Программа элективного курса “Питание и здоровье учеников” (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль, 18 часов)
Оценка 4.9

Программа элективного курса “Питание и здоровье учеников” (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль, 18 часов)

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
биология
8 кл—9 кл
11.01.2017
Программа элективного курса  “Питание и здоровье учеников” (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль, 18 часов)
Этот курс направлен на расширение представлений школьников о пище с точки зрения биологии и химии, научно обоснованных правилах и нормах питания, формирование основ здорового образа жизни. Элективный курс “Питание и здоровье учеников” предназначен также для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов к изучению предметов естественнонаучного цикла. Позволяет помочь им в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии. Материал элективного курса доступен учащимся 8-9-х классов, знакомит их со спецификой таких профессий как технолог пищевого производства, лаборант, химик, биолог, эколог и т.д. В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью. Материал курса, основанный на современных научных данных, будет интересен всем, кто дорожит своим здоровьем, хочет повысить работоспособность и продлить активную жизнь Курс рекомендуется проводить в первом полугодии 8 класса, т. к. к этому времени изучен курс анатомии и физиологии человека и заложены основы химических знаний. Содержание данного элективного курса рассчитано на изучение в течение 18 часов по (1 часу в неделю) и включает лекции, семинары, практические и лабораторные работы и экскурсии.
элективный курс.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коткишевская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район

 

Утверждаю:   

                                       Директор МБОУ Коткишевская ООШ                  / А.С.Кожанов/

 

 

 

 

Программа элективного курса

“Питание и здоровье учеников”

(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль, 18 часов)

 

 

 

 

 

 

                              

     Автор программы:

                            Орлова Ольга Поликарповна,

              учитель биологии  МОУ Коткишевская ООШ город Нея и Нейский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нея -  2016

 

 

Пояснительная записка

 

Проблема питания всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Все, кроме кислорода,  человек  получает для своей жизнедеятельности из пищи.  Питание должно быть рациональным, соответствовать не только основным положениям науки о питании,  но и учитывать огромную информационную нагрузку на человека в 21 веке. С одной стороны, современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т.д., поступающей с экранов телевизора, страниц газет и журналов, прилавков магазинов. С другой стороны ребенок, подросток не умеет правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимает ее предназначение.

 

Правильная организация питания требует знания, хотя бы в самом общем виде, химического состава пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах. Актуальность и социальная значимость  проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения  предполагает создание    элективного курса «питание и здоровье учеников». Этот курс направлен на расширение представлений школьников  о пище с точки зрения биологии и химии, научно обоснованных правилах и нормах  питания, формирование основ здорового образа жизни.

  Элективный курс “Питание и здоровье учеников” предназначен также для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов к изучению предметов естественнонаучного цикла. Позволяет помочь им  в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии. Материал элективного курса доступен учащимся 8-9-х классов, знакомит их со спецификой таких профессий как технолог пищевого производства, лаборант, химик, биолог, эколог и т.д.

В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью.

Материал курса, основанный на современных научных данных, будет интересен всем, кто дорожит своим здоровьем, хочет повысить работоспособность и продлить активную жизнь

  Курс рекомендуется проводить в первом полугодии 8 класса, т.к. к этому времени изучен курс анатомии и физиологии человека и заложены основы химических знаний.

  Содержание данного элективного курса рассчитано на изучение в течение 18 часов по (1 часу в неделю) и включает лекции,  семинары,   практические и лабораторные работы и  экскурсии.

Программа курса состоит из  трех тем. В первой теме рассмотрены основные химические компоненты пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества),  описаны свойства и их превращения, приводятся сведения об основных  пищевых добавках и вредных веществах.

Вторая тема посвящена химическому составу пищевых продуктов. Учитывая современный уровень развития пищевой химии, в ней обобщены сведения о химических процессах, происходящих при производстве продуктов. В научно-популярной форме систематизированы знания о химических процессах при получении  основных  продуктах питания: хлеба, кондитерских изделий, жиров и масел, сахара, мясных, молочных и рыбных продуктов, напитков. Кратко описаны основы домашнего приготовления пищи и химические процессы, которые при этом протекают.

В третьей теме программы рассмотрены вопросы питания человека. Сформулированы основные положения рационального питания, приведены таблицы химического состава пищевых продуктов, описаны их свойства, представлены химические формулы важнейших соединений, превращения и наиболее важные реакции.  Конечно,  в реальной жизни никто из нас не рассчитывает с точностью до граммов или миллиграммов с помощью таблиц количество пищевых веществ, потребляемых нами. Мы не определяем  состав блюд, которые мы едим, но эти сведения дают общее представление о составе пищи, помогают выявить закономерности, обосновать практические рекомендации, сделать их более убедительными,  применить полученные сведения в повседневной практике, на научной основе организовать свое питание и сохранить здоровье.

  Цель курса: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Основные задачи курса.

- обобщить  и систематизировать сведения о химических процессах, происходящих при производстве продуктов питания, а также о процессах переваривания пищи

-  научить школьников объяснять и применять практические рекомендации рационального питания в повседневной жизни  с целью сохранения здоровья

     - прививать навыки формирования здорового образа жизни и бережного               отношения к собственному организму

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями

- дать представление о пищевых добавках и их влиянии на организм человека

- показать важность химического состава продуктов питания в жизнедеятельности человека

-  развивать учебно-коммуникативные умения школьников

- совершенствовать умения работы с литературой и средствами мультимедиа

  Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью рассматриваемых тем, что способствует повышению интереса учащихся к изучению химии и биологии, ориентирует их на выбор профессий, связанных с изучением данных предметов.

Требования к усвоению учебного материала

Учащиеся должны знать:

-  стандарты качества пищевых продуктов и их пищевую ценность;

-  основные виды  пищевых добавок и их влияние на организм человека;

-  химический состав продуктов питания и его значение для организма

- правила рационального питания  и энергетическую ценность продуктов питания

- физиологическую природу питания,  процессов пищеварения и основные способы профилактики пищевых отравлений.

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между качеством пищевых продуктов и здоровьем человека;

-обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении эксперимента;

- проводить исследования качества продуктов питания;

- наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;

- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

В данном курсе промежуточный контроль достижений является инструментом положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.

В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется использовать рефераты, тестовые задания, расчетные задачи с экологическим содержанием, творческие  и исследовательские работы.

Требования к умениям и навыкам.

В ходе осуществления познавательной деятельности учащихся при реализации программы курса предполагается формирование интегрированных представлений о принципах рационального питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

В ходе осуществления исследовательской и проектной деятельности каждый из учащихся создаёт свой образовательный продукт – мультимедийная презентация под общей тематикой «Рациональное питание».

Контроль деятельности каждого из учащихся осуществляется на протяжении всего курса в ходе подведения итогов отдельного занятия (промежуточный контроль достижений), так и при подведении итогов курса, при защите проекта (итоговый контроль достижений).

Оценка итоговых достижений складывается из оценки самих учащихся, оценки учителя и оценки независимого эксперта (по пятибалльной системе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

Темы занятий

Форма организации занятий

-        цели занятий;

 

Количество часов

Теоретические

практические

1.

Эдоровье – это здорово! Выбираем здоровое питание.(2 часа)

1. Проблемно-поисковая деятельность в группах.

2. Творческая мастерская. Мини – проект «Правильное питание и здоровье».

1

1

2.

Продукты разные нужны, продукты разные важны.

Химический аспект рационального питания (4часа)

1.Основные химические компоненты  продуктов питания

2.Групповая работа: «Белки, жиры и углеводы – основные питательные вещества».  Занятие1 .Белки как важнейшие питательные вещества. Практическая работа №1  Определение белка в составе пище.   Практическая работа №2 Определение  в предложенных пищевых продуктах  наличия белков с помощью характерных реакций Занятие  2. Липиды простые и сложные Практическая работа №3 Обнаружение жира в животных и растительных тканях. Практическая работа №4 Исследование пищевых продуктов.

