ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»
Оценка 4.6

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
воспитательная работа
9 кл
29.01.2019
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство. Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Прикоснись к ребёнку сердцем мама.doc
Государственное  автономное  общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №5 для детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,   п. г. т. Новобурейский                                                                           Быкова Валентина Петровна             Должность: воспитатель                                                            «Прикоснись к ребёнку сердцем!» ПРОГРАММА ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ 1 п.г.т. Новобурейский, Бурейского р­на, Амурской области 2 Краткая аннотация работы: Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно   внешнее   воздействие   преподавателей,   родителей,   священнослужителей, всей   образовательной   среды   при   голографическом   единстве   религиозного   и рационального   факторов   духовно­нравственного   воспитания.   Глубокие социально­экономические   преобразования,   происходящие   в   современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Судьбы целых   народов   зависят   иногда   от   характера   воспитанности   и   нравственных убеждений,   хотя   при   этом   уровень   знаний   имеет   далеко   не   первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство. Духовно­нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и   справедливости,   ­   являются   важнейшей   миссией   не   только   религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше   Отечество,   формировали   национальные   традиции   и   моральные   устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно­ духовную самостоятельность.   I. Концепция воспитательной программы. Современная   школа   не   ограничивается   лишь   передачей   ученикам   знаний,   а развивает в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, учит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать, и восхищаться неповторимостью другой личности. Цель   системы   воспитания   ­   создание   оптимальных   условий   для   развития, саморазвития   и   самореализации   личности   ученика   –   личности   психически   и физически   здоровой,   гуманной,   духовной   и   свободной,   социально   мобильной, востребованной в современном обществе. Для оптимальной реализации данной цели воспитания необходимо определиться с базовым тезисом.  Основой духовно­нравственного   воспитания   является   опора   на   нравственные ценности,   выработанные   опытом   предшествующих   поколений,   овладение 3 культурой   своего   народа,   терпимость   и   толерантность   по   отношению   к представителям других культур, взаимное уважение и принятие. Основные принципы построения воспитательной системы:         систематичность; оптимальность, эффективность; целеполагание, конкретность; информационность, открытость; принципы здравого смысла и обратной связи; демократизм, гуманизм; дисциплина и порядок; стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы. Приоритетные направления:    познай   себя как   личность интеллектуальную,   гуманную,   духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим; найди   себя как   человека   – гуманиста,   таланта,   творца, труженика через   освоение   ценностных   ориентиров,   позиций   и   опыта поколений,   через   овладение   различными   умениями   во   внешкольной деятельности; реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи,   член   общества,   гражданин   великой   страны –   через   становление социально активной личной, гражданской позиции. Основной  механизм воспитания ­ образовательное  пространство, центральным структурным   элементом   которого   является   система   отношений   внутри пространства,   морально­психологическая   атмосфера,   требования   и   эталоны поведения, принятые в школе:   система отношений между преподавателями и школьниками; система отношений внутри ученического и педагогического коллективов; 4  отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных   общими   ценностями,   целью,   совместной   деятельностью). Значимость   того   или   иного   микросоциума   определяется   тем,   насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок ученика, его мнений, убеждений. Следующим   структурным   элементом   воспитательного   пространства   школы является   система   внутренних   и   внешних   условий,   направленных   на   развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности. Внутренние условия:       ученическое самоуправление; школьное соуправление; система работы классных руководителей; психологическое сопровождение; построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего; система традиций школы. К   внешним   условиям  можно   отности   сотрудничество   с   социокультурными, образовательными   и   спортивными   учреждениями   города,   в   рамках   которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире. Необходимо   стремиться   к   тому,   чтобы   все   структурные   элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию. II. Цели и задачи программы Воспитание   в   каждом   ребенке   человечности,   доброты,   гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа. 5 Духовно­нравственная воспитательная система школы создается объединенными усилиями   всех   участников   образовательного   процесса:   педагогами,   детьми, родителями.  