Программа "Юный предприниматель"

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Юный предприниматель. Раб.прогр.(сокращеная рабочая).doc

Пояснительная записка

 

На данный момент термин «предпринимательство» имеет два значения.

Первое, понимается как ведение собственного дела, и второе, как предложение нового продукта (ранее не известного на рынке). Однако, мы можем продолжить расширять этот термин и говорить о предпринимательстве, как о черте личности человека: способности находить новые не стандартные решения.

К сожалению, предпринимательству не обучают в школе. Однако, способность генерировать и развивать идеи, как личного, так и социального плана, свойственна всем детям. Можно говорить о том, что детям свойственно предпринимательство. И особенно отчетливо это заметно в раннем дошкольном детстве и в подростковом возрасте. И если первый возрастной этап характеризуется познанием мира и накоплением опыта (речевого, когнитивного и эмоционального), то в подростковом возрасте – это активное переосмысление мира и поиск своего места в жизни.

В связи с чем, становится очевидным необходимость обучения детей основам экономической и финансовой грамотности. Именно в возрасте 15-17 лет подросток становится способен осмысливать свои знания и умения с точки зрения их ценности для себя лично, и общества в целом.

Экономические сведения помогут воспитанникам оценить свои способности с точки зрения и ценности для региона, в котором они живут; лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Основная идея программы состоит в том, что содержание учебного материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики, и способствовать: формированию представлений о собственных экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, региона (посредством социально-экономических проектов).

Приобретая начальные экономические знания, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед центром, регионом не только с точки зрения потребителя, но и (в силу природной предрасположенности детей к инновациям) с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания экономической грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового осмыслять свой труд и его ценность не столько с точки зрения личной выгоды, сколько с точки зрения полезности для общества.

Таким образом, воспитание экономически грамотного специалиста полезно не только для личностного развития детей, но и для социально- экономического развития региона, в котором они проживают. Это подтверждает необходимость целенаправленной экономической и финансовой подготовки воспитанников к будущей экономической и предпринимательской деятельности.

 

Программа рассчитана на воспитанников 14 – 18 лет

Направление: социально – педагогическое.

Количество часов: 34 часа, (1 занятие в неделю - 1 академический час).

 

Цель программы: формирование интереса воспитанников к предпринимательской деятельности, формирование интереса к социально-экономическому проектированию как способу конструирования будущего.

 

Задачи программы:

1.    Формирование мотивации на получение образования в области предпринимательской деятельности.

2.    Привлечение воспитанников к участию в социально-экономической жизни района.

3.    Повышение уровня экономической и финансовой грамотности воспитанников.

4.    Развитие  коммуникативных  навыков  у  участников  программы, навыков самопрезентации и самоменеджмента.

5. Овладение навыками презентации проекта, способами и формами защиты проекта.

Программа построена на принципах сохранения и развития индивидуальной самобытности каждого воспитанника, сотрудничества детей и взрослых во всех видах совместной деятельности.

Программа  «Юный предприниматель» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

·           экономика;

·           обществознание;

·           психология;

·           маркетинг;

·           менеджмент.

 

Планируемые результаты: стимулирование профессионального самоопределения, формирование интереса и развитие способностей к предпринимательству; участники получат базовые знания об экономическом аспекте предпринимательской деятельности, навыки «рождения» бизнес идеи, ее презентации; стимулирование личностного роста участников программы.

 

Требования к уровню подготовки.

По окончании изучения курса программы «Юный предприниматель», обучающиеся должны:

 

Иметь представление:

•   о сущности, происхождении и аспектах предпринимательского дела как вида человеческой деятельности;

•   правовой базе и ответственности российского предпринимательства, особенностях классификации основных организационно-правовых форм, возможностях финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности.

 

Знать/понимать:

•   экономическую роль предпринимательства;

•   характерные черты и качества предпринимателя;

•   признаки предпринимательской деятельности;

•   понятия дохода, затрат, прибыли;

•   назначение бизнес-плана;

•   основные правила составления бизнес-плана;

•   содержание разделов бизнес-плана.