Занятие 3. Углеводы, их роль в питании.

Практическая работа №5 Обнаружение крахмала в растительных продуктах.

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Вода и растворы, их влияние на здоровье человека. Минеральные вещества» (2часа)

 

1.Групповая работа. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Минеральные элементы. Макро- микро- и ультрамикроэлементы.  Биологическая роль отдельных элементов

Практическая работа№6. Определение содержания зольных элементов в растительных продуктах питания.

Практическая работа№7. Определение содержания кальция, фосфора, железа, магния и других элементов. Содержание нитратов и нитритов.

Практическая работа№8 Определение общего содержания воды в биологических объектах

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 «Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании»

( 4часа)

 

Семинар: «Кирпичики жизни» – многообразие и роль витаминов и минеральных веществ в организме чело Занятие 1. Качественные реакции на основные витамины.

Практическая работа №9 Определение содержания витаминов в различных продуктах питания.

Практическая работа№10 Определение наличия ферментов в пищевых продуктах.  Занятие 2. Витамины, их роль в питании

Защита проекта: «Сколько в яблоке витамина С?»

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

5.

Физиологический аспект рационального питания(3часа)

2.Практическая работа№11 «Расчёт калорийности рациона питания»

3.Занятие 1«Режим питания»

Занятие 2. Рациональное питание и здоровье человека  Групповая работа по таблицам.

1

 

 

1

 

 

 

 

 

1

6.

Загадочная буква Е (2часа)

1.Проблемная беседа: «Какова роль пищевых добавок в жизни человека?»

2.Практическая работа (совместная): «Создание информационного бюллетеня: «Что скрывается за буквой Е?»

1

1

7

Что нужно знать о пищеварении.

(1час)

Семинарское занятие №2. Круглый стол. Защита рефератов учащихся. Обсуждение основных вопросов по данной тематике. Диагностическое  анкетирование «Изучение питания и здоровья одноклассников»

1

 

 

 

Итого:

 

18

Содержание учебной программы курса  «Питание и здоровье ученика»

Тема I    Здоровье это здорово

   Задачи:

   • Развитие у учащихся представления о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

   • Формирование представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.

   • Обобщение имеющихся у учащихся знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представления о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.

   • Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое».

   Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, привычки, характер, поведение, правильное питание.

   Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, дискуссия, обсуждение; мини-проект.

   Ход занятия.

   Здоровье — одно из важнейших условий полноценной жизни человека. В настоящее время существует более 300 различных определений здоровья. Так, к примеру, в словаре Даля здоровье определяется как «состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни». В словаре Ожегова — «нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма». Современные трактовки здоровья носят комплексный характер, так, по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

   От чего зависит здоровье человека? Считается, что на 25% оно определяется наследственностью (наследственность — свойство организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки), на 25% — уровнем развития системы здравоохранения и влияния окружающей среды. И 50% составляет вклад самого человека — его образа жизни. Если до середины прошлого столетия основной причиной смертности были   Поэтому воспитание основ здорового образа жизни, формирование в обществе своего рода «моды на здоровье» — одна из важнейших социальных задач.

   Под здоровым образом жизни сегодня понимают способ жизнедеятельности, который направлен на развитие и укрепление как физического, так и психического и нравственного здоровья и который реализуется в различных сферах жизни человека.

   Одна из важных задач формирования здорового образа жизни связана с воспитанием у ребенка и подростка основ рационального питания. В основе «культурного» питания лежат 5 правил: регулярность, адекватность, разнообразие, безопасность, удовольствие.

   Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания — не прихоть гигиенистов и диетологов, а одна из важнейших закономерностей, связанных с деятельностью нашего организма. Все процессы, протекающие в организме (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность — непременное условие эффективного функционирования столь сложной биологической системы.

   Режим питания должен обеспечить равномерную нагрузку системы пищеварения в течение дня, вот почему он должен включать в себя как минимум 3—4 приема пищи. Надо сказать, что еда «по часам» важна в любом возрасте, но значение ее особенно велико для детей и подростков, когда в организме активно происходят рост и созревание функций. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение для организма, а также благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического.

   Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества — все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки — основной «строительный» материал, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении жизнедеятельности систем и органов, витамины — важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т. д. Так что, перефразируя известную строчку, можно сказать — «вещества всякие нужны, вещества всякие важны!» Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

   Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой «кругозор», так, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. В рацион питания ребенка необходимо включать все группы продуктов — мясные, молочные, рыбные, растительные, содержащие различные виды питательных веществ.

   Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые — ведь ребенок, подросток растет, в его организме происходят сложнейшие функциональные перестройки. В среднем энерготраты ребенка 12—13 лет составляют 2600—2900 ккал. Но это в среднем. В каждом конкретном случае цифра эта может меняться — в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Известно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни — от питания в обычное время, а «летний» стол от «зимнего» и т. д.

   Безопасность. Безопасность питания обеспечивают несколько условий — прежде всего, использование в пищу качественных продуктов, соблюдение правил личной гигиены, способность различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

   О том, что нужно мыть руки перед едой — известно даже самому маленькому. Но, к сожалению, это «знаемое» далеко не всегда превращается в «выполняемое». В последние годы все чаще отмечаются вспышки многих инфекционных заболеваний среди подростков. Основная причина этих болезней — несоблюдение элементарных гигиенических правил.

   Осторожное отношение должно быть сформировано к незнакомым продуктам. Но новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать аллергенами. Поэтому важно, чтобы подросток советовался со взрослыми, прежде чем пробовать новый незнакомый продукт.

   Удовольствие. Когда пишут о роли и значении питания, часто забывают о весьма важной функции еды — доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл — являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус — изначально воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги — это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, чем лучше человек способен вычленять вкусовые «полутона», тем выше и уровень защиты его организма.

   Призыв к получению удовольствия от еды — это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее здесь обратная зависимость — переедание «убивает» приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т. д. Формирование умения оценивать вкус еды, ее эстетических характеристик, определять гармоничность вкусовых сочетаний в блюде — одна из важных задач воспитания культуры питания и культуры в целом. Ведь еще А. Дюма, сам являвшийся прекрасным знатоком кулинарии, утверждал, что «нельзя считать культурным человеком того, кто не понимает толка в еде».

   Важно обратить внимание учащихся на следующее:

   • Здоровье — «фундаментальный» фактор, определяющий условия и качество жизни человека.

   • Правильное питание — важный компонент здорового образа жизни, в значительной степени зависящий от самого человека. Знания о правильном питании помогают организовать свой рацион таким образом, чтобы полностью обеспечить организм необходимыми питательными веществами и сохранить здоровье.

    Мини-проект «Правильное питание и здоровье»

   Учащимся предлагается в течение недели собрать дополнительную информацию о связи питания и здоровья.

   Выбирается творческая группа — «редколлегия»: «художник», «корреспондент», «редактор». Собранная учащимися информация передается «редколлегии», которая на основании представленных сведений готовит  компьютерный вариант газеты для сайта школы. Собранная информация может быть использована для проведения общешкольного мероприятия, например Дня здоровья.

 Организационная форма: творческая мастерская.

   Тема 2.  2.1. Продукты разные нужны, продукты разные важны

 Основные химические компоненты  продуктов питания

Основные вопросы темы:

·         Органические вещества, их роль в организме человека.

·         Многообразие и роль витаминов и минеральных веществ в организме человека.

·         Групповая работа: «Белки, жиры и углеводы – основные питательные вещества».

Занятие 1. Белки как важнейшие питательные вещества.

·         Подготовить сообщение о белках.

·         Провести практическую работу: «Проведение качественной реакции на белок».

·         Определить  наличие белков с помощью характерных реакций.

