Программа кружка «Культура речи»
Оценка 4.8

Программа кружка «Культура речи»

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
8 кл
15.09.2017
Программа кружка «Культура речи»
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Кружок «Культура речи» по русскому языку в 8 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся. Задачи курса: - привитие интереса учащихся к русскому языку; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; - научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями; - развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений; - воспитание инициативы, целеустремленности; - повысить общую языковую культуру; - формирование навыков выразительного чтения; - развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Кружок 8 класс.docx
Пояснительная записка Данная   рабочая   программа   является   модифицированной   (адаптационной) программой,   составленной   на   основе   программы   «Культура   речи»   С.И.   Львова,   М.: Мнемозина, 2008. Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия   каждого   ученика   в   настоящее   время   в   жизни   школы,   в   будущем   в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Кружок   «Культура   речи»   по   русскому   языку   в   8   классах   ­   это   самодеятельное объединение   учащихся   под   руководством   учителя   русского   языка,   в   рамках   которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Цель кружковых занятий ­ повышение уровня речевой культуры учащихся. Задачи  курса: ­ привитие интереса учащихся к русскому языку; ­ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; ­ формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной  форме; ­ научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями; ­ развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений; ­ воспитание инициативы, целеустремленности; ­ повысить общую языковую культуру; ­ формирование навыков выразительного чтения; ­ развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать  свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам. Основные принципы организации кружка: ­ принцип добровольности; ­ принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом  внеклассном мероприятии по языку; ­ принцип индивидуального подхода к учащимся; ­ принцип систематичности; ­ принцип занимательности; ­ принцип укрепления связи обучения с жизнью. Организация работы кружка Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 8 классов, так и все желающие. На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке ­ от 5 до 15 учащихся. Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые  занятия  увязываются  с другими формами  внеклассной работы  по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка. 1 Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Тематический план обучения Название тем курса Всего часов Содержание занятия и виды деятельности учащихся Что такое культура речи? 2 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Задача культуры речи. Типы речевой культуры. Особенности устной  публичной речи. Оратор и его аудитория. 11. 12. Ораторское искусство  России Произносительные нормы  русского языка. Требования к правильной  речи. Интонация. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 2 3 1 2 2 2 2 2 Понятие "культура речи". 2 уровня речевой культуры. Труды  Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова,  Л.В.Щербы, В.В.Виноградова,  А.М.Пешковского. Беседа. Сопоставление плана, тезисов и  конспектов статей. 4 основных аспекта понятия культуры речи.  Лекция, тренировочные упражнения. 10 типов речи. Диалог с собой. Составление  плана. Подбор материала. Термин "ораторская речь", "публичная речь".  Беседа. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки  аудитории слушателей. Навыки и умения оратора. Работа со словарём. Коллективная работа в  группах. Анализ системы ораторского искусства в  России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова,  М.М.Сперанского. Подбор материала. Термин "орфоэпия".Основные черты русского  литературного произношения. Классификация  стилей. Выполнение игровых упражнений. Письменная речь. Правильная речь. Язык.  Основные требования к правильной речи.  Высказывание своей точки зрения. Интонация как семантико­стилистическое  средство в русском языке. Основные принципы  риторики. Тренировочные упражнения. 2 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Ударение. Важнейшие показатели  уровня речевой культуры  личности. Правила художественной  декламации. Словарный состав  русского языка. Выразительность русской  речи. Благозвучие. Этикетные формулы  русского языка. 2 2 2 2 3 2 2 Синтагматическое членение предложения и  логическое ударение. Работа с карточками над  синтагматическим ударением. Упражнения с  текстами, скороговорками. Показатели уровня речевой культуры  личности. Информативная насыщенность.  Логичность речи. Беседа по вопросам. Задачи, цели декламации. Беседа. Чтение  стихотворений и отрывков прозаических  отрывков. Упражнения в выявлении лексических пластов  художественных произведений. Подготовка  докладов. Понятие "выразительность русской речи".  Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Выполнение тестовых заданий. Важное свойство устной речи. Практикум.  Исправление ошибок в сочинениях учащихся. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка. Составление памяток. Подбор материала.  Игровые задания. 34. Итоговое занятие в форме 1 Подведение итогов работы кружка. конференции учащихся. Содержание программы 1.  Что  такое  культура  речи?   Понятие   "культура  речи".  Два   уровня  речевой   культуры: высший   и   низший.   Труды   Ф.И.Буслаева,   К.Д.Ушинского,   С.И.Ожегова,   Л.