 

Уметь:

•   приводить примеры предпринимательской деятельности, различать ее виды;

•   объяснять, какие знания, навыки и качества личности необходимы для успешной предпринимательской деятельности;

•   приводить примеры различных форм организации предприятий;

•   объяснять экономическую роль предпринимательства;

•   рассчитывать доход и прибыль фирмы;

•   оформлять бизнес-план;

•   объяснять назначение бизнес-плана в предпринимательской деятельности.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•   для определения суммы по кредитам;

•   для эффективного планирования своей деятельности;

•   для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни.

 

 

Учебно-тематический план

 

Модуль

 

Наименование тем

Формы

деятельности

Количество часов

Теория

Практика

1

Бизнес планирование

Предпринимательство, формы и виды предпринимательской

деятельности

Семинар

1

 

Способы

разработки бизнес-идей

Семинар, тренинг

1

 

Бизнес-план, способыпостроения  бизнес-плана

Семинар, тренинг

 

2

 

 

Итого

2

2

2

 

 

 

Маркетинг организации

 

Маркетинг, маркетинговые

коммуникации

Семинар, дискуссия

1

 

Реклама и PR

 

Тренинг

 

2

Фирменный  стиль,  презентация  и самопрезентация

Мастер-класс

 

2

 

 

Итого

1

4

3

Правовые основы

предпринимательства

Формы и виды организации

 

Семинар

1

 

Правовые формы предпринимательской деятельности

Семинар

1

 

Налоги,   виды   налогов,   расчет налогового сбора

Семинар,тестирование

1

 

 

 

Итого

3

 

4

 

 

 

Управленческие

решения

 

 

Управленческое решение

 

Семинар, тренинг

1

1

Ситуация принятия решения

 

Тренинг

 

3

Формы и способы принятия управленческих решений

Анализ

ситуационных задач

 

3

 

 

Итого

1

7

5

Деньги и денежное

поведение

Деньги, денежное поведение            

Семинар

1

 

Виды денежного  поведения

 

тренинг

 

3

Стратегия  и тактика денежного поведения

Семинар,тренинг

1

1

 

 

Итого

2

4

6

Психология

предпринимателя

Предприниматель, личностные качества успешного

предпринимателя

Тренинг,

мастер-класс, дискуссия      

 

1

Креативность, дивергентность  мышления

Тренинг

 

1

Ответственность, склонность к риску

Тренинг

 

1

Коммуникативные  качества предпринимателя

Мастер-класс

 

2

 

 

Итого

 

5

7

 

 

 

 

 

 

Самоменджмент

 

 

 

 

 

Тайм-менеджмент, стресс-

менеджмент

тренинг

 

1

Делегирование полномочий  

 

Семинар

 

1

Построение эффективного общения

Тренинг

 

1

Презентация бизнес - идей

Тренинг

 

2

 

 

Итого

 

5

 

Всего

9

25

Содержание рабочей программы:

Перечень основных содержательных блоков:

1.         Теоретический

2.         Практический

Каждый блок раскрывает отдельный аспект предпринимательской деятельности: экономический, юридический, психологический аспект предпринимательской деятельности, а так же особенности развития предпринимательства.

В теоретическом блоке рассматриваются такие вопросы как функции, виды и формы предпринимательства, особенности бизнес-планирования и налогообложения. Отдельно прорабатываются вопросы о генерировании новых бизнес идей, принятии управленческих решений, маркетинг организации.

В  практическом блоке  отрабатываются темы личностного развития: креативность личности, эффективность денежного поведения, самооменеджмент  (тайм-менеджмент, стресс-менеджмент,  целеполагание, делегирование полномочий); особенности межличностных отношений в области предпринимательства (психология влияния на личность человека), экономическое поведение успешного предпринимательства, способности и навыки предпринимателя, навыки позиционирования товара или услуги. При этом рассматривается вопрос о само позиционировании личности, формировании личностной эффективности (конкурентоспособности).

           

Модуль 1  Бизнес планирование.

 

Предпринимательская идея и ее выбор. Технология накопления идей. Техника работы предпринимателя по анализу идей. Основные экономические и технико-организационные показатели, влияющие на отбор идей. Рынок, как источник информации. Приоритетные сферы деятельности в малом и среднем бизнесе для Приуральского района.

