Программа курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» по спортивно-оздоровительному направлению
Оценка 4.9
Документация
doc
физическая культура
5 кл—7 кл
26.01.2017
Актуальностью данной проблемы является то, что в юном возрасте осанка имеет неустойчивый характер. Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости.
ЛФК 16.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вяткинская основная общеобразовательная школа»
Каргапольского района Курганской области
Рассмотрено на заседании Утверждено на педагогическом
методического объединения совете школы
Протокол №1 от «29» августа 2016г. Протокол №1 от «29» августа 2016г.
Руководитель МО:______________ Директор:_____________________
(Н.Н.Ленских) (М.И.Кочкина)
Программа курса внеурочной деятельности
«Лечебная физическая культура»
по спортивнооздоровительному направлению
для обучающихся 11– 15 лет
период реализации 1 год
Автор программы:
Кочкина Нина Алексеевна,
учитель физической культуры
2016 г. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знания:
Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и здорового образа жизни для
здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений,
классического массажа, аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных
спортивных игр.
Умения:
Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами; элементы классического
массажа в парах; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа
осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре
стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя руками; ползать по
скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно
пропуская ток энергии через тело («Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый
лук», «Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития силы в парах,
оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать
статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы:
«Спонтанный танец», «Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для
психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в
подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной
мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на
полу воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать любым способом или
держаться на воде.
Навыки:
Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по выбору детей.
Личностные качества:
Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.
Содержание курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» с
указанием форм организации и видов деятельности
Основы знаний.
1.
Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни; механизм
лечебного действия ЛФК, классического массажа, аутогенной тренировки; простейшие правила
спортивных игр, включаемых в урок.
2.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника. Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись;
ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя
руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха – йоги.
3.
осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки. Контроль
Оздоровительная Хатха – йога.
4.
Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное пропускание тока энергии
через тело (см. Методические разработки).
Развитие выносливости.
5.
Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания статических поз Хатха – йоги.
Бег средней интенсивности до 3 минут, увеличение интенсивности и времени проведения
подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.
Развитие силы.
6.
Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу;
преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.
Массаж мышц спины.
7.
Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация,
надавливание.
Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
8.
Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные
движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси и
др. (см. Методические разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.
Подвижные и спортивные игры.
9.
Волейбол, пионербол, футбол, баскетбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя на
коленях…), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры на усмотрение учителя.
Совершенствование ранее изученных подвижных игр тренирующего и целенаправленного
характера.
Аутогенная тренировка.
10.
Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для
воображения детей картин ( «Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической
установки на выздоровление.
11.
а). тесты – по плану учителя.
Проведение контрольных мероприятий.
б). медицинский контроль – по плану.
в). самоконтроль
Задания на дом.
12.
Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по рекомендациям учителя;
соблюдение ортопедического режима.
Используемые средства обучения.
Теоретические сведения.
Бег, ходьба, передвижения.
Общеразвивающие упражнения, упражнения специального характера, упражнения общего
характера.
Общеразвивающие упражнения, подвижные игры на ортопедических мячах, гимнастических
скамейках, шведской стенке.
Методы и формы организации занятий ЛФК.
Метод «слова и показа» используется при разучивании и закрепления новых упражнений,
комплексов в целом.
Метод « рассказа» используется при совершенствовании ранее изученных упражнений и
движений, целостного выполнения сложных упражнений, комплексов упражнений.
Метод «расчленённого обучения» используется при разучивании новых упражнений путем
разделения комплекса упражнений на части.
Метод «целостного обучения» используется при выполнения комплекса упражнений
полностью.
Организационно методические рекомендации.
Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об индивидуальных
особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и
умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и
выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
Физическая нагрузка на уроке ЛФК дозируется и зависит от:
подбора физических упражнений (от простого к сложному),
продолжительности физических упражнений,
числа повторений,
выбора исходных положений, темпа движений (на счет 14),
амплитуды движений,
степени усилия,
точности,
сложности,
ритма,
количества отвлекающих упражнений,
эмоционального фактора.
Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Для получения лучших результатов соблюдаются следующие принципы:
системность.
регулярность
длительность
нарастание
индивидуализация
общеукрепляющие упражнения.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление
мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные
оздоровительные
методики.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей.
Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку,
подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Тематическое планирование
Раздел учебной программы
1год
№
п/п
Всего
часов
1. Основы знаний и умений
2
2
2. Подвижные игры:
В процессе занятий
1)подвижные
игры
целенаправленного характера
2)подвижные
игры 3
4
тренирующего характера
3)спортивные игры
Дыхательные упражнения:
В процессе занятий
19
19
1)обучение
дыханию
правильному
Комплексы упражнений
для формирования и
закрепления правильной
осанки:
комплекс упражнений
для развития гибкости и
растяжении
мышц
позвоночника
комплексы упражнений
на развитие силы мышц спины
комплексы упражнения на
выносливость
комплексы упражнений для
расслабления мышц и
укрепления нервной системы
5. Аутогенная тренировка
Самомассаж спины
6. Оздоровительная Хатхайога
7. Профилактика плоскостопия
8. Проведение
контрольных
мероприятий:
1)тесты
2)медицинский контроль
3)самоконтроль
9.
Задания на дом
2
4
5
2
2
4
5
2
По выбору учителя
Итого:
34
34
Программа курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» по спортивно-оздоровительному направлению
Программа курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» по спортивно-оздоровительному направлению
Программа курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» по спортивно-оздоровительному направлению
Программа курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» по спортивно-оздоровительному направлению
Программа курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» по спортивно-оздоровительному направлению
Программа курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» по спортивно-оздоровительному направлению
Программа курса внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» по спортивно-оздоровительному направлению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.