Цель:  создание   оптимальных   условий   для   развития,   саморазвития   и самореализации   личности   ученика   –   личности   психически   и   физически здоровой,   гуманной,   духовной   и   свободной,   социально   мобильной, востребованной в современном обществе. Задачи:       организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп; развитие   самоуправления   школьников,   предоставление   им   реальной возможности   участия   в   управлении   образовательным   учреждением,   в деятельности   творческих   и   общественных   объединений   различной направленности; содействие   формированию   сознательного   отношения   учащихся   к   своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; вовлечение   учащихся   в   систему   дополнительного   образования   с   целью обеспечения самореализации личности; создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития   родительских   общественных   объединений,   повышения   активности родительского   сообщества;   привлечение   родительской   общественности   к участию в соуправлении школой; воспитание   учеников   в   духе   демократии,   личностного   достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма. Принципы воспитательной работы: Личностно­ориентированные:  целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное); 6   психологический   комфорт   (атмосфера   раскрепощенности,   уважения, успешности, достижения поставленной цели); адаптивность (“Школа – мой дом!”). 2. Культурно­ориентированные:     смысловое отношение к окружающему миру; опора на культуру как на основу мировоззрения; толерантность; целостная картина мира. 3. Деятельностно­ориентированные:   овладение   деятельностью   (целеполагание,   контроль,   опора   на самостоятельное развитие); креативность. III. Приоритетные направления духовно­нравственного воспитания. 1. Формирование личности воспитанника школы. Поскольку   ядром   программы   духовно­нравственного   воспитания   является ученик, то и ориентирована программа на создание оптимальных условий для формирования   полноценной   личности   выпускника   школы.   Основное   внимание следует уделить следующим характеристикам личности: 1.1. Интеллект. Информационная   база   знаний,   полученных   в   результате   обучения   в   школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей:     критичностью, гибкостью, способностью к рефлексии, самостоятельностью, широтой и глубиной мышления, 7   способностью   самостоятельно   получать   новые   знания,   находить   им применение, способность   овладевать   общеучебными   умениями   и   навыками   (ОУУН), пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности. 1.2. Креативность. В   современном,   постоянно   изменяющемся   мире   нетворческой   личности   найти свое   место,   свою   “нишу”   очень   сложно.   Каждый   воспитанник   школы   должен иметь   возможность   проявить   свои   природные   способности,   творческий потенциал,  уметь  находить  нестандартные  решения  жизненных  ситуаций,  быть восприимчив   к   новизне,   оригинальности.   Педагогическому   коллективу необходимо   уделять   особое   внимание   стимулированию   детской   активности, творчеству. 1.3. Нравственные ценности. Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных   ценностей   исторического   прошлого   обеспечивают   внешнюю нормированность нравственного поведения учащегося. Формирование внутренней этической   нормированности   осуществляется   посредством   выработки рефлексивного   отношения   к   себе   в   соответствии   с   этическими   идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью,   уважением   к   окружающим   людям,   чувством   собственного достоинства,   милосердием.   Особое   внимание   следует   уделять   национальной культуре, традициям русского народа. 1.4. Коммуникативность. В   связи   с   необходимостью   адаптации   к   изменяющимся   условиям   социума, выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками:  готовностью к сотрудничеству; 8     способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию; готовностью оказать помощь; доброжелательностью; тактом. 1.5. Здоровье. Экологическая   ситуация   в   мире   нестабильна,  влияние   наркотических   средств, алкоголя,   никотина   на   молодой   растущий   организм   губительно,   возможности приобретения   этих   веществ   расширяются,   несмотря   на   деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами. Задача   школы,   в   связи   с   вышеперечисленным,   в   профилактической   работе,   в формировании у школьников следующих установок:     потребности в здоровом образе жизни; неприятия негативного влияния окружающих; умения   управлять   своими   эмоциями,   здоровьем   (психическим, физическим); стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья. 1.6. Саморегуляция поведения. Важной   характеристикой   личности   является   способность   учащегося   к саморегуляции поведенческих реакций, к самоорганизации своей жизни, умение планировать свою и чужую деятельность, иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать свои проекты. Для этого необходимо сформировать следующие качества   личности:   целеустремленность,   инициативность,   организованность, ответственность,   самостоятельность,   чувство   долга,   дисциплинированность, самоконтроль. 2. Поддержание, укрепление и формирование традиций школы. Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно­ ориентированные   принципы   воспитания.   Целостное   представление   об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных 9 моментов школьной жизни, позволяющее  формировать гражданина, семьянина, товарища.   Гордость   за   свою   школу,   как   и   за   свою   семью,   воспитывает   дух патриотизма,   стимулирует   учеников   и   педагогов   к   формированию   новых традиций, к совместному творчеству. Традиционными являются следующие праздники и КТД: Праздник посвящения в пятиклассники. Осенний бал. КТД “Учитель, перед именем твоим…”. Предметные декады. КТД “Новогодние посиделки”. КТД “Мы, верные сыны твои, Отечество!”. КТД “Нежности, добра, любви…”. КТД “Чтобы помнили!..” (День Победы). Праздник последнего звонка “Звени, звонок, вещай судьбы начало!”.            Взаимодействие  студентов вуза и школьников не только формирует активную жизненную   позицию   учащихся,   но   и   даёт   опыт   работы   в   команде,   умение общаться,   развивает   воображение,   пробуждает   творческую   активность.   