Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания
Оценка 4.7

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
экология +1
Взрослым
29.10.2018
Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, приложения.
программа профильной смены 2015 года.doc
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Сосновской средней общеобразовательной школы № 1 Филиал в п. Рабочий Тамбовская область Сосновский район п. Рабочий д. 22                                                         Руководители: Бажина О. П., филиал МБОУ  Сосновской СОШ №1 в п. Рабочий,  учитель математики, I кв. категория Терина Т. П., филиал МБОУ  Сосновской СОШ №1 в п. Рабочий,  учитель литературы,   русского   языка   и I кв. категория       п. Рабочий, 2015 2 1 2 3 4 5 Полное название  программы Цель программы Направление  деятельности Краткое  содержание  программы Авторы  программы 6 Муниципальное  образовательное  учреждение,  представившее  программу Адрес,  телефон 7 Паспорт программы Программа организации воспитательной и  оздоровительной работы в лагере с дневным  пребыванием «Солнечный» Создание условий для организованного отдыха  детей в летний период, укрепления физического,  духовно­нравственного, эмоционального здоровья  детей, развития  творческих способностей. Профильная экологическая смена Пояснительная записка, календарно­тематический план, приложения. Терина Татьяна Павловна  Бажина Ольга Петровна  Филиал муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения Сосновской  средней общеобразовательной школы № 1 в п.  Рабочий 393852 Тамбовская область, Сосновский район,             п. Рабочий, д. 22             8­(475)­32­52­4­23 8 Место реализации Лагерь дневного пребывания филиала МБОУ  9 Количество,  возраст детей, отряды 10 Сроки проведения, количество смен Сосновской СОШ № 1 в п. Рабочий 32 человек, в том числе 1 ребёнок из опекаемой  семьи, 1 – из многодетной семьи, 2 – из  малообеспеченных семей, 6 – 14 лет, 3 отряда (10 человек, 11 человек, 11 человек) 1­25 июня 2015 года,  1 смена  3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Берегите эти воды, эти земли,  Даже малую былиночку любя.  Берегите всех зверей внутри  природы,  Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко  Экологическая обстановка с каждым днем ухудшается все больше и больше,   тем   самым   вызывая   огромную   тревогу   и   беспокойство.   Лесные пожары,   возникающие   из­за   безответственности   человека,   вырубки   лесов, обмеление   и   заиливание   рек,   оскудение   природных   ресурсов,   выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – всё это происходит без контроля общественности,   а   подчас   при   её   безразличии   к   окружающей   среде.   Всем знакомы   засыпанные   мусором   городские   и   деревенские   улицы, обезображенные   заборы,   сломанные   деревца   и   растоптанные   клумбы   – свидетельства низкой экологической культуры в быту.  Природа   –   первооснова   красоты   и   величия.   Мы   не   её   владыки,   и природа не наша раба. Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями,   и   от   экологической   воспитанности   людей   зависит   состояние природы в будущем. По   словам   В.А.Сухомлинского,   чтобы   ребёнок   научился   понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства.  Задача   экологического   воспитания   подрастающего   поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем   в   экологии   –   в   бездумном   и   жестоком   отношении   человека   к природе.  Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.  Лето в детстве – это целый мир, который открывается перед ребёнком, как только заканчивается учебный год. Это возможность играть и общаться с друзьями, увидеть замечательные уголки нашей планеты. Это время открытий и новых впечатлений, которые останутся на всю жизнь.  Каникулярный   период   деятельности   лагеря   дневного   пребывания создаёт   благоприятные   условия   для   общения   детей,   обмена   духовными   и эмоциональными   ценностями,   реализации   личностных   интересов. Многообразие видов детской деятельности в лагере помогают ребёнку найти 4 своё   место   в   жизни,   самореализоваться,   реально   осуществить   свои гражданские права и свободы.  Летний отдых понимается нами как:   Оздоровление   ребёнка   (физическое,   психологическое, социальное, духовное).   Расширение   для   ребёнка   поля   социального   взаимодействия, изменения круга общения как со взрослыми, так и со сверстниками.  Реализация интересов, способностей, возможностей ребёнка. Получение ребенком нового опыта в организации собственного   досуга.  Экологическая   смена   как   одна   из   форм   внеклассной   и   внешкольной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление,   так   и   экологическое   учение,   и   воспитание   детей, осуществляемое   в   ненавязчивой,   в   условиях непосредственного   общения   с   природой.   