Программа "Юный предприниматель"
Оценка 4.8

Программа "Юный предприниматель"

Оценка 4.8
doc
26.05.2021
Программа "Юный предприниматель"
Юный предприниматель. Раб.прогр.(сокращеная рабочая).doc

Пояснительная записка

 

На данный момент термин «предпринимательство» имеет два значения.

Первое, понимается как ведение собственного дела, и второе, как предложение нового продукта (ранее не известного на рынке). Однако, мы можем продолжить расширять этот термин и говорить о предпринимательстве, как о черте личности человека: способности находить новые не стандартные решения.

К сожалению, предпринимательству не обучают в школе. Однако, способность генерировать и развивать идеи, как личного, так и социального плана, свойственна всем детям. Можно говорить о том, что детям свойственно предпринимательство. И особенно отчетливо это заметно в раннем дошкольном детстве и в подростковом возрасте. И если первый возрастной этап характеризуется познанием мира и накоплением опыта (речевого, когнитивного и эмоционального), то в подростковом возрасте – это активное переосмысление мира и поиск своего места в жизни.

В связи с чем, становится очевидным необходимость обучения детей основам экономической и финансовой грамотности. Именно в возрасте 15-17 лет подросток становится способен осмысливать свои знания и умения с точки зрения их ценности для себя лично, и общества в целом.

Экономические сведения помогут воспитанникам оценить свои способности с точки зрения и ценности для региона, в котором они живут; лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Основная идея программы состоит в том, что содержание учебного материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики, и способствовать: формированию представлений о собственных экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, региона (посредством социально-экономических проектов).

Приобретая начальные экономические знания, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед центром, регионом не только с точки зрения потребителя, но и (в силу природной предрасположенности детей к инновациям) с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания экономической грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового осмыслять свой труд и его ценность не столько с точки зрения личной выгоды, сколько с точки зрения полезности для общества.

Таким образом, воспитание экономически грамотного специалиста полезно не только для личностного развития детей, но и для социально- экономического развития региона, в котором они проживают. Это подтверждает необходимость целенаправленной экономической и финансовой подготовки воспитанников к будущей экономической и предпринимательской деятельности.

 

Программа рассчитана на воспитанников 14 – 18 лет

Направление: социально – педагогическое.

Количество часов: 34 часа, (1 занятие в неделю - 1 академический час).

 

Цель программы: формирование интереса воспитанников к предпринимательской деятельности, формирование интереса к социально-экономическому проектированию как способу конструирования будущего.

 

Задачи программы:

1.    Формирование мотивации на получение образования в области предпринимательской деятельности.

2.    Привлечение воспитанников к участию в социально-экономической жизни района.

3.    Повышение уровня экономической и финансовой грамотности воспитанников.

4.    Развитие  коммуникативных  навыков  у  участников  программы, навыков самопрезентации и самоменеджмента.

5. Овладение навыками презентации проекта, способами и формами защиты проекта.

Программа построена на принципах сохранения и развития индивидуальной самобытности каждого воспитанника, сотрудничества детей и взрослых во всех видах совместной деятельности.

Программа  «Юный предприниматель» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

·           экономика;

·           обществознание;

·           психология;

·           маркетинг;

·           менеджмент.

 

Планируемые результаты: стимулирование профессионального самоопределения, формирование интереса и развитие способностей к предпринимательству; участники получат базовые знания об экономическом аспекте предпринимательской деятельности, навыки «рождения» бизнес идеи, ее презентации; стимулирование личностного роста участников программы.

 

Требования к уровню подготовки.

По окончании изучения курса программы «Юный предприниматель», обучающиеся должны:

 

Иметь представление:

•   о сущности, происхождении и аспектах предпринимательского дела как вида человеческой деятельности;

•   правовой базе и ответственности российского предпринимательства, особенностях классификации основных организационно-правовых форм, возможностях финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности.

 

Знать/понимать:

•   экономическую роль предпринимательства;

•   характерные черты и качества предпринимателя;

•   признаки предпринимательской деятельности;

•   понятия дохода, затрат, прибыли;

•   назначение бизнес-плана;

•   основные правила составления бизнес-плана;

•   содержание разделов бизнес-плана.

 

Уметь:

•   приводить примеры предпринимательской деятельности, различать ее виды;

•   объяснять, какие знания, навыки и качества личности необходимы для успешной предпринимательской деятельности;

•   приводить примеры различных форм организации предприятий;

•   объяснять экономическую роль предпринимательства;

•   рассчитывать доход и прибыль фирмы;

•   оформлять бизнес-план;

•   объяснять назначение бизнес-плана в предпринимательской деятельности.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•   для определения суммы по кредитам;

•   для эффективного планирования своей деятельности;

•   для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни.

