Пояснительная записка
Литературное чтение
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса надомного обучения составлена на основе авторской программы курса
«Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и М.В. Бойкиной , Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального
общего образования;
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда
следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на
доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Основная цель : уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира
отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»: обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и
специфики его литературной формы. Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать свою точку зрения (позицию
читателя). Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным,
изучающим, поисковым и просмотровым). Включать учащихся в эмоциональнотворческую деятельность в процессе чтения. Формировать
литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова. Расширять круг чтения учащихся, создавать
«литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения
смысловым чтением.
В связи с тем, что в учебном плане образовательного учреждения на предмет «Литературное чтение» отведены 2 часа в неделю (68 часов в год),
проведено изменение учебного материала следующим образом:
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Раздел
Книги в мировой культуре.
Истоки литературного творчества.
О Родине, о подвигах, о славе.
Жить по совести, любя друг друга.
Литературная сказка.
Учебный план
Количество часов
2
6
4
5
6 6.
7.
Великие русские писатели.
Литература как искусство слова. Обобщение по курсу
литературного чтения.
Основные требования к уровню подготовки ученика 4 класса.
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны знать:
6
4
название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
сказок народных и литературных;
стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
сказки народные и литературные;
словари и справочники;
элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
уметь:
читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
определять тему и главную мысль произведения;
ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать
события, героев произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
определять тему и жанр незнакомой книги;
работать со справочной литературой.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразовательных. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Академия
образования, издво «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.
2. Литературное чтение. 4 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, издво «Просвещение». –М.:
просвещение, 2014. Тема урока
№
п/п
урок
а
1.
Раздел :Книга в мировой культуре.7ч
Вводный урок по курсу литературного
чтения. Содержание учебника.
Устное сочинение на тему «Книга в
нашей жизни»
2
3
4
Из повести временных лет. О книгах.
Летописец Нестор.
М.Горький. О книгах. Рассказ о своей
домашней библиотеке.
Удивительная находка. Пересказ текста.
1
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению.
Ко
л-
во
час
ов
1
1
1
Дат
а
Приме
чание
Элементы
содержания
Характеристика
деятельности учащихся
Ориентироваться в учебнике по
литературному чтению.
Объяснять условные обозначения.
Находить нужную главу в
содержании учебника. Предполагать
на основе названий разделов
учебника, какие произведения будут
изучаться.
Рассуждать о роли книги в мировой
культуре.
Читать вслух и про себя.
Группировать высказывания по
темам.
Различение жанров
произведений. Произведения
устного народного творчества.
Связь произведений
литературы с другими видами
искусств. Тема, главная мысль,
события, последовательность .
Произведения устного
народного творчества.
Различение жанров
произведений Первая печатная
книга России
Выделение языковых средств
выразительности. Участие в
диалоге при обсуждении про
слушанного произведения
Умение ставить вопросы по 5
6
7
8
9
Раздел: Истоки литературного
творчества18ч.
Вводный урок по содержанию раздела.
Библияглавная священная книга
христиан. Из книги притчей
Соломоновых (из Ветхого Завета).
Былины. Особенности былинных текстов.
Устное сочинение по картине. В.
Васнецов. Гусляры.
Исцеление Ильи Муромца. Былина.
Сравнение былины со сказочным
текстом.
Ильины три поездочки. Сравнение
поэтического и прозаического текстов
былины.
Мифы Древней Греции. Деревянный
конь. Мифологический словарь Е.
Мелетинского.
10
Самостоятельное чтение. Сказки о
животных.
1
1
1
1
1
1
содержанию прочитанного,
отвечать на них
Знакомство с содержанием
раздела Выявление
особенностей притч,
былинного текста. Сравнивать
былину и сказочный текст
Образные языковые средства.
Герои произведения,
понимание их эмоционально
нравственных переживаний
Выявление особенностей
притч, былинного текста.
