Программа воспитательной работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Greenlife. Жизнь зелёной планеты»
Оценка 4.9

Программа воспитательной работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Greenlife. Жизнь зелёной планеты»

Оценка 4.9
docx
16.05.2022
Программа воспитательной работы  летнего лагеря   с дневным пребыванием детей «Greenlife.  Жизнь зелёной планеты»
Лагерь программа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа воспитательной работы

летнего лагеря 

с дневным пребыванием детей

«Greenlife.

Жизнь зелёной планеты»

 

 

 

 

 

 

Автор программы:

соц. педагог Пушина Е.А.

(организатор);

 

 

 

 

 

 

Программа рассчитана на одну смену

 

Возраст участников 6,6 – 15 лет(включительно)

 

Лето 2022 г.


 

Содержание программы

 

 

1.      Пояснительная записка…………………………………………………………….… 4

 

2.      Цель и задачи программы………………………………………...………………….. 4

 

3.      Условия реализации программы……………………………….....

 

4.      Методическое сопровождение программы………………………..

 

5.      Режим дня……………………………………………………………….

 

6.      План-сетка……………………………………………………………..

 

7.      Основное содержание программы…………………………………..

 

8.      Литература………………………………………………………

 

 

Приложения……………………………………………………………


 

Пояснительная записка

 

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены. В лагере отдыхают 238 обучающихся МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ в возрасте 6 –15 лет. Все дети делятся на 10 отрядов.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

-        Конвенцией ООН о правах ребенка;

-        Конституцией РФ;

-        Законом РФ «Об образовании»;

-        Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

-        Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

-        Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

-        Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

-        Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года №148 г. Москва «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 -2010 годах».

-        Письмом Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования  и науки России от 01.05.05. №АС – 502/06.

     Цель программы - создание благоприятных условий для организации досуговой деятельности обучающихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.

Задачи:

·         Создать условия для организованного отдыха детей.

·         Содействовать полноценному физическому и психическому развитию.

·         Приобщить ребят к творческим видам деятельности и развитию творческого мышления.

·         Содействовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

·         Развивать потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.

  • Воспитывать гражданские и нравственные качества.
  • Развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
  • Расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка

 с  учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.

  • Организовать среду, предоставляющей ребенку возможность

  для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

·         Формировать у ребят навыки общения, уважения к своей стране.

Принципы реализации:

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Условия реализации программы:

Нормативно-правовые условия

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989г.
  • Устав МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Инструкции по правилам  безопасности.
  • Приказы управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Акт приемки лагеря.
  • Программа.

Кадровое обеспечение

Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  • Начальник лагеря - обеспечивает функционирование лагеря.
  • Методист - координатор игровой деятельности.
  • Воспитатели - организовывают работу отрядов.
  • Медицинский работник – обеспечивает медицинскую поддержку.
  • Повар – ответственный за питание, реализацию продуктов и раскладку меню.

     В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

·         начальник летнего лагеря;

·         методист;

·         медицинский работник.

Кураторы отрядов:

·         воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

 

Механизм реализации программы

       Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

1.Организационный модуль

               Формы работы:

·                     планирование;

·                     подготовка к лагерной смене;

·                     оформление лагеря;

·                     подготовка материальной базы;

·                     распределение обязанностей;

·                     подготовка к сдаче приемной комиссии;

·                     организация питания в школьном оздоровительном лагере.

2.Физкультурно - оздоровительный модуль

                    Формы работы:

- утренняя зарядка;

- встречи с медицинским работником;

- влажная уборка, проветривание;

- беседы о вредных привычках;

- организация питания воспитанников;

- спортивные праздники;

- работа спортивной секции;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.

3. Творческий модуль

         Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в  районных мероприятиях;
  • участие в общелагерных мероприятиях;
  • работа кружков;
  • конкурсы;
  • викторины.

4.Историко-патриотический модуль

                  Формы работы:

  • смотры, парады
  • часы чтения
  • работа кружков;
  • общелагерные мероприятия
  • библиотечные часы;
  • викторины, конкурсы.

 

 

Организация кружковой деятельности

     Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей. Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов и творческих способностей детей в наиболее целесообразном применении.

Направления работы:

·         Этнографическое.

·         Экологическое.

·         Познавательное.

·         Оздоровительное.

·         Трудовое.

·         Нравственно-эстетическое.

 

Формы работы:

·         Коллективные творческие дела.

·         Выходы в культурные учреждения.

