Программа "Азбука воспитания"
Оценка 5

Программа "Азбука воспитания"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
03.02.2019
Программа "Азбука воспитания"
Программа ""Азбука воспитания". Главное в программе «Азбука воспитания» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программу рекомендуется использовать в начальной школе с 1-го по 4-ый класс. Она включает в себя 9 направлений, логически связанных между собой. Программа предоставляет педагогу большую свободу творчества.
Азбука воспитания.docx
ПРОГРАММА воспитания младших школьников «Азбука воспитания» Структура программы Ι   .  Пояснительная записка. ΙΙ .   Концепция   воспитательной   деятельности   классного III.   Принципы   воспитательного   взаимодействия   участников руководителя. педагогического процесса. IV. Возрастная программа воспитания школьника:   V. Первоклассник. Младший школьник.  Содержание   и   формы   воспитательной   деятельности   по реализации целевых программ: Программа №1 «Я и мир знаний» Программа  №2 «Я – Гражданин и Патриот своей страны» Программа №3 «Я – Человек» Программа  №4 «Земля – наш общий дом» Программа №5 «Мы выбираем жизнь!» Программа №6 «В мире интересного» Программа №7 «Душа обязана трудиться» Программа  №8 «Путь к успеху» Программа №9 «Родительский дом – начало начал» VI. Деятельность классных руководителей. 1 2 VII. Проектирование желаемого результата. Циклограмма деятельности классного руководителя. Основные направления деятельности классного руководителя. I Пояснительная записка. В  современных  российских  условиях  наблюдается  заметное  усиление внимания   государственных   органов   к   воспитанию   детей   и   молодёжи. Позитивное   отношение   государства   к   политике   в   области   воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно­ правовых   документов:  Федеральный   закон   Российской   Федерации   от   29 декабря   2012   г.   №   273­ФЗ;   Стратегия   развития   воспитания   в   Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации   от   29   мая   2015   г.№   996­р;   Концепция   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России; В значительной мере эти документы определяют стратегию и тактику управления   воспитательными   процессами   в   системе   общего   образования   в целом и конкретного образовательного учреждения в частности. Воспитание   является   одной   из   важнейших   составляющих образовательного   процесса   наряду   с   обучением.   Модернизация   системы общего   образования   нацелена   на   формирование   нового   образовательно­ воспитательного   пространства,   которое   позволит   обеспечить   духовно­ нравственное   становление   подрастающего   поколения,   подготовку обучающегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. «Воспитание – это лишь одна из трёх ипостасей, в которых развивается личность   (социализация   –   воспитание   –   саморазвитие).   Социализация личности происходит под влиянием всего миропорядка, начиная от космоса, Земли,   государства,   через   общественные   институты,   экономику,   политику, средства   массовой   информации,   кончая   семьёй,   средой   молодёжного общения,   людей   и   т.д.   В   этом   безбрежном   море   влияние   есть   часть, происходящая целенаправленно, под педагогическим влиянием. Это и есть воспитание, оно­то и призвано помочь личности не быть поглощённой этим морем, найти в нём своё лицо, своё отношение с миром, людьми и самим собой. Но есть ещё волшебный и малопонятный закон саморазвития. Поощряя его,   педагог   не   имеет   права   доступа   в   этот   мир.   Значит,   воспитание   не универсально и вовсе не всеохватно, поэтому не следует преувеличивать его значение.   оно   должно   совершаться высококачественно и профессионально» (В.А. Караковский).   где   необходимо,   Но   там, Главное   в   программе   «Азбука   воспитания»   ­   системный   подход   к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно­исторический   опыт   путем   вхождения   в   социальную   среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программу рекомендуется использовать в начальной школе с 1­го по 4­ ый класс. Она включает в себя 9 направлений, логически связанных между собой. Программа предоставляет педагогу большую свободу творчества. II Концепция   воспитательной   деятельности   классного руководителя.   «Создание   воспитательной   системы   школы   –   это   «Клич»,   который может помочь педагогическому коллективу школы и родителям в решении основной воспитательной цели образовательного учреждения – максимальное развитие личности в разумно организованном обществе»  (С.   Френе),   под   которым   понимается     школьное   общество   как сотрудничество   детей   и   взрослых,   связанных   едиными   задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями. В настоящее время воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная   передача   опыта   и   оценочных   суждений   от   старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Воспитание   в   таком   понимании   направлено   на   выработку   у подрастающего   поколения   умения   решать   жизненные   проблемы,   делать жизненный   выбор   нравственным   путем,   что   требует   обращения   его   «во внутрь себя», к своим истокам. Это поиск личностью (самостоятельно и с помощью   взрослого   наставника)   способов   построения   нравственной, подлинно   человеческой   жизни   на   сознательной   основе,   что   сопряжено   с ответами на вопросы: Кто Я? Как Я живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться? Цель воспитания в таком случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Чтобы   выжить   в   социальном   и   духовном   отношении,  подрастающий человек   должен   уметь   ориентироваться   и   действовать   в   постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно­политической жизни, коммуникации,   не   потерять   при   этом   своей   самобытности,   нравственных начал,   уважения   к   себе   и   другим   людям,   способности   к   самопознанию   и самосовершенствованию. При этом важным становится: ­ ощущение времени; ­ взаимодействие; ­ связь с прошлым; ­ наличие культурной, исторической, национальной памяти; ­   устремленность   в     будущее,   видение   и   поиск   решения   глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества; ­   полноценная   жизнь   в   настоящем,   способность   адаптироваться   к существующим условиям в ограниченных для себя, индивидуальных формах. Таким   образом,   в   воспитательном   процессе,   который   организует современный  педагог, взаимодействуют,  обогащая  друг  друга,  два  начала: момент   самореализации,   самоорганизации,   самоосуществления   личности   и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.  