Программа баскетбол 2-4 классы
Оценка 4.6

Программа баскетбол 2-4 классы

Оценка 4.6
Разработки курсов +1
doc
физическая культура
2 кл—4 кл
20.04.2018
Программа баскетбол 2-4 классы
Содержание программы позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников и предусматривает систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; просмотр учебных фильмов, видеозаписей соревнований квалифицированных волейболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся. Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.Содержание программы позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников и предусматривает систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; просмотр учебных фильмов, видеозаписей соревнований квалифицированных волейболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся. Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
programma_basketbol.doc
1. Пояснительная записка. Особенностью данной программы является то, что она разработана на основе учебной программы   по   волейболу   для   учащихся   2­4   классов   и   составляет   основу   дополнительного образования.   Программа   составлена   в   соответствии   требованиям   письма   Министерства образования и науки от 11 декабря 2006 г. № 06­1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования». Учебная работа в группах дополнительного физкультурного образования строится на  основании данной программы, и проводиться весь учебный год. Начало и окончание учебного  года устанавливается администрацией образовательного учреждения. Расписание занятий  составляется администрацией образовательного учреждения.   Содержание   программы   позволяет   последовательно   решать   задачи   физического воспитания   школьников   и   предусматривает   систематическое   проведение   практических   и теоретических   занятий;   обязательное   выполнение   учебно­тренировочного   плана,   переводных контрольных   нормативов;   регулярное   участие   в   соревнованиях   и   организации   проведения контрольных игр; просмотр учебных фильмов, видеозаписей соревнований квалифицированных волейболистов;   прохождение   инструкторской   и   судейской   практики;   использование   данных науки   и   передовой   практики   как   важнейших   условий   совершенствования   спортивного мастерства учащихся. Программа   составлена   для   каждого   года   обучения.   Учебный   материал   по   технико­ тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.  Технические приемы, тактические действия и собственно сама игра в волейбол включает в   себя   большие   возможности   для   формирования   жизненно   важных   двигательных   навыков   и развития   физических   возможностей   детей.   Научные   исследования   игровой   деятельности подчеркивают   её   уникальные   возможности   не   только   для   физического   и   нравственного воспитания детей, но и для развития познавательных  интересов, выработки воли, характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Учебный   материал   программы   предоставлен   в   разделах,   отражающих   различные   виды подготовки   юных   волейболистов:   теоретическую,   тактическую,   техническую   и   интегральную тренировку. Контроль за степенью усвоения учебного материала, уровнем физического развития и   подготовленности   занимающихся,   представлен   в   разделе   –   контрольные   нормативы.   При организации и проведении  занятий по волейболу следует строго соблюдать правила  техники безопасности   и   охраны   труда,   представленные   в   разделах   –   охрана   труда   и   техника безопасности. Указанные разделы Программы взаимосвязаны и предполагают воспитание гармонично развитых людей, готовых к трудовой, оборонной, спортивной и другим общественно полезным видам   деятельности.   Программа   реализуется   поэтапно   с   учетом   возрастных,   половых особенностей   детей,   физического   развития   и   функциональных   возможностей   детского организма. Цель программы: ­   сохранение   и   расширение   принципа   интеграции   уроков   физической   культуры   с   формами дополнительного образования; ­ многолетняя спортивная подготовка юных волейболистов с последовательным прохождением программного материала по этапам обучения; ­ проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития занимающихся; ­ проведение системного отбора детей, имеющих задатки и способности к данному виду спорта. Задачи программы:  ­ отбор детей с высоким уровнем развития способностей к волейболу;   ­ повышение уровня общей физической подготовленности;   ­   усиление   работы   по   овладению   индивидуальной   техникой   и   совершенствованию   навыков выполнения технических приемов и их способов;   ­   повышение   роли   и   объема   тактической   подготовки   как   важнейшего   условия   реализации индивидуального технического потенциала отдельных волейболистов и команды в целом;   ­   осуществление   на   высоком   уровне   интегральной   подготовки   посредством   органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки; ­ привитие стойкого интереса к занятиям по баскетболу; Основными   критериями   оценки   работы   групп   дополнительного   образования   по волейболу  на этапе начальной подготовки являются: ­ стабильность состава занимающихся; ­ динамика роста индивидуальных показателей физической и функциональной подготовленности занимающихся; ­ уровень повышения у занимающихся основ техники и тактики волейбола; ­ уровень повышения у занимающихся навыков гигиены и самоконтроля. Программа состоит из разделов: 1. Теоретическая подготовка. 2. Общая физическая подготовка. 3. Специальная физическая подготовка. 4. Техническая подготовка. 4. Тактическая подготовка. 7. Интегральная тренировка. 8. Соревновательная подготовка. 9. Контрольные нормативы. В   разделе  «Теоретическая   подготовка»  представлен   материал,   дающий   начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях на учебно­тренировочных занятиях, истории физической культуры и спорта, истории развития волейбола в стране и за рубежом, правилах соревнований и техники безопасности на учебно­тренировочных занятиях, спортивно­массовых мероприятиях. Раздел  «Общая   физическая   подготовка»  содержит   материал,   реализация   которого формирует   у   детей   общую   культуру   движений,   укрепляет   здоровье,   содействует   развитию умений, развивает основные физические качества. В   разделе  «Специальная   физическая   подготовка»  представлен   материал   с   учетом характера   игровой   деятельности,   способствующего   приобретению   умений   и   навыков   и эффективному использованию их в этой деятельности. Разделы  «Техническая   подготовка»,   «Тактическая   подготовка»,   «Интегральная тренировка»  включают   в   своё   содержание   различные   средства   физической   культуры направленные на формирование и развитие жизненно­важных двигательных навыков и умений. Специальные   упражнения   (индивидуальные,   групповые   и   игровые   упражнения   с   мячом) позволяют   избирательно   решать   задачи   обучения   в   отдельных   элементах   техники,   их вариативности, различных связок и фрагментов игровой деятельности. Раздел «Соревновательная подготовка» содержит то необходимое количество времени, в   процессе   которого,   приобретается   вся   совокупность   технических   приемов   в   условиях комплексного  проявления   основных  физических   качеств  и  тактических   действий.  