Программа составлена для учащихся 5-9 классов. Эта программа для дополнительного образования, чтобы учащиеся могли заниматься после уроков в спортивной секции. Там есть дополнительный материал для проведения разминки и самостоятельному занятию. В нём описывается методический материал и жесты судей для самостоятельного учения.
2018-19 программа по баскетболу проверенная.docx
МОУ «Скоробогатовская средняя школа»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Баскетбол»
Направленность программы физкультурноспортивная
Возраст учащихся с 10 до 14лет
Срок реализации 1 год
Разработчик:
Савзалиева Ирина Файзалиевна
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Сухоноска
2018
1 Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………....3
2. Учебный план. .……………………………………………………….9
3. Содержание учебного плана………………………………………….9
4. Календарный учебный график………………………………………13
5. Система формы контроля ………………………………………………...22
6. Методический материал………………………………………………24
7. Список литературы……………………………………………………30
8. Приложение…………………………………………………………….31
2 1. Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273ФЗ Об
Введение.
образовании в Российской Федерации.
Баскетбол может стать прекрасной школой, в которой учащиеся могут
научиться, как идти на компромисс, как упорствовать в своих усилиях, как
сохранять настойчивость в самых сложных ситуациях. Дети и подростки
могут научиться личной ответственности за успех группы, работать как
единая команда. И более того, они должны научиться принимать победы и
поражения, как составную часть их роста, не позволяя результатам
останавливать их на пути к поставленной цели. Помимо ценностей,
упоминавшихся выше, баскетбол может помогать молодым игрокам, а в
будущем взрослым, приобретать психологические качества, которые могут
оказаться очень полезными, не только в баскетболе, но и вообще в жизни.
Развитие этих качеств может стать также частью общего развития ребенка или
подростка, занимающегося спортом.
В соответствии с концепцией развития дополнительного образования
детей на современном этапе содержание дополнительных образовательных
программ ориентировано на:
Создание необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях
физической культурой и спортом;
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся.
Направленность программы является физкультурноспортивной и по
содержанию отличается от примерных и типовых программ:
содействие гармоничному физическому и психическому развитию,
разносторонней физической подготовке,
укреплению здоровья занимающихся;
3 обучение технике и тактике игры в баскетбол;
улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие,
повышение уровня физической подготовленности,
профилактика вредных привычек и правонарушений.
Новизна программы.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки
занимающихся в секции является не только техникотактическая подготовка
юных баскетболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на
более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется
кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.
Актуальность.
Программа «Баскетбол» актуальна в связи с тем, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные
требования в процессе обучения. Она дает возможность заниматься
баскетболом юношам и девушкам совместно в смешанных группах, а также
уделяет внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни,
всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Педагогическая целесообразность программы.
Баскетбол, как и многие другие виды спорта, требует постепенного перехода
от простого к сложному.
Данная программа позволяет планомерно работать с детьми разного
возраста и пола, объединяя их по физическим данным и подготовленности.
Занятия баскетболом позволяют решить проблему занятости у детей
свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
Практика показывает эффективность ранней подготовки юных
баскетболистов для формирования полноценного коллектива
единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Программа
«Баскетбол»
модифицированной.
Соответствует требованиям, изложенным в письме Министерства
образования и накуи России от 11.12.2006. № 061844 «О примерных
требованиях к программам ДОД», Приакза Министерства образования и
науки РФ от 29.08.2013. №1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014. №41 «Об
образовании СанПин 2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиолгические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций ДОД»
Цель программы – создание условий для полноценного физического
развития и укрепления здоровья обучающихся посредством приобщения к
регулярным занятиям баскетболом.
Постановление
является
4 Задачи:
Образовательные:
познакомить обучающихся с баскетболом, правилами игры, техникой,
тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
углубить и дополнить знания, умения и навыки, получаемые детьми на уроках
сформировать устойчивые практические навыки по укреплению здоровья и
физкультуры;
закаливанию организма.
Развивающие:
ребенка;
расширить кругозор детей.
развить волевые качества обучающихся;
развить специальные двигательные навыки и психологические качества
Воспитательные:
формировать дружный,
сплоченный коллектив,
поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
способный решать
воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и
сопернику.
привить любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи обучающихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
Отличие особенности данной дополнительной программы от уже
существующих образовательных программ.
Программа рассчитана на более полное изучение, закрепление,
совершенствование полученных школьных навыков и расширенное освоение.
1. Общие основы баскетбола.
2. Изучение и обучение основам техники баскетбола.
3. Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в баскетболе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
общеобразовательной программе – 1115 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения 36 часа.
Формы и режим занятий
5 Учебные занятия
1.Учебные занятия
Групповые
Индивидуальные
2.Тестирование
3.Теоретические занятия
4.Товарищеские игры
Внеучебные мероприятия
1.Соревнования
2.Летний спортивнооздоровительный
лагерь с дневным пребыванием
3.Домашнее задание
4.Просмотр соревнований
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому
часу. Продолжительность занятия 45 минут. Средняя наполняемость групп –
13 человек.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате освоения содержания образовательной программы по
баскетболу, занимающиеся должны достигнуть следующего уровня развития.
