Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
5 кл
23.04.2017
Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на изучении грамматических признаков слов разных частей речи, на понимание закономерностей развития языка. Большое количество орфограмм, требующих применения на письме правила, приводит учащихся в состояние неуверенности в правильном выборе буквы, создает ситуацию, при которой учащийся затрудняется «вызвать» из своей памяти нужное правило в течение короткого времени.
Рабочая программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коммунарская средняя общеобразовательная школа»
Принято: Утверждаю:
Методическим советом школы Директор Маненкова Л.А.
Протокол № 7 дата 27.08.16 Приказ № 39/1 дата 28.08.16
Рабочая программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса, базовый уровень,
на 2016 – 2017 учебный год.
Составитель: Вайс Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы.
с. Кировское.
2016год. Пояснительная записка
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения орфографии русского языка учащимися 5 класса в игровой и творческой
форме, что существенным образом отличается от традиционного подхода. На изучение курса из школьного компонента выделен 1 час.
Цель занятий совершенствование практических умений и навыков по орфографии. Особое внимание уделяется формированию
орфографической зоркости, умению видеть морфемный состав слова и выстраивать логическую цепочку рассуждений.
Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на изучении грамматических признаков слов разных
частей речи, на понимание закономерностей развития языка. Большое количество орфограмм, требующих применения на письме правила,
приводит учащихся в состояние неуверенности в правильном выборе буквы, создает ситуацию, при которой учащийся затрудняется
«вызвать» из своей памяти нужное правило в течение короткого времени. На сегодняшний день пока ещё самой эффективной формой
проверки грамотности обучающегося является диктант. При такой форме проверки решать «орфографическую задачу» следует
моментально, чтобы успеть записать правильно текст под диктовку. Но как показывает практика, в момент написания слов диктанта
многие учащиеся не только не успевают вспомнить правило, но и не могут правильно соотнести, отчего зависит написание орфограммы.
Возникает противоречие: учащийся знает правило, если его спросить вне ситуации диктанта. Во время написания диктанта это правило «не
всплывает» в памяти. Другая форма проверки орфографической грамотности тестирование. При такой форме время на то, чтобы
вспомнить правило, сокращается. Рамки времени ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё труднее.
Курс преследует следующие цели:
1. Повышение интереса учащихся к изучению русского языка в школе.
2. Преодоления психологического барьера при изучении орфографии.
Задачи курса:
1. Научить выстраивать самую короткую логическую цепочку для решения орфографической задачи.
2. Сформировать навыки вычленения
морфемы, в которой скрыта орфограмма
Данное тематическое планирование обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование
общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных
способностей:
воспитание коммуникативной культуры школьников;
выявление и поддержка одаренных учащихся;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия,
воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;
развитие устной и письменной связной речи учащихся;
формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
развитие индивидуальных способностей учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных
правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) синтаксически.
Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно
писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,
обосновывать свой выбор.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные
тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную
тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).
Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться различными словарями. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ»
(ВАРИАНТ: 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ; 34 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛИ)
Колво
часов
№
урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся Планируемые образовательные
результаты изучения темы
1
2
3
4
5
1 Можно ли писать без букв? Когда
возникла письменность?
Составление стилизованных писем и
карт
Умение творчески мыслить.
Самостоятельное создание
лингвистических проектов.
1
1
Как они пишутся? (Знакомство с
орфографическими словарями)
Работа со словарями. Мини сочинения
«Здравствуйте, я – опасное слово!».
Уметь работать со словарями и
словарной статьёй. Уметь
составлять текст научного стиля.
В путь за главным правилом.
«Ошибкоопасные» места.
Составление опорных схем
Уметь создавать опорные карты и
схемы.
1
Опасные согласные
Решение ребусов и лингвистических
задач
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать.
1
На сцене гласные
Решение ребусов и лингвистических
Уметь находить правильный ответ, задач
логически рассуждать
1
«Фонемные» и «нефонемные» правила
Составление опорных схем
Уметь создавать опорные карты и
схемы.
1
Наш знакомый Ь
Подготовка проектов, лингвистическое
сочинение, тестирование
Самостоятельное создание
лингвистических проектов.
1
«АУ! Непроизносимые согласные»
Подготовка проектов, лингвистическое
сочинение, тестирование
Самостоятельное создание
лингвистических проектов.
6
7
8
9
1
Строительная работа морфем
Тренировочные упражнения
10
1
Не так слышим, как пишем
Практикум
11
1
Приставки труженицы
Практикум.
Работа с карточками морфемами
Нахождение орфограммы приставки.
