Программа «Моя будущая профессия»
Цели:
Ø оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
Ø выработка у школьников сознательного отношения к труду;
Ø профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора
сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с
учетом требований рынка труда.
Задачи:
Ø получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
Ø обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
Ø дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
Ø выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями села.
Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную
программу и план воспитательной работы школы:
Ø составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
Ø организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
Ø помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
Ø организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
Ø организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
Ø оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
Ø проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
Ø организует встречи учащихся с выпускниками школы —
студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Формы внеклассной работы:
►Комплекс
профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и
тренингов по планированию карьеры;
►Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
►Анкетирование, диагностика, тренинги
►Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
►Работа с родителями (проведение родительских собраний, (общешк.,
классн.); лектории для родителей; индивидуальные беседы педагогов с родителями
школьников; анкетирование родителей учащихся; привлечение родителей школьников
для выступлений перед учащимися с беседами; помощь родителей в организации
профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; помощь родителей в
организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
►тематические классные часы, спецкурсы;
►конкурсы, викторины;
►интерактивные игры, дебаты, круглые столы;
►фестивали, праздники, часы общения, посвященные профориентационной работе:
► оформление уголка в классном пространстве.
0-4 классы: «Путешествие в мир профессий»
Ø формирование у младших школьников ценностного отношения к труду:
Ø понимание его роли в жизни человека и в обществе;
Ø развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включённости в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Содержание программы для 0-4 классов
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
0 класс |
||
1 |
Экскурсия «Деревня моя любимая» |
1 |
2 |
Сбор материала к зонам развития: магазин игрушек, парикмахерская, аптека и др |
1 |
3 |
Беседа «Все работы хороши» |
1 |
4 |
Рисуем профессии своих родителей |
1 |
5 |
Сложно – ролевая игра «Гончары» |
1 |
6 |
Выставка «Пластилиновые герои сказок» |
1 |
7 |
КТД «золотые руки» |
1 |
8 |
Беседа «Как хлеб на стол приходит?» |
1 |
9 |
Экскурсия на пекарню |
1 |
1 класс |
||
1 |
Беседа «Труд людей осенью» |
1 |
2 |
Экскурсия в библиотеку |
1 |
3 |
Игровые упражнения «Человек – профессия» |
1 |
4 |
Беседа «Уважения к людям труда» (рассказы родителей о своём труде) |
1 |
5 |
Экскурсия на почту. |
1 |
6 |
Экскурсия в амбулаторию. Беседа по материалам экскурсии. |
1 |
7 |
Экскурсия по селу. |
1 |
8 |
Беседа по просмотренному фильму «Весенние работы в саду, огороде, поле». |
1 |
9 |
Беседа «Бережное отношение к природе. |
1 |
2 класс |
||
1 |
Беседа «Труд людей осенью» (профессия тракториста, шофёра, комбайнёра, овощевода) |
1
|
2 |
Классный час «Профессия – Учитель». |
1 |
3 |
Работа автоинспектора. Игры по ПДД. |
1 |
4 |
Классный час «Профессия парикмахер. Дизайнер» |
1 |
5 |
Беседа «Работа технического персонала в школе». Трудовой десант. |
1 |
6 |
Беседа «Профессии наших пап» (рассказы отцов о своей профессии) |
1 |
7 |
Знакомство с профессиями наших мам |
1 |
8 |
Экскурсия в библиотеку |
1 |
9 |
Выращивание комнатных растений. Трудовой десант. |
1 |
3 класс |
||
1 |
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» |
1 |
2 |
Знакомство с профессиями сельских тружеников. |
1 |
3 |
Экскурсия в МТМ |
1 |
4 |
Просмотр фильма «Будь осторожен с огнём». Беседа о профессии пожарного. |
1 |
5 |
Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. |
1 |
6 |
Выставка поделок «Город мастеров» |
1 |
7 |
Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
1 |
8 |
Классный час «По страницам профессий» |
1 |
9 |