Именно   в   таком   лагере,   детям, наряду   с   отдыхом   дается   не   только   заряд   бодрости   и   здоровья,   но   и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического сознания и пониманию роли человека в окружающем мире.   доступной   форме, Это   достигается   за   счет   органичного   сочетания   теоретических   и экскурсионных   занятий,   с   разнообразными   культурно­массовыми   и спортивными мероприятиями. Прямое общение с природой с раннего детства помогает нам увидеть мир во всем его многообразии, стать человечнее, научиться уважать и ценить то, что нас окружает. Общение детей с природой воспитывает в них бережное, доброе отношение ко всему живому, будь то растения, птицы или животные. Природа   ­   мудрый   учитель   и   наша   задача   сохранить   и   приумножить,   что создано,   и   не   нарушить   ее   естественного   происхождения. Большая роль в программе отводится:  природоохранным трудовым операциям и акциям,   эколого­биологическим массовым мероприятиям (защита экопроектов, турниры знатоков природы, конкурсы, выставки),   культурно­массовым   мероприятиям   (эрудицион,   интеллектуальные   и ролевые игры, экологическая карусель),   экскурсиям экологической направленности,   исследовательской деятельности. Практические   занятия,   экскурсии,   занятия   кружков   проводятся   в непосредственном контакте с природой. Чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Природное окружение служит воспитанию любви к Родине, укреплению физического   и   психического   здоровья   школьников,   способствует   развитию эстетических   и   нравственных   сторон   личности.   В   процессе   педагогически 5 организованного общения детей с окружающей живой природой их знания по ботанике, зоологии, экологии подкрепляются чувственно­наглядным опытом, закрепляются в сознании, в морально­этических представлениях, связываются с жизненной практикой. Жизнь   среди   природы   создаёт   благоприятные   возможности   для овладения   необходимыми   навыками,   применяемыми,   прежде   всего   для охраны и улучшения природной среды. В   процессе   реализации   программы   профильной   экологической   смены учащиеся   приобретут   умения   и   навыки   по   определению   натуральных объектов,   оформлению   учебных   коллекций   и   гербарного   материала, проведению   фенонаблюдений   в   природе,   составлению   флористико­ фаунистических   описаний   участков   местности,   разработке   проектов   и программ экологического обследования. Учить детей понимать и любить природу, значит воспитывать их людьми нравственными,   для   которых   трудовая   и   производственная   деятельность будет   связана   с     ответственностью   за   ее   экологические   последствия. Формирование   экологического   сознания,   бережного   отношения   ко   всему живому   –   одна   из   самых   существенных   задач   современного   воспитания. Данная   программа   предлагает   решать   её   путем   вовлечения   детей   и подростков   в   практическую   природоохранную   и   трудовую   деятельность. Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок осмыслил, что он является   частицей   окружающей   среды   и   осознавал   гражданскую ответственность за свои действия, понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы; чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её   в   своем   поведении,   чтобы   был   убежден   в   том,   то   он   и   его   семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.  АКТУАЛЬНОСТЬ, ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОСТИ: Сегодня   как   никогда   важно   формирование   экологического мировоззрения   подрастающего   поколения,   потому   как   экологически безграмотное   поведение   является   сегодня   причиной   возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально­чувственную сферу молодежи (ведь находясь на   природе,   мало   кто   остается   равнодушным   и   не   испытывает   никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в   тесном   контакте   с   природой   и   через   практическую   деятельность   по   ее сохранению. Разработка программы организации воспитательной и оздоровительной работы в лагере с дневным пребыванием на 2015 год вызвана: 6   повышением спроса родителей и детей на организованный отдых; работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;  необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.     При   создании   программы   летнего   лагеря   мы   исходили   из   ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим: 1. Летний     лагерь   помогает   использовать   период   летнего   отдыха детей   для   укрепления   здоровья,   развития   физических   сил,   обогащения знаниями и новыми впечатлениями.  2. Такая   форма   активного   отдыха   содействует   развитию   и сплочению как временного детского коллектива, так и создает основу для развития   социального   интеллекта   детей   и   применения   полученного   опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.  3. