Программа по астрономии 10 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе - Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Образовательной программы среднего общего образования по ФГОС МОУ «Губинская СОШ» Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2019 годы (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 01.09. 2014 года № 63/40); - Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ по ФГОС СОО учебных предметов (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 27.06.2016 №71/3); - Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10-11 класс «Просвещение» 2017г. - Учебного плана МОУ «Губинская СОШ» (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 27.06.2016 №71/2) на 2017-2018 учебный год;
Иконка файла материала программа по астрономии.docx
Вступительная часть Рабочая программа по астрономии  для 10 класса составлена на основе    ­   Федерального   закона   от   29.12.2012г.   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»; ­ Образовательной программы среднего  общего образования по ФГОС МОУ «Губинская   СОШ»   Воскресенского   муниципального   района   Московской области на 2014­2019 годы (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 01.09. 2014 года  №  63/40); ­ Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ   по   ФГОС   СОО   учебных   предметов   (Приказ   МОУ   «Губинская СОШ» от 27.06.2016  №71/3); ­   Программы   курса   астрономии   для   10—11   классов   общеобразовательных учреждений   (автор   В.М.   Чаругин).     Методическое   пособие.   10­11   класс «Просвещение»  2017г. ­ Учебного плана МОУ «Губинская СОШ» (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 27.06.2016  №71/2) на 2017­2018 учебный год; Рабочая   программа   ориентирована   на   использование     линии   учебно­ методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника  «Астрономия» для 10–11  классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина, издательства «Прсвещение» 2017г. Данный учебный предмет в МОУ «Губинская СОШ» относится к элективным курсам  учебного плана школы. Программа предусматривает изучение астрономии на базовом уровне. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).  Программой предусмотрено 7зачетов.ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» По окончании 10 класса учащиеся должны знать и уметь:   Представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Знать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые   удалённые   уголки   Вселенной   и   не   только   увидеть   небесные   тела   в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно­волновых телескопов.   Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни   общества   и   история   их   научного   объяснения.   Как   на   основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.   Знать,   как   благодаря   развитию   астрономии   люди   перешли   от представления   геоцентрической   системы   мира   к   революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были   открыты   законы,   управляющие   движением   планет,   и   позднее,   закон всемирного тяготения.   Уметь на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Знать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.   Знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет   земной   группы   и   планет­гигантов   и   об   исследованиях   астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.   Уметь   получать   представление   о   методах   астрофизических исследований   и   законах   физики,   которые   используются   для   изучения физически свойств небесных тел.   Знать   природу   Солнца   и   его   активности,   как   солнечная   активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать   внутреннее   строение   Солнца   и   как   наблюдения   за   потоками нейтрино   от   Солнца   помогли   заглянуть   в   центр   Солнца   и   знать   о термоядерном источнике энергии.Уметь получать представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и  Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между   собой,   о   внутреннем   строении   звёзд   и   источниках   их   энергии;   о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Знать, как рождаются, живут и умирают звёзды.   Знать,   как   по   наблюдениям   пульсирующих   звёзд   цефеид   определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.   узнать как в звёздах  образуются тяжёлые химические элементы.   Знать,   как   устроена   наша   Галактика   —   Млечный   Путь,   как распределены   в   ней   рассеянные   и   шаровые   звёздные   скопления   и   облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось   проникнуть   через   толщу   межзвёздного   газа   и   пыли   в   центр Галактики,   увидеть   движение   звёзд   в   нём   вокруг   сверхмассивной   чёрной дыры.   Уметь получать представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях   активности   галактик   и   квазаров,   распределении   галактик   в пространстве   и   формировании   скоплений   и   ячеистой   структуры   их распределения.   Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить   за   развитием   представлений   о   конечности   и   бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.   Должен понять,  как  из  наблюдаемого красного  смещения в  спектрах далёких   галактик   пришли   к   выводу   о   нестационарности,   расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое   реликтовое   излучение   подтверждает   этот   важный   вывод современной космологии.   Знать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной   энергией   и   всемирной   силой   отталкивания,   противостоящей всемирной силе тяготения.   Знать   об   открытии   экзопланет   —   планет   около   других   звёзд   и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.   Должен   уметь   проводить   простейшие   астрономические   наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и   созвездий,   измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими  методами время, широту и долготу места   наблюдений,   измерять   диаметр   Солнца   и   измерять   солнечную активность и её зависимость от времени.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема Кол­во часов В том числе лаб.  зачет работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение Астрометрия Небесная механика Строение солнечной системы Астрофизика и звездная астрономия Млечный путь Галактика Строение и эволюция Вселенной Современные проблемы астрономии 1 5 3 7 7 3 3 2 3 Итого:  34 1 1 1 1 1 1 1СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (1 час) Введение в астрономию  Астрометрия (5 час)_ Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь. Небесная механика (3 час) Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты. Строение солнечной системы(7 час) Современные   представления   о   строении   и   составе   Солнечной   системе. Планета   Земля.Луна   и   ее   влияние   на   Землю.   Планеты   земной   группы. Планеты­гиганты.   Планеты­карлики.   Малые   тела   Солнечной   системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы. Астрофизика и звездная астрономия (7 час) Методы   астрофизических   исследований.   Солнце.   Внутреннее   строение     и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды.   Новые   и   сверхновые   звёзды.   Эволюция   звёзд:   рождение,   жизнь   и смерть звёзд. Млечный Путь (3 час.) Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути. Галактики (3 час) Классификация   галактик.   Активные   галактики   и   квазары.   Скопления галактик. Строение и эволюция Вселенной (2 час)Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Современные проблемы астрономии (3 час) Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной. Календарно ­ тематический план по ______астрономии___________________ (наименование учебного предмета) Номера уроков по порядк у № урока в разделе , теме на 2017 ­ 2018  учебный год. 10 класс Плановые сроки изучения учебного материала Скорректирован ные сроки изучения учебного материала Тема урока Введение (1 ч)1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 Введение в астрономию 7.09 Астрометрия (5 ч) Звёздное небо Небесные координаты Видимое движение планет и Солнца Движение Луны и затмения Время и календарь Небесная механика (3 ч) Система мира Законы Кеплера движения планет Космические скорости и межпланетные перелёты 14.09 21.09 28.09 5.10 12.10 19.10 26.10 9.11 Строение Солнечной системы (7 ч) Современные представления о строении и составе Солнечной системы Планета Земля Луна и её влияние на Землю Планеты земной группы Планеты­гиганты. Планеты­ карлики Малые тела Солнечной системы Современные представления о происхождении Солнечной системы 16.11 23.11 30.11 7.12 14.12 21.12 28.12 Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 1 2 3 1 2 Методы астрофизических 11.01 исследований Солнце Внутреннее строение и источник энергии Солнца Основные характеристики звёзд Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды Новые и сверхновые звёзды Эволюция звёзд Млечный путь (3 ч) Газ и пыль в Галактике Рассеянные и шаровые звёздные скопления 18.01 25.01 1.02 8.02 15.02 22.02 1.03 15.03 Сверхмассивная чёрная дыра в 22.03 центре Млечного Пути Галактики (3 ч) Классификация галактик Активные галактики и квазары 5.04 12.04 Скопления галактик Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная 19.04 Модель «горячей Вселенной» и 26.04 реликтовое излучение Современные проблемы астрономии (3 ч)32 33 34 1 2 3 Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия 3.05 Обнаружение планет возле 10.05 других звёзд Поиск жизни и разума во 17.05 Вселенной Итого часов В том числе: уроков повторения контрольных работ практических (лабораторных 34 0 0 ) работ 0 по программе выполнено