Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Уральская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенский район, с.Уральское
Программа
"Быть здоровым – это модно!"
2021-2022гг.
Содержание программы «Быть здоровым – это модно!»
1. Паспорт
2. Пояснительная записка
3. Цели и задачи программы
4. Формы, методы и приемы работы
5. Этапы реализации программы
6. Календарный план мероприятий
7. Прогнозируемый результат внедрения программы «Быть здоровым – это модно!»
8. Ожидаемые результаты
9. Используемая литература
Паспорт программы
Наименование программы: |
Быть здоровым – это модно!
|
Основные разработчики программы
МАОУ «Уральская СОШ»
Телефон
Сроки реализации программы
|
Турбабина Надежда Михайловна,классный руководиткль 2/4 класса
Оренбургская область, Кваркенский район с. Уральское, ул. Школьная
(253-64) 2-26-211
1год
|
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Обучение школьников бережному отношению к
своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного
образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей
чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Это сделало необходимым введение в воспитательную работу начальной школы программы «Быть здоровым – это модно», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой, заинтересованность родительской общественности, местных сообществ в сохранении .
. Основная работа по реализации программы осуществляется классным руководителем, педагогом - организатором школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (медицинских работников ФАП поселка , администрацию поселкового совета, работников сельской и школьной библиотеки.)
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в 1-4 классов, можно принять решение по проектированию программы «Здоровым быть модно» во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ЗОЖ» , реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Цели и задачи программы:
|
|
|
1. |
Цель программы |
-
реализация политики Правительства Российской Федерации и в Оренбургской области
формирования социально – активной личности учащегося посредством пропаганды
здорового образа жизни. |
2. |
Задачи программы |
- формирование и реализация программы по улучшению здоровья учащихся; - активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями. - привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни; |
|
- развивать и внедрять новые технологии обучения и воспитания учащихся, искать ресурсы за пределами школы для этих целей |
|
- анализировать и при необходимости внедрять предложения по содействию программе, по её корректировке, изменениям |
||
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним |
||
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении - развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска". |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса являются:
-установка на здоровый образ жизни;
-осознание ценностного отношения младших школьников к своему здоровью;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственным здоровьем;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-понимание здорового образа жизни, как явления, способствующего развитию целостной личности человека;
-понимание здоровья, как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;
-понимание физической культуры, как средства организации здорового образа жизни
Предметными результатами изучения курса являются:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья, о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
-соблюдение правил здорового образа жизни;
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями и нарушением состояния здоровья;
-соблюдение правил гигиены и рационального питания и сохранения здоровья;
-выбор возможных продуктов для сбалансированного ежедневного меню;
-способность распознавать негативные влияния на организм человека, знание особенности влияния вредных привычек на здоровье;
-знание особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
5.Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап
• Анализ состояния профилактической работы
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
II. Практический
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
6.Календарный план мероприятий.
№ п/п |
Виды деятельности участников программы |
Сроки выполнения |
Ответственные |
|
|||
1 |
Составление базы данных по учащимся по классу-комплекту |
август - сентябрь |
Классный руководитель Зам. директора по ВР |
2 |
Составление социальных паспортов классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. |
сентябрь |
Классный руководитель
|
3 |
Составление плана работы по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. |
сентябрь |
Кл.рук |
4 |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). |
сентябрь |
Руководитель спортивных секций |
5 |
Организация и проведение Дня здоровья «Золотая осень!» |
сентябрь |
Классный руководител Учитель физкульту Педагог-организатор |
6 |
Проведение классных часов по тематике «Быть здоровым – это модно»,! «Соблюдай режим дня», «Праздник мойдодыра» Здоровому образу жизни - да!», «Лесная аптека на службе человека» и т.д. |
сентябрь |
Классный руководитель |
7 |
Анкетирование среди учащихся 1 класса с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. |
октябрь |
Кл. рук.
|
8 |
Классные часы по итогам анкетирования |
октябрь |
Классные руководители |
9 |
Вакцинация учащихся школы от гриппа |
октябрь |
Участковый врач |
10 |
Подобрать материалы к родительским собраниям по тематике: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, ЗОЖ, закаливание “Вредные привычки и их влияние на здоровье» и др. |
конец первой четверти |
Кл. рук |
11 |
Беседы врача- терапевта с учащимися 2-4 - ых классов на тему : « В здоровом теле здоровый дух |
октябрь |
Кл. рук |
12 |
Выставки книг в сельской и школьной библиотеках о спорте, здоровом образе жизни |
ноябрь |
Библиотекарь школьной библиотеки Библиотекарь сельской библиотеки |
13 |
Классные часы в 1 – 4 классах о личной гигиене школьников |
декабрь |
Классные руководители |
14 |
Беседа врача-терапевта с учащимися школы о профилактике гриппа |
декабрь |
Участковый врач - терапевт |
15 |
Родительское собрание «Шаг навстречу» Обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни. |
конец второй четверти |
Кл. рук. |
16 |
Консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и обучении |
в течение выполнения программы |
Кл. рук. |
17 |
Военно-спортивные соревнования между учениками начальной школы |
февраль |
Кл. рук. |
18 |
В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми и контролировать их занятость во время каникул. |
в течение учебного года |
Кл. рук. |
19 |
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
май (Диагностика.)
|
Кл.рук
|
20 |
Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни подростков
|
Июнь - июль |
Кл.рук-воспитатели
|
Систематически в течение года осуществляется
· контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
· динамические паузы во время занятий
· физминутки во время уроков
· игры на свежем воздухе и динамический час в 1классе
· цикл классных часов по материалам «ЗОЖ»
· разработка классным руководителем и работниками сельской амбулатории материалов по здоровье сберегающим технологиям и просветительской деятельности
· агитационная работа через информационный стенд, сменные выставки плакатов и рисунков, выпуск газеты ЗОЖ
· профилактические мероприятия в классе
· мероприятия ежегодной диспансеризации
мониторинг заболеваемости
· отслеживание качества и организации горячего питания
· инструктирование по ТБ школьников и родителей
· регулярная дезинфекция помещений
7.Прогнозируемый результат внедрения программы «Быть здоровым – это модно!»
Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
1. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
2. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
3. Снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления.
4. Организация правильного питания школьников.
5. Охрана и укрепление психологического здоровья детей (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и.т.д.)
6. Формирование здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
7. Снижение первичной заболеваемости детей в классе.
8. Семья становится не сторонним наблюдателем за процессом воспитания гармоничной личности, а активным, инициативным участником процесса.
8.Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан,
способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и
общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости простудными заболеваниями
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
Литература
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
15. Интернет ресурсы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.