Сравнение былин и сказочных
текстов Связь произведений
литературы с другими видами
искусств. Тема, главная мысль,
события, последовательность
Связь произведений
литературы с другими видами
искусств
Связь произведений
литературы с другими видами
искусств. Тема, главная мысль,
события, последовательность
Предполагать на основе названия
раздела учебника, какие
произведения будут изучаться.
Определять конкретный смысл
понятий :притчи, былины, мифы.
Выявлять особенности былинного
текста.
Сравнивать былину со сказочным
текстом.
Сравнивать поэтический и
прозаический тексты былин.
Выявлять особенности мифа.
Находить в мифологическом словаре
необходимую информацию.
Восприятие и понимание
эмоциональнонравственных
Распределять роли; договариваться
друг с другом (учительученик) 11
12
13
14
15
Тайская народная сказка. Болтливая
птичка. Создание сказки по аналогии.
Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.
Контрольная работа
Семейное чтение. Шрамы на сердце.
Притча.
Сказка о лисе
Раздел :О Родине, о подвигах, о славе
14 ч.
Вводный урок по содержанию раздела.
К.Ушинский. Отечество. В.Песков.
Отечество. Сравнение текстов о Родине.
Н.Языков. Мой друг! Что может быть
милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С.
Романовский. Русь. Сравнение
произведений художественной
литературы и живописи.
1
1
1
1
1
Составлять сказку по аналогии с
данной сказкой
Размышлять над тем, что такое
тщеславие, гнев, самообладание,
терпение, миролюбие.
Читать вслух и про себя.
Находить необходимый материал
для подготовки сценария.
Инсценировать произведение.
Предполагать на основе названия
раздела учебника, какие
произведения будут изучаться.
Определять смысл понятий:
поступок, подвиг.
переживаний героя
Герой произведения,
иллюстрация и ее роль в
понимании произведения.
Участие в диалоге
Герои произведения,
восприятие и понимание их
эмоциональнонравственных
переживаний
Герой произведения,
иллюстрация и ее роль в
понимании произведения.
Предполагать на основе
названия раздела учебника,
какие произведения будут
рассматриваться в данном
разделе Произведения
классической литературы.
Жанры литературных
произведений.
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу
текста
Декламация произведений.
Связь произведений
литературы с другими видами
искусств.
Подбирать близкие по смыслу слова
к слову «Родина». Сравнивать
тексты о Родине: смысл текстов.
Сравнивать произведения 16
17
18
19
20
21
22
Александр Невский. Подготовка
сообщения о святом Александре
Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.
Кончаловская. Слово о побоище
ледовом.
Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Подготовка сообщения о Дмитрии
Донском.
Великая Отечественная война 19411945
годов. Р. Рождественский. Реквием.
А. Приставкин. Портрет отца. В.
Костецкий. Возвращение.
Е. Благинина. Папе на фронт. В.
Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение
произведения живописи и литературы.
Самостоятельное чтение. С. Фурин.
Чтобы солнышко светило. В. Орлов.
Разноцветная планета.
Ф. Семяновский. Фронтовое детство.
Фотографияисточник получения
информации.
1
1
1
1
1
1
1
литературы и живописи.
Читать вслух и про себя.
Связь произведений
литературы с другими видами
искусств. Выразительное
чтение, использование
интонаций, соответствующих
смыслу текста
Тема, главная мысль, события,
последовательность.
Понимание основного
содержания услышанного
Находить в научнопознавательной
литературе необходимую
информацию для подготовки
сообщения.
Участие в диалоге при
обсуждении
прослушанного(прочитанного)
произведения. Умение ставить
вопросы по содержанию
прочитанного, отвечать на них
Тема, главная мысль, события,
последовательность
Определять ритм стихотворения.
Читать выразительно с опорой на
ритм стихотворения.
Читать вслух и про себя.
Сравнение произведения
литературы и живописи.
Рассказывать о картине,об
изображённом на ней событии.
