Программа элективного курса по выбору
Оценка 4.8

Программа элективного курса по выбору

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
история
9 кл
17.01.2017
Программа элективного курса по выбору
Программа элективного курса по выбору «Неизвестные страницы мировой и отечественной истории» Автор-составитель Хабибуллин Ирзин Гильмуллович учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 1 с.Киргиз-Мияки Миякинского района РБ Стаж работы: 20 лет Высшая категория Уфа – 2008 I. Пояснительная записка 1. Актуальность и новизна Актуальность курса «Неизвестные страницы мировой и отечественной истории» определяется тем, что учащиеся должны понимать суть и причинно-следственные связи исторического процесса, его основные законы и тенденции, уметь анализировать и подвергать научной критике и сомнению любую поступающую историческую, социально-экономическую и социально-политическую информацию. Содержание курса не включено в программу средней общеобразовательной школы, но тем не менее является ценным с точки зрения развития у учащихся общего историко-обществоведческого кругозора и способностей анализировать и сравнивать новые подходы к изучению процессов мировой и отечественной истории, а также новых альтернативных вариантов исторического процесса. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на социально-гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность; целостность; объективность; научность; доступность для учащихся основной школы; реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания; новизна и актуальность. Изучение возможностей вариативного развития истории формирует у учащихся: - знания, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность, практическая ориентация и логичность; - ценности, среди которых важнейшими являются гражданственность, гуманизм, толерантность и любознательность; - способности, среди которых особо выделяются: формирование системы мыслительных средств и способностей, обеспечивающих усвоение разностороннего исторического материала, способность к проведению исторического исследования (реконструкция исторического события на основе анализа различных типов исторических источников и применения межпредметных знаний, умение различать факты и версии событий и процессов, формирование собственной позиции). – самоидентификацию (культурную, этнонациональную, государственную) и самоопределение учащихся по отношению к ключевым событиям мировой и отечественной истории Х - начала XXI века. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического (в том числе из курса всеобщей истории), но политологического, экономического, культурологического и географического характера. Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.
Неизвестные страницы. Эл.курс 2008год.doc
Башкирский институт развития образования Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.Абдуллина  села Киргиз­Мияки Миякинского района РБ. «Утверждаю  директор                                            «Утверждаю ректор МОУ СОШ № 1 с.К­Мияки                                   БИРО  Ф.Т.Кузбеков Р.Г.Хисамов                                                             «___» _________200__г «___» _____________ 200__г.                            Утверждено на программно­                                                                                экспертном совете                                                                                Протокол № ___ от «___»                                                                                ______________  200___г. Программа элективного курса по выбору «Неизвестные страницы мировой и отечественной истории»                                                       Автор­составитель                                                       Хабибуллин Ирзин Гильмуллович                                                      учитель истории и обществознания                                                       МОУ СОШ № 1  с.Киргиз­Мияки                                                       Миякинского района РБ                                                      Стаж работы: 20 лет Высшая категория Уфа – 2008 I. Пояснительная записка  1. Актуальность и новизна Актуальность курса «Неизвестные страницы мировой и отечественной истории» определяется   тем,   что   учащиеся   должны   понимать   суть   и   причинно­ следственные связи исторического процесса, его основные законы и тенденции, уметь   анализировать   и   подвергать   научной   критике   и   сомнению   любую   социально­экономическую   и   социально­ поступающую   историческую, политическую     информацию.   Содержание   курса   не   включено   в   программу средней общеобразовательной школы, но тем не менее является ценным с точки зрения развития у учащихся общего историко­обществоведческого кругозора и способностей анализировать и сравнивать новые подходы к изучению процессов мировой  и  отечественной   истории,  а  также  новых   альтернативных   вариантов исторического процесса.      