Предметные результаты.
Учащиеся будут знать:
роль и значение баскетбола в физическом и психологическом развитии
человека;
особенности функционирования основных органов и структур организма во
время занятий баскетболом;
особенности планирования индивидуальных занятий баскетболом и контроль
за их эффективностью;
особенности развития физических способностей на занятиях баскетболом;
культуры поведения и взаимодействия вовремя групповых занятий и
соревнований;
использование спортивного инвентаря на занятиях футболом;
Учащиеся научатся:
технике и тактике игры в баскетбол;
составлять индивидуальные комплексы занятий баскетболом;
Метапредметные результаты.
6 Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности.
Регулятивные УУД
У учащихся сформированы действия:
по организации и проведению самостоятельных форм занятий физическими
упражнениями;
по самоконтроль за индивидуальным физическим развитием и физической
подготовленностью, физической работоспособностью;
определять дозировку физической нагрузки и направленность воздействий
физических упражнений.
определять уровни индивидуального физического развития и двигательной
подготовленности;
Коммуникативные УУД
У учащихся сформированы действия:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
работать в группе, управлять поведением партнера;
обращаться за помощью;
формировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками;
доброжелательное отношение к сверстникам;
стремление прислушиваться к мнению других;
7 внутренняя мотивация поведения учащегося, способного к самоконтролю и
имеющего чувство личного достоинства;
ответственное отношение к организации тренировочной и соревновательной
деятельности;
Способы определения результативности.
Оценка результативности эффективности программы происходит в
течение реализации всей программы, выполнением занимающимися
контрольных нормативов, участием в соревнованиях.
Время проведения
В начале учебного года
В конце учебного года или
курса обучения
Виды контроля
Цель проведения
Входящая аттестация
Определение уровня развития
детей, их физических и
технических способностей
В конце учебного года аттестация
Определение степени усвоения
обучающимися
учебного
материала, уровня их физических
и технических способностей.
Получение
для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.
сведений
Форма контроля
Беседа
Тестирование,
соревнование
Руководитель должен следить за развитием у занимающихся физических
качеств, а также за уровнем их технической подготовки. Для этого не менее 1
раза в год проводятся испытания по контрольным нормативам и выявляется
уровень физической подготовленности занимающихся.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной
общеобразовательной программы это итоговое тестирование, контрольное
соревнование.
8 Учебный план
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Основы знаний
Специальная подготовка техническая
Специальная подготовка тактическая
О Ф П
Соревнования
1
2
3
4
5
Итого:
2
11
15
6
2
36
2
2
Содержание учебного плана:
Теория(2 часа).
Правила игры. Жесты судей.
Техническая подготовка(11часов).
9
_
11
15
6
2
34 Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.
Повороты без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке
боком, спиной вперёд, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча.
Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с
изменением направления. Ведение с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча.
Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной
рукой от плеча, двумя – от груди, с отскоком от пола, двумя – от головы. Скрытые
передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным и
активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча.
Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два
шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке.
Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения.
Освоение индивидуальных защитных действий.
Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1:1), (1:2). Защитные
действия против игрока с мячом и без мяча.
Закрепление техники и развитие координационных способностей.
Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (15 часов).
Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. Позиционное нападение в игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1), (3:2).
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в
защите и нападение через заслон. Личная защита. Двусторонняя игра.
Общефизическая подготовка (6 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых,
выносливости, координации, скоростносиловых.
Легкоатлетические упражнения.
Бег с ускорениями до 20 м. Низкий старт и стартовый разгон до 60 м. Повторный бег 23 X
2030 м; 23 X 3040 м. Бег 60 м с низкого старта, 100 м. Эстафетный бег с этапами до 40
м. Бег спрепятствиям от 60 до 100 м (количество препятствий – от 4 до 10, в качестве
препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы). Прыжки в
длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики, юноши).
10 Подвижные игры:
«Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с
бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка»,
«Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета с
прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч
ловцу», «Перетягивание каната».
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с
максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15……….30 м, с постоянным изменением
исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии;
сидя, лёжа на спине, на живите в различных положениях к стартовой линии; то же, но
перемещение приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнёром,
вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнёром за
овладение мячом.
Бег с остановками и резким изменением направления. Челночный бег на 5, 8, 10 м (с
общим пробеганием за одну попытку 25 – 35 м) Челночный бег, отрезки пробегаются
лицом, спиной вперёд, правым, левым боком, приставными шагами. То же, с набивными
мячами в руках (массой от 3 до 6 кг), с поясом – отягощением или в куртке с весом. Бег с
изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. Бег
в колонну по одному – по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется
определённое задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа
передвижения, поворот на 360 0 прыжком вверх, имитация передачи и т. д. То же, но
занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий.
Упражнения для воспитания скоростносиловых качеств.
Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием
одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Выпрыгивание из
исходного положения, стоя толчковой ногой на опоре 50 – 60 см, как без отягощения, так
и с различными отягощениями (10 – 20 кг). Спрыгивание с возвышения 40 – 60 см с
последующим прыжком через планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием
вверх), установленную в доступном месте, то же но с разбега 7 шагов. Подпрыгивание на
месте в яме с песком как на одной, так и на двух ногах, по 5 – 8 отталкиваний в серии.