 

 

Учебно-тематический план

 

Модуль

 

Наименование тем

Формы

деятельности

Количество часов

Теория

Практика

1

Бизнес планирование

Предпринимательство, формы и виды предпринимательской

деятельности

Семинар

1

 

Способы

разработки бизнес-идей

Семинар, тренинг

1

 

Бизнес-план, способыпостроения  бизнес-плана

Семинар, тренинг

 

2

 

 

Итого

2

2

2

 

 

 

Маркетинг организации

 

Маркетинг, маркетинговые

коммуникации

Семинар, дискуссия

1

 

Реклама и PR

 

Тренинг

 

2

Фирменный  стиль,  презентация  и самопрезентация

Мастер-класс

 

2

 

 

Итого

1

4

3

Правовые основы

предпринимательства

Формы и виды организации

 

Семинар

1

 

Правовые формы предпринимательской деятельности

Семинар

1

 

Налоги,   виды   налогов,   расчет налогового сбора

Семинар,тестирование

1

 

 

 

Итого

3

 

4

 

 

 

Управленческие

решения

 

 

Управленческое решение

 

Семинар, тренинг

1

1

Ситуация принятия решения

 

Тренинг

 

3

Формы и способы принятия управленческих решений

Анализ

ситуационных задач

 

3

 

 

Итого

1

7

5

Деньги и денежное

поведение

Деньги, денежное поведение            

Семинар

1

 

Виды денежного  поведения

 

тренинг

 

3

Стратегия  и тактика денежного поведения

Семинар,тренинг

1

1

 

 

Итого

2

4

6

Психология

предпринимателя

Предприниматель, личностные качества успешного

предпринимателя

Тренинг,

мастер-класс, дискуссия      

 

1

Креативность, дивергентность  мышления

Тренинг

 

1

Ответственность, склонность к риску

Тренинг

 

1

Коммуникативные  качества предпринимателя

Мастер-класс

 

2

 

 

Итого

 

5

7

 

 

 

 

 

 

Самоменджмент

 

 

 

 

 

Тайм-менеджмент, стресс-

менеджмент

тренинг

 

1

Делегирование полномочий  

 

Семинар

 

1

Построение эффективного общения

Тренинг

 

1

Презентация бизнес - идей

Тренинг

 

2

 

 

Итого

 

5

 

Всего

9

25

Содержание рабочей программы:

Перечень основных содержательных блоков:

1.         Теоретический

2.         Практический

Каждый блок раскрывает отдельный аспект предпринимательской деятельности: экономический, юридический, психологический аспект предпринимательской деятельности, а так же особенности развития предпринимательства.

В теоретическом блоке рассматриваются такие вопросы как функции, виды и формы предпринимательства, особенности бизнес-планирования и налогообложения. Отдельно прорабатываются вопросы о генерировании новых бизнес идей, принятии управленческих решений, маркетинг организации.

В  практическом блоке  отрабатываются темы личностного развития: креативность личности, эффективность денежного поведения, самооменеджмент  (тайм-менеджмент, стресс-менеджмент,  целеполагание, делегирование полномочий); особенности межличностных отношений в области предпринимательства (психология влияния на личность человека), экономическое поведение успешного предпринимательства, способности и навыки предпринимателя, навыки позиционирования товара или услуги. При этом рассматривается вопрос о само позиционировании личности, формировании личностной эффективности (конкурентоспособности).

           

Модуль 1  Бизнес планирование.

 

Предпринимательская идея и ее выбор. Технология накопления идей. Техника работы предпринимателя по анализу идей. Основные экономические и технико-организационные показатели, влияющие на отбор идей. Рынок, как источник информации. Приоритетные сферы деятельности в малом и среднем бизнесе для Приуральского района.

             В практической части проводится деловая игра, посвященная формированию банка возможных идей и установлению критериев отбора наиболее перспективных.

 

Модуль 2 Маркетинг организации.

 

Маркетинг как форма производственно-сбытовой деятельности предпринимателя. Функции маркетинговой деятельности. Разновидности спроса и соответствующие задачи маркетинга. Товар и услуги как средство оказания влияния на рынок. Жизненный цикл товара. Исследование спроса и рынка. Размер рынка и его рост. Анализ открытых статистических данных. Емкость и насыщенность рынка. Отраслевые сегменты рынка, тенденции их развития. Общий и посегментный объем продаж продукции и основные типы клиентов; ограничения по продажам продукции и планы их преодоления. Объем продаж, рассматриваемый в бизнес-плане. Обычная величина отраслевой валовой прибыли. Объемы производства и размещение предприятий-конкурентов. Механизмы действия рынка и основные параметры конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация.

