Программа "Юный журналист"

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ_ПРОГРАММА.doc

 

бюджетное общеобразовательное учреждение

города Омска «Гимназия №140»

 

Рассмотрено:                                       Согласовано:                                                   Утверждаю:

Руководитель МО                               Заместитель директора по УВР                    Директор БОУ г.Омска «Гимназия №140»

__________________                                         _____________                                 _________________         

«__»________2020                               «__»_____________2020                               Приказ №____ «___»__________2020

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по курсу внеурочной деятельности

 «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

для 5-9 классов

 

на 2020-2021  учебный год

 

(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направления)

 

Составитель:

Писарева Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

г.Омск, 2020

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Обоснование необходимости разработки программы.

 

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

 

Описание новизны, актуальности программы.

 

Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

 Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного  курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружок «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

 

 

Цели программы.

 

-         дать представление о сфере массовой коммуникации;

-         познакомить с основами журналистского мастерства;

-         создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования;

-          расширить кругозор, развить владение словом.

 

Задачи программы.

 

1.     Обучающие:

-         знакомство с принципами журналистской деятельности;

-         изучение основ социологии и журналистики;

-         формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития;

-         формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта.

2.     Воспитывающие:

-         формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;

-         привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

-         пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности;

-         формирование потребности в постоянном повышении информированности;

-         воспитание любви и уважения к школе.

3.     Развивающая:

-         развитие творческих способностей, индивидуального мышления.

 

Тип и вид групп.

 

Программа кружка «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 5-10 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история.

 

 

 

Сроки реализации программы.

 

Срок реализации – 1  год.

Учащиеся 5-9  классов (11–15 лет).

Количество детей в группе15 человек.

Планирование рассчитано на 134  часа  в учебный год.

 

Занятия проходят 2  раза в неделю:

понедельник – 2 часа;

пятница – 2 часа.

Всего в неделю –4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы. Составление плана работы в кружке. Инструктаж по технике безопасности.

 

Тема 2

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

 

Тема 3

Журналистское произведение.

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

 

Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

 

Тема 5

Типы речи.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.

 

 

 

Тема 6

Стили речи.

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

 

Тема 7

Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

 

 

Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

 

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

 

 

Тема 10

Литературное редактирование текста.

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

Тема 11

Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

 

Тема 12

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

 

Тема 13

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

 

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

 

Тема 15

Информационные жанры.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

 

Тема 16

3аметка как жанр.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

 

 

Тема 17

Интервью как жанр.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

 

Тема 18

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

 

 

Тема 19

Отчет.

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

 

Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

 

Тема 21

Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

 

 

Тема 22

Рецензия.

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

 

Тема 23

Обзор и обозрение.

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

 

Тема 24.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

 

Тема 25

Художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

 

Тема 26

Зарисовка.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

 

Тема 27

Подведение итогов работы кружка.

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности.

 

 

 

Формы, методы, способы и средства реализации программы.

 

 Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе  работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация  к обучению.  Учащиеся  совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают  знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют  уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.

Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно,  использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

 В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия;  практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

1.     о профессии журналиста в целом,

2.     об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,

3.     о том, что такое газета и ее основных рубриках,

4.     о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).

5.      понятия, определения, термины по журналистике,

6.     особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),

7.     что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),

8.     особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),

9.     основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

Учащиеся должны уметь:

1.     определять основные специальности журналистской деятельности

2.     определять основные качества журналиста

3.     написать газетную статью в основных жанрах:

a.      заметка о каком-либо культурном событии,

b.     статья на нравственно-моральную тему,

c.      репортаж о спортивном мероприятии,

d.     интервью с интересным человеком,

4.     посетить различные внутришкольные мероприятия, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,

5.     смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).

6.     умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),

7.     - написания сочинений разных жанров,
- грамотности (орфографии и пунктуации)
- редактирования сочинения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Учебные пособия и иллюстративный материал:

 

1.     подборка материалов из СМИ в разных жанрах;

2.     иллюстративный материал (газетные и журнальные издания);

3.     справочная литература.

Контролирующие материалы:

1.     – самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

2.     – семинары-практикумы по изученной теме;

3.     – творческие конкурсы;

4.     – публикации.

Методические рекомендации к проведению занятий:

 

Занятия в кружке «Юный журналист» могут строиться по алгоритму:

1.     Знакомство с теоретическим материалом по журналистике;

2.     Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов);

3.     Отработка практических умений и навыков;

4.     Сбор и обработка информации;

5.     Создание журналистского текста  в различных жанрах;

6.     Редактирование текста;

7.     Презентация и коллективное обсуждение.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога.