Прыжки по наклонной плоскости выполняются на двух, одной ноге (правая, левая) под
гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Прыжки по ступенькам с максимальной
скоростью. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки через барьер толчком одной и
двух ног. Выпрыгивание на гимнастические маты (с постепенным увеличением высоты).
Прыжки с места вперёдвверх, назадвверх, вправовверх, влевовверх, отталкиваясь одной
и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствия.
Упражнения с отягощениями.
Упражнения с набивными мячами (25 кг); передачи различными способами одной и двумя
руками с места и в прыжке (2050 раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами. (50
100 м).
Соревнования (2 часов)
Принять участие в соревнованиях.
11 12 Срок
прохождения
программы
Скоррек
тированные
сроки
прохождения
программы
Календарно – тематическое планирование
Учебнотематический план на 20182019 учебный год
№ Наименование
Тема занятия
раздела
программы
Теория
История
баскетбола.
Правило Т/Б на
занятиях
секции.
Техническая
подготовка.
Техника
передвижений,
ведения,
передач,
бросков.
1
2
Кол
во
часов
1
2
Элементы содержания
Требования к
Форма
уровню
подготовленности
обучающихся
Знать историю
баскетбола, знать
правило игры в
баскетбол.
Уметь выполнять
технические
приёмы.
Беседа
показ, игра,
учебно
тренировочные
занятия
Уметь выполнять
технические
приёмы.
показ, игра,
учебно
тренировочные
занятия
.
Развитие баскетбола.
Правило игры в
баскетбол.
Стойка игрока.
Перемещение в стойке
боком, лицом. Ведение
мяча правой и левой
рукой на месте. Ловля и
передача мяча в парах на
месте. Бросок мяча
одной рукой от плеча с
места. Подвижные игры.
Остановка двумя шагами
и прыжком. Ведение
мяча с разной высотой
отскока. Ловля и
передача мяча в парах,
тройках на месте, в
движении. Бросок одной
рукой от плеча с места и
в движении. Подвижные
игры.
13 3
ОФП
Развитие
двигательных
качеств.
4
Тактическая
подготовка.
Тактика
нападения
2
2
5
Техническая
подготовка.
Техника
передвижений,
3
ведение,
передач,
бросков.
Пробегание отрезков 40,
60, 100, 200 м. Кросс
1000 м.
Уметь выполнять
беговые
упражнения.
рассказ, показ
Стартовые рывки с
места. Повторные рывки
на максимальной
скорости на отрезках до
20 метров. Ускорение из
различных исходных
положений. Пробегание
отрезков: 40,60,100, 200
м. Кросс 1000 м.
Тактика свободного
нападения. Позиционное
нападения(5:0) без
смены мест.
Тактика свободного
нападения. Позиционное
нападения(5:0) без
смены мест. Нападение
через заслон.
Остановка двумя шагами
и прыжком. Ведение
мяча с разной высотой
отскока. Передача мяча
одной рукой от плеча,
двумя руками от груди,
с отскоком от пола в
парах на месте. Бросок
14
Уметь выполнять
беговые
упражнения.
Умение выполнять
тактические
действия.
Умение выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра, учебно
тренировочные
занятия
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
технические
приёмы.
рассказ, показ,
игра
учебно
тренировочные
занятия мяча после ведения два
шага. Подвижные игры.
Ведения мяча с
изменением
направления. Передача
мяча одной рукой от
плеча, двумя руками от
груди, с отскоком от
пола в тройках. Бросок
мяча после ведения два
шага. Подвижные игры.
Игра в минибаскетбол.
Перемещение в стойке
боком спиной вперёд.
Ведение мяча правой и
левой рукой в движении.
Ловля и передача мяча в
парах в движении.
Бросок мяча одной
рукой от плеча в
движении. Подвижные
игры.
Тактика свободного
нападения. Позиционное
нападение (5:0) со
сменой мест.
Ведение и передача мяча
в движении с пассивным
сопротивлением. Бросок
одной рукой от плеча в
движении и со средней
дистанции. Игра в мини
15
Уметь выполнять
технические
приёмы.
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
технические
приёмы
рассказ, показ,
игра
Умение выполнять
тактические
действия.
Умение выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
рассказ, показ,
игра
6
Тактическая
подготовка.
Тактика
нападения
2 7
ОФП
Развитие
двигательных
качеств.
8
9
Теория.
Тактическая
подготовка
Правило
соревнования.
Тактика
нападения
1
1
3
баскетбол.
Опорные и простые
прыжки с мостика или
трамплина. Метание
мячей в движущуюся
цель с места и в
движении. Серийные
прыжки с доставанием
подвешенных
предметов. Прыжки в
глубину с последующим
выпрыгиванием вверх.
Уметь выполнять
прыжковые
упражнения.
рассказ, показ
Жесты судей.
Знать правило игры.
рассказ, показ
Тактика свободного
нападения. Позиционное
нападения (5:0) со
сменой мест.
