Программа коррекционно – развивающих занятий «Я другой»
для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психических процессов)
5 класс
Пояснительная записка
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема особенно остро стоит перед педагогами, которые на своих уроках решают задачу интеграции учебных предметов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, восприятию пространства и времени, зрительно-моторной координации, у них нарушены базовые познавательные функции, отчего страдают: память, внимание и все мыслительные операции.
В последнее время количество детей, нуждающихся в системном психолого-педагогическом сопровождении неуклонно растет. Это во многом связанно с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, слабовидящие, дети с речевыми и двигательными нарушениями, дети с задержкой психических процессов, дети с расстройствами аутистического спектра и т.д.). Дети данной категории отличаются особенностями развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Это и низкий уровень познавательной активности, незрелость школьной мотивации, сниженная способность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность интеллектуальных операций. Очень часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются незрелость эмоционально-волевой сферы: импульсивность, несоответствие эмоций социальным нормам и требованиям, отсутствие возможности длительное время выполнять непривлекательные задания. Эмоционально-волевая незрелость может проявляться в интеллектуальной недостаточности следующих функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи.
Данная программа для детей с ОВЗ с задержкой психических процессов (далее ЗПР) 5-х классов.
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, а также психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.
Характерной особенностью подросткового периода становится развитие форм понятийного мышления, усложняются используемые коммуникативные средства и способы организации учебного сотрудничества в отношениях с учителями и сверстниками. Акцент в коммуникативной деятельности смещается на межличностное общение со сверстниками, которое приобретает для обучающегося подросткового возраста особую значимость. В личностном развитии происходят многочисленные качественные изменения прежних интересов и склонностей, качественно изменяются самоотношение и самооценка в связи с появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний.
У обучающихся с ЗПР подросткового возраста часто наблюдаются признаки личностной незрелости, многие из них чрезмерно внушаемы, не способны отстаивать собственную позицию. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для школьников часто характерны импульсивные реакции, они не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения. В целом у всех обучающихся с ЗПР отмечается слабая способность к волевым усилиям, направленным на преодоление учебных и иных затруднений. Не сформированы внутренние критерии самооценки, что снижает их устойчивость к внешним негативным воздействиям со стороны окружающих, проявляется в несамостоятельности и шаблонности суждений. Обучающиеся с ЗПР нередко демонстрируют некритично завышенный уровень притязаний, проявления эгоцентризма. Недостатки саморегуляции снижают способность к планированию, приводят к неопределенности интересов и жизненных перспектив.
Обучающиеся с ЗПР демонстрируют слабую познавательную и поисковую активность в решении мыслительных задач, поверхностность при выборе способа действия, отсутствие стремления к поиску рационального решения. В операциональных характеристиках мышления отмечаются трудности при выполнении логических действий анализа и синтеза, классификации, сравнения и обобщения, основанных на актуализации существенных признаков объектов. Трудности вызывает построение логических рассуждений, опирающихся на установление причинно-следственных связей, на необходимость доказательного обоснования ответа, способность делать вывод на основе анализа полученной информации. При выполнении классификации, объединении предметов и явлений в группы по определенным признакам сложности возникают при самостоятельном определении основания для классификации и его вербальном обозначении.
Для обучающихся с ЗПР характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свои действия и дать о них вербальный отчет.
Изучив данные виды нарушений и их особенности, а также заключения территориальной психолого-медико-педагогический комиссии (ПМПК) и результаты мониторинга достижений обучающегося, можно сделать вывод, что для детей с данными нарушениями характерны - различные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (внимания, памяти, восприятия, мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематических процессов и проч.), которые мешают овладению содержанием учебных предметов.
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ООО должна быть направлена нам коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, помощь в освоении ими программы основного общего образования. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ. Осуществлять психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Оказание психолого-педагогичкеской поддержки, консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей, в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии.
Все это обусловило создание программы коррекционно-развивающего курса сопровождения детей с задержкой психических процессов, как части адаптированной образовательной программы.
Основной формой воздействия педагога-психолога на детей с ЗПР, являются организованные игровые, практические индивидуальные и/или групповые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослому.
Цель коррекционно-развивающего курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи:
· Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов.
· Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля.
· Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.
· Развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я».
· Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества.
· Стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
· Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.
Становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Общая характеристика коррекционного курса
Программа коррекционно-развивающего курса «Я - Другой!» предназначена для детей 5-х классов с ЗПР.
Предметом коррекции являются различные задачи развития: когнитивного, эмоционального, социального, коммуникативного и поведенческого характера.
Программа включает упражнения, игры ориентированные на коррекцию когнитивной, регуляторной и эмоционально-личностной сфер, коммуникативных навыков, расширению социальных контактов, повышение учебной мотивации.
На занятиях используется:
- Сборник тестов «Диагностика познавательных процессов», И. Ю. Бондаренко;
- Диагностика эмоционального состояния. Рисуночные тесты А.Л. Венгер;
- Диагностика психических состояний (Г. Ю. Айзенк), (Приложение 1).
- Игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Направлены на развитие пространственных ориентировок, психических процессов;
- Нейропсихология. Игры и упражнения. И. И. Праведникова.
Направлена на развитие познавательных процессов и стимулирование и гармонизация работы правого и левого полушария головного мозга.
- «Тропинка к своему я», уроки психологии в школе для 5 класса, О. В. Хухлаева.
Направлена на снятие эмоционального напряжения, формирования коммуникативных навыков, умения решать конфликтные ситуации на ступени нового уровня образования.
- Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов.
Упражнения и игры на развитие межполушарных связей.
- Игровой комплект «Палитра эмоций» для развития эмоционального интеллекта и личностного потенциала.
Общее количество занятий – 68. В том числе по два занятия на стартовую, контрольную и итоговую диагностику.
Все занятия построены следующим образом:
1. Ритуал приветствия (5 мин.).
2. Разминка, настрой на занятие. (5-10 мин).
3. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15-20 мин.).
4. Рефлексия занятия. (5-10 мин.).
5. Ритуал прощания (5 мин.).
Параллельно с занятиями с детьми ведется работа с родителями и оказывается групповая просветительская работа и индивидуальная консультативная помощь (при необходимости).
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью до 40 минут в течение одного учебного года.
Форма организации – индивидуальные и/или групповые занятия.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия – это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков, исправление имеющихся недостатков в психическом развитии детей, метод активного практического обучения и воспитания, где повышается роль самостоятельного преодоления ребенком различных трудностей. Занятия по развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, развитие языкового анализа и синтеза, имеют важное значение для полноценного развития личности детей с ОВЗ, а так же получению полноценного образования в средней школе и на последующих этапах обучения. Формирование коммуникативных навыков, нормализации самооценки, положительного эмоционального состояния, социализации, мелкой моторики способствуют усвоению такого круга образовательных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
Личностные результаты
- демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;
- иметь представление о своих личностных особенностях и уметь презентировать себя социально одобряемым способом;
- иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;
- иметь представление об ответственном и безответственном, в том числе наказуемом, поведении, уметь принимать на себя посильную ответственность;
- оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения;
- оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;
- выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;
- ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;
- иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и профессиональном потенциале;
- знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;
- иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
- иметь представление об экономических реалиях и адекватный уровень материальных притязаний, соотносимый с выбираемой профессией;
- с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Коммуникативные результаты
- владеть навыками конструктивного общения;
- использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации;
- выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста, социальной роли и особенностей собеседника;
- владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях;
- конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации;
- критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);
- находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы.
Регулятивные результаты познавательной деятельности и поведения
- планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;
- самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;
- осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно оценивать собственные достижения;
- регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
- сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;
- владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
- прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;
- сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.
Содержание коррекционного курса для 5-х классов
В соответствии с целями и задачами, выделяются следующие модули программы:
- Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (42 часа);
- Модуль «Формирование личностного самоопределения» (Развитие личностного самоопределения, Развитие профессионального самоопределения), (10 часов);
- Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» (Развитие коммуникативных навыков», «Развитие навыков сотрудничества), (10 часов).
В начале и конце учебного года проводится стартовая контрольная и итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, психических состояний, школьной мотивации, самооценки личности, нравственно-этической ориентации и др.. (6 часов)
.
Тематическое планирование программы «Я – другой» для детей 5-х классов ОВЗ (ЗПР)
|
Этап, блок программы |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Срок проведения |
Предметное содержание |
Основные виды деятельности |
|
Диагностический этап (2ч) |
1-2 |
2 |
Стартовая диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки. |
03.04.09 |
Приветствие Упражнение на знакомство Диагностика Беседа Прощание |
Диагностика, беседа, рефлексия |
|
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (30 часов)
|
1-2 |
2 |
Я внимателен: говорю и слышу правильно. |
10.11.09 |
Приветствие Принятие правил Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (1 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
3-4 |
2 |
Я ориентируюсь в пространстве и правильно мыслю. |
17.18.09 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (2 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
5-6 |
2 |
Я внимательно слушаю, осязаю и контролирую себя. |
24.25.09 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (3 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
7-8 |
2 |
Я слушаю, запоминаю и ориентируюсь в пространстве. |
01.02.10 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (4 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
9-10 |
2 |
Я двигаюсь, запоминаю и думаю. |
08.09.10 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (5 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
11-12 |
2 |
Я запоминаю, представляю и думаю. |
