ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания
в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир,
в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач :
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в коллективе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
1.Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. |
|||
Ключевые общешкольные дела
(в проведение массовых мероприятий в 2020/2021 учебном году будут внесены корректировки из-за ограничительных мер в связи Ковид-19)
|
|||
Месяц |
Мероприятия |
Примерные сроки |
Примечание, корректировка |
Сентябрь |
1.Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний 2. Классные часы. Уроки мира |
01.09. |
Онлайн-формат |
3. Профилактические мероприятия «Внимание дети!» |
Август-сентябрь |
По отдельному плану |
|
4. Месячник безопасности детей |
|
По отдельному плану |
|
5. Месячник гражданской обороны |
|
По отдельному плану |
|
6. Закрытие летнего спортивного сезона 7. Тематическая суббота «Спортивная» |
12.09 |
По плану школы |
|
Октябрь |
1. День Учителя 2. Мероприятия, посвященные дню РБ: 1.Классный час, посвященный Дню РБ 2. Конкурс чтецов 3. Торжественная линейка «С Днем рождения, моя Республика!»» 4. Выставка СМИ, книг, журналов на тему «Моя малая Родина» 5. «Трудовой десант» - уборка территории школы
6. Ярмарка «Дары осени» 7. Осенний калейдоскоп
8. Тематическая суббота «Этническая» |
05.10
В теч. недели
08.10 по 13.10
21.10
10.10. |
Только организация выставок |
Ноябрь |
|
|
|
Месячник, посвященный ЗОЖ: 1. Классный час 2. Встреча с медицинскими работниками 3. Веселые старты 4.Фотовыставка и выставка рисунков по ЗОЖ. Коллаж. 5.Просмотр в/ф о здоровье.
6.Тематическая суббота «Здоровая» |
В течении месяца
19-25.11.
21.11
|
|
|
Декабрь |
1.Открытие зимнего спортивного сезона
2.Новогодние праздники: - 1-4 кл. 3. Поездка в ГДК на представление 4. КТД «Мастерская Деда Мороза», «Символ года» 5.Открытие площадки Снежных скульптур 6.Декадник начальных классов 7..Тематическая суббота «Творческая» |
24-30.12
26.12 |
По плану школы
В течении месяца |
Январь-февраль |
Месячник, посвященный Дню защитника Отечества: 1. Уроки мужества с приглашением воинов-запаса 2. «Лыжня румяных» (1-4) 3.Коллаж на тему «Наша армия сильна!» 4. «День открытых дверей для будущих первоклассников» 5. Конкурс военно-патриотических песен
6.Тематическая суббота «Патриотическая» |
В течение месяца
В течении месяца
20.02 |
|
Март |
1.Закрытие зимнего спортивного сезона |
|
|
2.Мероприятия, посвященные Международному женскому дню: - «А ну-ка, девочки!» (1-4) -«Профессии наших мам» 3.Конкурс рисунков «Рисуют мамы» 4.Тематическая суббота «Профориентационная»
|
2-6.03
6.03 |
Чаепитие в классе
|
|
Апрель |
1. Неделя здоровья 2. Фестиваль «Радуга звезд» 3. «Трудовой десант» - уборка территории школы 4. Открытие летнего спортивного сезона 5. Тематическая суббота «Экологическая»
|
В теч. месяца
24.04 |
(по отдельному плану) |
Май |
Вахта Памяти, посвященной годовщине Победы в ВОВ: 1.Шефская помощь труженикам тыла 2.Праздничная линейка 3.Последний звонок 4. Мероприятие «Прощай, начальная школа!» 5.Общешкольный туристический слет 6.Тематическая суббота «Туристическая»
|
В теч. месяца
06.05 26.05.
