Пояснительная записка
На данный момент термин «предпринимательство» имеет два значения.
Первое, понимается как ведение собственного дела, и второе, как предложение нового продукта (ранее не известного на рынке). Однако, мы можем продолжить расширять этот термин и говорить о предпринимательстве, как о черте личности человека: способности находить новые не стандартные решения.
К сожалению, предпринимательству не обучают в школе. Однако, способность генерировать и развивать идеи, как личного, так и социального плана, свойственна всем детям. Можно говорить о том, что детям свойственно предпринимательство. И особенно отчетливо это заметно в раннем дошкольном детстве и в подростковом возрасте. И если первый возрастной этап характеризуется познанием мира и накоплением опыта (речевого, когнитивного и эмоционального), то в подростковом возрасте – это активное переосмысление мира и поиск своего места в жизни.
В связи с чем, становится очевидным необходимость обучения детей основам экономической и финансовой грамотности. Именно в возрасте 15-17 лет подросток становится способен осмысливать свои знания и умения с точки зрения их ценности для себя лично, и общества в целом.
Экономические сведения помогут воспитанникам оценить свои способности с точки зрения и ценности для региона, в котором они живут; лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
Основная идея программы состоит в том, что содержание учебного материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики, и способствовать: формированию представлений о собственных экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, региона (посредством социально-экономических проектов).
Приобретая начальные экономические знания, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед центром, регионом не только с точки зрения потребителя, но и (в силу природной предрасположенности детей к инновациям) с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания экономической грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового осмыслять свой труд и его ценность не столько с точки зрения личной выгоды, сколько с точки зрения полезности для общества.
Таким образом, воспитание экономически грамотного специалиста полезно не только для личностного развития детей, но и для социально- экономического развития региона, в котором они проживают. Это подтверждает необходимость целенаправленной экономической и финансовой подготовки воспитанников к будущей экономической и предпринимательской деятельности.
Программа рассчитана на воспитанников 14 – 18 лет
Направление: социально – педагогическое.
Количество часов: 34 часа, (1 занятие в неделю - 1 академический час).
Цель программы: формирование интереса воспитанников к предпринимательской деятельности, формирование интереса к социально-экономическому проектированию как способу конструирования будущего.
Задачи программы:
1. Формирование мотивации на получение образования в области предпринимательской деятельности.
2. Привлечение воспитанников к участию в социально-экономической жизни района.
3. Повышение уровня экономической и финансовой грамотности воспитанников.
4. Развитие коммуникативных навыков у участников программы, навыков самопрезентации и самоменеджмента.
5. Овладение навыками презентации проекта, способами и формами защиты проекта.
Программа построена на принципах сохранения и развития индивидуальной самобытности каждого воспитанника, сотрудничества детей и взрослых во всех видах совместной деятельности.
Программа «Юный предприниматель» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:
· экономика;
· обществознание;
· психология;
· маркетинг;
· менеджмент.
Планируемые результаты: стимулирование профессионального самоопределения, формирование интереса и развитие способностей к предпринимательству; участники получат базовые знания об экономическом аспекте предпринимательской деятельности, навыки «рождения» бизнес идеи, ее презентации; стимулирование личностного роста участников программы.
Требования к уровню подготовки.
По окончании изучения курса программы «Юный предприниматель», обучающиеся должны:
Иметь представление:
• о сущности, происхождении и аспектах предпринимательского дела как вида человеческой деятельности;
• правовой базе и ответственности российского предпринимательства, особенностях классификации основных организационно-правовых форм, возможностях финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности.
Знать/понимать:
• экономическую роль предпринимательства;
• характерные черты и качества предпринимателя;
• признаки предпринимательской деятельности;
• понятия дохода, затрат, прибыли;
• назначение бизнес-плана;
• основные правила составления бизнес-плана;
• содержание разделов бизнес-плана.
Уметь:
• приводить примеры предпринимательской деятельности, различать ее виды;
• объяснять, какие знания, навыки и качества личности необходимы для успешной предпринимательской деятельности;
• приводить примеры различных форм организации предприятий;
• объяснять экономическую роль предпринимательства;
• рассчитывать доход и прибыль фирмы;
• оформлять бизнес-план;
• объяснять назначение бизнес-плана в предпринимательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для определения суммы по кредитам;
• для эффективного планирования своей деятельности;
• для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни.
