 

12.Интересные люди – твои помощники.

1

Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции.

13.Продукт проекта.

1

Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

14.Виды продукта. Макет.

1

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

15.Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

1

Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки.

16. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

1

Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление

 

 

 

17.       Мини-сообщение.     Семиминутное выступление

1

 

18.       Мини-сообщение.     Семиминутное выступление.

1

Использование изученных проектных понятия в процессе самостоятельной работы.

19.       Выступление             перед             знакомой аудиторией.

1

для других).

20. .Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

1

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового

21.       Подготовка    ответов           на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия. Выставка детских работ.

22. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.  

1

Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

23. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1

Публичное выступление, представление результатов работы.

24..      Подготовка    ответов           на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

1

. Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии.

25. Повторение. Давай вспомним.

1

Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии.

26.    Играем    в    ученых.      «Мобильные

телефоны». Это интересно

1

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового

27. Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

28.. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.

1

деятельности.

29. Тест «Чему я научился?»

1

Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия).

30 Памятка для учащегося проектанта

1

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества.

31. Твои впечатления от работы над проектом.

1

Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток.

32. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

1

Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам.

33.Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

 

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

 

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

            В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. 

Особенностями системы оценки являются:

      комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

      использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

      оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

      оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

      сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

      использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

      уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

      использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

      использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

      использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации          образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

 

Список литературы

Рекомендуемая  литература для учителя: 

1.                  Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 

2.                  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.                  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература,

2008 – 119с.           

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с. 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76» г

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет

Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности

Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: 1

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: 1

Развитие исследовательских способностей

Развитие исследовательских способностей

Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:

Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:

Планируемые результаты Ученик получит возможность научиться: • видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • проводить…

Планируемые результаты Ученик получит возможность научиться: • видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • проводить…

Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Цель проекта. 1 Осмысливание задач

Цель проекта. 1 Осмысливание задач

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Список литературы Рекомендуемая литература для учителя: 1

Список литературы Рекомендуемая литература для учителя: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2022