Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".
Оценка 4.8

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
классное руководство
4 кл
15.10.2017
Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст безбарьерную среду для учащихся с особыми образовательными потребностями.Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст безбарьерную среду для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Программа.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КГУ «ШЦДО № 19» АКИМАТА г. УСТЬ­КАМЕНОГОРСКА Программа опытно­экспериментальной работы по теме: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".                                                        учителя начальных классов  КГУ «ШЦДО №19» Московченко Натальи Михайловны г.УСТЬ­КАМЕНОГОРСК ПРОГРАММА ОПЫТНО­ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2014­2019  УЧЕБНЫЕ ГОДЫ Тема города: " Содержательные  и технологические аспекты  становления субъектной позиции личности в процессе совершенствования  качества образования." Тема школы:  "Возможности  современных образовательных  технологий в становлении субъектной позиции педагогов и учащихся, в  условиях модернизации  образовательного процесса". Тема  ШМК НШ: Формирование субъектной позиции  младшего  школьника в условиях модернизации  образовательного процесса. Тема педагога: "Создание без барьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе".                                                        Раздел 1 Что включает в себя понятие «доступная», «безбарьерная среда»? Для  чего она нужна? ­ «Безбарьерная среда» ­ это понятие комплексное ­ и техническое, и  нравственное, и правовое. Создание и обеспечение безбарьерной среды  жизнедеятельности предусматривает  ­ беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры;  ­ беспрепятственное пользование транспортом и транспортными  коммуникациями;  ­ беспрепятственный доступ к средствам связи и информации;  ­ беспрепятственное получение инвалидами социальных услуг;  ­ формирование «безбарьерной» психологической среды в обществе. Система   отечественного   образования   долгие   годы   делила   детей   на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Актуальность   выбранной   темы  заключена   в   том,   что   дети   с особенностями   развития   должны   иметь   равные   возможности   с   другими детьми  в  получении образования. Уже  сегодня  существует  потребность  во внедрении такой формы обучения, которая создаст безбарьерную среду для учащихся  с особыми образовательными потребностями.  Ценностно­смысловые основы инклюзивного образования Каждый ребенок имеет право на образование. Все дети могут учиться. Каждый ребенок может столкнуться с трудностями в образовании в определенных  областях или в определенное время. Каждый ребенок нуждается в помощи в процессе обучения. Дискриминация должна подвергаться критике. Люди должны жить в толерантном  обществе. Образование начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Права всех детей на получение образования  и совершенствование работы по  развитию инклюзивного образования в республике гарантированы следующими  документами: Законами РК «Об образовании»  «О правах ребенка в Республике Казахстан»  «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»  «О социальной и медико­педагогической коррекционной поддержке детей с  ограниченными возможностями» В государственной программе развития образования РК на 2011­2020 годы впервые  определены механизмы включения детей с ограниченными возможностями в  образовательный процесс, обеспечения для них доступной среды. Нoрмативно ­правовая база развития инклюзивного образования в Казахстане основана на  главном постулате ­ обеспечение равных образовательных возможностей для всех  обучающихся по месту их проживания на основе педагогического подхода,  обеспечивающего адаптацию образовательной среды к индивидуальным особенностям и  образовательным потребностям обучающегося.  Диапазон  опыта Проблема совместного обучения детей «нормы» и детей с ООП (особыми  образовательными потребностями ) Цель педагогической деятельности: доступность образования для всех Объект исследования: совместное обучение в школе «обычных» детей и детей с особыми возможностями  развития. Предмет исследования: разработка подхода к обучению и воспитанию, который будет более гибким для  удовлетворения различных потребностей в обучении. Задачи: 1. Изучение теоретического материала по проблеме.                                                                       2. Исследование способов, методов и приемов, способствующих созданию условий для эффективного обучения и воспитания детей с различными образовательными  потребностями. 3. Внедрение элементов технологии инклюзивного образования в ОУ; 4. Отработка принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям (не  только к детям с ограниченными возможностями здоровья). 5. Обязательное создание условий для формирования у учащихся мотовации к  обучению (вовлечение каждого в процесс  обучения посредством создания ситуации успеха) 6. Снижение уровня тревожности  7. Развитие познавательной сферы (внимания , восприятия, памяти , мышления ) 8. Постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности ,  самоанализу. Гипотеза исследования:   если     включить   учащихся     с   ООП     в   активную   учебно­воспитательную     среду общеобразовательной школы , то это будет способствовать их успешности в обучении и социализации Основные технологии 1. Разноуровневое обучение 2. Адаптивное обучение 3. Организация учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей  обучаемых 4. Коррекционно ­ развивающее обучение Учитель ставит не только триединую цель ­ обучающую, развивающую, воспитательную, но  и коррекционно­развивающую, здоровьесберегающую. В процессе обучения детей с особыми потребностями невозможно ожидать одинаковых  учебных достижений, цели формулируются в соответствии с уровнями усвоения учебного  материала. Это позволяет осуществлять в учебном процессе диффренцированный и  индивидуальный подходы к учащимся Методы ОЭР: Эмпирические методы:  анализ документации; ­ изучение литературы по теме эксперимента; ­ изучение нормативных и инструктивно­методических документов; ­ ­ педагогическое наблюдение; ­ опросы; ­ ­ изучение и обобщение опыта по теме. тестирование; Теоретические методы:  ­ моделирование; ­ сравнение;  ­ обобщение; абстрагирование; ­ ­ классификация; ­ ­ ­ рефлексия; ­ коррекция. синтез; статистические методы анализа информации; Критерии эффективности эксперимента: результаты обученности учащихся ООП; результаты сформированности ключевых компетентностей; состояние здоровья учащихся; удовлетворённость субъектов образовательного процесса (педагоги, учащиеся ООП, родители). Длительность работы над опытом Работа над опытом  охватывает период с 2014­2019 гг. ,  2015 году из   1­го   класса   были   сформированы   группы   разного   уровня учащихся   творческого развития .             