Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
"Общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки №27"
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬСКИХ ЧАСОВ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
1 - 4 КЛАССА
Составитель:
педагог первой
квалификационной категории
Марченко О.А..
Рассмотрено Педагогическим советом №__ от «__» ________ 20 __г. |
Утверждено: Приказом №____ от «___» ______ 20___г. Директор МБОУ «ОШИ №27» ______________ О.А. Гордеева |
Кемерово 2017
Оглавление
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы.
3. Описание места программы.
4. Личностные и предметные результаты освоения программы.
5. Содержание программы.
6. Тематическое планирование.
7. Система оценки достижения планируемых результатов.
8. Материально-техническое обеспечение программы.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
- воспитание уважения к людям, традициям;
- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме воспитательских часов.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ.
Представленная целостная программа разработана для обучающихся воспитанников школы с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитана на четыре года обучения (всего 272 часа).
1-й год обучения (68 часа: 2 час в неделю)
2-й год обучения (68 часа: 2 час в неделю)
3-й год обучения (68 часа: 2 час в неделю)
4-й год обучения (68 часа: 2 час в неделю).
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
- Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
- использовать доброжелательный тон в общении.
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
дата |
1 2 |
Этика – наука о морали. |
Что такое «этика» и зачем она нужна. |
2 |
|
3 4 |
Зачем быть вежливым? |
Понятия вежливость, доброта, отзывчивость |
2 |
|
5 6 |
Кто я и как я выгляжу? |
Я- мальчик или девочка, мой внешний вид |
2 |
|
7 8 |
Правила поведения в школе |
Как нужно вести себя в гардеробе, на перемене, в классе. |
2 |
|
9 10 |
Школьный этикет |
Правила поведения в столовой, на уроке. Составление свода правил. |
2 |
|
11 12 |
Обязанности ученика в школе и дома. |
Устав, и какие правила в нем записаны |
2 |
|
13 14 |
Твои поступки и твои родители. |
Ответственность за свои слова и за свои действия. |
2 |
|
1516 |
Чем богат человек? |
Душевное богатство человека. |
2 |
|
17 18 |
Речевой этикет |
Правила приветствия, прощания, извинения, просьбы, обращения… |
2 |
|
19 20 |
Товарищи и друзья |
Понятия друг, товарищ, одноклассник, сверстник. |
2 |
|
21 22 |
Бескорыстие в дружбе |
На чем основывается дружба: взаимопомощь, взаимовыручка, доброта…. |
2 |
|
23 24 |
Верность слову |
Честное слово и верность слову. |
2 |
|
25 25 |
Отношение к старшим. |
Уважение старших, почет, помощь пожилым, благодарность им. |
2 |
|
26 27 |
Отношение к учителю |
Признание учителя, уважение, видение в нем помощника и «друга» |
2 |
|
28 29 |
Отношение к малышам |
«Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковский |
2 |
|
30 31 |
Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья |
Толерантность, уважение и признание прав людей с ограниченными возможностями здоровья |
2 |
|
32 33 |
Как правильно разговаривать по телефону |
Зачем в разговоре нужна тактичность. Правила разговора по телефону. |
2 |
|
34 35 |
Праздничный этикет |
Сервировка стола, приглашение в гости. Как вести себя за столом. |
2 |
|
36 37 |
«Без труда – не вытащить и рыбку из пруда» |
Разбор пословиц о труде и трудолюбии. |
2 |
|
38 39 |
Я и мои социальные роли. |
«Кто я»- методика Куна. Какие роли я выполняю сейчас, и какие буду выполнять еще в жизни. |
2 |
|
40 41 |
Сказки и кто их сочиняет. |
Авторы сказок и о чем эти сказки. Народные сказки |
2 |
|
42 43 |
Составление сказки о трудолюбии. |
Совместное составление сказки о трудолюбии. |
2 |
|
44 45 |
Нравственный мир сказок |
Аспекты раскрываемые в сказках: добро, зло, красота и ужас, счастье и горе. |
2 |
|
46 47 |
Праздники в жизни человека |
Нужны ли нам праздники и какие из них нам нужны. |
2 |
|
48 49 |
