Программа занятий педагога-психолога с детьми ОВЗ(ЗПР) 5 класс

  • docx
  • 14.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа 5 класс ЗПР.docx

Программа коррекционно – развивающих занятий  «Я другой»

для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психических процессов)

5 класс

 

Пояснительная записка

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема особенно остро стоит перед педагогами, которые на своих уроках решают задачу интеграции учебных предметов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, восприятию пространства и времени, зрительно-моторной координации, у них нарушены базовые познавательные функции, отчего страдают: память, внимание и все мыслительные операции.

В последнее время количество детей, нуждающихся в системном психолого-педагогическом сопровождении неуклонно растет. Это во многом связанно с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, слабовидящие, дети с речевыми и двигательными нарушениями,  дети с задержкой психических процессов, дети с расстройствами аутистического спектра и т.д.). Дети данной категории отличаются особенностями развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Это и низкий уровень познавательной активности, незрелость школьной мотивации, сниженная способность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность интеллектуальных операций. Очень часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются незрелость эмоционально-волевой сферы: импульсивность, несоответствие эмоций социальным нормам и требованиям, отсутствие возможности длительное время выполнять непривлекательные задания. Эмоционально-волевая незрелость может проявляться в интеллектуальной недостаточности следующих функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи.

Данная программа для детей с ОВЗ с задержкой психических процессов (далее ЗПР) 5-х классов.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм  психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, а также психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья,   дети с задержкой психического развития  составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.   

 Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.

Характерной особенностью подросткового периода становится развитие форм понятийного мышления, усложняются используемые коммуникативные средства и способы организации учебного сотрудничества в отношениях с учителями и сверстниками. Акцент в коммуникативной деятельности смещается на межличностное общение со сверстниками, которое приобретает для обучающегося подросткового возраста особую значимость. В личностном развитии происходят многочисленные качественные изменения прежних интересов и склонностей, качественно изменяются самоотношение и самооценка в связи с появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний.

У обучающихся с ЗПР подросткового возраста часто наблюдаются признаки личностной незрелости, многие из них чрезмерно внушаемы, не способны отстаивать собственную позицию. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для школьников часто характерны импульсивные реакции, они не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения. В целом у всех обучающихся с ЗПР отмечается слабая способность к волевым усилиям, направленным на преодоление учебных и иных затруднений. Не сформированы внутренние критерии самооценки, что снижает их устойчивость к внешним негативным воздействиям со стороны окружающих, проявляется в несамостоятельности и шаблонности суждений. Обучающиеся с ЗПР нередко демонстрируют некритично завышенный уровень притязаний, проявления эгоцентризма. Недостатки саморегуляции снижают способность к планированию, приводят к неопределенности интересов и жизненных перспектив.

Обучающиеся с ЗПР демонстрируют слабую познавательную и поисковую активность в решении мыслительных задач, поверхностность при выборе способа действия, отсутствие стремления к поиску рационального решения. В операциональных характеристиках мышления отмечаются трудности при выполнении логических действий анализа и синтеза, классификации, сравнения и обобщения, основанных на актуализации существенных признаков объектов. Трудности вызывает построение логических рассуждений, опирающихся на установление причинно-следственных связей, на необходимость доказательного обоснования ответа, способность делать вывод на основе анализа полученной информации. При выполнении классификации, объединении предметов и явлений в группы по определенным признакам сложности возникают при самостоятельном определении основания для классификации и его вербальном обозначении.

Для обучающихся с ЗПР характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свои действия и дать о них вербальный отчет.

Изучив данные виды нарушений и их особенности, а также заключения территориальной психолого-медико-педагогический комиссии (ПМПК) и результаты мониторинга достижений обучающегося,  можно сделать вывод, что  для детей  с данными нарушениями характерны  -  различные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (внимания, памяти, восприятия, мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематических процессов и проч.),  которые мешают овладению содержанием учебных предметов.

Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ООО должна быть направлена нам коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, помощь в освоении ими программы основного общего образования. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ. Осуществлять психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.

Оказание психолого-педагогичкеской поддержки, консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей, в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии.

Все это обусловило  создание программы  коррекционно-развивающего курса сопровождения детей с задержкой психических процессов,  как части адаптированной образовательной программы.

Основной формой воздействия педагога-психолога на детей с ЗПР,   являются организованные игровые, практические  индивидуальные и/или групповые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослому.

Цель коррекционно-развивающего курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи:

·                Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов.

·                Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля.

·                Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

·                Развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я».

·                Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества.

·                Стимулирование интереса к себе и социальному окружению.

·                Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.

Становление и расширение сферы жизненной компетенции.

Общая характеристика коррекционного курса

Программа коррекционно-развивающего курса «Я - Другой!» предназначена для детей 5-х классов с ЗПР.

Предметом коррекции являются различные задачи развития: когнитивного, эмоционального, социального, коммуникативного и поведенческого   характера.