31.05 |
|
Июнь |
«Трудовой десант»- ремонт класса, работа на пришкольном участке. Открытие лагеря дневного пребывания
|
1 декада |
(по отдельному плану) |
2.Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом,
педагогический работник организует работу В реализации видов и форм деятельности педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников. |
|||
Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса
в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении организация интересных и полезных для
личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного
ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие
с одной стороны, – вовлечь проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры
и тренинги на сплочение выработка совместно с обучающимися
законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения,
которым они должны следовать
|
Индивидуальная работа с обучающимися: изучение особенностей личностного
развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их
повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим работником беседах поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; коррекция поведения обучающегося через
частные беседы с ним,
|
Работа с учителями-предметниками в классе: регулярные консультации классного руководителя с
учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
|
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о
школьных успехах помощь родителям обучающихся или их
законным представителям организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
|
(в организацию и проведение некоторых мероприятий в 2020/2021 учебном году будут внесены корректировки из-за ограничительных мер в связи Ковид-19)
|
|||
ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА Классный час «Начало нового учебного года» Россия – Родина моя. Беседа «Добро и зло в человеческом мире и природе» Классный час «Гигиена и её значение». Беседа: «Совесть – неписанный нравственный закон человека». Классный час «Устав – закон школьной жизни». Классный час «Заповеди класса». Беседа о безопасном поведении «Кто стучится в дверь ко мне?» Классный час «Мама – первое слово, главное слово в нашей судьбе». День народного единства Беседа: «Как правильно готовить уроки». Беседа – игра «Режим дня – основа жизни человека». Беседа «Как быть самостоятельным, прилежным и старательным» Классный час «Добрые руки человеческой помощи». Беседа «Решение конфликтных ситуаций». Профилактическая беседа с врачом «Береги свое здоровье». Тематическая беседа «Как уберечься от гриппа». Беседа «Терпение и труд все перетрут» Беседа – совет «Обман и его последствия». Классный час «Чем можно гордиться в наше время?» Классный час «Что такое патриотизм?» «Хорошие и плохие черты характера» – воспитательная беседа. Конституция – законы нашей жизни. Классный час «Защитники Отечества в моей семье». Классный час «Какого человека можно назвать культурным?» Беседа «Правила этикета: знакомство, правила обращения с окружающими, волшебные слова». Путешествие в «Книжкино царство» Беседа: «Мамины помощники». Беседа «Добрые дела». Практикум с учащимися «Язык, мимика и жесты» Классный час «Мамы разные нужны…» Беседа « Правда и ложь». Игра – путешествие «Откуда берутся лентяи» Нравственная беседа: «Уважение и терпимость». Классный час «Зависть – чем она опасна». Декада по борьбе со сквернословием « Нет сквернословию!» Классный час «Первые космонавты». Воспитательная беседа: «Ты и твои друзья». Классный час «Обычаи и традиции моей семьи». Беседа «Природа – наш дом». 24 мая - День славянской письменности Тематическая беседа «Конец учебного года». |
Работа со слабоуспевающими учащимися. 1. Создание и работа шефских пар. 2. Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся. 3. Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий. 4. Контроль посещения данными учащимися кружков в школе, за проведением свободного времени. 5 .Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, контроль за выполнением поручений. 6. Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Формы работы с одаренными детьми 1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов, дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; 2.Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам; 3.Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык,окружающий мир, литературное чтение и др.); 4.Психологические консультации, тренинги, тестирование; 5.Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; 6.Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; 7.Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); 8.Продолжение создания детских портфолио.
|
|
Организация учебной и внеучебной деятельности учащихся 4 класса в новом учебном году. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников. Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании. Организация горячего питания. Профилактика витаминной недостаточности. О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Я – исследователь. «Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды»-родительское собрание №1 Хочу и должен. Профилактика правонарушений. Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях. О родных и близких людях с любовью. «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка»- родительское собрание №2 Результаты полугодия. Профилактика простудных заболеваний. «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. О любви к живому»- родительское собрание №3
Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» «Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения»-родительское собрание №4 Школьные каникулы. Как провести летний отдых с пользой. |
Модуль 3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование
в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов:
|
|||
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых
знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание
|
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
|
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
|
Игровая
деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные
|
Курсы «Занимательный русский язык» «Финансовая грамотность»
|
Курс «Подвижные игры» |
Изостудия |
Курс «Юный шахматист» |
4. Модуль «Школьный урок» Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление
доверительных отношений между педагогическим работником побуждение
обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (педагогическими работниками) привлечение
внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых использование
воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций применение
на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация
шефства мотивированных и эрудированных обучающихся инициирование
и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
|
Модуль 5 «Работа с родителями» Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа |
|
На групповом уровне: Общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся; семейные
клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам родительские
гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся,
формы и способы доверительного взаимодействия родителей с обучающимися,
проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся; родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
|
На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося; помощь со стороны родителей в подготовке и
проведении общешкольных индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.