1.      Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.

2.      Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.

3.     Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.

4.      Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.

5.     Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.

6.     Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.

7.     Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.

8.      Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

9.     Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

10.  Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

 

Для учащихся.

1.      Энциклопедический словарь, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории.

2.     Большая и Малая Энциклопедии – многотомные издания, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации);

3.     Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе);

4.     Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;

5.     Словарь иностранных слов;

6.     Словарь синонимов;

7.     Словарь русских пословиц и поговорок;

8.     Издания периодической печати (журналы, газеты)

 

Календарно-тематическое планирование для дополнительного кружка «Юный журналист»

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли

чество

часов

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля.

Измерители

Дата

проведения

план

факт

1-2

 

Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по технике безопасности

2

Знакомство с новыми членами кружка

Знакомство с обучающимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.

Инструктаж по ТБ. Составление

плана работы

07.09.

07.09.

 

3-4

 

Тема 2.1

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

2

Усвоение новых знаний,

урок-беседа

Основные вехи истории отечественной журналистики, современная журналистика в России

Обзор прессы. Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.

 

11.09.

11.09.

 

5-6

Тема 2.2

 

Журналистика в Омске. Газеты «АиФ в Омске» «Вечерний Омск», «Омская правда», «Омский вестник» и другие периодический издания города Омска.

2

Усвоение новых знаний,

урок-беседа

Основные вехи истории областной журналистики, современная журналистика в Омске

Обзор прессы. Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.

 

14.09.

14.09.

 

7-8-9-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3

Журналистское произведение.

 

 

 

 

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

4

Усвоение новых знаний, урок-беседа

Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема, накопление материала

 

Рассказ учителя

18.09.

18.09.

 

21.09.21.09.

 

11-12

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Написание материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.

Написание материала по заданной теме.

 

25.09.

25.09.

 

 

13-14

 

 

 

15-16

 

 

 

 

 

17-18

 

 

 

 

 

 

Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации.

 

 

2

 

 

 

 

 

Урок усвоения новых знаний

Профессия журналист

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

28.09.

28.09.

 

 Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.).

 

 

2

Усвоение новых знаний

Профессия журналист

Работа с презентацией

02.10.

02.10.

 

 

Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

2

Усвоение новых знаний

Профессия журналист

Работа с Законом

05.10.

05.10.

 

19-20

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Беседа по теме

Беседа с обучающимися об их представлении о профессии журналиста

09.10.

09.10.

 

21-22-23-24

Тема 5

Типы речи.

 

 

 

 

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи

 

 

4

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Типы речи, повествование, описание, рассуждение

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

12.10.

12.10.

16.10.

16.10.

 

25-26

Практическое занятие по теме «Типы речи»

2

Практическое занятие

Написание материала: портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.

Написание материала по вариантам

19.10.

19.10.

 

27-28-29-30

 

 

 

 

31-32

 

Тема 6

Стили речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6

Стили речи.

(продолжение)

 

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили.

 

4

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

 

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

23.10.

23.10.

26.10.

26.10.

 

Сходство и различие стилей речи.

 

 

 

2

Усвоение новых знаний

Стили речи.

 

Работа с журнальными и газетными статьями

30.10.

30.10.

 

33-34

Практическое занятие по теме

«Стили речи»

2

Практическое занятие

Определение стиля произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

13.11.

13.11.

 

35-36

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7 Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

 

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

16.11.

16.11.

 

37-38

Практическое занятие по теме

«Публицистический стиль»

2

Практическое занятие

Умение выявлять характерные признаки публицистического стиля.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

20.11.

20.11.

 

39-40

 

 

 

 

 

 

41-42

 

 

 

 

 

Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы.

 

 

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками.

23.11.

23.11.

 

 

Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

 

2

Усвоение  новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Просмотр и анализ видеороликов

27.11.

27.11.

 

43-44

Практическое занятие по теме «Методы сбора информации»

 

2

Практическое занятие

Накопление материала, используя известные методы.

Написание материала для школьной газеты

 

30.11.

30.11.

 

45-46

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом – газетами и журналами.

04.12.

04.12.

 

47-48

Практическое занятие по теме «Интервью как метод сбора информации»

2

Практическое занятие

Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании.

Написание плана-интервью для материалов школьной газеты.

07.12.

07.12.

 

49-50

Тема 10

Литературное редактирование текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление

Работа с иллюстративным материалом

11.12.

11.12.

 

51-52

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Найти и исправить в тексте речевые ошибки

Работа с текстами

14.12.

14.12.

 

53-54

Виды правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка).

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка

 

Работа с иллюстративным материалом

18.12.

18.12.