В практической части обучающиеся разрабатывают маркетинговую стратегию малого предприятия, с ними прорабатываются следующие вопросы:

•   определение целевого рынка;

•   определение конкурентов;

•   сколько будет стоить конечный продукт;

•   способы доставки;

•   способы приема оплаты;

•   организация партнерской программы.

Итог практического занятия: разработка маркетингового плана.

 

Модуль 3 Правовые основы предпринимательства.

Закон о предпринимательстве. Собственность, формы собственности. Организационно-правовые формы предпринимательства, допускаемые российским законодательством. Предпринимательство с образованием и без образования юридического лица. Достоинства и недостатки различных форм предприятий. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Определение малого предпринимательства и его критерии в России. Субъекты малого предпринимательства. Значение и задачи малого предприятия. Плюсы и минусы малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.Налоги,   виды   налогов,   расчет налогового сбора.

В практической части проводится деловая игра.    Задача деловой игры – выявление основных положений, касающихся регламентации деятельности малых предприятий и получение практических навыков заполнения основных документов на регистрацию предприятия.

 

Модуль 4  Управленческие решения.

Управленческое решение. Ситуация принятия решения. Формы и способы принятия управленческих решений. Технология принятия управленческого решения. Типы управленческих решений.

Обучающиеся на практике учатся применять метод построения дерева решений для принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности.

 

Модуль 5 Деньги и денежноеповедение.

 

Понятие о финансах фирмы. Источники финансовых ресурсов для создания и развития фирмы. Основные типы финансовых проблем, с которыми сталкивается предприниматель.Деньги, денежное поведение. Виды денежного  поведения. Стратегия  и тактика денежного поведения.Организация финансового планирования в фирме. Принципы привлечения собственного и заемного капитала. Выручка от реализации как результат деятельности предпринимателя. Прибыль как предпринимательский доход и источник развития фирмы, как один из основных показателей успешности предприятия.

Практические работы: «Расчет цены товара», «Составление финансового плана»;  «Анализ показателей деятельности конкретного предприятия»;  «Составление бухгалтерской отчетности».

 

Модуль 6  Психология предпринимателя.

 

Психология предпринимательства. Предприниматель, личностные качества успешного предпринимателя. Креативность, дивергентность мышления. Ответственность, склонность к риску. Коммуникативные качества предпринимателя. Методы убеждения партнеров. Ведение переговоров. Формирование команды в бизнесе. Стресс в деятельности предпринимателя.

Практические работы: психолого-управленческие тренинги, ролевые и деловые игры.

 

Модуль 7. Самоменджмент.

 

Тайм-менеджмент, стресс-менеджмент. Делегирование полномочий. Построение  эффективного общения. Самопрезентация. Этика деловой активности. Постановка целей. Планирование. Принятие решений. Организация и реализация. Контроль. Коммуникации и информация.

Практические работы: ролевые и деловые игры.

 

Методы работы в образовательном процессе:

            Методы организации учебной деятельности:

·        словесно-наглядные методы (семинар, дискуссия);

·        логический метод (анализ ситуационных задач, подготовка научной статьи);

·        метод моделирования (моделирование проблемных ситуаций, разработка наглядной модели).

            Методы стимулирования и мотивации учения:

·        методы активного социально-психологического обучения (ролевые и деловые игры, тренинги, викторины);

            Методы контроля и самоконтроля в обучении:

·        методы формирования внешнего и внутреннего контроля успешности обучения (работа с преподавателем, консультации (в том числе дистанционные), самоанализ).

·        методы самостоятельной работы (работа в малых группах, самоотчеты).

·        рейтинговая система оценки результатов обучения.

 

Формы работы:

·        семинарские занятия с элементами лекции (теоретические и практические компоненты подготовки к предпринимательству);

·        тренинговые занятия (личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников, развитие способностей к самообразованию и самоменеджменту);

·        творческие мастерские (обучение навыкам экономической и бизнес деятельности);

·        деловые игры (формирование практических навыков в области предпринимательства и профессиональное самоопределение школьников);

·        дистанционное обучение (выполнение заданий без непосредственного участия преподавателя с возможностью получени консультации   с использованием современных средств связи.

 

Перечень требований к условиям осуществления программы:

1. Наличие стандартных учебных комнат.

2.Наличие  мультимедийного  оборудования:  компьютер  (ноутбук), проектор, экран, колонки.

3. Учебная комната должна быть оборудована доской или иметь флипчарт.

4. Канцелярские товары: карандаши или фломастеры, цветная бумага, краски, кисти, простые карандаши, ластики, клей, ватман, ножницы.

