ПРОГРАММА КУРСА
«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ.»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации » разработана для четвертого класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
• содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
• способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
• формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
• создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• создавать условия для развития у детей познавтельных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностями построения программы «В мире информации» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
• в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
• в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
• в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
• в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:
1. Работа с источниками информации:
• знание того, какие источники информации существуют;
• умение использовать различные источники информации;
• умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.
2. Обработка и представление результатов:
• умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
• умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
• умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;
• умение описать и представить результаты своей работы.
Принципы проведения занятий
1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Программа курса «В мире информации» позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям: «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации» выпускники начальной школы приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы её поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
- получать информацию из наблюдений, при обобщении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно- следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- определять и формулировать цель деятельности;
- работать по предложенному плану;
- уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» четвероклассники:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
Тематическое планирование.
№ пп/ |
Тема занятия |
Объект изучения |
Формируемые умения |
1. |
Информация. |
Рисунок, инфографика, текст. |
• оформлять устное и письменное высказывание;
|
2. |
По дорогам сказок |
Текст, кластер, ключевые слова, столбчатая диаграмма, таблица. |
• работать со «сплошным» текстом; • находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде; • подбирать ключевые слова для заполнения кластера (используя информацию, представленную в явном виде); • анализировать данные диаграммы и отвечать на вопросы, опираясь на полученную информацию; • соотносить разные виды информации и делать правильные выводы |
3. |
Книга - лучший друг. |
Круговая диаграмма, сходство / различие в информации, исследование, инфографика. |
|
4. |
Книга - лучший друг. |
Столбчатая диаграмма. |
|
5. |
У природы нет плохой погоды. |
Таблица, график, столбчатая диаграмма. |
|
6. |
У природы нет плохой погоды. |
Нестандартная столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, легенда диаграммы. |
|
7. |
К олимпийским вершинам. |
Текст, столбчатая диаграмма, таблица, ранжирование. |
|
8. |
К олимпийским вершинам. |
Текст, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма. |
|
9 |
Отправляемся в гости. |
Таблица, расписание, информация на ж/д билете. |
|
10 |
Отправляемся в гости. |
Таблица, цена, количество, стоимость. |
|
11 |
На рыбалке. |
Таблица, легенда диаграммы, круговая диаграмма, билет на выставку. |
|
12 |
Мы - математики. |
Рисунок, таблица, информационная листовка, круговая диаграмма. |
|
13 |
Мы - исследователи. |
Таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, линейная диаграмма. |
|
14. |
О чём расскажет упаковка? |
Таблица,упаковки продуктов, линейная диаграмма, график, столбчатая диаграмма. |
|
15. |
По страницам Красной книги России. |
Текст, кластер, инфогра-фика, столбчатая диаграмма. |
|
16. |
По страницам Красной книги России. |
Текст, таблица, линейная диаграмма, ранжирование, план-схема. |
|
17 |
В цветочном магазине. |
. Таблица, столбчатая диаграмма, инфографика, круговая диаграмма. |
|
18. |
В продуктовом магазине. |
Инфографика, таблица, себестоимость, гистограмма. |
|
19. |
В продуктовом магазине. |
Круговая диаграмма, таблица, инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, доля импорта. |
|
20. |
Готовим сами. |
Таблица, инфографика, столбчатая диаграмма. |
|
21. |
Витамины. |
Нестандартная линейная диаграмма, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма. |
|
22. |
По музеям и выставочным залам. |
Билет в музей, таблица, круговая диаграмма. |
на вопросы и производить вычисления;
|
23. |
По музеям и выставочным залам. |
Исследование, бланк опроса, столбчатая диаграмма, рассказ. |
|
24. |
Осторожно, огонь! |
Информационная листовка, столбчатая диаграмма, таблица. |
|
25 |
В зоопарке. |
Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование |
|
26. |
В зоопарке. |
Графики, таблица. |
|
27. |
К космическим далям. |
Рисунок, таблица, ранжирование, нестандартная диаграмма, круговая диаграмма, билет в планетарий. |
|
28. |
Реки России. |
Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ. |
|
|
|||
29. |
Реки России. |
Столбчатая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма. |
|
30. |
По морям и океанам. |
Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование, нестандартная линейная диаграмма. |
|
31. |
По морям и океанам. |
Таблица, план рассказа, недостающие данные, кластер. |
|
32. |
По странам и континентам. |
Карта, таблица, столбчатая диаграмма, текст. |
|
33. |
По странам и континентам. |
Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект. |
|
34. |
Проверь себя. |
Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.