В результате   такой   работы   были   выявлены   яркие   и   творческие   способности подростков и это содействовало формированию дружного классного коллектива. Стало традицией для школы подготовка школьных и городских мероприятий:  Операция «Чистый город»;  Помоги ветерану (в течение двух лет осуществляем помощь ветеранским семьям: помощь по дому);  Кружка своими руками для ветерана;  Наши бабушки и дедушки;  День матери;  А мы играем в КВН;  Поделись игрушками (дни милосердия); 10  Мы в ответе за тех, кого приручили;  Братья наши меньшие (помощь животным из приюта);  Мама, папа, я – дружная семья;  Мы против наркотиков (выпуск буклета, I место на областном конкурсе);  Творческие вечера авторской песни и поэзии;  Встречи с интересными людьми нашего города.  (Такими   встречами   ловлю   «двух   зайцев».   Сегодняшние   пенсионеры   ­ вчерашние специалисты в медицине, в военном деле, предприниматели и бизнесмены,   связисты,   спортсмены,   поэты,   барды,   музыканты,   артисты театра,   могут   поделиться   опытом   профессии,   знания   жизни   с подрастающим   поколением.   Готовимся   к   встрече   заранее:   в   сундучок складываем записки с напечатанными вопросами (ребята знают с кем будет происходить   встреча).   Гость   отвечает   на   вопросы   ребят.   Стараемся   не забывать   наших   гостей   и   приглашаем   их   на   классные   часы,   торжества, школьные мероприятия. Обе стороны процесса получают огромный заряд позитивной   энергии,   много   внимания,   опыт   общения   с   разными поколениями   людей.   Только   в   совместной   деятельности   развиваются коммуникабельные способности  учащихся);   Коллективные   выходы   в   кинокомплексы   и   театры   (стало   практикой последующее обсуждение и анализ коллективных мероприятий). Подготовку к КТД осуществляет инициативная группа не позднее, чем за три недели до мероприятия по следующему плану:        создание Совета дела; определение целей и задач дела; “мозговой штурм”; написание плана, сценариев; репетиционный период; проведение КТД; анализ мероприятия, выявление проблем, поиск путей их решения. 11 3. Создание условий для творчества педагогов и учащихся. Личности   творческой,   способной   к   принятию   нестандартных   решений,  поиску нетрадиционного   выхода   из   ситуации   легче   найти   свое  место,  свою  “нишу”  в современном   обществе.   Для   реализации   данного   направления   необходимо соблюдать следующие условия:       учет индивидуальных способностей каждого; учет   возрастных   периодов   для   развития   потенциальных   способностей   к значимым видам деятельности; предметное самоопределение учащихся с целью пробы себя в различных видах деятельности; опора   на   соревновательность   в   учебно­воспитательном   процессе (олимпиады, конкурсы, смотры, турниры и т.д.); учет социального заказа общества; творчество   педагогов   –   залог   успешного   формирования   творчества учащихся школы. 4. Формирование системы самоуправления школьников. Смысл   ученического   самоуправления   в   нашей   школе   мы   видим   в   обучении учеников   основам   демократических   отношений   в   обществе,   в   обучении   их управлять собой, своей жизнью, коллективом. Цели и задачи Совета обучающихся: Участие в управлении школой.    Деятельность по расширению прав и возможностей педагогов и учащихся, поощрение их инициативы. Защита прав. Формирование и укрепление школьных традиций. 12  Совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно­воспитательного процесса. Принципы деятельности Совета обучающихся:     Право на собственное мнение, на его ценность. Конструктивность   предложений,   соблюдение   принципов   морали   и нравственности. Систематичность деятельности, ведение протоколов заседаний. Интеграция в систему воспитательной работы школы. Структура Совета обучающихся:   Председатель. Совет   руководителей   секций   (организационной,   образовательной, исторический,   досуговой,   организационной,   дисциплины   и   порядка, политической и СМИ). Функции секций Совета обучающихся:         связь с администрацией школы, педагогическим коллективом, классными коллективами, активами классов; обсуждение проблем учебно­воспитательного процесса; разработка и реализация программ, связанных с расширением пространства реализации педагогической и ученической инициативы; создание   и   контроль   деятельности   службы   по   соблюдению   санитарного состояния   школы,  разрешение   ситуаций   нарушения   дисциплины   учащимися школы; организация КТД; создание информационного пространства школы; профориентационная деятельность; подготовка   документации   для   создания   школьного   музея,   организация взаимодействия с бывшими работниками, выпускниками школы; 5. Формирование системы соуправления школой. 13 В процессе воспитания принимают участие родители учащихся школы. Задачи работы в данном направлении состоят в вовлечении как можно большего числа родителей в жизнь школы, в укреплении внутрисемейных отношений, отношений семей и школы, в повышении активности родительской общественности. Причем все это должно преследовать одну цель: создание условий для формирования полноценной   личности   учащегося   школы.   Это   становится   возможным   при соблюдении следующих условий:      единство   требований   педагогов   и   родителей   к   учебно­воспитательному процессу, к конечному его результату – модели выпускника школы; согласованность действий взрослых по отношению к ребенку; распределение обязанностей и ответственности за результат совместного воздействия на ребенка; по отношению к ребенку – принцип “трех П”: пойми, прости, полюби; заинтересованность   родительской   общественности   в   развитии   школы,   в приумножении ее славы. 6. “Кузница кадров”. Качество учебно­воспитательного процесса в школе зависит, в первую очередь, от заинтересованности   и   компетентности   педагогического   состава.   