Нападение быстрым
прорывом (1:0), (2:1).
Взаимодействие двух
игроков «Отдай мяч и
выйди».
Нападение быстрым
прорывом (1:0), (2:1).
Взаимодействие двух
игроков «Отдай мяч и
выйди».
Умение выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
Умение выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
рассказ, показ,
игра
Изучение. Стартовые
Уметь выполнять
рассказ, показ
16 10
ОФП
Развитие
двигательных
качеств.
11
Тактическая
подготовка
Тактика
нападения
2
3
рывки с места.
Повторные рывки на
максимальной скорости
на отрезках до 15 м.
Ускорение из различных
положений.
Совершенствование.
Стартовые рывки с
места. Повторные рывки
на максимальной
скорости на отрезках до
15 м. Ускорение из
различных положений.
Бег со сменой
направления по
зрительному сигналу.
Тактика свободного
нападения. Позиционное
нападения (5:0) со
сменой мест.
Ведение пассивным
сопротивлением.
Передача мяча со
сменой мест, в
движении с
сопротивлением. Бросок
одной рукой от плеча в
движении. Игра в мини
баскетбол.
Изучение. Передача
мяча в движении с
пассивным
17
беговые
упражнения.
Уметь выполнять
беговые
упражнения.
рассказ, показ
Уметь выполнять
технико
тактические
действия в игре.
Уметь выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
Тактические
действия.
рассказ, показ,
игра 12
Техническая
подготовка
Техника
передвижений,
ведение,
передач,
бросков.
3
13
Соревнования
Участие в
соревнованиях
2
сопротивлением. Бросок
одной рукой от плеча со
средней дистанции.
Игра.
Изучение. Бросок одной
рукой от плеча со
средней дистанции.
Штрафной бросок.
Вырывание и выбивание
мяча. Игра в мини
баскетбол.
Изучение. Защитные
действия. 1*1. Передача
и ведение мяча с
пассивным
сопротивлением
защитника. Игра в
баскетбол.
Сочетание приёмов:
ведение передача –
бросок в движении.
Обманные движения.
Штрафной бросок. Игра
в баскетбол
Игра.
Совершенствование
тактических и
технических приёмов в
соревнованиях.
Игра.
Совершенствование
тактических и
18
Уметь выполнять
технические
приёмы.
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
технические
приёмы.
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
технические
приёмы.
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
тактические
действия
в игре.
Уметь выполнять
тактические
действия в игре.
игра
игра 14
ОФП
Развитие
двигательных
качеств
1
15
Тактическая
подготовка
Тактика защиты
3
16
Техническая
подготовка
Техника
передвижений,
ведение,
передач,
бросков.
3
технических приёмов в
соревнованиях.
Опорные и простые
прыжки. Серийные
прыжки с доставанием.
Челночный бег.
Подвижные игры.
Защитные действия (1:1),
(1:2). Защитные действия
против игрока с мячом.
Подстраховка.
Совершенствование.
Защитные действия (1:1),
(1:2). Защитные действия
против игрока с мячом.
Подстраховка.
Защитные действия.
(1:1), (1:2). Защитные
действия против игрока
с мячом и без мяча.
Командные защитные
действия.
Ловля и передача мяча в
парах, тройках на месте.
Бросок мяча после
ведения два шага.
Бросок после остановки.
Учебная игра.
Ловля и передача мяча в
парах, тройках в
движении. Бросок мяча
после ловли и ведения.
19
Уметь выполнять
прыжковые
упражнения.
Уметь выполнять
тактические
действия.
Уметь выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ
рассказ, показ,
игра
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра Бросок одной рукой от
плеча со средней
дистанции. Учебная
игра.
Ловля и передача мяча в
парах, тройках в
движении. Бросок мяча
после ловли и ведения.
Бросок одной рукой от
плеча со средней
дистанции. Учебная
игра.
Защитные действия (1:1),
(1:2). Командные
защитные действия.
Персональная опека
игрока.
Защитные действия (1:1),
(1:2). Командные
защитные действия.
Персональная опека
игрока.
Уметь выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
Уметь выполнять
тактические
действия.
рассказ, показ,
игра
17
Тактическая
подготовка
Тактика защиты
2
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Щиты с кольцами.
2. Стойки для обводки.
20 3. Гимнастическая стенка.
4. Гимнастические скамейки.
5. Гимнастические маты.
6. Скакалки.
7. Мячи набивные различной массы.
8. Мячи баскетбольные.
9. Насос ручной со штуцером.
10.Спортивный зал.
11.Спортивная баскетбольная площадка.
Список литературы.
Список литературы для педагога:
1. Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г.
2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
3. Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов М., ФиС, 1967, 1972.
4. Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И., Физическая подготовка юных баскетболистов Минск, 1970.
5. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения М., ФиС, 1999.
6. Линдеберг Ф. Баскетбол игра и обучение М., ФиС, 1971, 1972.
7. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.
8. Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
9. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений М., ФиС, 1973
10.Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов М., ФиС, 1967.
11.Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002г
12.Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста М., ФиС, 1981, 1985.
