Программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
Пояснительная записка
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.И.
В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Развитие речи ребенка – важная задача школы. Ведь человек, который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных людей.
Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.
Актуальность выбора курса «Занимательная грамматика» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
· соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
· содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
· определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Форма проведения занятий разнообразна: КВНы, викторины, разгадывание кроссвордов, сочинительство. Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение. Курс имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала.
Курс «Занимательная грамматика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс.
Цели курса
- Обеспечить языковое развитие учащихся
- Помочь овладеть им речевой деятельностью
- Помочь овладеть основами грамматики
- Показать детям, что художественный текст создан по законам языка
Задачи курса
- Через язык приобщить школьников к художественной культуре
- Через язык развивать творческие возможности ребенка
- Приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей
- Обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание учащихся
- Развить внимание и интерес к чтению
- Уточнить и расширить представление детей об окружающем мире
- Развить познавательные способности детей
Структура курса
1. Этимология слова
2. Секреты орфографии
3. Развитие речи
4. Занимательный материал
5. Словари
6. Исторические справки
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу «Занимательная грамматика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
· формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также творческие возможности ребенка;
· формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
· создать условия для приобщения школьников к художественной культуре;
· способствовать развитию интереса к чтению.
Воспитывающий аспект
· воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Занимательная грамматика»
· Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
· Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
· Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
· Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
· Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Занимательная грамматика»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
· проговаривать последовательность действий;
· учиться высказывать свое предположение (версию);
· учиться работать по предложенному педагогом плану;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
· учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
· учиться распознавать литературные жанры.
Коммуникативные УДД:
· учиться выражать свои мысли;
· учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
· овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
· сравнивать слова по написанию и произношению;
· определять разницу между звуком и буквой;
· устанавливать общие признаки жанров;
· находить языковые закономерности ;
· определять последовательность работы над словом.
Содержание программы
Программа 1 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. На что похожа буква.. (11 часов)
Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква потерялась», кроссворды, «Веселые стихи» Заходера. Создание «маленького словарика» для слов, начинающихся на одну букву.
Раздел. Народное творчество. (8 часов)
Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Рисование загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц, поговорок. Простые русские игры.
Раздел. Игра со словами. (10 часов)
Знакомство с минимальной единицей языка(слогом, словом) Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова», «Слоговой аукцион». Использование сборника «Занимательная грамматика».
Раздел. Разное. (6 часов)
Тематическое планирование. 1 класс. 1 час в неделю.
Занятие |
Тема |
Колич.час |
Число |
1. |
Введение в курс |
1 ч. |
|
2-12 |
На что похожа буква? - Фонетическая зарядка. - Кто внимательней? (выделение звука) - Сказка про буквы. - Кто больше? - Любопытный (сказка на одну букву). - Доскажи словечко (отгадки на одну букву). - Буква потерялась. - Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы. - Анаграммы. - Ребусы. - Веселые стихи. - «Маленький» словарик (крылатые слова, выражения, происхождение слов)
|
11 ч. |
|
13 -20 |
Народное творчество - Загадки. Рисование загадок. - Чистоговорки. - Скороговорки. - Пословицы, поговорки на определенные темы. - Инсценировка пословиц, поговорок. - Считалки. Игра «Поиграем в прятки». - Детские потешки. -Школьные частушки.
|
8 ч. |
|
21-30 |
Игра со словами. - Превращение слов. - Словесная лесенка. - Из одного слова – несколько. - Слоговой аукцион. - Закончи предложение (словом на определенную букву) - Волшебная цепочка - Слоговое лото - Дополните слово - Найди слово в слове |
10 ч. |
|
31 |
Соревнование телефонистов. |
1 ч. |
|
32. |
Рифмуем слова. |
1 ч. |
|
33. |
Послушай сказку, дружок. |
1 ч. |
|
34. |
Итоговое занятие. |
1 ч. |
|
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика» во втором классе
В результате изучения данного курса, во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
· учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
· учиться выражать свои мысли, аргументировать;
· овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
· учиться отличать факты от домыслов;
· овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
· формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
· овладевать художественными средствами языка;
· перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
· находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы
Коммуникативные УУД:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
· развивать доброжелательность и отзывчивость;
· развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
· применять правила сравнения;
· задавать вопросы;
· находить родственные слова;
· строить причинно-следственные цепочки;
· упорядочивать понятия по многозначности слова;
· находить ошибки в построении предложений;
· делать умозаключения.
