Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет
Оценка 5

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
11.02.2019
Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет
Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы разработана опытным педагогом математики для детей творческого объединения "Кроха" 3-6 лет. В игровой доступной для дошкольников форме построены занятия, с применением известных детям сказочных героев, для совместных заданий детей с родителями. Занятия востребованы родителями и детьми .
ШахматыПрогр.Кроха 3-6.docx
Муниципальное  учреждение дополнительного образования ________Копейского городского округа_____________________ « Улица Мира» 456653, ул. Луначарского, 35,  тел: 8(35139) 5­07­28, e.mail: [email protected]   ПРИНЯТА                                                                                                                                                                                                                              "УТВЕРЖДАЮ" Педагогическим советом                                                 Директор  МУ ДО   « Улица Мира»  Протокол № 8 от 25.08.2018 г.                                                  _____________С.Ю. Ильиных       « _____» ______ 2018 г. Образовательная общеразвивающая  программа дополнительного образования "Игры в семейном кругу" (Возраст обучающихся: 3­6 лет) Срок реализации: 1 год Составил: педагог допобразования Кондрашкин Валерий Алексеевич ТО «Кроха» Социально­педагогической направленности г.Копейск ­2018 I ПАСПОРТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ Образовательная общеразвивающая,  модифицированная   программа  дополнительного образования "Игры в семейном кругу"­ шахматы. Муниципального учреждения дополнительного образования   « Улица Мира»  Кондрашкин Валерий Алексеевич – педагог дополнительного образования Сухин И. «Шахматы для начинающих»2001 г Сухин И.Г «Шахматы для самых маленьких» 2018 г. Гришин В., Ильин Е. «Шахматная азбука» 1980 г. Князева В. «Уроки шахмат» 1992 г. Развитие личности ребенка, способного становлению личности  и наиболее полному раскрытию творческих способностей.  На  программе "Игры в семейном кругу"­шахматы  выдвигается  в  полном объёме  развивающая функция  обучения, как эффективное  средство умственного развития. 1. Открыть дорогу к творчеству  некоммукативным детям 2. Сделать обучение радостным 3. Помочь детям ориентироваться на плоскости 4. Привить   обучающимся  навыки   сравнения     запоминания, обобщения, предвидение результатов своей деятельности. 5. Положительно влиять на совершенствование у детей   многих психических процессов и таких качеств  восприятие, внимание, воображение,   память,   мышление­начальные   формы   волевого управления поведением. 6. Совершенствование   таких   ценнейших   качеств,   как самостоятельность, усидчивость, терпеливость, изобретательность. внимательность,     1 год На   каждом   занятии   прорабатывается   шахматный   материал   с углубленной проработкой   отдельных тем. Основной упор делается на   детальном     изучении   силы   и   слабости     каждой   шахматной фигуры , её игровых возможностей. В конце обучения , дети должны сами   оценивать   сравнительную   силу     шахматных   фигур   ,   делать выводы о том какая фигура сильнее.  Мониторинг  качества  образования Наименование программы Разработчики программы Цель  программы Задачи  программы Сроки    реализации  Ожидаемые  результаты  реализации  Программы  Контроль  за  исполнением  программы Пояснительная записка Модифицированная   программа   «Игры   в   семейном   кругу»­   шахматы предназначена   для   обучающихся   с   3   до   6   лет   и   составлена   на   основе программы   «Шахматы     для   самых   маленьких»   под   редакцией  И.Г.Сухина научного сотрудника   Института   теории образования   и педагогики РАО. Актуальность  Программа «Игры в семейном кругу»  способствует  концентрации внимания и   развивает   логическое   мышление   ,   укрепляет   память,   развивает изобретательность,   позволяет     реализовать   многие   позитивные   идеи отечественных   теоретиков   и   практиков   ­   сделать   обучение   радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,   группируют,   делают   выводы,   выясняют   закономерности. При   этом   предусматривается   широкое   использование   занимательного материала,   включение   в   занятия   игровых   ситуаций,   чтение   дидактических сказок и т. д.    Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.   Шахматы   по   своей   природе   остаются,   прежде   всего,   игрой.   И   ребенок, особенно   в   начале   обучения,   воспринимает   их   именно   как   игру.   Сейчас шахматы   стали   профессиональным   видом   спорта,   к   тому   же   все   детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность,   терпение,   способность   к концентрации   внимания,   смелость,   расчет,   умение   быстро   и   правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты   более   эффективно,   чем   другие   виды   спорта.   Формирование   этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные   из   него   уроки   способны   создать   у   ребенка   сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.   выносливость,   волю, О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций,   занимающихся   популяризацией   и   пропагандой   шахмат, проведение   всемирных   шахматных   олимпиад   и   многочисленных международных   соревнований.   Шахматы   становятся   все   более   серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.            Шахматы   это   не   только   игра,   доставляющая   детям   много   радости,  но   и   действенное эффективное удовольствия,   средство их умственного   развития, формирования   внутреннего   плана действий ­ способности действовать в уме.           Игра в шахматы развивает наглядно­образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее,   привыкает   самостоятельно   думать,   принимать   решения, бороться   до   конца,   не   унывать   при   неудачах.   