Донецкая Народная Республика
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 101 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ДНР 83010, город Донецк, Петровский район, улица Карамзина, дом 18
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ ДНР»
(в соответствии с Примерной программой воспитания)
2021-2022 учебный год
Донецк-2021 г.
Содержание
Пояснительная записка.................................................................................... 3
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.................... 5
Цели и задачи воспитания.............................................................................. 12
Виды, формы и содержание деятельности..................................................... 16
Анализ воспитательной деятельности............................................................ 21
Календарно-тематическое планирование....................................................... 22
Дополнительные материалы.......................................................................... 29
Литература..................................................................................................... 31
Автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост» с 2016 г. реализует Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России» (далее – Проект).
Цель Проекта – создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
Миссия Проекта – воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности.
Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.
Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей.
Поскольку система воспитания Проекта ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика, внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности.
При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств) в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы.
Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Данная таблица получила положительную экспертную оценку в СПбАППО и рекомендована для использования в процессе создания сценариев фильмов.
Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создается методическое пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.
Основой системы воспитания Проекта является проведение социальных практик, реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных киноуроков.
Социальная практика – общественно полезное дело, инициированное классом после проведения киноурока, которое позволяет проявить раскрываемое в фильме
качество личности на практике.
Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности.
Социальные практики популяризируют тему активного субъектного участия молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях; предоставляют возможности для получения опыта участия в общественных процессах в контакте с различными общественно-государственными структурами, включения в командные формы социально ориентированной деятельности. Получение опыта социальных практик детьми и подростками является важным условием укрепления гражданской идентичности и нравственных ценностей наряду с традиционными формами обучения и воспитания.
Единым информационным банком социальных практик является сайт Проекта (киноуроки.рф), где формируется база данных о деятельности участников. Информация о лучшем опыте выполнения социальных практик публикуется в ежемесячном электронном журнале «Искусство созидать».
Инновационная система воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме. Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике.
Материалы Проекта рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях страны Министерством Просвещения РФ, имеют положительное экспертное заключение ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
Настоящая Программа апробации системы воспитания Проекта (далее – Программа) разработана в соответствии с Примерной программой воспитания, предназначена для реализации в общеобразовательных учреждениях в течение одного учебного года.
Обязательными требованиями к реализации системы воспитания Проекта является системность (один киноурок – один месяц) и непрерывность работы с обучающимися по Программе с использованием методических и дидактических материалов Проекта.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса в рамках системы воспитания Проекта представлены в модели реализации социальных практик.
Для решения задач реализации социальных практик необходимо объединение усилий гражданских институтов, институтов образования и власти, их заинтересованность в согласованных действиях, направленных на воспитание подрастающего поколения.
Данная модель позволяет каждому участнику решать собственные задачи, отвечающие существующим полномочиям и потребностям. При этом достигаются общие цели воспитания нового поколения в развивающейся комфортной среде, где созданы условия для формирования личной ответственности и социальной и интеллектуальной компетентности.
В разработанной модели реализации социальных практик участниками выступают:
1. Образовательные учреждения (ОУ).
2. Органы местного самоуправления (администрация муниципальных образований
(МО).
3. Некоммерческие организации (НКО), общественные организации и
объединения, деятельность которых направлена на развитие волонтерского движения, реализацию социально значимых задач.
Описанный вариант реализации социальных практик является примерным и может быть скорректирован в соответствии с существующими условиями и возможностями участников.
Проведение киноурока.
1.1. Каждую социальную практику предваряет проведение киноурока педагогом ОУ. Система работы выстраивается в соответствии с рабочей программой воспитания, разработанной педагогом с учетом целей и задач организации воспитательной работы в своем ОУ, особенностей возраста и развития обучающихся.
1.2. Обязательными требованиями к киноуроку являются:
1.2.1. Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров, основанных на раскрытии значений вводимых понятий о нравственных качествах личности человека. Принцип введения новых понятий – один киноурок – одно понятие.