Опрятность, чистота, бережливость |
Аккуратность в одежде и уход за своим внешним видом. |
2 |
|
50 51 |
Ты и твое здоровье |
Правила гигиены, занятия спортом, правильное питание и режим дня. |
2 |
|
52 53 |
Невербальные средства общения |
Мимика, позы и жесты у нас и у других народов. |
2 |
|
54 55 |
Наш класс |
Составление плаката на тему: «Наш класс» |
2 |
|
56 57 |
Как вести себя в общественных местах |
Правила поведения в магазине, на почте, в автобусе. |
2 |
|
58 59 |
Правила поведения в театре и кино |
Основные правила поведения в кино и театре. |
2 |
|
60 61 |
Поведение в библиотеке и в музее |
Библиотека- хранительница истории. Правила поведения в ней и музее. |
2 |
|
62 63 |
Как вести себя в Храме. |
Храм и нужен ли он нам и как нам вести в нем там? |
2 |
|
64 |
Что узнали и чему научились? |
Подведение итогов. |
1 |
|
2 КЛАСС
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов. |
дата |
|
||
Школьный этикет |
|
||||||
1 2 |
Мы пришли на урок. |
Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. |
2 |
|
|
||
3 4 |
Правила поведения на уроке |
Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок |
2 |
|
|
||
5 6 |
Зачем нужны перемены? |
Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений |
2 |
|
|
||
7 8 |
Правила поведения на перемене |
Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
2 |
|
|
||
9 10 |
Мы – в школьной столовой. |
Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. |
2 |
|
|
||
11 12 |
Правила поведения в столовой |
Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. |
2 |
|
|
||
13 14 |
Как быть прилежным и старательным. |
Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
2 |
|
|
||
Правила общения |
|
|
2 |
||||
1516 |
Зачем нужны «вежливые» слова |
Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Ролевая игра |
2 |
|
|
||
17 18 |
Доброжелательность |
Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок |
2 |
|
|
||
19 20 |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами |
2 |
|
|
||
21 22 |
Общение по телефону |
Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. |
2 |
|
|
||
23 24 |
Мой учитель.
|
Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок |
2 |
|
|
||
25 25 |
Общение со взрослыми |
Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем |
2 |
|
|
||
26 27 |
Добро и зло. |
Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. |
2 |
|
|
||
28 29 |
Думай о других: сочувствие – как его выразить? |
Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. |
2 |
|
|
||
30 31 |
Эмоции. |
Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
2 |
|
|
||
32 33 |
Наши имена. |
Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. |
2 |
|
|
||
34 35 |
Моя семья. |
Конкурс рисунков. |
2 |
|
|
||
О трудолюбии |
|
|
2 |
||||
36 37 |
Старательность - помощник в учебе |
Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
2 |
|
|
||
38 39 |
Старательность - помощник в учебе |
Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
2 |
|
|
||
40 41 |
Как мы трудимся: в школе и дома. |
Конкурс рассказов. |
2 |
|
|
||
42 43 |
Как мы трудимся: в школе и дома. |
Дидактическая игра. |
2 |
|
|
||
44 45 |
Бережливость: каждой вещи своё место |
Наведение порядка в дневнике, портфеле. |
2 |
|
|
||
46 47 |
Бережливость: каждой вещи своё место |
Наведение порядка в кабинете. |
2 |
|
|
||
Культура внешнего вида |
|
|
2 |
||||
48 49 |
Основные правила Мойдодыра. |
Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
2 |
|
|
||
50 51 |
Основные правила Мойдодыра. |
Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
2 |
|
|
||
52 53 |
Учимся не болеть. |
Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. |
2 |
|
|
||
54 55 |
Каждой вещи свое место. |
Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. |
2 |
|
|
||
Внешкольный этикет |
|
|
2 |
||||
50 51 |
Правила поведения на улице. |
Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. |
2 |
|
|
||
52 53 |
Правила поведения в транспорте. |
Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. |
2 |
|
|
||
54 55 |