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность   ребят,   воспитывать   личностные   качества,   формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам. 4. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в поселке как   форма против безнадзорности, асоциального поведения подростков. При   создании   летнего   пришкольного   экологического     лагеря учитывались следующие аспекты: ­ соответствие возрастным особенностям; ­ обеспечение всестороннего развития через организацию разнообразной активной деятельности всех детей; ­   гармоничное     сочетание   развития   личностных   возможностей   с формированием общественных интересов; ­ единство и взаимосвязь всех направлений работы – целостная система воздействий на ребенка. Программа организации летней занятости обучающихся в пришкольном лагере   дневного   пребывания   является   комплексной   и   включает   в   себя разноплановую деятельность.   Целесообразность   программы   раскрывается   во   всех   аспектах образовательного   процесса   –   воспитании,   обучении,   развитии.   Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному   опыту,   созданию   в   лагере   стиля   отношений   сотрудничества, содружества,   сотворчества,   участия   детей   в   управлении   детским оздоровительным лагерем. 7 Программа   разработана   с   учетом   следующих   законодательных нормативно­правовых документов: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Конвенция ООН о правах ребёнка, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.; 3. Закон   Российской   Федерации   «Об   основных   гарантиях   прав   ребёнка   в Российской Федерации» № 124­ФЗ от 24.07.1998 г.; 4. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273­ФЗ от 29.12.2012 г.; 5. Устав   муниципального   общеобразовательного   учреждения   Сосновской средней общеобразовательной школы № 1; 6. Положение о лагере дневного пребывания. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание   условий   для   полноценного   летнего   отдыха   детей   и формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.  Программа предусматривает решение следующих ЗАДАЧ: Организация активного отдыха и оздоровления детей; Воспитание   чувства   сопричастности   и   ответственности   за    происходящие в природе изменения; Воспитание   чувства   прекрасного   и   бережного   отношения   к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;  привычек;   Приобщение   к   здоровому   образу   жизни,   отказ   от   вредных Развитие творческих способностей; Выявление   учащихся,   склонных   к   исследовательской деятельности в области экологии;  Максимальное   использование   возможностей   природного окружения. Для   решения   поставленных   целей   и   задач     используются   следующие методы:      креативный (творческий); проблемно­поисковый   (педагог   ставит   проблему   и   вместе   с   детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творчество детей); репродуктивный (воспроизводящий); 8     (объяснение   сопровождается   демонстрацией иллюстративный   наглядного пособия); методы,   обеспечивающие   формирование   интеллектуальных   умений: анализ,   синтез,   сравнение,   установление   причинно­следственных связей; наблюдения; анкетирования. В основе экологической смены лежат ведущие  идеи гуманистической педагогики и психологии: ­ личностно­ориентированный подход; ­ приобщение к общечеловеческим ценностям; ­ обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним; ­   воспитание   способности   и   потребности   общения   с   миром   через освоение гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека. Программа деятельности пришкольного лагеря основана на следующих принципах: 1. Принцип  сочетания   общечеловеческих,   национальных   и   личностных ценностей в организации жизнедеятельности; 2. Принцип  самореализации детей и подростков на основе самопознания и самоопределения; 3. Принцип  стимулирования   творчества   детей   и   подростков   на   основе включения их в реальные социально значимые отношения; 4. Принцип    самоуправления  –   взаимосвязи   детского   самоуправления   и педагогического управления; 5. Принцип  взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены; 6. Принцип  эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учёте интересов и потребностей детей.  7. Принцип  толерантности   —   культура   и   философия   толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды,   принципы,   отношение   к   происходящему,   свои   национальные   и религиозные   воззрения,   своё   отношение   к   культуре   и   моде,   к   людям   и окружающему миру.  Один из основных принципов нашего лагеря – уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше   время   остро   встали   вопросы   сохранения   окружающей   среды.   И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека. Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого 9 и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить   и сохранить окружающий мир. Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его. В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Приобщение детей к вековым традициям своего   народа   –   естественный   путь   их   экологического   воспитания. Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, ­ правильное питание, физические упражнения и забота о теле. Ребята   узнают,   как   правильно   питаться,   как   разработать   комплекс собственных   гимнастических   упражнений,   знакомятся   с   проблемами наркомании и т.д.  ВОЗРАСТ УЧАСНИКОВ: 6­14 лет. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:  одна экологическая смена со 1 по 25 июня 2015 года УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:  Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда  условий:            1.Чёткое представление целей и постановка задач.            2.Конкретное планирование деятельности.            3.Кадровое обеспечение программы.            4.Методическое обеспечение программы.            5.Педагогические условия.            6.Материально­техническое обеспечение. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Программа реализуется в течение 21 дня.  Экологическая профильная смена   организуется   на   базе   пришкольного   лагеря   «Солнечный»   филиала МБОУ Сосновской СОШ № 1 в п. Рабочий Сосновского района Тамбовской области   и   является   одной   из   наиболее   эффективных   форм,   так   как способствует   освоению   социализации   и   реализации   школьников   за   счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.  Близкое   расположение   реки,   леса   привели   к   возможности   создания профильной   смены.   Только   непосредственное   включение   учащихся   в природоохранную   и   просветительскую   деятельность   необходимо   для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.  10 Работа   профильной   смены   лагеря   направлена   на   развитие   бережного отношения   к   природе,   на   привитие   любви   к   своей   Родине,   на   развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности. ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ: 1. Подготовительный (май): ­ Подбор кадров; ­ Подготовка методических материалов; ­ Подготовка материально­технической базы; ­ Формирование отрядов. 2. Организационный этап (1­2 день лагеря) ­ Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами; ­ Оформление уголков отряда. 3. Основной этап (3­20 день лагеря): ­ Работа по озеленению школьного двора; ­ Трудовой десант; ­ Спортивно­оздоровительный мероприятия по плану; ­ Досуговые мероприятия; ­ Методическая работа с воспитателями, с вожатыми.  4. Заключительный этап (21 день): ­ Закрытие смены; ­ Обобщение итогов деятельности; ­ Сбор отчетного материала; ­ Выпуск фотодневника лагеря; ­ Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы). ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ РАБОТЫ: Ведущей   технологией   программы     лагеря   дневного   пребывания «Солнечный» является игровая технология. Сопутствующими технологиями являются   коммуникативная,   групповая,   ТАД   (творчество,   активность, действие)   и   другие.   Эти   технологии   обеспечат   достижение   поставленных организационных   и   методических   целей.   Игровая   технология   раскрывает творческий   потенциал   ребёнка,   интерес   к   созидательной   деятельности, развивает интеллектуальные и физические способности, формирует навыки позитивного общения со сверстниками, лидерские и организаторские навыки, привлекает     ребят   к   сознательному   выбору   активного   и   здорового   образа жизни.  Формы работы: 11  мастер­классы;  экскурсии;  научно­практическая конференция;  конкурсы;  выставки проектов;  выставки рисунков, поделок;  викторины. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В   течение   смены   детям   предлагается   череда   различных   типов деятельности, основанных на принципах игрового моделирования программы: 1. Коммуникативно­игровая   деятельность.    Деятельность   ребенка, направленная   на   самостоятельное   формирование   и   решение   набора коммуникативных   задач,   необходимых   для   достижения   игровой   цели   в рамках выбранной роли. 2. Прикладная творческая деятельность.  Осуществляется  в кружках по интересам. 3. Аналитическая   деятельность.  Анализ   игровых   ситуаций,   личности ребёнка в них. Обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений. В   лагере   организована   работа   следующих   кружков:   ПДД   «Дороги, которые   мы   выбираем»;   экологический   «Мир   вокруг   нас»;   музыкальный «Весёлые нотки»; декоративно­прикладные «Оч.умелые ручки» и «Весёлый пластилин»; литературный «Волшебная сила слова». Направления  деятельности Учебно­ исследовательская (познавательная) Основные направления деятельности Формы работы Ожидаемый результат   Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия,   экскурсии,   работа   с научной и учебной литературой.  Интеллектуально­познавельные игры. 12     теоретических Усвоение и практических экологических знаний и навыков учащимися.  Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу. Развитие и расширение кругозора учащихся. Общественно­ полезная и трудовая Спортивно­ оздоровительная   Трудотерапия   (трудовой   десант) на   прилегающих   к   школе территориях (пришкольный участок, парк).  Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагерных помещений. Утренняя зарядка.  Воздушные и солнечные ванны. Подвижные игры. Экскурсии. Походы с играми на местности. Природоохранная (художественно­ эстетическая) Творческие   дела:   конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.  Выпуск   бюллетеней   о   жизни   в лагере. Диагностико­ аналитическая Диагностические   психологические тесты. Приобретение   трудовых   навыков, экологической формирование культуры, за порученное   дело,   помощи   и взаимоподдержки.   ответственности           физического физического двигательной   и   формирование Пропаганда здорового образа жизни.  Улучшение состояния учащихся. Увеличение активности. Укрепление здоровья детей. Развитие   творческих   способностей учащихся.  Оформление   композиций   из природного   материала,   из вторичного сырья. Выставки работ учащихся. Использование   работ   детей   в рекламных   и   природоохранных мероприятиях. Сотрудничество   с   местной газетой. о Получение самооценке   учащихся   и   картины эмоционального состояния детей.   информации   Структура лагеря Детские коллективы лагеря представляют собой  отряды. Отряды своим названием   подчеркивают   экологическую   направленность   лагеря:   «Одуванчики», «Солнечные лучики», «Жуки». В каждом отряде есть свой Лесник (воспитатель) и Леший (отрядный вожатый).  Высший орган самоуправления –  круг, на который для решения наиболее важных   вопросов   приглашаются   все.   Всем   воспитательным   процессом   в   лагере руководит Берендей. Вопросами поощрения ведает Мудрая сова. Провинившихся же затаскивают в Зеленый омут, где их карает Водяной. Все   обитатели   в   лагере   живут   по   основным   нравственным   законам   и правилам жизнедеятельности в коллективе:  В лагере законы есть,   Исполнять их долг и честь,  С ними в ногу ты пойдешь,  И друзей себе найдешь! 13 Ждут нас игры, танцы, смех,   Вдохновенье и успех! Основные нравственные законы:  Закон Дружбы – (дружба должна строиться в коллективе на взаимном доверии и общности интересов).  Закон   Заботы   –   (забота   раскрывает   внимание   к   потребностям, интересам и нуждам человека).  Закон Чести – (проявление дружбы и заботы утверждает, что каждому дорога честь коллектива). Правила жизнедеятельности в коллективе:  Правило   Добровольности   –   (добровольность   дает   возможность действовать по желанию, а не по принуждению).  Правило Творчества – (творчество ведет к созданию новых моральных и материальных ценностей).  Правило поиска – (поиск – исток добровольности и творчества).  Механизм развития коллектива определяют:  Самостоятельность   –   осознание   необходимости   делать   благо   для людей, общества, не по принуждению, а из внутреннего побуждения.  Самоуправление – самостоятельность в решении собственных дел.  Сотрудничество – совместный труд на общее благо.        Девиз лагеря: Давайте будем дружить друг с другом, Как птица – с небом, как ветер с лугом, Как парус – с морем, трава – с дождями, Как дружит солнце со всеми нами! Гимн лагеря: «Веселый ветер». 1. А ну­ка песню нам пропой, веселый ветер,  Веселый ветер, веселый ветер!  Моря и горы ты обшарил все на свете,  И все на свете песенки слыхал.  Спой нам, ветер, про дикие горы,  Про глубокие тайны морей,  Про птичьи разговоры, про синие просторы,  Про смелых и больших людей!  Кто привык за победу бороться,  С нами вместе пускай запоет.  Кто весел ­ тот смеётся,  Кто хочет ­ тот добьётся,  Кто ищет ­ тот всегда найдёт!  14 2. А ну­ка песню нам пропой, веселый ветер,  Веселый ветер, веселый ветер!  Моря и горы ты обшарил все на свете,  И все на свете песенки слыхал.  Спой нам, ветер, про чащи лесные,  Про звериный запутанный след,  Про шорохи ночные, про мускулы стальные,  Про радость боевых побед!  3. А ну­ка песню нам пропой, веселый ветер,  Веселый ветер, веселый ветер!  Моря и горы ты обшарил все на свете  И все на свете песенки слыхал.  Спой нам, ветер, про славу и смелость,  Про учёных, героев, бойцов,  Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось  Догнать и перегнать отцов. Помимо   законов   нравственности   каждый   отряд   живет   по   единым, совместно принятым законам:  «закон чистоты»;  «закон здоровья»;  «закон тишины»;  «закон зелени»;  «закон игры». Каждый отряд имеет Отрядный уголок.    Отрядный уголок – это зеркало многогранной жизни отряда. Традиционно   в   верхней   части   уголка   помещено   название   отряда,   его   эмблема, девиз.  