1.2.2. Обсуждение фильма, заложенного в киноурок, выстраивается с учетом методических рекомендаций. Ключевым этапом киноурока является рефлексия обучающихся, нацеленная на побуждение к действию и проявление инициативы к созидательному действию.
1.3. Киноурок проводится на базе ОУ или в кинотеатрах, где возможно обеспечить просмотр кинокартины в хорошем качестве. Организация регулярного проведения киноуроков в кинотеатрах возможна при поддержке данной формы работы МО.
1.4. Обсуждение детских инициатив, идей проведения социальных практик организуется, в том числе, с привлечением НКО, общественных организаций и объединений, сотрудники которых доносят до обучающихся информацию о вариантах социально значимой деятельности, об участии в волонтерских движениях – по согласованию с педагогом ОУ.
2.1. Инициатива, идея социальных практик исходит от учащихся. Обсуждение идей социальных практик проводится сразу после просмотра фильма и беседы. Необходимо зафиксировать в сознании детей возникшую потребность подражать положительному примеру, выраженную в стремлении к конкретному действию. Завершением данного этапа работы должен стать составленный примерный план выполнения общественно полезных дел.
2.2. Типы и виды, уровень сложности социальных практик и уровни реализации могут быть различными. Полноценная реализация системы воспитания возможна при условии постепенного усложнения как вводимых понятий, так и уровней социальных практик с расширением сфер деятельности обучающихся и круга дополнительно привлекаемых участников.
2.2.1. Типы и виды социальных практик:
А) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные мероприятия;
Б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные, патриотические, развлекательные и т. д.); научно-просветительские мероприятия (с посещением музеев, галерей, выставочных залов); культурно-досуговая деятельность;
В) социально-бытовые – мероприятия по физическому и культурному развитию; по оказанию волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ;
Г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия; мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов;
Д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность; профориентационные проекты.
2.2.2. Уровень сложности выполняемых проектов зависит от возраста и особенностей развития обучающихся. Погружение в данный вид деятельности начинается с выполнения простых социальных практик для усвоения алгоритма действия в модели развития сознательного поведения. Усложнение социальной практики происходит за счет увеличения времени, требуемого для ее реализации, расширения способов действий, привлекаемых участников и др.
2.2.3. Социальные практики могут быть реализованы на школьном (внутри класса, с участием нескольких классов, общешкольная практика) и внешкольном уровне. Следует учитывать, что максимальный воспитательный эффект социальных практик возникает при расширении условий ее реализации, то есть при выходе за пределы школы и получении возможности установления контакта и опыта социального взаимодействия с широким кругом участников.
2.3. Обсуждение и выбор социальной практики осуществляется, в том числе, с привлечением сотрудников НКО, общественных организаций и объединений, способных направить инициативу обучающихся в русло социально значимых задач, потребность в решении которых определена на уровне МО.
3.1. На этапе введения социальных практик в систему воспитательной работы в ОУ они могут выполняться силами детей и педагогов самостоятельно и с привлечением дополнительных специалистов, в зависимости от выбранного вида, типа и уровня сложности практики.
3.2. Развитие системы работы предполагает взаимодействие ОУ с НКО, общественными организациями и объединениями как с соорганизаторами и соисполнителями социальных практик. Взаимодействие ОУ и НКО, общественными организациями и объединениями, выстраивается на постоянной (договорной) или краткосрочной основе – разовое привлечение специалистов к совместной реализации социальной практики.
Работа НКО, общественных организаций и объединений с ОУ на постоянной основе является наиболее приемлемой формой, поскольку позволяет:
· ОУ – выстраивать систему воспитания с постоянным штатом специалистов, владеющих информацией о формах работы ОУ, существующем у обучающихся опыте волонтерской деятельности и др.; иметь постоянную поддержку в организационных вопросах реализации социальных практик; получать актуальную информацию о потребностях МО в решении социально значимых задач силами волонтеров;
· НКО, общественным организациям и объединениям – выстраивать собственную систему работы в соответствии с целями и задачами, обозначенными в Уставе организации; сформировать содержание деятельности, подлежащее финансовой поддержке в виде грантов и субсидий, выделяемых из федеральных и местных бюджетов, а также обеспечить возможность участия в открытом конкурсе (тендере), проводимом МО в целях реализации планов развития МО.