Экспериментально   же   было подтверждено,   что   дети,   вовлеченные   в   волшебный   мир   шахмат,   лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей   многих   психических   процессов   и   таких   качеств,   как   восприятие, внимание,   воображение,   память,   мышление,   начальные   формы   волевого управления   поведением.   В   начальной   школе   происходят   радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной   степени   способствующая   становлению   личности   младших школьников   и   наиболее   полному   раскрытию   их   творческих   способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость ­ это один из самых лучших   и   увлекательных   видов   досуга, когда­либо   придуманных человечеством. Поэтому актуальность данной   программы   состоит   в   том,   что   она направлена   на   организацию   содержательного   досуга   детей   с   раннего возраста   ,   удовлетворение   их   потребностей   в   активных   формах познавательной   деятельности   и обусловлена   многими   причинами:   рост нервно­эмоциональных   перегрузок,   увеличение   педагогически   запущенных детей. В   центре   современной   концепции   общего   образования   лежит   идея развития   личности   ребёнка,   формирование   его   творческих   способностей, воспитание   важных   личностных   качеств.   Всему   этому   и   многому   другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь   заставляет   нас   на   каждом   шагу   отстаивать   правильность своих воззрений,   поступать   решительно,   проявлять   в  зависимости   от обстоятельств   выдержку   и   твердость,   осторожность   и   смелость,   умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах.   Они   многогранны   и  обладают   огромным   эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать,   и   концентрировать   внимание,   ценить   время,   сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно,   они   сочетают   в   себе   элементы   искусства,   науки и спорта.   Соприкосновение   с   этими   важными   областями   общечеловеческой культуры   вызывает   в   душе   ребенка   позитивный   отклик,   способствует гармоничному   развитию.   Кроме   этого,   шахматы   являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления. Цель программы: Создание   условий   для   личностного   и   интеллектуального   развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи:           создание   условий   для   формирования   и   развития   ключевых   интеллектуальных, компетенций  обучающихся   (коммуникативных, социальных);          формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно­логического внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).      мышления, памяти,              воспитывать потребность в здоровом образе жизни.  Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:          Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.           Принцип   активной   включенности каждого   ребенка   в   игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;           Принцип  доступности,   последовательности   и системности  изложения программного материала.          Основой   организации   работы   с   детьми   в   данной   программе   является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности ­ создание образовательной   среды,   обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса                       принцип минимакса ­ обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;           принцип   целостного   представления   о   мире ­   при   введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;           принцип   вариативности ­ у   детей   формируется   умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;           принцип   творчества ­   процесс   обучения   сориентирован   на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.          Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об   основах   организации   развивающего   обучения,   и   обеспечивают   решение задач   интеллектуального   и  личностного   развития. Это   позволяет рассчитывать   на  проявление   у   детей   устойчивого  интереса   к   занятиям шахматами,   появление   умений   выстраивать   внутренний   план   действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в   достижении   цели, учит   принимать   самостоятельные   решения   и   нести ответственность за них.  Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов   от   репродуктивного   повторения   алгоритмов   и   схем   в   типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумеваю­ щих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.   преобладают игровой, наглядный и репродуктивный   методы.   Они   применяется   при знакомстве   с   шахматными   фигурами,   изучении   шахматной   доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.           начальном   На   этапе          Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах   шахматной   партии,   где   основным   методом   становится продуктивный. Для   того   чтобы   реализовать   на   доске   свой   замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции ­ мотив ­ идея ­ расчёт ­ ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.           При   изучении   дебютной   теории   основным   методом является частично­поисковый.   Наиболее   эффективно   изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.           На   более   поздних   этапах   в   обучении   применяется творческий метод,   для   совершенствования   тактического   мастерства   учащихся (самостоятельное   составление   позиций,   предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).           Метод  проблемного  обучения.   Разбор   партий   мастеров   разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.  Основные формы и средства обучения:          Практическая игра.          Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.          Дидактические игры и задания, игровые упражнения;           Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.          