Каждый классный   руководитель   и   каждый   учитель­предметник   должен   понимать   всю важность системного подхода к воспитанию учащихся школы, должен обладать следующими характеристиками:      установкой на деятельность в инновационном режиме; умением   анализировать   воспитательный   процесс,   находить   пути   его оптимизации; умением проектировать и реализовывать воспитательные цели; умением   осваивать   свой   опыт   через   рефлексию   и   обобщать   его, пользоваться обобщенным опытом коллег; способностью к самовыражению. 14 Активное участие педагогов в работе предметных методических объединений, Направления деятельности МО классных руководителей:    обобщение и распространение опыта классных руководителей; повышение компетентности, педагогического мастерства педагогов; проблемный семинар. 15 Приложение 1 Духовно­нравственное развитие личности в школе и семье 1. Понятие и сущность духовности.  Духовность   ­   это   творческий   интеграл   человеческого   бытия,   высшая созидательная   сила   общества,   универсальный   критерий   его   исторической развитости. 1)   Первое   начало   ­   познавательное,   интеллектуальное,   это   мышление, мудрость. Важнейшим   признаком   духовности   является   наличие   интеллекта,   ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта. Продуктом научной деятельности человеческого духа выступает знание. Наука ­ это   истинное   знание,   системное   самосознание   жизни,   её   адекватное   знание   о самой себе; это интеллектуальная святыня народа; это разум нации. Творческим началом   науки   является   образование,   предметом   которого   выступает   учебно­ воспитательная деятельность, направленная на создание самого источника науки ­ человека. Смысл человеческой жизни есть непрерывный процесс образования как раскрытие   своей   сущности.   Образование   ­   это   духовное   воспроизводство индивидуальной и общественной жизни. Отсюда вытекает важность педагогов, всей системы образования в формировании духовности. 2) Второе начало ­ нравственное, это сердцевина духовности.  Нравственные   ценности   есть   общечеловеческие   ценности.   Поэтому   признаком высокой   духовности   является   стремление   и   умение   поступать   всегда   в соответствии   с   ними.   Нравственность   есть   не   что   иное,   как   деятельность, обусловленная   идеей   добра.   Это   жизнь   на   основе   добра,   справедливости, искренности, совести, бескорыстия, самых лучших, идеальных качеств. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить   ими   себя.   Нравственность   ­   высшая   цель   педагогики.   Воспитание нравственных   качеств   личности   основывается   на   понимании   и   освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. 16 Ценности   эти   ­   свобода,   демократизм,   достоинство,   честь,   ответственность, совесть,   стыд,   любовь,   доброта,   истина,   красота,   экологическая   культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель. 3) Третье начало ­ эстетическое. Чувства, эмоции человека отражают окружающий мир в форме пристрастного переписывания   жизненного   смысла   и   порождают   стремление   к   красоте.   Мы   музыкантов, имеем   огромное   количество   замечательных   живописцев, композиторов,   артистов,   поэтов   и   писателей.   Эстетическое   воспитание   ­ воспитание   чувства   красоты,   способности   видеть   и   понимать   прекрасное   в окружающей   жизни.  Важнейшие   его   формы  ­   приобщение   к   различным   видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино. По   мнению В.А.   Сухомлинского,   развитие   духовности   происходит   через усвоение   нравственных,   интеллектуальных   и   эстетических   потребностей   в процессе активной деятельности человека. Таким образом, духовность ­ это система интеллектуальных, нравственных и эстетических   ценностей,   реализующаяся   в   творческой   созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения. Но   школа   в   лице   педагогов   не   способна   самостоятельно   справиться   с   этой задачей.   Помощником   должна   быть   семья!  Так   как семья ­   это   первая общественная ступень в жизни человека. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности,   умения   и   навыки   жизни   в   обществе.   Впечатления   детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейший уклад, на работу человека (хотя часто они остаются в подсознании). Человек может забыть о них, но помимо его воли они часто определяют его поступки. Уровень нравственности   родителей,   их   жизненные   планы,   идеалы,   опыт   социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств растущего человека.   Эмоциональные   контакты   в   семье   дети   часто   переносят   как   в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга 17 семейных взаимоотношений. Главный вклад в общее интеллектуальное развитие детей вносит так называемый "интеллектуальный климат" семьи. Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребенок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. Сила   влияния  семьи  и  в  том,  что   оно   осуществляется   постоянно,  длительное время, в самых различных ситуациях и условиях. Человек живет в семье, здесь он проводит большую часть своего времени. Все что происходит дома ­ постоянно , и постепенно создает правила, которые, становясь традициями составляют основу жизни   человека   .   Привычки   ,   сложившиеся   в   семье,   так   сильны,   что,   даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.   Главная   особенность   семейного   воспитания   в   том,   что   оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Семья   ­   важный   фактор   формирования   личности   ребенка. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному  воспитанию   свойственны  непрерывность  и  продолжительность.  И  в этом   с   семьей   не   может   сравниться   ни   один   воспитательный   общественный институт, так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. 2.Функции семьи в современном обществе:      репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха 18 1) Репродуктивная функция семьи. Рождении детей, продолжение человеческого рода. 2) Экономическая функция семьи.  Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, ведет свое хозяйство,   имеет   свой   бюджет,   организует   потребительскую   деятельность. Опыт семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство   материальных   благ,   в   улучшение   благосостояния   семьи, расширяют ее воспитательный потенциал. 3) Коммуникативная функция семьи.  посредничество   семьи   в   контакте   своих   членов   со   СМИ   (средствами массовой информации), литературой и искусством. Читая книги, знакомясь с новыми   произведениями   искусства,   новостями,   родители,   обсуждая   это   с ребенком, вызывают у него интерес и помогают его развитию. 4) Воспитательная функция семьи.  Первый аспект­   формирование   личности   ребенка,   развитие   его способностей   и   интересов,   передача   детям   взрослыми   членами   семьи накопленного   обществом   социального   опыта;   выработка   у   них   научного мировоззрения, высоконравственного  отношения к труду; соблюдать нормы поведения;   постоянное   обогащение   их   интеллекта,   эстетическое   развитие, содействие   их   физическому   совершенствованию,   укреплению   здоровья   и выработке навыков санитарно­гигиенической культуры. Второй   аспект ­   систематическое   воспитательное   воздействие   семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни. Аспект   третий ­   постоянное   влияние   детей   на   родителей   (и   других   побуждающее   их   активно   заниматься взрослых   членов   семьи),   самовоспитанием. 3. Три стиля семейного воспитания:  При   демократическом   стиле, прежде   всего,   учитываются   интересы ребенка. Стиль "согласия". 19   При   авторитарном   стиле родителями   навязывается   свое   мнение ребенку. Стиль "подавления". При попустительском (либеральном) стиле ребенок предоставляется сам себе. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Семья должна учить ребенка законам человеческого существования. Самое главное правильно выбрать различные методы воспитания. 4. Методы воспитания.  (воздействие   на   сознание,   чувства   ребенка   с   целью   формирования убеждений, воли ­ личности) 1. Метод   убеждения: (лучше   разъяснять)   почему   одно   хорошо,   а   другое плохо.   Здесь   велика   роль   наглядности.  Учить   анализировать   свои   и   чужие поступки. Спор. основан на взаимоуважении. 2. Метод   требование.   Прямое   "сделай",   "сходи",   "убери".   Косвенное   ­ просьба, совет, пожелание. 3. Метод ­ внушение. Очень действенен, если дети вообще легко внушаемы. Когда   ребенок   находится   в   состоянии   растерянности,   психологической депрессии,   когда   у   него   неприятности   ­   не   нужно   его   ругать,   лучше действовать   внушением.   При   этом   важен   авторитет   родителей.   Ребенок, 4. 5. учитывая их знаниям, опыту, благородству, честности ­ доверяет им. Игра, режим дня. Важнейшие методы воспитания в семье. Этому методу посвятили целое собрание. Поощрение и наказание. Наказание должно соответствовать проступку и быть   направлено   на   разрушение   отрицательного   поведения.   Большинство родителей   подсознательно   воспитывают   своих   детей   по   своему   образу   и подобию, нередко так, как их самих когда­то воспитывали. "Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому я стал порядочным человеком" 20 А   ведь   главным   источником   недостатков   в   личности   ребенка   являются унижение и побои. На   чем   основана   "вера"   в   физические   наказания?   Видеть   сразу   результат воспитания:   запугать,   усмирить,   сделать   больно.   Наказание   физическое выполняет роль возмездия. Желание любой ценой сломить упрямство детей, напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая потом разжимается и бьет или ломается. У ребенка утрачивается вера в себя, самостоятельность. Поощрение, важно   не   допускать   захваливания,   задаривания.   Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца. Лучшее поощрение ­ похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел. 6. Роль   примера   родителей. Особенно   в   воспитании   культуры   чувств (сопереживание, сострадание) А теперь несколько комментариев. Кто не знает такую "закономерность" чем больше ругаешь ребенка, тем хуже он становится! Почему же так происходит? А потому, что воспитание ­ это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Психологами доказано, что потребность в любви в нужности другому человеку ­ это одна из главных человеческих потребностей. Ребенок должен ее постоянно удовлетворять. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен     как хорошо, что ты у нас родился я рада тебя видеть я люблю, когда ты дома мне хорошо, когда мы вместе. 21 Эти знаки внимания нужны детям, как пища растущему организму. Обнимайте ребенка не менее 4 раз в день, прикасайтесь к нему, целуйте его. 5. Исследование отношения родителей к проблемам трудного ребенка.     С этой целью было опрошено 800 родителей: 62,5% родителей имеют 2­х детей, 35% ­ одного ребенка и 25% ­ 3х детей. У   70%   опрошенных   родителей   ребенок   предоставлен   "сам   себе"   все   12 часов в день, у 22,5% ­ 8 часов и у 7,5% ­ 4 часа в день. При этом 75% опрошенных не знают, чем занимается ребенок в свободное время, и только 25% иногда знают или догадываются, чем занят их ребенок днем. 6. Функция организации досуга и отдыха.   Свободное время ­ одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития   личности.   В   целом   досуг   является   как   бы   зеркалом   зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое. Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов, просмотр   фильмов,   встречи   с   родственниками,   друзьями   и   знакомыми, совместный   отдых,  посещение   театров,  музеев,   кинотеатров   и   концертов   и многое другое. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают   много   нового   и   полезного.   Таким   образом,   расширяется   кругозор ребенка. Функция досуга и отдыха.  