Подготовительный этап  работы  ­ с 2015 ­ 2016 гг. Он заключался в изучении   методической   литературы   по   данной   теме,   сопоставлении   опыта автора   с   отраженным   в   литературе   опытом   других   учителей   по   данному вопросу,   составлении   планирования,   систематизации   ранее   накопленных фактов из опыта, выбора диагностического инструментария для  определения результативности.             Практический этап занимает период   с 2016 ­2019 гг. Состоит  он в изучении инновационных технологий и в   апробации подобранных методов, форм   и   видов   работы:   и   дифференцированного   подхода   к   детям,   и индивидуальной   работы   на   уроке,   и   различных   дидактических, иллюстративных, раздаточных материалов, технических средств обучения и вспомогательного   материала   к   ним:   ­   все   это   дает   детям   установку   на творчество.           Аналитический  этап:  с  2019 ­ 2020 года, он включает проведение   сформированности     творческих     ключевых   компетенций   у учеников.       определения   качества   и     мониторинга       уровня     Теоретическая база опыта Инклюзивное   образование:   основание,   история возникновения и концепция развития Мировая практика инклюзивного образования За   рубежом,   начиная   с   1970­х   гг.,   ведется   разработка   и   внедрение пакета   нормативных   актов,   способствующих   расширению   образовательных возможностей   инвалидов.   В   недавней   истории   образовательной   политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция, мейнстриминг   (mainstreaming),   инклюзия   (от   англ.   inclusion   ­   включение). Мейнстриминг относится к такой стратегии, когда ученики с инвалидностью общаются   со   сверстниками   на   праздниках,   в   различных   досуговых программах,   а   если   они   даже   и   включены   в   классы   массовой   школы,   то, прежде   всего   для   того,   чтобы   повысить   свои   возможности   социальных контактов,   но   не   для   достижения   образовательных   целей.   Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими   нарушениями   с   системой   образования,   остающейся   в   целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей­инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех   же   классах,   что   и   все   остальные   дети).   Инклюзия   ­   это   наиболее современный   термин,   который   толкуется   следующим   образом:   это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. В   США   с   1875   по   1914   годы   вводилось   обязательное   школьное образование, в связи с этим были сформированы классы для детей, которые считались   умственно   недоразвитыми,   а   также   для   тех,   кого   полагали «неисправимыми за их поведение», глухих или физических инвалидов. В этот же   период   Национальная   ассоциация   образования   создала   Департамент специального   образования.   Развивались   тесты   измерения   интеллекта, прибывали потоки иммигрантов, росло количество организованной рабочей силы,   развивались   психологические   теории.   Все   эти   факторы   повлияли   на школьную   систему,   в   которой   складывались   принципы   измерения   и определения   индивидуальных   различий   и   потенциала.   В   60­70­е   годы раздаются   голоса   критики   против   школы,   которая   повинна   в   неудачах учеников.   В   исследованиях   Джейн   Мерсер   подчеркивалось,   что   каждая социальная система дает человеку новые определения, поэтому инвалидность является продуктом социальных договоренностей. В 1962 году Рейнольде предложил, а затем И. Дено усовершенствовал понятие каскада сервисов. Этот каскад, или континуум, представляет модель для   конструирования   услуг   по   удовлетворению   потребностей   отдельных учащихся и ранжируется от обучения при больнице и домашнего обучения до спецшкол,   спецклассов   и,   наконец,   обычных   классов   массовой   школы.   В Законе   1977   года   «Образование   для   всех   детей­инвалидов»   приводится перечень соответствующих дополнительных услуг, необходимых для помощи детям­инвалидам   в   получении   специального   образования»:   транспорт, логопедия,  аудиология,   психологические   услуги,   физиотерапия,   рекреация, оккупационная   терапия,   ранняя   идентификация,   медицинские   услуги, школьный   врач   или   медсестра,   школьный   социальный   работник,   психолог, услуги социальной работы для детей и семьи, консультирование и подготовка родителей. В 1990­е годы в США принимается закон об образовании для всех детей с инвалидностью, с его принципом индивидуализированного обучения, а также закон об образовании индивидов с инвалидностью. М.   Рейнольдс   пишет   историю   специального   образования   как постепенного прогресса по включению учащихся с инвалидностью в систему массовой школы – в отношении расположения школ, принципов отбора. Этот исследователь   утверждает,   что   улучшение   обучения   в   условиях   массовой школы приведет к уменьшению числа детей, направляемых в спецклассы и спецшколы,   а   также   то,   что   во   многом   программы,   предоставляемые   для учащихся с разными видами инвалидности не отличаются от программ, по которым   учатся   так   называемые   дети   в   ситуации   риска.   Кроме   того,   он полагает,   что   сегодня   в   американском   обществе   фиксируется   стабильный рост   интереса   к   реструктуризации   школ   таким   образом,   чтобы   они   могли включать всех учащихся. Таким   образом,   речь   идет   об   инклюзии,   или   включении,   понятии, касающемся   принципа   организации   обучения,   при   котором   все   учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства. Исследования   экономической   эффективности   инклюзивного образования, проведенные в 1980 ­ 1990­х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. На   сегодняшний   день   в   большинстве   западных   стран   сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей­инвалидов.   