Программа включает  упражнения, игры ориентированные на коррекцию когнитивной, регуляторной и эмоционально-личностной сфер, коммуникативных навыков, расширению социальных контактов, повышение учебной мотивации.

На занятиях используется:

- Сборник тестов «Диагностика познавательных процессов», И. Ю. Бондаренко;

- Диагностика эмоционального состояния. Рисуночные тесты  А.Л. Венгер;

- Диагностика психических состояний (Г. Ю. Айзенк), (Приложение 1).

- Игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Направлены на развитие пространственных ориентировок, психических процессов;

- Нейропсихология. Игры и упражнения. И. И. Праведникова.

Направлена на развитие познавательных процессов и стимулирование и гармонизация работы правого и левого полушария головного мозга.

- «Тропинка к своему я», уроки психологии в школе для 5 класса, О. В. Хухлаева.

Направлена на снятие эмоционального напряжения, формирования коммуникативных навыков, умения решать конфликтные ситуации на ступени нового уровня образования.

- Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

Упражнения и игры на развитие межполушарных связей.

-  Игровой комплект «Палитра эмоций» для развития эмоционального интеллекта и личностного потенциала.

Общее количество занятий – 68. В том числе по два занятия на стартовую, контрольную  и итоговую диагностику.

Все занятия построены следующим образом:

1. Ритуал приветствия (5 мин.).

2. Разминка, настрой на занятие. (5-10 мин).

3. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15-20 мин.).

4. Рефлексия занятия. (5-10 мин.).

5. Ритуал прощания (5 мин.).

Параллельно с занятиями с детьми ведется работа с родителями и оказывается групповая просветительская работа и индивидуальная консультативная помощь (при необходимости).

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью до 40 минут в течение одного учебного года.

Форма организации – индивидуальные и/или групповые  занятия.

Описание ценностных ориентиров  содержания коррекционного курса

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия – это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков, исправление имеющихся недостатков в психическом развитии детей, метод активного практического обучения и воспитания, где повышается роль самостоятельного преодоления ребенком различных трудностей. Занятия по развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, развитие языкового анализа и синтеза, имеют важное значение  для полноценного развития личности детей с ОВЗ, а так же  получению полноценного образования в средней  школе  и на последующих этапах обучения. Формирование коммуникативных навыков, нормализации  самооценки, положительного эмоционального состояния, социализации, мелкой моторики  способствуют усвоению такого круга образовательных  знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды.

Планируемые  результаты изучения коррекционного курса

Личностные результаты

-        демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;

-        иметь представление о своих личностных особенностях и уметь презентировать себя социально одобряемым способом;

-        иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;

-        иметь представление об ответственном и безответственном, в том числе наказуемом, поведении, уметь принимать на себя посильную ответственность;

-        оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения;

-        оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;

-        выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;

-        ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;

-        иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и профессиональном потенциале;

-        знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;

-        иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

-        иметь представление об экономических реалиях и адекватный уровень материальных притязаний, соотносимый с выбираемой профессией;

-        с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Коммуникативные результаты

-        владеть навыками конструктивного общения;

-        использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации;

-        выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста, социальной роли и особенностей собеседника;

-        владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях;

-        конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации;

-        критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-        самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);

-        находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы.

Регулятивные результаты познавательной деятельности и поведения

-        планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;

-        самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;

-        осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно оценивать собственные достижения;

-        регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;

-        сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;

-        владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;

-        прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;

-        сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.

Содержание коррекционного курса для 5-х классов

В соответствии с целями и задачами, выделяются следующие модули программы:

- Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (42 часа);

- Модуль «Формирование личностного самоопределения» (Развитие личностного самоопределения, Развитие профессионального самоопределения), (10 часов);

- Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» (Развитие коммуникативных навыков», «Развитие навыков сотрудничества), (10 часов).

В начале и конце учебного года проводится стартовая контрольная и итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, психических состояний, школьной мотивации, самооценки личности, нравственно-этической ориентации и др.. (6 часов)

.

 


 Тематическое планирование программы «Я – другой» для детей 5-х классов ОВЗ (ЗПР)

Этап, блок программы

№ п/п

Кол-во

часов

Тема занятия

Срок проведения

Предметное содержание

Основные виды деятельности

Диагностический этап (2ч)

1-2

2

Стартовая диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки.

03.04.09

Приветствие

Упражнение на знакомство

Диагностика

Беседа

Прощание

Диагностика, беседа, рефлексия

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (30 часов)

 

1-2

2

Я внимателен: говорю и слышу правильно.

10.11.09

Приветствие

Принятие правил

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (1 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

2

Я ориентируюсь в пространстве и правильно мыслю.

17.18.09

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (2 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

2

Я внимательно слушаю, осязаю  и контролирую себя.

24.25.09

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (3 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

7-8

2

Я слушаю, запоминаю и ориентируюсь в пространстве.