Участие  в соревнованиях не должно быть определяющей формой работы. Раздел «Контрольные нормативы» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет   тренеру  определить   степень   усвоения   учебного  материала   и   уровень   физического развития и подготовленности занимающихся. Тренер   может   самостоятельно   подбирать   упражнения   по   видам   подготовки,   но   при обязательном соблюдении педагогических принципов – от простого к сложному, от известного к неизвестному   –   на   которых   должен   строиться   учебно­тренировочный   процесс,   дающий возможность последовательно от года к году обучать детей новым, более сложным двигательным действиям. 2. Планирование подготовки. В   учебном   плане   отражены   основные   задачи   и   направленность   работы   по   этапам подготовки юных волейболистов. Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами этапов подготовки.   Основной   принцип   учебно­тренировочной   работы   –   универсальность   подготовки учащихся. Задачи этапа начальной подготовки:  1.  Отбор способных к занятиям волейболом детей. 2.  Формирование стойкого интереса к занятиям. 3.   Всестороннее   гармоническое   развитие   физических   способностей,   укрепление здоровья, закаливание организма. 4.  Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры. 5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям. 6.   Привитие   навыков   соревновательной   деятельности   в   соответствии   с   правилами волейбола. 3. Формы, методы, направленность обучения. Основные формы учебно­тренировочного процесса: групповые учебно­тренировочные и теоретические занятия, тестирование и медицинский контроль. Методы: ­ словесной передачи знаний и руководство действиями занимающимися: объяснение, рассказ, беседа; ­ обучение техники и тактики: демонстрация (показ), разучивание технико­тактических действий по частям и в целом, анализ действий (своих и противника), разработка вариантов технико­ тактических действий, творческие задания в процессе тренировки и соревнований; ­ выполнение упражнений для развития физических качеств: непрерывный, повторный, круговой, контрольный, игровой, соревновательный. Направленность: комплексная и тематическая. Разносторонняя тренировка, где обучение и тренировка является единым педагогическим процессом,   который   тесно   взаимосвязан   между   физической,   технической   и   тактической подготовкой юных волейболистов и обеспечивает единство процесса их обучения и поэтому чрезмерное увлечение узкоспециализированными упражнениями нередко приводит к задержке роста мастерства на следующих этапах подготовки. 4. Нормативно­правовая часть программы. 4.1. Условия зачисления в группу этапа начальной подготовки.  В группы этапа начальной подготовки принимаются практически все желающие с 8­ми летнего возраста и имеющие письменное разрешение врача на данный вид деятельности, так как этого   требуют   педагогическая   этика   и   психологические   законы   спортивной   ориентации.   На протяжении   первых   двух   месяцев   тренер   ведет   наблюдение   за   поведением   и   деятельностью детей при выполнении различных упражнений и участии в подвижных играх. По данным этих наблюдений   делается   предварительное   заключение   о   соответствии   учащихся   основным требованиям волейбола. В форме соревнований осуществляется прием контрольных нормативов по следующим  тестам: бег на 20 м, высота выпрыгивания, прыжок в длину с места, в ходе которых так же  оценивается уровень двигательных способностей детей. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор  рекомендуется проводить по результатам сдачи нормативов по физической подготовке.  В конце учебного года тренер оценивает каждого юного спортсмена с точки зрения роста  тех показателей, которые характеризуют процесс развития специальных способностей: бег на 20  м, высота выпрыгивания, прыжок в длину с места, бег 2x40 с, тест «5x6», комбинированный тест, техника владения мячом. 4.2. Требования к режиму деятельности детей. Режим учебно­воспитательного процесса (расписание занятий) должен соответствовать требованиям СанПиНа 2.4.4.1251­03. Расписание занятий составляется с учетом того, что они являются   дополнительной   нагрузкой   к   обязательной   учебной   работе   детей   и   поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:  ­ при зачислении в группу каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья; ­ между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением учебно­тренировочных занятий должен быть перерыв для отдыха не менее часа; ­ начало занятий должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание – не позднее 21.00; ­ наполняемость в группах: 10 детей – оптимальная, 15 – допустимая; ­ число занятий в неделю – 3­4 раза. 4.3. Медицинский контроль. Тренеры­преподаватели   групп   начальной   подготовки   должны   проходить   обязательный медицинский   контроль     в   установленном   порядке.   Медицинское   наблюдение   за   детьми, занимающимися в группах начальной подготовки, необходимо проводить не реже двух раз в год. После перенесенных заболеваний дети допускаются к занятиям спортом только по справкам врача. В местах проведения занятий должны находиться аптечки, необходимые для оказания первой доврачебной помощи. Тренеры­преподаватели должны располагать адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения. 5. Содержание программы.                                     ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (10­11 ЛЕТ) 1. Теоретическая подготовка. Легенды и мифы Древней Греции о зарождении Олимпийских игр. Возникновение первых соревнований  по волейболу. Разновидности физических упражнений, их отличие от обычных движений. Основные физические качества: ловкость, гибкость, быстрота, сила, выносливость. Влияние   на   здоровье   человека   закаливающих   процедур.   Значение   утренней   гигиенической гимнастики. Подбор специальной одежды и обуви для занятий по волейболу. Внешние признаки утомления.   Причины   возникновения   травм   при   занятиях   волейболом.   Развитие   волейбола   в России.  Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Инструктаж по технике безопасности   на   занятиях   по   волейболу.   Инструктаж   по   технике   безопасности   во   время соревнований.   Страховка   и   самостраховка.   Основы   по   предупреждению   травм   и   несчастных случаев.  2. Общая физическая подготовка.   ­  упражнения для рук и плечевого  пояса: из  различных исходных  положений  (в основной стойке,   на   коленях,   сидя,   лежа)   ­   сгибание   и   разгибание   рук,   вращения,   махи,   отведение   и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.   ­  упражнения   для   ног:   поднимание   на   носки;   сгибание   ног   в   тазобедренных   суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.  ­ упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые   вращения   туловищем,   повороты   туловища,   поднимание   прямых   и   согнутых   ног   в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры   в   положении   лицом   и   спиной   вниз;   угол   из   исходного   положения   лежа,   сидя   и   в положении виса; различные сочетания этих движений.  ­ упражнения для всех групп мышц:  с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками. ­ упражнения для развития быстроты: повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с   ходу   с   максимальной   скоростью.   Бег   по   наклонной   плоскости   вниз.   Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. ­  упражнения для развития гибкости: общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.   ­  упражнения   для   развития   ловкости:   разнонаправленные   движения   рук   и   ног.   Кувырки вперед, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке,   бревне.   Жонглирование   двумя­тремя   теннисными   мячами.   Метание   мячей   в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов. 3. Специальная физическая подготовка.    ­    упражнения   для   развития   быстроты   движения   и   прыгучести:   ускорения,   рывки   на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь.  Прыжки на одной ноге на месте и в движении   без   подтягивания   и   с   подтягиванием   бедра   толчковой   ноги.   Прыжки   в   стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад.    ­  упражнения   для   развития   качеств,   необходимых   для   выполнения   броска:   сгибание   и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1­5 кг) на точность, дальность, быстроту.   ­ упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков; бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Подвижные игры: «Охотники и утки», «Попади в цель», «Пятнашки», «Лиса и куры», «Прыжки по полоскам». Эстафеты: с элементами акробатики, бега, прыжками, метанием в цель и на дальность. 4. Техническая подготовка.       1. Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно   получить   количественный   результат,   устанавливаются   ограничители   расстояния   и   высоты передачи   ­   рейки,   цветные   ленты,   обручи,   наносятся   линии.   При   передачах   из   зоны   3   в   зону   4 расстояние передачи 3­3,5 м, высота ограничителей 3 м., расстояние от сетки не более 1,5 м. Если устанавливаются мишени (обруч, «маяк»), их высота над сеткой 30­40 см. расстояние от боковой линии 1 м и 20­30см от сетки. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5­6м. Каждый учащийся выполняет   5   попыток:   учитываются   количество   передач,   отвечающих   требованиям   в   испытании,   а также качество исполнения передачи (переда нарушением правил игры не засчитывается). 2.   Испытания   в   передачах   сверху   у   стены,   стоя   лицом   и   спиной   (чередование)  Учащийся располагается на расстоянии 3м от стены, на высоте 4м на стене делается контрольная линия ­ надо стремиться  выдерживать расстояние  от стены и высоту передач. Учащийся подбрасывает  мяч над собой и передачей посылает его в стену, выполняет передачу над собой и поворачивается на 180° (спиной к стене), выполняет передачу, стоя спиной, поворачивается кругом, выполняет передачу, стоя лицом   к   стене   и   т.д.   Передачи,   стоя   лицом   над   собой   и   стоя   спиной,   составляют   одну   серию. Учитывается максимальное количество серий. Устанавливается минимальное число серий для каждого года обучения.          3. Испытания на точности подач. Основные требования, при качественном техническом исполнении заданного   способа   подачи   послать   мяч   в   определенном   направлении   ­   в   определенный   участок площадки.   Эти   участки   следующие:   правая   (левая)   половина   площадки,   зона   4­5   (1­2),   площадь   > боковых линий в зонах 5­4 (1 ­2) размером 6x2 м. в зоне 6 у лицевой линии размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.              4. Испытания на точность нападающих ударов.  Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполнении произвести тот или иной нападающий удар, учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4­5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией нападения, на расстоянии 3м от боковой. При ударах с переводом, площадь ограничена боковой  линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1­2, при ударах из зоны 2 ­ в зонах 4­5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.        5. Испытания на точность первой передачи (прием мяча). Испытания преследуют цель определить степень владения навыками приема подачи. Выполняется подача, нацеленная на зону, где расположен испытуемый.   Только   при   этом   условии   идут   в   зачет   попытки.   При   наличии   специального   снаряда «мячемета» мяч посылается с его помощью. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо установить на площадке обод диаметром 2 м на высоте 1.5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попыток, для 15­16 лет­8. Подачи в группах начальной   подготовки   нижние,   с   12­14   лет   ­   верхние,   в   15­16   лет   ­планирующие.   Учитываются количество попаданий и качество выполнения.       6. Испытания в блокировании. При одиночном блокировании учащийся располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар выходит в соответствующую зону для постановки блока. Направление удара известно, высота передачи на удар тоже. Дается 5 попыток каждому занимающемуся. 5. Тактическая подготовка.        1. Действия при второй передаче, стоя и в прыжке.  Расположение испытуемого в зоне 3 (или на границе с зоной 3). Сигналом служат: зажигание ламп за сеткой (на сетке), положение рук тренера (учащегося)   за   сеткой,   звуковой   сигнал   (команда,   свисток).   Мяч   первой   передачей   («мячемет»   или игрок) посылается из глубины площадки. Сигнал подается в тот момент, когда мяч начинает опускаться вниз. Задания следуют в различном порядке. Даются 6 попыток (примерно поровну в каждую зону). Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность передачи с соблюдением правил игры.          2. Действия при нападающих: ударах.  Нападающий удар или «скидка» (передача через сетку в прыжке)   в   зависимости   от   того,   поставлен   «блок»   или   нет.   Блок   имитируется   специальными приспособлениями   (типа   «механический   блок»   и  др.).   «Блокировать»   может   партнер,   стоя   на   под­ ставке. «Блок» появляется во время отталкивания нападающего при прыжке. Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность полета мяча.          3.   Командные   действия   в   нападении.  В   этих   испытаниях   выявляется   умение   учащихся взаимодействовать в составе команды. Содержание испытаний составляют действия: прием подачи, вторая передача игроком линии нападения или выходящим с задней линии к сетке и нападающий удар одним  из учащихся, другие выполняют имитацию удара, окрестные перемещения в зонах и др. (по заданию). Характер взаимодействий и условия испытаний представлены в оценочной таблице, Даются 6 попыток. Требования такие же, как при групповых действиях.       4. Действия при одиночном блокировании. Основное требование в испытаниях ­ выявить умение в блокировании:   выбор   места,   своевременная   постановка   рук   на   пути   мяча.   Надо   определить   зону, откуда  будет произведен удар (четвертая, третья или  вторая), направление удара  ­ по диагонали. Дается   по   10   попыток   в   каждом   испытании   (примерно   поровну   по   видам   задания).   Учитываются количество правильно выполненных заданий и качество блокирования (техническое исполнение).            5.  Командные действия в защите.  Основные требования ­ командные действия при построении защитных   действий   по   системе   «углом   вперед»   и   «утлом   назад».   Нападающая   команда   чередует действия в нападении: удары из различных зон и в разных направлениях, обманные удары и «скидки». Даются 10 попыток в двух расстановках, после 5 попыток игроки передней и задней линий меняются местами. Учитываются количество правильно выполненных действий и ошибки. 