Правила поведения в гостях. |
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации |
2 |
|
|
||
56 57 |
«Спасибо» и «пожалуйста». |
Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. |
2 |
|
|
||
58 59 |
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» |
Проведение и организация итогового мероприятия. |
2 |
|
|
3 КЛАСС
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
дата |
|
||
Школьный этикет |
|
||||||
1 |
Мы пришли на урок с опозданием. |
Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил правильного поведения при опоздании. |
2 |
|
|
||
2 |
Правила поведения в школе ( гардероб, этажи) |
Закрепление правил поведения в школе. |
2 |
|
|
||
3 |
Правила поведения в библиотеке. |
Формулирование правил поведения в библиотеке. |
2 |
|
|
||
4 |
Правила поведения на перемене |
Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
2 |
|
|
||
5 |
Мы – в школьной столовой. |
Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. закрепленние правил поведения в столовой. |
2 |
|
|
||
6 |
Правила поведения в классе. |
Закрепление правил поведения в классе. Оказание помощи по наведению порядка в классе. |
2 |
|
|
||
7. |
Чистота – залог здоровья. |
Понятия «чистота», «здоровье». Правила наведения порядка в классе. |
2 |
|
|
||
Правила общения |
|
|
2 |
||||
8 |
«Волшебные слова» |
Ролевая игра |
2 |
|
|
||
9 |
«Слово – не воробей – вылетит- не поймаешь» |
Разговор об ответственности за свои слова и поступки |
2 |
|
|
||
10 |
Сопереживание, помощь друзьям. |
Формулирование понятий «сопереживание», «помощь». Разбор ситуаций. |
2 |
|
|
||
11
|
Диалоги со сверстниками |
Практическое занятие. Закрепление правил общения по телефону. |
2 |
|
|
||
12 |
Школьное имущество надо беречь. |
Конкурс рисунков. Формулирование правил отношения к школьному имуществу. |
2 |
|
|
||
13 |
Я и мои друзья. |
Тренинги на развитие сплоченности, коллективизма |
2 |
|
|
||
14 |
Добро и зло. |
Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. |
2 |
|
|
||
15
|
Думай о других: сочувствие – как его выразить? |
Тренинги на развитие чувства эмпатии, поддержки и взаимопомощи. |
2 |
|
|
||
16 |
Эмоции. |
Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения. |
2 |
|
|
||
17 |
Приглашение на День рождения. |
Написание приглашения, разбор правил приглашения. |
2 |
|
|
||
18 |
Время надо беречь |
Составление своего распорядка дня |
2 |
|
|
||
О трудолюбии |
|
|
2 |
||||
19 |
Труд – кормит, а лень - портит. |
Разбор пословиц о труде |
2 |
|
|
||
20 |
Ниткография – что такое |
Изотерапия с помощью нити и красок. |
2 |
|
|
||
21 |
Как мы трудимся: в школе и дома. |
Написание рассказов. |
2 |
|
|
||
22 |
Волонтеры кто это такие? |
Агитация детей в отряд волонтеров. |
2 |
|
|
||
23 |
Как организовать свой труд |
Составление правил дел на день |
2 |
|
|
||
24 |
Сделай своими руками. |
Оригами – поделки своими руками. |
2 |
|
|
||
Культура внешнего вида |
|
|
2 |
||||
25 |
Встречают по одежке, а провожают по уму. |
Одежда школьная, праздничная и повседневная |
2 |
|
|
||
26 |
В гостях у Гигиены |
Составление правил гигиены |
2 |
|
|
||
27 |
В здоровом теле – здоровый дух. |
Профилактика вредных привычек |
2 |
|
|
||
28 |
В здоровом теле – здоровый дух |
Составление калаша на тему «В здоровом теле - здоровый дух» |
2 |
|
|
||
Внешкольный этикет |
|
|
2 |
||||
29 |
Правила поведения на природе. |
Практическое занятие. Формулирование правил поведения на природе. |
2 |
|
|
||
30 |
Правила поведения в гостях |
Практическое занятие. Формулирование правил поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций |
2 |
|
|
||
31 |
Уход за своими вещами. |
Правила ухода за вещами. |
2 |
|
|
||
32 |
Уборка своей комнаты. |
С чего начать уборку. |
2 |
|
|
||
33 |
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» |
Проведение и организация итогового мероприятия. |
2 |
|
|
4 КЛАСС
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов. |
дата |
|
||
Школьный этикет |
|
||||||
1 |
Азбука этики. Культура поведения и такт. |
Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил правильного поведения на уроке. |
2 |
|
|
||
2 |
Культура общения |
Дать понятия «общение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. |
2 |
|
|
||
3 |
Школьный этикет |
Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». |
2 |
|
|
||
4 |
Человек и его имена |
Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками. |
2 |
|
|
||
5 |
Моя малая Родина |
Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране. |
2 |
|
|
||
6 |
Устав – основной закон школы. |
Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. |
2 |
|
|
||
7. |
Речевой этикет |
Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. |
2 |
|
|
||
Правила общения |
|
|
2 |
||||
8 |
Культура общения |
Ролевая игра |
2 |
|
|
||
9 |
Приветствие и знакомство. |
Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно |
2 |
|
|
||
10 |
Нравственные отношения в коллективе |
Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. |
2 |
|
|
||
11
|
Поведение в общественных местах. |
Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. |
2 |
|
|
||
12 |
Поведение в общественных местах |
Основные правила этикета в кафе. Что и как едят. |
2 |
|
|
||
13 |
Я и мои друзья. |
Тренинги на развитие сплоченности, коллективизма |
2 |
|
|
||
14 |
Праздники в жизни человека. |
Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране». |
2 |
|
|
||
15
|
Чувства, настроение, характер |
Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения. |
2 |
|
|
||
16 |
Чувства, настроение, характер |
Научиться контролировать свои эмоции. Аутотренинг на снятие эмоционального напряжения. |
2 |
|
|
||
17 |
Подарок своими руками |
Зачем нужны подарки? Сделать приятно человеку с помощью подарка. |
2 |
|
|
||
18 |
Режим дня |
Составление своего распорядка дня |
2 |
|
|
||
О трудолюбии |
|
|
2 |
||||
19 |
Труд – кормит, а лень - портит. |
Разбор пословиц о труде |
2 |
|
|
||
20 |
Мозаика что это такое? |
Составление мозаики из яичной скорлупы. |
2 |
|
|
||
21 |
Зачем мы трудимся: в школе и дома. |
Написание рассказов. |
2 |
|
|
||
22 |
Поступки человека и его характер. |
«Сильный» и «слабый характер, вредные и хорошие поступки человека |
2 |
|
|
||
23 |
Человек в природе и его здоровье. |
Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». |
2 |
|
|
||
24 |
Человек в природе и его здоровье. |
Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным. |
2 |
|
|
||
Культура внешнего вида |
|
|
2 |
||||
25 |
Мода и школьная одежда. |
Одежда школьная, праздничная и повседневная и формирование моды. |
2 |
|
|
||
26 |
Гигиена и зачем она нужна? |
Составление правил гигиены |
2 |
|
|
||
27 |
В здоровом теле – здоровый дух. |
Профилактика вредных привычек |
2 |
|
|
||
28 |
В здоровом теле – здоровый дух |
Составление калаша на тему «В здоровом теле - здоровый дух» |
2 |
|
|
||
Внешкольный этикет |
|
|
2 |
||||
29 |
Правила поведения за столом |
Практическое занятие. Формулирование правил поведения за столом. |
2 |
|
|
||
30 |
Правила приглашения в гости |
Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций |
2 |
|
|
||
31 |
Распределение обязанностей в семье. |
Права и обязанности в семье |
2 |
|
|
||
32 |
Генеральная уборка |
С чего начать уборку. |
2 |
|
|
||
33 |
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» |
Проведение и организация итогового мероприятия. |
2 |
|
|
7. Система оценки достижения планируемых результатов.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации воспитанников.
При воспитательной работе текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «значков «+», «-», «?», "смайликов". Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51- 120/13 «О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
8. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»- М., 2011.Дик Н.Ф. Премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день.– Ростов н/Д: Феликс,2010.
3. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2010. – 62с.
4. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2011.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.