Самой   доступной   и   легкой   формой   досуга   является   просмотр   телевизионных передач. Статистика   телевизионных   программ   свидетельствует:   специальных   детских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 5 лет 22 назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория. 7. На просмотр телепередач человек тратит в среднем:       В день ­ 3 часа В неделю ­ 21 час В месяц ­ 84 часа ­ 3,5 суток В год ­ 1008 часов ­ 42 суток ­ 1 месяц 12 дней За 10 лет ­ 10080 часов ­ 420 суток ­ 1 год 1 месяц 25 дней За 25 лет ­ 25200 часов ­ 1050 суток ­ 2 года 10 месяцев 16 дней Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало   бывают   на   свежем   воздухе,   родители   зачастую   недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. По   данным   социологического   опроса   на   совместный   досуг   с   ребенком даже   в   благополучной   семье   родители   тратят   в   среднем   не   более   15 минут в день. Это может быть прогулка в выходной день в течение часа. Преодолеть эти ошибки ­ задача современной семьи. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть   находчивым,   в   меру   сообразительным,   остроумным, самоуверенным,   способным   разобраться   в   различных   жизненных ситуациях. 23 Православные сказки Приложение 2 Первые   шаги   в   формировании   духовно­нравственного   воспитания   помогут сделать   православные   сказки.   Сказка   базируется   на   народно­этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно­ педагогическим потенциалом. Она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает   к   деятельности   и   даже   лечит.   В   сказке   присутствует   и   функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных,  наносящих   урон   здоровью   увлечений,  пристрастий,  действий.  Через сказку   слушатели   могут   усваивать   всё   богатство   этнической   культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка   заставляет   сопереживать   и   откладывать   в   памяти   варианты,   способы решения   трудных   жизненных   ситуаций.   Сказка   –   это   и   есть   жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной ситуации всё равно есть. Не всегда легкий, но есть. В жизни тупиков не бывает, просто человек часть оказывается   не   готов   к   выходу   из   них.   Разговор   о   ценностях,   идущий   в ненавязчивой   сказочной   форме,   позволяет   откорректировать   деструктивные аспекты   поведения,   снизить   уровень   тревожности   и   агрессивности,   наладить взаимоотношения с близкими людьми. Данный   цикл   рассчитан   на   7   встреч­занятий.   Занятия   проводились   с   группой детей 15­16 лет в количестве 7 человек. Организация работы – обычная. Участники группы рассаживаются в круг. После процедуры знакомства учитель говорит о том, что на определенном этапе развития души человека возникают важные   вопросы,   ответить   на   которые   обычными   словами   трудно.   Чтобы говорить о том, что нас волнует в глубине души, люди придумали сказки­притчи. Мы   попробуем   найти   ответы   или   просто   поговорим   о   том,   что   нам   кажется важным. 24 Цель: на материале православных сказок­притч формировать у детей духовно­ нравственное воспитание; развивать эмоциональную само регуляцию и позитивное взаимоотношения с другими людьми.  После текста каждой сказки дается последовательность и содержание работы со сказкой. Анализ сказки проводится по системе Л.Б. Фесюковой, опубликованной в   книге   “Воспитание   сказкой”   (Харьков   1996   г.).   В   конце   анализа   выводится нравственный урок, даются методические рекомендации для работы фронтальной и индивидуальной. № Название сказки Цель 1 “Не строй домок из  Установить прямую связь между поступками человека  чужих досок и дальнейшей судьбой его самого, и его близких.  Сформулировать справедливость утверждения:  “Народ за воровство поделом осудит”. 2 3 “3 рубля 28 копеек с полушкою” Установить связь между поступками человека и  счастьем окружающих людей. Рассмотреть  материальные ценности как средство творить добро. “Сколь грехов  накопила – туда и  Вскрыть мотивы и механизмы поведения персонажей,  подвести детей к пониманию связей между членами  место получила” одной семьи. 4 “Понятия не имею” Подвести детей к пониманию ценностей счастливой  семейной жизни и значимости взаимовыручки и покоя  в семье. 5 “Калинка­Малинка” Подвести детей к пониманию прямой зависимости  судьбы человеческой от чистоты души и помыслов,  доброты и сердечности. 6 “Клад большой –  Способствовать осознанию ребенком самого себя, как  25 семейный покой” части семьи, своих прав и обязанностей перед  родителями. 7 “Людские грехи для  Учить детей анализировать свои поступки, слова,  нечистой силы –  ценная находка” намерения, опираясь на приведенные в сказке примеры нерачительного отношения к природе и хлебу  насущному. В результате работы со сказками было проведено психологическое тестирование Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” на выявление нравственной воспитанности учащихся. Психодиагностике посвятили 2 занятия: перед началом чтения сказок, и в конце. 26 ПЛАН   Внеклассного мероприятия По теме:  «Не строй домок из чужих досок» (сказка­притча)          Цель:  познакомить   детей   с   текстом   сказки,   выделив   три   основных   ее фрагмента.   Установить   родственную   связь   между   героями.   Подвести   детей   к пониманию значимости и реальной возможности помощи судьбы лишь тем людям, которые   добры,   честны   и   совестливы.   Установить   прямую   связь   между поступками   человека   и   дальнейшей   судьбой   его   самого   и   его   близких. Сформулировать   справедливость   утверждения:   «Народ   за   воровство   поделом осудит».       Формы работы: фронтальная и индивидуальная.  Ход урока: 1. Оргмомент: сообщение темы урока и цели урока 2. Чтение сказки (Приложение 1.) 3. Беседа с детьми – анализ сказки      Анализ сказки: 1. Воспитание добрых чувств. Почему старичок помог Любаше ? Почему Егор поддался на уговоры соседей ? Что заставило Егора признать свою вину перед барином и к чему это привело? Почему так говорят: «Тайное всегда становится явным»? И еще: «Без Бога не до порога»?  