Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами являются:
- формирование расширенной системы знаний о современном мире;
- понимать значимость образования и самообразования как средств своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в современном мире;
- умение сознательно планировать свою деятельность, используя навыки целеполагания, самоанализа и самооценки;
- формирование нравственных критериев выбора в конкретных жизненных ситуациях, способности понимать происходящие в обществе процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев;
- проявление творческой и социальной активности.
Метапредметными результатами:
Коммуникативные:
- понимать важность оценивания информации с точки зрения ее достоверности или недостоверности, проверять информацию на достоверность;
- выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения;
- использовать коммуникативные возможности языка, грамотно формулировать вопросы с целью получения наиболее полного ответа (соответствующего поставленным задачам коммуникации);
- уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе;
- строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи;
- уметь формулировать собственное мнение и свою позицию;
- уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь определять общую цель и пути ее достижения.
Познавательные:
- создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно планировать свою учебную деятельность;
- аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях как читатель/зритель со сформированными морально-нравственными ценностями;
- владеть компетентностями в области использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, культурой активного пользования образовательными и творческими ресурсами сети Интернет;
- уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника;
- уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного текста, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели;
- уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
- выделять и формулировать познавательную цель;
- уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах;
- уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.
Регулятивные:
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, принимать ответственность за сказанное и написанное, понимать влияние, которое публичная информация оказывает на человека;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий;
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики;
- уметь планировать алгоритм ответа;
- применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Предметными результатами:
- создавать тексты и видеосюжеты публицистической направленности, ориентированные на читателя и зрителя, и анализировать необходимую информацию в соответствии с задачами текста;
- выстраивать диалог в рамках делового общения, проводить опросы и интервью;
- оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике работы школьного журналиста, с точки зрения нравственности тех или иных поступков;
- использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- выявлять в публицистических текстах тему и проблему и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных отличий публицистического текста от литературно-художественного, научного и т. п.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности.
Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности (15 ч)
Тема 1: Профессия журналист. История возникновения журналистики (1ч)
Самоопределение, формулировка индивидуальных ожиданий от курса. Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне. Понятия: прямой эфир, форум, аккредитация журналиста. История появления журналистики. Происхождение слов «журнал» и «газета». История российской журналистики. Появление телевидения в России.
Форма и вид деятельности: Практическая групповая работа с сайтом одного из телеканалов по выбору учащихся. Групповая и индивидуальная работа по поиску информации в сети Интернет.
Тема 2. Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ (1ч)
Работа с понятиями: информационная эпоха, СМИ, массмедиа. Журналистика как определенный социальный институт, имеющий в обществе свои функции и задачи. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет-СМИ.
Форма и вид деятельности: Групповая и индивидуальная работа по поиску информации в сети Интернет.
Тема 3: Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ (2 ч)
Влияние публицистических материалов на действия и поступки людей. Понятие общественного мнения. Влияние средств массовой информации на общественное сознание, взгляды и убеждения отдельных людей. Зачем нужны рейтинги СМИ. Журналистика как бизнес. СМИ и аудитория: взаимообратная связь. Обобщённый портрет российского телезрителя.
Форма и вид деятельности: Практическая работа в группах с материалами сайта исследовательской компании Mediascop.
Тема 4: Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять? (1ч)
Понятие миссии журналиста в обществе. Почему журналистов часто обвиняют во лжи. Ответственность журналиста перед аудиторией за достоверность информации. Интерпретация информации и дезинформация. Критерии достоверности: как понять, можно ли доверять информации, полученной из СМИ. Соотношение фактической информации и эмоций в журналистском сообщении.
Форма и вид деятельности: Практическая работа в группах:
определение недостающих источников информации. Как понять, является ли информация исчерпывающей. Критерии честности и объективности для журналиста.
Тема 5: Источники информации. Узнать, проверить, уточнить (2ч)
Интервью как источник информации. О чём могут рассказать люди — очевидцы, участники событий, виновники, пострадавшие, специалисты. Источники объективной информации: прямое наблюдение, работа с документами, государственные учреждения. Особенность информации в сети Интернет. Каким интернет- источникам можно доверять. Недостаточность информации как способ искажения реальной картины действительности.
Форма и вид деятельности: Практическая работа в группах— анализ источников информации и их роли в интерпретации фактов.
Тема 6: Поиск новостей. Работа с источниками информации (1ч)
Трансформация информации. Повторение: как недостаточность информации может повлиять на её объективность. Абстрактные и конкретные вопросы.