01.02.10

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (4 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

2

Я двигаюсь, запоминаю и думаю.

08.09.10

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (5 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

11-12

2

Я запоминаю, представляю и думаю.

15.16.10

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (6 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

13-14

2

Я вижу, слышу и ориентируюсь.

22,23.10

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (7 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

15-16

2

Я точно двигаюсь, ощущаю и копирую.

05,06.11

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (8 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

17-18

2

Я анализирую, думаю и запоминаю.

12,13.11

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (9 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

19-20

2

Я внимателен и ориентируюсь в пространстве.

19,20.11

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (10 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

21-22

 

Я замечаю, думаю, сравниваю.

26,27.11.24

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (11 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

23-24

2

Я внимателен, умею делать анализ и ориентироваться в пространстве.

03,04.12.24

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (12 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

25-26

2

Я соблюдаю последовательность, вижу закономерность и умею наблюдать.

10,11.12

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (13 занятие)

Нейропсихология. Игры и упражнения,

логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

27-28

2

Я умею сравнивать, анализировать, запоминать.

17,18.24

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (14 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

29-30

2

Я внимательно воспринимаю и умею копировать образец.

24,25.12

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (15 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

Диагностический этап (2ч)

1-2

2

Контрольная  диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки.

14,15.01

Приветствие

Упражнение на знакомство

Диагностика

Беседа

Прощание

Диагностика, беседа, рефлексия

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (12 часов)

 

31-32

2

Я действую по образцу и умею ориентироваться на листе в пространстве.

21,22.01

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (16 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

33-34

2

Я внимателен и умею логически мыслить.

28,29.01

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (17 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

35-36

2

Я умею расширять поле зрения.

4,5.02

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (18 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

37-38

2

Я думаю и запоминаю

11,12.02

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (19 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

39-40

2

Я умею решать логические задачки и подбирать слова на заданную букву.

18,19.02

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (20 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

41-42

2

Я умею отыскивать и использовать нужную информацию.

25,26.02

Приветствие

Настрой на занятие

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (21 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

Модуль «Формирование личностного самоопределения» (Развитие личностного самоопределения, Развитие профессионального самоопределения), (10 часов)

1-2

2

Разбираемся в себе.

04,05.03

Приветствие

Настрой на занятие

Приветствие

Настрой на занятие

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (22 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

2

Я и ответственность.

11,12.03

Приветствие

Настрой на занятие

Настрой на занятие

Программа «Тропинка к своему я» (23 занятие)

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

2

Правильно принимаю решение при выборе профессии.

18,19.03

Приветствие

Настрой на занятие

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

 

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

7-8

2

Особенности темперамента.

01,02.04

Приветствие

Настрой на занятие

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

2

Выбор учебного заведения.

8,9.04

Приветствие

Настрой на занятие

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» (Развитие коммуникативных навыков», «Развитие навыков сотрудничества), (10 часов)

 

1-2

2

Что такое эмпатия? Для чего она нужна?

15,16.04

Приветствие

Настрой на занятие

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

2

Развиваем эмпатию.

22,23.04

Приветствие

Настрой на занятие

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

2

Способы выражения чувств.

 

Приветствие

Настрой на занятие

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов  

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

7-8

2

Тренировка

Я - высказываний. Комплименты.

 

Приветствие

Настрой на занятие

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

2

Итоговое

 

Приветствие

Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

Итого 62 часа

 

 

 

 

 

 

Диагностический этап (2ч)

1-2

2

Итоговая диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки.

 

Приветствие.

Диагностика когнитивной, эмоционально –

волевой сферы

Прощание

Оценка динамики развития

когнитивной, эмоционально –

волевой сферы

 

Итого 6 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Описание материально-технического обеспечения

 

            - Рабочие тетради  на развитие социальной, регуляторной и эмоционально-личностной сферы,  коммуникативных  и поведенческих навыков, личностного и профессионального самоопределения.

- Дидактический материал по развитию психических процессов, эмоционального интеллекта.

- Индивидуальные карточки с заданиями, упражнения по темам.

- Игры, игрушки.

- Материал для творческих заданий (цветные карандаши, бумага, маркеры, фломастеры, клей, пластилин и др.)

- Песочница, песок, фигурки для песочницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.       Рабочая тетрадь на развитие познавательной сферы К. Гунтовая, (2 части);

2.      Программа уроков психологии «Я подросток. Мир эмоций», А. В.  Микляева, пособие для школьного психолога, - СПб.: Речь, 2016.

3.      Рабочая тетрадь «Тренинг личностного роста», Ю.Ю Дерягина.

4.      Рабочая тетрадь по ранней  профориентации, С. Я. Паскевич

5.      А.М. Федосеева, Н.В. Бабкина, Психолого-педагогическоеп сопровождение подростков с ЗПР. Методическое пособие. – Москва. 2021.

6.      Пособие для школьного психолога «Я подросток. Мир эмоций», А. В.  Микляева, - СПб.: Речь, 2016.