В.Щербы, В.В.Виноградова,   А.М.   Пешковского.   Важнейшая   закономерность   культуры   языка   и мышления,   значение   культуры   речевого   поведения   в   жизни,   формирование   чувства уместности высказывания. Форма занятия: викторина. 2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык ­ постоянно изменяющаяся система. Форма занятия: лекция. 3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в  жизни человека . Форма занятия: проект. 4. Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь. 3 Форма занятия: беседа. 5. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории  слушателей. Навыки и умения оратора. Форма занятия: турнир. 6. Ораторское искусство России. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского. Форма занятия: устный журнал. 7.   Произносительные   нормы   русского   языка.   Термин   "орфоэпия".   Основные   черты русского   литературного   произношения.   Полный   и   неполный   стили   произношения. Классификация стилей. Форма занятия: игра. 8. Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Форма занятия: интерактивный опрос "микрофон". 9.   Интонация.   Интонация   как   семантико­стилистическое   средство   в   русском   языке. Основные принципы риторики. Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий. 10. Ударение. Синтагматическое членение предложения. Логическое ударение. Форма занятия: практическая. 11. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Точность и ясность речи. Чистота речи. Форма занятия: дискуссия. 12. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации. Форма занятия: беседа. 13. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений. Форма занятия: семинар. 14.   Выразительность   русской   речи.   Понятие   "выразительность   русской   речи".   Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Форма занятия: лекция, тест. 15. Благозвучие. Важное свойство устной речи. Форма занятия: практикум. 16. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка. Форма занятия: ролевая игра. 17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка. Условия реализации программы Методические: специальная литература, дидактический материал, наглядные  Материально – техническая база: кабинет для групповых и индивидуальных  1. пособия. 2. занятий. 3. занятий. Организационное обеспечение: необходимый контингент обучающихся, расписание  Требования к знаниям и умениям обучающихся В результате изучения курса учащиеся должны уметь: ­ передавать мысли правильно, точно и выразительно; 4 М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку 5­9 классы. – Москва: ­ самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал; ­ выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; ­создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка; ­   вести   полемику   аргументировать   свои   суждения,   приводить   контраргументы; пользоваться   основными   источниками   информации,   владеть   приемами   работы   с информацией. ­   выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные   и   безударные   слоги,   определять   границы   предложения,   повышать   и   понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи. По   данной   программе   в   занимательной,   доступной   для   учащихся   форме   повышается уровень   речевой   культуры   учащихся.   Творческие   задания,   игровые   формы   проведения занятий   кружка,   конференции,   телепередачи,   диалоги,   исследование,   комментарии, интервью,   репортаж   стимулируют   развитие   творческих   способностей   каждого   ученика, формирует творческую личность учащихся. Словари толковый, фразеологический, словарь синонимов, антонимов, этимологический Литература для учащихся Литература для учителя А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская  Дидактические игры на уроках русского языка  –  Б.В. Казанский Приключения слов. – Санкт­Петербург: Авалон Азбука­классика, М.М. Казбек­Казиева Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5­11 классы. ­ Л.Т. Григорян Язык мой ­ друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.  В.В. Колесов Гордый наш язык – Санкт­Петербург: Авалон Азбука­классика, 2007г. М.Е. Кривоплясова Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной  1. Москва: Просвещение, 2007г. 2. ВАКО, 2012г. 3. яз.).Пособие для учителей.­ М.: Просвещение, 1976г. 4. 2007г. 5. Москва., из­во «Айрис­пресс», 2010г. 6. 7. речи. ­ 5­9 классы: тренинговые задания на уроках. ­ Волгоград: Учитель, 2007. 8. 2007 г. 9. классика, 2007г. 10. образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. ­ Волгоград:  Учитель, 2004г. 11. МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК",  2006 г. 12. Просвещение, 1995г. 13. / сост. Л.М.Рыбченкова. ­ М.: Дрофа, 2001г. 14. классов. ­ Волгоград: Учитель, 2003г. 15. 16. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И.Максимова.­ М.: Гардарики, 2002г. Современная энциклопедия. Этикет/И.Е. Гусев. – Минск: Харвест, 1999г. А.А. Мурашов Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.­ 3­е изд., стер.­ М.:  Н.А. Плёнкин Уроки развития речи: 5­9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. ­ М.: В.М. Мокиенко «В глубь поговорки. – Санкт­Петербург: Авалон Азбука­классика, В.М. Мокиенко Загадки русской фразеологии. – Санкт­Петербург: Авалон Азбука­ В.П. Москвин Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5­9 кл. Л.Н. Ситникова Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5­8  5 Н.И.   Формановская   Вы   сказали:   "Здравствуйте!"   (   Речевой   этикет   в   нашем 17. общении.) ­ М.: Знание, 1982г. 6

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»

Программа кружка «Культура речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2017