Учебно-тематический план
№ |
Модуль
|
Наименование тем |
Формы деятельности |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||||
1 |
Бизнес планирование |
Предпринимательство, формы и виды предпринимательской деятельности |
Семинар |
1 |
|
Способы разработки бизнес-идей |
Семинар, тренинг |
1 |
|
||
Бизнес-план, способыпостроения бизнес-плана |
Семинар, тренинг |
|
2 |
||
|
|
Итого |
2 |
2 |
|
2
|
Маркетинг организации
|
Маркетинг, маркетинговые коммуникации |
Семинар, дискуссия |
1 |
|
Реклама и PR
|
Тренинг |
|
2 |
||
Фирменный стиль, презентация и самопрезентация |
Мастер-класс |
|
2 |
||
|
|
Итого |
1 |
4 |
|
3 |
Правовые основы предпринимательства |
Формы и виды организации
|
Семинар |
1 |
|
Правовые формы предпринимательской деятельности |
Семинар |
1 |
|
||
Налоги, виды налогов, расчет налогового сбора |
Семинар,тестирование |
1 |
|
||
|
|
Итого |
3 |
|
|
4
|
Управленческие решения
|
Управленческое решение
|
Семинар, тренинг |
1 |
1 |
Ситуация принятия решения
|
Тренинг |
|
3 |
||
Формы и способы принятия управленческих решений |
Анализ ситуационных задач |
|
3 |
||
|
|
Итого |
1 |
7 |
|
5 |
Деньги и денежное поведение |
Деньги, денежное поведение |
Семинар |
1 |
|
Виды денежного поведения
|
тренинг |
|
3 |
||
Стратегия и тактика денежного поведения |
Семинар,тренинг |
1 |
1 |
||
|
|
Итого |
2 |
4 |
|
6 |
Психология предпринимателя |
Предприниматель, личностные качества успешного предпринимателя |
Тренинг, мастер-класс, дискуссия |
|
1 |
Креативность, дивергентность мышления |
Тренинг |
|
1 |
||
Ответственность, склонность к риску |
Тренинг |
|
1 |
||
Коммуникативные качества предпринимателя |
Мастер-класс |
|
2 |
||
|
|
Итого |
|
5 |
|
7
|
Самоменджмент
|
Тайм-менеджмент, стресс- менеджмент |
тренинг |
|
1 |
Делегирование полномочий
|
Семинар |
|
1 |
||
Построение эффективного общения |
Тренинг |
|
1 |
||
Презентация бизнес - идей |
Тренинг |
|
2 |
||
|
|
Итого |
|
5 |
|
|
Всего |
9 |
25 |
Содержание рабочей программы:
Перечень основных содержательных блоков:
1. Теоретический
2. Практический
Каждый блок раскрывает отдельный аспект предпринимательской деятельности: экономический, юридический, психологический аспект предпринимательской деятельности, а так же особенности развития предпринимательства.
В теоретическом блоке рассматриваются такие вопросы как функции, виды и формы предпринимательства, особенности бизнес-планирования и налогообложения. Отдельно прорабатываются вопросы о генерировании новых бизнес идей, принятии управленческих решений, маркетинг организации.
В практическом блоке отрабатываются темы личностного развития: креативность личности, эффективность денежного поведения, самооменеджмент (тайм-менеджмент, стресс-менеджмент, целеполагание, делегирование полномочий); особенности межличностных отношений в области предпринимательства (психология влияния на личность человека), экономическое поведение успешного предпринимательства, способности и навыки предпринимателя, навыки позиционирования товара или услуги. При этом рассматривается вопрос о само позиционировании личности, формировании личностной эффективности (конкурентоспособности).
Модуль 1 Бизнес планирование.
Предпринимательская идея и ее выбор. Технология накопления идей. Техника работы предпринимателя по анализу идей. Основные экономические и технико-организационные показатели, влияющие на отбор идей. Рынок, как источник информации. Приоритетные сферы деятельности в малом и среднем бизнесе для Приуральского района.
В практической части проводится деловая игра, посвященная формированию банка возможных идей и установлению критериев отбора наиболее перспективных.