муниципальные   и   школы   получают   бюджетное Государственные, финансирование   на   детей   с   особыми   потребностями,   и,   соответственно, заинтересованы   в   увеличении   числа   учащихся, зарегистрированных как инвалиды.   официально Инклюзивное   образование   в   Казахстане:   возможности,   опыт   и перспективы развития 1. Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории  определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах  ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико­педагогической  коррекционной  поддержке детей с ограниченными  возможностями», а  также в ряде нормативных правовых актах. 2. Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан  и Законом РК  «Об образовании» равные со всеми другими детьми права  на образование и  творческое развитие. В жизни же дети с ограниченными  возможностями  сталкиваются с трудностями, а то и невозможностью получить хорошее  образование. Сегодня большинство инвалидов получает среднее  образование  или в спецшколах и интернатах, или на дому. 3. Эксперты говорят о слабой правовой информированности среди родителей.  Не многие помнят, что в пакете социальных услуг, гарантируемых   государством своим гражданам, право  на образование является одним из  важнейших. В соответствии с Конституцией РК (ст.30) каждый гражданин РК имеет право на обязательное и бесплатное среднее образование,  включающее начальную, основную и старшую ступени общего среднего  образования. Вместе с тем реальная ситуация гораздо сложнее: в последнее десятилетие наметилась тенденция расширения списка и состава  детей из  социально уязвимых и  маргинальных групп. 4. Детей с инвалидностью можно не отдавать в закрытые интернаты, а  определять в обычные детские  сады и школы. Это называется ­ инклюзивное образование. 5. Когда ребенок с ограниченными возможностями учится вместе со здоровыми  ребятами. Основная задача, стоящая  перед государством и обществом в  отношении таких детей, — создание условий и оказание помощи в их  социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в  обществе[1]. 6. Инклюзивное образование является одним из процессов трансформации  системы образования, ориентированным на формирование условий  доступности качественного образования для всех.  Инклюзивное образование детей с ООП Интеграция и инклюзия     В   настоящее   время   терминология,   связанная   с   инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования. Инклюзивное   образование   (фр.  Inclusif  ­   включающий   в   себя,   лат. include­заключаю, включаю) ­ процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзия   означает   полное   включение   детей   с   различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью     участвуют   также     все   остальные   дети.   Это   требует   реальной адаптации   школьного   пространства   к   тому,   чтобы   встретить   нужды   и потребности  всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает,   что   инклюзия   не   требует   оказания   детям   с   различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными   вариантами,   и,   честно   говоря,   периодически   бывает необходимым буквально для  всех учеников в классе. «Интеграция»   и   «инклюзия»   ­   это   два   термина,   которые   часто используются   один   вместо   другого,   поскольку   многие   учителя   и   школы считают   их   синонимами.   Инклюзия   отличается   от   интеграции   тем,   что   с   без   исключения   частью самого   начала   общеобразователь­ной системы. Таким образом, для детей с особенностями   рассматривает   всех   детей   отсутствует необходимость в какой­либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы.  Принцип   инклюзивного   образования   заключается   в   следующем: администрация   и   педагоги   обычных   школ   принимают   детей   с   особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического,   эмоционального   и   интеллектуального   развития   и   создают   им условия на основе психолого­педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. Образовательный   процесс   при   инклюзивном   подходе   позволяет   согласно обучающимся   приобрести   необходимые   компетенции, образовательным стандартам. Основным субъектом, на которого направлены инклюзивные технологии, является ребенок с ограниченными возможностями. Интеграция   предполагает,   что   ребенок   должен   адаптироваться   к образовательной   системе,   инклюзия   ­   адаптацию   системы   к   потребностям ребенка.   При   интеграции   ребенок   с   особенностями   в   развитии   должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная система при этом не меняется. Инклюзия ­ более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена кому­то   понадобится   отдельная для   обучения   любого   ребёнка: образовательная программа, кому­то ­ пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не  может ходить  на  физкультуру,  то его  освобождают. Инклюзия утверждает,   что   физкультуру   надо   приспособить   под   ребенка.   В   школе должен   быть   преподаватель   адаптивной   физкультуры.   И   когда   все   бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. Инклюзия   означает   раскрытие   каждого   ученика   с   помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его   способностям.   Инклюзия   учитывает   потребности,   так   же   как   и специальные  условия, и поддержку, необходимые  ученику и учителям для достижения   успеха.   В   инклюзивной   школе   каждого   принимают   и   считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными   потребностями   поддерживают   сверстники   и   другие   члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.   Эти   школы   действуют,   исходя   из   убеждения,   что   разница между людьми ­ это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок должен подстраиваться под окружающие условия.              Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать   модель   психолого­педагогического   сопровождения,   где   на   каждой образовательной ступени будет оказана необходимая помощь специалистами. Главная   задача   ­   выявить   индивидуальные   положительные   особенности   в каждом ученике, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время,   наметить   возможную   ближайшую   зону   и   перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности. Пути   решения   проблем,   связанных   с   инклюзивным образованием Для  того  чтобы успешно  продвигаться  в  направлении  инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого­либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение   проблем   по   мере   их   возникновения,   основанное   на   ясной педагогической   платформе,   общие   ценности   и   позитивное   лидерство представляет   собой   наилучший   путь   для   продвижения   школы   и   класса   к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне   естественным   состоянием   взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.   для   учителей,   которые   постоянно Причины   по которым не работает школьная инклюзия и ресурсы для успешной школьной инклюзии ­ Приложение 1  Согласно   Саламанкской   декларации   о   принципах,   политике   и практической   деятельности   в   сфере   образования   лиц   с   особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7­10 июня 1994 г.):  каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.  каждый   ребенок   имеет   уникальные   особенности,   интересы, способности и учебные потребности.  необходимо   разрабатывать   системы   образования   и   выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.  лица,   имеющие   особые   потребности   в   области   образования, должны   иметь   доступ   к   обучению   в   обычных   школах.   Обычные   школы должны   создать   им   условия   на   основе   педагогических   методов, ориентированных   прежде   всего   на   детей   с   целью   удовлетворения   этих потребностей.  обычные   школы   с   такой   инклюзивной   ориентацией   являются наиболее   эффективным   средством   борьбы   с   дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они   обеспечивают   реальное   образование   для   большинства   детей   и повышают   эффективность   и,   в   конечном   счете,   рентабельность   системы образования. Преимущества инклюзивного образования Преимущества инклюзии для детей­инвалидов весьма существенны: Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень   со   своими   здоровыми   сверстниками   в социального   взаимодействия   инклюзивной среде по сравнению с   детьми, находящимися в специальных школах.   Это   становится   особенно   очевидным,   если   взрослые   в   школе целенаправленно  поддерживают  социализацию,  и  если   количество  детей с особенностями   находится   в   естественной   пропорции   по   отношению   к остальным ученикам в целом. В   инклюзивной   среде   улучшается   социальная   компетенция   и   навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что   у   детей­инвалидов   появляется   больше   возможностей   для   социального взаимодействия   со  своими  здоровыми  сверстниками, которые  выступают  в качестве   носителей   модели     социальной   и   коммуникативной   компетенции, свойственной этому возрасту. В   инклюзивной   среде   дети   с   особенностями   развития   имеют   более насыщенные  учебные программы. Результатом  этого становится улучшение навыков и академических достижений.   Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов  обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту  инвалидности другого ученика, работая с ним   над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми­инвалидами много общего. В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом.     Особенно явно это в тех случаях, когда дети­инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства,   и,  следовательно,  имеют   больше   возможностей   встречаться   со своими   одноклассниками   вне   школы.   Учителя   играют   ведущую   роль   в установлении и укреплении такой дружбы. Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по множеству причин: 1.Инклюзивное   образование   помогает   бороться   с   дискриминацией   и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие   и   разницу   между   людьми   вместо   того,   чтобы   пытаться   их изменить. 2.Инклюзивное   образование   поощряет   достижения,   доказывая,   что   все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. 3.Инклюзивное   образование   предоставляет   возможность   социализации   в   социальной   справедливости, атмосфере   сочувствия,   равенства, сотрудничества,   единства   и   положительного   отношения.   Дети   и   взрослые получают   пользу   от   доброжелательной   и   благоприятной   обстановки,   в которой ценятся межличностные отношения. 4.Инклюзивное   образование   расширяет   профессиональные   знания педагогов.   Такое   образование   требует   новых   и   более   гибких   способов преподавания, разработки учебных программ, которые были бы максимально эффективны для всех детей. Следовательно, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная   инфраструктура   специализированной   педагогической   и в психологической   помощи   особым   детям,   обучающимся     Поэтому   одним   из   условий общеобразовательном   учреждении. эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное   психолого­педагогическое   сопровождение   особого   ребенка   в общеобразовательном   учреждении.   Необходимо   создание   коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным. Особенности организации инклюзивного образования   Особенности   организации   инклюзивного   образования   в   дошкольных учреждениях Особенности организации инклюзивного образования в школе Обучение особых детей в школе принципиально отличается от их обучения в начальной ДУЗ. Поэтому при переходе в школу возникают новые проблемы их обучения. Ребенок должен привыкнуть не только к большому числу новых учителей,   совершенно   разных   по   характеру   и   требованиям,   но   и   к   новым одноклассникам.   