Белковые вещества. Белки – важнейшая составная часть пищи человека, поставщик необходимых аминокислот. Биологические функции белков. Строение и аминокислотный состав белков. Классификация белков: протеины и протеиды. Свойства белков: гидратация, денатурация, пенообразование. Пищевая ценность белков. Основные источники пищевого белка: мясо, молоко, рыба, продукты переработки зерна, хлеб, овощи. Потребность человека в белке. Биологическая ценность белка пищевого продукта, увеличение доли белкового компонента, создание новых продуктов питания. Ферменты. Биологические катализаторы. Роль ферментов в пищевой промышленности и питании. Оксидоредуктазы,  трасферазы, гидролазы, лиазы, изомеразы, лигазы. Промышленное производство ферментных препаратов.

Практическая работа №1 Определение белка в составе пище.

Биуретовая реакция. Биуретовую реакцию дают все белки, так как суть ее заключается в образовании комплекса меди с пептидной связью в белковой молекуле Реакцию можно провести с мясной вытяжкой, яичным белком и желатиной в сравнении. Во всех случаях результат одинаков, что говорит о сходстве в строении молекул белков.

 Практическая работа №2 Определение  в предложенных пищевых продуктах  наличия белков с помощью характерных реакций.

Реактивы:  Растворы гидроксида натрия (10%), сульфата меди (II), гидроксида аммония, концентрированная азотная кислота, пищевые продукты: мясо (говядина), рыба, молочные продукты.

Ход эксперимента: Опыт №1  Поместите в пробирку 1 г мясного фарша, прилейте не более чем на одну треть пробирки воды и кипятите, смесь  в течение нескольких минут. Отлейте 1,5-2 мл полученного бульона в чистую пробирку, разбавьте его равным объёмом раствора щелочи  и добавьте 4-5 капель раствора сульфата меди (II). О чём свидетельствует красно-фиолетовое окрашивание раствора?

Опыт №2. Немного хорошо измельченной рыбы прокипятите с водой. Отлейте 2мл полученного раствора и добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты и нагрейте до кипения. В охлажденный раствор прилейте несколько капель концентрированного раствора гидроксида аммония. О наличии, какого вещества в рыбе свидетельствует желто-оранжевое окрашивание раствора?

Опыт №3. Налейте в пробирку 1мл молока, добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты и  нагрейте до кипения. В охлажденный раствор прилейте несколько капель концентрированного раствора гидроксида натрия. Сделайте вывод по результатам  эксперимента. Оборудование: Пробирки, фильтровальная бумага, яичный белок, мясная вытяжка, желатина, концентрированная азотная кислота, раствор едкого натра или аммиака, раствор сульфата меди(II), раствор щелочи.

  Занятие  2. Липиды простые и сложные

· Подготовить сообщение о роли жиров и липидов в организме человека.

· Провести исследование: «Определение содержания жиров в семенах растений»

·      Провести исследование пищевых продуктов.

2.2. Липиды. Липиды – важнейший компонент пищи. Строение и классификация липидов. Основные карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Природные жиры: ацилглицерины, воски. Сложные липиды: фосфолипиды. Функции липидов в организме. Роль липидов в пищевой технологии, физиологическая ценность полученных продуктов питания. Содержание холестерина в пище. Основные превращения липидов: гидролиз, переэтерификация, гидрогенизация. Пищевая порча жиров: автокаталитическое и ферментативное прогоркание. Пищевая ценность масел и жиров. Биологическая активность и суточная потребность растительных и животных жиров. Превращения липидов при производстве продуктов питания.

Практическая работа №3 Обнаружение жира в животных и растительных тканях.

Задание 1. Качественная реакция со спиртовым раствором судана III

Спиртовой раствор судана III служит качественным реактивом на жиры и позволяет обнаружить их наличие в тканях животных и растительных организмов. Характерное окрашивание в различные оттенки красного цвета свидетельствует о наличии жиров.

Оборудование: Семена льна, подсолнечника, растительное масло, кусочки жирного мяса, пробирки, штатив, стакан, предметное стекло, лезвие, спирт (30 мл), судан III.

Практическая работа №4 Исследование пищевых продуктов.

Задание 1: определить  в предложенных пищевых продуктах    наличие жиров (по растворимости), экспериментально   доказать пригодность растительного масла.

 Реактивы: 10% подкисленный раствор перманганата калия, пищевые продукты: сливочное и растительное масло.

Ход эксперимента:

Опыт №1К 1 г сливочного масла добавьте 2мл воды и полученный раствор подогрейте. Что происходит?  К раствору жира добавляйте по каплям подкисленный раствор перманганата калия, фиксируя количество капель. Сделайте вывод о химическом составе   животного жира.

Опыт №2.  К 1 мл растительного масла (оливковое) добавьте 2мл  воды и полученный раствор подогрейте. Сделайте вывод об отношении жиров к воде.   К раствору жира   добавляйте по каплям подкисленный раствор перманганата калия, фиксируя количество капель. Сделайте вывод о химическом составе растительного жира.

Опыт №3. В пробирку с растительным маслом, у которого истёк срок хранения, добавляйте по каплям  подкисленный раствор перманганата калия, фиксируя количество капель. Что вы наблюдаете?

Занятие 3. Углеводы, их роль в питании.

·                    Подготовить сообщение об углеводах.

·                    Провести практическую работу: «Качественные реакции на присутствие углеводов».

2.3. Углеводы. Строение, классификация и свойства углеводов. Моносахариды: гексозы, пентозы. Гликозиды в природе.  Полисахариды: мальтоза, сахароза, лактоза, крахмал, амилоза,  амилопектин, гликоген, клетчатка, гемицеллюлозы, пектиновые вещества.  Содержание полисахаридов в пищевых продуктах. Превращения углеводов в технологических процессах изготовления кондитерских изделий. Пищевая ценность углеводов. Потребность человека в углеводах.

Практическая работа №5 Обнаружение крахмала в растительных продуктах.

 Задание 1:Качественная реакция крахмала с йодом

Характерная сине-фиолетовая окраска свидетельствует о наличие крахмала в продукте.

Оборудование: раствор йода, раствор крахмала, клубень картофеля, зеленое яблоко, семена пшеницы, бобы.

Задание 2: определить  в предложенных пищевых продуктах   наличие углеводов с помощью характерных реакций.

Реактивы: 10% растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), спиртовой раствор йода, пищевые продукты: свежий виноград, мёд, конфеты или кетчуп.

Ход эксперимента:

Опыт №1. Выжмите из винограда сок,  разбавьте его вдвое водой и прилейте к полученному раствору  равный объём щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II). Нагрейте  пробирку со смесью. Что вы наблюдаете? О наличии какого углевода в винограде свидетельствует изменение окраски осадка.

Опыт №2. В пробирку к 3-4 каплям раствора сульфата меди (II) прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавьте раствор меда и смесь взболтайте. Как изменилась  окраска раствора? Какой углевод входит в состав меда?

Опыт №3. Поместите в пробирку небольшое количество шоколадной массы конфеты, разбавьте небольшим количеством воды и добавьте каплю спиртового раствора йода. Какие изменения наблюдаются? О чём свидетельствует изменение окраски?

Тема 3.  Вода и растворы, их влияние на здоровье человека. Минеральные вещества»

Минеральные элементы. Макро- микро- и ультрамикроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов (кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо и др.). Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы.

Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Структурированная вода (магнитная, талая и др.).

Практическая работа №6. Определение содержания зольных элементов в растительных продуктах питания. Приемы озоления. 

Практическая работа №7. Определение содержания кальция, фосфора, железа, магния и других элементов. Содержание нитратов и нитритов.

Практическая работа №8. Определение общего содержания воды в биологических объектах (семена, овощи, плоды, травы).

Тема 4. «Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» (4 часа)

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро- и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов.

Авитаминозы и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность.

Ферменты в живом организме. Их характеристика, классификация и основные свойства. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи. Автолиз. Особенности выделения ферментов, методы их определения и изучения свойств.

Занятие 1. Качественные реакции на основные витамины.

Практическая работа№9 Определение содержания витаминов в различных продуктах питания. Количественное определение аскорбиновой кислоты и каротинов. Исследование изменения содержания витаминов в продуктах питания при термической и других видах обработки.