3.3. ОУ, активно включенные в реализацию системы воспитания, получают возможность формирования внушительного портфолио и выстраивания системной содержательной деятельности, ориентированной на решение стратегических
государственных задач, что является выигрышной основой для получения грантов на реализацию намеченных планов.
3.4. Реализация социальных практик ОУ совместно с НКО, общественными организациями и объединениями обладает объективно более высоким уровнем формирования и развития гражданской идентичности, ответственности и сознательности обучающихся. Задачи, решаемые в ходе выполнения социальных практик, лежат в плоскости задач государственного значения, поскольку удовлетворяют запросам развития человеческого потенциала МО, способствуют привлечению социально ориентированных структур к решению общественно полезных задач по региональным и муниципальным программам, объединению усилий МО, институтов образования и гражданских институтов в деле социального развития региона, укрепления межнациональных (межэтнических) культурных связей и др.
3.5. Роль МО в реализации социальных практик.
МО выполняют организационную, координирующую и стимулирующую функции в реализации социальных практик:
А) организационная составляющая в социальных практиках проявлена:
· в организации просмотра фильмов на базе кинотеатров, расположенных на территории МО – заключает договор с сетью кинотеатров на предмет проката фильмов Проекта для школьников и приобретения билетов для последующего распространения их в ОУ, расположенных на территории МО;
· в выстраивании взаимодействий с местными НКО, общественными организациями и объединениями, деятельность которых направлена на решение социально значимых задач и организацию молодежных волонтерских движений
– МО предоставляют НКО, общественным организациям и объединениям актуальную информацию о планах развития и текущих социальных потребностях МО (благоустройство территорий, волонтерская адресная помощь ветеранам и пенсионерам, проведение культурных, досуговых мероприятий для различных групп населения, в том числе направленных на укрепление межнациональных (межэтнических) отношений и др.);
· в обеспечении информационной поддержки процесса реализации социальных практик местными СМИ;
Б) координируя решение поставленных социально значимых задач, МО оказывает содействие ОУ и НКО, общественных организаций и объединений при реализации социальных практик, согласовывает проведение мероприятий, отвечающих задачам плана развития МО;
В) стимулируя ОУ к реализации социальных практик, администрация МО отмечает деятельность наиболее активных обучающихся, педагогов, поощряя проявленную инициативу в решении социально значимых задач МО. Для организации награждения МО, в том числе, производят закупку сувенирной продукции Проекта, предназначенной для популяризации положительных образов киногероев и продвижения смыслов фильмов, раскрывающих ценностные качества личности человека.
4.1. В целях обмена опытом реализации системы воспитания в МО и систематизации выполненных на территории МО социальных практик в рамках Проекта проводится Конкурс МО. Критериями оценки результатов являются:
1) количество выполненных социальных практик (СП), соответствующих задачам Конкурса (кол-во / %):
· количество школ, учителей, учащихся, вовлеченных в реализацию СП;
· количество НКО, волонтеров, привлеченных к реализации СП;
· количество реализованных СП по направлениям:
а) экология (охрана окружающей среды, обращение с отходами); б) благоустройство территорий;
в) волонтерская помощь ветеранам, пенсионерам; г) организация досуга;
д) развитие физкультуры и спорта; е) профилактика употребления ПАВ;
ж) укрепление межнациональных (межэтнических) отношений.
(список может быть расширен / дополнен в соответствии с полномочиями МО)
2) международные связи, выстроенные при реализации СП.
3) освещение в СМИ:
· количество публикаций, сюжетов в региональных СМИ;
· количество публикаций, сюжетов в сети Интернет.
4) количество организованных киноуроков с привлечением УДО, учреждений культуры (кинотеатры, дома культуры, центры воспитания и развития молодежи, библиотеки и др.).
5) количество закрепленных на практике ценностных понятий (качеств).