Отсюда   вытекает  проблема,   над   которой   работает   классный руководитель:   развитие   у   учащихся   способности   к   самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании. Цель воспитания: развитие гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося. Задачи воспитательного процесса: Создание   условий   для   роста   инициативы,   самостоятельности, чувства   ответственности   через   развитие   системы   ученического самоуправления. Воспитание   творческой,   образованной   личности   с   максимально развитыми способностями к учению. Воспитание   семьянина,    осваивающего   культуру семейных   отношений,   осознанно   и   ответственно   относящегося   к   роли семьянина.   человека, Воспитание   человека,   владеющего   культурой   общения, бесконфликтными   формами   общения,   обладающего   организаторскими способностями.  Воспитание   человека,   способного   к   освоению   сельского пространства, патриота своего Отечества.      Воспитание   россиянина,   человека,   способного   к   использованию гражданских прав и добросовестному выполнению гражданских обязанностей. Представляется, что мой воспитанник, живущий в современном мире, и готовый к самореализации в социальной сфере, это:  член детского, подросткового сообщества, владеющий культурой межличностных   отношений,   построенных   на   паритете   интересов,   на цивилизованных формах человеческого общения; ученик, воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, со спецификой ее образовательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда; наш   селянин,  с  любовью   относящийся   к   поселку,  в   котором   он живет, знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию;  Россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание общества;  человек, ощущающий себя гражданином мира, призванный решать личные,   социальные   и   производственные   проблемы   в   21   веке,   носитель глобального мышления. Будучи потенциальным носителем перечисленных социальных ролей, он является неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности, имеющим равное с другими право эффективно выступать в каждой из социальных ролей. III.   Принципы   воспитательного   взаимодействия   участников педагогического процесса. Личностно­ориентированный  –   признание   каждого   воспитанника полноправным   участником   воспитательного   процесса,   саморазвивающимся  при ненавязчивом педагогическом взаимодействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее. Деятельностный  –  предполагает,  что  личность  формируется  не  в вакууме,   а   в   жизненных   ситуациях,   этической   системе   человеческих взаимоотношений,   которая   возникает   в   совместной   деятельности   всех субъектов воспитательной системы. Принцип   сотрудничества  –   взаимодействуя,   сотрудничая   друг   с другом,   дети   и   взрослые   взаимно   обогащаются,   приобретают   опыт социальной   активности,  самодисциплины   и   терпимости,  т.  е.   тех   качеств, которых требует от них демократическое общество. Гуманизация воспитания – поворот школы к ребенку, уважение его личности,   достоинства,   доверие   к   нему,   принятие   его   личностных   целей, запросов,   интересов,   создание   максимально   благоприятных   условий   для раскрытия   и   развития   дарований   и   способностей   ребенка,   гуманизация максимальных отношений. Природосообразность   воспитания  –   предполагает   обязательный учет половозрастных  особенностей учащихся; построение  воспитательного процесса на основе гендерного подхода. Культуросообразность   воспитания  –   предполагает   опору   в воспитании на национальные традиции, на национальное своеобразие. Принцип   открытости  –   участие   в   процессе   воспитания   всех социальных институтов. Дифференцированный – отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельном. Средовый – учет, использование в процессе воспитания среды (семья как  главного  воспитателя,  ответственного за  экологию  детей, учреждений дополнительного   образования,   общественных   организаций   и   другого окружения ученика). Человековедческий  –   не   только   во   внеурочной   работе,   но   и   в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, т.е. помогать ученику в создании «Я – Концепции». Эмоциональный – опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства. Отношенческий  –   разумное   сочетание   в   воспитательной   работе антиподов:   объекта   –   субъекта,   коллективности   –   индивидуальности, традиции   –   новации,   общения   –   обособления,   поощрения   –   наказания, управления – самоуправления, воспитания – самовоспитания. Диалогический  –   выход   на   определенном   этапе   совместной деятельности на субъект – субъектные отношения. IV Возрастная программа воспитания школьников: Первоклассник.  Воспитание   первоклассника   –   очень   ответственный   этап   общего воспитательного процесса. Здесь важно «не навредить», не поломать тонкую душу малыша. Опорой в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Но природа должна выступить для первоклассника как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает, и будет проживать,­ не столько объект   любознательного   изучения,   сколько   объект   нормирующегося отношению. Фундаментальным   основанием   в  общем   отношении   к   миру   является отношение к природе. Учитывая, что первичные впечатления малыша очень глубоки, можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и отношение к жизни как к таковой. Задача­доминанта   в   период   первого   года   обучения   школьника   – формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как   проявлению   жизни.   Воспитывая   отношение   к   природе,   педагог закладывает основы будущего, такого осознанного ценностного отношения к жизни. Отношение к природе формируется через призму вопроса и – главное! – вопроса сопряжения жизни природы и жизни Человека. Младший школьник.  Программа   «Младший   школьник»   строится   на   учете   возрастных психологической   особенности   детей   этого   периода,   а   именно   на ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной  жизни  и  не  знающего   законов   этой   жизни,  поэтому  напрямую выполняющего   то,   что   ему   предписывается.   