Форма и вид деятельности: Моделирование рабочей ситуации — «Разговор на автобусной остановке»: разбор ситуации, анализ возможных источников информации.
Тема 7: Манипуляции информацией (1ч)
Качественная журналистика VS желтая пресса. Пресс-конференция.
Проверка информации в сети интернет. Вторжение с Марса. Инсценировка.Информационные войны как способ манипуляции массовым сознанием. Газетная «утка», фейковая новость, манипуляции в СМИ.
Форма и вид деятельности: дискуссия «Может ли фейковая новость навредить людям».
Тема 8: Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет (2ч)
Понятие информационного общества. Специфика распространения информации в сети Интернет. Понятия верификации информации, верифицированной информации. Отличие блогера от журналиста, влияние блогера на сознание читателей. Цели индивидуального потребления информации в сети интернет.
Форма и вид деятельности: Просмотр и обсуждение лекции А. А. Венедиктова «Лекция об информационном сообществе».
Тема 9: СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации» (2ч)
Правовая ответственность журналиста. Нормы морали и требования закона в профессиональной деятельности журналиста. Основные законы, которые регулируют деятельность СМИ в России. Уголовный кодекс РФ. Конституция РФ. Закон РФ «О средствах массовой информации». Права журналиста. Авторское право на журналистский текст. Конфиденциальная информация.
Форма и вид деятельности: Практическая работа в группах с открытыми источниками базы «КонсультантПлюс». Анализ отдельных статей Закона РФ «О средствах массовой информации».
Тема 10: Нравственные нормы деятельности журналиста. Профессиональная журналистская этика (1 ч).
Журналист: профессия и призвание. Профессиональная журналистская этика. Сложность нравственного выбора. Разница между нормами морали и законом. Понятие «защита интересов общества» в контексте журналистской деятельности.
Форма и вид деятельности: Дискуссия «Зачем нужны кодексы профессиональной этики, если существует закон».
Тема 11: Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном мире? Профессия журналист. (1 ч).
Творческая работа.
Форма и вид деятельности: Индивидуальная творческая работа — написание эссе на одну из предложенных тем о журналистике и профессии журналист.
Раздел 2. Журналистский текст (19 ч)
Тема 12. Особенности журналистского текста (2 ч)
Основные качества текста, ориентированного на читателя и зрителя. Средства, которые помогают привлечь внимание аудитории. Особенности работы с фактами, интересные подробности, использование ярких деталей. Диалогичность, прямое обращение к читателю. Прямое и косвенное цитирование. Оперативность. Драматизм, конфликтность в подаче материала. Использование контрастных деталей. Способы вовлечения и погружения читателя в ситуацию. Роль заголовка в журналистском тексте.
Форма и вид деятельности: Практическая работа в группах: анализ публицистических материалов.
Тема 13. Деловая игра «Редактирование текста для газеты» (1 ч)
Специфика текста для печатных СМИ. Работа с авторами, получение дополнительной информации.
Форма и вид деятельности: деловая игра: редакционная коллегия принимает решение, брать или нет в номер текст начинающего журналиста. Особенности работы с авторами. Почему текст не работает на читателя. Составление рекомендаций по доработке текста.
Тема 14. Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница? (1ч)
Общие законы и специфические требования к тексту в различных видах СМИ. Журналистский текст для печатного издания и для телевидения: различия между визуальным восприятием текста и восприятием на слух. Особенности звучащего текста: фонетика, синтаксис звучащего предложения, особенности использования лексики.
Форма и вид деятельности: дикторское прочтение и анализ текста. Практическое задание по подготовке текста для телевидения.
Тема 15. Новость на телевидении. Текст и видеоряд (2ч)
Текст и видеоряд. Особенности журналистского текста на телевидении. Стендап. Взаимодействие закадрового текста и видеоряда. Понятие раскадровки. Текст как необходимая составляющая телевизионной новости.
Форма и вид деятельности: Практическая работа с новостными сюжетами телеканала «Культура». Эксперимент: новость без звука, закадровый текст без «картинки».
Тема 16. Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире (2 ч)
Специфика разговорного стиля в радиоэфире. Дословная расшифровка радиоэфира. Особенности восприятия звучащего и печатного текста. Использование разговорного стиля в СМИ. Характеристики устной речи: избыточность, экономия речевых средств, эллипсисы, лексическая разнородность, особенности синтаксических конструкций, эмоционально-экспрессивная лексика. Сложности литературной обработки интервью.