4.1. Направления деятельности МО в рамках Проекта позволяют создать условия для развития гармонично развитой и социально ответственной личности. Практика организации в МО системной воспитательной работы с молодежью, направленная работа с НКО, общественными организациями и объединениями в решении социально значимых задач способствует повышению доверия граждан к органам власти, достижению наилучших результатов в сферах муниципальной политики и управления, формированию для населения комфортной среды, а в целом – стабильному повышению рейтинга эффективности деятельности глав МО.
5.1. Конкурс социальных практик является ежегодным мероприятием, проводимым в рамках Проекта, имеет статус всероссийского мероприятия. Участниками конкурса являются зарегистрированные на сайте педагоги. Педагоги ежемесячно публикуют материалы о выполнении социальных практик в соответствии с электронной формой на сайте Проекта. Социальная практика проходит модерацию и допускается до участия в конкурсе.
5.2. Цели, задачи конкурса, условия проведения, критерии оценки и информация о сроках проведения и объявления результатов указаны в Положении, публикуемом на сайте Проекта накануне даты начала проведения.
5.3. Информационная поддержка конкурса обеспечивается ресурсами Проекта и его партнеров.
6.1. Единый информационный банк социальных практик формируется на сайте Проекта в разделе «Социальные практики». Каждый участник регистрируется на сайте, выбирая соответствующую роль, исполняемую в Проекте: педагог, родитель, представитель НКО, МО.
6.2. Информация о социальной практике представляет собой единую систему организационных взаимоотношений участников. Существует возможность ознакомиться с существующими запросами на проявление инициативы в решении социально значимых задач, а также с примерами выполнения социальных практик.
Опыт системной реализации социальных практик, накопленный детьми в период обучения в ОУ, продолжает свой алгоритм действия в модели развития сознательного поведения в течение всей жизни. Таким образом, ДНР формирует созидательную картину будущего в направлении развития цивилизации, подтверждая практической деятельностью успехи развития в науке, культуре, искусстве и других областях деятельности человека.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ДНР, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в нравственных ценностях и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, внимательным к близким и отзывчивым; уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе, и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим
со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле, содержание которого корректируется ОУ сообразно организационным и кадровым условиям.
(В модуле необходимо выбрать конкретные формы работы, которые используются в вашей школе. Дополнительно педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями воспитанников).
1. Инвариантные модули
1.1. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала киноурока предполагает следующее:
· установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих привлечению внимания последних к обсуждаемой на уроке информации, доносимой в специально снятых для школы фильмах, нацеленных на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, активизации познавательной деятельности учащихся;
· побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
· привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках понятий, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
· использование воспитательных возможностей киноуроков через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через специальные рассказы и фильмы Проекта, а также подобранные по теме киноурока тексты для чтения, задачи для решения, проблемные ситуаций для обсуждения в классе;
· применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
· включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время киноурока;
· организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
· инициирование и поддержка социально значимой деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых социальных практик, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, реализованным с общественно значимой деятельности.
1.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
· поддержка инициативы класса участвовать в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
· создание условий для реализации школьниками полезных для личностного развития совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой направленности), позволяющие вовлечь детей с разными потребностями дать им возможность самореализоваться; установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
· проведение киноуроков как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
Индивидуальная работа с учащимися:
· изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в беседах по темам киноуроков, раскрывающих нравственные вопросы;
· коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно посредством:
· вовлечения школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
· создания в классном коллективе традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
· поощрения педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Курсы внеурочной деятельности являются основами для выбора направлений выполнения социальной практики, реализуемой после просмотра фильма. Воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности раскрывается в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
1.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
· Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
· родительские собрания, на которых родители получают информацию о результатах социального и когнитивного развития личности их ребенка в рамках системы воспитания Проекта; ценные рекомендации и советы от психологов, социальных работников;
· родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, связанные с реализацией программы воспитания, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
· помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
· индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2. Вариативные модули
2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации могут быть использованы формы работы, выбранные для реализации социальных практик по итогам проведения киноуроков в соответствии с календарно-тематическим планом.