2. Речевая зарядка. Объясните слова «сваха» и «золовка». Как понимать слова: «Не строй домок из чужих досок» ? Чему пыталась научить мать сына, говоря: «На ворованных полах счастье не попляшет, а в ворованных горшках не наваришь каши» ? 27 3. Развитие мышления и воображения. Что бы случилось с Архипом, не приди ему на помощь старичок? Смогли   бы   без   помощи   старичка   Архип,   а   потом   Любаша   самостоятельно справиться с трудностями? Каким образом? Можно   ли   сказать,   что   старичок   готовил   сердце   Любаши   к   предстоящей радости, когда сказал: «Тебя добрая весть поджидает, какой никто не ожидает» ? А разве нужно готовить сердце для радости? Зачем? Что было бы, если бы Егор не пошел к барину и не сознался в покраже?  4. Сказка и экология. Какова, на ваш взгляд, добрая цель, с которой можно вырубить лес? Что случится, если вырубить весь лес на земле или в нашем районе? Что случается с рекой ранней весной или осенью? Половодье   полезно   или   вредно?   Чем?   Что   доброго   оно   несет   земле   и   ее обитателям?  5. Нравственный урок. Вранье не введет в добро. Разум, совесть, да честь — лучшее, что у человека есть. Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд. Честные глаза вбок не глядят.      Вопросы по содержанию. Отчего Архипу на душе пасмурно сделалось, когда подумал он о своей беде? Почему об Архипе, его жене и ребятишках можно ска­ зать, что они были благодарными? Каким хотел видеть своего сына Архип и зачем его грамоте учил? С какой целью отправилась Любаша на богомолье? Почему старичок   был   так   добр   к   Любаше   и   как   он   ее   отблагодарил?   Зачем   Егору понадобился новый дом и что он для этого сделал? Почему Егор поддался на уговоры соседей? Что заставило Егора сознаться в воровстве?          Что бы случиться могло, если бы Егор так и скрыл воровство леса? Как «расплатились» соседи с судьбой за грех свой? 28 29 6. Подведение итогов занятия. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Средствами   этой   сказки   и   последующей   беседы   следует   помочь   ребенку   в осознании того, что воспользоваться чужой вещью — это и есть воровство (даже если   взят   пустяк,   не   очень­то   кому   и   нужный).   Для   некоторых   детей   это откровение,   раскрывающее   основы   моральных   ценностей,   а   для   других   — напоминание о связи нынешних поступков человека с будущими событиями его жизни и жизни его детей и внуков. Можно использовать сказку и в работе с ребенком, который переоценивает свою значимость в семье и недооценивает интересы и потребности других близких.   Болезненно   относится   к   покупкам,   предназначенным   для родителей   или   братьев­сестер,   завидует   или   активно   противодействует таким покупкам: капризничает, упрекает в несправедливости, устраивает скандалы   ради   получения   нужной   ему   вещи,   портит   вещи,   купленные вопреки его желаниям. 30 НЕ СТРОЙ ДОМОК ИЗ ЧУЖИХ ДОСОК (семейная притча)           В каждой семье есть свои предания да сказы, какие с дедами­прадедами случались, вот в памяти семейной и остались. Так и в этой крестьянской семье передавались   из   уст   в   уста   такие   истории.   Только   все   они   невидимыми ниточками   соединены   были   с   покровителем   их   небесным,   Николаем Чудотворцем. Ежели бы только с одним кем в семье встретился святой, то и тогда бы сказывать было о чем. Ну, а ежели встреч таких больше случилось? То кого же иначе семейным покровителем считать? Кого за помогу вспоминать­ почитать? Одно­то   предание  ­  вовсе   давнее.  Бабку   Марину   Сенькову   знаешь?  Так история эта приключилась еще с ее прадедом. Отправился он как­то в лес за дровами. Было дело весной. Речка наша, Клязьма, в те времена не такой ши­ рокой   была,   только   по   весне   и  ее   перейти  ­  надо   брод   найти.  Договорился Архип с барином тутошним, денег заплатил, сколько положено, ну и поехал, благословясь. Ранним утром по знакомому броду на тот берег переехал и давай в Барской Дубраве сушняк валить да бревна пилить. Нагрузил полный воз, а там уж и солнце садиться собралось. Ну, он прямиком к знакомому броду лошадку и направил.       Только выехал Архип из Барской Дубравы и речку не узнал. Разлилась  Клязьма за один день так, что уж и не проехать никак. Даже брода знакомого  сыскать нельзя ­ одна вода. Архип остановился у воды ­ кругом ни души. "  Огляделся и горько задумался. Ежели до утра тут, возле Барской Дубравы  ночевать, то волки ­ звери могут задрать и его самого, и лошадку его.  А до  дому спешить – кабы воз не утопить: без броду­то в речной разлив из речки не  выбраться. До захода солнца было всего ничего, а выхода не виделось ни  одного. Тут и про своих пятерых детишек Архипу вдруг  вспомнилось, а на  душе как­то пасмурно сделалось. Вот и начал Архип молиться. И так он  сердечно молитвы читал, что, видать, Господь услыхал. 31 Видит Архип: на том берегу появился старик. С седой бородой и в одежде простой. Ничего старик мужику не кричал, только глядел и молчал. А потом и давай мужику рукою место казать, где переехать­то с возом через речку можно. Архип, не долго думая, туда лошадку свою и направил. Шел по воде да по стариковой руке, что дорогу ему казала. А как лошадка речку миновала, хотел Архип   старичка   того   поблагодарить,   а   на   том   берегу   ­   и   нет   никого!   Нет старичка, как и не было... Ты места наши знаешь: поле широкое, без бугорка, без деревца. И куда, скажи, мог тот старичок уйти, если он все время переправы Архиповой на берегу стоял да   путь   ему   казал?   Вот   с   Архиповой   легкой   руки   да   от   сердечной   его благодарности   и   стали   потом   всей   семьей   Николая   Чудотворца   поминать   и Архип, и жена, и вся его детвора. Размечтался Архип, как подрос его старший сын, грамоте наследника своего обучить. Хоть и не барином, но почтенным человеком своего Егора видеть хотел. Деньги   собрал,   сам   с   семьей   голодал,   но   Егор   его   науку   постиг,   аптекарем вскорости сделался. Только к тому времени в семье уж еще девчонка родилась. Вот всего шестеро детишек в семье и получилось: пять девок да сын ­ надежа. Что, окромя детей, для крестьянина дороже? Ну, а сын его, как на ноги встал, из семьи родной уходить не желал. Да у Егора и другая причина была дома остаться: полюбилась ему деревенская девка­ красавица. И стройна, и круглолица, и на рукоделие мастерица. Ну, куда ж еще лучше­то?   