А   подражательность,   как природная   склонность   в   этот   период,   способствует   принятию   социально заданного. Норма   социальной   культурной   жизни   осваивается,   усваивается   и присваивается малышом начальной школы. В этих новообразованиях залог личностного   развития   младшеклассника   2­4   классов.   В   течение   трех   лет педагог   вправе   решать,   будет   ли   он   работать   с   детьми   по   программе, используя   принцип   концентрический,   то   есть,   охватывая   ежегодно   всю совокупность   норм,   но   углубляя   каждый   год   их   освоение,   усвоение   и присвоение,   либо   будет   работать   по   принципу   линейности,   то   есть последовательное овладение данными нормами от года к году. V.  Содержание и формы воспитательной деятельности Целевые   программы   деятельности   начальной   школы   по реализации концепции Программа  №1 «Я и Мир знаний» Цель:  Осознание   учащимися   значимости   развитого   интеллекта   для будущего   личностного   самоутверждения   и   успешного   взаимодействия   с окружающим   миром;   оказание   помощи   ученикам   в   развитии   способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные и исследовательские умения в окружающем мире. Задачи:  Формирование   культуры   информационного   взаимодействия   с окружающим миром.  детей.   Развитие познавательных интересов и творческих возможностей Воспитание чувства гордости за школьное сообщество. Определение   круга   реальных   учебных   возможностей   каждого ученика, его ближайшую зону развития. Создание   условий   для   продвижения   учащихся   в интеллектуальном развитии.        Формирование   культуры   интеллектуального   развития   и самосовершенствования. Виды деятельности:  Ежегодное   изучение   результативности   учебной   деятельности учащихся с целью последующей коррекции; Сотрудничество   с   учителями   –   предметниками   по   изучению индивидуальных   возможностей   интеллектуальной   деятельности   каждого учащегося; Интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда; Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся; Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся; Организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную деятельность учащимися. Основные понятия: Умственное   развитие,   культура   умственного   труда,   умственные способности, уровень интеллектуального развития, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал, одаренность и талант. Формы внеклассной работы:  Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;  Интеллектуальные марафоны в классе и параллели; участие   в   выставках,   конкурсах,   творческих   проектах, развивающих интеллектуальные и творческие способности детей и взрослых; «День Знаний».  «Прощание с Букварем» (1 класс).  Обучающие   занятия:   правила   дорожного   движения,   пожарная     безопасность, гражданская оборона.  Беседы, дискуссии по следующим темам:     Культура умственного труда.  Книга как источник знаний.  Культура информационного взаимодействия с миром.  Источники   знаний   о   мире:   средства   массовой   информации (газеты, журналы, радио, ТВ, книги, компьютерные обучающие программы, Интернет).  Рациональная организация учебного труда.  Навыки самообразования. История возникновения школ на планете. Откуда пришли школьные принадлежности. Из истории учебы моих родителей. Жалобы школьного учебника. Как правильно работать со школьным учебником. Как правильно делать уроки. Советы специалиста. Как правильно выбрать книгу. Школьные словари.  Какие они? Возможности ума человека. Талантливые люди планеты Земля. Кем быть? Каким быть? О возможностях человеческой памяти. Как развить свою память? Играя, учимся, учась, играем. Главный университет России и его история. Из истории школ России. Как нельзя учиться. Где бы я хотел учиться?                      Программа   №2 «Я – Гражданин и Патриот своей страны» Цель: учить добру и миру. Задачи:  Формировать   представление   об   историческом   прошлом   России, пробуждение интереса к малой Родине; Родине, готовности служить Отечеству; Формировать   у   подрастающего   поколения   чувство   верности Воспитывать уважения к национальным традициям своего народа, толерантности,   культуры   общения,   бережного   отношения   к   духовным богатствам родного края; Создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического   и   психического   здоровья   детей,   формировать   потребность   в здоровом образе жизни;  Развивать гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности. Виды организации деятельности:  Изучение правовых норм государства, законов и формирование      ответственного отношения учащихся к их исполнению; Организация   и   проведение   внеклассных   мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся; Формирование   способности   руководствоваться   в   ситуациях нравственно­правового выбора мотивами долга, совести, справедливости. Основные понятия: Право,   закон,   права   и   обязанности,   правонарушение,   преступление, ответственность,   долг,   честь,   достоинство,   личность,   правовые   нормы, комиссия   по   делам   несовершеннолетних,   уголовная   ответственность, гражданская ответственность. Формы внеклассной работы:   Тематические классные часы; Встреча   с   представителями   правовых   структур,   органов правопорядка; Встреча с ветеранами войны и труда; Конкурсы, викторины по правовой тематике; Конкурсы сочинений и рассказов по правовой тематике; Викторины правовой тематики; Экскурсии и встречи.      Дебаты, беседы по следующим темам:        Формирование патриотического сознания.  Патриот и гражданин России.  Активная жизненная позиция учащихся школы.  Проблемы гражданского воспитания.  Гражданские права.  Добросовестное выполнение гражданских обязанностей.  Ответственность   за   сохранение   духовного,   промышленного, научного, культурного потенциала России.   Сохранение национальной самобытности.   В человеке должно быть все прекрасно… Закон   государства   «Об   образовании».   Что   нужно   знать школьнику.                  Семейные реликвии в документах. Жизнь вне закона. Права и обязанности школьника, права и обязанности взрослого. Правовой словарь школьника. Как исправлять ошибки, если их можно исправить. Школьник и закон. Азбучные истины права. Когда зародилось право. Если рядом с тобой обижают человека. О поведении в транспорте. О поведении в театре, музее. О поведении в метро. Если рядом подозрительный предмет. Конкурсы рисунков на военную тематику. Конкурсы художественного слова на военную тематику.  