Окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении рабочей программы по окружающему миру для 4 класса надомного обучения, календарно – тематического и поурочного
планирования за основу взята авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»,утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.), в
соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и
навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения
познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам
природы и общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие
задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовнонравственной
культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа составлена для обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка Яковлева Александра, рассчитана
на 1 /2часа в неделю,17 часов в год.
Для реализации программного содержания используются: Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учеб. для 4 кл. нач.
шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009. Учебник интересен тем, что одновременно на доступном для обучающихся уровне
раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Материал учебника развивает умения
анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать. Обучающиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в
практической деятельности по охране природы. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к
природе, порождающего безответственное отношение к ней;
Плешаков А. А. «100 и14 заданий по природоведению» Рабочая тетрадь.4 класс.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью
соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. В авторскую программу внесены изменения:
включены 3 урока окружающего мира с использованием краеведческого материала (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1);
темы уроков дополнены фрагментами, содержащими краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к
историческому прошлому и настоящему родного края, природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.
В курсе 4 класса выделяется несколько содержательных линий:
изучение систематизированных элементарных сведений о природе, истории, хозяйстве России, как части глобального мира, с точки зрения
астронома, географа, историка, эколога;
ознакомление с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и
способами их решения. Изучение форм земной поверхности, полезных ископаемых, водоемов, почв, природных сообществ, сельского
хозяйства. Охрана природы родного края;
формирование представления об основных периодах развития человечества, первоначальное знакомство с историей родной страны, с
наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями;
знакомство с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с
многонациональным составом населения России, ее регионами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребенка;
формирование первоначальных географических представлений о родной стране. При этом для виртуальных путешествий используются
глобус, географическая карта, ИКТ.
Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.
Земля и человечество ( 3часа)
Природа России( 3часа)
Родной край часть большой страны ( 3часа)
Страницы всемирной истории ( 3часа)
Страницы истории Отечества( 3часа)
Современная Россия ( 2часа)
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земляпланета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года;
способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории, особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России; особенности природы родного края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время. Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция; основные права ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
распознать природные объекты с помощью атласаопределителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных,
характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости ;
определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия
человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого
характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Красная книга Калининградской
области
Формы земной поверхности нашего
края .Полезные ископаемые нашего
края
Почвы нашего края .Животный и
растительный мир нашего края
А.А. Плешаков «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009
А. А. Плешаков «100 и 14 заданий по природоведению» Рабочая тетрадь 4 класс.
О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс» – М.: «Вако», 2008
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ №
п/
п
1
Тема урока
Сокровища Земли
под охраной
человечества
Кол
во
ча
сов
1ч
Комбини
рованный
Характеристика
деятельности
учащихся или виды
учебной деятельности
Охрана памятников
истории и культуры.
Правила поведения в
природе
Учебнотематическое планирование по окружающему миру
Тип урока
Виды контроля,
Планируемые результаты
измерители
освоения материала
Дом.за
дание
Дата проведения
План
Фактич
Практическая
работа(10 мин)
Знать правила поведения
человека, памятники
истории и культуры.
С 5455,
задания
по выбору
С.6471,вопро
сы
«Проверь себя», текст
«Заповедники России»
прочитать
2
Равнины и горы
России
Моря, озера, реки
России.
Работа по карте.
1ч
Комбини
рованный
Моделирование форм
поверхности из
пластилина
Тест
(10 мин)
Знать понятия
«равнины и горы»
Уметь показывать
на карте, глобусе
материки и
океаны, горы,
равнины, моря,
реки (без указания
названий)
Знать виды
водоёмов.
Уметь показывать
на карте, глобусе
материки и
океаны, горы,
равнины, моря, реки (без указаний
названий).
3
Зона Арктических
пустынь.
Тундра.
Комбини
рованный
Работа по карте по
картинкам
1ч
Текущий
ПР
4 Леса России.
Лес и человек.
Урок
игра
1ч
Зона степей.
Пустыни
Понимание связи
живой и неживой
природы. Индив.
работа
Провероч
ная работа
С.78
79,82,воп
росы,
зад.2
С.87,90
92.
С.9899,
зад.1
С.102
104,
вопр.,
сост.
памятку
Знать
общие условия,
необходимые для жизни
живых организмов.
Уметь приводить примеры
представителей
разных
групп растений и животных
арктических пустынь.
Знать
общие условия,
необходимые для жизни
живых организмов.
Уметь приводить примеры
представителей
разных
групп растений и животных
тундры.
Знать
общие условия,
необходимые для жизни
живых организмов, правила
поведения в природе.
Уметь приводить примеры
представителей
разных
групп растений и животных
леса.
Понимать основные
правила поведения в
окружающей среде. 5 Наш край.
Поверхность
нашего края.
Комбини
рованный
1ч
Наблюдение в
природе, сравнение
свойств объектов.
Родной город
Текущий
6 Водоемы нашего
края.
Наши подземные
богатства.
Комбини
рованный
1ч
Работа по карте
Татарстана
Графичес
кий диктант
7
Земля
кормилица.
Жизнь леса.
–
Комбини
рованный
1ч
Почва и ее состав.
Беседа
Текущий
Работа с Красной
книгой
8 Жизнь луга.
Жизнь пресного
водоема.
1ч
Комбини
рованный
Работа по картинам и
с Красной книгой
Графичес
кий диктант
Знать название родного
города.
Уметь показывать на карте
родной край, выполнять
основные правила
поведения в окружающей
среде.
Уметь показывать на карте,
глобусе горы, равнины,
реки, различные объекты
природы и изделия.
Знать водоёмы своего края.