6. Интегральная тренировка.              1.Упражнения на переключение в выполнении технических приемов.  Первое: нападающий удар ­ блокирование. Учащийся  в зоне   4 (3,2)  выполняет  удар  определенным  способом  и в  определенном направлении,   затем   блокирует   известные   ему   способы   и   направление   удара.   Один   удар   и   одна постановка   блока   составляют   серию.   Учитываются   точность   нападающего   удара   и   качество блокирования. Второе: блокирование ­ вторая передача. Учащийся блокирует в зоне 3 нападающий удар из зоны 4 в диагональном направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону 4 или 2 (стоя спиной) ­ по заданию, снова блокирует. Учитывается качество блокирования и второй передачи. Третье: прием мяча снизу двумя руками ­ верхняя передача. Учащийся в зоне 2  принимает мяч от скидки из зоны 4 и после этого выполняет верхнюю передачу в зону 4. Учитываются качество приема и точность передачи. В каждом задании необходимо выполнить определенное количество серий.        2. Упражнения на переключение в тактических действиях.  Испытания направлены на  то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои действия в соответствии с требованиями. Даются два упражнения. Первое: учащиеся располагаются в защитной позиции: три у сетки ­для блокирования, три ­ на задней линии. Из зоны 1 игрок выполняет подачу, после чего с противоположной стороны игроки выполняют удары из зон 4 и 2 в диагональном направлении (с передачи из зоны 3), затем по команде «доигровка» бросают мяч через сетку со стороны «нападающих». Защищающиеся принимают мяч и первой передачей направляют его игроку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняет вторую передачу кому­либо из трех игроков передней линии. После трех ударов подряд снова блокирование. Выполняются 3 серии, затем линии меняются местами, еще 3 серии: одна подача, два   блокирования   и   три   удара   в   одной   серии.   Учитываются  правильность   выполнения   действий  и техническое   качество   исполнения.   Второе   ­   после   приема   подачи   команда   разыгрывает   мяч   в нападении,   после   чего   выполняет   защитные   действия   (блокирует   или   страхует).   По   команде «доигровка» выполняет нападающие удары. Выполняются по три серии в двух расстановках. В одной серии: прием подачи, нападающий удар, два защитных действия ­ два нападающих удара. Учитываются количество правильно выполненных заданий и ошибки.              3.   Определение   эффективности   игровых   действий.  Эффективность   игровых   действий волейболистов   определяется  на  основании  результатов  наблюдений   в  календарных  и  контрольных играх. Для этого применяют различные системы записи игр (графически, па магнитофонную ленту, видеокамеру и др.). На каждого занимающегося должны быть данные наблюдений в нескольких играх ­ календарных и контрольных, главным образом в соревновательном периоде.            Успешное решение задач подготовки резерва волейболистов высших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый занимающийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В разделах интегральной подготовки указано количество соревнований (игр) на каждый год в системе многолетней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого занимающегося. Теоретическая   подготовка.  Специальные   знания   проверяются   систематически   при   помощи контрольных бесед во время практических тренировочных занятий, для чего выделяется время (5­10 мин). Инструкторская   и   судейская   подготовка.  Определяется   уровень   специальных   знаний   по методике   начального   обучения   навыкам   игры   в   волейбол,   методике   тренировки,   правилам соревнований   и   их   организации.   Определяется   уровень   практических   умений   и   навыков   по составлению   комплексов   упражнений  по   видам   подготовки,  проведению   отдельных  частей   и  всего тренировочного занятия, судейства учебных и календарных игр, проведения соревнований. Эта   работа   осуществляется   на   практических   текущих   занятиях,   игровых   тренировках, контрольных играх и соревнованиях (других команд). Кроме того, проводятся зачетные занятия. 7. Соревновательная подготовка. Участие   во   внутришкольных   соревнованиях   по   физической,   технической   подготовке (контрольные нормативы) . 8. Контрольные нормативы (см. приложение № 1). Основные требования по окончании 1­го года обучения. Иметь   представление:   о   легендах   и   мифах   Древней   Греции,   рассказывающих   о зарождении Олимпийских играх, о возникновении первых спортивных состязаний, о влиянии на здоровье   человека   закаливающих   процедур   и   значение   утренней   гимнастики.   Об   основных физических качествах: ловкости, быстроты, силы, выносливости. Быть знакомым с причинами получения   травм   при   занятиях   волейболом.   Научиться   чувствовать   внешние   признаки утомления. Уметь правильно одеваться на занятия по волейболу. Уметь:   пробегать   дистанцию   10,   15,   20,   30   м   с   максимальной   скоростью;   бегать   по прямой, изменяя скорость и направление; останавливаться прыжком, вышагивать; передвигаться в защитной стойке спиной и боком; вести мяч на месте и в движении, с изменением направления и скорости ведения; выполнять передачу мяча двумя руками на месте и в движении;    Знать и уметь играть в подвижные игры: «Охотники и утки», «Попади в цель», «Пятнашки», «Лиса и куры», «Прыжки по полоскам». Применять   программный   материал:   в   соревновательной   деятельности   игры   в волейбол. Выполнять   не   менее   одного   норматива   по   специализации   и   направленности   на интегральную оценку уровня подготовленности – не ниже оценки «удовлетворительно». 6. Содержание программы.                                                ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (12­13 ЛЕТ) 1. Теоретическая подготовка. Физическая   культура   у   народов   Древней   Руси,   её   связь   с   трудовой   деятельностью. История зарождения физического воспитания. Олимпийские  и не олимпийские виды спорта. Подбор одежды и обуви для игр во дворе, прогулок, на природе и т.д.. Физическая культура и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений, усиление дыхания и кровообращения. Терминология в баскетболе и других видах спорта. Правила судейства в баскетболе. Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Инструктаж по технике безопасности   во   время   занятий   волейболом.   Инструктаж   по  технике   безопасности   во   время соревнований. Правила   оказания   первой   доврачебной   помощи   при   легких   травмах   и   повреждениях. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях, сведения о терактах и т. д. Способы массажа и самомассажа при судорогах. Краткое повторение пройденного материала на этапе начальной подготовки 1­го года обучения по всем видам подготовки. 3. Общая физическая подготовка.    ­  упражнения для всех групп мышц: могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками.  ­ упражнения для развития силы: приседания на одной и двух ногах, отжимания, лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. ­упражнения для развития быстроты: повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с   ходу   с   максимальной   скоростью.   Бег   по   наклонной   плоскости   вниз.   Бег   за   лидером (велосипедист,   более   быстрый   спортсмен).   Выполнения   общеразвивающих   упражнений   в максимальном темпе.   ­ упражнения для развития гибкости: упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо   скакалкой:   наклоны   и   повороты   туловища   с   различными   положениями   предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.   ­  упражнения   для   развития   ловкости:   разнонаправленные   движения   рук   и   ног.   Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки   на   голове,   руках   и   лопатках.   Жонглирование   двумя­тремя   баскетбольными   мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов. Упражнения   типа   «полоса   препятствий»:   с   перелезанием,   пролезанием,   перепрыгиванием, кувырками,   с   различными   перемещениями,   переноской   нескольких   предметов   одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини­футбол,  в волейбол, в бадминтон.  ­ упражнения для развития скоростно­силовых качеств: прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину.  4. Специальная физическая подготовка.   ­  упражнения   для   развития   быстроты   движения   и   прыгучести:   ускорения,   рывки   на отрезках от 30 до 100 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед.   Бег   с   максимальной   частотой   шагов   на   месте   и   перемещаясь.   Рывки   по   зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом,   за   летящим   мячом   с   задачей   поймать   его.   Прыжки   в   глубину   с   последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями).   ­ упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска: передвижение на руках   в   упоре   лежа,   ноги   за   голеностопные   суставы   удерживает   партнер.   Из   упора   лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для   кистей   рук   кистевыми   эспандерами,   теннисными   мячами   (сжимание).   Метание   мячей различного   веса   и   объема   (теннисного,   хоккейного,   мужского   и   женского   баскетбольного набивного мяча весом 1­5 кг) на точность, дальность, быстроту.     ­ упражнения для развития игровой ловкости:  жонглирование баскетбольным мячом на месте и в движении. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Эстафеты с прыжками, ловлей, ведением, передачей и бросками мяча.  Подвижные игры: «Караси и щука», «Третий лишний», «День и ночь», «Пустое место», «Волк во рву», «Салки простые». 5. Техническая подготовка. Техника нападения 1   .Перемещения   и   стойки:   стойки   основная,   низкая:   ходьба,   бег,   перемещение   приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед: остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. 2. Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над собой ­ на месте и после перемещения различными способа ми; с набрасывания партнера ­ на месте и после перемещения: в   парах;   в   треугольнике:   зоны   6­3­4.6­3­2.5­3­4,1­3­2;   передачи   в   стену   с   изменением   высоты   и расстояния ­ на месте и в сочетании с перемещениями: на точность с собственного подбрасывания и партнера. 3.Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения. 4. Подачи нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену ­ расстояние 6­9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку ­ расстояние 6 м, 9м; из­за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки. 5. Нападающие удары; прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага: ударное движение кистью   по   мячу:   стоя   на   коленях   на   гимнастическом   месте,   стоя   у   стены,   по   мячу   на   резиновых амортизаторах ­ стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи. Техника защиты 1.   Перемещения   и   стойки:   то   же,   что   в   нападении,   внимание   низким   стойкам:   скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро. 2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1­2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4­6 м); прием нижней прямой подачи. 3. Прием снизу  двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером ­ на месте и после   перемещения;   в   парах   направляя   мяч   вперед   вверх,   над   собой,   один   на   месте,   второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении: прием подачи и первая передача в зону нападения. 4. Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3, 2. 4: «ластами» на кистях ­ стоя на подставке и в прыжке; уларов по мячу 6. Тактическая подготовка. 1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача нижняя прямая на точность в зоны ­ по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча. 2. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и передней линии при первой передаче; игроков зон 6.5.1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи. 3. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Тактика защиты 1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником   через   сетку,   при   блокировании   (выход   в   зону   «удара»),   при   страховке   партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника ­ сверху или снизу. 2. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон I и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1: игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5.1,6с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы): игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6. 3.  Командные действия:  расположение  игроков при приеме подачи, при системе  игры «углом вперед». Тактика защиты.   ­   индивидуальные   действия:   выбор   места   для   опеки   игрока   без   мяча,   в   зависимости   от расположения   игрока   с   мячом.   Выбор   места   при   борьбе   за   отскочивший   мяч.   Применение накрывания   мяча   при   броске   и   перехвата   мяча.   Действие   одного   защитника   против   двух нападающих при завершении быстрого прорыва.   ­ командные действия: организация командных действий против применения быстрого прорыва. Организация  командных действий при применении личной системы защиты по всей площадке. 7. Интегральная тренировка.  1. Чередование упражнений для развития физических качеств в различных сочетаниях. 2. Чередование упражнений для развития скоростно­силовых качеств с различными способами перемещения,   приема   и   передачи,   подачи,   нападающего   удара   и   блокирования   (имитации, подводящими упражнениями). 3.   Чередование   изученных   технических   приемов   и   их   способов   в   различных   сочетаниях; индивидуальных, групповых и командных действий в нападении, защите, защите­нападении. 4. Многократное выполнение технических приемов подряд; одного и в сочетаниях. 5. Подготовительные к волейболу игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану». «Эстафета у стены», «Два мяча через сетку» (на основе игры «Пионербол»); игра в волейбол без подачи. 6. Учебные игры. Игры по правилам мини­волейбола, классического волейбола. Задания в игры по технике и тактике на основе изученного материала.   8. Соревновательная подготовка. Участие   во   внутришкольных   соревнованиях   по   физической,   технической   подготовке (контрольные нормативы) . . 9. Контрольные нормативы (см. приложение № 2). Основные требования по окончании 2­го года обучения. Иметь   представление:  о   возникновении   и   развитии   физической   культуры   у  народов Древней Руси; её связи с трудовой и военной деятельностью; об олимпийских и не олимпийских видах спорта; о правилах поведения в спортивном зале, на спортивной площадке, о том, как подобрать одежду и обувь для игр во дворе, прогулок на природе и т. п. Получить знания и физической  культуре   и  её   влиянии  на  повышение   частоты  сердечных   сокращений,  усилении дыхания и кровообращения. Знать терминологию в волейболе. Правила оказания первой помощи при лёгких травмах и повреждениях. Уметь выполнять: общеразвивающие упражнения с предметами и без них. Упражнения с набивным мячом. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Бег с высокого старта на  короткие   дистанции   (30,  40  м)  на  результат,   встречные  эстафеты,  беговые  и   прыжковые упражнения, беговые упражнения по прямой и с изменением направления, прыжки вверх, вверх­ вперед толчком одной и двумя ногами с места. Ускорение на дистанцию до 20­30 м., догоняя летящий   мяч;   пробегать   отрезки   15­20   м   на   скорость   из   различных   исходных   положений; Жонглировать   волейбольным   мячом.   Делать   передачу   на   месте   и   в   движении   с   изменением направления и скорости движения, на точность. Выполнять передачу мяча на месте и в движении , двумя руками, с отскоком от пола. Выполнять остановку прыжком, повороты, вышагивания. Передвигаться спиной вперед. Уметь   правильно   выбирать   «свободное   место»   в   нападении   для   получения   мяча, Правильно  уметь защищаться , организовать личную командную защиту по всей площадке. Уметь   играть:   в   спортивные   подвижные   игры   (по   упрощенным   правилам)   волейбол, футбол. В подвижные игры: «Караси и щука», «Третий лишний», «День и ночь», «Пустое место», «Волк во рву», «Салки простые». Применять программный материал: в соревновательной деятельности игры в волейбол. Выполнять не менее одного контрольного норматива по специализации и направленности на интегральную оценку уровня подготовленности – не ниже оценки «удовлетворительно». 7. Содержание программы.                                               ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (14­15 ЛЕТ) 1. Теоретическая подготовка. История возникновения  и  развития волейбола  в России.  Подготовка мест проведения самостоятельных занятий для утренней гимнастики, во время выполнения домашнего задания, игры   во   дворе   и   т.   д.   Самоконтроль   за   физической   нагрузкой   и   ее   дозировкой.   Правила выполнения   контрольных   нормативов.   Общее   понятие   о   здоровье,   здоровом   образе   жизни. Двигательный режим. Отдых и расслабление. Понятие о спортивных достижениях. Современное развитие волейбола, правила игры. Правила   поведения   в   спортивном   зале,   на   спортивной   площадке.   Организация   и подготовка безопасных мест проведения. Профилактика травматизма на занятиях по волеболу. Правила оказания первой доврачебной помощи при легких травмах и повреждениях. Краткое повторение пройденного материала на этапе начальной подготовки 2­го года обучения. 2. Общая физическая подготовка.   ­  Упражнения   для   развития   силы:  Упражнения   с   преодолением   собственного   веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса. Переноска   и   перекладывание   груза.   Перетягивание   каната.   Упражнения   на   гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами. ­ Упражнения для развития быстроты: Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег за лидером. Бег с гандикапом с задачей догнать парт­ нера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. ­  Упражнения типа «полоса препятствий»:  с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками,   с   различными   перемещениями,   переноской   нескольких   предметов   одновременно (четырех   баскетбольных   мячей),   ловлей   и   метанием   мячей.   Игра   в   мини­футбол,   в   теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон. ­  Упражнения   для   развития   скоростно­силовых   качеств:  Прыжки   в   высоту   через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Эстафеты   комбинированные   с   бегом,   прыжками,   метаниями.   Групповые   упражнения   с гимнастической скамейкой. ­ Упражнения для развития общей выносливости: Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции до 3 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 30 мин. с учетом и без учета времени.  3. Специальная физическая подготовка.  ­ Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.  Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки   в глубину  с  последующим   выпрыгиванием  вверх   (одиночные,  сериями).  Прыжки   на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки  в стороны (одиночные  и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь  вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели). ­ Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передачи.  Передвижение   в   упоре   на   руках   по   кругу   (вправо   и   влево),   носки   ног   на   месте. Передвижение   на   руках   в   упоре   лежа,   ноги   за   голеностопные   суставы   удерживает   партнер. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа на спине на скамейке.   Метание   мячей   различного   веса   и   объема   (теннисного,   мужского   и   женского баскетбольного набивного мяча весом 1­5 кг) на точность, дальность, быстроту. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку.  ­ Упражнения для развития игровой ловкости:   Броски мяча в стену   с последующей ловлей. Ловля мяча от стены после поворота, приседа, прыжка,   перехода   в   положение   сидя.   Прыжки   вперед   и   вверх   с   подкидного   мостика   с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Передача мяча   с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий.   Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли,   передачи,   бросков,   ведения   с   предельной   интенсивностью.   Бег   с   различной   частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2­3 м. ­ Упражнения для развития специальной выносливости: Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико­тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно­силовая, специальная). ­ Подвижные игры: «Борьба за мяч», «Вызов номеров», «Гонка мячей по кругу», «Охотники и утки», «Перетягивание через черту». 4. Техническая подготовка. Техника нападения 1.  Перемещения:  чередование   способов   перемещения   на   максимальной   скорости;   сочетание способов перемещения с изученными техническими приемами нападения. 2.  Передачи:  передача мяча сверху двумя руками на точность («маяки» и т.п.) с собственного подбрасывания  (варьируя   высоту),   посланного   пере  дачей:   а)   первая   передача   постоянная   (2­3  м). вторая ­ постепенно увеличивая расстояние (3­10 м): б) первая ­ постепенно увеличивая расстояние, вторая ­постоянная; в) первая и вторая ­ увеличивая расстояние мяча, посылаемого ударом одной руки; из глубины площадки для нападающего удара в зонах 2­4,4­2,6­4 на расстояние 6 м; в зонах 5­2.1 ­4 на расстояние 7­8 м; стоя спиной в направлении передачи: встречная передача (после передачи над собой и поворота на 180° (в зонах 2­4 6­4, расстояние 3­4 м). в тройках в зонах: 6­3­2, 6­3­4. 5­3­2, 1­3­4. из глубины площадки ­ с собственного подбрасывания в зонах 6­2.6­4 (расстояние 2­3 м); с набрасывания партнера и затем с передачи; с последующим падением и перекатом на спину. 3.  Передача сверху двумя руками в прыжке  (вверх назад): с собственного подбрасывания ­с места и после перемещения; с набрасывания партнера­с места и после перемещения: на точность в пределах границ площадки. 4.  Чередование   способов   передачи   мяча:  сверху,   сверху   с   падением,   в   прыжке;   отбивание кулаком; передачи, различные по расстоянию и высоте. 