Ему   необходимо   освоить   новое   пространство   школы, кабинетную систему, совершенно новые правила школьной жизни, например, понять, что на разных уроках дети рассаживаются по­разному, и он должен всюду найти свое место. Кроме того, в детском саду или в начальной школе судьба особого ребенка зависит в основном от одного человека. А в средней школе ситуация принципиально другая — многое зависит от того, насколько все, с кем ребенок взаимодействует, могут работать в команде, и насколько они могут придерживаться одних и тех же принципов. Основное   условие   успеха   —   это   сформированная   команда единомышленников. Администрация, учителя, психологи и родители должны говорить на одном языке. Хоть и трудно предположить, что в обычной школе все будут придерживаться одних взглядов, но у нас такая команда постепенно формируется. Необходимо также понимать, что, несмотря на наличие каких­то общих черт,   все   особые   дети   абсолютно   разные.   Поэтому   требуется   ряд предварительных   шагов   по   организации   взаимодействия   таких   детей   с учителями и одноклассниками и постоянное индивидуальное сопровождение в учебном процессе. Перечислим их. 1.     Необходим   «переводчик»   между   ребенком   и   его   окружением, который   объясняет   ему   на   его   языке,   чего   от   него   хотят,   и   объясняет учителям, что с ним происходит. Нужен человек, который сопровождает его в школьной жизни и находится в постоянном контакте с родителями. 2.  Необходим предварительный контакт с теми учителями, с которыми ребенок будет работать. Все остальные тоже должны знать его особенности, чтобы   случайно   не   навредить,   и   знать,   к   кому   обратиться   в   случае возникновения   проблем.   Тогда   ребенок   будет   ощущать   себя   в   большей безопасности. 3.   Необходимо тактично предупредить одноклассников о том, что с ними будет учиться такой ребенок. 4.     Нужно   найти   нескольких   детей­волонтеров,   которые   могли   бы общаться с ним на переменах. 5.     Необходимо   принять   ряд   правил,   связанных   с   контролем успеваемости, облегчающих ему школьную адаптацию: — при опросе отвечать в любой удобной для него форме (письменной или устной), возможно, на компьютере; — при написании контрольной работы давать дополнительное время; — при необходимости разрешать переписывание контрольной работы; — принимать работу позже установленного срока; —     оценивать   собственный   прогресс   ребенка,   не   сравнивая   его   с другими, на протяжении длительного времени. Учителя часто боятся устанавливать разные правила для разных детей. Они считают, что если сделают послабление одному ребенку, то остальные захотят,   того   же.   Однако   особый   ребенок   тратит   огромные   усилия   на постижение того, что другим дано от рождения. Справедливо — это не значит одинаково.   Сами   дети   прекрасно   понимают   этот   принцип,   проблема   во взрослых. 6.   Нужно искусственно создавать ситуацию успеха на уроках по тем предметам, которые являются сильной стороной такого ребенка, чтобы дети иногда обращались к нему за помощью.  7.  Учителя должны четко понимать, зачем нужны все эти усилия. Итак,   реорганизация   учебного   процесса   выглядит   следующим образом.  При распределении по учебным группам обязательно учитывается психологическая   совместимость   ученика   с   учителем   и   с   учениками   в группе.  Для   каждого   особого   ребенка   разрабатывается   индивидуальная учебная   траектория,   которая   включает   в   себя   уроки   в   классе   (в исключительных случаях это могут быть занятия по разным предметам в разных классах), индивидуальные занятия, занятия с психологом.  В течение учебного дня с особым ребенком постоянно работает психолог сопровождения.  Учителя,   работающие   в   программе,   проходят   специальную подготовку и сопровождаются в процессе обучения этих детей.  Для   гиперактивных   детей   отдельно   организуется   игровое пространство, а для аутичных детей выделяется комната, где они могли бы безопасно провести пугающую их перемену.  Между всеми учителями организуется взаимодействие.  Сопровождение особых детей в учебном процессе и контроль их успеваемости осуществляется в соответствии с выработанными особыми правилами.  Необходимые изменения в индивидуальную траекторию обучения ребенка вносятся по результатам постоянного мониторинга ситуации.    ВЫВОДЫ  Таким   образом,   аргументы   в   поддержку   инклюзии   бесспорны. Аргументы   против   инклюзивного   образования,   в   основном,   сводятся   к тому,  что     дети­инвалиды   получают   при   таком   обучении   более   низкий уровень знаний, или при их  обучении возникают  некоторые социальные сложности.   Этим   утверждениям   довольно   трудно   найти   какое­либо подкрепление. Но   инклюзия   несёт   преимущества   и   детям   без   особенностей развития. Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей: Для   обычных   или   одарённых   детей   нахождение   в   классе   детей   с особенностями   развития   не   является   фактом,   несущим   угрозу   или представляющим опасность для их успешного обучения. Представления   о   том,   что   дети­инвалиды   нарушают   процесс обучения в классе  ­ несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям   с   особенностями,   абсолютно   сопоставимо   со   временем,   которое учитель затратит на обычных учеников. Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при   инклюзивном   подходе   к   образованию   за   счёт   улучшения   качества обучения   и   совершенствования   педагогических   технологий   работы   в классе.   Некоторым   детям   с   инвалидностью   при   обучении   необходимы   использование новые технологии   образования;     например, информационных   технологий   очень   часто   бывает   необходимо   при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования   этих   технологий,   и,   кроме   того,   все   остальные   ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью. Обычные   дети   или   одарённые   ученики   получают   преимущества   в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ»,  могут быть   использованы   как   для   поддержки     обучения     не   только   детей   с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть   различными   способами,   например,   для   организации использованы   внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения   класса   дополнительными   техническими   средствами обучения,   которые   могут   использоваться   всеми   детьми,   а   не   только детьми с инвалидностью. В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы. Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках   с   инвалидностью.   