21 Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.
2. Гатмен Б. и Финнеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ.
2007г.
3. Гомельский Е. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
4. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения..М. АСТ. 2006г.
5. Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
6. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
7. Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол книга для учащихся Киев, Радянська школа, 1989.
8.instersport.topbb.ru
9.russiabasket.ru
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
22
Приложение 1 Умение и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных и районных соревнованиях, в организации и проведении
судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год
(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:
Нормативы технической подготовки.
Оценка
Штрафные
броски
Броски
с дистанции
Скоростная
техника
Передачи
мяча в стену
на скорость
10
8
7
5
4
3
2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).
9
7
5
20
23
25
18
16
12
Штрафные
броски:выполняются
последовательно по 2 броска в каждое
кольцо. После первого броска мяч подаёт
игроку его партнёр, после второго броска
игрок сам подбирает мяч, ведёт его к
противоположному кольцу и там выполняет
Броски с дистанции: выполняются последовательно от десяти равноудалённых точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются
симметрично по обе стороны защиты на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под
углами 450 и 900 к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки 3секундной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в
кольцо, следует вы
23 полнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадёт в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит
упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадёт в кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость.Встать на расстоянии 2 3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди
в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Общефизическая подготовка
Нормативы технической подготовки.
Оценка
Прыжок в длину
с места
Челночный бег
66,4 м
Бег 30 м
5
4
3
190
180
170
6.2
6.5
6.7
4.9
5.2
5.4
Бег
1000 м
4.10.0
4.20.0
4.30.0
Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш – с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного
броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до
противоположной линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Проверка знаний правил судействаосуществляется путём привлечения учащихся к судейству внутришкольных соревнований в качестве судей
в поле (3й год обучения), судей на протоколе (2й год обучения).
Участие в соревнованиях. Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 45 матчевых встреч.
24 Приложение 2
Методический материал
Описание тестов.
Техническая подготовка.
1. Передвижение.
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается
спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной
линии выполняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется
общее время (с). Для всех групп одинаковое задание.
Инвентарь: 3 стойки.
старт
финиш
2. Скоростное ведение
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра дриблер начинает ведение левой
рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на
правую руку, проходит внутри ворот и т. д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен
выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок
выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2х шагах (правой рукой). После
броска игрок снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет
правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок
в движении на 2х шагах левой рукой.
Инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч.
Общеметодические указания (ОМУ):
1) для ГНП
25 перевод выполняется с руки на руку,
задание выполняется 2 дистанции (4 броска);
2) для УТГ
перевод выполняется с руки на руку под ногой,
задание выполняется 3 дистанции (6 бросков);
Фиксируется общее время и общее количество заброшенных мячей. В протокол записывается
время, за каждый мяч отнимается 1 с. [Пр. 25 м + 4 поп. = 21 м].
финиш
3. Передачи мяча
Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передач} в щит, снимает мяч в
высшей точке и передает его помощнику № 1 левой рукой и начинает движение к
противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику № 2 левой рукой
и т. д.
После передачи от помощника № 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой
мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой.
ОМУ:
1) для ГНП
передачи выполняются одной рукой от плеча
задание выполняется 2 дистанции (4 броска)
2) для УТГ
передачи выполняются об пол
задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)
Фиксируется общее время выполнения и количество попаданий.
В протокол записывается время, за каждый забитый мяч отнимается 1 с.
[ Пр. 30 м + 2 поп. = 28 м.].
Инвентарь: 1 баскетбольный мяч
4. Броски с дистанции.
26 Для ГНП
Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 раза туда и обратно.
Фиксируется количество попаданий.
Для УТГ
Игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. С каждой точки: первый в трехочковой зоне,
второй в двухочковой. На выполнение задания дается 2 мин.
Фиксируется количество бросков и очков.
Физическая подготовка.
L Прыжок в длину с места.
Из исходного положения стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой
чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.
2. Прыжок с доставанием.
Используется для определения скоростносиловых качеств. Игрок располагается под
щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более
высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетбольном щите. В
зачет идет лучший результат из трех попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по
разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на
носочках.
3. Бег 40 с.
Из положения высокого старта по сигналу арбитра выполняются рывки от лицевой до
лицевой линии в течение 40 с. По окончании времени фиксируется количество пройденных
дистанций.
4. Бег 300 м, 600 м, 1000 м.
Общая физическая подготовка.
1. Прыжок в длину с места.
2. Высота прыжка.
3. Бег 20 м.
4. Бег 40 с.
5. Бег 300 м. (600 м., 1000 м.).
1. Передвижение.
2. Скоростное ведение.
3. Передачи мяча.
4. Дистанционные броски.
Техническая подготовка.
27 5. Штрафные броски.
28 Теоретический тест
1.