             В практической части проводится деловая игра, посвященная формированию банка возможных идей и установлению критериев отбора наиболее перспективных.

 

Модуль 2 Маркетинг организации.

 

Маркетинг как форма производственно-сбытовой деятельности предпринимателя. Функции маркетинговой деятельности. Разновидности спроса и соответствующие задачи маркетинга. Товар и услуги как средство оказания влияния на рынок. Жизненный цикл товара. Исследование спроса и рынка. Размер рынка и его рост. Анализ открытых статистических данных. Емкость и насыщенность рынка. Отраслевые сегменты рынка, тенденции их развития. Общий и посегментный объем продаж продукции и основные типы клиентов; ограничения по продажам продукции и планы их преодоления. Объем продаж, рассматриваемый в бизнес-плане. Обычная величина отраслевой валовой прибыли. Объемы производства и размещение предприятий-конкурентов. Механизмы действия рынка и основные параметры конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация.

В практической части обучающиеся разрабатывают маркетинговую стратегию малого предприятия, с ними прорабатываются следующие вопросы:

•   определение целевого рынка;

•   определение конкурентов;

•   сколько будет стоить конечный продукт;

•   способы доставки;

•   способы приема оплаты;

•   организация партнерской программы.

Итог практического занятия: разработка маркетингового плана.

 

Модуль 3 Правовые основы предпринимательства.

Закон о предпринимательстве. Собственность, формы собственности. Организационно-правовые формы предпринимательства, допускаемые российским законодательством. Предпринимательство с образованием и без образования юридического лица. Достоинства и недостатки различных форм предприятий. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Определение малого предпринимательства и его критерии в России. Субъекты малого предпринимательства. Значение и задачи малого предприятия. Плюсы и минусы малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.Налоги,   виды   налогов,   расчет налогового сбора.

В практической части проводится деловая игра.    Задача деловой игры – выявление основных положений, касающихся регламентации деятельности малых предприятий и получение практических навыков заполнения основных документов на регистрацию предприятия.

 

Модуль 4  Управленческие решения.

Управленческое решение. Ситуация принятия решения. Формы и способы принятия управленческих решений. Технология принятия управленческого решения. Типы управленческих решений.

Обучающиеся на практике учатся применять метод построения дерева решений для принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности.

 

Модуль 5 Деньги и денежноеповедение.

 

Понятие о финансах фирмы. Источники финансовых ресурсов для создания и развития фирмы. Основные типы финансовых проблем, с которыми сталкивается предприниматель.Деньги, денежное поведение. Виды денежного  поведения. Стратегия  и тактика денежного поведения.Организация финансового планирования в фирме. Принципы привлечения собственного и заемного капитала. Выручка от реализации как результат деятельности предпринимателя. Прибыль как предпринимательский доход и источник развития фирмы, как один из основных показателей успешности предприятия.

Практические работы: «Расчет цены товара», «Составление финансового плана»;  «Анализ показателей деятельности конкретного предприятия»;  «Составление бухгалтерской отчетности».

 

Модуль 6  Психология предпринимателя.

 

Психология предпринимательства. Предприниматель, личностные качества успешного предпринимателя. Креативность, дивергентность мышления. Ответственность, склонность к риску. Коммуникативные качества предпринимателя. Методы убеждения партнеров. Ведение переговоров. Формирование команды в бизнесе. Стресс в деятельности предпринимателя.

Практические работы: психолого-управленческие тренинги, ролевые и деловые игры.

 

Модуль 7. Самоменджмент.

 

Тайм-менеджмент, стресс-менеджмент. Делегирование полномочий. Построение  эффективного общения. Самопрезентация. Этика деловой активности. Постановка целей. Планирование. Принятие решений. Организация и реализация. Контроль. Коммуникации и информация.

Практические работы: ролевые и деловые игры.

 

Методы работы в образовательном процессе:

            Методы организации учебной деятельности:

·        словесно-наглядные методы (семинар, дискуссия);

·        логический метод (анализ ситуационных задач, подготовка научной статьи);

·        метод моделирования (моделирование проблемных ситуаций, разработка наглядной модели).