Помогая   сверстникам   с   ограниченными возможностями   активно   участвовать   в   образовательной   и   социальной деятельности,  обычные   дети,  незаметно   для   себя,  получают   важнейшие жизненные   уроки.   Этот   положительный   опыт   заключается   в   росте социальной   сознательности,   в   осознании   отсутствия   различий   между людьми,   в   развитии   самосознания   и   самооценки,   в   становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное ­ способствует искренней заботе и дружбе. Таким   образом,   что   современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия,   можно   сделать   вывод, необходимые   для   успешной   реализации   инклюзивного   образования,   а именно   ­   принятие   индивидуальности   каждого   отдельного   учащегося   и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. Примите этих детей, «других» детей такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника.  Литература 1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей   –   десять   шагов   от   инновации   к   норме   //   Психологическая   наука   и образование.­ 2005.­ № 1.­ С. 83­95. 2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 3.   Малофеев   Н.Н.   Специальное   образование   в   меняющемся   мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. 4.   Ярская­Смирнова   Е.Р.,   Лошакова   И.И.   Инклюзивное   образование детей­инвалидов // Социологические исследования.­ 2003.­ № 5.­ С. 100­106 5.   Фуряева   Т.В.   Педагогика   интеграции   детей   и   подростков, находящихся   в   трудной   жизненной   ситуации   //Педагогика   интеграции: основания,   ресурсы   и   практики:   Мат­лы   I   Всероссийской   конференции (Красноярск, 15­16.10.2008) /Отв. за выпуск А.В.Чистохина. ­ Красноярск: ИПК СФУ, 2008. ­ С. 4­17. 6.   Зайцев   Д.В.   Социальная   интеграция   детей   с   ограниченными возможностями. Автореф. дис. докт. социол. наук. Самара. 2004. 7.   Назарова   Н.М.   Перспективы   развития   специальной   педагогики   и специального образования. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация. // Специальная педагогика. М., 2002. 8. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. ­ М.: Центр «Школьная книга», 2010. 9.   Портал   психологических   изданий   PsyJournals.ru   — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/  10. Электронная библиотека студента http://bibliofond.ru/  11. Библиотека Revolution http://revolution.allbest.ru/pedagogics/ Логическое обоснование Причины,   по   которым   школьная инклюзия не работает Преимущества не обсуждаются   с   теми,   кто   включён   в осуществление этого процесса инклюзии     Сфера действия Изменения,   которые   производятся   в школе,   чрезмерны,   или,   наоборот, ограниченны или недостаточны Скорость введения Необходимые   изменения   вводятся слишком   быстро   или   слишком медленно, что приводит к уменьшению энтузиазма Ресурсы Адекватность   ресурсов   не   всегда является   гарантией,   что   инклюзия будет   работать;   ресурсы   могут использоваться нерационально     Приложение 1  по Ресурсы   для   успешной школьной инклюзии Весь   школьный   коллектив вовлекается   в   рациональное осмысление   инклюзии   и   тех преимуществ, которые она даёт для   всех   учеников   школы. Обсуждение   этих   тем   ясное   и открытое. включению Работа   начинается   с   одним­двумя учениками, внимательно отслеживаются   их   успехи   и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает. реализации Скорость инклюзивных   подходов   сильно варьируется   в   зависимости   от школы. Постоянное всех сотрудничество   участников   и отслеживание регулярное скорости   изменений   поможет добиться успеха. При появлении дополнительных ресурсов, следует обязательно   использовать. Необходим   нестандартный подход   в   использовании ресурсов,   предназначенных   для поддержки инклюзии. Адекватное   финансирование инклюзии   поможет   обеспечить заинтересованность   в   ней   тех, кто её внедряет.   процесса     их Приверженность идее Ключевые фигуры Отсутствует   постоянные   стимулы   для формирования   приверженности   идее инклюзии, зачастую воспринимается только   как «прихоть» некоторой социальной группы которая         инклюзии, Ключевые   сотрудники,   определяющие успех недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это   способствует отчуждению других сотрудников реализации инклюзивных подходов в школе от     Родители   Родители, как партнёры,  не включены в школьную жизнь Руководство     к Отношение другим школьным инициативам     школы либо Руководители осуществляют   чрезмерный   контроль, либо   их     руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей. стиль   является   Инклюзия чем­то изолированным   по   отношению   к  другим школьным инициативам.           Сотрудничество   тех,   кто вовлечён   в   процесс   школьной инклюзии,   поможет   укрепить постоянную   приверженность  этой   идее   всех   участников. Возможность проявления собственной инициативы   также формирует   у   участников постоянную   приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации Сотрудники, играющие ключевую   роль   в   продвижении инклюзии   в   школе,   должны поддерживать равное сотрудничество   между   всеми  участниками школьного сообщества.   На   них   лежит большая   ответственность   в обеспечении   успеха   инклюзии, чем   на   других   сотрудниках школы.  Родители   воспринимаются   в школе   как   партнёры   и соучастники   процесса,   их знания,   опыт,   очень   ценятся сотрудниками школы.  Руководители облегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива   каждого сотрудника   по   продвижению инклюзии,   также координацию обеспечивают действий.    Инклюзия   является   одной   из интегральных частей  относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены.     и а Новизна опыта       Состоит    в разработке системы творческих заданий по математике для развития творческого мышления у учащихся начальной школы , а также в заимствовании и применении в новых условиях кем­то созданного опыта.  