Практическая работа№10 Определение наличия ферментов в пищевых продуктах. Получение ферментных препаратов и изучение основных свойств ферментов. Изучение изменения активности ферментов при кулинарной обработке пищевых продуктов

Занятие 2. Витамины, их роль в питании

Семинар: «Кирпичики жизни» – многообразие и роль витаминов и минеральных веществ в жизни человека».

Основные вопросы:

·         Витамины. История открытия.

·         Многообразие витаминов. Их основная функция в организме.

·         К чему может привести избыток или недостаток витаминов в организме?

·         Для чего необходимы минеральные вещества?

Проект: «Сколько в яблоке витамина С?»

·         Роль витамина С в организме человека.

·         Основные источники витамина С.

·         Определение содержания витамина С.

·         Создание проспекта и презентации.

Подведение итогов по теме:        Защита проекта.

 2.4. Витамины — биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Они выступают в качестве специфических регуляторов физиологических и метаболических процессов (роста, поддержания нормального кроветворения, половой функции, работы нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и т. д.). Витамины выполняют чрезвычайно важную роль в обеспечении иммунитета, защите организма от неблагоприятных факторов.

   Витамины не образуются в организме и поступают с пищей. Они содержатся в подавляющем большинстве продуктов питания, в том числе и в овощах и фруктах. Содержание витаминов в пищевых продуктах значительно ниже, по сравнению с жирами, белками и углеводами — 0,1—100 мг на 100 г продукта. Однако и потребность организма в витаминах в количественном выражении тоже ниже. Так, суточная норма витамина А для подростков составляет — 1 мг, витамина В — 1,5 мг и т. д. При этом даже небольшая нехватка витаминов в организме может приводить к возникновению серьезных функциональных нарушений.

   Витаминная недостаточность может быть обусловлена разными причинами. Ряд из них связан с нерациональным построением пищевого рациона, длительным и неправильным хранением продуктов, нерациональной кулинарной обработкой, приводящей к разрушению витаминов. Вторая группа причин связана с нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменными нарушениями. Третья группа обусловлена угнетением микрофлоры кишечника, продуцирующей ряд витаминов (из-за болезней желудочно-кишечного тракта, использования лекарств).

   Различают несколько форм витаминной недостаточности, в зависимости от ее глубины и тяжести: авитаминоз, гиповитаминоз, субнормальная обеспеченность витаминами.

   Авитаминоз и гиповитаминоз, характеризующиеся полным или существенным истощением витаминных ресурсов организма, сегодня встречаются довольно редко. Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами. Она не сопровождается выраженными нарушениями и функциональными расстройствами, однако заметно снижает иммунитет, физическую и умственную работоспособность, увеличивает сроки выздоровления, способствует обострению хронических заболеваний. Недостаточность той или иной группы витаминов может проявляться и в виде специфических симптомов, например, сухости кожи при нехватке витамина А, кровоточивости десен при нехватке витамина С и т. д.

   Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах:

   — рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов;

   — рациональная кулинарная обработка продуктов (плоды и овощи промывают в цельном, а не нарезанном виде, закладывают овощи в кипящую воду, варят в кастрюле под плотно закрытой крышкой, не хранят долго очищенные и вымытые овощи или фрукты и т. д.);

   — дополнительное снабжение детей и подростков витаминами. Особенности питания современных детей не обеспечивают их потребность в основных витаминах только за счет питания. Компенсировать эту нехватку можно благодаря продуктам, обогащенным витаминами, приемом поливитаминных препаратов.

  2.5.  Еще один важный аспект здорового питания связан с полноценностью минерального, в том числе микроэлементного, состава пищи.

   Минеральные вещества участвуют в построении органов и тканей организма, обеспечивают нормальное функционирование клеток, участвуют в водном обмене, регуляции работы многих ферментов. Так же, как и витамины, минеральные вещества не образуются в организме и обязательно должны поступать с пищей.

   Минеральные вещества, в зависимости от их содержания в организме, делят на макроэлементы (содержание в организме до 1,2 кг) — натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты; микроэлементы (до 1000 мг) — железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и т. д.

   Так, содержание кальция в организме взрослого человека составляет 1,2 кг. Кальций наряду с фосфором и белком составляет основу костной ткани. Поэтому его достаточное поступление — обязательное условие нормального роста детей и подростков.

   Кальций участвует в процессах свертывания крови, в работе мышц, в том числе и сердечной мышцы. Недостаток кальция в детском и подростковом возрасте может стать причиной развития остеопороза у взрослого человека.

   Суточная потребность в кальции у подростка оказывается выше, чем во все остальные возрастные периоды и составляет 1200 мг в сутки. Это связано с высокой скоростью роста. Основные источники кальция — молоко, молочные продукты (особенно сыр и творог, которые содержат кальций в легкоусвояемой форме и в оптимальных соотношениях с фосфором).

   Железо относится к группе микроэлементов. Железо является составной частью гемоглобина — белка крови, обеспечивающего транспорт кислорода в организме. Потребность организма в железе у подростков — 10—18 мг. Недостаток железа вызывает нарушение окислительно-восстановительных реакций в тканях, ведет к снижению работоспособности, быстрой утомляемости. К сожалению, сегодня анемия (нехватка железа) широко распространена среди детей дошкольного и школьного возраста, в некоторых регионах может составлять 30—40%.

   Источники железа — печень, почки, гречневая крупа, зернобобовые, айва, инжир, кизил, персики, яблоки. Следует отметить, что усвоение железа организмом зависит от формы, в которой железо присутствует в продукте. Лучше усваивается железо, содержащееся в животной пище — мясе, рыбе, печени. Поэтому исключение из рациона питания мясных и рыбных продуктов может стать причиной развития анемии.

   Для того чтобы организм был обеспечен всеми необходимыми веществами, полноценный рацион питания подростка 13—14 лет должен включать в себя следующие группы продуктов:

Продукты Количество в гр. Молоко и кисломолочные пр. 500 Творог и творожные изделия 45 Сметана 10 Сыр 10 Мясо 170 Рыба 50 Яйца 1 шт. Хлеб ржаной 100 Хлеб пшеничный 200 Крупа (макаронные изделия) 50 Сахар, кондитерские изделия 80 Масло сливочное 30 Масло растительное 15 Картофель 250 Другие овощи 300 Фрукты, ягоды 150—500

   Конечно, ежедневно все перечисленные продукты не могут быть использованы в питании. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар)), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) может включаться 2—3 раза в неделю.

При реализации темы необходимо обратить внимание учащихся на следующее:

   • Организм человека нуждается в разнообразных пищевых веществах, витаминах и минералах. Их источниками являются различные продукты питания. Поэтому правильное питание обязательно должно быть разнообразным.

   • Важным условием сохранения здоровья является регулярность в получении организмом пищевых веществ. Человек не может «за один раз» на большой срок обеспечить себя белками, жирами, углеводами, витаминами. Необходимо, чтобы еженедельный рацион содержал все необходимые питательные компоненты.

   • Организм человека нуждается в разном количестве тех или иных пищевых веществ. Избыток одного пищевого вещества в рационе не способен компенсировать недостаток другого.

   • Причиной нарушений в работе организма может стать не только недостаток минеральных веществ и витаминов, но и их избыток.

Определение витамина  С в  соках, фруктах и молоке и др. продуктах.

Цель работы: качественное и количественное определение витамина С в соках, фруктах и молоке.

Реактивы: 5%-ный р-р йода, 1 мл ко­торого соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты, свежеприготовленный р-р крах­мала, соляная кислота (1 : 1).

 Ход работы

1. Разбавить водой 20 мл апельсинового или лимонного сока до объёма 100 мл. Добавить немного крахмала, затем по каплям добавлять раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания. Если содержание витами­на С очень мало, то надо разбавить раствор йода водой в 40 раз, при этом получится 0,125%-ный раствор, 1 мл которого соответ­ствует 0,875 г аскорбиновой кислоты.

