Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания школы не владеют в полной мере элементарными математическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить социальную адаптацию в обществе наших учеников, директор школы Калашникова Любовь Михайловна предложила мне вести факультативный курс по математике в коррекционной школе.
Математика является гуманитарным предметом, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности, оказывает существенное влияние на развитие детей, имеющих интеллектуальную недостаточность.Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Задача данного факультативного курса состоит в том, чтобы дать учащимся более глубокие знания по математике, использовать процесс обучения математике на факультативе для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать мышление и речь; способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых учащихся.
1
Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии
после окончания школы не владеют в полной мере элементарными
математическими понятиями, которые им будут необходимы, как в
самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни.
Учитывая этот факт и стремясь облегчить социальную адаптацию в обществе
наших учеников, директор школы Калашникова Любовь Михайловна
предложила мне вести факультативный курс по математике в коррекционной
школе.
Математика является гуманитарным предметом, который позволяет
субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности,
оказывает существенное влияние на развитие детей, имеющих
интеллектуальную недостаточность.
Задачами данного факультативного курса являются углубление знаний
учащихся по математике, повышение общего уровня развития детей и коррекция
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, развитие
мышления и речи.
Я составила программу факультативного курса по математике. Данная
программа была утверждена директором школы и одобрена на заседании
педагогического совета, а затем программа получила рецензию Министерства
образования Ставропольского края (рецензент: зав кафедрой социализации
школыличности и коррекционной педагогики СКИПКРО кандидат
педагогических наук Панасенкова М.М.)
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно
двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого,
эстетического и социальноличностного развития ребенка с интеллектуальной
недостаточностью.
Программа составлена для обучающихся государственного специального
(коррекционного) образовательного учреждения школы интерната YIII вида в
возрасте 1213 лет.2
Утверждаю директор ГКОУ Л.М. Калашникова
ПРОГРАММА
факультативного курса по математике
«Мир чисел и множеств»
(возраст детей: 1213 лет)
Составитель: учитель математики ГКОУ
«Специальная (коррекционная) школаинтернат №6»
г. Благодарного
Ставропольского края
Брусенцова Светлана Ивановна3
Пояснительная записка.
Задача данного факультативного курса состоит в том,
Математика в коррекционной школе является одним из основных
учебных предметов.
чтобы дать учащимся более глубокие знания по математике, использовать
процесс обучения математике на факультативе для повышения уровня общего
развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств, развивать мышление и речь; способствовать коррекции
эмоциональноволевой сферы умственно отсталых учащихся.
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость,
работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки
контроля и самоконтроля.
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно
работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы
Они должны уметь готовить доклады, , грамотно оформлять свои работы и
уметь кратко излагать свои мысли, создавать презентацию в среде PowerPoint.4
ПРОГРАММА
6 КЛАСС
(2 ч. в неделю)
Многозначные числа. Высказывания истинные и ложные.
Множества. Подмножество. Элемент множества. Занимательные задачи.
Логические задачи. Нестандартные задачи. Графы. Задачи на
воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
Многогранники.
Учебнотематический план.
№
п./п.
Тематика
Количество часов
В т.ч.
Всего
Теор. Практич.
I полугодие (32 часа )
1
2
3
Многозначные числа. Решение задач
арифметическим способом.
Решение задач алгебраическим способом.
Высказывание верное (истинно), неверное
6
4
2
2
2
1
4
2
15
(ложно)
Множество. Элемент множества.
Занимательные задачи.
Графические задачи
Нестандартные задачи
Логические задачи
Создание презентации.
2ое полугодие (34ч.)
Умножение и деление на двузначное число.
Решение задач арифметическим способом.
Решение задач на движение.
Графические задачи
Множество. Подмножество.
4
5
6
7
8
1
2
3
4
4
2
6
4
4
6
6
3
4
2
1
2
1
1
2
2
1
2
2
1
4
3
3
4
4
2
26
5
6
7
8
Логические задачи
Создание презентации.
Задачи на воссоздание из геометрических
фигур образных и сюжетных изображений.
Многогранники. Изготовление моделей.
Множества и его элементы.
4
4
5
2
1
2
2
3
2
3
27
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
арифметический способ решения задач;
алгебраический способ решения задач;
понятие множества, элемента множества;
понятие графы.
правила работы за компьютером;
• назначение главного меню;
• понятие файла;
Учащиеся должны уметь:
решать задачи арифметическим способом;
определять истинно или ложно высказывание;
классифицировать множества;
решать задачи на логическое мышление и на смекалку.
работать мышью;
• выбирать пункты меню;
• запускать программу и завершать работу с ней;
• настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
• создавать простейшие презентации с помощью инструментов;8
Диагностический инструмент для оценки качества знаний программы:
№
п/п
1
2.
3.
Критерий оценки
Уровни
высокий средний низкий
Высокий
3б
Решает самостоятельно задачи
арифметическим способом; определяет
истинное или ложное высказывание;
классифицирует множества, умеет найти
пересечение множеств, объединение
множеств; решает задачи на логическое
мышление и на смекалку; умеет строить
развертку модели многогранника.
Средний
2б
Решает задачи с помощью педагога;
определяет истинное или ложное
высказывание по образцу, умеет
классифицировать множества, решает
простейшие задачи на смекалку.
Низкий.
1б
Решает задачи с помощью педагога; имеет
понятие о множестве; решает некоторые
задачи на смекалку.9
Список литературы:
1.
Гарднер М. «Математические головоломки и развлечения». Пер . с
английского Ю.А. Данилова. Под ред. Смородинского. М., «Мир», 1971г.,
511 стр.
2. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Пособие
для учителя. М..: Просвещение, 1989г. 63 стр.
3. Копытов Н.А. «Задачи на развитие логики» Книга для учителей, детей и
родителей. М.: АСТПРЕСС, 1999г. 240 стр.
4. Левитас Г. «Нестандартные задачи на уроках математики» М.: Илекса,
2002г. – 60 стр.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.:
Просвещение, 1990г. 94 стр.
6. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для
работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»: Пособие
для учителя – 2 –е издание М.: Просвещение, 1966г. 144стр.
7. Пате Ф., Пате Ж. «Дети и графы». Обучение детей шестилетнего возраста
математическим понятиям. Брюссель – Монреаль – Париж, 1968г. Пер. с
франц. М., «Педагогика», 1974г., 192 стр.
8. Решебник по математике (задачи повышенной сложности). – М.:
Школьные технологии; Народное образование, Илекса, Ставрополь;
Сервисшкола, 2003г. – 304 стр.
9. «Час занимательной математики». Под редакцией Л.Я. Фальке. Народное
образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003г. – 176 стр.
10. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку.: Учебное
пособие для 56 кл. М.: Просвещение, 1995г. – 80 стр.10