Любушка   еще   года   два   свадьбы   ждала,   хоть   и   были   с   Егором помолвлены.   Только   и   сестрам   накопить   на   приданое   ­   дело   важное.   А   как молодым свадьбу сыграли, Любушка к мужу в дом пришла. А в доме этом ­ теснота. И сваты, как нарочно, их дом стороной обошли. Четверо девок плачут­ рыдают,   для   себя   женихов   уж   давно   поджидают.   А   пятая,   Лизутка,   еще   в куколки играет. Года три так минуло, а ни одна сваха к ним в дом не заглянула. У Егора с Любашей уж своих трое детишек народилось. Жили тесно, что и говорить... Вот 32 и решила Любаша в Троице­Сергиеву Лавру сходить. Может, там облегченье и вымолю? В Лавру пеше отправилась. День светлый для того выбрала ­ Никола Зимний, по нынешнему ­ 19 декабря. В пути Любаша притомилась, вот на дерево поваленное и присела. Вдруг откуда ни возьмись, старичок к ней и подходит. Увидала его Любаша, с собой поесть­попить позвала. Только об том все думала, где же раньше старичок тот был: и впереди на дороге его Любаша не видала и сзади не примечала? А дорога прямая, с огромными сугробами по сторонам. Старичок Любашу за хлеб­соль поблагодарил, а как поел­попил, так Любашу и  спросил: ­далеко ли путь держит? Та и давай старичку тому сказывать. И про  мужа Егора, и про тесноту дома, и про деток малых, и про золовок   непросватанных. Может, спросишь: почему она всю душу раскрывала ему? Так  этот самый старичок уж больно слушал хорошо и Любаше от сердца  сочувствовал. А на прощанье душевно напутствовал. А вот слова какие сказал  ­Любаша сразу запомнила: ­ Иди, милая, с Богом! В Лавре помолись да скорее домой воротись. Там тебя  добрая весть поджидает. Какой никто не ожидает... Любаша из лавры вернулась, родной калитки коснулась, а тут ворота и  раскрылись нараспашку. И выезжают из ворот сани, украшенные лентами да  бубенцами... Любаша сразу в дом, а уж радость в нем. У жениха того ­ два брата  неженатые. Вот так и случилось, что три брата на трех сестрах женились.  Свадьбу одну играли, деньгами не швыряли. А последнюю девку­золовку еще  через неделю сваха приглядела. Уж к весне остались в избе: родители, Егор с  женой, детишки ихние да сестра Лизутка ­ подрос­точек. Ну теперь­то уж стало  свободнее. Можно еще деток рожать и спокойнее жить­поживать. Так и жизнь между тем протекала, а Лизутка росла­подрастала. А как стала  невестой на выданье, так Егору сказали родители: ­ Пора, сынок, тебе строить свой домок. А мы тут с Лизуткой останемся. Ее­то женишок взять в свой дом не мог. Ясное дело ­ сирота. Мать кое­что для сына припасла, вот его и уговаривала еще денег у сватов 33 попросить да вскладчину дом и построить. Так и сам Егор хотел. Он тогда уж пятерых детей имел, хотелось и в своем дому пожить. Но тут, видать, уж тому быть, соблазнили его соседи на одно нечистое дело. Уговорили, пока барин в отъезде, к нему в Бар­Дубраву съездить. Деревьев втихую навалить да все на сруб и заготовить. Мать Егора и плакала, и просила, только сына не умалила. Втроем решили лес воровать, так и не отговорила их мать.    И ведь случается порой такое: никто тех деревьев не хватился, никто за ворами не кинулся. Да что там скрывать: даже никто того воровства не видал и не прознал. Бревен не целых три сруба припасли, на огородах своих сложили. Решили   немного   повременить,   домов   до   весны   не   строить.   А   как   от   народа скроешься? Ведь кто­никто, а догадается: бревна­то из ничего не появляются... А однажды утром мать и давай сына своего совестить­ругать: ­ На ворованных полах счастье не попляшет. А в ворованных горшках не  наваришь каши. И семья в таком дому счастлива не будет. И народ за  воровство поделом осудит. И еще запомни, сынок:  не строй домок из чужих досок.  Это мне верный человек сказал да тебе передать приказал. Вот и предлагает Егору мать все, что ценного в дому есть, барину в уплату за лес отдать. Повиниться и просить с остатками долгов погодить. Егор с Любашею своей поговорил­посоветовался, а потом и решился. Тут и женина   семья   зятю   с   дочкой   помогла,   чем   могла.   Собрали   по   двум   домам золотишка, да ценных бумаг, да кольца обручальные. Только решил Егор про одного себя барину сказать, свою вину признать, а соседей не выдавать. Чужая покража ­ дело их собственной совести. Барину Егор в ноги упал, прощения просил,   все   добро   принесенное   с   собой   перед   барином   разложил.   Просит остатний долг пока не требовать, повременить. Чтобы семью не разорить. Барин   молча   Егора   выслушал.   А   потом   так   рассудил:   долг   остатний   ему простил, а колечки обручальные не взял. Бумаги да золотишко в уплату за лес принял. С тем Егора и отпустил. 34 Выросли в деревне в одно, считай, лето три дома соседних. У Егора, у соседей Прохоровых да у соседей Воробьевых. У Прохоровых в избе так счастья и не было: через пять годов уж не осталось в том доме мужиков. Кто помер, кто утоп... А бабы из дома того как­то сами собой разъехались. Последний хозяин продал дом тот чужим, только не было счастья и им. А то бы зачем новые хозяева дом­пятистенок разобрали? До последнего венца. И на месте том уж строили снова, но из другого леса. А у Воробьевых и того меньше дом стоял. Уж на другое лето полыхнул сарай, а с него огонь и перекинулся на дом. Сгорел тот дом до бревнышка, до досочки, до печной   трубы.   Вот,   как   хочешь,   так   и   рассуди!   А   при   чем   тут   Николай Чудотворец, спросишь? А кто матери тогда во сне слова сказал, какие передать Егору следовало? «Не строй домок из чужих досок!»   35

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «Прикоснись к ребёнку сердцем!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019