Спортивные соревнования «А ну­ка, мальчики!»  Классные часы приуроченные к дню Защитника Отечества.  Программа  №3 «Я – Человек» Цель:  Адаптация   и   самореализация   учащихся   в   сфере   «Коллектив»; формирование   осознанного   выполнения   нравственных   норм   и   правил поведения в социуме. Задачи:    Вовлечение детей в коллективную деятельность.  Развитие   творческих   способностей   и   организаторских   навыков школьников.       Формирование активной жизненной позиции. Создание комфортности в коллективе. Развитие   желания   действовать   сообразно   полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. ситуациях.  Воспитание   умения   бороться   и   выживать   в   экстремальных Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях. Воспитание   интереса   учащихся   к   самим   себе,   желание самосовершенствования.  Формирование   позитивного   отношения   к   обычаям   и   традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы. Основные понятия: Нравственный   выбор,   нравственное   просвещение   и   нравственное поведение, выдающиеся люди и нравственные ценности, самоактуализация и самореализация,   жизненные   ценности   и   правила,   знания   этических   учений, нравственный опыт, религии мира и их история, нравственный подвиг жизни человека,   безнравственные   поступки,   преступления   против   человечества, деятельность   мировых   общественных   и   политических   организаций,   права человека, Конвенция о правах ребенка, ООН, нравственные традиции и обычаи народов мира и моей страны. Формы внеклассной работы:   Тематические нравственные классные часы. Экскурсии,   знакомство   с   историческими   и   памятными   местами страны, города, поселка. Дискуссии по нравственной тематике. Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны. Организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса. Изучение   нравственного   наследия,   имеющего   общечеловеческий характер: золотое правило нравственности. Праздничные   поздравления   одноклассникам,   педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы. Внеклассные «Нравственные истины».   мероприятия   «Азбука   нравственности», Помощь больным и часто пропускающим занятия учащимся.                Беседы, дебаты  по следующим темам:     Наш класс, какой он?  Хорошо ли тебе в классе?  Правила совместной жизни.  Как строить отношения с одноклассниками, чтобы они не мешали, а помогали.  Правила поведения в классе.  Знаешь ли ты, какие они, твои одноклассники?  Знают ли они, какой ты?  Общение на переменах и после уроков.  Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Как и почему возникли правила вежливости.  Кого называют вежливым человеком.  Высокая цена вежливости.  Правила   вежливости,   которым   нужно   следовать   (на   уроке,   на перемене, в семье).                                          Вежливость и речь.  «Волшебные слова».  Слова, которые оскорбляют, что такое «хамство».  Вежливость и культура.  Человек воспитывает себя сам: знаю – хочу – умею – действую.  Как стать вежливым. Не место красит человека, а человек место. О людях, которых помнят в нашей стране. Люди, которыми гордится наш род. Что могут рассказать фотографии? Что стоит за выражением «черствые люди»? Парад Победы. Друзья познаются в беде или в радости? О Родине, о доблести, о славе. О тех, кто ждет нашей помощи. Дети и война. Как не стать равнодушным человеком. Если ты обидел… О красоте человеческого сердца. Мамина работа самая трудная? Откуда начало маминых слез? Я пишу письмо… Открытка в детский сад… О братьях наших меньших… Дружба крепкая не сломается.  Что такое дружба?  Можно ли прожить без друзей?  Какие они, твои друзья?  Как выбрать верного друга?  Бывают ли ссоры между друзьями? Что делать если у тебя нет друзей?  Как помочь другу, если ему нужна помощь?  Много ли человеку нужно друзей.  О чем говорят и чем занимаются друзья? Диагностическая беседа «Наш дружный класс». Деловая игра «Правила поведения в классе».  Ролевая игра «1, 2, 3, 4, 5».  Экскурсия с отработкой правил поведения на экскурсии. Диалог­ размышление «Когда в классе все хорошо».  Диагностическая беседа «О вежливости и вежливых людях».   Деловая игра «Школа вежливости» (Освоение правил вежливости). Ролевая   игра   «В   стране   вежливых   людей»   (решение   ситуаций, требующих правил вежливости). вежливости.  Чаепитие   в   классе   с   родителями,   с   соблюдением   правил Диалог­размышление «Трудно быть вежливым2. Диагностическая беседа «О дружбе и друзьях».  Внеклассное мероприятие «Вместе весело шагать».  Внеклассное мероприятие «Школа вежливых ребят».  Внеклассное мероприятие «Давайте жить дружно».  Диалог­размышление «Как найти верного друга»          Программа  №4 «Земля – наш общий дом» Цель:  Воспитание   бережного   отношения   к   природе   как   одной   из главных   жизненных   и   нравственно­эстетических   ценностей,   экологически целесообразное   поведение   и   деятельность,   настойчивое   стремление   к активной   охране     и   восстановлению   окружающей   природной   среды, способность действовать по совести в общении с природой и людьми.  Задачи:     Формирование патриотизма. Воспитание активной жизненной позиции. Воспитание любви к природе родного края. Формирование   умения   рационально   использовать   природные богатства.  Ознакомление   с   методами   и   приемами   простейших   научных исследований, эксперимента.  Воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране. Изучение одного из способов решения экологических проблем – озеленения. Выяснение,   какие   растения   можно   использовать   для   посадки зеленых насаждений у школы, детского сада, в жилых районах, вдоль дорог, в промышленных зонах и зонах отдыха. Изучение влияния зеленых насаждений на окружающую среду. Проведение экологических праздников:  Формы внеклассной работы:  Всемирный день защиты животных – 4 октября. Международный день борьбы с курением – 18 ноября. Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря. Всемирный день воды – 22 марта. Международный день птиц – 1 апреля. День здоровья – 7 апреля. День земли – 22 апреля. Международный день отказа от курения – 31 мая.  Проведение   общешкольного   субботника   по   уборке   территории школьного двора.     Участие в ежегодном празднике «День поселка» ­ 1 июня.  