Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Образовательной программы среднего общего образования по ФГОС МОУ «Губинская СОШ» Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2019 годы (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 01.09. 2014 года № 63/40);
- Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ по ФГОС СОО учебных предметов (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 27.06.2016 №71/3);
- Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10-11 класс «Просвещение» 2017г.
- Учебного плана МОУ «Губинская СОШ» (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 27.06.2016 №71/2) на 2017-2018 учебный год;
Вступительная часть
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Образовательной программы среднего общего образования по ФГОС МОУ
«Губинская СОШ» Воскресенского муниципального района Московской
области на 20142019 годы (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 01.09. 2014
года № 63/40);
Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих
программ по ФГОС СОО учебных предметов (Приказ МОУ «Губинская
СОШ» от 27.06.2016 №71/3);
Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных
учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 1011 класс
«Просвещение» 2017г.
Учебного плана МОУ «Губинская СОШ» (Приказ МОУ «Губинская СОШ»
от 27.06.2016 №71/2) на 20172018 учебный год;
Рабочая программа ориентирована на использование линии учебно
методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника «Астрономия»
для 10–11 классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина,
издательства «Прсвещение» 2017г.
Данный учебный предмет в МОУ «Губинская СОШ» относится к элективным
курсам учебного плана школы.
Программа предусматривает изучение астрономии на базовом уровне.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено 7зачетов.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
По окончании 10 класса учащиеся должны знать и уметь:
Представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в
ней. Знать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в
самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в
недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но
и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью
нейтринных и гравитационноволновых телескопов.
Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их
интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в
жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе
астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
Знать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от
представления геоцентрической системы мира к революционным
представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней
были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон
всемирного тяготения.
Уметь на примере использования закона всемирного тяготения получить
представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются
траектории полётов космических аппаратов к планетам. Знать, как проявляет
себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию
этой системы в будущем.
Знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о
строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах
планет земной группы и планетгигантов и об исследованиях астероидов,
комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
Уметь получать представление о методах астрофизических
исследований и законах физики, которые используются для изучения
физически свойств небесных тел.
Знать природу Солнца и его активности, как солнечная активность
влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно
рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками
нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и знать о
термоядерном источнике энергии.Уметь получать представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и
Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь
между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о
необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр.
Знать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
Знать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять
расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и
кратных звёзд определяют их массы.
узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
Знать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как
распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака
межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах
удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр
Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной
дыры.
Уметь получать представление о различных типах галактик, узнать о
проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в
пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их
распределения.
Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом.
Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности
Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
Должен понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах
далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении
Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что
наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод
современной космологии.
Знать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с
тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей
всемирной силе тяготения.
Знать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и
современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с
ними.
Должен уметь проводить простейшие астрономические наблюдения,
ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и
Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу
места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную
активность и её зависимость от времени.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Колво
часов
В том числе
лаб.
зачет
работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение
Астрометрия
Небесная механика
Строение солнечной системы
Астрофизика и звездная астрономия
Млечный путь
Галактика
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
1
5
3
7
7
3
3
2
3
Итого:
34
1
1
1
1
1
1
1СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час)
Введение в астрономию
Астрометрия (5 час)_
Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца.
Движение Луны и затмения. Время и календарь.
Небесная механика (3 час)
Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и
межпланетные перелёты.
Строение солнечной системы(7 час)
Современные представления о строении и составе Солнечной системе.
Планета Земля.Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы.
Планетыгиганты. Планетыкарлики. Малые тела Солнечной системы.
Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Астрофизика и звездная астрономия (7 час)
Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и
источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики,
нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные
звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и
смерть звёзд.
Млечный Путь (3 час.)
Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути.
Галактики (3 час)
Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления
галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 час)Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.Модель
«горячей Вселенной» и реликтовое излучение.
Современные проблемы астрономии (3 час)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет
возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной.
Календарно тематический план
по ______астрономии___________________
(наименование учебного предмета)
Номера
уроков
по
порядк
у
№
урока
в
разделе
, теме
на 2017 2018 учебный год.
10 класс
Плановые
сроки
изучения
учебного
материала
Скорректирован
ные сроки
изучения
учебного
материала
Тема урока
Введение (1 ч)1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
1
2
3
4
5
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
Введение в астрономию
7.09
Астрометрия (5 ч)
Звёздное небо
Небесные координаты
Видимое движение планет и
Солнца
Движение Луны и затмения
Время и календарь
Небесная механика (3 ч)
Система мира
Законы Кеплера движения
планет
Космические скорости и
межпланетные перелёты
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
19.10
26.10
9.11
Строение Солнечной системы (7 ч)
Современные представления о
строении и составе Солнечной
системы
Планета Земля
Луна и её влияние на Землю
Планеты земной группы
Планетыгиганты. Планеты
карлики
Малые тела Солнечной
системы
Современные представления о
происхождении Солнечной
системы
16.11
23.11
30.11
7.12
14.12
21.12
28.12
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
1
2
3
1
2
Методы астрофизических
11.01
исследований
Солнце
Внутреннее строение и
источник энергии Солнца
Основные характеристики
звёзд
Белые карлики, нейтронные
звёзды, чёрные дыры. Двойные,
кратные и переменные звёзды
Новые и сверхновые звёзды
Эволюция звёзд
Млечный путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике
Рассеянные и шаровые
звёздные скопления
18.01
25.01
1.02
8.02
15.02
22.02
1.03
15.03
Сверхмассивная чёрная дыра в
22.03
центре Млечного Пути
Галактики (3 ч)
Классификация галактик
Активные галактики и квазары
5.04
12.04
Скопления галактик
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность
Вселенной. Расширяющаяся
Вселенная
19.04
Модель «горячей Вселенной» и
26.04
реликтовое излучение
Современные проблемы астрономии (3 ч)32
33
34
1
2
3
Ускоренное расширение
Вселенной и тёмная энергия
3.05
Обнаружение планет возле
10.05
других звёзд
Поиск жизни и разума во
17.05
Вселенной
Итого
часов
В том числе:
уроков
повторения
контрольных
работ
практических
(лабораторных
34
0
0
) работ
0
по
программе
выполнено