Главная цель игры в баскетбол? Забить мяч в кольцо соперника
2. По сколько человек от каждой команды может одновременно находиться на игровой
площадке? 5 человек
а) 7 человек б) 5 человек
в) 10 человек г) 6 человек
3. Из скольких периодов состоит игра в баскетбол? Из 4
а) 3 периода б) 5 периодов
в) 4 периода г) 1 период
4. Сколько времени длится один период игры в баскетбол? 10 минут
а) 10 минут б) 15 минут
в) 13 минут г) 20 минут
5. Сколько весит баскетбольный мяч? 600650
а) 500550 грамм б)700800 грамм
в)300400 грамм г) 600650 грамм
6. Какова стандартная высота установки баскетбольной корзины? 3,05
а) 3,05 метра б) 2,50 метра
в) 4 метра г) 4,25 метра
7. Как начинается игра в баскетболе? С подбрасывания мяча судьей
а) с выхода команд на игровую площадку
б) с подбрасывания мяча судьей
в) со свистка арбитра
г) с гимна России
8. Сколько шагов можно сделать с мячом в руках, не ударяя его об пол. 2 шага
а) 2 шага б) 3 шага
в) 4 шага г) 5 шагов
29 9. Сколько времени отводится на атаку одной команде. 24 секунды
а) 10 секунд б) 15 секунд
в) 20 секунд г) 24 секунды
10. За сколько время мяч нужно перевести со своей половины поля на чужую. 8 секунд
а) 10 секунд б) 5 секунд
в) 8 секунд г) 7 секунд
11. За сколько времени мяч должен покинуть руки баскетболиста при вбрасывании или во
время выполнения штрафного броска. 5 секунд
а) 5 секунд б) 3 секунды
в) 6 секунд г) 10 секунд
12. Сколько времени может находиться игрок под кольцом соперника. 3 секунды
а) 2 секунды б) 3 секунды
в) 4 секунды г) 5 секунд
13. Как называется нарушение в баскетболе, когда игрок, который контролирует мяч,
совершает сверх ограничений перемещений ног, установленного правилами. Пробежка
а) прогулка б) офсайд
в) фол г) пробежка
14. Сколько очков дают в баскетболе за попадание в корзину при броске со средней или
близкой дистанции? 2
а) 2 очка б) 3 очка
в) 1 очко г) 5 очков
15. Сколько очков дают в баскетболе при выполнении штрафного броска. 1 очко
а) 3 очка б) 2 очка
в) 1 очко г) 4 очка
16. Сколько очков дается команде за бросок в корзину изза трёх очковой линии на
расстоянии 6 м 25 см. 3 очка
а) 4 очка б) 2 очка
30 в) 1 очко г) 3 очка
17. Сколько времени отводится на штрафной бросок? Пять секунд.
а) 5 секунд б) 8 секунд
в) 10 секунд г) 3 секунды
18. Как называется ситуация в игре, когда мяч находится за пределами игровой площадки.
Аут
а) аут б) положение вне игры
в) вбрасывание г) фол
19. Сколько замен можно сделать в команде за одну игру в баскетбол? Не ограничено
а) три б) пять
в) не разрешены замены г) не ограничено
20. Что назначают игроку, допустившему нарушение. Фол
а) красную карточку б) желтую карточку
в) фол г) замечание от судьи
31 Приложение 3
Воспитательная работа.
Личностное развитие детей одна из основных задач дополнительного образования.
Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности
выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в школе состоит в том, что тренерпреподаватель
может проводить ее во время учебнотренировочных занятий и дополнительно на
тренировочных сборах и в спортивнооздоровительных лагерях, где используется и
свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки учитель формирует у
занимающихся прежде всего патриотизм,
нравственные качества (честность,
доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в
сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
•
•
•
•
•
• наставничество
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация учебнотренировочного процесса;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
спортсменов.
опытных
Основные воспитательные мероприятия:
просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
•
• регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
•
•
•
тематические диспуты и беседы;
трудовые сборы и субботники;
оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме
воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное
внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно
сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в
баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и
зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на
достижение победы, но и на проявление в поединке моральноволевых качеств. Соревно
вания могут быть средством контроля над успешностью воспитательной работы в команде.
Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер
может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
32 Приложение 4
«Азбука» баскетбола.
1. Атака – продвижение нападающих к щиту соперников с целью забросить мяч в
кольцо. Быстрая атака.
2. Блокировка – нарушение правил, препятствие продвижению «противника», не
владеющего мячом.
3. Бросок – действия игрока, направленное на попадание мячом в кольцо соперника.
4. Штрафной бросок – бросок в кольцо, назначенный за техническую или персональную
ошибку соперников. Выполняется с линии штрафного броска без помехи соперников.
5. Вбрасывание – введение мяча в игру после его выхода за пределы площадки или после
попадания его в кольцо.
6. Введение мяча – продвижение игрока с мячом, ударяя его в пол одной или
поочередно двумя руками.
7. Заслон – разрешены противодействие сопернику при его выхода на более выгодную
позицию или для получения мяча.
8. Защита:
организованное противодействие атаке соперника, стремление не допустить
бросок мяча в свое кольцо;
зонная – обороняющиеся игроки опекают определенную часть области штрафного
броска;
личная защита (персональная) – игрок, обороняющейся команды опекает
определенного игрока соперника.
9. Защитник – термин имеет 2 значения – так называют всякого игрока защищающейся
команды и разыгрывающих.