15.16.10 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (6 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
13-14 |
2 |
Я вижу, слышу и ориентируюсь. |
22,23.10 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (7 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
15-16 |
2 |
Я точно двигаюсь, ощущаю и копирую. |
05,06.11 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (8 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
17-18 |
2 |
Я анализирую, думаю и запоминаю. |
12,13.11 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (9 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
19-20 |
2 |
Я внимателен и ориентируюсь в пространстве. |
19,20.11 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (10 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
21-22 |
|
Я замечаю, думаю, сравниваю. |
26,27.11.24 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (11 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
23-24 |
2 |
Я внимателен, умею делать анализ и ориентироваться в пространстве. |
03,04.12.24 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (12 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
25-26 |
2 |
Я соблюдаю последовательность, вижу закономерность и умею наблюдать. |
10,11.12 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (13 занятие) Нейропсихология. Игры и упражнения, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
27-28 |
2 |
Я умею сравнивать, анализировать, запоминать. |
17,18.24 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (14 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
29-30 |
2 |
Я внимательно воспринимаю и умею копировать образец. |
24,25.12 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (15 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
Диагностический этап (2ч) |
1-2 |
2 |
Контрольная диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки. |
14,15.01 |
Приветствие Упражнение на знакомство Диагностика Беседа Прощание |
Диагностика, беседа, рефлексия |
|
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (12 часов)
|
31-32 |
2 |
Я действую по образцу и умею ориентироваться на листе в пространстве. |
21,22.01 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (16 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
33-34 |
2 |
Я внимателен и умею логически мыслить. |
28,29.01 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (17 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
35-36 |
2 |
Я умею расширять поле зрения. |
4,5.02 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (18 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
37-38 |
2 |
Я думаю и запоминаю |
11,12.02 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (19 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
39-40 |
2 |
Я умею решать логические задачки и подбирать слова на заданную букву. |
18,19.02 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (20 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
41-42 |
2 |
Я умею отыскивать и использовать нужную информацию. |
25,26.02 |
Приветствие Настрой на занятие Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (21 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
Модуль «Формирование личностного самоопределения» (Развитие личностного самоопределения, Развитие профессионального самоопределения), (10 часов) |
1-2 |
2 |
Разбираемся в себе. |
04,05.03 |
Приветствие Настрой на занятие Приветствие Настрой на занятие Приветствие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (22 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
3-4 |
2 |
Я и ответственность. |
11,12.03 |
Приветствие Настрой на занятие Настрой на занятие Программа «Тропинка к своему я» (23 занятие) Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
5-6 |
2 |
Правильно принимаю решение при выборе профессии. |
18,19.03 |
Приветствие Настрой на занятие Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание
|
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
7-8 |
2 |
Особенности темперамента. |
01,02.04 |
Приветствие Настрой на занятие Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
9-10 |
2 |
Выбор учебного заведения. |
8,9.04 |
Приветствие Настрой на занятие Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» (Развитие коммуникативных навыков», «Развитие навыков сотрудничества), (10 часов)
|
1-2 |
2 |
Что такое эмпатия? Для чего она нужна? |
15,16.04 |
Приветствие Настрой на занятие Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
3-4 |
2 |
Развиваем эмпатию. |
22,23.04 |
Приветствие Настрой на занятие Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
5-6 |
2 |
Способы выражения чувств. |
|
Приветствие Настрой на занятие Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
7-8 |
2 |
Тренировка Я - высказываний. Комплименты. |
|
Приветствие Настрой на занятие Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
9-10 |
2 |
Итоговое |
|
Приветствие Пособие «Нейропсихология. Игры и упражнения», логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов Дидактические игры и пособия Рефлексия Прощание |
Беседа Работа в тетради Работа с логическими листами, таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
Итого 62 часа |
|
|
|
|
|
|
|
Диагностический этап (2ч) |
1-2 |
2 |
Итоговая диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки. |
|
Приветствие. Диагностика когнитивной, эмоционально – волевой сферы Прощание |
Оценка динамики развития когнитивной, эмоционально – волевой сферы
|
|
Итого 6 часов |
Описание материально-технического обеспечения
- Рабочие тетради на развитие социальной, регуляторной и эмоционально-личностной сферы, коммуникативных и поведенческих навыков, личностного и профессионального самоопределения.
- Дидактический материал по развитию психических процессов, эмоционального интеллекта.
- Индивидуальные карточки с заданиями, упражнения по темам.
- Игры, игрушки.
- Материал для творческих заданий (цветные карандаши, бумага, маркеры, фломастеры, клей, пластилин и др.)
- Песочница, песок, фигурки для песочницы.
Список литературы
1. Рабочая тетрадь на развитие познавательной сферы К. Гунтовая, (2 части);
2. Программа уроков психологии «Я подросток. Мир эмоций», А. В. Микляева, пособие для школьного психолога, - СПб.: Речь, 2016.
3. Рабочая тетрадь «Тренинг личностного роста», Ю.Ю Дерягина.
4. Рабочая тетрадь по ранней профориентации, С. Я. Паскевич
5. А.М. Федосеева, Н.В. Бабкина, Психолого-педагогическоеп сопровождение подростков с ЗПР. Методическое пособие. – Москва. 2021.
6. Пособие для школьного психолога «Я подросток. Мир эмоций», А. В. Микляева, - СПб.: Речь, 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.