Программа   предназначена   для   предпрофильной   подготовки   учащихся   9­х классов с ориентацией на социально­гуманитарный и социально­экономический профили.   Содержание   учебного   материала   программы     соответствует   целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.        Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность; целостность; объективность; научность; доступность для учащихся основной   школы;   реалистичность   с   точки   зрения   возможности   усвоения основного содержания; новизна и актуальность. 2 Изучение   возможностей   вариативного   развития     истории   формирует   у учащихся:    основной   характеристикой   которых   является   научность, ­   знания, фундаментальность, практическая ориентация и логичность; ­ ценности, среди которых важнейшими являются гражданственность, гуманизм, толерантность и любознательность; ­ способности, среди которых особо выделяются: формирование системы мыслительных средств и способностей, обеспечивающих усвоение разностороннего  исторического материала, способность   к   проведению   исторического   исследования   (реконструкция исторического   события   на   основе   анализа   различных   типов   исторических источников и применения межпредметных знаний, умение различать факты и версии событий и процессов, формирование собственной позиции). – самоидентификацию (культурную, этнонациональную,  государственную) и самоопределение учащихся по отношению к ключевым событиям мировой и отечественной истории Х  ­ начала XXI века.         Данный курс  является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый   компонент,   обеспечивает   интеграцию   необходимой   информации   не только   исторического   (в   том   числе   из   курса   всеобщей   истории),   но политологического, экономического,  культурологического  и географического характера.   Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки   к   выбору   профессиональной   деятельности.   Этот   курс   позволит полнее   учесть   интересы   и   профессиональные   намерения   старшеклассников, следовательно,     сделать   обучение     более     интересным     для   учащихся   и, соответственно, получить более высокие  результаты. 2. Цель  курса Цель   курса  заинтересовать   учащихся,  интересующихся   вопросами   истории,  в 3 более   ее   углубленном   изучении   и   обеспечить   педагогические   условия   для формирования     социальной   заинтересованности       и   гражданской   позиции   к важнейшим вопросам и проблемам мировой и отечественной истории.    3.  Задачи  курса   Элективный курс  «Закрытые и неизвестные страницы мировой и отечественной истории» должен   обеспечить     реализацию   следующих   задач исторического образования учащихся  школы:  ­ ­ ­ ­ ­ обеспечить   учащихся   достоверной     информацией   (совокупностью исторических       знаний)  об основных событиях и тенденциях общественно­ политического,   социально­экономического     и         культурного   развития мировой и отечественной истории;   сформировать  у учащихся целостное  представление  о месте России  в контексте  всемирно – исторического процесса; раскрыть динамику исторического развития на современном этапе  и его возможные перспективы в  ХХI веке;   подвести   учащихся   к   осознанию     многогранности,   сложности   и противоречивости   событий   и   явлений   новейшей   мировой   и   отечественной истории,   а   также   причин   неоднозначности   их   восприятия   обществом   и исторической наукой;  содействовать   формированию   у   школьников   исторического   мышления; умений самостоятельно работать с историческими источниками;  сравнивать факты,   версии   и   оценки,   применять   их   для   ориентации   в   социально­   и   других   сферах   жизни   общества,   включая   анализ политической   информации,   поступающей   из   СМИ,   вырабатывать   ответственную   и взвешенную   позицию   по   ключевым   вопросам   современности,   вести обсуждение проблем, аргументированно отстаивая свою позицию; ­ создать   историческую   основу     для   становления   гражданского самосознания личности, осмысления причин перемен в мире и собственной 4 стране, форм и механизмов их осуществления «вчера» и «сегодня»; ­ способствовать     формированию   у   школьников     системы   ценностей, базирующейся   на     гражданственности,   чувстве   сопричастности   к     судьбе своей Родины и ответственности за  неё;          Таким   образом,   курс   предназначен   для   формирования   предметной,   коммуникативной   и   социальной   компетентности,   облегчающих   процесс социализации личности в современном обществе. 