Участие в турнирах и соревнованиях.   Содержание теоретического раздела  программы          Начальный   курс   по   обучению   игре   в   шахматы   максимально   прост   и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.             Особенность программы в том, что на первом  году обучения ребенок делает   первые   шаги   в   мире   шахмат.   Учащиеся   знакомятся   с   историей возникновения   шахматной   игры,   шахматной   доской,   фигурами,   учатся выполнять   различные   дидактические   задания,   разыгрывать   положения   с ограниченным   количеством   фигур,   блоки   игровых   позиций   на   отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.    На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей:   загадки,   стихи,  сказки   песни   о   шахматах,   шахматные   миниатюры   и инсценировки.   Ключевым   моментом   занятий   является   деятельность   самих детей,   в   которой   они   наблюдают   за   передвижением   фигур   на   доске, сравнивают   силу   фигур   и   их   позицию,   делают   выводы,   выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.    Содержание второго  года обучения  включает   непосредственно    обучение  шахматной   игре,   освоение   правил   игры   в   шахматы,   а   так же знакомятся   с   шахматной   нотацией,   творчеством   выдающихся шахматистов.            Третий –  год обучения предполагают обучению  решения шахматных задач.           На   занятиях   используются   сказочные   герои,     обучающие   плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой­либо фигуре,  но   и   представление   об   ее   игровых   возможностях   и   ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.                      Результаты образовательной деятельности:           Рост   личностного,   интеллектуального   и   социального  развития ребёнка,   развитие   коммуникативных   способностей,   инициативности, толерантности, самостоятельности.           Приобретение   теоретических   знаний   и   практических   навыков   в шахматной игре.          Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным   результатом   обучения считается   умение   сыграть   по правилам  шахматную   партию   от   начала   до   конца.   Это   предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Формы контроля          Применяемые   методы   педагогического   контроля   и   наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении   и   реализации. Это   дает   возможность   отслеживать   динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит   соответствующие   коррективы   в   учебный   процесс.   Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью   тестов, фронтальных   и   индивидуальных   опросов, наблюдений. Контрольные   испытания   проводятся   в   торжественной соревновательной обстановке. Содержание практического раздела  программы Первый год обучения 66 часов из расчета 2 часа в неделю . 1. Шахматная   доска.   Шахматная   доска,   белые   и   черные   поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания    "Горизонталь".   Двое   играющих   по   очереди   заполняют   одну   из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ".   То   же   самое,   но   заполняется   одна   из   диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные   фигуры.   Белые,   черные,   ладья,   слон,   ферзь,   конь,   пешка, король. Дидактические игры и задания       "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все   шахматные   фигуры,   каждый   из   учеников   на   ощупь   пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадайка".   Педагог   словесно   описывает   одну   из   шахматных   фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что   общего?"   Педагог   берет   две   шахматные   фигуры   и   спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная   расстановка   фигур.  Начальное   положение   (начальная позиция);   расположение   каждой   из   фигур   в   начальной   позиции;   правило "ферзь   любит   свой   цвет";   связь   между   горизонталями,   вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания    "Мешочек".   Ученики   по   одной   вынимают   из   мешочка   шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. "Мяч".   Педагог   произносит   какую­нибудь   фразу   о   начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому­то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение",   белопольные   и   чернопольные   слоны,   одноцветные   и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые,   ферзевые,   королевские   пешки,   взятие   на   проходе,   превращение пешки. Дидактические игры и задания          "Игра   на   уничтожение"   – важнейшая   игра   курса.   У   ребенка формируется   внутренний   план   действий,   развивается   аналитико­ синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным   числом   фигур   (чаще   всего   фигура   против   фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные   на   шахматной   доске,   уничтожая   каждым   ходом   по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). "Лабиринт".   Белая   фигура   должна   достичь   определенной   клетки шахматной   доски,   не   становясь   на   "заминированные"   поля   и   не перепрыгивая их. "Перехитри   часовых".   Белая   фигура   должна   достичь   определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. "Сними   часовых".   Белая   фигура   должна   побить   все   черные   фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. "Защита   контрольного   поля".  Эта   игра   подобна   предыдущей,  но   при точной игре обеих сторон не имеет победителя. "Атака   неприятельской   фигуры".   Белая   фигура   должна   за   один   ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.      "Двойной   удар".   Белой   фигурой   надо   напасть   одновременно   на   две черные фигуры. "Взятие".   Из   нескольких   возможных   взятий   надо   выбрать   лучшее – побить незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. "Ограничение   подвижности".   Это   разновидность   "игры   на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания        "Шах   или   не   шах".   