5. Подачи: верхняя прямая подача (подряд 20 попыток), с различной силой; через сетку в три продольные   зоны:   6­3.1   ­2,   5­4.   ближе   к   боковым   и   лицевой   линиям:   соревнование   на   точность попадания в зоны; верхняя боковая подача с соблюдением правил: подачи (подряд 5 попыток): подачи в правую   и   левую   половины   площадки:   соревнование   на   большее   количество   выполненных   подач правильно: чередование нижней и верхней прямой подач на точность. 6.  Нападающие удары  прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из зон 4.3.2: с различных передач ­ коротких по расстоянию, средних и высоких по высоте; средних по расстоянию ­ средних и высоких по высоте; длинных по расстоянию, средних по высоте; из зон 4 и 2 с передач! из зоны 6; при противодействии блокирующих, стоящих на подставке; из зон 4 и 2 с передачи назад за голову: удар с переводом вправо с поворотом туловища вправо: удар из зоны 2 с передачи из зоны 3. стоя спиной в направлении передачи: удар из зоны 4 с передачи из зоны 3; удар из зон 2.4 «мимо блока» (имитирует блок игрок, стоя на подставке); имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация нападающего удара в разбеге и передача подвешенного мяча; тоже в зонах 4 и 2 с передачи из зоны 3; удар с переводом влево с поворотом туловища влево по мячу на амортизаторах, по мячу в держателе, наброшенному партнером: удар из зон 3,4 с высоких и средних передач, прямой нападающий удар слабейшей рукой из зон 2,3.4 по мячу, наброшенному партнером, из зон 2, 3 с передачи из соседней зоны (3­2.4­3): нападающие удары с удаленных от сетки передач. Техника защиты 1.  Перемещения и стойки:  сочетание способов перемещений, падений и стоек с техническими приемами   игры   в   защите;   перемещения   на   максимальной   скорости   и   чередование   их   способов, сочетание с падениями, остановками и выполнением приема мяча. 2. Прием мяча: сверху двумя руками, нижней и верхней прямой подач, от удара одной рукой в парах и через сетку {стоя на подставке); прием снизу двумя руками нижней подачи, первая передача на точность; верхней прямой подачи и первая передача в зону нападения; нападающего удара; верхней боковой подачи; от передачи через сетку в прыжке; снизу одной рукой правой, левой в парах, у сетки, от сетки, сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину, от передачи мяча через сетку, передача в прыжке через сетку; прием подачи; нападающего удара; прием снизу двумя руками с падением и перекатом в сторону на бедро в парах; прием снизу подачи, нападающего удара; прием одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой) в парах (по заданию), у сетки, от сетки; прием подачи, нападавшего удара; чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча. 3. Блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4.2. 3), из двух зон в известном направлении, стоя на подставке и в прыжке с площадки: ударов из одной зоны в двух направлениях, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов с переводом вправо (в зонах 3.4,2), стоя на подставке, в прыжке с площадки удары с передачи; групповое блокирование (вдвоем) ударов по ходу (из зон 4.2,3), стоя на подставке, и в прыжке с площадки. 5. Тактическая подготовка. Тактика нападения  1.  Индивидуальные   действия:  выбор   места   для   выполнения   второй   передачи   у   сетки   и   из глубины   площадки   для   нападающего   удара,   для   выполнения   подачи   и   нападающего   улара   (при чередовании способов); чередование способов подач; подачи верхние на игроков, слабо владеющих навыками   приема   мяча:   вышедших   после   замены;   выбор   способа   отбивания   мяча   через   сетку нападающим ударом, передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу: вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (стоя лицом и спиной к нему). Имитация второй передачи и «обман» (передача через сетку) в прыжке; имитация прямого нападающего удара и передача в прыжке двумя руками через   сетку;   чередование   способов   нападающего   удара   ­   прямой,   перевод   сильнейшей,   прямой слабейшей рукой. 2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней игрока зоны 3 с игроком зон 4 и 2 в условиях различных по характеру первых и вторых передач; игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 в условиях   длинных   первых   передач:   взаимодействие   игроков   передней   и   задней   линий   при   первой передаче ­ игроков зон 6. 5 и 1 с игроком зоны 3 (при приеме мяча в дальней части площадки от подачи и нападающего удара); игроков зон 6,1  и 5 с игроком зоны 2 при приеме верхних подач для второй передачи, в доигровках ­ для нападающего удара или передачи в прыжке. 3.  Командные   действия:  система   игры   через   игрока   передней   линии,   прием   подачи   (при чередовании   способов)   и   первая   передача   в   зону   3,   вторая   передача,   стоя   лицом   и   спиной (чередование) к нападающему; прием верхней боковой подачи и первая передача в зону 3, вторая передача  игроку, к которому  передающий  стоит  спиной: первая передача для нападающего  удара, когда мяч соперник направляет через сетку без удара. Тактика защиты 1.  Индивидуальные   действия:  выбор   места   при   приеме   подач   различными   способами, нападающих ударов и обманных передач через сетку в прыжке (чередование); при страховке партнера, принимающего мяч, блокирующего, нападающего; выбор способа приема различных способов подач: выбор способа перемещения и способа приема мяча от нападающих ударов различными способами и обманных  действий;   выбор   способа   приема   мяча  в  доигровке   и  при   обманных   приемах   нападения: зонное   блокирование   (выбор   направления   при   ударах   из   зон   4.2   и   3   и   «закрывание»   этого направления). 2. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии ­ игроков зон 1.6.5 между собой при приеме трудных мячей от подач, нападавших ударов, обманных действий; взаимодействие игроков передней линии: а) двух игроков, не участвующих в блокировании, с блокирующим, б) двух игроков при блокировании   (выход   в   зону,   где   будет   произведен   удар),   в)   не   участвующего   в   блокировании   с блокирующими: взаимодействие игроков задней и передней линий: а) игрока зоны 6 с блокирующим (в зоне ЗД2), с блокирующими зон 3­2; 3­4: игрока зоны 6 с не участвующими в блокировании; в) игроков зон 1 и 5 с не участвующими в блокировании. 3. Командные действия: расположение игроков при приеме подач различными способами в дальние и ближние   зоны,   вторую   передачу   выполняет   игрок   зоны  3  и   2;   расположение  игроков   при   приеме подачи, когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3. а игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 4; то же, но в зонах 3 и 2 (чередование этих двух вариантов); системы игры: расположение игроков при приеме мяча от   соперника   «углом   вперед»   (чередование   групповых   действий   в   соответствии   с   программой   для данного года обучения); переключение от  защитных действий  к нападающим ­  со  второй передачи через игрока передней 6. Интегральная тренировка. 1. Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов. 2.   Развитие   специальных   физических   способностей   посредством   многократного   выполнения технических приемов ­ на основе программы для данного года обучения. 3. Упражнения для совершенствования навыков технических приемов посредством многократного их выполнения (в объеме программы). 