Умение ставить вопросы по со
держанию прочитанного,
отвечать на них
Выполнять творческий пересказ;
рассказывать от лица разных героев
произведения.
Участие в диалоге при
обсуждении
прослушанного(прочитанного)
произведения. Умение ставить
Находить нужную книгу по
тематическому каталогу. 23
24
25
26
27
28
Раздел: Жить по совести, любя друг
друга13 ч.
Вводный урок по содержанию раздела.
А. Толстой. Детство Никиты. Смысл
рассказа. Герои рассказа.
И. Суриков. Детство. Сравнение
прозаического и поэтического текстов на
тему.
А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл
рассказа.
М. Зощенко. Самое главное. Смысл
рассказа.
И. Пивоварова. Смеялись мыхихи…
Соотнесение содержания текста с
пословицей.
29
Н. Носов. Дневник Коли Синицына.
1
1
1
1
1
1
1
вопросы по содержанию
прочитанного, отвечать на них
Предполагать на основе
названия раздела учебника,
какие произведения будут
рассматриваться в данном
разделе
Соотношение поступков
героев с реальными
жизненными ситуациями.
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу
текста
Предполагать на основе названия
раздела, какие произведения будут
изучаться. Определять нравственный
смысл понятий: ответственность,
совесть.
Читать вслух и про себя. Рассуждать
о том, похож ли Никита на нас,
наших друзей; о том, какие качества
мы ценим в людях.
Характеризовать героев рассказа;
называть их качества, объяснять
смысл их поступков. Сравнивать
поэтический и прозаический тексты
на оду и ту же тему.
Выразительное чтение,
использование интонаций
Рассуждать о том, какие качества
прежде всего ценятся в людях.
Соотносить содержание текста и
пословицу.
Участие в диалоге при
обсуждении произведения
Выражение личного отношения
к прочитанному, аргументация
своей позиции с привлечением
текста произведения
Отвечать на вопросы,
выполнять задания, вспомнить
произведение, пересказать его.
Формировать чувства товарищества,
взаимопомощи, положительные
качества личности 30
31
Самостоятельное чтение. Н.Носов.
Метро. Особенности юмористического
текста.
Семейное чтение. В. Драгунский. …бы.
Смысл рассказа.
1
1
32
Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.
1
33.
Контрольная работа по изученному
разделу
34.
Раздел: Литературная сказка21ч.
Вводный урок по содержанию раздела.
Собиратели русских народных сказок:
А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л.
Толстой, А. Толстой.
Вильгельм и Якоб ГриммШарль Перро.
собиратели немецких народных сказок.
Шарль Перро. Мальчик с пальчик.
Особенности зарубежного сюжета. Герои
сказки.
35.
36.
1
1
1
1
Выразительное чтение,
использование интонаций
Выявлять особенности
юмористического текста.
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу
текста
Обсудить , что такое
ответственность, взаимопонимание,
любовь, сопереживание.
Выражение личного отношения
к прочитанному, аргументация
своей позиции с привлечением
текста произведения
Участвовать в работе с родителями,
договариваться друг с другом.
Распределять роли. Инсценировать
произведение.
Ответы на вопросы и
выполнение заданий учебника.
Народная сказка,
литературная, работа с
иллюстрацией. Участие в
диалоге при обсуждении
прослушанного произведения
Участие в диалоге при
обсуждении произведения
Оценка иллюстрации к
произведению.
Осознанное чтение текста
художественного
произведения «про себя»,
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения. На
основе диагностической работы,
представленной в учебнике.
Предполагать на основе названия
раздела, какие произведения будут
изучаться, определять конкретный
смысл понятий: отзыв на книгу,
переводная литература. Определять
тему и название выставки книг.
Писать отзыв на книгу, представлять
книгу , давать ей оценку.
Выявлять особенности литературной
сказки. Характеризовать героев
сказки; называть качества героев
сказки. 37.
