Обучение учащихся правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к имуществу, оказания практической помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, формирования навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим.
Содержание и порядок обучения учащихся школы пожарной безопасности, план внешкольных мероприятий по пожарной тематике на учебный год устанавливаются руководителем школы.
Занятия по изучению правил пожарной безопасности проводятся с учащимися начальных классов, средней и старшей школы. Занятия проводятся с учетом возраста обучающихся. С учащимися 5-9 классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.
Занятия проводятся классными руководителями и учителями. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.Обучение учащихся правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к имуществу, оказания практической помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, формирования навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим.
Содержание и порядок обучения учащихся школы пожарной безопасности, план внешкольных мероприятий по пожарной тематике на учебный год устанавливаются руководителем школы.
Занятия по изучению правил пожарной безопасности проводятся с учащимися начальных классов, средней и старшей школы. Занятия проводятся с учетом возраста обучающихся. С учащимися 5-9 классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.
Занятия проводятся классными руководителями и учителями. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Образовательная школаинтернат №1
Основного общего образования г. Томска
ПРОГРАММА
Обучения учащихся правилам пожарной безопасности
(59 классы)
Воспитат
ель/классный руководитель: Беляева И.И.г.Томск
1. Пояснительная записка.
Обучение учащихся правилам пожарной безопасности проводится с целью
воспитания у них бережного отношения к имуществу, оказания практической
помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров,
формирования навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а
также по оказанию первой помощи пострадавшим.
Содержание и порядок обучения учащихся школы пожарной безопасности,
план внешкольных мероприятий по пожарной тематике на учебный год
устанавливаются руководителем школы.
Занятия по изучению правил пожарной безопасности проводятся с
учащимися начальных классов, средней и старшей школы. Занятия проводятся с
учетом возраста обучающихся. С учащимися 59 классов материалы программ
изучаются в сокращенном объеме.
Занятия проводятся классными руководителями и учителями. К
проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.
Цель программы: обучение учащихся правилам поведения в случае
возникновения пожара, формирование у них умений и навыков по применению
первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим.
Противопожарная подготовка учащихся школы включает:
изучение специального раздела в рамках курсов «Основы безопасности
жизнедеятельности» (ОБЖ);
проведение практических занятий по эвакуации в случае пожара;
организацию просмотров учебных фильмов, тематических бесед, дней и
месячников пожарной безопасности;
проведение инструктажей о правилах пожарной безопасности и поведении
в случае возникновения пожара в кабинетах обслуживающего и
технического труда, химии, физики, информатики.
создание специального детского формирований (дружин юных пожарных).2. Тематическое планирование (по классам)
№ ТЕМА УРОКА
5 класс
1 Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая
2
пожарную службу.
Знакомство с профессией пожарный и с его
обязанностями.
3 Урокпутешествие. Экскурсия в пожарную часть.
4 Причины возникновения пожаров в доме.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
5 Основные правила поведения при пожаре
6 Конкурс рисунков «Спички детям – не игрушка!».
7 Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в
транспорте, на природе).
Если горит у соседей…
8
9 От маленькой искры большой пожар бывает…
10 Твои действия при пожаре
11 Береги лес от пожара.
Примечания
Кол
во
часов
1
1
практика
час
1
1
1
2
1
1
1
1
1
16 класс
№ ТЕМА УРОКА
1 Пожарная безопасность в РФ
2 Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая
пожарную службу.
Горение. Опасные факторы горения огня.
3
4 Причины возникновения пожаров в доме.
5 Основные правила поведения при пожаре
6 Береги лес от пожара.
7 Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в
8
транспорте, на природе).
Если горит у соседей…
возникновении пожаров.
.
Действия при
9 От маленькой искры большой пожар бывает…
10 Твои действия при пожаре
11 Конкурс рисунков «Спички детям – не игрушка!».
Примечания
1
практика
час
Кол
во
часов
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1№ ТЕМА УРОКА
1 Пожарная безопасность в РФ.
2
Виды лесных пожаров и их последствия.
3 Причины возникновения лесных пожаров.
4 Профилактика лесных и торфяных пожаров, их
неблагоприятные последствия.
5 Меры безопасности в зоне лесных пожаров.
6 Конкурс рисунков: «Берегите лес от пожара»
7 Причины возникновения пожаров в доме.
8 Факторы, способствующие возникновению пожаров
в доме.
9 Противопожарный режим в школе.
10 Первичные средства пожаротушения.
11 Добровольческие пожарные бригады.
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Примечания
1 урок практическое
занятие
7 класс8 класс
Примечания
1 урок практика.
№ ТЕМА УРОКА
Горение. Опасные факторы огня.
1 Пожарная безопасность в РФ.
2
3 Причины возникновение.
4 Исторический очерк «Пожарная служба России»
5 Исторический очерк «Крупные пожары. Причины.
Следствия»
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
6 Противопожарный режим в школе.