 

55-56

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Отредактировать текст, используя один вид правки

Работа с иллюстративным материалом

21.12.

21.12.

 

57-58

 

 

 

 

 

59-60

 

 

61-62

 

 

 

 

Тема 11 Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ.

 

 

2

Урок усвоения новых знаний.

Типология печати

Работа с иллюстративным материалом

25.12.

25.12.

 

Газета как тип издания.  Основные типологические признаки газеты и журнала.

 

2

Урок-беседа. Урок-обзор

Типология печати

Работа газетным материалом

28.12.

28.12.

 

 

Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала.

 

 

2

Урок-беседа. Урок-обзор

Типология печати

Работа журнальным материалом

11.01.

11.01.

 

63-64

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Определение различия типологических параметров газеты и журнала.

Работа с иллюстративным материалом.

15.01.

15.01.

 

65-66-67-68

 

Тема 12

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

4

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

 

Работа с иллюстративным материалом

18.01.

18.01.

 

22.01.

22.01.

 

69-70

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Характеристика любимой газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.

Работа с иллюстративным материалом.

25.01.

25.01.

 

71-72

 

Тема 13

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Заголовок, лид.

Работа с иллюстративным материалом.

29.01.

29.01.

 

73-74

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Различные виды лидов и суметь их проанализировать.

Работа с иллюстративным материалом.

01.02.

01.02.

 

75-76

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых. знаний

Жанр, жанрообразующие факторы.

Работа с иллюстративным материалом.

05.02.

05.02.

 

77-78

 

Тема 15

Информационные жанры.

 

 

 

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

 

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

информационные жанры.

Работа с иллюстративным материалом.

08.02.

08.02.

 

79-80-81-82

Тема 16

3аметка как жанр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

 

4

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

заметка как информационный жанр.

 

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

12.02.

12.02.

15.02.

15.02.

 

83-84

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Работа с газетным материалом, написание заметки.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

 

 

19.02.

19.02.

 

85-86

 

 

 

 

87-88

 

Тема 17

Интервью как жанр.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации.

 

 

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Интервью как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

22.02.

22.02.

 

 

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

2

 

 

 

26.02.

26.02.

 

89-90

Практическое занятие

2

Практическое занятие.

Разработать план вопросов и провести интервью.

Написание материала.

01.03.

01.03.

 

91-92-93-94

Тема 18

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

 

4

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Репортаж как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

05.03.05.03.

12.03.

12.03.

 

95-96

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Написание репортажа для газеты.

15.03.

15.03.

 

97-98

 

Тема 19

Отчет.

 

 

 

 

 

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Отчет как жанр.

 

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

19.03.

19.03.

 

99-100

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

проанализировать отчет;

- на одном материале подготовить отчет.

Написание материала для газеты.

02.04.

02.04.

 

101-102

Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

 

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Аналитические жанры

Работа с иллюстративным материалом, книгами

05.04.

05.04.

 

103-104-105-106

 

 

 

 

 

Тема 21

Статья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

4

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Статья как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

09.04.09.04.

12.04.12.04.

 

107-108

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить проблемную статью;

- подготовить общеисследовательскую статью;

- подготовить полемическую статью;

- подготовить историческую статью.

Написание материала для газеты.

16.04.

16.04.

 

109-110

 

 

 

Тема 22

Рецензия.

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд - рецензии и мини-рецензии.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Рецензия как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

19.04.

19.04.

 

111-112

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить рецензию на книгу; на фильм; на спектакль; мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль.

Написание материала для газеты.

23.04.

23.04.

 

113-114-115-116

 

 

Тема 23

Обзор и обозрение.

 

 

 

 

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Обзор и обозрение как жанры журналистки.

 

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

26.04.

26.04.

 

 

117-118

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

общий обзор местных радиопередач за неделю;

общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Написание материала для газеты.

30.04.

30.04.

 

119-120-121-122

 

Тема 24.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Комментарий как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

07.05.

07.05.

 

123-124

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Подготовить комментарий на заданную тему.

Написание материала для газеты.

14.05.14.05.

 

125-126-127-128

 

 

 

 

Тема 25

Художественно-публицистические жанры.

 

 

 

 

 

 

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

 

 

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

17.05.

17.05.

 

129-130

Практическое занятие.

 

 

 

 

 

 

2

Практическое занятие.

Подготовить портретный очерк;

подготовить событийный очерк;

подготовить путевой очерк.

Написание материала для газеты.

21.05.21.05.

 

131-132

 

 

 

Тема 26

Зарисовка.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Зарисовка как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

24.05.24.05.

 

133-134

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить пейзажную зарисовку.

 

Написание материала для газеты.

28.05.28.05.