Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений»
Оценка 4.8

Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений»

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
биология
7 кл
11.04.2018
Программа факультативного курса  по биологии для 7 классов «Систематика  растений»
Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений» Факультативный курс «Систематика растений » представляет собой учебную программу для углубленного изучения раздела ботаники, закономерностей существования растений, роли растений в жизни других организмов, необычных явлениях и тайнах растительного мира. Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса и опирается на знания, которые учащиеся получают в начальной школе и при изучении курса 6 класса «Анатомия растений». Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные и предметные компетенции, расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности, познавательный интерес у учащихся.
sys-ras.doc
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №7 орта мектебі» ММ ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»   «Систематика  растений» Программа факультативного курса по биологии для 7 классов                                                                                           Составитель:                                                                                      учитель биологии                                        Уразалина Айнур Тойкожановна г. Костанай 2014­2015 год УДК 373(072) ББК  74.262.85 У68 Рецензент: Конысбаева Д.Т.   –  кандидат биологических наук, доцент кафедры факультета естественных наук КГПИ  «Систематика растений»  программа  факультативного курса  для учащихся          7 класса/ сост.: А.Т. Уразалина.­ Костанай,2014г.­   9 стр. ISBN 978­601­303­251­1           Факультативный курс   «Систематика растений »  представляет собой   учебную программу  для  углубленного изучения  раздела ботаники,  закономерностей существования растений, роли растений в жизни других  организмов, необычных явлениях и тайнах растительного мира.              Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса и опирается на знания, которые учащиеся получают в начальной школе и при изучении курса 6 класса  «Анатомия растений». Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные и предметные компетенции, расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности, познавательный интерес у учащихся.                                           Данный факультативный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях   и   обеспечивает   проведение   дополнительных   практических   работ, является предметным и практикоориентированным. Курс рассчитан на 34 часа , 1 час в неделю. Основной формой работы является ­  лабораторная  (практическая) работа,   что   обеспечивает   успешное   применение   технологий   активного   и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.                                                                               УДК  373 (072)                                                                               ББК  74.262.85       ISBN 978­601­303­251­1                                      © А. Т. Уразалина Пояснительная записка                          Данная программа   составлена на основе стандартов   образования Республики Казахстан.   Развитие познавательного интереса у учащихся, мотивация к изучению биологии как предмета —  основные задачи современного образования.               Ученика  необходимо заинтересовать, увлечь, но и этого не достаточно; главное   показать   практическую   значимость   получаемых   знаний   и   умений, сформировать  необходимые компетенции и научить способам их модификации и применения в обычных жизненных ситуациях. От успешной интеграции полезного, интересного   и   практически   значимого   материала   зависит     успешное   развитие творческого   потенциала   и   коммуникабельности   учащегося.   Необходимость решения   этих   задач   и   вызвала   создание   факультативного   курса   «Систематика растений»,   где   в   доступной   и   интересной   форме   раскрываются   сложные закономерности   существования   растений.   Многие   процессы   изучаются   в   ходе практических работ в форме наблюдения, закладки опытов и анализа результатов наблюдения   или   экспериментов.   Простые   наглядные   опыты   с   растениями позволяют   развивать   творческие   способности   детей   и   закреплять общеучебные(анализ,   синтез,   обобщение,   использование   разных   источников информации, постановка и решение проблемы или вопроса и др.) и предметные компетенции (выполнение лабораторных работ, формулирование выводов, работа с лабораторным оборудованием, атласами­ определителями), расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер.                Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса и опирается на знания, которые учащиеся получают в начальной школе   и при изучении курса 6 класса  «Анатомия растений» . Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания   о   растениях   и   обеспечивает   проведение   дополнительных   практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным. Учащиеся узнают о способах практического применения лекарственных растений, правилах их сбора, правилах   поведения   в   природе   и   рационального   природопользования;   роли растений  в жизни других организмов,  закономерностях сосуществования  всего живого; необычных явлениях и тайнах растительного мира.        ­ знать  особенности  растений  некоторых  семейств.             Учащиеся  должны  уметь:                ­ работать с гербариями;                ­ работать  с определителями  растений ;                ­ определять систематическую принадлежность растений,                    исходя  из     анатомического строения.                Таким образом курс может  изучаться как дополнительно к изучаемому курсу биологии для всех учащихся, так и самостоятельно ­ факультативно для заинтересованных детей.                 Курс рассчитан на 34 часа , 1 час в неделю. Основной формой работы является ­  лабораторная                 (практическая) работа, что обеспечивает успешное   применение   технологий   активного   и   развивающего   обучения.   Для реализации   этих   технологий   используются   методы   обучения:   наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские. Форму контроля знаний и   умений   учащихся   выбирает   учитель   по   результатам   выполнения   учащимися необходимого   минимума   заданий   по   каждому   разделу   программы.   Наиболее полным   отчётом   является   портфолио,   где   собраны   все   результаты   по исследовательским работам.               Основные  цели и задачи курса: ­систематизация,  расширение   и   углубление   знаний   о   растительном   мире,  как неотъемлемой части природного равновесия; ­развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;             Требования к  подготовке  учащихся:             Учащиеся должны знать: ­   отличия  высших  растений  от  низших;                    ­  особенности  строения  мхов; ­  особенности  строения  и  развития  папоротников; ­  особенности  строения  хвощей  и  плаунов. ­  понимать,  что  голосеменные – более  высокоорганизованная   группа  по  сравнению  с  мхами,  папоротниками,  хвощами; ­  понимать,  что  покрытосеменные  растения  занимают           господствующее  положение  на  Земле; ­ знать,  какие  растения  объединяют  в  класс  Двудольные; ­ знать  признаки  семейства  цветковых  растений,  по  которым  их      объединяют  в  класс  Однодольные; Тематическое  планирование  Факультативный  курс   рассчитан  на 34 часа, по 1 часу   в неделю. ­ Введение (1 ч.) Общая характеристика Царства растений: Растения вокруг нас. Разновидности   растений   по   внешнему   виду,   месту   произрастания,   условиям существования   (одноклеточные   и   многоклеточные   растения,   светолюбивые   и теневыносливые, цветковые и нецветковые, культурные и дикорастущие. Значение многообразия растений. Отличительные черты растений. ­ Низшие растения (2 ч.): Общая характеристика. Классификация. Водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Зеленые водоросли. (1ч.).Красные и бурые водоросли. Значение водорослей в природе и сельском хозяйстве.(1ч.)  Л.р.1 Одноклеточные. и многоклеточные зеленые водоросли. ­ Высшие растения (7 ч.) Многообразие  и классификация высших  нецветковых растений.(1ч.)    Моховидные растения. Особенности строения. Циклы развития. Зеленый мох. (1ч.) Мох сфагнум. Значение моховидных.(1ч.)  Л.р.2.Строение зеленого мха. Плауновидные растения. (1ч.) Хвощевидные растения.  (1ч.)     Л.р.3 Строение полевого хвоща.                                                                           Папоротниковидные растения. Строение и жизнедеятельность. Роль в природе и  значение в жизни человека.(1ч.) Л.р.4.Строение папоротника мужского.    Голосеменные   растения ­    особенности строения, размножения, цикл развития. (1ч.) Л.р.5 Изучение строения хвои и шишек хвойных. ­ Покрытосеменные  (цветковые) растения(17ч) Общая характеристика, многообразие. Формула и диаграмма цветка.(1ч.)       Л.р. 6 Определение видов растений.  Оплодотворение     у   цветковых   растений.   Приспособления   к   опылению.   (1ч.) Класс   Двудольные   растения    Семейство   Маковые(1ч).Семейство : Маревые(1ч).Семейство   Тыквенные(1ч).   Семейство   Крестоцветные(1ч). Семейство Мальвовые(1ч). Семейство Розоцветные(1ч). Семейство Бобовые(1ч). Семейство   Пасленовые(1ч).   Семейство Сложноцветные(1ч)Работа с определителями растений. Практическая работа № 1(1ч).  Класс Однодольные растения  :Семейства Лилейные, Касатиковые (1ч.) Семейства Луковые, Ландышевые (1ч.) Семейство Злаковые.(1ч.)   Семейство   Губоцветные(1ч)   Л.р.7 Сравнение строения растений  класса однодольных. и двудольных. Работа   с   определителями   растений.   Практическая   работа   №   2   (1ч.) ­ Культурные растения (7ч.):  Многообразие культурных растений(1ч.). Центры происхождения   культурных   растений(1ч.)   Посев   и   размножение   культурных растений.(1ч.) Технические и лекарственные растения.(1ч.)  Л.р.8 Определение лекарственных растений.   Выращивание   овощей,   комнатных   растений.(1ч.)   Редкие   и   исчезающие   виды растений.(1ч.) Контрольно­обобщающий урок(1ч.)                                                             Календарно  ­  тематическое планирование    «Систематика растений»  7 класс (34 часа , 1 час в неделю) № п\п 1 2 3 Кол­во  часов 1ч. 1ч. 1ч. Раздел, тема Введение (1ч.) Общая характеристика  Царства растений:  Растения вокруг нас.  Низшие растения (2ч.) Общая характеристика.  Классификация.  