ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬСКИХ ЧАСОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 1 - 4 КЛАССА

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала воспитательский час.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

 "Общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки №27"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬСКИХ ЧАСОВ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

 1 - 4 КЛАССА

 

Составитель:

педагог первой

 квалификационной категории

Марченко О.А..

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено

Педагогическим советом №__

от «__» ________ 20 __г.

Утверждено:

Приказом №____ от «___» ______ 20___г. Директор МБОУ «ОШИ №27»

______________ О.А. Гордеева

 

 

Кемерово 2017

Оглавление

 

1.      Пояснительная записка.

2.      Общая характеристика программы.

3.      Описание места программы.

4.      Личностные и предметные результаты освоения программы.

5.      Содержание программы.

6.      Тематическое планирование.

7.      Система оценки достижения планируемых результатов.

8.      Материально-техническое обеспечение программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

 Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

-        развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека – добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

-        расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

-        воспитание уважения к людям, традициям;

-        усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

 

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме воспитательских часов.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

- развивающие нравственное сознание;

- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

            1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.  Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

            2 класс.  Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

            3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

            4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

 

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ.

            Представленная целостная программа разработана для обучающихся воспитанников школы с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитана на четыре года обучения (всего 272 часа).

1-й год обучения  (68 часа: 2 час в неделю)

2-й год обучения (68 часа: 2 час в неделю)

3-й год обучения (68 часа: 2 час в неделю)

4-й год обучения  (68 часа: 2 час в неделю).

 

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

            В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?  Как её изменить?»,  «Бывает ли так в реальной жизни?»).

            Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

             В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

 К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

            Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

            Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

-  Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

- использовать в речи слова вежливости;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

описывать сюжетную картинку (серию);

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

            О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

- Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;

            Культура внешнего вида.

-  Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные  учебные действия

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях;

- оценивать внешний вид человека.

            Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

- использовать доброжелательный тон в общении.

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


 

6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п/п

Тема

Содержание

Кол-во

 часов

дата

1 2

Этика – наука о морали.

Что такое «этика» и зачем она нужна.

2

 

3 4

Зачем быть вежливым?

Понятия вежливость, доброта, отзывчивость

2

 

5 6

Кто я и как я выгляжу?

Я- мальчик или девочка, мой внешний вид

2

 

7 8

Правила поведения в школе

Как нужно вести себя в гардеробе, на перемене, в классе.

2

 

9

10

Школьный этикет

Правила поведения в столовой, на уроке. Составление свода правил.

2

 

11

12

Обязанности ученика в школе и дома.

Устав, и какие правила в нем записаны

2

 

13

14

Твои поступки и твои родители.

Ответственность за свои слова и за свои действия.

2

 

1516

Чем богат человек?

Душевное богатство человека.

2

 

17 18

Речевой этикет

Правила приветствия, прощания, извинения, просьбы, обращения…

2

 

19 20

Товарищи и друзья

Понятия друг, товарищ, одноклассник, сверстник.

2

 

21 22

Бескорыстие в дружбе

На чем основывается дружба: взаимопомощь, взаимовыручка, доброта….

2

 

23 24

Верность слову

Честное слово и верность слову.

2

 

25 25

Отношение к старшим.

Уважение старших, почет, помощь пожилым, благодарность им.

2

 

26 27

Отношение к учителю

Признание учителя, уважение, видение в нем помощника и «друга»

2

 

28 29

Отношение к малышам

«Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковский

2

 

30 31

Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья

Толерантность, уважение и признание прав людей с ограниченными возможностями здоровья

2

 

32 33

Как правильно разговаривать по телефону

Зачем в разговоре нужна тактичность. Правила разговора по телефону.

2

 

34 35

Праздничный этикет

Сервировка стола, приглашение в гости. Как вести себя за столом.

2

 

 

36 37

«Без труда – не вытащить и рыбку из пруда»

Разбор пословиц о труде и трудолюбии.

2

 

38 39

Я и мои социальные роли.

«Кто я»- методика Куна. Какие роли я выполняю сейчас, и какие буду выполнять еще в жизни.

2

 

40 41

Сказки и кто их сочиняет.

Авторы сказок и о чем эти сказки. Народные  сказки

2

 

42 43

Составление сказки о трудолюбии.

Совместное составление сказки о трудолюбии.

2

 

44 45

Нравственный мир сказок

Аспекты раскрываемые  в сказках: добро, зло, красота  и ужас, счастье и горе.

2

 

46 47

Праздники в жизни человека

Нужны ли нам праздники и какие из них нам нужны.

2

 

48 49

Опрятность, чистота, бережливость

Аккуратность в одежде и уход за  своим внешним видом.