Уметь:
Различать важнейшие
полезные ископаемые
своего края,
Знать понятие «почва»,
состав воды и почв.
Знать основные правила
поведения в окружающей
среде.
Уметь использовать получ.
знания для удовлетворения
познав. интересов, поиска
доп. информации о род.
крае, о жизни леса, луга и
пресного водоёма,
приводить примеры
представителей разных
групп раст. и животных (23
представителя из
изученных), леса, луга и
пресного водоёма,
раскрывать особенности их
внешнего вида и жизни.
Устный
рассказ
«Мой
край»
С.147
149,
зад.1
3.вопр.
С.154
156,
С.159
167,
вопр.
зад.3
вопр.
Подоб
рать
стихи,
С.171172
послов.,за
гадки о
земле
С.175,
вопр.
зад.3
С.182
186. вопр.
зад.5
С.191
196, вопр.
зад.3 Комбини
рованный
Работа с гербарием.
Выполнение теста
1ч
Тест
(10 мин)
Урок
игра
1ч
Работа с картинами.
Чтение.
Комбини
рованный
Беседа. Выдающиеся
люди разных эпох
1ч
9
Растениеводство в
нашем крае.
Незаметные
защитники
урожая.
10 Животноводство в
нашем крае.
Об. Урок игра:
«Я знаю родной
край».
11 Новейшее время:
история
продолжается и
сегодня.
Обобщающий урок
«Страницы
всемирной
истории».
С.201
207. вопр.
С.209210
С.214
221. вопр.
зад.3
С.222,
вопр. 4
С.2832,
вопр.
зад.3
Знать отрасли
растениеводства в родном
крае.
Уметь выполнять правила
ухода за культурными
растениями.
Уметь устанавливать
взаимосвязи в природе,
ухаживать за культурными
растениями.
Знать отрасли
животноводства в родном
крае. Уметь ухаживать за
домашними животными.
Знать природные
сообщества родного края.
Уметь выполнять правила
поведения в природе.
Знать выдающихся людей
новейшего времени
Уметь использовать
приобретённые знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для
обогащения жизненного
опыта, решения
практических задач. 12 Жизнь древних
славян.
Во
Древней Руси.
времена
Комбини
рованный
1ч
Беседа. Работа по
текущий
карте
13 Куликовская
битва.
Иван 3.
1ч
Комбини
рованный
Работа по карте.
Изучение доп. литры
текущий
14 Мастера печатных
дел.
Патриоты России.
Петр Великий.
М.В.Ломоносов
1ч
Комбини
рованный
Чтение. Беседа.
Текущий
ПР
Уметь использовать
приобретённые знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для
обогащения жизненного
опыта, решения
практических задач.
Знать музеи России.
Уметь описывать
отдельные (изученные)
события из истории
Отечества.
Знать историю Древней
Руси, выдающихся людей,
патриотов.
Уметь показывать на карте
границы России, некоторые
города России, описывать
события Куликовской
битвы.
Знать историю
книгопечатания на Руси,
патриотов России, реформы
Петра Великого.
Уметь использованные
С. 3438,
вопр.
зад.14
С.40
вопр.
С.7073
вопр.
зад. 1,2
С.75,
вопр.
зад. 1,2
С.8283
вопр.
зад.2
С.8790
вопр.
знания для удовлетворения
познавательных интересов,
поиска дополнительной
информации о родной
стране.
Знать историю развития
образования на Руси. С.105108
вопр.
зад. 1,2
С.112117
вопр.
зад.2
С.122124
вопр.
зад.2
С.127132
вопр.
зад.2
С.136138
вопр.
зад.2
С.140145
15 Екатерина
Великая.
Отечественная
война 1812 года.
Комбини
рованный
1ч
Работа по карте.
Выдающиеся люди
разных эпох
Тематичес
кий
ПР
16 Страницы истории
19 века.
Россия вступает в
20 век.
Комбини
рованный
1ч
Работа по карте.
Выдающиеся люди
разных эпох
Тематичес
кий
Комбини
рованный
1ч
Работа по карте.
Изучение
дополнительной
литературы
Итогоавя ПР
17 Страницы истории
2030 годов.
Великая война и
Великая Победа.
Мы – граждане
России.
Славные символы
России.
Знать реформы Екатерины
Великой
Знать значение и
полководцев Отечественной
войны 1812 года. Уметь
работать с исторической
картой.
Знать историю России 19
века.
Уметь показывать на карте
границы России, некоторые
города России.
Уметь использованные
знания для удовлетворения
познавательных интересов,
поиска дополнительной
информации о родной
стране.
Знать страницы истории
России в 1920 – 1930 годах.
Уметь описывать
исторические события в
начале 20 века в России.
Знать значение победы в
Великой Отечественной
войне 19411945 гг., героев
ВОВ; первого космонавта,
выдающихся людей.
УМК Перспектива предусматривает наличие контрольно – измерительных материалов.
Проверочные работы по окружающему миру в виде тестов взяты из журнала «Начальная школа».
Характеристика контрольно – измерительных материалов. В конце учебного года проводится комплексная контрольная работа в виде теста , включающая в себя 4 предмета: русский язык,
математику, литературное чтение и окружающий мир.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие
контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной
речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или
исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточкамизаданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или
дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит
проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь
учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисункомсхемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами,
лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные
представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием,
планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Окружающий мир. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, учебник для
общеобразовательных учреждений 4 класс в двух частях, Москва
«Просвещение» 2011, Окружающий мир. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая,
рабочая тетрадь 4 класс в двух частях Просвещение 2011
Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками.4
класс: М. Ю. Новицкая, Н. М.Белянкова. Просвещение, 2012 г.
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Программа надомного обучения 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.