Раздел II Технология опыта               Целью   педагогической   деятельности   является   обеспечение положительной   динамики   творческого   мышления   учащихся     в   учебно­ воспитательной деятельности при изучении посредством системы творческих заданий        Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:      ­   использование   урочной   и   внеклассной   творческой   деятельности,   направленной на развитие креативных способностей школьников;    ­  создание условий для внедрения проектно­исследовательской методики;       ­ использование в процессе обучения информационно­коммуникативных технологий;       ­   приведение   в   систему   механизма   дифференцированного   и индивидуального подхода к личности каждого обучающегося;     ­ диагностика сформированности  умений и навыков школьников.                     Творческое   мышление   направлено   на   создание   новых   идей,   его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека.                    Формирование творческого мышления на уроках математики через решение   определенного   типа   задач   в   форме   увлекательных   игр   обогащает педагогический   процесс,   делает   его   более   содержательным,   влияет   на развитие ребенка как творческой личности. Для того чтобы сформировать у школьников умения творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них  математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения                   Развитие   творческого   мышления   неотделимо     от   формирования исполнительских   умений   и   навыков.   Чем   разностороннее   и   совершеннее умения и навыки школьников, тем богаче их фантазия, реальнее их замысел, тем более сложные математические задания выполняют дети.                   Согласно   логики   творческого   обучения   необходимо     было   модернизировать    урочную    деятельность по математике        по проекту «Начальная школа  ХХI века» под редакцией  профессора Н.Ф. Виноградовой Обучение,   построенное   с   учетом   интересов   школьников   и   связанное   с   их жизненными   потребностями,   даст   гораздо   лучшие   результаты,   чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Мыслить человек начинает   тогда,   когда   сталкивается   с   трудностями,   преодоление   которых имеет для него большое значение.       Средства достижения целей и задач опыта: применение игровых форм обучения,   разнообразие   наглядных   пособий,   применение   информационных технологий, занимательность подаваемого материала (задачи­шутки, ребусы, считалки, скороговорки и  т.д.). (Приложение №1)                С опорой   на различные теории, подобрана система упражнений и творческих задач на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, синтез, сравнение, находить закономерности. (Приложение № 2). Кроме того, предлагаются  нетиповые, нестандартные задачи, имеющие иногда   несколько   способов   решения,   которые     не   только   развивают умственные способности, но и приучают обучающихся к исследовательской деятельности. (Приложение № 3)          Автор опыта внимательно следит за развитием интересов обучающихся, «подбрасывает» им посильные для понимания и разрешения проблемы. Уроки учитель строит на основе «полного акта мышления», чтобы обучающиеся на них   сумели   почувствовать   конкретную   трудность,   определить   её   (выявить проблему), сформулировать гипотезу по её преодолению, получить решение проблемы   или   её   части,   проверить   гипотезу   с   помощью   наблюдения   или экспериментов.   (Приложение № 5) Становление   познавательных   интересов   обучающихся,   воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Поэтому автор старается активизировать познавательную деятельность обучающихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого   различные   методы,   формы   и   виды   работы:   и   дифференцированный подход   к   детям,   и   индивидуальную   работу   на   уроке,   и   различные дидактические   иллюстративные,   раздаточные   материалы,   технические средства обучения и вспомогательный материал к ним. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроке предлагают задания, к выполнению которых он ещё не готов, с которыми справиться не может. Работа   на   уроке   строится   так,   чтобы   ребенок   переживал   радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес, использует межпредметную интеграцию.  Интеграция   ­   это   подчинение   единой   цели   воспитания   и   обучения однотипных   частей   и   элементов   содержания,   методов   и   форм   в   рамках образовательной системы.   Для   закрепления,   конкретизации   знаний   о   числах,   величинах, геометрических   формах   и   фигурах   предлагаются   загадки,   в   которых   есть слова, содержащие математические термины (Е.В. Шаталова). Например:                      Он давно знакомый мой,                      Каждый угол в нем прямой.                      Все четыре стороны                      Одинаковой длины.                      Всем его представить рад.                      Как зовут его? (Квадрат)            Интересен и процесс отгадывания загадки. Он осуществляется таким образом: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время   чем­то   близкие   предметы,   выделять   в   них   сходные   признаки, группировать   их   по­новому,   в   ином   сочетании   и   путем   исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.           На понимании внутренней структуры загадки дети учатся  отгадывать их: понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учит  составлять загадки самостоятельно. Доказательство   начинают   с   объяснения   отгадки,   которое   потом подтверждают   перечислением   признаков   предмета.   Этим   способом (дедуктивным)   дети   пользуются   чаще   всего,   так   как   в   силу   особенности возраста они стремятся быстрее дать ответ. Иногда поступают по­другому: в начале доказательства рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а отгадка ­ логический итог этого рассуждения (индуктивный способ).    Применяются скороговорки (Приложение №1). Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как   упражнения   для   улучшения   артикуляции,   выработки   хорошей   дикции, развития памяти.           Например, при знакомстве детей с числом и цифрой  «3»  предлагает им автор такую скороговорку:                                 Три сороки ­ три трещотки ­                               Потеряли по три щетки:                               Три ­ сегодня,                               Три ­ вчера,                               Три ­ еще позавчера.           