Рубрики отрядного уголка: ­ «Им доверили и поручили», указываются фамилия, имя, поручение. ­ «Сделать нам, друзья, предстоит» (план работы на смену). ­ «Сегодня в отряде» (путевка дня). ­ «Мир природы». ­ «Спортивные новости». ­ «Поздравляем!». По итогам дня заполняется экран настроения –   погодный барометр. Это диагностика настроения участников смены. Определяется индивидуально каждым и вносится в виде рисунка в «Прогноз погоды». Условные обозначения погоды – настроения: 15  Солнце   светит   ярко  –   настроение   прекрасное,   хорошее,   бодрое, приподнятое, оптимистичное.  Переменная облачность – спокойное, ровное настроение (иногда чуть лучше, иногда чуть хуже), чувствую то спокойствие, то тревожность.  Дождь – неудовлетворительность, уныние, упадок (сил, настроения), неприятное душевное состояние. Можно указывать причину плохого настроения (при помощи цифр или условных значков).  По   итогам   смены   составляется   эмоциональный   фон   отряда   и   всего коллектива в целом, подводится анализ результатов. ДИАГНОСТИКА: В лагере диагностика организуется в несколько этапов: 1. Начальная   диагностика.  Осуществляется   сбор   данных   о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровне готовности к ней (тесты, анкеты, игры).  2. Промежуточная   диагностика.  Позволит   корректировать   процесс реализации   программы   и   определить   искомый   результат   с   помощью аналогии и ассоциации:  оценка психологического климата в коллективе;  сочинение на тему «Я вчера, сегодня, завтра»,   «Мой портрет» (ассоциация),   «Мой отряд» (рисунок, сочинение и др.) 3. Итоговая   диагностика.  Позволит   оценить   результаты   реализации программы (опрос, тестирование, анкеты):  изучение   эмоционального   состояния   детей   во   время   проведения мероприятий;  степень удовлетворённости отдыхом;  опросник эмоционального состояния. Диагностика интересов, возможностей, требований участников смены. Цель:  проведение  исследования  личностных  особенностей  одаренных детей   для   определения   педагогической   позиции   педагога   в   работе   с ними. Диагностика индивидуальных и коллективных ценностей. Цель: сформировать представление об индивидуальных и коллективных ценностях в группах. Диагностика творческого потенциала детей.   получение   представлений   о   возможностях,   способностях, Цель: склонностях, уровне творчества потенциала детей.  16 Результаты диагностик нужны для корректировки программы. Если есть дети,   которые   не   могут   реализовать   себя   в   первый   день,   необходимо корректировать   существующий   набор   заданий,   расширяя   или   сужая   его, находя тематику, удовлетворяющую всех.   КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Успех   выполнения   программы   зависит   от   кадров.  Подбор   кадров осуществляет приказом директор школы.  Деятельность в лагере осуществляют: начальник лагеря, воспитатели (3 человека),   вожатые   (2   человека),   учитель   физкультуры,   музыкальный руководитель,   работники   столовой   (2   человека),   технический   персонал   (2 человека). В   ходе   реализации   программы   привлекаются   социальные   партнеры: Дом культуры п. Рабочий, межпоселенческая библиотека п. Рабочий. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:     При работе летнего лагеря дневного пребывания используется:  Применение Материальная база Ответственные 1 Кабинеты 2 Игровые  комнаты  Спортивная площадка Школьный  двор Школьная  библиотека Школьная  столовая Комнаты  гигиены Проведение  зарядки,  общелагерных   игр на воздухе,  спартакиады,  спортивные  состязания Линейка,  отрядные дела,  игры­ путешествия Литература для  педагогов и  детей лагеря Завтрак, обед Туалеты,  сушилки для  полотенец,  3 Материальная база  школы. Материальная база  школы 4 Начальник лагеря,  воспитатели,  технический персонал Физрук Материальная база  школы Воспитатели,  администрация лагеря Материальная база  школы Библиотекарь Выделенные  средства Материальная база  школы Повар Начальник лагеря,  воспитатели,  технический персонал 17 раздевалки Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи. Бытовые предметы: столы, стулья. Аппаратура:      Магнитофон Телевизор DVD плеер Компьютер Мультимедиа Спортивный  инвентарь:  Баскетбольные мячи  Футбольные мячи  Волейбольные мячи  Резиновые мячи разных размеров  Скакалки  Гимнастические обручи  Кегли   Маты Развивающие игры:  Шашки  Шахматы   Пазлы Строительный конструктор Настольные игры: Лото Поле чудес   МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ­ Инструкции по технике безопасности. ­ Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания. ­ Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. ­ Рекомендации по профилактике детского травматизма,  предупреждению несчастных случаев с детьми в пришкольном лагере. ­ Должностные инструкции работников. ­ Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. ­ Заявления от родителей. ­ Акт приёмки лагеря. Методической   базой   для   воспитательной   работы   в   лагере   являются достижения отечественной педагогики и методики воспитания.  