Закрепление навыка вычленения
морфем
Закрепление навыка вычленения
морфем
Безошибочное нахождение среди
многих морфем морфемы
приставки.
12
1
Для разных приставок – разные правила.
Решение лингвистических задач.
Уметь находить правильный ответ, Нахождение орфограммы приставки
логически рассуждать
13
1
С этими приставками никаких хлопот
Решение лингвистических задач.
Нахождение орфограммы приставки
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать
14
1
Приставкинарушители!
Решение лингвистических задач.
Нахождение орфограммы приставки
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать
15
1
Внимание! Самые трудные!
Решение лингвистических задач.
Нахождение орфограммы приставки
Тестирование
Сформирование умения выбирать
правильный вариант (при
тестировании).
16
1
Смотри в корень! Словародственники.
Решение лингвистических задач.
Нахождение корней в слове и
орфограммы в корнях.
Без затруднения находить корень
слова
17
1
Смотри в корень! Словародственники.
Решение лингвистических задач.
Нахождение корней в слове и
орфограммы в корнях.
Без затруднения находить корень
слова
18
1
Сколько бывает родственных слов?
Решение лингвистических задач.
Составление опорных схем и
словообразовательных цепочек.
Создание творческих продуктов на
лингвистическую тему. 19
1
Кто командует корнями? (полногласие)
Решение лингвистических задач.
Составление опорных схем
Создание творческих продуктов на
лингвистическую тему.
20
1
Кто командует корнями? (сочетание
ира)
Решение лингвистических задач.
Составление опорных схем
Создание творческих продуктов на
лингвистическую тему.
21
1
Кто командует корнями? (ударение)
Решение лингвистических задач.
Составление опорных схем
Создание творческих продуктов на
лингвистическую тему.
22
1
Кто командует корнями? (согласные
звуки)
Составление опорных схем.
Тестирование
Создание творческих продуктов на
лингвистическую тему.
23
1
Кто командует корнями? (смысл)
Составление опорных схем.
Тестирование.
Создание творческих продуктов на
лингвистическую тему.
2428
2
Приведём все знания в порядок . Речевые
игры.
Решение речевых упражнений
различного типа. Составление
собственных речевых заданий.
Самостоятельное создание
лингвистических проектов
25
1
Ударение командует окончаниями
Практикум
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать 26
27
1
1
Девиз Сани Григорьева и энергия
инфинитива.
Решение речевых упражнений
различного типа. Составление
собственных речевых заданий
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать
Путешествие из настоящего времени в
будущее.
Решение речевых упражнений
различного типа. Составление
собственных речевых заданий
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать
28
1
Частица НЕ, запрещающая действие.
Решение речевых упражнений
различного типа. Составление
собственных речевых заданий
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать
29
1
«Рождается внезапная строка»
(Речетворческий тренинг. «Бином
фантазии»)
Практикум (составление алгоритмов
применения правил, тестирование,
работа со словарём, письменные и
устные упражнения)
Самостоятельное создание
лингвистических проектов
30
1
Испытание текста на цельность и красоту Практикум (составление алгоритмов
применения правил, тестирование,
работа со словарём, письменные и
устные упражнения)
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать
31
1
О «корнях жизни», Красной книге и
любимых цветах.
Практикум (составление алгоритмов
применения правил, тестирование,
работа со словарём, письменные и
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать устные упражнения)
32
1
Зри в корень! Проверяй слова!
Практикум (составление алгоритмов
применения правил, тестирование,
работа со словарём, письменные и
устные упражнения)
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать
33
1
Задачи для почитателей ВиниПуха
Практикум (составление алгоритмов
применения правил, тестирование,
работа со словарём, письменные и
устные упражнения)
Уметь находить правильный ответ,
логически рассуждать
34
1
«Не лезьте за словом в карман!». Или вам
поможет орфография.
Подготовка проектов, лингвистическое
сочинение, тестирование
Самостоятельное создание
лингвистических проектов.
Формы и средства контроля.
Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших
задач работы учителя. Составителем данной рабочей учебной программы используются следующие формы, способы проверки и оценки
результатов обучения по предмету «русский язык»: устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, тестовые задания, диктант,
изложение, сочинение.
Формы текущего контроля знаний в 5 классе:
тест;
диктант / диктант с грамматическим заданием;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текст
устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.
Перечень учебнометодических средств обучения.
Дополнительные методические пособия для учителя Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.; Баранов М.Т.
Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // РЯШ. – 1993. №3. ;
Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1991.
Г. П. Лазаренко Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки, М: «Дрофа», 2004
Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, М.: «ТЦ Сфера», 2010
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Программа курса «Секреты русской орфографии» для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.