Проведение тематических выставок в библиотеке.  Проведение   природных   акций,   операций:   «Планете   –   зеленый наряд»,   «Чистота   спасет   мир»,   «Спасем   планету   от   мусора»,   «Птичья столовая» (изготовление и развешивание кормушек для птиц).  цикла.     Участие   в   школьных   и   районных   олимпиадах   естественного Проведение дней здоровья: День бегуна День лыжника. Знакомство с родной природой.  Уникальность родного поселка.  История поселка.  Сельская сфера услуг.  Экологические проблемы.  Ответственность гражданина Земли. Природа и здоровье.  Земля.  Экология.  Спорт.  Здоровье.  Гигиена. Ценностно­смысловое равенство людей.  Гуманистические отношения между людьми.  Участие   в   школьных   и   районных   олимпиадах   естественного Беседы, дискуссии по заданной тематике:                цикла.     Проведение дней здоровья. День бегуна.  День лыжника. Программа  №5 «Мы выбираем жизнь!» Цель:  Укрепление   здоровья   и   повышение   работоспособности учащихся;   использование   соответствующих   педагогических   технологий   и методических   приемов   для   демонстрации   учащимся   значимости   из физического здоровья для будущего самоутверждения Задачи:  Формирование   понятия   о   том,   что   забота   о   своем   здоровье является общественным долгом. Воспитание   потребности   к   систематическим   занятиям физической культурой, стремление к физическому совершенству. Содействие   приобретению   необходимого   минимума   знаний   в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта. Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,   применению их в различных по сложности условиях. Развитие основных двигательных задач. Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и   медицинским   учреждением   поселка   с   целью   изучения   состояния физического здоровья учащихся класса. Сотрудничество   с   родителями   учащихся   и   учителями ­предметниками. Сотрудничество   с   внешкольными   организациями,   с   помощью которых   необходимо   вести   просветительскую   и   коррекционную   работу   с учащимися. Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья. Организация   внеклассных   мероприятий, позитивное отношение к занятиям физической культурой.   формирующих Для   реализации   этих   целей   и   задач   необходимы   следующие        мероприятия: Обязательные   уроки   физкультуры:   в   начальных   класса   –   2   раза   в неделю. Обязательное выполнение утренней гимнастики. Проведение дней здоровья – один раз в месяц. Проведение физкультминуток на каждом уроке. Организовать   посещение   спортивных   секций:   флорбол,   бадминтон, волейбол.. Обязательным   условием   для   привития   интереса   к   занятиям физкультурой   и   спортом   является   проведение   внутришкольных соревнований. Основные понятия: Психическое   и   физическое   здоровье   человека,   культура   сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи   по   сохранению   здоровья,   гигиена,   гармония   души   и   тела,   воля   и волевые   качества   человека   для   сохранения   здоровья,   роль   и   сохранение привычки   в   сохранении   собственного   здоровья,   вредные   привычки   и   их влияние на организм человека. Формы внеклассной работы:  Привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков и секций физкультурно­оздоровительной направленности. Спортивные   конкурсы,   соревнования   внутри   класса   и   между классами, спартакиады. спортивной тематике, праздники. Спортивные   утренники,   тематические   классные   часы   по              Встречи с медицинскими работниками. Чествование ребят­спортсменов класса и школы.  Ролевая игра «Суд над вредными привычками».  Внеклассные   мероприятия   по   правилам   дорожного   движения «Мой друг Светофор», «Внимание, дети!», «Перекресток, перекресток!».  Конкурсы рисунков по ПДД.   Беседы, дискуссии по следующим темам:                   Жизнь здоровье человека.  Здоровье человека.  Болезни, их особенности и причины их возникновения.  Забота человека о своем здоровье.  Здоровый образ жизни.  Утренняя зарядка.  Гигиена.  Забота о зубах.  Вредные привычки, наносящие ущерб здоровью человека.  Правила безопасного поведения.  Быть сильным и ловким.  Травмы.  Не навреди себе и другим.  Опасно для жизни!  Духовное и физическое здоровье.  Улицы, переход, транспорт.  Средства передвижения.  Городской   транспорт:   автомобили,   трамваи,   троллейбусы, автобусы, метро.  Правила пешехода.  Сигналы светофора.  Кто следит за соблюдением правил дорожного движения?  История спорта. Откуда она берет начало? Настоящий спортсмен. Кто он? Великие спортсмены моей страны. Как я стал заниматься спортом.                Виды спорта, которыми мне бы хотелось заниматься. Юные спортсмены России. Золотые правила спорта. О режиме дня и о занятиях спортом. О «нельзя» в спорте. Виды спорта 21 века. Спорт в нашем доме. Хроника спортивных достижений моей семьи. Вредные привычки и спорт. Спортивные сооружения моего поселка. О моих достижениях в спорте. Честность и спорт. Диагностическая беседа «Здоровье человека». Встреча­беседа с медсестрой «Твое здоровье».  Диалог­размышление «Твое здоровье – в твоих руках».  Программа №6 «В мире интересного» Цель:  создание   условий   для   проявления   учащимися     инициативы   и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных   ситуациях,   развитие   интереса   к   внеклассной   деятельности,   к своему времяпровождению. Задачи:   Создание   условий   для   равного   проявления   учащимися   своей индивидуальности во внеурочной деятельности; Использование   нестандартных   творческих   форм   внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся; Изучение  индивидуальных  интересов  и  потребностей учащихся во внеурочной деятельности; клубов, секций, обществ; Просвещение   и   консультация   учащихся   в   выборе   кружков,       Постоянная   демонстрация   достижений,   результатов, способностей   учащихся   в   досуговой   деятельности   родителям,   педагогам, сверстникам; Развитие   способности   адекватно   оценивать   свои   результаты   и быть справедливым к  чужим достижениям. Виды организации деятельности:  изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий; предоставление   учащимся   возможности   самостоятельного   и совместного   планирования   жизни   класса   во   внеурочной   деятельности   и ответственности за его выполнение;  изучение   мнения   руководителей   внешкольных   объединений   о степени участия учащихся в их работе; изучение   отношения   учащихся   к   деятельности   внеклассных учреждений и результативности участия в них; предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся; привлечение   родителей   к   участию   в   досуговой   деятельности  учащихся;  класса;  стимулирование   инициативы   и   активности   учащихся   в   жизни поддержка творческой инициативы учащихся. Формы внеклассной работы:  празднование   памятных   дат   в   жизни   учащихся,   дней   их рождения;    классные часы «Мои интересы и увлечения»; театрализованные представления;     всевозможные конкурсы поделок из природного и подручного       материалов.       