Шарль Перро. Спящая красавица.
Представление книги.
38.
Сказки Г.Х. Андерсена.
39.
40.
41.
Г.Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение
с русской литературной сказкой.
Отзыв на книгу Г.Х. Андерсена «Дикие
лебеди»
Г.Х.Андерсен. Пятеро из одного
стручка. Смысл сказки.
42.
Г.Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки.
43.
44.
Создание сказки по аналогии.
Мы идём в библиотеку. Сказки
зарубежных писателей. Самостоятельное
1
1
1
1
1
1
1
1
Выявлять особенности литературной
сказки. Характеризовать героев
сказки; называть качества героев
сказки.
Выявлять особенности литературной
сказки. Характеризовать героев
сказки; называть качества героев
сказки.
Сравнивать сказки разных писателей.
Творческая работа. Написание
отзыва на книгу и
представление книги.
Выявлять особенности
литературной сказки.
Сравнивать сказки разных
писателей.
Умение определять главную
мысль произведения; создание
интерпретации текста на
основе художественного
текста
Учить определять главную
мысль произведения; Умение
выразительно читать
Совершенствования навыка
выборочного чтения, грамотного
составления ответов на вопросы
Понимание основного
содержания услышанного
произведения. Чтение вслух
доступного текста целыми
словами.
Осмысление цели чтения.
Соотносить поступки героев с
реальными жизненными ситуациями,
делать свой нравственный выбор
Выявлять особенности литературной
сказки. Характеризовать героев
сказки; называть качества героев
сказки.
Сочинять сказку по аналогии с
авторской сказкой.
Понимание основного
содержания услышанного
Обсуждать, что значит жить по
совести, жить для себя, жить, даря чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье.
45.
Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький
цветочек.
46.
47
48.
49.
С. Аксаков. Аленький цветочек.
Ш.Перро. Красавица и Чудовище.
сравнение
Маленькие и большие секреты страны
Литературии. Обобщение по разделу.
Составление каталога на тему.
Контрольная работа.
Раздел: Великие русские писатели19
ч.
Вводный урок по содержанию раздела.
1
1
1
1
1
произведения. Умение
работать с книгой.
людям добро.
Определение
последовательности событий,
изображённых на
иллюстрациях
Находить в тексте средства
художественной выразительности:
метафора, олицетворение, эпитет,
сравнение, употреблять средства
художественной выразительности в
собственной речи
Определение главной мысли.
Чтение произведения.
Составлять аннотацию на
произведение.
Составлять каталог на определённую
тему.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Предполагать на основе названия
раздела, какие произведения будут
изучаться.
Объяснять конкретный смысл
понятий: средства художественной
выразительностиметафора,
олицетворение, эпитет, сравнение
50.
Великие русские писатели. А.С. Пушкин.
Стихотворения и сказки. К. Паустовский.
Сказки А.С. Пушкина. Подготовка
1
Наблюдать, как построена
сказка. Характеризовать
Называть изученные произведения
А.с. Пушкина. Читать наизусть
понравившиеся произведения. сообщения на основе статьи.
героев произведения.
51.
52.
53.
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях. Герои сказки.
Волшебные предметы в сказке.
Сравнение литературных сказок.
А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь.
Сравнение произведения живописи и
литературы. А. С. Пушкин. Гонимы
вешними лучами… Средства
художественной выразительности для
создания образа весны.
Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид…
А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение
произведений живописи и литературы.
И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан.
Вечерний звон. Сравнение произведений
живописи и литературы.
1
1
1
Наблюдать, как построена
сказка. Характеризовать
героев произведения.
Находить в тексте средства
художественной
выразительности: метафора,
олицетворение, эпитет,
сравнение. Употреблять
средства художественной
выразительности в собственной
речи
Объяснять используемые в
тексте выражения: сравнения,
олицетворения, подбирать
свои сравнения,
олицетворения.
Называть и характеризовать
волшебных помощников в сказке.