Модуль 2 Маркетинг организации.
Маркетинг как форма производственно-сбытовой деятельности предпринимателя. Функции маркетинговой деятельности. Разновидности спроса и соответствующие задачи маркетинга. Товар и услуги как средство оказания влияния на рынок. Жизненный цикл товара. Исследование спроса и рынка. Размер рынка и его рост. Анализ открытых статистических данных. Емкость и насыщенность рынка. Отраслевые сегменты рынка, тенденции их развития. Общий и посегментный объем продаж продукции и основные типы клиентов; ограничения по продажам продукции и планы их преодоления. Объем продаж, рассматриваемый в бизнес-плане. Обычная величина отраслевой валовой прибыли. Объемы производства и размещение предприятий-конкурентов. Механизмы действия рынка и основные параметры конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация.
В практической части обучающиеся разрабатывают маркетинговую стратегию малого предприятия, с ними прорабатываются следующие вопросы:
• определение целевого рынка;
• определение конкурентов;
• сколько будет стоить конечный продукт;
• способы доставки;
• способы приема оплаты;
• организация партнерской программы.
Итог практического занятия: разработка маркетингового плана.
Модуль 3 Правовые основы предпринимательства.
Закон о предпринимательстве. Собственность, формы собственности. Организационно-правовые формы предпринимательства, допускаемые российским законодательством. Предпринимательство с образованием и без образования юридического лица. Достоинства и недостатки различных форм предприятий. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Определение малого предпринимательства и его критерии в России. Субъекты малого предпринимательства. Значение и задачи малого предприятия. Плюсы и минусы малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.Налоги, виды налогов, расчет налогового сбора.
В практической части проводится деловая игра. Задача деловой игры – выявление основных положений, касающихся регламентации деятельности малых предприятий и получение практических навыков заполнения основных документов на регистрацию предприятия.
Модуль 4 Управленческие решения.
Управленческое решение. Ситуация принятия решения. Формы и способы принятия управленческих решений. Технология принятия управленческого решения. Типы управленческих решений.
Обучающиеся на практике учатся применять метод построения дерева решений для принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности.
Модуль 5 Деньги и денежноеповедение.
Понятие о финансах фирмы. Источники финансовых ресурсов для создания и развития фирмы. Основные типы финансовых проблем, с которыми сталкивается предприниматель.Деньги, денежное поведение. Виды денежного поведения. Стратегия и тактика денежного поведения.Организация финансового планирования в фирме. Принципы привлечения собственного и заемного капитала. Выручка от реализации как результат деятельности предпринимателя. Прибыль как предпринимательский доход и источник развития фирмы, как один из основных показателей успешности предприятия.
Практические работы: «Расчет цены товара», «Составление финансового плана»; «Анализ показателей деятельности конкретного предприятия»; «Составление бухгалтерской отчетности».
Модуль 6 Психология предпринимателя.
Психология предпринимательства. Предприниматель, личностные качества успешного предпринимателя. Креативность, дивергентность мышления. Ответственность, склонность к риску. Коммуникативные качества предпринимателя. Методы убеждения партнеров. Ведение переговоров. Формирование команды в бизнесе. Стресс в деятельности предпринимателя.
Практические работы: психолого-управленческие тренинги, ролевые и деловые игры.
Модуль 7. Самоменджмент.
Тайм-менеджмент, стресс-менеджмент. Делегирование полномочий. Построение эффективного общения. Самопрезентация. Этика деловой активности. Постановка целей. Планирование. Принятие решений. Организация и реализация. Контроль. Коммуникации и информация.
Практические работы: ролевые и деловые игры.
Методы работы в образовательном процессе:
Методы организации учебной деятельности:
· словесно-наглядные методы (семинар, дискуссия);
· логический метод (анализ ситуационных задач, подготовка научной статьи);
· метод моделирования (моделирование проблемных ситуаций, разработка наглядной модели).
Методы стимулирования и мотивации учения:
· методы активного социально-психологического обучения (ролевые и деловые игры, тренинги, викторины);
Методы контроля и самоконтроля в обучении:
· методы формирования внешнего и внутреннего контроля успешности обучения (работа с преподавателем, консультации (в том числе дистанционные), самоанализ).