В написании 18 программы использовались методические рекомендации по летнему отдыху, журналы,   сборники:   библиотечка   методической   литературы   по   проблемам воспитания   и   летнего   отдыха   детей;  журналы   «Завуч»,   «Классный руководитель»,   «Директор   школы»;   газеты   для   организаторов   внеклассной работы «Последний звонок», «Педсовет», «ШИК». Материалы сайта Вожатый.ru ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:    фонд социального страхования бюджет администрации спонсорские средства является   краткосрочной       Заявленная ПОКАЗАТЕЛИ   И   КРИТЕРИИ   ОЦЕНКИ   РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа (по продолжительности), комплексной (по направленности), деятельностной (по стратегии).   Инструментом,   позволяющим   измерить   эффект   программы, являются  показатели.  Однако, в  социальной  сфере, особенно  в психолого­ педагогической   практике,   показатели   приобретают   специфические   черты. Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы   успешность   того   или   иного   социально­полезного   деяния.   Поэтому   для оценки   результативности   программы   будем   пользоваться   следующими показателями: ­количественные (охват  общественности,  количество  конкретных  дел, акций, мероприятий) ­показатели социального развития личности (не умел ­ научился, не знал ­   узнал,   качество   продуктов   социально­творческой   деятельности   (поделки, рисунки, походы, акции)) ­показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности) ­   технологические   показатели   (уровень   организации   и   координации деятельности)                 ­   экономические   (уровень   материальных   затрат   на   реализацию)          ­ уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством реализации программы. Мы выбрали следующие критерии оценки результативности реализации программы: 19 № Критерии Индикаторы Формула Доля детей, которые  чувствуют себя  комфортно Отношение количества детей  ответивших «да» к общему  количеству детей в лагере Форма определения анкетирование анкетирование анкетирование мониторинг  массы и веса анкетирование Отношение количества детей  проявивших свои способности и умения к общему количеству  детей в лагере Отношение количества детей,  которые приобрели конкретные  умения и навыки к общему  количеству детей в лагере Отношение количества детей с  оздоровительным эффектом к  общему количеству детей в  лагере Отношение количества детей,  которые удовлетворены  лагерной сменой к общему  количеству детей в лагере 1 2 3 4 5 Уровень  комфортности  Уровень  самореализации Уровень  саморазвития Доля детей, проявивших свои способности и  умения Доля детей, которые  приобрели конкретные  умения и навыки Уровень  оздоровления Прибавка детей в массе  и росте Оценка лагерной  смены Доля детей  удовлетворенных  лагерной сменой ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В   результате   реализации   программы   дети   будут   привлечены   к оздоровительным,   спортивным,   творческим   мероприятиям,   и   результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально­физического состояния. Участие   в   программе   благотворно   скажется   на   духовном   и интеллектуальном развитии детей.  Организаторы   и   авторы   программы   деятельности   лагеря   дневного пребывания   «Солнечный»   ожидают   получения   эффекта   от   реализации программы по следующим позициям: 1. Формирование   положительного   отношения   к   самому   себе, окружающему миру, другим людям. 2. Возможность   реализации   механизмов   мотивации   у   ребёнка   к личностному развитию, проявлению социальной инициативы. 3. Создание   условий   для   адаптации   детей   к   жизни   в   современном обществе,   развитие   коммуникативных   способностей   ребёнка,   умение работать в коллективе. 4. Приобщение   подрастающего   поколения   к   здоровому   образу   жизни; профилактика асоциального поведения детей и подростков. Следить   за   здоровьем   детей   в   лагере   поможет   ежедневный профилактический осмотр медицинским работником. Питание   детей   осуществляется   в   соответствии   с   десятидневным меню, разработанным для лагеря дневного пребывания «Солнечный». 20 Для школьников: 1.   Укрепление   и   оздоровление   детского   организма:   закаливание, формирование   полезных   привычек   (утренняя   зарядка,   соблюдение   правил личной  гигиены),  развитие  физических  качеств  (силы,  ловкости, быстроты, выносливости). 2.  Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла. 3.  Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности. 4.  Развитие креативных способностей учащихся. 5.  Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде. 6.  Развитие лидерских качеств. 7.  Развитие информационной культуры участников проекта. 8.   Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе. 9.   Повышение   уровня   экологической   культуры   (правильного   поведения   в общении с природой). 10.   Формирование   у   школьников   чувства   гражданской   ответственности   за экологическую обстановку своей «малой родины». Для педагогов и воспитателей: 1.  