Приводится   ряд   положений,   в   которых   ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять   шахов".   Каждой   из   пяти   белых   фигур   нужно   объявить   шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат   или   не   мат".   Приводится   ряд   положений,   в   которых   ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый   шах".   Игра   проводится   всеми   фигурами   из   начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 6. Игра   всеми   фигурами   из   начального   положения.  Самые   общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания  "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы,   он   играет   с   педагогом   следующим   образом:   на   каждый   ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. К концу первого года обучения дети должны знать:  шахматные   термины:   белое   и   черное   поле,   горизонталь,   вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,   стоять   под   боем,   взятие   на   проходе,   длинная   и   короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  правила хода и взятия каждой фигуры. К концу первого года обучения дети должны уметь:  ориентироваться на шахматной доске;  играть   каждой   фигурой   в   отдельности   и   в   совокупности   с   другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;  правильно помещать шахматную доску между партнерами;  правильно расставлять фигуры перед игрой;  различать горизонталь, вертикаль, диагональ;  рокировать;  объявлять шах;  ставить мат;  решать элементарные задачи на мат в один ход. Второй год обучения (66 часов из расчета 2 часа в неделю) 1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 2. Шахматная   нотация.  Обозначение   горизонталей   и   вертикалей,   полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания  “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны   назвать   ее   (например:   “Вертикаль   “е”),   Так   школьники называют   все   вертикали.   Затем   педагог   спрашивает:   “На   какой вертикали   в   начальной   позиции   стоят   короли?   Ферзи?   Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.  “Назови   горизонталь”.   Это   задание   подобно   предыдущему,   но   дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).  “Назови   диагональ”.   А   здесь   определяется   диагональ   (например: “Диагональ е1 – а5”).  “Какого   цвета   поле?”   Учитель   называет   какое­либо   поле   и   просит определить его цвет.  “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.  “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся. 3. Ценность   шахматных   фигур.  Ценность   фигур.   Сравнительная   сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания  “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”  “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.  “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.  “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические, игры и задания   “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?  “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.  “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.  “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.  “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.  “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 5. Достижение мата без жертвы материала.  Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания  “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.  “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. 6. Шахматная   комбинация.  Достижение   мата   путем   жертвы   шахматного материала   (матовые   комбинации).   Типы   матовых   комбинаций:   темы разрушения   королевского   прикрытия,   отвлечения,   завлечения,   блокировки, освобождения   пространства,   уничтожения   защиты   и   др.   Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Дидактические игры и задания  “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.  “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш   материала”.   Надо   провести   простейшую   двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. К концу второго года обучения дети должны знать:  обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;  ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу второго года обучения дети должны уметь:  записывать шахматную партию;  матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;  проводить элементарные комбинации.   Третий год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)  1.   Основы   дебюта.  Двух­   и   трехходовые   партии.   Невыгодность   раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита   от   него.   Игра   против   “повторюшки­хрюшки”.   Принципы   игры   в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.   Борьба   за   центр.   Безопасная   позиция   короля.   Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания  “Мат   в   1   ход”,   “Поставь   мат   в   1   ход   нерокированному   королю”, “Поставь   детский   мат”   Белые   или   черные   начинают   и   объявляют противнику мат в 1 ход.  “Поймай   ладью”,   “Поймай   ферзя”.   Здесь   надо   найти   ход,   после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.  “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).  “Выведи   фигуру”   Здесь   определяется,   какую   фигуру   на   какое   поле лучше развить.  “Поставить   мат   в   1   ход   “повторюшке”.   Требуется   объявить   мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.  “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.  “Выигрыш   материала”,   “Накажи   “пешкоеда”.   Надо   провести   маневр, позволяющий получить материальное преимущество.  “Можно   ли   побить   пешку?”.   Требуется   определить,   не   приведет   ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.  “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.  “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.  “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.  “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.  “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки. К концу третьего года обучения дети должны знать:  принципы игры в дебюте;  основные тактические приемы;  что означают термин­ дебют. К концу  третьего года обучения дети должны уметь:  грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;  точно разыгрывать простейшие окончания.   Календарно­тематическое планирование  для 3­4 лет 1 час в неделю № Тема урока Количе ство часов Дата Примечание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Мурзилка шахматные фигуры   рисует 1 Удивительные клетки Белая ладья Бить или не бить Белый слон Слон против слона Ладья против слона Белый ферзь Чёрный ферзь Ферзь против ладьи и слона Белый король Бей, король Белая пешка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Превращение пешки Бьём наискосок Игра продолжается Ферзь, король, ладья и слон против пешки Белый конь Конь против коня Ферзь, ладья и слон против коня 1 1 1 1 1 1 1 Король и пешка против коня 1 Шах Ставим шах Не  иди король, под шах Защита от шаха «Умный шах» Мат Ферзь,   ладья   и   слон   дают мат в один ход Конь, пешка и король дают мат в один ход Начальное положение Повторение Повторение Открытый урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно­тематическое планирование  для 5­6 лет (2 часа в неделю) № Тема урока Количе ство часов Дата Примечание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Мурзилка шахматные фигуры   рисует 1 Мурзилка шахматные фигуры   рисует 1 Удивительные клетки Удивительные клетки Белая ладья Белая ладья Бить или не бить Бить или не бить Белый слон Белый слон Слон против слона Слон против слона Ладья против слона Ладья против слона Белый ферзь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Белый ферзь Чёрный ферзь Чёрный ферзь Ферзь против ладьи и слона Ферзь против ладьи и слона Белый король Белый король Бей, король Бей, король Белая пешка Белая пешка Превращение пешки Превращение пешки Бьём наискосок Бьём наискосок Игра продолжается Игра продолжается Ферзь, король, ладья и слон против пешки Ферзь, король, ладья и слон против пешки Белый конь Белый конь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Конь против коня Конь против коня Ферзь, ладья и слон против коня Ферзь, ладья и слон против коня 1 1 1 1 Король и пешка против коня 1 Король и пешка против коня 1 Шах Шах Ставим шах Ставим шах Не  иди король, под шах Не  иди король, под шах Защита от шаха Защита от шаха «Умный шах» «Умный шах» Мат Мат Ферзь,   ладья   и   слон   дают мат в один ход Ферзь,   ладья   и   слон   дают мат в один ход 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Конь, пешка и король дают мат в один ход Конь, пешка и король дают мат в один ход Начальное положение Начальное положение Повторение Повторение Повторение Просмотр   видеофильма   о шахматном турнире Просмотр   видеофильма   о шахматном турнире Открытый урок ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66 часов Материально­техническое обеспечение          шахматные доски с набором шахматных фигур           демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур                       шахматные часы                                                                                                       шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий          шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной  нотации                                                                                                   мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек» Учебно – методическое обеспечение 1.       Программы общеобразовательных  учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях.   Часть   вторая.   М.:   Просвещение,   2002,   3­е   издание   с.   370   –   392. Факультативный курс «Шахматы­школе» И.Г.Сухин. 2.       Сухин   И.Г.   Программы   курса   "Шахматы   –   школе:   Для   начальных   классов общеобразовательных учреждений". ­ Обнинск: Духовное возрождение, ­ 2011. ­40 с. 3.       Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно­белые чудес и тайн полны: Учебник  для  1  класса  четырёхлетней  и  трёхлетней  начальной  школы.  –  Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 4.      Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 5.      Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. ­ 2002. 6.      Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. ­ 2002. 7.      Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.­ Обнинск: Духовное возрождение, 2004. 8.      Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.­ Обнинск: Духовное возрождение, 2005.   Список литературы по программе 1.      Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для   родителей   и   учителей).   Рекомендовано   Мин   общ.   и   проф.   обр.   РФ. М..  ПОМАТУР.­ 2000. 2.       Сухин   И.   Шахматы   для   самых   маленьких.   Книга­сказка   для   совместного   чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. ­2000. 3.      Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. ­1990. 4.      В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. ­1979 . 5.       Н.М.   Петрушина   Шахматный   учебник   для   детей.   Серия   «Шахматы».­   Ростов­на­ Дону:   «Феникс», 2002. ­ 224с. 6.      Шахматный словарь. М. ФиС. ­1968. 7.      Шахматы детям. Санкт­Петербург. 1994 г М. Детгиз, ­ 1960. 8.      Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. ­1990. 9.      Шахматы ­ школе. М. Педагогика. ­1990. 10.  В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт­Петербург ­2001. 11.  В.Хенкин  Шахматы для начинающих М.: «Астрель».­ 2002. 12.   О.Подгаец   Прогулки   по   черным   и   белым   полям.   МП   «Каисса   плюс» Днепропетровск. – 1996. 13.  И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. ­  1995.  14.  Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. ­  1966.

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет

Программа "Игры в семейном кругу"-шахматы 3-6 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2019