            Методы стимулирования и мотивации учения:

·        методы активного социально-психологического обучения (ролевые и деловые игры, тренинги, викторины);

            Методы контроля и самоконтроля в обучении:

·        методы формирования внешнего и внутреннего контроля успешности обучения (работа с преподавателем, консультации (в том числе дистанционные), самоанализ).

·        методы самостоятельной работы (работа в малых группах, самоотчеты).

·        рейтинговая система оценки результатов обучения.

 

Формы работы:

·        семинарские занятия с элементами лекции (теоретические и практические компоненты подготовки к предпринимательству);

·        тренинговые занятия (личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников, развитие способностей к самообразованию и самоменеджменту);

·        творческие мастерские (обучение навыкам экономической и бизнес деятельности);

·        деловые игры (формирование практических навыков в области предпринимательства и профессиональное самоопределение школьников);

·        дистанционное обучение (выполнение заданий без непосредственного участия преподавателя с возможностью получени консультации   с использованием современных средств связи.

 

Перечень требований к условиям осуществления программы:

1. Наличие стандартных учебных комнат.

2.Наличие  мультимедийного  оборудования:  компьютер  (ноутбук), проектор, экран, колонки.

3. Учебная комната должна быть оборудована доской или иметь флипчарт.

4. Канцелярские товары: карандаши или фломастеры, цветная бумага, краски, кисти, простые карандаши, ластики, клей, ватман, ножницы.

5. Материалы для мастер-классов (комплектация по согласованию сторон).

 

Формы и критерии оценки учащихся

Вид контроля

Критерии

Баллы

Информационное сообщение

активность

8

Тестирование

правильность ответов

10

Викторина

грамотная речь

8

Дискуссия

обоснованность решения (вывод)

14

Ролевые (деловые) игры

выделение смысловых блоков

14

Кейс

соблюдение предложеннойструктуры

8

Отче о работе в мини группе

конструктивная критика

14

Самоотчет

организационная работа в минигруппе

10

Анализ продуктов деятельности

всесторонний анализ ситуации

14

 

Всего

100

 

 

Способ ранжирования

Вид контроля

Баллы (всего)

Оценка за день

Премиальные

Критерии

Информационноесообщение

8

1

 

активность

Тестирование

10

3

2

правильность ответов

Викторина

8

4

2

грамотная речь

Дискуссия

14

3

4

обоснованность решения

Ролевые (деловые) игры

14

2

2

выделение смысловых блоков

Кейс

8

3

 

соблюдение предложеннойструктуры

Отчет о работе в минигруппе

14

4

 

конструктивная критика

Самоотчет

10

2

 

организационная работа в минигруппе

Анализ продуктовдеятельности

14

3

 

всесторонний анализ ситуации

Всего

100

25

10

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.–М.: Дело и Сервис, 2004.–447 с.

2. Александров Д.Н., Алиэскеров М.А., Ахлебинина Т.В. Основы предпринимательства. Личность и синдром предпринимателя. –М.: Флинта; Наука, 2004. – 520 с.

3. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. – 1995. - №4. – С.73.

4. Вечканов Г.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

5. Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика, В  2-х томах. СПб.: Институт  «Экономическая  школа», 2004. – 312 с.

6.  Дашкиев М., Осипов П. Построй свой бизнес. От идеи до денег за недели. - СПб.: Питер, 2013. – 128 с.

7. Дейнека О.С. Экономическая психология. – М.: ПЭР СЭ. – 2000.- 160 с.

8. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. – СПб.: Речь, 2007. - 254 с.

9. Лосев В. Как составить бизнес-план. Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей. М.: Вильямс, 2012. – 208 с.

10. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. – 297 с.

11.Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 223 с.

12. Психология лидерства:Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В.  – М.: Харвест, 2002. – 187 с.

13. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: «Академия», 1996. - 416 с.

14. Спасенников  В.  В.Экономическая  психология.  –  М.:  ПЭР  СЭ, 2003. - 448 с.

15. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит. –М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.

16. Тончу Е. Большой бизнес для маленьких детей. – М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2007. – 264 с.

17. Эренфельд Т. Бизнес с душой. Как начать дело, подходящее именно вам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 272 с.

18. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога // Школа здоровья. – 1997. - №1. – С. 59

19.http://olymp.hse.ru/vseros/sums