Форма и вид деятельности: проведение блиц-интервью, дословная расшифровка и литературная обработка полученного материала.
Тема 17. Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет (1ч)
Специфические требования к тексту в сети Интернет. Способы оформления текста и подачи материала на веб-странице. Особенности восприятия текста с монитора и экрана смартфона. Психология потребителя информации в Интернете.
Форма и вид деятельности: Практическая работа: размещение текста в сети Интернет.
Тема 18. Жанры журналистики. Цель и жанр (2ч)
Цель и жанр. Информационная заметка и репортаж: особенности работы с источниками информации. Целеполагание в журналистике. Цель как основная определяющая жанра и методов работы с источниками информации. Прямой репортаж — сложности и подводные камни жанра. Интервью и портретная зарисовка — особенности целеполагания. Журналистский жанр как постоянно развивающееся и взаимопроникающее явление.
Форма и вид деятельности: Практическая работа с текстами информационной заметки, репортажа, портретной зарисовки и интервью.
Тема 19. Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой (2ч)
Рождение жанра ток-шоу. Трансформация жанра ток-шоу. Ведущий ток-шоу как мост между гостем и публикой.
Форма и вид деятельности: Анализ видеозаписи одной из передач в жанре ток-шоу.
Тема 20. Журналистика новостей. Жесткая новость (1ч).
Структура жесткой новости. Необходимость в каждой конкретной ситуации актуализации тех или иных структурных элементов. Способность «расшифровывать» информационное послание, получаемое из средств массовой информации. Жесткая новость, структура жесткой новости, перевернутая пирамида.
Форма и вид деятельности: Творческая работа: написание жесткой новости на основе видеосюжета детского юмористического киножурнала «Ералаш».
Тема 21: Мягкая новость. (1ч)
Алгоритм построения мягкой новости. Мягкая новость и мягкое информирование.
Тема 22. Заголовок в публицистическом тексте. (2ч)
Роль заголовка в публицистическом тексте. Виды заголовков. Функции и структура жёсткого заголовка. Специфика аудитории сайтов информационных агентств. Заголовок и подзаголовок: заголовочный комплекс. Заголовок в печатном издании и специфика аудитории печатных СМИ. Игровой заголовок. Специфика заголовка- цитаты: дословное цитирование, цитата без указания автора, замена слова в цитате. Заголовок-каламбур, заголовок-вопрос. Использование в заголовке таких языковых средств, как метафора, метонимия, аллитерация, смысловой контраст, окказионализмы и др. Обсуждение.
Форма и вид деятельности: Творческая работа: заголовок и подзаголовок в двух вариантах — для оперативного информирования на страницах новостного интернет- сайта (жёсткий заголовок) и для печатного издания или его сетевого клона широкой направленности (креативный заголовок).
Резерв 2ч.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ раздела,темы |
Наименование раздела/темы |
Кол-во часов |
Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности |
15 |
|
1.1. |
Профессия журналист. История возникновения журналистики |
1 |
1.2. |
Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ |
1 |
1.3. |
Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ |
2 |
1.4. |
Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять? |
1 |
1.5. |
Источники информации. Узнать, проверить, уточнить |
2 |
1.6. |
Поиск новостей. Работа с источниками информации |
1 |
1.7. |
Манипуляции информацией |
1 |
1.8. |
Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет |
2 |
1.9. |
СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации» |
2 |
1.10 |
Нравственные нормы деятельности журналиста. Профессиональная журналистская этика |
1 |
1.11. |
Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном мире? Профессия журналист. |
1 |
Раздел 2. Журналистский текст |
19 |
|
2.1. |
Особенности журналистского текста |
2 |
2.2. |
Деловая игра «Редактирование текста для газеты» |
1 |
2.3. |
Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница? |
1 |
2.4. |
Новость на телевидении. Текст и видеоряд |
2 |
2.5. |
Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире |
2 |
2.6. |
Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет |
1 |
2.7. |
Жанры журналистики. Цель и жанр |
2 |
2.8. |
Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой |
2 |
2.9. |
Журналистика новостей. Жесткая новость |
1 |
2.10 |
Мягкая новость. |
1 |
2.11. |
Заголовок в публицистическом тексте |
2 |
2.12. |
Резерв |
2 |
Раздел 4. Календарно - тематическое планирование
№ раздела,темы |
Наименование раздела/темы |
Кол-во часов |
Дата |
Форма деят-ти |
Ресурс |
|
Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности |
15 |
План |
Факт |
|||
1. |
Профессия журналист. История возникновения журналистики |
1 |
02.09.21 |
02.09.21 |
|
|
2. |
Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ |
1 |
09.09.21 |
09.09.21 |
|
|
3. |
Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ |
1 |
16.09.21 |
16.09.21 |
|
|
4 |
Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ |
1 |
23.09.21 |
23.09.21 |
|
|
5 |
Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять? |
1 |
30.09.21 |
30.09.21 |
|
|
6 |
Источники информации. Узнать, проверить, уточнить |
1 |
07.10.21 |
07.10.21 |
|
|
7 |
Источники информации. Узнать, проверить, уточнить |
1 |
21.10.21 |
21.10.21 |
|
|
8 |
Поиск новостей. Работа с источниками информации |
1 |
28.10.21 |
28.10.21 |
|
|
9 |
Манипуляции информацией |
1 |
11.11.21 |
18.11.21 |
|
|
10 |
Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет |
1 |
18.11.21 |
18.11.21 |
|
|
11 |
Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет |
1 |
02.12.21 |
|
|
|
12 |
СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации» |
1 |
09.12.21 |
|
|
|
13 |
СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации» |
1 |
16.12.21 |
|
|
|
14 |
Нравственные нормы деятельности журналиста. Профессиональная журналистская этика |
1 |
23.12.21 |
|
|
|
15 |
Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном мире? Профессия журналист. |
1 |
30.12.21 |
|
|
|
Раздел 2. Журналистский текст |
19 |
|
|
|
|
|
16 |
Особенности журналистского текста |
1 |
13.01.22 |
|
|
|
17 |
Особенности журналистского текста |
1 |
20.01.22 |
|
|
|
18 |
Деловая игра «Редактирование текста для газеты» |
1 |
27.01.22 |
|
|
|
19 |
Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница? |
1 |
03.02.22 |
|
|
|
20 |
Новость на телевидении. Текст и видеоряд |
1 |
10.02.22 |
|
|
|
21 |
Новость на телевидении. Текст и видеоряд |
1 |
17.02.22 |
|
|
|
22 |
Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире |
1 |
03.03.22 |
|
|
|
23 |
Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире |
1 |
10.03.22 |
|
|
|
24 |
Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет |
1 |
17.03.22 |
|
|
|
25 |
Жанры журналистики. Цель и жанр |
1 |
24.03.22 |
|
|
|
26 |
Жанры журналистики. Цель и жанр |
1 |
31.03.22 |
|
|
|
27 |
Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой |
1 |
07.04.22 |
|
|
|
28 |
Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой |
1 |
21.04.22 |
|
|
|
29 |
Журналистика новостей. Жесткая новость |
1 |
28.04.22 |
|
|
|
30 |
Мягкая новость. |
1 |
05.05.22 |
|
|
|
31 |
Заголовок в публицистическом тексте |
1 |
12.05.22 |
|
|
|
32 |
Заголовок в публицистическом тексте |
1 |
19.05.22 |
|
|
|
33-34 |
Резерв |
2 |
26.05.22 |
|
|
|
Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной
продукции : Учебное пособие. - Москва, 1997. URL:
http://evartist.narod.ru/text3/08.htm
2. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. URL: http: //evartist.narod.ru/text5/23 .htm
3. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. - СПб.: Изд-во
Михайлова В. А., 2000. — URL: https://scicenter.online/jurnalistika-smi-uchebniki-scicenter/jurnalistika-uchebnik-izdanie-spbizd-mihaylova.html
4. Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика / ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. — М. : Высшая школа, 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text6/32.htm
5. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект
Пресс, 2001. URL: http: //evartist.narod.ru/text6/3 9 .htm
6. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm
7. Русский язык и культура речи : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. - М., 2001. URL: http: //www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm
8. Система средств массовой информации России : Учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm
9. Баловсяк Надежда. Фейковые новости - феномен современного медиапространства. - http://www.towave.ru/pub/feikovye-novosti-fenomen-sovremennogo-mediaprostranstva.html
10. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс,
2002. URL: http: //www.evarti st .narod.ru/text2/01 .htm
11. Шостак M. И. Репортёр: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИП- холдинг, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm
12. BBC Academy. Школа журналистики. URL: http: //www. bbc.co. uk/academy/Russian
13. Лиддл Роб. Как писать для веб-сайта. - Школа журналистики ВВС / Русская служба BBC. - http://www.bbc.co.uk/russian/radio/2010/04/100418 cojo web writing.shtml
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.