2. Тонким ножом из нержавеющей стали вы­резать из предварительно взвешенного ябло­ка пробу в виде ломтика, от кожуры до серд­цевины с семечками. Перенести в фарфоро­вую ступку с разбавленной соляной кислотой и тщательно растереть пестиком. Добавить раствор крахмала и титровать раствором йода. Взвесив ещё раз яблоко без ломтика, определить содержание витамина С на 100 мг продукта.

3. Докажите наличие  содержания витами­на С в свежем молоке, хра­нившемся в течение суток в холодильнике, оттаявшем замороженном и из пакета.

4. Сделайте вывод о содержании аскорбиновой кислоты в пищевых продуктах. В каких продуктах содержится больше витамина С? Определите зависимость содер­жания витамина С от условий и срока хране­ния продукта. Влияют ли условия хранения и обработ­ки продуктов питания на содержание вита­мина С?

Тема 5. Физиологический аспект рационального питания(3 часа)

Основные вопросы

  • Этапы пищеварения.
  • Энергетический баланс питания.
  • Как рассчитать калорийность рациона питания?

Практическая работа№11.   Расчёт калорийности рациона питания.

Задание 1. Определите энергетическую ценность хлеба, если известно, что в 100 г его содержится 8,1 г белков, 0,9 г жира, 47,0 г углеводов.

Задание 2. составьте суточное меню. Пользуясь таблицей, этикетками продуктов,  таблицей химического состава пищевых продуктов рассчитайте энергоёмкость вашего завтрака, обеда и ужина, а затем суммарную калорийность суточного рациона.

Задание 3. Составьте свой режим дня. Рассчитайте энергозатраты в течение суток.

Задание 4. Сопоставьте рассчитанную вами калорийность суточного рациона с величиной суточных энергозатрат. Скорректируйте составленное вами меню, если энергозатраты существенно превышают энергитическую ценност рациона.

  Занятие  РЕЖИМ ПИТАНИЯ

   Задачи:

   • Дальнейшее развитие представлений учащихся о роли режима питания для здоровья человека.

   • Знакомство учащихся с различными вариантами организации режима питания.

   • Формирование готовности соблюдать режим питания, формирование умения планировать свой день с учетом требований к режиму питания.

   Основные понятия: режим питания, варианты режима питания, регулярность,

   Формы реализации темы: самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект, мини-лекция.

   Соблюдение режима — один из основных принципов правильного питания, важное условие сохранения здоровья. Так как пища покидает желудок примерно через каждые 4—5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. При более частом приеме пищи может снижаться аппетит или развиваться ожирение. При 3-разовом питании в каждый прием приходится употреблять большее количество пищи, которая сложнее переваривается.

   Режим питания школьника должен учитывать его образ жизни — интенсивность учебной нагрузки, занятия спортом, посещение кружков и курсов и т. д. — и от его распорядка дня. Однако важно стремиться к тому, чтобы у подростка вырабатывалась привычка есть в одно и то же время.

   Современные школьники основное время проводят в школе, поэтому организация горячего питания в образовательном учреждении — важный фактор сохранения здоровья детей и подростков.

   Распределение калорийности суточного рациона при разных режимах питания

   Для каждой возрастной группы школьников существуют определенные объемы пищи, которые позволяют обеспечить чувство насыщения. Так, объем порций для обеда подростка 12—13 лет составляет: суп — 300—350 г, каши — 200 г, гарнир на вторые блюда — 250—270 г, чай, кофе, компот, кисель — 200 г. На ужин первое блюдо — 300—350 г, второе блюдо — 200 г.

   Важно обратить внимание учащихся на следующее:

   • Существуют различные варианты организации режима питания, позволяющие учитывать характер занятости человека, его образ жизни. Однако в любом случае режим должен обеспечивать регулярность питания.

   • Суточный рацион питания включает в себя определенное количество жидкости, которое человек должен получить в течение дня. Различные напитки являются одной из необходимых составляющих рациона.

   • Занятие «Режим питания»

   Этапы:     Подготовка:   Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задание «варианты режима питания».

   1) Мини-лекция     Педагог или кто-то из учащихся предоставляет информацию о роли и значении режима питания для здоровья человека

   2) Работа в группах.    Учащимся предлагается распределиться по группам из 4—5 человек. Каждая группа выполняет задания. Итоги выполнения обсуждаются.

      В конце педагог предлагает каждой из групп выбрать тот или иной полезный напиток (соки, морс, молоко и т. д.). Задача группы — собрать интересный материал об этом напитке. На основании полученных данных в классе готовится стенгазета.

   • Задание «Мой режим питания»      Рациональное питание школьников

  Ваша цель при изучении нового материала – выявить, какое питание является правильным.

    Рациональное питание строится с учетом пола, возраста, характера трудовой деятельности, климатических условий и индивидуальных особенностей.

Сбалансированное питание предусматривает оптимальное для организма человека соотношение  в суточном рационе белков, жиров, углеводов. Как вы думаете меню младенца и взрослого человека, южанина и северянина  одинаковы?

Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4. Как вы думаете почему?   В сутки подросткам нужно употреблять следующее количество белков, жиров и углеводов:  белков 100г, жиров 100г, углеводов 400г. (см. таблицу 1).

В понятие  режим питания  входят кратность,  время приема пищи в течение дня. Необходимо питаться в одно и тоже время. Промежутки между  приемами пищи не должны превышать 4-5 часов.      Какой совет о завтраке, обеде и ужине дается в известной поговорке? («Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу.»)  Почему?    Сколько раз в день рекомендуется питаться? 

                                                                                                                                     Таблица 1

 

Возраст детей

Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки

Рекомендуемая величина потребления белка, г/сутки

Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки

Рекомендуемая величина потребления углеводов

общее количество

в том числе животного

11-13 лет (мальчики)

2400-2700

84-102

51-61 (60%)

80-96

324-378

11-13 лет (девочки)

2300-2500

81-94

49-56 (60%)

77-89

311-350

14-17 лет (юноши)

2800-3000

98-113

59-68 (60%)

93-107

378-420

14-17 лет (девушки)

2400-2600

84-98

50-59 (60%)

80-92

339-384

    Наша следующая задача – рассчитать, сколько должно быть каждого пищевого компонента в завтраке.

Диетологи расчет ведут по следующей формуле:

                   100 – 100%

                    Х -    25%             Х =  (100 х 25) : 100 = 25

  Мы  рассчитали, что белка на завтрак приходится   25г, жиров  - 25г, углеводов  - 100г.

  Цель нашей следующей работы посчитать, с помощью  таблицы продуктов,   сколько белков, жиров, углеводов содержится в завтраке,  который вы составили. И не забывайте, что в таблице представлено количество пищевых компонентов на 100 грамм продукта.

А если у вас, например, 160г  баранок  то нужно считать так,  белок на 100 г. -  8,6 г     8,6 : 100 * 160= 13, 76.Рассчитываем все продукты и потом количество белков  складываем.

    Соответствует ли рациональному питанию количество пищевых компонентов в вашем меню?

    К чему приводит чрезмерное употребление  белков?  Жиров?  Углеводов?  А также их недостаток?

  Рассчитать количества пищевых компонентов на отдельный прием пищи.    Практикум:  Составить меню и определить количества пищи.

  1. Подсчитать количество белков, жиров, углеводов.
  2. Если количество компонентов не соответствует норме, то изменять нужно количество пищи и состав.

Класс делится на три группы, которым  предстоит выступить в качестве детских диетологов. Им предлагается список продуктов.

Цель: составить из продуктов, предложенных в списке завтрак. 

          Учащимся предлагается обсудить следующие вопросы: почему и что может им помешать вовремя позавтракать, пообедать, поужинать и т. д? Что можно сделать, чтобы, несмотря на эту причину, не нарушать режим питания? Как они сами оценивают свой режим питания? Как можно изменить свой режим питания, чтобы он стал более рациональным? Меняется ли их режим питания в каникулы? Почему?