После ее разучивания дети вспоминают, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.           Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей обучающихся действительностью. Они позволяют применять их при   решении   различных   жизненных   проблем.   Своим     конкретным содержанием   они   способствуют   формированию   более   глубоких   и   ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.                      На   уроках,   где   находится   место   сказке,   всегда   царит   хорошее настроение,   а   это   залог   успешной   работы.   Сказка   несет   в   себе   юмор, фантазию, творчество, а самое главное ­ учит детей логически мыслить.                    Эффективности обучения математике автор добивается   умением организовать на уроке внимание детей. Внимательно слушая объяснение на уроке,   школьник   легче   воспринимает,   понимает,   запоминает   содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому автор   опыта   старается   придавать   большое   значение   воспитанию произвольного внимания обучающихся. Для этого постоянно включает в урок специальные   упражнения   и   задания   для   устного   счета,   нацеленные   на формирование   внимания, творческого отношения к делу.   развитие   активности,   самостоятельности,          Для развития  внимания детей автор проводит устный счет с элементами игры,   стараясь   сделать   его   доступным,   интересным   для   каждого обучающегося, используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания   в   соответствии   с   целями   и   требованиями   к   современному   уроку. (Приложение № 4,7)         Младшие школьники очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведет к выработке устойчивого внимания,   что,   естественно,   не   может   не   сказаться   положительно   на организации самого урока, на усвоении знаний, на формировании умений и навыков.                     Чтобы   справиться   с  решением   той   или   иной   задачи  (не   только математической, но и  жизненной), обучающийся должен уметь анализировать ситуацию, проводить мыслительные операции.          Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез.        Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств.    Синтез ­ соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.            В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию   и   развитию   данных   мыслительных   операций   способствует умение   решать   задачи,   в   которых   от   обучающихся   требуется   проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их   различные   свойства,   а   также   ставить   различные   вопросы   относительно данного объекта.           Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов,   животных,   домов,   транспорта   и   т.д.     Решение   таких   задач знакомит обучающихся с различными способами рассуждений при решении проблем,   способствует   постепенному   переходу   к   более   развитым   формам анализа   и   синтеза,   когда   аналитически   мыслящий   ребенок   осознает содержание своих мыслей и может передать его (или их) письменно или устно другому человеку. Огромную роль в развитии этих мыслительных операций играет   направляющее   слово   учителя,   организующее,   регулирующее   и контролирующее анализ и синтез, проводимые обучающимися.          Полезными при развитии умения проводить анализ и синтез являются упражнения в формулировании мысли другими словами, когда берется фраза (задача   полностью,   вопрос   к   задаче,   указание   к   выполнению   упражнения, определение   объекта)   и   предлагается   пересказать   ее   другими   словами,   не искажая первоначального смысла высказывания.                  Другой   мыслительной   операцией,   которой   должны   овладеть   способствующей   развитию   креативных   способностей   обучающиеся, обучающихся, является сравнение.                Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия.          Также развитию креативности способствует аналогия, которая помогает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении математикой. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между   объектами   в   некотором   отношении.   Использование   аналогии   в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы,   в   решении   задач.   Автор   опыта   широко   применяет   аналогию   при решении текстовых задач. Составление обратных задач. Это:         1)  задачи на предположение;                2) задачи на движение (встречное, в противоположном направлении, вдогонку, с отставанием) по суше;        3)  задачи на части;        4)  геометрические задачи на разрезание;        5) задачи, решаемые «с конца».        Для формирования умения проводить аналогию автор  использует задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.         Такие упражнения развивают воображение  обучающихся, активизируют мыслительную   деятельность.   Кроме   того,   систематические   упражнения такого   рода   дают   возможность   усвоить   алгоритм   нахождения   аналогов   по функциям, по признакам, по подсистемам.        Уделяется  большое внимание задачам на  нахождение закономерностей. Они развивают математическую зоркость, умение мыслить последовательно, обобщать изображенные объекты по признакам или находить отличия. Решая задачи на нахождение закономерностей, обучающиеся учатся анализировать, сопоставлять, обобщать. Выполнению мыслительных операций и их развитию, развитию   основных   качеств   креативности   способствует   решение занимательных задач, задач­головоломок, задач на смекалку. При выполнении таких задач обучающимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок. Это развивает интуицию, творчество, способность отказаться от ложного   пути   и   искать   другой   способ   решения,   который   приведет   к положительному результату. Кроме того, воспитывает усидчивость, внимание, развивает различные виды памяти, пространственное и  образное мышление. Раздел III Предварительная  результативность опыта Входная диагностика. . Библиографический список:

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание безбарьерной среды учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".

Программа ОЭР: " Создание  безбарьерной среды учащихся  с особыми образовательными потребностями в начальной школе ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2017