2

 

50 51

Ты и твое здоровье

Правила гигиены, занятия спортом, правильное питание и режим дня.

2

 

52 53

Невербальные средства общения

Мимика, позы и жесты у нас и у других народов.

2

 

54 55

Наш класс

Составление плаката на тему: «Наш класс»

2

 

56 57

Как вести себя в общественных местах

Правила поведения в магазине, на почте, в автобусе.

2

 

58 59

Правила поведения в театре и кино

Основные правила поведения в кино и театре.

2

 

60 61

Поведение в библиотеке и в музее

Библиотека- хранительница истории. Правила поведения в ней и музее.

2

 

62 63

Как вести себя в Храме.

Храм и нужен ли он нам и как нам вести в нем там?

2

 

64

Что узнали и чему научились?

Подведение итогов.

1

 

2 КЛАСС

п/п

Тема

Содержание

Кол-во

часов.

дата

 

Школьный этикет

 

1 2

Мы пришли на урок.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

2

 

 

3 4

Правила поведения на уроке

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

2

 

 

5 6

Зачем нужны перемены?

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

2

 

 

7 8

Правила поведения на перемене

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

2

 

 

9

10

Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую. Знакомство  с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

2

 

 

11

12

Правила поведения в столовой

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

2

 

 

13

14

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

2

 

 

Правила общения

 

 

2

1516

Зачем нужны «вежливые» слова

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово».  Ролевая игра

2

 

 

17 18

Доброжелательность

Конкурс добрых сюрпризов.      Разыгрывание сценок   

2

 

 

19 20

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

2

 

 

21 22

Общение по телефону

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону.

2

 

 

23 24

Мой учитель.

 

Конкурс рисунков.          Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

2

 

 

25 25

Общение со взрослыми

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

2

 

 

26 27

Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

2

 

 

28 29

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

2

 

 

30 31

Эмоции.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

2

 

 

32 33

Наши имена.

Знакомство с  историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

2

 

 

34 35

Моя семья.

Конкурс рисунков.

2

 

 

О трудолюбии

 

 

2

36 37

Старательность -  помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

2

 

 

38 39

Старательность -  помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

2

 

 

40 41

Как мы трудимся: в школе и дома.

Конкурс рассказов. 

2

 

 

42 43

Как мы трудимся: в школе и дома.

Дидактическая игра.

2

 

 

44 45

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

2

 

 

46 47

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в кабинете. 

2

 

 

Культура внешнего вида

 

 

2

48 49

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»        

2

 

 

50 51

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»        

2

 

 

52 53

Учимся не болеть.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

2

 

 

54 55

Каждой вещи свое место.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

2

 

 

Внешкольный этикет

 

 

2

50 51

Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

2

 

 

52 53

Правила поведения в транспорте.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

2

 

 

54 55

Правила поведения в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации

2

 

 

56 57

«Спасибо» и «пожалуйста».

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

2

 

 

58 59

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Проведение и организация итогового  мероприятия.

2

 

 

 

3 КЛАСС

п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

дата

 

Школьный этикет

 

1

Мы пришли на урок с опозданием.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил правильного поведения при опоздании.

2

 

 

2

Правила поведения в школе ( гардероб, этажи)

Закрепление правил поведения в школе.

2

 

 

3

Правила поведения в библиотеке.

Формулирование правил поведения в библиотеке.

2

 

 

4

Правила поведения на перемене

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

2

 

 

5

Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую. Знакомство  с работниками столовой. закрепленние правил поведения в столовой.

2

 

 

6

Правила поведения в классе.

Закрепление правил поведения в классе. Оказание помощи по наведению порядка в классе.

2

 

 

7.

Чистота – залог здоровья.

Понятия «чистота», «здоровье». Правила наведения порядка в классе.

2

 

 

Правила общения

 

 

2

8

«Волшебные слова»

 Ролевая игра

2

 

 

9

«Слово – не воробей – вылетит- не поймаешь»

Разговор об ответственности за свои слова и поступки   

2

 

 

10

Сопереживание, помощь друзьям.

Формулирование понятий «сопереживание», «помощь». Разбор ситуаций.

2

 

 

11

 

Диалоги со сверстниками

Практическое занятие. Закрепление  правил общения по телефону.

2

 

 

12

Школьное имущество надо беречь.

Конкурс рисунков.          Формулирование правил отношения к школьному имуществу.

2

 

 

13

Я и мои друзья.

Тренинги на развитие сплоченности, коллективизма

2

 

 

14

Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

2

 

 

15

 

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Тренинги на развитие чувства эмпатии, поддержки и взаимопомощи.

2

 

 

16

Эмоции.

Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения.

2

 

 

17

Приглашение на День рождения.

Написание приглашения, разбор правил приглашения.

2

 

 

18

Время надо беречь

Составление своего распорядка дня 

2

 

 

О трудолюбии

 

 

2

19

Труд – кормит, а лень - портит.

Разбор пословиц о труде

2

 

 

20

Ниткография – что такое

Изотерапия с помощью нити и красок.

2

 

 

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

Написание  рассказов. 

2

 

 

22

Волонтеры кто  это такие?

Агитация детей в отряд волонтеров.

2

 

 

23

 Как организовать свой труд

Составление правил дел на день

2

 

 

24

Сделай своими руками.

Оригами – поделки своими руками.

2

 

 

Культура внешнего вида

 

 

2

25

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Одежда школьная, праздничная и повседневная       

2

 

 

26

В гостях у Гигиены

Составление правил гигиены     

2

 

 

27

В здоровом теле – здоровый дух.

Профилактика вредных привычек

2

 

 

28

В здоровом теле – здоровый дух

Составление калаша на тему «В здоровом теле - здоровый дух»

2

 

 

Внешкольный этикет

 

 

2

29

Правила поведения на природе.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на природе.

2

 

 

30

Правила поведения в гостях

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций

2

 

 

31

Уход за своими вещами.

Правила ухода за вещами.

2

 

 

32

Уборка своей

комнаты.

С чего начать уборку.

2

 

 

33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Проведение и организация итогового  мероприятия.

2

 

 

 

4 КЛАСС

п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов.

дата

 

Школьный этикет

 

1

Азбука этики. Культура поведения и такт.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил правильного поведения на уроке.

2

 

 

2

Культура общения

Дать понятия «общение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

2

 

 

3

Школьный этикет

Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».

2

 

 

4

Человек и его имена

 Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.

2

 

 

5

Моя малая Родина

Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.

2

 

 

6

Устав – основной закон школы.

 Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.

2

 

 

7.

Речевой этикет

  Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.

2

 

 

Правила общения 

 

 

2

8

Культура общения

Ролевая игра

2

 

 

9

Приветствие и знакомство.

Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно

2

 

 

10

Нравственные отношения в коллективе

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

2

 

 

11

 

Поведение в общественных местах.

Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха.

2

 

 

12

Поведение в общественных местах

Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.

2

 

 

13

Я и мои друзья.

Тренинги на развитие сплоченности, коллективизма

2

 

 

14

Праздники в жизни человека.

 Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».

2

 

 

15

 

Чувства, настроение, характер

Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения.

2

 

 

16

Чувства, настроение, характер

Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения.

2

 

 

17

Подарок своими руками

Зачем нужны подарки? Сделать приятно человеку с помощью подарка.

2

 

 

18

Режим дня

Составление своего распорядка дня 

2

 

 

О трудолюбии

 

 

2

19

Труд – кормит, а лень - портит.

Разбор пословиц о труде

2

 

 

20

Мозаика что это такое?

Составление мозаики из яичной скорлупы.

2

 

 

21

Зачем мы трудимся: в школе и дома.

Написание  рассказов. 

2

 

 

22

Поступки человека и его характер.

«Сильный» и «слабый характер, вредные и хорошие поступки человека

2

 

 

23

Человек в природе и его здоровье.

Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы».

2

 

 

24

Человек в природе и его здоровье.

Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.

2

 

 

Культура внешнего вида

 

 

2

25

Мода и школьная одежда.

Одежда школьная, праздничная и повседневная и  формирование моды.       

2

 

 

26

Гигиена и зачем она нужна?

Составление правил гигиены     

2

 

 

27

В здоровом теле – здоровый дух.

Профилактика вредных привычек

2

 

 

28

В здоровом теле – здоровый дух

Составление калаша на тему «В здоровом теле - здоровый дух»

2

 

 

Внешкольный этикет

 

 

2

29

Правила поведения за столом

Практическое занятие. Формулирование правил поведения за столом.

2

 

 

30

Правила приглашения в гости

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций

2

 

 

31

Распределение обязанностей в семье.

Права и обязанности в семье

2

 

 

32

Генеральная уборка

С чего начать уборку.

2

 

 

33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Проведение и организация итогового  мероприятия.

2

 

 

 

7.      Система оценки достижения планируемых результатов.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации воспитанников.

При воспитательной работе текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «значков «+», «-», «?», "смайликов". Использование данных форм оценивания осуществляется в  соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51- 120/13 «О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

8. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»- М., 2011.Дик Н.Ф. Премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день.– Ростов н/Д: Феликс,2010.

3. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2010. – 62с.

4. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2011.