Содержание программы
Программа 2 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Историческая страничка. (4 часа)
Знакомство с устной, письменной речью. Когда и как появилась речь? Как появился алфавит? Алфавиты разных языков.
Раздел. Русский язык – какой он. (3 часа)
Чтение русских народных сказок. Язык сказок, художественные средства языка сказок. Сочинение сказки (бытовой, приключенческой, на школьную тему).
Раздел. Язык и речь. (6 часов)
Потребность в речи. Язык «костра» у древних племен, язык «свиста», рисуночное письмо. Общепринятые символы.
Раздел. Главное правило. (5 часов)
Фонемы. Игры с фонемами. Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кит и кот».
Раздел. Из чего строятся слова?(7 часов)
Родственные слова. Многозначность слова. Слова-палиндромы.
Разное. (9 часов)
Знакомство с анаграммами, омонимами, омографами, омофонами, фразеологизмами.
Тематическое планирование 2 класс. 1 час в неделю
Занятие |
Тема |
Колич. часов |
Число |
1 |
Повторение за 1 класс. |
1 ч. |
|
2-5 |
Историческая страничка. - Появление устной и письменной речи. - Как появился алфавит. - Появление букв ять, ижица. - Древние письмена. |
4 ч. |
|
6-8 |
Русский язык – какой он? - Жили-были или тридесятое царство. - Попробуем написать сказку. - Какие слова нам больше нужны? |
3 ч. |
|
9-14 |
Язык и речь. - Нарисуй мне письмо. - Какая бывает речь? - Где рождается речь? - Откуда разные языки? - Языки живые и мертвые. - Кто такой полиглот?
|
6 ч. |
|
15-19 |
Главное правило. - Ошибкоопасные места. - Тайна фонемы. - Опасные согласные. - На сцене гласные. - Фонемы повелевают буквами. |
5 ч. |
|
20-26 |
Из чего строятся слова? - Строительная работа морфем. - Где хранятся слова? - Жизнь слова. - Палиндромы - слова. - Слова – «родственники». - Не лезьте за словом в карман. |
7 ч. |
|
27 |
Анаграммы. Из нарицательных в собственные. |
1 ч. |
|
28 |
Омонимы. |
1 ч. |
|
29 |
Омофоны. |
1 ч. |
|
30 |
Омоформы. |
1 ч. |
|
31 |
Синонимы. |
1 ч. |
|
32 |
Антонимы. |
1 ч. |
|
33 |
Фразеологический зверинец. |
1 ч. |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 ч. |
|
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика» в третьем классе:
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
· сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
· формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
· формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
· овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
· соблюдать нормы этики и этикета;
· овладевать некоторыми способами редактирования текста.
Коммуникативные УДД:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
· учиться аргументировать, доказывать;
· учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
· выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;
· обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
· сопоставлять тексты;
· описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
· приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
· приводить примеры отрицательных предложений;
· проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
· выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
· рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание программы
Программа 3 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Историческая страничка. (3 часа)
Знакомство с историческими событиями о возникновении письменности, о первых книгопечатниках.
Раздел. Мир слов. (7 часов)
Знакомство с историзмами, архаизмами, неологизмами.
Раздел. Литературная страничка. (5 часов)
В гости приходят литературные герои.
Раздел. Развитие речи. (7 часов)
Редактирование текста.
Раздел. Словари.(6 часов)
Словари: орфографический, фразеологический, толковый, этимологический, синонимов.