·         Встречи (с медицинскими работниками, работниками РОВД, пожарными).

·         Трудовые и экологические десанты.

·         Конкурсы и конкурсные программы.

·         Спортивные состязания и игры на свежем воздухе.

·         Праздники.

·         Чтение книг и журналов.

·         Просмотр видеофильмов.

·         Выставки.

·         Тематические дни.

·         Беседы.

·         Посещение кружков.

 

Организация трудовой деятельности

     Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель:  подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

  1. Освоение социально – трудовых ролей.
  2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
  3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
  4. Формирование умений и навыков самообслуживания.

Формы работы:

-трудовые и экологические десанты;

-отрядные дела;

-коллективно-творческие дела;

-конкурсы

 

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап

   Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

·         Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;

·         Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

·         Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;

·          Подготовка методического материала для работников лагеря;

·         Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков;

·         Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).

II. Организационный этап

   Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

·         Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

·         Запуск программы;

·         Формирование органов самоуправления;

·         Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III. Основной этап

·          Реализация основной идеи смены;

·          Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

IV. Заключительный этап

·         Подведение итогов смены;

·         Выработка перспектив деятельности организации;

·         Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

 

Содержание деятельности

Формирование нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по оздоровлению и воспитанию ведётся в течение всей смены. В форме конкретной помощи проводится социальная работа. Формируется Совет лагеря, в который входят вожатые и детский актив.

В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, акции, выпуск листовок, мониторинговую деятельность.

Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных  игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений и по закаливанию организма.

 

Ожидаемые результаты:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями.
  • Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
  • Привитие навыков самообслуживания.
  • Расширение кругозора.
  • Чувство патриотизма.
  • Уважение к истории своей страны и малой родины.

Ресурсное обеспечение:

В лагере имеется  необходимая материально-техническая база:

§  Отрядные комнаты.

§  Спортинвентарь.

§  Спортивный зал.

§  Библиотека.

§  Игровая площадка.

§  Стадион.

§  Аудио- и видеоаппаратура.

§  Музыкальная аппаратура.

 

Устав лагеря

1.      Закон территории. Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

 

2.      Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!

 

3.      Закон правой руки. Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.

 

4.      Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.

 

5.      Закон мотора. Долой скуку!

 

6.      Закон выносливости. Будь вынослив.

 

7.      Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

 

8.      Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

 


 

Гимн лагеря

 

План работы в дождливый день

  1. Операция «По книжным полкам» (посещение библиотеки и получение книг для последующего чтения).
  2. Занятие в «Творческой мастерской» (поделки народов мира).
  3. Турнир по армрестлингу для мальчиков.
  4. Турнир шахматистов и шашечников.
  5. Час отгадывания загадок (культура, история, традиции стран мира).
  6. Работа спортивного клуба (спортивные игры в спортзале).
  7. Генеральная уборка.
  8. Час отгадывания кроссвордов.
  9. Час настольных игр.
  10. Просмотр видеофильмов.
  11. Конкурс на лучшую песню.
  12. Конкурс на лучшее сочинение «А у нас идет дождь…»
  13. Викторины (по краеведению, экологии стран мира).
  14. Посещение кружков.

Мероприятия по реализации программы летнего лагеря

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:

1.      совещание при директоре школы;

2.      собрание  классных руководителей;

3.      совещание ответственных за организацию занятости обучающихся в каникулярное время

март

Директор, зам. дир. по ВР, начальник летнего лагеря

2.

Определение направлений и форм организации каникулярного времени

Апрель

Директор, зам. дир. по УВР, начальник летнего лагеря

3.

Диагностика

Учет мнений и запросов родителей.

 

Учет пожеланий обучающихся по организации каникулярного времени.

 

Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.

 

Удовлетворенность работой лагерной смены.

 

Апрель-май

 

 

Май

 

 

 

 

Май

 

 

 

июнь

Педагог-психолог,

начальник лагеря,

классные руководители

 

начальник лагеря,  классные руководители

 

 

Педагог-психолог,

Начальник  лагеря,

классные руководители

 

Педагог-психолог,

Начальник лагеря,

классные руководители

 

4.

Кадровое обеспечение.

Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.

 

Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.

 

Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.

Апрель-май

 

 

Апрель-май

 

 

 

Май

Директор, зам. по ВР,  начальник лагеря

 

 

начальник лагеря

 

 

 

 

начальник лагеря

 

5.

Организация оздоровительного лагеря.

Комплектование отрядов

Разработка плана воспитательной работы.

Оформление лагерной смены.