На внешкольном уровне:
· социальные проекты – совместно разработанные и реализованные школьниками и педагогами (в том числе с привлечением НКО) комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
· открытые дискуссионные площадки – открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;
· проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся, представителями НКО спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
· участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
· разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости;
· общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
2.2. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить и закрепить на практике качества, рассматриваемые в ходе проведения киноуроков (доброта, внимание, забота, уважение и др.). Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства может быть реализован на внешкольном и школьном уровнях.
Внешкольный уровень:
• участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы, учреждений внешкольного развития (в том числе городского и областного характера и с участием НКО);
• посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения школы;
• привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений, в том числе при участии НКО;
• включение школьников в общение (посредством электронных сетей) с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися на лечении или проживающих в интернатах или учреждениях здравоохранения;
• участие школьников в проведении благотворительных ярмарок, акций, направленных на сбор средств для оказания помощи нуждающимся;
На школьном уровне:
• участие школьников в организации благотворительных праздников, мероприятий;
• участие школьников в работе с младшими ребятами: организация и проведение мероприятий, привлечение к реализации общественно полезных дел;
• участие школьников в благоустройстве пришкольной территории.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
· принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
· принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
· принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Каждая школа при публикации социальных практик на сайте Проекта индивидуально указывает текущее состояние личностного развития школьников, социализации, общешкольные вопросы организации воспитательной работы и перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Представленное календарно-тематическое планирование носит примерный характер, может быть выстроено в соответствии с количеством часов, целями и задачами воспитания ОУ, возрастными особенностями обучающихся. Киноуроки встраиваются в систему воспитания ОУ, возможна их интеграция с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, ДНР, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2021/22 учебный год.
Важнейшим аспектом киноуроков является организация закрепляющих воспитательных социальных практик, организованных в классах вашей школы. На каждое понятие или качество, разбираемое на киноуроке, выполняется социальный проект, направленный на закрепление этого понятия и применение его на практике.
На этапе освоения педагогом и обучающимися основ системы воспитания Проекта рекомендуется следующий режим проведения социальных практик.
Первое полугодие:
1. 1-3 месяц – школьный уровень выполнения социальных практик (внутри класса). Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога с привлечением родительского сообщества.
2. 4-5 месяц – школьный уровень выполнения социальных практик (укрупнение до участия нескольких классов или всех классов школы; направленность общественно полезного дела – семья, школа). Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога с привлечением родительского сообщества, специалистов НКО, общественных организаций, объединений.
Второе полугодие:
3. 6 месяц и далее – внешкольный уровень выполнения социальных практик. Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога с привлечением родительского сообщества, специалистов НКО, общественных организаций, объединений, администрации МО.
Педагогам, реализующим систему воспитания второй год и более, рекомендуется проводить социальные практики по условиям второго полугодия (внешкольный уровень), что обеспечивает высокую эффективность результатов системы воспитания.
Рекомендуемый режим работы в течение месяца:
Первая неделя – проведение киноурока (просмотр фильма, обсуждение), рефлексией которого становится инициирование школьниками социальной практики. Все предложенные варианты фиксируются для дальнейшей проработки.
Вторая неделя – выбор общественно полезного дела по теме киноурока из предложенных, определение сроков ее реализации.
Третья, четвертая недели – реализация выбранной общественно полезного дела по теме киноурока, рефлексия – обсуждение результатов.