Сравнивать сказки разных писателей.
Характеризовать героев сказки;
называть качества героев сказки
Называть и характеризовать
волшебные предметы в сказке.
Выбирать стихи для выразительного
чтения.
Находить в тексте средства
художественной выразительности:
сравнение, олицетворение, эпитет,
метафора.
Читать вслух и про себя.
Сравнивать произведения живописи
и литературы. 54.
Сочинение по картине И. Левитана.
Вечерний звон.
1
Составлять рассказ по картине
Умение оставлять отзыв о
прочитанном произведении;
Объяснять используемые в
тексте выражения.: сравнения,
олицетворения, подбирать
свои сравнения,
олицетворения.
55.
56.
1
1
М. Лермонтов. Рождение стихов.
Подготовка сообщения о М. Лермонтове.
М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте.
Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов.
М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека.
Крестовая гора. Утёс. Сравнение
произведений живописи и литературы.
М. Лермонтов. Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова.
Особенности исторической песни. М.
Лермонтов. Бородино. Особенности
художественного и исторического
текстов.
Выбирать из статьи информацию,
необходимую для подготовки
сообщения по теме.
Употреблять средства
художественной выразительности в
собственной речи. Выявлять
особенности исторической песни.
Делать выводы на основе
анализа героев, как нужно
поступить в той или иной
ситуации
Делать выводы на основе
анализа героев, как нужно
поступить в той или иной
ситуации . Обсуждать в паре, в
группе поступки героев,
определять свою позицию по
отношению к героям
произведения. 57.
58.
Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л.
Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести
«Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой.
Ивины.
И. Никитин. Средства художественной
выразительности для создания картины.
И. Никитин. Когда закат прощальными
лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение
произведения живописи и литературы. И.
Никитин. Гаснет вечер, даль синеет…
Подготовка вопросов к стихотворению.
59.
И. Бунин. Ещё холодно и сыро.
Н. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Сравнение со сказочным текстом.
Самостоятельное чтение. Л. Толстой.
Был русский князь Олег
Басни Л.Толстого.
Семейное чтение. Л. Толстой. Петя
Ростов.
Маленькие и большие секреты страны
Литературии. Обобщение по разделу.
60.
61.
62.
63.
1
1
1
1
1
2
1
Умение находить слова в
тексте, позволяющие
характеризовать героя
произведения
Чтение и анализ
стихотворения. Подготовка к
выразительному чтению.
Задавать самостоятельно вопросы к
тексту; давать оценку вопросов.
Сравнивать произведения живописи
и литературы. Употреблять средства
художественной выразительности в
собственной речи .Составлять
рассказ по картине; представлять его
в группе.
Чтение и анализ
стихотворения Подготовка к
выразительному чтению.
Сравнивать сказки с другими
произведениями
Умение находить слова в
тексте, позволяющие
характеризовать героя
произведения. Определять
нравственный смысл текста.
Мораль , характер героев
Подготовка к краткому
пересказу. Краткий пересказ.
Анализ рассказа. Работа по
вопросам учебника
Обобщающая работа.
Классификация книг.
Пересказывать тексты подробно и
кратко.
Готовить презентацию по
материалам содержания раздела. 64.
65
66
Контрольная работа
Раздел: Литература как искусство
слова. Обобщение по курсу
литературного чтения2 ч.
Содержание данного раздела
ориентировано на самостоятельную
работу учащихся 4 класса с
последующим самоконтролем и
контролем со стороны учителя.
67-68 Внеклассное чтение. Сказки
зарубежных писателей.
1
2
2
Ответы на вопросы и
выполнение заданий учебника.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Анализ курса литературного
чтения.
Планировать собственную
читательскую деятельность
.Ориентироваться на
самостоятельную работу с
последующим самоконтролем .Знать
писателей родного края,
познакомиться с их произведениями.
Отбор понравившихся
произведений. Задание на лето
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.