Занятие 2. Рациональное питание и здоровье человека.
1. Какое значение имеет сбалансированное питание для сохранения здоровья человека?
2. Назовите основные принципы правильного питания
3. Существует ли взаимосвязь между несбалалансированным питанием и возникновением болезней?
4. Какая взаимосвязь между возрастом, профессией и рационом?
5. Какие продукты содержат железо?
6. Какие растения можно применять для профилактики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы?

Рациональное питание
     Рациональное питание тесно связано с традициями, образом жизни, психическим состоянием
человека. "Через питание осуществляется интимная связь с природой", говорил Мечников, оно меняется с изменением природы. Пища – самый мощный фактор окружающей среды. Недооценка её влияния губительна для организма. День за днём правильный или неправильный пищевой выбор формирует наше здоровье, качество и продолжительность жизни.
     Чрезвычайно важным условием питания современного человека является осознанное насыщение диеты витаминами, минералами, контроль за их потреблением. Здоровая кожа, красивые волосы и ногти, устойчивость к болезням и стрессу, хорошее пищеварение, острый слух и зрение, бодрость днём и крепкий сон ночью – всё это невозможно без достаточного потребления с пищей веществ – биорегуляторов. Давно известно, что при их отсутствии быстро нарушается взаимодействие и слаженная работа 70 триллионов клеток тела человека.
Дефицит витаминов и минералов настигает в наши дни не только тех, кто беден, но и вполне обеспеченных людей. Причина тому – сопутствующие болезни, вредные привычки, неблагоприятная экология и др. факторы. Они заметно увеличивают потребность в биологически активных веществах, повышают требования к диете.
     Оптимальное питание должно быть  индивидуализировано в соответствии состоянием,  здоров или болен человек, в каком состоянии в данный момент женщина – беременная, кормящая.
     Смысл сбалансированности питания в том, что все пищевые вещества должны соответствовать потребности организма и соотносится между собой.

Тема 6. «Загадочная буква Е» – роль пищевых добавок в жизни человека.

Основные вопросы

  • Что такое пищевые добавки?
  • Маркировка пищевых добавок.
  • Неоднозначная роль пищевых добавок в жизни человека.

Практическая работа

Создание информационного бюллетеня: «Что скрывается за буквой Е?»

  • Ассортимент пищевых добавок.
  • Сбор и анализ данных по маркировке этикеток пищевых продуктов.
  • Разработка макета информационного бюллетеня.

Подведение итогов по теме

Составление списка продуктов свободных от вредных пищевых добавок.

Тема 7 Что нужно знать о пищеварении.

Принципы питания
1.Энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергетическим затратам. Превышение энергетической ценности приводит к избыточному весу. Дефицит к недостаточному весу. Показатель соответствия – индекс массы тела (ИМТ). ИМТ=масса в кг./ (рост в м.)*(рост в м.) нормальная граница находится в пределах 18,5–25.  Избыточная масса тела влияет на продолжительность жизни.. Так идеальным индексом можно считать цифру ИМТ=22, ИМТ= 29 следует озаботиться, д.б. повышены энергозатраты.

2.Сбалансированность по пищевым веществам:
     a)калорийность рациона, б)внутренняя сбалансированность.
Так если рацион в 2000 ккал. Принять за 100% на белки должно приходиться 11–12%, на жиры – 30%, на углеводы 58–59%.
3. Сбалансированность внутри белковых компонентов. На белок животного происхождения в детском рационе должно приходится 60%, у взрослого 50%. Самые высокие нормы белка – в Великобритании 63%, в России 84–71 грамм.
4. Жировой компонент. На жиры растительного происхождения должно приходится до 30% от общего количества жира. В пищевой рацион должны быть включены полиненасыщенные жирные кислоты, сливочное масло, линоленовая, линолевая, арахидоновая (в чистом виде в парном молоке, в свином сале). Линолевая кислота нормируется так как без неё не может расти человек. Это кислоты – АМЕГА–6, АМЕГА–3 выделены из жира рыб. Они необходимы в питании сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда (лучше рыба северных морей). Растительный жир действует комплексно за счёт содержания фосфолипидов, стеринов, поэтому его должно быть  1/3 или около 2 столовых ложек. Животного жира содержится в продуктах животного происхождения (мясо, колбаса).
5. Углеводный компонент не однороден. Углеводы содержатся в зерновых, в фруктах и в овощах. Основной состав в них 70% крахмал и дисахара, остальные 20%, приходится на пищевые волокна. Прочие сахара составляют 10%. В пищевом рационе детей должно присутствовать 20 грамм, у взрослых – 40 грамм.

     Пищевые волокна – целлюлоза (клетчатка) гемицеллюлоза, пектиновые вещества, очень важны для нормальной деятельности кишечника, так как без них не может нормально развиваться кишечная микрофлора. ПВ стимулируют деятельность ЖКТ, адсорбируют на себе жирные кислоты, не позволяя им повторно включаться в цикл холестерина. Пиктиновые вещества адсорбируют соли тяжёлых металлов, способны желироваться в разных состояниях. Пектиновые вещества формируют каловые массы, удерживают воду. Запор – отсутствие или малое количество стула (в норме не менее 100 грамм).Наилучшими средствами являются яблочное пюре, свекольное пюре, затем по убыванию эффекта: яблочный, яблочно-морковный, клюквенный.

Заболевания, которые связаны с питанием, называются алиментарными
1. Группа специфических заболеваний, связанных с недостатком или избытком пищевых веществ.Гиповитаминозы – дефицит витаминов. (Бери-бери, В12 – дефицитная анемия). Заболевания, связанные с недостатком минеральных веществ:     – недостаток йода – заболевания щитовидной железы,
– недостаток селена – болезнь Кашана,  недостаток фтора – кариес, – дефицит железа вызывает железодефицитные анемии.  Белковоэнергетическая недостаточность–Квашиоркор.     Болезни избыточного питания – флюороз, гипервитаминоз А, Д.

2. Группа неспецифических заболеваний, где питание выступает как фактор риска (ожирение, онкология, сердечно-сосудистая патология, сахарный диабет).
     Поговорка "Если отец болезни не известен, то матерью её является питание".
     Вести здоровый образ жизни можно в любом состоянии здоровья. Интересны и современны слова Цельса  в 800 г. Диета – называется образ жития, всё, что относится к сохранению жизни и здоровья, ибо не надлежит думать, что это пища и питиё, сон и бодрствование, душевные страсти. В любую диету должен быть вход. Шелтон развивает тему раздельного питания. Смысл в том, что углеводы в пище не должны смешиваться с белками. К мясным блюдам должны быть овощи, элементы раздельного питания, т.к. это обусловлено ферментной системой ЖКТ.    
Для диабетиков   лучше – гречка и овсяная крупа. Всё рафинированное и кондитерские изделия лучше убирать. Так для студентов более приемлема углеводно-жировая направленность пищевого рациона.
Например: утро 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%.    Человеку умственного труда лучше дневной рацион построить следующим образом – 1-й завтрак – 20%, 2-й завтрак – 15%, обед – 30%, ужин – 35% . В местах проживания с жарким климатом калораж завтрака и ужина должен быть равным.
     Стресс – химический ответ организма на информационный дисбаланс среды. Стрессовую реакцию вызывает недостаток информации в условиях дефицита времени для принятия решения. Ты родился оригинальным не умри - копией (Библия).

     Для долгого и правильного функционирования сердечно-сосудистой системы нужно в питании человека ограничить потребление соли до 2 граммов в день (1 чайная ложка); употреблять меньшее количество уксуса, кетчупа, горчицы; ввести в рацион больше калия (изюм, курага, молоко, рыба, лук, чеснок), клетчатки (овсянка, овощи, фрукты), полезных растительных масел и молочных продуктов; умеренно употреблять кофе.