Модуль |
1 класс |
2 класс |
3-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
СЕНТЯБРЬ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
01.09 Всероссийский киноурок «ЭРА» Тема: мечта |
Киноурок «Хорошие песни» Тема: доброжелательность |
Киноурок «Хорошие песни» Тема: доброжелательность |
Киноурок «Дом» Тема: коллективизм |
Киноурок «Дом» Тема: коллективизм |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
||||
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
||||
Работа с родителями |
Родительский лекторий. Презентация проекта «Киноуроки в школах России», знакомство с целями, задачами и спецификой воспитательной системы |
||||
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
|||||
Вариативные модули |
|||||
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
ОКТЯБРЬ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
Киноурок «Не трус и не предатель» Тема: дружба |
Киноурок «Друг в беде не бросит» Тема: помощь вместо осуждения |
Киноурок «Три солнца» Тема: уважение |
Киноурок «Там, где мечтают медведи» Тема: ответственность (перед миром и человечеством) |
Киноурок «Там, где мечтают медведи» Тема: ответственность (перед миром и человечеством) |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
Модуль |
1 класс |
2 класс |
3-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
||||
Работа с родителями |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
||||
Вариативные модули |
|||||
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
НОЯБРЬ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
Киноурок «Мандарин» Тема: радость за другого |
Киноурок «Мой танец» Тема: честность |
Киноурок «Другой мир» Тема: верность идеалам |
Киноурок «Другой мир» Тема: верность идеалам |
Киноурок «Другой мир» Тема: верность идеалам |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
||||
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
||||
Работа с родителями |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
||||
Вариативные модули |
|||||
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
Модуль |
1 класс |
2 класс |
3-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
ДЕКАБРЬ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
Киноурок «Новогодний подарок» Тема: добро |
Киноурок «Новогодний подарок» Тема: добро |
Киноурок «Новогодний подарок» Тема: добро |
Киноурок «БВ» Тема: прощение |
Киноурок «БВ» Тема: прощение |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
||||
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
||||
Работа с родителями |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
||||
Вариативные модули |
|||||
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
ЯНВАРЬ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
Киноурок «Воин света» Тема: отзывчивость |
Киноурок «Чистодей» Тема: трудолюбие |
Киноурок «Музыка внутри» Тема: милосердие |
Киноурок «Музыка внутри» Тема: милосердие |
Киноурок «Музыка внутри» Тема: милосердие |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
||||
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
Модуль |
1 класс |
2 класс |
3-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
Работа с родителями |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
||||
Вариативные модули |
|||||
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
ФЕВРАЛЬ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
Киноурок «Шайба» Тема: мужество |
Киноурок «Ванька- адмирал» Тема: герой, пример для подражания |
Киноурок «Трудный выбор» Тема: моральный выбор |
Киноурок «Неанисия» Тема: здоровый образ жизни |
Киноурок «Неанисия» Тема: здоровый образ жизни |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
||||
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
||||
Работа с родителями |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
||||
Вариативные модули |
|||||
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
МАРТ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
Киноурок «Мой друг единорог» Тема: воображение, фантазия |
Киноурок «Экзамен» Тема: аккуратность |
Киноурок «8 марта» Тема: наблюдательность |
Киноурок «Письма» Тема: целомудрие |
Киноурок «Письма» Тема: целомудрие |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
Модуль |
1 класс |
2 класс |
3-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
||||
Работа с родителями |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
||||
Вариативные модули |
|||||
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
|
|
Всероссийская акция «Все помогают всем» |
Всероссийская акция «Все помогают всем» |
Всероссийская акция «Все помогают всем» |
|
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
АПРЕЛЬ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
Киноурок «Когда небо улыбается» Тема: радость познания |
Киноурок «Мой друг Дима Зорин» Тема: благородство |
Киноурок «За руку с Богом» Тема: бескорыстие |
Киноурок «Школьные ботаны» Тема: целеустремленность |
Киноурок «Школьные ботаны» Тема: целеустремленность |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
||||
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
||||
Работа с родителями |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
||||
Вариативные модули |
Модуль |
1 класс |
2 класс |
3-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
МАЙ |
|||||
Инвариантные модули |
|||||
Школьный урок |
Киноурок «Наследники Победы» Тема: патриотизм |
Киноурок «Лошадка для героя» Тема: чувство долга |
Киноурок «Лошадка для героя» Тема: чувство долга |
Киноурок «Навсегда» Тема: смелость, отвага |
Киноурок «Навсегда» Тема: смелость, отвага |
Классное руководство |
Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик |
||||
Курсы внеурочной деятельности |
Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: · Познавательная деятельность · Художественное творчество · Проблемно-ценностное общение · Туристско-краеведческая деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Трудовая деятельность · Игровая деятельность |
||||
Работа с родителями |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества |
||||
Вариативные модули |
|||||
Ключевые общешкольные дела |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
||||
Волонтерство |
Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне при поддержке родительского сообщества, общественных организаций, местной администрации |
Дополнительные материалы
Для организации воспитательной работы в образовательных учреждениях предлагается дополнительный материал (анимационные, художественные фильмы и методические материалы к ним) онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс», который может быть использован:
• для расширения содержания работы по темам, включенным в календарно- тематическое планирование;
• для организации просмотров в рамках занятий групп продленного дня.