Разное. (6 часов)
Тематическое планирование 3 класс. 1 час в неделю
Занятие |
Тема |
Колич. часов |
Число |
1 |
Повторение за 2 класс. |
1 ч. |
|
2-4 |
Историческая страничка. - Появление устной и письменной речи. - Первые книгопечатники. - Первые книги.
|
3 ч. |
|
5-11 |
Мир слов. - Историзмы. - Слова – архаизмы - Слова - неологизмы - Нахождение слов в тексте. - Еще слова. - Найди сам. - Помог словарик. |
7 ч. |
|
12-16 |
Литературная страничка. - В гости к русским сказкам. - В гости в Скандинавию. - Африканские сказки. - Сказки народов Камчатки - Сказки народов мира.
|
5 ч. |
|
17-23 |
Развитие речи. - Продолжи текст. - Вставь слово. - Найди правильное слово. - Редактирование текста. - Начни текст. - Что пропущено? - Повторы. |
7 ч. |
|
24-29 |
Словари. - Орфографический словарь - Фразеологический словарь. - Толковый словарь. - Этимологический словарь. - Словарь синонимов. - Словарь ударений. |
6 ч. |
|
30 |
Тесты Айзенка |
1 ч. |
|
31. |
Ребусы |
1 ч. |
|
32 |
Кроссворды |
1 ч. |
|
33. |
Анаграммы |
1 ч. |
|
34. |
Итоговое занятие. |
1 ч. |
|
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
· формировать личностный смысл учения;
· формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
· осваивать способы решения проблем поискового характера;
· определять способы решения поставленной задачи;
· осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
· осознанно строить речевое высказывание;
· построение рассуждения;
· учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
· учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
· формировать мотивацию к работе на результат;
· учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
· определять виды отношений между частями речи;
· находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
· устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
· рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
· решать задания повышенной сложности.
Содержание программы
Программа 4 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Порядок. (7 часов)
Части речи в игре. Удивительное имя существительное. Замечательное имя прилагательное. Братцы-глаголы.
Раздел. Разное. (16 часов)
Рифмовка слов. Написание стихов. Театрализованные представления.
Раздел. Типы текстов. (3 часа)
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Раздел. Поиграем. (6 часов)
Игры: КВНы, викторины, чайнворды, ребусы, анаграммы, кроссворды.
Раздел. Историческая страничка.(2 часа)
Даль. Ожегов. Биографии.
Тематическое планирование 4 класс. 1 час в неделю
Занятие |
Тема |
Колич. часов |
Число |
1 |
Повторение за 3 класс. |
1 ч. |
|
2-8 |
Порядок (части речи). - Как навести порядок. - Части разные нужны, части разные важны. - Как получше рассказать? - Прилагательное – друг существительного. - Как привести все в движение? - Все происходит в разное время. - Зачем речи наречия?
|
7 ч. |
|
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
«Глокая куздра» - Точка, точка, запятая. - Что можно строить из абзацев? - Что важно в тексте? - Автор, текст, читатель. - Учимся писать стихи. - Рифмованные точки. - Учимся писать сказки. - Что такое театр. - Спектакль. - Мы артисты. - Представление. |
1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
|
21-23 |
Типы текстов. - Текст-описание. - Текст – повествование. - Текст – рассуждение.
|
3 ч. |
|
24-29 |
Поиграем! - КВН. - Литературная викторина. - Чайнворд. - Литературные герои в ребусах. - Угадай меня. - Объясни, кто я?
|
6 ч. |
|
30-31 |
Историческая страничка. - В. Даль. - Ожегов. |
2 ч. |
|
32. |
Живая страничка. Волк, медведь, заяц(происхождение слов) |
1 ч. |
|
33. |
Игра «Умники, умницы» |
1 ч. |
|
34 |
Итоговое занятие. |
1 ч. |
|
Информационные ресурсы
1. Архипова Е. Развитие речи. М. «Открытый мир». 1995.
2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М. «Просвещение». 1991.
3. Грабыльникова Т. Мир синтаксиса. М. 1995.
4. Граник Г.Г. Секрет орфографии. М.»Просвещение». 1991.
5. Леонович Е.Н. Родная словесность. М. «Дидакт».1992.
6. Леонович Е.Н. Учимся говорить и писать. М. «Дидакт».1992.
7. Монович Е.Н. В мире языка и речи. М. «Дидакт».1992.
8. Титович И.Е. Мой язык.2,3,4 класс. М. «Баласс».1993.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.