10. Зона. Зоной называют части площадки:
тыловая зона – половина площадки, на которой находится защищаемое
командой кольцо;
передовая зона – половина площадки, защищаемая командой соперников;
11. Игрок – всякий участник игры или член команды (в том числе запасной игрок).
Центровой игрок – самый высокий располагается в центре атаки, вблизи кольца
соперников.
12. Комбинация игровая – обусловленное взаимодействие игроков в нападении или
защите.
13. Линия – белая полоса шириной 5 см, которая входит в размер поля (лицевая, боковая,
линия штрафного броска, средняя линия, трехочковая линия).
14. Мяч (живой и мертвый мяч). Свободный мяч, спорный мяч.
15. Нападающий – первое значение (игрок команды, владеющий мячом); второе – игрок
высокого роста, играющий в нападении.
16. Нападение – система атаки (быстрый прорыв) и позиционное нападение.
33 17. Нога – опорная, т.е. которую игрок, владеющий мячом, не имеет права отрывать от
пола (площадки) не сделав пробежки.
18. Партнер – игрок своей команды.
19. Передача мяча – действие игрока, направленное на быстрое перемещение мяча к
другому игроку (прямая и скрытая передача).
20. Подстраховка – смещение защитника в сторону возможного прохода нападающего,
опекаемого партнером.
21. Приемы игровые – передача, ловля, ведение, броски, проходы, борьба за отскочивший
мяч, опека соперника и др.
22. Пробежка или бег с мячом. Начиная ведение, игрок не имеет права оторвать осевую
ногу от пола до тех пор, пока не выпустит мяч из рук.
23. Проход – перемещение игрока без мяча или с мячом.
24. Соперник – игрок команды противника.
25. Стойка игрока – рациональная поза.
26. Таймаут – минутный перерыв в игре.
27. Точка – место на площадке, с которого на нападающий имеет наибольший процент
результативных бросков.
28. Финт – ложное или отвлекающее действие (цель – ввести соперника в заблуждение).
29. Фол – персональная ошибка при соприкосновении с игроком другой команды –
толчок, удар и т.п.
30. Штраф – синоним слова «фол».
31. Штрафной бросок – наказание за техническую или персональную ошибку (фол).
Бросок выполняется с линии штрафного броска.
Главное в баскетболе – результативный бросок, Именно в нем смысл и цель игры.
Элементы техники баскетбола.
1. Удержание мяча – выполняется двумя руками с широко расставленными пальцами.
2. Ловля мяча.
3. Передача мяча – передача мяча двумя руками от груди, передача двумя руками
снизу, одной рукой от плеча, одной рукой снизу, передача отскока от площадки.
4. Ведение мяча (дриблинг).
5. Отбор мяча – сначала выполняется не активно, но по мере улучшения «дриблинга»
все более агрессивно и настойчиво.
6. Остановки и повороты позволяют не потерять мяч при встрече с агрессивно
играющими соперниками.
Броски мяча в кольцо.
1. Мяч считается заброшенным, если он прошел в кольцо сверху (диаметр кольца 45
см, диаметр мяча 2425 см).
2. Каждый бросок по кольцу должен быть прицельным.
3. Установлено, что при бросках сбоку от кольца, вероятность попаданий выше.
4. Бросок двумя руками от груди (в настоящее время применяется не часто).
5. Бросок двумя руками сверху.
6. Бросок одной рукой от плеча.
7. Бросок одной рукой сверху.
8. Бросок «крюком».
Техника игры.
Техника игры – совокупность приемов, позволяющих наиболее успешно решать
конкретные соревновательные задачи.
1. Техника перемещений использует обычную ходьбу, бег, приставные шаги,
прыжки, остановки и перевороты.
34 Совершенствуя бег, необходимо помнить, что надо бегать быстро, лицом и спиной
вперед, изменять направление и скорость.
С этой целью необходимо постоянно использовать такие упражнения:
бег по прямой, с постоянным контролем за мягкостью;
бег на месте с переходом на бег по дистанции;
бег прыжками с ноги на ногу с переходом на обычный бег;
старты с пробеганием отрезков 1015 м, то же с ходу;
переход от обычного бега к ускоренному, ускорение по дуге с выходом на
прямую, ускорение по двум взаимным дугам по восьмерки – вправо, влево;
бег за лидером;
бег лицом вперед с переходом на бег спиной;
бег по ориентирам.
2. Приставные шаги – условия для хорошего маневрирования. Чаще применяются в
защите. Основное требование для перемещения приставными шагами – согнутые ноги и
мягкое подтягивание их друг к другу.
Распространенные ошибки – подпрыгивание вверх в момент подтягивания ног друг к
другу, скрещивание ног при подтягивании их друг к другу. Устранение ошибок: обращать
внимание на то, чтобы не выпрямлялись и сближались, а занимали позицию на ширине плеч.
3. Прыжки – используются для выполнения почти всех приемов. Они могут
выполняться за счет отталкивания одной и двумя ногами, с места и в движении.