Подготовка к сдаче приемной комиссии.

Организация питания в городском оздоровительном лагере.

Май

начальник лагеря, воспитатели

 

6.

Проведение лагерной смены

Июнь

 

начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря

 

 

Список фильмов для просмотра

 

Основное содержание лагерной смены

Легенда смены

 

Основой организации лагерной смены является  ролевая игра «Greenlife. Жизнь Зеленой планеты».

Планета Земля просуществовала много миллиардов лет. Но однажды большой взрыв потряс Вселенную. Вследствие этого взрыва планеты Солнечной системы разлетелись в клочья. Всего 300 человек смогли спастись, на космических кораблях навсегда покинув Солнечную систему. Время тяжкого горя нависло над людьми. Их плач и стенания были слышны даже в космическом пространстве.  Долго скитались люди в поисках пригодной для жизни планеты. Через тридцать дней и ночей она была найдена. Великое счастье осветило лица странников. Планета, на которую высадились люди, формой напоминала планету Земля, состояла из островов, окруженных Великим океаном. С приходом людей на планете появились Добрые Духи. Жителям они поставил цель: заселить новый мир, окружающих их. Каждый день они выполняют миссию, данную им Духами (задание чудесным образом появляется на дереве).

Все дети в первый день становятся жителями Зелёной планеты. Каждый ребенок становится членом экипажа, выполняющим священную миссию.  Дети организуются в отряды-экипажи, выбирают себе название и капитана космического корабля. Экипаж располагается в классе, то есть космическом корабле. Каждый корабль отправляется на свой остров, который ему необходимо заселить за лагерную смену. Вожатые – Советники. Воспитатели носят название Наставников. Комната воспитателей – Совет у старейшин. Старейшины – организаторы смены. Начальник лагеря  - Мудрец.

Цель смены – создать жизнь на острове планету. За выполненное задание Духи даруют одно из земных богатств. Для этого ежедневно организуются дела (испытания), по окончании которых выявляется лидер, получающий дар Духов. В конце смены, когда у каждого отряда собрана все дары Духов, жители получают возможность встретиться с Добрыми Духами и загадать заветное желание.

 

Словарь

Жители Зеленой планеты – все дети

Экипаж – отряд

Командир экипажа  – командир отряда

Советники – вожатые

Наставники – воспитатели

Космический корабль – класс, где располагается экипаж

Космодром – место сбора отрядов

Совет у старейшин – место сбора воспитателей

Мудрец – начальник лагеря

Старейшины – организаторы лагеря

 


Методическая литература

«Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001

«Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва, 2010.

Шмаков С.А. «Лето». – М.,2006.

 Куцанова Л.В. «Летний досуг с детьми» (книги для воспитателей). – М., 1996.

«Фейерверк идей» (в помощь организации досуга) – Омск, 2005

«Лето- это маленькая жизнь» - Хабаровск, 2003

Титов С.В. «Ура, каникулы» - М., 2001

С.А. Шмаков, Дети на отдыхе. Прикладная энциклопедия учителю, воспитателю, вожатому, М., 2001 г.

Г.П. Буданова, Летняя страна детства, М., НИИ семьи, 1997 г.

М.И. Журавлёва, в помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков, М., Кострома, 1991 г.

Организация летнего отдыха детей. М.Е.Сысоева, г. Москва. Гуманитарный     издательский центр «Владос», 1999г.

Здравствуй,  наш лагерь!  Ю.Н.Григоренко, М.А.Пушина. Педагогическое общество России.

 

Интернет-ресурсы

  summercamp.ru

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа воспитательной работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «

Программа воспитательной работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «

Содержание программы 1.

Содержание программы 1.

Пояснительная записка В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе…

Пояснительная записка В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе…

Приобщить ребят к творческим видам деятельности и развитию творческого мышления

Приобщить ребят к творческим видам деятельности и развитию творческого мышления

Кадровое обеспечение Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи

Кадровое обеспечение Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи

Организация кружковой деятельности

Организация кружковой деятельности

Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка

Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка

В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, акции, выпуск листовок, мониторинговую деятельность

В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, акции, выпуск листовок, мониторинговую деятельность

Гимн лагеря План работы в дождливый день

Гимн лагеря План работы в дождливый день

Мероприятия по реализации программы летнего лагеря № п/п

Мероприятия по реализации программы летнего лагеря № п/п

Список фильмов для просмотра

Список фильмов для просмотра

М етодическая литература «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря)

М етодическая литература «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2022