Программа факультативного курса предназначена для учащихся 5 класса интересующихся биологией и направлена на развитие исследовательских навыков. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса , интересующихся биологией и
исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения
исследовать окружающую среду, влияния человека на нее и влияние окружающей среды на
человека. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения,
необходимые для организации учебноисследовательской деятельности, в будущем станут
основой для реализации учебноисследовательских проектов в среднем и старшем звене
школы.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний, умений и навыков
исследовательской деятельности на основе изучения окружающей среды.
Задачи:
Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности описания,
наблюдения, измерения, и др.;
Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
Развить умение проектирования своей деятельности;
Научить оформлять результаты своей работы.
Способствовать развитию логического мышления, внимания;
Продолжить развивать творческие способности.
Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения
к людям и к природе;
Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их
актуальности;
Усиление контактов школьников с природой.
Данная программа курса реализуется в течение 17 учебных часов.
Учебнометодическое обеспечение:
Список литература для учащихся:
1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.
– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
2. Биология. Школьный иллюстрированный справочник/ К. Стокли, М.: «Россмен», 1995
3. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы/ Д. Берни – М.: «МАХАОН»,
2006
4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой 2000 год; – М.:
Аванта +, 2001.
6. Акимушкин А. 'Занимательная биология' Москва: Молодая гвардия, 1972 с.304 с., с илл.
Интернетресурсы:
1. http://www/science.uplif.ru/biologiya5klass.html
12. http://www/science.uplif.ru/biologiya6klass.html
3. http://www.1september.ru/ru/ газета «Первое сентября»
4. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
5. http://schoolcollection.edu.ru/ каталог Единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов.
6. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
7. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
8. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
9. http://www.itn.ru/ «Сеть творческих учителей
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
формирование познавательных интересов и мотивов к исследовательской деятельности;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
формирование основ экологической культуры, воспитание в учащихся любви к природе;
умение отстаивать свою точку зрения;
Метапредметные результаты обучения:
проводить простейшие исследования: наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
составлять план выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 23 мин.
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные результаты обучения:
Учащийся научится знать:
что такое природа;
разнообразие жизни на Земле;
экологические особенности разных сред обитания.
Уметь:
представлять результаты своих исследований в виде рисунков, изготовления макетов и
т.д.;
проводить простейшие экологические исследования;
Содержание учебного предмета, курса:№
п/п
Наименование разделов, тем
(краткая характеристика содержания раздела, темы)
1
2
3
4
5
6
7
Введение.
Теоретические знания:
Экология. Методы исследования.
Практикумы.
Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов.
Основы исследовательской деятельности.
Теоретические знания
Методика исследовательской деятельности. Выбор темы и постановка
проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка
исследовательской работы. Работа с литературой.
Практикумы:
Знакомство с исследовательскими работами.
Антропогенное воздействие на биосферу
Теоретические знания.
Экстремальные воздействия на биосферу. Последствия воздействия на
человека и биосферу.
Антропогенное влияние на атмосферу
Теоретические знания.
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Естественные и
антропогенные загрязнители атмосферного воздуха
Практикум
Определение запыленности зимой;
рассматривание пыли под
микроскопом; определение изменения температуры и относительной
влажности в кабинете в ходе занятия.
Антропогенное влияние на гидросферу
Теоретические знания:
Естественные воды и их состав. Виды загрязнений водных объектов.
Понятие о качестве питьевой воды.
Практикум.
Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры,
прозрачности, рН.
Творческие
Оформление стенда «Вода – это жизнь!»
Антропогенное влияние на литосферу
Теоретические знания
Почва и ее экологическое значение. Влияние пестицидов, минеральных
удобрений, нефтепродуктов на почву.
Практикум
Написание и распространение листовки «Нет мусору!»
Заключительное занятие.
Практикум.
Подготовка, проведение защиты проектов. Анализ и самоанализ
Количе
ство
часов
1
3
2
3
3
3
2результатов работы.Календарно тематическое планирование:
Название темы занятия.
Колво
часов
Сроки
проведения
Примечание
№
п/
п
1
Введение.
Экология.
Практикумы.
Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования.
Основы исследовательской деятельности.
2 Методика исследовательской деятельности. структура исследовательской
3
4
5
6
7
8
9
работы
Особенности и этапы исследования.
Практикум:
Знакомство с исследовательскими работами.
Антропогенное воздействие на биосферу
Экстремальные воздействия на биосферу
Последствия воздействия на человека и биосферу.
Антропогенное влияние на атмосферу
Состав воздуха, его значение для жизни организмов.
Практикум Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под
микроскопом;
Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные).
Антропогенное влияние на гидросферу
10 Естественные воды и их состав.
11 Практикум.
Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры,
прозрачности, рН.
1
1
2
2
3
3
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
апрель12 Оформление стенда «Вода – это жизнь!»
Антропогенное влияние на литосферу
13 Почва и ее экологическое значение.
14 Разрушение почв.
15 Написание и распространение листовки «Нет мусору!»
16
17
Заключительное занятие.
Практикум.
Подготовка, проведение защиты проектов. Анализ и самоанализ результатов
работы за год.
3
2
апрель
апрель
май
май
май