7 Первичные средства пожаротушения.
Знаки
безопасности.
Труд пожарных.
8
9 Действия при возникновении пожаров.
10 Права. Обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности. Обеспечение личной
безопасности при пожаре.
2
1
1
1
1
11 Профилактика пожаров в повседневной жизни и
1
организация защиты населения.9 класс
№ ТЕМА УРОКА
1 Пожарная безопасность в РФ.
2
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Опасные факторы огня.
3 Права. Обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности. Обеспечение личной
безопасности при пожаре.
4 Профилактика пожаров в повседневной жизни и
организация защиты населения.
5 Причины возникновения пожаров.
6 Причины возникновения пожара в школе. Его
профилактика. Наш маршрут эвакуации.
7 Первичные средства пожаротушения.
Знаки
безопасности.
8 Системы автоматического пожаротушения и
пожарной сигнализации. Метод работы систем.
9 Как уберечь жилище о пожара.
10 Оказание первой медицинской помощи при ожогах.
11 Зачет
Примечания
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2 урок практика
2 урок практика1. Требования к уровню подготовки.
К завершению периода обучения учащийся должен знать:
явления "пожар", его опасность и последствия;
источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных
явлений;
наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с
ними;
элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры,
не жечь спички и т.п.).
пути эвакуации при пожаре дома, в школе, на работе;
средства пожаротушения, умение пользоваться ими;
пожаробезопасное поведение в лесу;
применять на практике полученные знания.2. Особенности организации подготовки обучаемых в области пожарной
безопасности.
Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых
погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но дети и подростки.
При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар
происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных
ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и
неосторожного обращения с огнем констатирует о необходимости повышения
роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и
образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности,
проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков
мерам пожарной безопасности.
Организация такой работы в органах управления образованием субъектов
Российской Федерации и общеобразовательных учреждениях должна строиться
с учетом требований Федерального закона «О пожарной безопасности»,
законодательных актов и нормативных документов органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в
области обеспечения пожарной безопасности, соответствовать решению
коллегии Минобрнауки России от 22 марта 2005 г. № 37 (п.7),
рекомендовавшей:
Обеспечить преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в 1
11х классах образовательных учреждений общего образования, обратив особое
внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ), в части
обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты
органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при
пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях
возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков; в
планах мероприятий по обеспечению безопасности объектов образованияпредусмотреть ежегодное проведение Дня безопасности в образовательных
учреждениях в 1й четверти учебного года.
Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное
изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем,
практика показывает, что отведенного федеральным базисным учебным планом
времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения
проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при
возникновении пожара.
Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях
системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует
дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в
рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем
проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы,
«круглые столы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной
безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года
и в особенности по окончании четвертей перед каникулярным отдыхом, когда
обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной
безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их
возникновении.
Подготовка обучаемых общеобразовательных учреждений в области
пожарной безопасности должна быть организована на всех ступенях общего
образования, при этом целесообразно:
Важным средством формирования навыков безопасного поведения при
пожарах, являются тренировки с обучаемыми по отработке плана
эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые
рекомендуются проводить не реже одного раза в полугодие.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области
пожарной безопасности необходимо использовать:
бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и
достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и
случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т. п.);
образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения
(огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол,
фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);
средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные
комплекты),
статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т. п.;
факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное
учреждение.
59 классПожарная безопасность и правила поведения при пожаре.
Понятие о пожаре.
Основные поражающие факторы пожара.
Причины возникновения пожаров и их последствия.
Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия.
Условия процесса горения.
Группы возгораемости веществ и материалов.
Стадии развития пожара.
Условия, способствующие распространению пожаров.
Правила пожарной безопасности в быту.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме.
Способы эвакуации из горящего здания.
Пожары и паника.
Правила безопасного поведения при панике во время пожара.
Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Средства индивидуальной защита органов дыхания (газодымозащитные
комплекты).
3. Использованная литература.
1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности».
Сборник нормативных документов по организации и осуществлению
государственного пожарного надзора. М.: Полиграфлес, 1995.
2. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные
документы, инструкции) / сост. О.В. Павлова Волгоград: Учитель,
2006.** 153 с.
3. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. — М.: Инфра
М, 2004. 144 с.
4. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учебное пособие / сост.
Коллектив специалистов Федерального государственного учреждения
«Всероссийский ордена «Знак Почета» научноисследовательский
институт противопожарной обороны» МЧС России. М.: ФГУ ВНИИПО,
2004.
5. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие.
М.: Айриспресс, 2006. 64 с.
6. Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения: Учебное пособие.
СПб.: Издво «ПетроРИФ», 1997.7. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов
Е.А., Москва Издательство АСТ 2008г.
8. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое
пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
9. Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов,
Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
10.Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой
реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных
ситуаций, СанктПетербург 2005г.