конкурсы   рисунков,   плакатов   на   заданную   тематику   (День Учителя,   «Любимая   школа»,   день   Матери,   «Зимние   узоры»,   «Дороги, которые   мы   выбираем»,   военная   тематика,   противопожарная   тематика, «Красный, желтый, зеленый» ­ по правилам дорожного движения и др.).       мозаика   детского   отдыха   (разгадывание   ребусов,   загадок, чтение пословиц, поговорок, скороговорок и др.).    участие в подготовке и проведении праздничных концертов.     участие в подготовке, оформлении и проведении внеклассных мероприятий.    конкурс инсценированной песни «Дети мира о мире»;    презентация «Мир моих увлечений»;    конкурс видеороликов «Моя семья и я в свободное время»;    музыкальный вечер «Путешествие в мир песни»;    конкурс рисунка «Я рисую вечный город».      Беседы, дискуссии на заданные темы:         «Что такое? Кто такой? «Что мы знаем? Что умеем? Великие изобретатели мира. История создания обычных вещей. «Что? Где? Когда?» Откуда пришла книга в нашу жизнь? Об иероглифах, пиктографии и многом другом. О сказочниках и сказках.                    Это интересно знать. Национальные парки и заповедники мира. Моя любимая телевизионная передача. Красная книга – книга памяти России. У нас в гостях Всемирная детская энциклопедия. Газета и журнал, с которыми интересно. Из истории денег на земле и в России. По странам и континентам. Из истории русской одежды. Религии мира. Великие реликвии России. Что такое театр? Зачем людям нужны словари и энциклопедии? В мире непознанного. Достояния книжных полок. В мире профессий. Достопримечательности великих городов мира. Достопримечательности столицы России. Московский Кремль. Достопримечательности родного города (поселка). История создания нашего поселка. Программа №7 «Душа обязана трудиться» Цель: воспитывать потребность к ежедневному труду (дома, в школе), овладению   доступным   видам   общественно­полезного   труда;   воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей. Задачи:  Создание   благоприятных   условий   для   овладения   общественно­ полезного труда; работе, трудовой деятельности;     Развивать   умение   самостоятельно   ориентироваться   в   любой Формировать   умение   рационально   организовывать   свой   труд, владеть навыками контроля и самоконтроля; Развивать   способность   адекватно   оценивать   результаты   своего труда, находить причину затруднений и способы их разрешения; Развивать стремление строить новые проекты своей деятельности, способность к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением. Основные понятия:  трудовые нормы жизни; бытовой труд; учебный труд;   труд   по   благоустройству   окружающей   среды;   помощь   взрослым   в труде.   Труд   как   способ   создавать   материальные   ценности,   сохранять   и приумножать их. Труд как отношение к людям и к себе. Отношение к труду другого человека. Формы внеклассной работы:    Акции добрых . Субботники по уборке территории школьного двора. Изготовление   сувениров   к   дню   Учителя,   к   Международному Женскому дню, дню Защитника Отечества.  Организация генеральных уборок в классе. Беседы, классные часы, дискуссии на заданные темы:        Что нужно сделать, чтобы класс стал чистым. Труд моих родителей. Кем быть? Каким быть? Душа обязана трудиться. Труд как постоянная забота о человеке и о себе. Физический труд и умственная работа. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца­труженика». Трудовые нормы жизни бытовой труд, учебный труд. Труд по благоустройству окружающей среды. Помощь взрослым в труде. Программа №8 «Путь к успеху» Цель:  Адаптация   подростков   в   социуме:   адаптация   учащихся   к современным   условиям   жизни;   воспитание   гражданина­патриота   через различные   формы   экскурсионной   работы;   формирование   чувства коллективизма,   умение   жить   и   работать   к   коллективе;   воспитание инициативы,   самостоятельности,   умение   сделать   выбор   через   развитие ученического   самоуправления;   организация   интересного   и   плодотворного досуга;   система   мер   по   воспитанию   негативного   отношения   к   вредным привычкам; система работы по сохранению здоровья учащихся. Задачи:   Создание благоприятного микроклимата для учащихся школы. Всесторонне   развитие   способностей,   творческой   и   социальной активности учащихся. Воспитание духовно­нравственных ценностей учащихся. Психолого­педагогическая   работа   по   предупреждению правонарушений, коррекционная работа с детьми девиантного поведения. Организационные мероприятия:  Планирование   и   корректирование   работы   по   профилактике правонарушений совместно с социальным педагогом школы. Проведении е мероприятий по выявлению учащихся, сколнных к       правонарушениям.  учащихся.  Систематическая   работа   со   списком   и   картотекой   «трудных» Использование   ГПД,   дополнительного   образования,   социума   в работе с детьми. Своевременное   принятие   мер   по   поступившим   сигналам   о правонарушениях учащихся. Работа с учащимися:  Создание консультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно­правовой помощи. Изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав. Охват   организованным   отдыхом   и   трудом   учащихся   «группы риска»   в   каникулярное   время   и   интересным,   содержательным   досугом   в течение всего года. Организация   медицинского   обследования   детей,   склонных   к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ. Организация занятий для детей по саморегуляции, по развитию способности   адекватно   выражать   свои   эмоции,   по   овладению   способами разрешения конфликтов. Активизация   работы   прикладных,   технических,   спортивных кружков. Работа с семьей:  Выявление   семей,   уклоняющихся   от   воспитания   детей, неблагополучных семей, работа сними. Организация консультаций специалистов­психологов, педагогов, медиков для родителей. Организация тематических встреч для родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения. Беседы, дискуссии на заданную тематику:         Общественный порядок и его охрана. Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Как появляются правила. Как рождаются законы. Что такое общественный порядок. Правила   поведения   в   общественных   местах  (улица,   транспорт, кино, театр, музей, магазины, вокзалы).             Кто охраняет общественный порядок. Зачем нужна милиция. Что такое хулиганский поступок? Откуда берутся хулиганы?   Ответственность за нарушения общественного порядка. Агрессивность   как   явление,   нарушающее   нормальную   жизнь общества.     Жестокость современного общества. Что делать, если в классе много драчунов и задир. Можно ли противостоять агрессивности? Проявление   агрессивности   и   жестокости   в   межличностных отношениях: от детской драки до преступления против личности.        Свободное время, где его провести. Детская преступность. Как не стать жертвой преступления? Разговор с незнакомым человеком. Умение уступить место, извиниться, сохранить свое достоинство. Особенности общения с учителем. Вежливость общения. Программа №9 «Родительский дом – начало начал» Цель: адаптация и самореализация учащихся в социальной сфере «Я и Семья»;   максимальное   сближение     интересов   родителей   и   педагогов   по формированию физически и нравственно развитой личности. Задачи:  Формирование   чувства   дома   и   ответственности   перед родителями и родными. Овладение    опытом   самостоятельной   хозяйственно­ экономической деятельности.    Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. Организация психолого­педагогического просвещения родителей через   систему   родительских   собраний,   тематических   и   индивидуальных консультаций, бесед. Создание   условий   для   благоприятного   взаимодействия   всех участников   учебно­воспитательного   процесса   –   педагогов,   детей   и родителей. Организация   целенаправленного   просвещения   родителей   по вопросам   воспитания   детей,   исходя   из   потребностей   в   организации воспитательной деятельности и запросов родителей.    Использование активных форм просветительской деятельности. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление   конфликтных   ситуаций   в   процессе   воспитания   учащихся   в системе «учитель – ученик – родитель». Виды деятельности:  Ознакомление   с   семьями   обучающихся,   посещение   семей   на дому.  Изучение   семейной   ситуации,   воспитательной   системы   семей учащихся. Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психологического и физического здоровья и благополучия ребенка. Изучение   семей   учащихся,   системы   нравственных   ценностей   и традиций   семьи,   влияющих   на   нравственное   и   личностное   становление ребенка.  Привлечение   родителей   к   проведению   родительских   уроков   в классном коллективе. воспитания детей в семье. поведения с родителями).  семейных обязанностей).            Привлечение   к   ответственности   родителей,   уклоняющихся   от Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.   Формы внеклассной деятельности:  Деловая   игра   «Послушный   сын,   послушная   дочь»   (Правила Ролевая   игра   «Моя   семья   ­   семь   «Я»   (Выполнение   разных Семейные праздники в классе.  Спортивные соревнования «Мама, папа, я ­  дружная семья». Внеклассное мероприятие приуроченное ко Дню Матери.  Диалог­размышление «Когда в семье всем хорошо».  Конкурс рисунков «Тобой, любимая, горжусь» ко Дню Матери и Международному Женскому дню. Конкурс рисунков «Слава солдатская, сила богатырская» к Дню Защитника Отечества.  Конкурс сочинений «Мой дорогой человек».   Беседы, дискуссии на заданную тему:               Наша дружная семья.  Что такое семья?  Члены семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры.  Родственники: близкие и далекие.  Отношения с родителями.  Что значит: быть послушным ребенком.  Можно ли обижаться на своих родителей?  Семейные ссоры, можно ли их избежать?  Роль семьи в жизни каждого человека.  Семейные роли, обязанности, поручения.  Семейные традиции. Когда в семье всем хорошо. История моей семьи в истории моей страны. О тех, кому я обязан своим рождением.          Традиции и правила нашего дома. Мои пожелания родным и близким. Памятные даты нашего дома. Друг, о котором я могу рассказывать бесконечно… Профессии нашего рода… Что для  меня значит слово «мама». Счастливые минуты моего детства… Если бы у меня не было моего дома…спорт нашей семьи. О «нельзя» нашей семьи. VI. Деятельность классного руководителя. Классный   руководитель   –   это   педагог,   который   является организатором   системы   отношений   между   школой   и   учеников   через разнообразные виды воспитательной работы, соответствующие возрастным и индивидуальным   особенностям   учащихся   и   согласующиеся   с   системой учебно­воспитательного процесса в учебном заведении. 1. Циклограмма работы классного руководителя Циклограмма  деятельности  классного  руководителя  составляется  на основе   планирования   воспитательной   работы   в   школе,   требований   к организации   учебно­воспитательного   процесса   в   учебном   заведении   и помогает   избежать   недоразумений   в   выполнении   своих   обязанностей качественно и в срок. Циклограмму можно представить в виде схемы: Ежедневно  Встреча детей. Уборка кабинета. Контроль посещаемости. Ведение классного журнала. Встреча   с   учителями­предметниками,   заместителем   директора   по учебно­воспитательной работе. Организация питания учащихся. Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причины отсутствия учащихся. Еженедельно Организация дежурства в классном кабинете. Индивидуальная работа с учащимися.  Классный час. Проверка дневников. Индивидуальная работа с родителями и детьми. Внеклассные мероприятия по плану воспитательной работы. Работа с активом класса. Работа с учителями.  Каждый месяц Работа с активом класса. Подготовка классных часов, информационных часов. Участие   в   жизни   школы   (внеклассные   мероприятия,   конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, художественного слова и т.п.). Проверка и анализ дневников учащихся. Посещение уроков в классе. Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи). Посещение внеклассных мероприятий коллег. Анализ   работы   учителей   –   предметников   с   учащимися   в   рамках программы «Одаренные дети». Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов. Сотрудничество со школьной библиотекой. Встречи с родительским активом по графику. Индивидуальные   консультации   для   родителей   по   проблемам воспитания и успеваемости. Каждый триместр Совещание по планированию согласно графику. Консультации у социального педагога.  Родительское собрание и дни открытых дверей. Генеральная уборка кабинетов. Экскурсии и культпоходы. Подведение итогов четверти. Встреча с родителями слабоуспевающих учеников. Оформление классного журнала по итогам четверти. Анализ выполнения плана работы за четверть, корректировка планов воспитательной работы. Проведение открытого мероприятия. Заседания   родительского   комитета.   Обсуждение   плана   работы   на следующую четверть. Подготовка   и   участие   в   педагогических   консилиумах   (по   мере необходимости). Психолого­педагогическая   диагностика   в   классном   коллективе   (по плану ВР). Участие в работе МО учителей начальных классов. Отчеты по темам самообразования. Каждый год  Август:  Встреча учащихся по классам.  Проверка личных дел.  Получение учебников. Сентябрь:  «День Знаний» «День Здоровья»  «Осенние фантазии» (конкурс поделок из природного материала). Оформление классного журнала. Оформление документов по питанию. Организация обучения на дому (если это необходимо). Инструктаж учащихся по ТБ, ОБЖ. Оформление сведений по дополнительному образованию учащихся. Оформление дневников учащихся, начиная со второго класса (сведения о педагогах, список класса, расписание на 1 четверть, расписание звонков, возможности дополнительного образования). Правила   для   учащихся.   Устав   работы   школы   (обсуждение   с родителями и учениками) Оформление   темы   собственного   самообразования   в   рамках воспитательной работы. Октябрь:  «День творчества». Анализ посещения учащимися секций, кружков, клубов.  Участие в работе МО учителей начальных классов. Ноябрь:  Внеклассное мероприятие «День Матери». Декабрь: Беседы   и   классные   часы   «15­декабря   –   день   освобождения   города Клина от немецко­фашистских захватчиков. Битва под Москвой». Новогодние утренники. Январь:  Культпоходы на каникулах. Февраль:  Конкурс рисунков «Защитники Отечества»,  Огонек к Дню Защитников Отечества. Март:  Праздник  к Международному Женскому дню. День творчества.  Конкурс рисунков «Тобой, любимая, горжусь!». День Земли. Апрель:  День Здоровья. Праздник птиц. День Космонавтики.  Трудовой десант. Май:  Участие в праздничном концерте «День Победы»,  День Здоровья. Праздник последнего звонка.  Итоговая и промежуточная аттестация.  Анализ и планирование работы класса. Июнь:  Участие в празднике, посвященном Дню поселка (1 июня).  Заполнение личных дел учащихся.  Сдача классных журналов. Сдача учебников.  Ремонт учебных кабинетов. 2. Основные направления деятельности классного руководителя.         Гражданско­патриотическое воспитание. Нравственное воспитание. Урочная и внеурочная спортивно­оздоровительная деятельность. Экологическое воспитание. Трудовое воспитание. Тематические, информационные, познавательные классные часы. Работа с родителями учащихся. Совместная работа с заместителем директора по воспитательной работе,   социальным   педагогом,   коллективом   классных   руководителей начальной школы, правоохранительными органами.  Исследовательско­диагностическая работа. VII. Проектирование желаемого результата. Образ выпускника начальной школы. Выпускник  начальной школы имеет потребность в знаниях,  желает  и умеет   учиться,   способен   к   самообразованию,   обладает   культурой информационного   взаимодействия   с   миром.   Гордится   своим   учебным учреждением,   чувствует   причастность   к   нему,   знаком   с   его   историей, освоился   с   особенностями   системы   обучения,   знает   права   и   обязанности, заложенные в Уставе школы, старается им следовать. Чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах, предан традициям учебного заведения. Умеет быть   учеником;   уважая   опыт   и   знания   старших,   стремится   передать   свои знания и опыт тем, кто младше, нуждается в помощи. Обладает стремлением к качеству исполнения в любой деятельности. Признает   коллектив   как   ценность,  рассматривает   его   как своеобразную   форму   самозащиты,   возможность   самореализовать   себя, утвердиться в социуме, приобрести значимые для себя социальные черты и опыт. Умеет быть членом коллектива, владеет основами коммуникативной культуры   личности,   навыками   неконфликтного   поведения,   способен корректировать   в   общении   свою   и  чужую   агрессию,  умеет   высказывать   и отстаивать   свою   точку   зрения,   обладает   способами   поддержания эмоционально   устойчивого   поведения   в   жизненной   кризисной   ситуации. Проявляет в отношениях с окружающими доброту, честность, порядочность, вежливость. Обладает организаторскими навыками, активен в коллективной деятельности.   Понимают   сущность   нравственных   качеств,   черт   характера окружающих   людей,   проявляют   в   отношениях   с   ними   те   же   качества. Осознают роль коллектива и себя как часть его.  Хороший сын (дочь):  внимательный, заботливый, порядочный. Знает социальную   роль   отца,  матери.  Старается   строить   свою   жизнь   по   законам гармонии   и   красоты.   Учится   вести   домашнее   хозяйство,   создавать   уют   в своем доме, проявляет заботу о членах семьи. Бережно относится к своему здоровью и здоровью своих близких. Стремится к физическому совершенству. Является   патриотом   своего   Отечества:  знает   историю   области   и поселка   и   его   традиции,   активно   участвует   в   общественной   жизни   села. Владеет   нормами   поведения   и   общения   с   жителями   поселка,   основами безопасности   жизнедеятельности.   Является   законопослушным   селянином. Принимает экологические проблемы, участвует в деятельности, направленных на решение экологических проблем. Хорошо знает трудовую деятельность. Выпускник знает историю России, на основе знаний, полученных в начальной школе.  Знает национальную культуру, природу, экологию. Знает государственные   праздники,   понимает   государственные   символы   России. Знает основные положения Конституции Российской Федерации.

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"

Программа "Азбука воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019