Приобретение навыков организации профильной лагерной смены. 2.   Возможность   осуществления   непрерывного   процесса   экологического образования и воспитания. 3.   Развитие   навыков   организации   и   руководства   исследовательской деятельностью учащихся и экспериментальной работой. 4.   Возможность   лучше   узнать   и   оценить   интересы   и   способности   детей   с целью корректировки программы их дальнейшего индивидуального развития. 5.  Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ  ЛАГЕРЯ  ­ создание единого пространства взаимопонимания и взаимоуважения между участниками смены; ­ осознание себя как личности, индивидуальности; ­   получение   навыков   индивидуальной   и   коллективной   исследовательской деятельности; ­ формирование целостных, систематизированных знаний по основам эколого­ биологических   наук,   знаний   о   взаимодействиях   природной   и   социальной сферы; ­   понимание   и   умение   объяснять   проявления   различных   экологических процессов в окружающей среде; 21 ­ воспитание потребности в здоровом образе жизни; ­   умение   осуществлять   диагностику   и   программирование   процессов, происходящих   в   природе,   предвидеть   последствия   своих   воздействий   на природные объекты; ­   формирование   твёрдых   экологических   убеждений   у   школьников   в необходимости охраны окружающей среды своего родного края; ­ приобретение навыков публичного выступления, защиты идей; ­ формирование следующих качеств: коммуникативные ­ слушать и понимать других, выражать себя; презентационные ­ построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности; поисковые  энциклопедиям. ­   находить   информацию   по   каталогам,   справочникам, ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: Ребятами будут выполнены различные работы, которые в дальнейшем примут участие на научно­практических конференциях обучающихся школы и области. По   результатам   деятельности   лагеря   с   дневным   пребыванием «Солнечный» будет подготовлен аналитический и фотоотчёт, дневник лагеря в   виде   презентации   о   результатах   реализации   программы,   выполненной участниками лагеря. БИБЛИОГРАФИЯ: 1. Афанасьев С. и Коморин С. «Сто отрядных дел» ­ Кострома, 2002.   2. Безруких,   М.М.,   Филиппова,   Т.А.,   Макеева,   А.Г.   Две   недели   в   лагере здоровья.– М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2005. 3. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе.– М.: Аркти, 2006. 4. Гончарова, Е.И., Савченко, Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2004. 5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно­творческие дела, игры, праздники,   аттракционы,   развлечения,   индивидуальная   работа.   ­   М.: Педагогическое общество России, 2001.  6. Григоренко   Ю.Н.,   Кострецова   У.Ю.   Учебное   пособие   по   организации детского   досуга   в   детских   оздоровительных   лагерях   и   школе.   ­   М.: Педагогическое общество России, 2002. 7. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно­правовая база).­ Волгоград: издательство « Учитель», 2006 8. Гузенко   А.П.   Как   сделать   отдых   детей   незабываемым   праздником. Волгоград: Учитель, 2007 22 9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. ­ М., 1990. 10.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.­ М.: ТЦ сфера, 2004.  11.Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника// Педагогика и психология. № 3. ­ М.: Знание, 1988.  12.Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.­метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.  13.Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря»,  2002. 14.Ложникова   Н.А.   Имитационные   педагогические   игры:   Методические рекомендации. ­ Омск, 1990. 15.Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Кипарис­3 – М., 2003. 16.Пенькова, Л.А. Под парусом лето плывёт по земле.– М.: ЛИНКА­ПРЕСС, 2006. 17.Реэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру. – М.: 2001  18.Ривкин   Е.Ю.,   Организация   туристической   работы   со   школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001.  19.Толченов О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.М.:Владос,2001. 20.Торгашов   В.Н.   В   эфире   новости:   Праздники.   Конкурсы.   Забавы.   Педагогическое   Путешествия.   Советы. Викторины. обществоРоссии,2001.   Игры.   М.: 21.Шерер,   И.О.,   Григорьева   М.И.   Культурологическое   развитие   детей.   – Н.:2003. 22.Шмаков С.А. Игры­шутки, игры­минутки. ­ М., 1993. 23.Шмаков   С.А.   Каникулы:   Прикладная   энциклопедия:   учителю, воспитателю, вожатому. ­ М., 1994.  24.Шмаков,   С.А.   Нетрадиционные   праздники   в   школе.–   М.:   Новая   школа, 1997. 23

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания

Программа организации воспитательной и оздоровительной работы летнего лагеря дневного пребывания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018