5. Материалы для мастер-классов (комплектация по согласованию сторон).

 

Формы и критерии оценки учащихся

Вид контроля

Критерии

Баллы

Информационное сообщение

активность

8

Тестирование

правильность ответов

10

Викторина

грамотная речь

8

Дискуссия

обоснованность решения (вывод)

14

Ролевые (деловые) игры

выделение смысловых блоков

14

Кейс

соблюдение предложеннойструктуры

8

Отче о работе в мини группе

конструктивная критика

14

Самоотчет

организационная работа в минигруппе

10

Анализ продуктов деятельности

всесторонний анализ ситуации

14

 

Всего

100

 

 

Способ ранжирования

Вид контроля

Баллы (всего)

Оценка за день

Премиальные

Критерии

Информационноесообщение

8

1

 

активность

Тестирование

10

3

2

правильность ответов

Викторина

8

4

2

грамотная речь

Дискуссия

14

3

4

обоснованность решения

Ролевые (деловые) игры

14

2

2

выделение смысловых блоков

Кейс

8

3

 

соблюдение предложеннойструктуры

Отчет о работе в минигруппе

14

4

 

конструктивная критика

Самоотчет

10

2

 

организационная работа в минигруппе

Анализ продуктовдеятельности

14

3

 

всесторонний анализ ситуации

Всего

100

25

10

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.–М.: Дело и Сервис, 2004.–447 с.

2. Александров Д.Н., Алиэскеров М.А., Ахлебинина Т.В. Основы предпринимательства. Личность и синдром предпринимателя. –М.: Флинта; Наука, 2004. – 520 с.

3. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. – 1995. - №4. – С.73.

4. Вечканов Г.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

5. Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика, В  2-х томах. СПб.: Институт  «Экономическая  школа», 2004. – 312 с.

6.  Дашкиев М., Осипов П. Построй свой бизнес. От идеи до денег за недели. - СПб.: Питер, 2013. – 128 с.

7. Дейнека О.С. Экономическая психология. – М.: ПЭР СЭ. – 2000.- 160 с.

8. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. – СПб.: Речь, 2007. - 254 с.

9. Лосев В. Как составить бизнес-план. Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей. М.: Вильямс, 2012. – 208 с.

10. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. – 297 с.

11.Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 223 с.

12. Психология лидерства:Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В.  – М.: Харвест, 2002. – 187 с.

13. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: «Академия», 1996. - 416 с.

14. Спасенников  В.  В.Экономическая  психология.  –  М.:  ПЭР  СЭ, 2003. - 448 с.

15. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит. –М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.

16. Тончу Е. Большой бизнес для маленьких детей. – М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2007. – 264 с.

17. Эренфельд Т. Бизнес с душой. Как начать дело, подходящее именно вам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 272 с.

18. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога // Школа здоровья. – 1997. - №1. – С. 59

19.http://olymp.hse.ru/vseros/sums

 


Пояснительная записка На данный момент термин «предпринимательство» имеет два значения

Пояснительная записка На данный момент термин «предпринимательство» имеет два значения

Таким образом, воспитание экономически грамотного специалиста полезно не только для личностного развития детей, но и для социально- экономического развития региона, в котором они проживают

Таким образом, воспитание экономически грамотного специалиста полезно не только для личностного развития детей, но и для социально- экономического развития региона, в котором они проживают

Планируемые результаты: стимулирование профессионального самоопределения, формирование интереса и развитие способностей к предпринимательству; участники получат базовые знания об экономическом аспекте предпринимательской деятельности, навыки «рождения» бизнес идеи,…

Планируемые результаты: стимулирование профессионального самоопределения, формирование интереса и развитие способностей к предпринимательству; участники получат базовые знания об экономическом аспекте предпринимательской деятельности, навыки «рождения» бизнес идеи,…

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для определения суммы по кредитам; • для эффективного планирования своей деятельности; • для…

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для определения суммы по кредитам; • для эффективного планирования своей деятельности; • для…

Семинар,тестирование 1

Семинар,тестирование 1

Содержание рабочей программы:

Содержание рабочей программы:

Исследование спроса и рынка. Размер рынка и его рост

Исследование спроса и рынка. Размер рынка и его рост

Управленческое решение. Ситуация принятия решения

Управленческое решение. Ситуация принятия решения

Методы работы в образовательном процессе:

Методы работы в образовательном процессе:

Материалы для мастер-классов (комплектация по согласованию сторон)

Материалы для мастер-классов (комплектация по согласованию сторон)

Литература: 1. Агапова Т.А

Литература: 1. Агапова Т.А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021