Видеоконтент онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс» направлен на популяризацию через кино и кинопедагогику традиционных общечеловеческих ценностей, имеет возрастной ценз, соответствующий возрасту обучающихся.
Класс |
Фильм/Тема |
Ссылка на материалы «Ноль Плюс» |
1 |
Всероссийский киноурок «ЭРА» Тема: мечта |
https://zeroplus.tv/film/belka-i-strelka-tayny- kosmosa-zhelaniya-dlya-belki |
1 |
Киноурок «Не трус и не предатель» Тема: дружба |
https://zeroplus.tv/film/druzhba |
1 |
Киноурок «Мандарин» Тема: радость за другого |
https://zeroplus.tv/film/posledniy-snimok |
1-4 |
Киноурок «Новогодний подарок» Тема: добро |
https://zeroplus.tv/film/nochnaya-skazka |
1 |
Киноурок «Воин света» Тема: отзывчивость |
https://zeroplus.tv/film/baba |
1 |
Киноурок «Шайба» Тема: мужество |
https://zeroplus.tv/film/poterya-i-nakhodka |
1 |
Киноурок «Мой друг единорог» Тема: воображение, фантазия |
https://zeroplus.tv/film/svetlaya-storona |
1 |
Киноурок «Когда небо улыбается» Тема: радость познания |
https://zeroplus.tv/film/voskhozhdenie |
1 |
Киноурок «Наследники Победы» Тема: патриотизм |
https://zeroplus.tv/film/vozvrashchenie- domoy |
2-4 |
Киноурок «Хорошие песни» Тема: доброжелательность |
https://zeroplus.tv/film/devochka- nastupivshaya-na-khleb |
2 |
Киноурок «Друг в беде не бросит» Тема: помощь вместо осуждения |
https://zeroplus.tv/film/kachori |
2 |
Киноурок «Мой танец» Тема: честность |
https://zeroplus.tv/film/vorobey-kotoryy- umel-derzhat-slovo |
2 |
Киноурок «Чистодей» Тема: трудолюбие |
https://zeroplus.tv/film/tykva |
2 |
Киноурок «Ванька-адмирал» Тема: герой, пример для подражания |
https://zeroplus.tv/film/voskhozhdenie |
2 |
Киноурок «Экзамен» Тема: аккуратность |
https://zeroplus.tv/film/tykva |
2 |
Киноурок «Мой друг Дима Зорин» Тема: благородство |
https://zeroplus.tv/film/poterya-i-nakhodka |
2-4 |
Киноурок «Лошадка для героя» Тема: чувство долга |
https://zeroplus.tv/film/vorobey-kotoryy- umel-derzhat-slovo |
3-4 |
Киноурок «Три солнца» Тема: уважение |
https://zeroplus.tv/film/drugie-lyudi |
3-11 |
Киноурок «Другой мир» Тема: верность идеалам |
https://zeroplus.tv/film/urok-ekologii |
3-11 |
Киноурок «Музыка внутри» Тема: милосердие |
https://zeroplus.tv/film/sokrovishche |
3-4 |
Киноурок «Трудный выбор» Тема: моральный выбор |
https://zeroplus.tv/film/pozharnik |
3-4 |
Киноурок «8 марта» Тема: наблюдательность |
https://zeroplus.tv/film/lila |
3-4 |
Киноурок «За руку с Богом» Тема: бескорыстие |
https://zeroplus.tv/film/pozharnik |
5-11 |
Киноурок «Дом» Тема: коллективизм |
https://zeroplus.tv/film/urok-ekologii |
5-11 |
Киноурок «Там, где мечтают медведи» Тема: ответственность (перед миром и человечеством) |
https://zeroplus.tv/film/drugie-lyudi |
5-11 |
Киноурок «БВ» Тема: прощение |
https://zeroplus.tv/film/knopka |
5-11 |
Киноурок «Неанисия» Тема: здоровый образ жизни |
https://zeroplus.tv/film/moskva-kassiopeya |
5-11 |
Киноурок «Письма» Тема: целомудрие |
https://zeroplus.tv/film/ptitsy-schastya |
5-11 |
Киноурок «Школьные ботаны» Тема: самоотверженность |
https://zeroplus.tv/film/krik-tishiny |
5-11 |
Киноурок «Навсегда» Тема: смелость, отвага |
https://zeroplus.tv/film/voskhozhdenie |
Основная литература:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974.