Как питаться для поднятия гемоглобина
Железосодержащие продукты: Утка, говядина (особо полезно красное мясо), печень и другие органы (для частого употребления не рекомендуется, но изредка, для разнообразия диеты, вполне допустимо), устрицы (только в вареном виде), сардины, иерусалимские артишоки, капуста, зелень репы, тыква, картошка в мундире, шпинат, морская капуста, из бобовых – зелёный горошек, фасоль, cоевые продукты, сухофрукты.

Хорошо каждый день есть гранаты, зелёные яблоки, морковь, петрушку, гречневую кашу, курагу. Факты о железе: Железо бывает 2 видов: heme (содержится в мясе) усваивается организмом намного легче, чем non-heme железо (содержащееся в зернах, фруктах и овощах).  Витамин С помогает организму усвоить железо. Он содержится в цитрусовых фруктах и соках, помидорах, дыне, сладком перце, картошке, поэтому рекомендуется активно включать эти продукты питания во время потребления "железных" продуктов.

Рекомендуется включать в дневной рацион обогащённые железом хлеб и каши.

     Животное железо адсорбируется легче всего, поэтому основная рекомендация после сильного кровотечения или при беременности и кормлении – есть говядину.      А сухофрукты, хотя и являются источниками железа, НЕ содержат их в таком уж большом количестве, учитывая то, что из растительных источников железо впитывается только до 15% и менее!

Занятие . Энергозатраты  организма и нормы питания

Задачи:

   • Формирование представления о пище как источнике энергии для организма, знакомство учащихся с понятием «энергетическая ценность» пищи.

   • Формирование представления об энергетической ценности различных продуктов питания.

   • Развитие представления об адекватности питания, его соответствия весу, росту, возрасту, образу жизни человека.

   • Расширение представления о том, как питание может повлиять на внешность человека.

   Основные понятия: калория, калорийность, энергия пищи, высококалорийные и низкокалорийные продукты.

   Формы реализации темы: мини-лекция, самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект.  

   Пища, которую мы едим, служит для нашего организма не только источником пластического материала для роста и развития, но и обеспечивает организм энергией.

   Измеряется энергия в калориях и килокалориях. 1 калория — количество энергии, которое необходимо для того, чтобы увеличить температуру 1 г воды на 1 градус. 1 килокалория равна 1000 калориям.    На что расходуется энергия пищи?

   Прежде всего, она используется для поддержания жизнедеятельности организма, работы его органов. Количество калорий, которое расходуется организмом в состоянии полного покоя, составляет основной обмен.

   Интенсивность основного обмена изменяется с возрастом. Так, у ребенка в 1,5 года в час на 1 кг веса расходуется 2,5 ккал в 9 лет — 1,5 ккал, а в 16 лет — 1 ккал. У взрослого человека она оказывается еще меньше. Высокая интенсивность основного обмена в детском и подростковом возрасте связана с ростом и развитием, созреванием организма.     Однако основной обмен не исчерпывает всех потребностей организма, он составляет лишь четверть общих энерготрат.       Потребность в энергии зависит от образа жизни человека, его активности в течение дня. Ребята, обратите внимание как я провожу расчет энергетического баланса для девушки 15 лет массой - 52 кг , ростом - 160 см.

Используя данные, определяем основной обмен за сутки, суммируя первое и второе число: 1016 + 4838= 5854 кДж;

1. Вычисляем основной обмен за час: 5854:24=244 кДж.

2. Определяем общий обмен. Для этого основной обмен за 1 час умножаем на число часов сна, занятий в школе, прогулки и т.д. Сумма всех энергетических затрат составит общий обмен.

Сон:                                             244 х 8= 1952 кДж.

Занятия в школе:                       244 х 6= 1464; 1464 х 0.45 = 659; 1464+659 = 2123 кДж.

Занятия дома:                     244 х 2.5 = 610; 610 х 0.6 = 366; 610 + 366 = 976 кДж.

Прием пищи:                                  244 х 1.5 = 366; 366х 0.15 = 55; 366 = 55 = 421 кДж.

Общение дома, в школе:               244 х 2.5 = 610; 610 х 0.30 = 183; 610 + 183 = 793 кДж.

Прогулка, дорога в школу:                 244 х 2.5= 610; 610 х 1.5. = 915; 915 + 610 = 1525 кДж.

Занятия спортом:                                244 х 1 = 244; 244 х 4 = 976; 976 +244 = 1218 кДж.

Общий обмен:          1952 + 2123 + 976+ 421 + 793 + 1525 + 1218 = 9008кДж.

3. Определяем количество белков, жиров, углеводов, необходимое данной девушке в сутки, используя соотношение 1:1:4 и знание того, что в возрасте 15 лет на 1 кг. Веса требуется 2 гр.белков. Получаем: белков - 104 гр., жиров - 104 гр., углеводов - 416 гр.

Определяем количество энергии, заключенное в данном количестве веществ:

(104 х 17.2) + (104 х 39) + (416 х 17.2) = 13000 кДж.

4. Сравним: общий обмен 9008 кДж и количество, полученной энергии 13000кДж. Значит, девушке необходимо существенно скорректировать количество потребляемых углеводов и жиров относительно вычисленных 416 и 104 гр. Ей необходимо: 104 гр. Белков - 1789 кДж, оставшиеся 9008 - 1789 = 7219 кДж, необходимо "употребить" в виде жиров и углеводов, соотношение которых в рационе должно быть 1:4., жиров 1444 : 39 = 37гр.,    Углеводов 5775 : 17.2 = 336 гр.в сутки,можно рассчитать суточный рацион питания для девушки, учитывая, что ей необходимо: 104 гр. белков, 37 гр. жиров, 336 гр. углеводов.

Приложения   Составление пищевого рациона.

Учитывая соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4 и приемлемых для вашей семьи наборов продуктов составляется меню четырехразового питания так, чтобы на завтрак, обед, полдник и ужин приходилось соответственно 25%, 50%, 15%, 10% суточного рациона.     Деятельность ученика: самостоятельное выполнение практической работы, с записью в тетрадях

Деятельность учителя: подводя итог урока, читается шуточная "Ода нормам питания".

"Здоровый дух живет в здоровом теле"
Да, духом жив в природе человек:
Они: "не сладко пили, сытно ели..,"
Но мудрость пронесли из века в век!
Достались нам обряды их, ремесла,
Как хлеб трудом насущным добывать,
Охотиться на дичь, или на веслах
В прибрежных водах рыбу промышлять.
Отсюда и традиции: что кушать!
Жаркое, фрукты, рис - там, где жара:
Сырое мясо, жир с оленьей туши -
Там, где мороз, полгода ждут утра.
Чай с бутербродом, фрикадельки в супе,
Иль шницель скушать?
Кто что предпочтет:
Но в порциях к столу продуктов нужных
Пусть каждый по потребности возьмет.
8 Нормальный "стол" - забота о здоровье
Детей - подростков, юношей - солдат,
Шахтеров, шоферов - не так то просто
Учесть калории физических затрат.
Расход энергии по возрасту
С таблицей согласно росту и занятьям сосчитать:
И сколько " килоджоулей" в той пицце,
Иных продуктах в сутки потреблять!
"Съешь завтрак сам,
Обедом поделись ты с другом,
Ужин - пусть врагу!..."
Здоровой жизнью, чтобы насладиться,
Скажи себе, подросток, " Я - смогу!"
   При реализации темы важно обратить внимание учащихся на следующее:

   • Различные продукты питания обладают не только разной пищевой, но и разной энергетической ценностью. Высококалорийные продукты не должны составлять большую часть ежедневного рациона питания, так как это может привести к появлению избыточного веса.

   • На здоровье негативно отражается не только излишняя полнота, но и излишняя худоба человека. Существуют определенные физиологические нормы веса для людей разного возраста. Стремление человека похудеть должно быть оправданным. Стремление снизить вес в угоду моде приведет к ухудшению здоровья, что, в свою очередь, отразится на внешности.

   • Вес тела и строение фигуры человека во многом зависят от его индивидуальных физиологических характеристик. В подростковом возрасте фигура формируется, и занятия спортом, правильное питание способствуют гармоничному физическому развитию.