Водоросли. Особенности  строения и  жизнедеятельности.  Зеленые водоросли. Красные и бурые  водоросли. Значение  водорослей в природе и   сельском хозяйстве. Высшие   растения   (7  Сроки недели Лабораторные  работы 1 2 3 Л.р.1  Одноклеточные и  многоклеточные  зеленые водоросли. ч.)   Многообразие и  классификация высших  нецветковых растений. Моховидные растения.  Особенности строения.  Циклы развития. Зеленый  мох. Мох сфагнум. Значение  моховидных. Плауновидные растения. Хвощевидные растения. Папоротниковидные  растения. Строение и  жизнедеятельность. Роль в  природе и значение в  жизни человека. Голосеменные  растения ­  особенности   строения,  размножения, цикл  развития. Покрытосеменные  (цветковые)  растения(17ч.)   Общая характеристика,  многообразие. Формула и  диаграмма цветка. Оплодотворение  у  цветковых растений.  Приспособления к  опылению. Класс Двудольные  растения   Семейство Маковые Семейство Маревые 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 4 5 6 7 8 9 1ч. 10 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 11 12 13 14 Л.р.2.Строение  зеленого мха. Л.р.3 Строение  полевого хвоща.  Л.р.4.Строение  папоротника  мужского. Л.р.5 Изучение  строения хвои и  шишек хвойных  растений. Л.р. 6 Определение  видов растений. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Семейство Тыквенные Семейство Крестоцветные Семейство Мальвовые Семейство Розоцветные Семейство Бобовые Семейство Пасленовые Семейство Губоцветные Семейство Сложноцветные Работа с определителями  растений. Практическая  работа № 1 Класс Однодольные  растения Семейства Лилейные,  Касатиковые Семейства Луковые,  Ландышевые Семейство Злаковые Работа с определителями  растений. Практическая  работа № 2 Культурные растения  (7ч.) Многообразие культурных  растений. Центры происхождения  культурных растений. Посев и размножение  культурных растений. Технические и  лекарственные растения. Выращивание овощей,  комнатных растений. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Л.р.7 Сравнение  строения растений   класса   однодольных. и  двудольных. Л.р.8 Определение  лекарственных  растений. 33 34 Редкие и исчезающие виды  растений. Контрольно­обобщающий  урок 1ч. 1ч. 33 34  Основная литература: Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника  1.           высших, или наземных растений. – М., 2000.     2.      Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Ботаника.                Систематика растений ­ М., 1975.     3.        Положий А.В. Систематика цветковых растений. ­Томск,                 2002.     4.        Сергиевская Е.В. Практический курс систематики высших                  растений. СПб, 1991, 2000.     5.        Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника:                                   в 2­х        т.: Пер. с англ. ­ М., 1990.   Дополнительная литература: 1. Жизнь растений: в шести томах / Гл. ред. Ал. А. Федоров. ­ Т.1­6. ­ М., 1974­82 гг. 2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. –В 3­х т. –М., 1990. 3. Растительный мир Земли /Под ред. Ф.Фукарека. – В 2­х томах. – Пер. с нем. – М.: Мир,1982. 4. Базилевская   Н.А.,   Белоконь   И.П.,   Щербакова   А.А.   Краткая   история 5. Лысогор А.М. Практические работы по систематике. – М., 1967. 6. Гордеева   Т.Н.,   Круберг   Ю.К.   и   др.  Практический   курс   систематики ботаники. –М, 1968. растений. – М, 1986. 7. 8. Шостаковский С.А. Систематика высших растений. ­ М., 1971. 9. Курсанов   Л.И.,   Комарницкий   Н.А.,   Мейер   К.И.   и   др.   Ботаника.   Т.2. Систематика растений. – М., 1951. 10. Буш Н.А. Систематика высших растений. –М., 1959. 11. Огуреева   Г.Н.,   Суслова   Е.Г.   Систематика   и   география   растений. Покрытосеменные. М.: МГУ, 1999. 12. Тахтаджян А.Л. Происхождение покрытосеменных растений. – М.,1961. 13. Тахтаджян А.Л. Систематика и филогения цветковых растений. – М.­Л., 1966. 14. Тахтаджян А.Л. Систематика магнолиофитов. ­ Л., 1987. 15. Бардунов Л.В. Древнейшие на суше. –Новосибирск, 1984. 16. Мейен С.В. Из истории растительных династий. – М., Наука. 17. Тихомиров   В.Н.,   Чистякова   О.Н.   Ботаника.   Высшие   растения. Главнейшие   порядки   покрытосеменных   растений:   Методические указания. – М.,1985. 18. Тихомиров   В.Н.   О   некоторых   новых   взглядах   на   происхождение цветковых   растений   //Проблемы   филогении   цветковых   растений.   –М., 1965.

Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений»

Программа факультативного курса  по биологии для 7 классов «Систематика  растений»

Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений»

Программа факультативного курса  по биологии для 7 классов «Систематика  растений»

Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений»

Программа факультативного курса  по биологии для 7 классов «Систематика  растений»

Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений»

Программа факультативного курса  по биологии для 7 классов «Систематика  растений»

Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений»

Программа факультативного курса  по биологии для 7 классов «Систематика  растений»

Программа факультативного курса по биологии для 7 классов «Систематика растений»

Программа факультативного курса  по биологии для 7 классов «Систематика  растений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018