· методы самостоятельной работы (работа в малых группах, самоотчеты).
· рейтинговая система оценки результатов обучения.
Формы работы:
· семинарские занятия с элементами лекции (теоретические и практические компоненты подготовки к предпринимательству);
· тренинговые занятия (личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников, развитие способностей к самообразованию и самоменеджменту);
· творческие мастерские (обучение навыкам экономической и бизнес деятельности);
· деловые игры (формирование практических навыков в области предпринимательства и профессиональное самоопределение школьников);
· дистанционное обучение (выполнение заданий без непосредственного участия преподавателя с возможностью получени консультации с использованием современных средств связи.
Перечень требований к условиям осуществления программы:
1. Наличие стандартных учебных комнат.
2.Наличие мультимедийного оборудования: компьютер (ноутбук), проектор, экран, колонки.
3. Учебная комната должна быть оборудована доской или иметь флипчарт.
4. Канцелярские товары: карандаши или фломастеры, цветная бумага, краски, кисти, простые карандаши, ластики, клей, ватман, ножницы.
5. Материалы для мастер-классов (комплектация по согласованию сторон).
Формы и критерии оценки учащихся
Вид контроля |
Критерии |
Баллы |
Информационное сообщение |
активность |
8 |
Тестирование |
правильность ответов |
10 |
Викторина |
грамотная речь |
8 |
Дискуссия |
обоснованность решения (вывод) |
14 |
Ролевые (деловые) игры |
выделение смысловых блоков |
14 |
Кейс |
соблюдение предложеннойструктуры |
8 |
Отче о работе в мини группе |
конструктивная критика |
14 |
Самоотчет |
организационная работа в минигруппе |
10 |
Анализ продуктов деятельности |
всесторонний анализ ситуации |
14 |
|
Всего |
100 |
Способ ранжирования
Вид контроля |
Баллы (всего) |
Оценка за день |
Премиальные |
Критерии |
Информационноесообщение |
8 |
1 |
|
активность |
Тестирование |
10 |
3 |
2 |
правильность ответов |
Викторина |
8 |
4 |
2 |
грамотная речь |
Дискуссия |
14 |
3 |
4 |
обоснованность решения |
Ролевые (деловые) игры |
14 |
2 |
2 |
выделение смысловых блоков |
Кейс |
8 |
3 |
|
соблюдение предложеннойструктуры |
Отчет о работе в минигруппе |
14 |
4 |
|
конструктивная критика |
Самоотчет |
10 |
2 |
|
организационная работа в минигруппе |
Анализ продуктовдеятельности |
14 |
3 |
|
всесторонний анализ ситуации |
Всего |
100 |
25 |
10 |
|
Литература:
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.–М.: Дело и Сервис, 2004.–447 с.
2. Александров Д.Н., Алиэскеров М.А., Ахлебинина Т.В. Основы предпринимательства. Личность и синдром предпринимателя. –М.: Флинта; Наука, 2004. – 520 с.
3. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. – 1995. - №4. – С.73.
4. Вечканов Г.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
5. Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика, В 2-х томах. СПб.: Институт «Экономическая школа», 2004. – 312 с.
6. Дашкиев М., Осипов П. Построй свой бизнес. От идеи до денег за недели. - СПб.: Питер, 2013. – 128 с.
7. Дейнека О.С. Экономическая психология. – М.: ПЭР СЭ. – 2000.- 160 с.
8. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. – СПб.: Речь, 2007. - 254 с.
9. Лосев В. Как составить бизнес-план. Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей. М.: Вильямс, 2012. – 208 с.
10. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. – 297 с.
11.Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 223 с.
12. Психология лидерства:Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В. – М.: Харвест, 2002. – 187 с.
13. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: «Академия», 1996. - 416 с.
14. Спасенников В. В.Экономическая психология. – М.: ПЭР СЭ, 2003. - 448 с.
15. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит. –М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.
16. Тончу Е. Большой бизнес для маленьких детей. – М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2007. – 264 с.
17. Эренфельд Т. Бизнес с душой. Как начать дело, подходящее именно вам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 272 с.
18. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога // Школа здоровья. – 1997. - №1. – С. 59
19.http://olymp.hse.ru/vseros/sums
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.