Посадка комнатных расстений |
1 |
4 класс |
||
1 |
Экскурсия в автохозяйство. Мини сочинение. |
1 |
2 |
Работа на пришкольном участке |
1 |
3 |
Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар. |
1 |
4 |
Беседа о профессиях здравоохранения. |
1 |
5 |
Профессия моих родителей (встречи, беседы) |
1 |
6 |
Игра «человек – профессия» |
1 |
7 |
Фестиваль профессий. |
1 |
8 |
Знакомство с профессией ветеринара. |
1 |
9 |
Посадка цветочно - декоративных растений |
1 |
5-7 классы: «Введение в мир профессий»
Ø развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
Ø представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
Ø приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
Содержание программы для 5-7 классов
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
5 класс |
||
1 |
Введение в мир профессий |
1 |
2 |
Беседа «Видеть хорошее» |
1 |
3 |
Тренинг «Волшебная страна общения» |
1 |
4 |
Беседа «Эмоции и здоровье» |
1 |
5 |
Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с профессией пожарного. |
1 |
6 |
Круглый стол «Династии в моей семье» |
1 |
7 |
Выставка рисунков «Кем я хочу стать». |
1 |
8 |
Викторина «Изучаем профессии» |
1 |
9 |
«Моё село в будущем» |
1 |
6 класс |
||
1 |
Урок – презентация «Что такое профессия и что такое специальность?» |
1 |
2 |
Типы профессий |
1 |
3 |
Классный час «что такое моё «Я»? Знаю ли я себя?» |
1 |
4, 5 |
Я изучаю себя (совместно со школьным психологом) |
2 |
6 |
Классный час «Мои интересы и склонности» (составление личностной карты) |
1 |
7 |
Беседа «Как развивать свои способности». |
1 |
8 |
Круглый стол «Мои достижения за учебный год в плане самообразования» |
1 |
9 |
Конкурс сочинений «Профессии нужные моему селу» |
1 |
7 класс |
||
1 |
Мир профессий. |
1 |
2,3 |
Беседа на тему «Мои таланты и увлечения» |
2 |
4 |
Игротерапия: техника «Пирог» |
1 |
5 |
Беседа «Пример в моей жизни» |
1 |
6 |
Викторина «В океане профессий» |
1 |
7 |
Сочинение – размышление «К чему люди стремятся в жизни» |
1 |
8 |
Игра «Бизнес-старт» |
1 |
9 |
Профессия будущего. Презентация. |
1 |
8-9 классы: «Выбираем свой путь»
Ø уточнение образовательного запроса в ходе занятий;
Ø групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии;
Ø формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
8 класс |
||
1 |
Круглый стол «Каким я вижу своё будущее» |
1 |
2 |
Творческая работа «Моя будущая профессия» (сочинение) |
1 |
3 |
Экскурсии на предприятия села |
1 |
4 |
Анкетирование «Тип личности и профессия» |
1 |
5 |
«Живой микрофон» встреча с выпускниками школы |
1 |
6 |
Игра «За и против» |
1 |
7 |
«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» встреча с представителями разных профессий. |
1 |
8 |
Беседа «Ошибки и затруднения при выборе профессии» |
1 |
9 |
Конкурс презентаций «Калейдоскоп профессий» |
1 |
9 класс |
||
1 |
Дебаты «Как достичь успеха в профессии?» |
1 |
2 |
Артерапия: техника «Волшебное искусство» |
1 |
3 |
Игра «Найди себя в мире профессий» |
1 |
4 |
Деловая игра «Кадровый вопрос» |
1 |
5 |
Беседа «Как правильно выбрать профессию?» |
1 |
6 |
Социальный тренинг «Мой выбор» |
1 |
7 |
Экскурсии в учебные заведения района, области (дни открытых дверей) |
1 |
8 |
«Фестиваль профессий» (презентации) |
1 |
9 |
Круглый стол «Мои профессиональные намерения» |
1 |
10-11 классы: «Я выбираю профессию»
Ø обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;
Ø формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;
Ø коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
10 класс |
||
1 |
Анкетирование «Как правильно выбрать профессию?» |
1 |
2 |
Беседа «Что такое призвание?» |
1 |
3 |
Классный час «Личное и общественное в выборе профессии» |
1 |
4 |
Игра «Я бизнесмен» |
1 |
5 |
Презентации «Рынок профессий» |
1 |
6 |
Круглый стол «Куда пойти учиться?» |
1 |
7 |
Диспут «Учение: наши возможности и наше будущее в наших руках» |
1 |
8 |
«Круг общения» (знакомство с профессиями совместно с родителями) |
1 |
9 |
Экскурсии в учебные заведения района и области». |
1 |
11 класс |
||
1 |
Конкурс - презентаций «Мир профессий» |
1 |
2 |
Классификация профессий |
1 |
3 |
Формула профессии |
1 |
4 |
Профессиональный тип личности |
1 |
5 |
Перспектива «Кем быть?» |
1 |
6 |
Профессиональная карта интересов |
1 |
7 |
Клуб интересных встреч |
1 |
8 |
Круглый стол «День открытых дверей» |
1 |
9 |
Защита проектов «Дороги, которые мы выбираем» |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.