2. Баранов О. А. Экран становится прутом: из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1979.
3. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М. Аргус, 1995.
4. Бондаренко Е. А. Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы: методическое пособие / Е. А. Бондаренко, Е. В. Дубровская. – М., 2018.
5. Бондаренко Е. А. Путешествие в мир кино. – М: Олма-пресс гранд, 2003.
6. Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. – М., Аргус, 1995.
7. Вайсфельд И. В. Поэзия педагогического поиска //Искусство кино.1976. № 5. С. 120-132.
8. Вайсфельд И. В., Демин В. П. и др. Встречи с музой: беседы о киноискусстве. Для учащихся ст. классов. Кн.1-2. М.: Просвещение, 1981.
9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М., 1984.
10. Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания: социально- эстетический потенциал современного кинопроцесса: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1986.
11. Дубровская Е. В. Маленькие истории с большим смыслом: дидактическое пособие. – СПб, 2020.
12. Зримое слово: Кино и литература: диалектика взаимодействия / Отв. ред. Н. С. Горняцкая. Л.: Искусство, 1985.
13. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
14. Кино: от студии до зрительного зала / Сост. Е. Нагирняк, В. Петрова. – М.: Сов. Россия, 1980.
15. Левшина И. С. Подросток и экран. – М.: Педагогика, 1939.
16. Методическое пособие по кинообразованию: пер. с англ. – М.: Ассоциация деятелей кинообразования СССР, 1990.
17. Нечай О. Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989.
18. Пензин С. Кино – воспитатель молодежи: беседы о киноискусстве. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1975. .
19. Поличко Г. А. Экспериментальная программа школьного факультатива "Литература и кино": для 8-10 классов средней общеобразовательной школы. – М.: Мин. просв. СССР, 1978.
20. Социальные практики: опыт работы с киноуроками: Методическое пособие / В. А. Меркулов, Н. М. Родионова, О. А. Орехова, Е. Н. Шавринова. – СПб., 2020
21. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств – М., 1996.
22. Усов Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. – Таллинн: Министерство просвещения Эстонии, 1980.
23. Федоров А. В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989.
24. Фрейлих С. Беседы о советском кино: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985.
Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы социально-педагогического образования: сборник статей – Директ-Медиа, 2015.
2. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2016
3. Юзефавичус, Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью / Т.А. Юзефавичус. - М.: Academia, 2014.
4. История России. Учебник / А.С. Орлов и др. - М.: Юрайт, Проспект, 2016
Электронные и Internet-ресурсы
1. Официальный сайт «Киноуроки в школах России» https://kinouroki.ru
2. Российская электронная школа: проект «Киноуроки в школах России» https://resh.edu.ru/special-course/kino
3. Информационная грамотность и медиаобразование для всех http://www.mediagram.ru/
4. Журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru
5. Библиотека «Медиаобразование»
http://mediaeducation.ucoz.ru/news/ehlektronnaja_nauchnaja_biblioteka_mediaobrazovanie/201 4-02-04-3
6. Научи хорошему - https://whatisgood.ru/
7. Ноль плюс - https://zeroplus.tv/
8. Общее дело - https://общее-дело.рф
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.