4. Объем программы – 10 ч. 5. Программа рассчитана на учащихся 9­х классов 6. Требования к усвоению содержания курса: Данный   курс   поможет   учащимся   усвоить   основные   (базовые)   исторические факты,   события,   явления,   ключевые   понятия,   а   также   некоторые   законы   и тенденции расширяющие базовые знания для средней школы знания.    Курс   позволит   школьникам   познакомиться   с   переломными   и   базисными явлениями мировой и отечественной истории в новом контексте. Усвоенные на основе данного курса   исторические знания станут основой для последующего   профессионально   обучения   выпускников   школ   в   учреждениях   профессионального   высшего направленности. социально­гуманитарной   Курс   поможет   школьникам   овладеть   способам образования   исследовательской деятельности и творческого мышление.  Курс будет будущим историкам, юристам, политикам,  социальным работникам, государственным служащим, и всем тем, кто интересуется историей вообще. Каждый   прошедший   данный   курс   овладеет   основными   способами   усвоения специального исторического материала, анализа, сравнения и обобщения всей совокупности исторических знаний.  5 7. Методика (используемые методы, приемы и технологии)          Лекция. Рассказ. Беседа. Анализ исторических источников. Методы   преподавания   определяются   целями   и   задачами   данного   курса, направленного   на   формирование   способностей   учащихся   и   основных компетентностей в предмете.   ­ в   области   предметной   компетенции   учащиеся   овладевают   историческими понятиями,   способами   исторического   исследования     (постановка   целей деятельности, отбор и анализ исторических источников, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение исторического материала, выявление   причинно­следственных   связей,     установление   целей   различных исторических   деятелей   и   анализ   средств   их   достижения,     определение личностного отношения к исторической проблеме).   ­ в   области   коммуникативной   компетенции   учащиеся   овладевают   формами проблемной   коммуникации   (умение   восстанавливать   и   понимать   в исторической коммуникации позиции участников исторического процесса, а в   реальном   взаимодействии   –   воспринимать   точку   зрения,   отличную   от собственной; аргументировано излагать и отстаивать  заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку исторических событий, процессов и личностей с позиций прошлого и современности); в области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами ­ социальных   взаимодействий,   учатся   действовать   в   обществе   с   учетом интересов   других   людей,   соотнося   свои   цели   и   задачи   с   интересами коллектива. Этому способствует индивидуальная и коллективная проектная деятельность (постановка целей проекта, выбор стратегий достижения цели, реализация цели в конкретном продукте, оценка результатов деятельности). 6 II. Учебно­тематический план: Наименование темы Всего  часов История как наука и предмет.  Исторический процесс и его участники. Законы истории. Забытая история Руси.  От крещения до нашествия монголо­татар. Особенности   России   и   российского менталитета. Другая история средневековья Тайны второй мировой войны.  Как все начиналось? Методика написания рефератов и НИР.   1 2 3 4 5 2 2 2 2 2 10 7 Теория Практик а 1 1 2 2 2 2 1 9 III. Содержание программы: Тема № 1. (2часа)  История как наука и предмет. 1. Основные вопросы. ­ Пространство и время. Единство истории. Законы истории. ­ Вопросы истории. Объективность. ­ Исторический процесс и его участники. Виды исторического прогресса. ­ Подходы к историческому процессу. ­ Язык истории. Вспомогательные исторические дисциплины.  ­ Хронотроника и ретроальтернативистика («Новинки» исторической науки). 2. Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать основные законы истории и исторического процесса, а также основы вспомогательных исторических дисциплин. Кроме этого учащиеся должны узнать, что   есть и другие альтернативные подходы к историческому процессу.   Учащиеся   должны   уметь   разбираться   в   исторических   источниках, 8 уметь их анализировать и критически оценивать их содержание с точки зрения объективности. 5. Методическое обеспечение. 1) Забытая история Руси.   Валянский С.И., Калюжный Д.В. Москва «Вече»  ­2006 2) Другая история средневековья.  Валянский С.И., Калюжный Д.В. Москва  «Вече» ­2006 3) Другой взгляд на историю Руси.   Александр Прозоров  Москва «Мнемозина»  ­2005 Тема № 2. (2часа) Забытая история Руси. От Руси до России.  Альтернативные исторические источники. 1. Основные вопросы. ­ Забытая история Руси. История русской истории. От крещения до нашествия монголо­татар ­ Проблема толкования событий. ­ Загадка Золотой Орды. ­ Явление Руси. Реальная Россия.  ­ Русь венгерская, германская и скандинавская. ­ Особенности России и российского менталитета. Русская вера. 2. Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать, что существуют альтернативные источники и версии 9 отечественной истории, а также знать их краткое содержание; уметь сравнивать, анализировать их и подвергать критическому объективному анализу. 3. Методическое обеспечение. 1) Забытая история Руси.   Валянский С.И., Калюжный Д.В. Москва «Вече»  ­2006      2) Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы . Александр Бушков.  Москва «Вече» ­2006   3) Другой взгляд на историю Руси.   Александр Прозоров  Москва  «Мнемозина» ­2005    Тема № 3 (2часа) Другая история средневековья. 1. Основные вопросы. ­ Создание традиции.     ­ Человек и начало истории.     ­ Мифы археологии.     ­ Древо веры.     ­ История греков. О чем пишет Геродот.     ­ Баланс жизни и пирамиды власти. Социально­биологические законы  истории. Загадки географии древности.     ­ Наука впрок. Счет, звук, буква и письменность.      ­ История вещей. 2. Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать, что существуют альтернативные источники и версии мировой   истории,   а   также   знать   их   краткое   содержание.   Учащиеся   должны уметь   сравнивать,   анализировать   разнообразные   исторические   источники   и подвергать их критическому объективному анализу. 10 3.Методическое обеспечение. 1) Другая история средневековья.  Валянский С.И., Калюжный Д.В. Москва  «Вече» ­2006       2) «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ ИСТОРИИ»  Г.Каспаров  Москва «Дрофа» 2003 Тема № 4. (2часа) Тайны Второй мировой войны. Как все начиналось? 1. Основные вопросы. ­ Кто начал Вторую мировую войну?         ­ Тайны сталинской и гитлеровской политики накануне Второй мировой  войны. Планы сторон.  Кто кого перехитрил?         ­ Когда началась Вторая мировая война?        ­ Победители и проигравшие...  СССР и Германия.        ­ Десять мифов Второй мировой войны.    2. Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать о разных версиях начала Второй мировой войны и о  истинных планах сторон конфликта, включая взгляды западных историков на  историю этой войны. Учащиеся должны уметь сравнивать  различные  исторические документы по данной теме, анализировать картографический и  военно­технический материал на примере сторон (Германия – СССР). 5.Методическое обеспечение. 1) Ледокол    Виктор Суворов Москва «Издательство АСТ» ­ 2004     2) Самоубийство  Виктор Суворов Москва «Издательство АСТ» ­2004     3) Десять мифов второй мировой войны  А.Исаев   Москва «Эксмо» ­2007 Тема № 5. (2часа) 11 Методика написания рефератов и научно­исследовательских работ. Основные вопросы. 1. ­ Понятие научно­исследовательская работа.             ­ Поиск темы и направления работы.            ­ Методика работы.           ­ Виды  исследовательских работ.            Этапы работы над научным исследованием.            Работа с литературными и устными  источниками.           Требования к содержанию научно – исследовательской  работы.           Требования к защите  научно ­ исследовательской работы.           Содержание, цель, план и форма публичного выступления. Выводы            Научно ­ практическая  конференция – этап демонстрации  результатов исследования.       Критерии оценки НИР. 2. Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать основные правила (методику) написания рефератов и научно­исследовательских работ по курсу история. Учащиеся должны уметь: написать реферат  или НИР, оформить и защитить их. 3.Самостоятельная и практическая работа. Выбрать тему реферата (НИР). Найти источники, написать, оформить, защитить свою работу. 4.Методическое обеспечение.  1) Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в школе:  Учебно­методическое пособие / Башкирский институт развития образования. ­  Уфа, 2005г. Авторы: Фахретдинова Ф. Р. Губайдуллин М. И.          Литература к программе для преподавателей: 12 Забытая история Руси.   Валянский С.И., Калюжный Д.В. Москва «Вече» ­2006 Другая история средневековья.  Валянский С.И., Калюжный Д.В. Москва «Вече» ­2006 Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы . Александр Бушков.  Москва «Вече» ­2006 Другой взгляд на историю Руси.   Александр Прозоров  Москва «Мнемозина»  ­2005 «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ ИСТОРИИ»  Г.Каспаров  Москва «Дрофа» 2003 Ледокол    Виктор Суворов Москва «Издательство АСТ» ­ 2004 Самоубийство  Виктор Суворов Москва «Издательство АСТ» ­2004 Десять мифов второй мировой войны  А.Исаев   Москва «Эксмо» ­2007 9. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в школе: Учебно­методическое пособие / Башкирский институт развития образования. ­ Уфа, 2005г. Авторы: Фахретдинова Ф. Р. Губайдуллин М. И. 13

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору

Программа элективного курса по выбору
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017