   • Занятие «Энергия пищи»

   Оборудование: таблицы «Расход энергии при разных видах деятельности», «Калорийность продуктов» в количестве 4—5 (по числу исследовательских групп).

   Этапы:

   1) Мини-лекция.    Педагог на основании информации в рабочей тетради (стр. 28—32) готовит мини-лекцию (15 минут), в которой дает объяснение основным понятиям темы.

   2) Работа в группах.      Учащиеся распределяются по группам. Каждая группа выполняет задания из рабочей тетради на стр. 29, 30, 32.

   После выполнения результаты обсуждаются.

   Во время обсуждения педагог еще раз обращает внимание подростков на то, какие продукты и почему могут считаться высококалорийными, а какие низкокалорийными, на что расходуется энергия пищи, как и почему меняется потребность в энергии с возрастом.

   3) Исследовательская работа «Вкусная математика»

   С помощью данных, приведенных в Информационной справке, педагог может организовать исследовательскую работу среди учащихся.

   Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает таблицы «Расход энергии при разных видах деятельности» и «Калорийность продуктов», а также задачу, которую нужно решить.     Учащимся предлагается оценить рацион питания сказочных героев, в зависимости от их образа жизни.    Например:

   «Иван-царевич в течение 3 часов бежал, а затем 2 часа плыл, пытаясь догнать сбежавшие из сказочного ларца сапоги-скороходы. Ему это удалось. Нужно определить, восполнит ли затраченную Иваном-царевичем энергию обед, приготовленный Василисой Прекрасной. Обед включал в себя борщ со сметаной (250 г), котлеты (200 г), гречневую кашу (200 г), компот (200 г). Вес Ивана-царевича — 75 кг».

   «Баба-Яга 5 часов провела, лежа на диване перед телевизором, и очень устала. Для того чтобы подкрепиться, она съела 5 пирожных и запила их 2 стаканами чая с сахаром. Соответствует ли питание Бабы-Яги ее энерготратам? Вес Бабы-Яги — 70 кг».     После того, как группы решают свои задачи, результаты обсуждаются.

Семинарское занятие №1 Состав пищи. Предупреждение пищевых отравлений.

Доклады и сообщения учащихся. Групповое и индивидуальное обсуждение докладов и сообщений учащихся по данной проблеме. Исследовательская работа

Семинарское занятие №2 Что нужно знать о пищеварении.

Круглый стол. Защита рефератов учащихся. Обсуждение вопросов по данной тематике.

Диагностическое  анкетирование «Изучение питания и здоровья одноклассников»

 

Сколько раз в день вы  едите?

5-6

3-4

1-2

1

 

Завтракаете регулярно? (Да или нет)

 

Плотно ли вы ужинаете? (Да или нет)

 

Время еды до сна (вечером)

 

Употребляете  ли вы молочные продукты? (Да или нет)

 

Едите ли вы в промежутках между едой? Что?

 

Питаетесь ли вы в столовой гимназии?

 

(за последний месяц) Для вас характерно: Нарушение работы эндокринной системы, сухость кожи, выпадение волос, ухудшение зрения, снижение внимания и замедление реакции (подчеркнуть)

 

Для вас характерно: Расстройство нервной системы, ухудшение зрения, заболевание органов пищеварения, кожные заболевания, нервные срывы и депрессии, снижение иммунитета. (подчеркнуть)

 

Для вас характерно: Слабость, быстрое утомление, бледность кожи, синюшность носа, губ, ушей, ногтей, растяжения, повышение холестерина в крови. (подчеркнуть)

 

Для вас характерно:  нарушение сердечной деятельности, напряженность в мышцах. (подчеркнуть)

 

Вы ощущали дискомфорт в желудке, расстройство пищеварения? (да, нет)

 

Вы употребляете такие продукты как газированная вода, сосательные конфеты, жевательные резинки?(подчеркнуть)

 

Вы когда-нибудь «сидели» на диете? (да или нет)

 

Как вы считаете, какой наиболее быстрый способ сбросить вес: голодание, раздельное питание, занятие спортом, другое ___________. (подчеркнуть)

 

Вы когда-нибудь болели :дисбактериозом, и авитаминозом (да или нет)

 

Ваш вес: не превышает норму, нормальный, превышает норму.  

 

Следят ли родители за вашим питанием? (да или нет)

 

 

Список литературы:

1.Аностасова А.П. «Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 1997 г.

2.Анохина В.С. и др. «Эксперименты и наблюдения на уроках биологии»: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 1998 г 37с.

3.Воронин Л.Г., Маш Р.Д. 2. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. – 1983.

4.Мамонтов С.Г. «Основы биотехнологии»: Учебные материалы для учащихся. –  М.: НИИ содержания и методов обучения, 1991 г.305 с.

5.Суворова Н.Н. «Человек и его здоровье». – Н. Новгород, 2002 г.126с.

6.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования»: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. – Самара: «Учебная литература». – 2006. – 176 с.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Проблема питания всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом

Пояснительная записка Проблема питания всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом

В третьей теме программы рассмотрены вопросы питания человека

В третьей теме программы рассмотрены вопросы питания человека

Интернета, мультимедийными пособиями

Интернета, мультимедийными пособиями

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план.

Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» ( 4часа)

Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» ( 4часа)

В словаре Ожегова — «нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма»

В словаре Ожегова — «нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма»

Но это в среднем. В каждом конкретном случае цифра эта может меняться — в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья

Но это в среднем. В каждом конкретном случае цифра эта может меняться — в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья

Собранная информация может быть использована для проведения общешкольного мероприятия, например

Собранная информация может быть использована для проведения общешкольного мероприятия, например

Занятие 2. Липиды простые и сложные ·

Занятие 2. Липиды простые и сложные ·

Оборудование : раствор йода, раствор крахмала, клубень картофеля, зеленое яблоко, семена пшеницы, бобы

Оборудование : раствор йода, раствор крахмала, клубень картофеля, зеленое яблоко, семена пшеницы, бобы

Семинар: «Кирпичики жизни» – многообразие и роль витаминов и минеральных веществ в жизни человека»

Семинар: «Кирпичики жизни» – многообразие и роль витаминов и минеральных веществ в жизни человека»

Особенности питания современных детей не обеспечивают их потребность в основных витаминах только за счет питания

Особенности питания современных детей не обеспечивают их потребность в основных витаминах только за счет питания

Масло растительное 15 Картофель 250

Масло растительное 15 Картофель 250

Задание 2. составьте суточное меню

Задание 2. составьте суточное меню

Мини-лекция Педагог или кто-то из учащихся предоставляет информацию о роли и значении режима питания для здоровья человека 2)

Мини-лекция Педагог или кто-то из учащихся предоставляет информацию о роли и значении режима питания для здоровья человека 2)

А если у вас, например, 160г баранок то нужно считать так, белок на

А если у вас, например, 160г баранок то нужно считать так, белок на

Смысл сбалансированности питания в том, что все пищевые вещества должны соответствовать потребности организма и соотносится между собой

Смысл сбалансированности питания в том, что все пищевые вещества должны соответствовать потребности организма и соотносится между собой

Запор – отсутствие или малое количество стула (в норме не менее 100 грамм)

Запор – отсутствие или малое количество стула (в норме не менее 100 грамм)

Животное железо адсорбируется легче всего, поэтому основная рекомендация после сильного кровотечения или при беременности и кормлении – есть говядину

Животное железо адсорбируется легче всего, поэтому основная рекомендация после сильного кровотечения или при беременности и кормлении – есть говядину

Общий обмен : 1952 + 2123 + 976+ 421 + 793 + 1525 + 1218 = 9008кДж

Общий обмен : 1952 + 2123 + 976+ 421 + 793 + 1525 + 1218 = 9008кДж

Здоровой жизнью, чтобы насладиться,

Здоровой жизнью, чтобы насладиться,

Диагностическое анкетирование «Изучение питания и здоровья одноклассников»

Диагностическое анкетирование «Изучение питания и здоровья одноклассников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017