4. Переключения в выполнении технических приемов нападения, защиты, нападения и защиты: подача ­ прием, нападающий удар ­ блокирование, передача­ прием. Поточное выполнение технических приемов. 5. Переключения в выполнении тактических действий в нападении, защите, защите и нападении ­ отдельно по индивидуальным, групповым и командным. 6. Учебные игры. Система заданий, включающая основной программный материал по технической и тактической подготовке. 7.   Контрольные   игры.   Проводятся   с   целью   решения   учебных   задач,   а   также   для   лучшей подготовки к соревнованиям. 8. Календарные игры. Установки на игру, разбор игр ­ преемственность в соревнованиях заданий в играх посредством установки. 7. Соревновательная подготовка. Участие   во   внутришкольных   соревнованиях   по   физической,   технической   подготовке (контрольные нормативы), участие в турнирах и товарищеских играх, участие в чемпионате МО по волейболу. 9. Контрольные нормативы (см. приложение 3). Основные требования по окончанию 3­го года обучения. Иметь   представление:   об   истории   возникновения   и   развития   волейбола   в   России. Подготовка   мест   проведения   самостоятельных   занятий   для   утренней   гимнастики   во   время выполнения домашнего задания. Правила контроля за физической нагрузкой и ее дозировкой. Правила   выполнения   контрольных   нормативов.   Общие   понятия   о  здоровье,   здоровом  образе жизни.   Двигательный   режим.   Отдых   и   расслабление.   Понятия   о   спортивных   достижениях. Правила игры. Уметь   выполнять:   Комплексы   упражнений   с   гимнастическими   палками,   скакалками. Упражнения  с  набивным  мячом. Выполнение   общеразвивающих   упражнений  в  максимальном темпе.. Бег с изменением скорости. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места,   многократные   прыжки   с   ноги   на   ногу,   на   двух   ногах.   Перепрыгивание   предметов: скамеек,   мячей,   барьеров.   Бег   равномерный   и   переменный   на   1000   м.;   бегать   кроссы   на дистанцию от 1000­3000 м. Дозированный бег от 3 до 30 минут.    Выполнять   ведение   мяча     с   ударами   в   пол,   передвигаясь   по   скамейке,   ведение   с перепрыгиванием препятствий, ведение одновременно двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Вести мяч с использованием переводов с руки на руку, с переводом за спиной. Бросать мяч в кольцо после двух шагов, после остановки прыжком. Выполнять средний бросок. Уметь оценивать ситуацию и своевременно занимать наиболее  выгодную позицию для получения мяча. Организовать взаимодействия двух  и трех игроков против одного защитника при численном превосходстве соперника. Организовать игру в нападении по принципу выбора свободного места с применением взаимодействия « передай мяч – выходи». Правильно занимать позицию   в   защите.   Организовать   оборону   при   численном   меньшинстве   (1*2,   2*3),   при применении личной защиты по всей площадке.                             Уметь играть: в подвижные игры «Борьба за мяч», «Вызов номеров», «Мяч среднему», «Гонка мячей по кругу» и др. В спортивные игры по упрощенным правилам: волейбол, футбол. Выполнять   не   менее   одного   контрольного   норматива   не   ниже   оценки «удовлетворительно». № № п/п п/п Разделы подготовки Разделы подготовки 1. 1. Теоретическая подготовка Теоретическая подготовка 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. 6. 6. 7. 7 8. 8. 9. Общая физическая подготовка Общая физическая подготовка Специальная физическая  Специальная физическая  подготовка подготовка Техническая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Тактическая подготовка Интегральная тренировка. Интегральная тренировка,  соревновательная подготовка. Соревновательная подготовка. Контрольные нормативы Контрольные нормативы Всего часов в год: Всего часов в год: Этап Этап начальной начальной подготовки подготовки 1­й  год обучения 2­й  год обучения 3 3 80 76 90 102 185 80 49 20 58 25 3 2 4 312 468 № п/п Разделы подготовки 1. Теоретическая подготовка 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Общая физическая подготовка Специальная физическая  подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Интегральная тренировка.  Соревновательная подготовка. Контрольные нормативы Всего часов в год: Этап начальной подготовки 3­й  год обучения 3 76 50 138 80 58 45 4 468 Приложение № 1. Контрольные нормативы 11 лет Оценка в баллах 2 3 5.6 5.8 10. 3 9.8 65 800 - 950 10. 1 9.5 64 900 - 110 0 4 5.4 9.9 9.1 63 100 0 1 5.9 10. 5 10. 0 66 750 - 850 4 5.5 10. 1 9.5 64 950 - 100 0 10 лет Оценка в баллах 2 3 5.7 5.9 10. 3 9.8 66 850 - 950 10. 5 10. 0 68 75 0- 85 0 13 0 140 155 130 135 145 160 1 2 3 1 2 3 4 3,5 4,0 4,5 5,0 4,5 5,0 5,5 6,0 Скорость 9 Бег 30 м с ведением мяча 7.2 7.1 7.0 6.9 7.0 6.9 6.8 6.7 10. Ведение мяча, обводка стоек и бросок в кольцо (сек) 12. 8 12. 6 12. 4 12. 1 10. 2 10. 1 9.9 9.7 Направленность Вид и № упражнения 1 6.0 10. 6 10. 1 70 70 0 12 0 1 1 2 3 4 5 6 7 8 Скорость Скоростная выносливост ь Выносливост ь Скоростно- силовая Сила Скоростно- силовая Бег 30 м (сек) Бег 60 м (сек) Челночный бег 3х10 Бег 300 м Бег 6 минут Прыжок в длину с места (см) Подтягиван ие на перекладин е (раз) Метание набивного мяча 1 кг. на дальность (м) Общая физическ подготовк ая а Специаль ная физическ подготовк ая а Техническ ая подготовк а Приложение № 2. Контрольные нормативы 13 лет Оценка в баллах 3 2 5.7 5.5 4 5.3 10. 1 9.5 9.9 9.7 9.1 8.8 1 5.8 10. 3 9.8 63 64 850 950 - 900 130 140 62 110 0- 115 0 155 61 120 0 165 4 5.4 9.9 9.1 63 100 0- 110 0 160 12 лет Оценка в баллах 3 2 5.8 5.6 10. 1 9.5 64 900 - 950 145 10. 3 9.8 65 80 0- 85 0 13 5 2 3 4 1 2 3-4 5 4,5 5,0 5,5 6,0 5,5 6,0 6,5 7,0. Скорость 9 Бег 30 м с ведением мяча 7.0 6.9 6.8 6.7 6.8 6.6 6.4 6.2 10. Ведение мяча, обводка стоек и бросок в кольцо (сек) 10. 2 10. 1 9.9 9.7 10. 0 9.9 9.7 9.5 Направленность Вид и № упражнения 1 5.9 10. 5 10. 0 66 75 0 13 0 1 Скорость Скоростная выносливос ть Выносливос ть Скоростно- силовая Сила Скоростно- силовая 1 2 3 4 5 Бег 30 м (сек) Бег 60 м (сек) Челночный бег 3х10 Бег 300 м Бег 6 минут 6 Прыжок в длину с места (см) 7 Подтягиван ие на перекладин е (раз) 8 Метание набивного мяча на дальность (м) Общая физическ подготовк ая а Специаль ная физическ ая подготовк а Техническ ая подготовк а Приложение № 3. Контрольные нормативы 14 лет Оценка в баллах 3 2 5.7 5.5 4 5.3 10. 1 9.5 63 95 0- 90 0 14 0 9.9 9.7 9.1 8.8 61 110 0- 115 0 165 62 100 0- 150 0 155- 165 15 лет Оценка в баллах 3 2 5.5 5.3 4 5.1 9.8 9.7 9.5 28. 9 62 115 0 28. 7 61 120 0 28. 4 59 130 0 1 5.7 10. 0 29. 2 63 110 0 140 150 165 175 2 3-4 5 2 3 4 5 1 5.8 10. 3 9.8 64 85 0 13 0 1 33 34 35 36 33 34 35 37 5,5 6,0 6,5 7,0. 6,0 6,5 7,0 7,5 Направленность Вид и № упражнения Скорость Скоростная выносливос ть Выносливос ть Скоростно- силовая Сила 1 2 3 4 5 6 7 Бег 30 м (сек) Бег 60 м (сек) Челночный бег 3х10 Бег 300 м Бег 6 минут Прыжок в длину с места (см) Подтягиван ие на перекладин е (раз) Общая физическ подготовк ая а 8 Выпрыгиван ие вверх (см) Метание набивного мяча на дальность (м) Скоростно- силовая 9 Специаль ная Бег 30 м с ведением мяча Скорость 1 0 6.8 6.6 6.4 6.2 6.4 6.2 6.0 5.8 11. Ведение мяча, обводка стоек и бросок в кольцо (сек) 10. 0 9.9 9.7 9.5 9.4 9.2 9.0 8.8 физическ подготовк ая а Техническ ая подготовк а

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы

Программа баскетбол 2-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018