Наиболее широкое применение получили прыжки, выполняемые толчком одной ногой
– в движении (броски, передачи и др.). Для выполнения прыжка данным способом,
последний шаг бега делается несколько шире. За счет этого толчковая нога ставится на
опору перекатом с пятки на носок. Баскетболист как бы подседает, создавая лучшие
условия для отталкивания. Другая нога выполняет активный мах вперед – вверх, а в
свободном полете отпускается к толчковой. Это способствует прекращению полета тела
вперед.
Совершенствуясь в прыжках, надо увеличивать высоту, улучшать координацию
движения в безопорном положении, что позволяет выполнять любые приемы.
Для этого можно выполнять такие упражнения: прыжки с места; вверх, вверх –
вперед, вверх – назад, вверх – в сторону. То же с поворотом на 90и 180 градусов;
многоскоки с акцентом на высоту и с доставанием предметов или соответствующих
ориентиров; прыжки в глубину с последующим прыжком в темпе вверх; впрыгивание на
высоту; прыжки через гимнастическую скамейку; прыжки с разбега толчком одной ногой.
Распространенные ошибки: отсутствует вертикальный взлет – тело продолжает
перемещаться вперед, потеря равновесия при приземлении или далеко от места толчка.
Устранение ошибок.
Обратить внимание на отталкивание или опускание маховой ноги внизу.
Приземляться следует на расставленные ноги, согнув их слегка в коленях.
4. Остановки позволяют мгновенно прекратить бег, в результате чего игрок получает
преимущество перед противником, преследующим его, и может выполнить нужный прием
без активной помехи.
Четкая мгновенная остановка зависит от последнего шага перед остановкой, который
должен быть шире предыдущих. Приземление после него выполняется на согнутую ногу
(опорная нога). Другая нога (маховая) ставится на ширину плеч вперед – в сторону.
Совершенствовать остановки можно, выполняя такие упражнения:
неоднократные остановки во время обычного бега или рывка в заранее
обусловленном месте;
то же, но после остановки выполняется рывок и снова остановка;
35 остановка после прыжков или ведения.
Распространенные ошибки: смещение опорной ноги с места первоначальной ее
постановкой; потеря равновесия.
Устранение ошибок: нога на опору встала выпрямленной, а не согнутой. Следить за
подседом. Вторым шагом ставить ногу вперед – в сторону, а не просто вперед. Удерживать
тело надо опорной ногой.
Повороты способствуют укрыванию мяча от противника, позволяют освободиться от
опеки. Движения игрока при поворотах сходны с движениями циркуля, только
баскетболист находится на согнутых ногах. Опорная нога на носке и не смещается со
своего места, другая нога выполняет шаги – выпады в любых направлениях.
Подводящие упражнения:
то же, но повороты выполняются по условным зрительным сигналам, сочетания
несколько поворотов в разной последовательности;
в кругах первый бежит по повороту и перед ним выполняет остановку и поворот
назад остается на месте второго, а тот продолжает упражнение дальше;
в двух колоннах – бег до определенного ориентира, остановка, поворот назад,
поворот вперед, продолжать бег;
в парах – один с мячом, другой в защите. Игрок с мячом выполняет повороты,
укрывая мяч от защитника. Задача защитника овладеть мячом;
ловля мяча от стены и с поворотом назад, ведение его до установленного
ориентира или броска.
1.
2. Владение мячом:
3. Ведение мяча:
Передвижения и стойки:
Техника нападения.
передвижение различными способами на максимальной скорости и сочетании с
прыжками и остановками;
сочетание различных способов перемещения, остановок, стоек с техническими
приемами нападения и тактических действиях при активном противодействии
противника.
ловля мяча;
передача мяча;
броски мяча (штрафной, со средних и дальних дистанций);
броски мяча в движении с двух и одного шага;
добивание мяча в корзину;
бросок в прыжке.
чередование различных способов ведения;
перевод мяча перед собой шагом;
аритмичное ведение мяча;
обводка с синхронным асинхронным ритмом движения руки с мячом и ног;
проход вдоль линии;
проход под кольцо.
Техника защиты.
передвижения;
овладение мячом (накрывание и отбивание мяча при броске, накрывание мяча
спереди и сзади, овладение мячом при розыгрыше и начальном броске);
36 блокировка при борьбе за мяч, отскочивший в различные зоны площадки
(ближнюю, среднюю, дальнюю);
стойка с выставленной вперед ногой;
стойка с расположением стоп параллельно;
выравнивание;
выбивание мяча;
накрывание;
перехват;
овладение мячом при остановке.
Изучение тактики игры.
Каждый игрок должен быть готов к получению мяча в любой момент, с тем, чтобы
использовать его для продолжения или завершения атаки. Успех зависит от умения
партнеров правильно взаимодействовать.
Тактика нападения.
В команде действия всех игроков соединяются в различные комбинации, задачей
которых являются создания условий для результативного броска или других действий
одного из партнеров. Активно должны действовать все пять игроков, а не только те,
которые непосредственно связаны взаимодействием с мячом. Каждый игрок должен
способствовать решению определенной задачи, находясь в конкретной ситуации. Если один
игрок непосредственно участвует во взаимодействиях с мячом, то все остальные должны
своими действиями оказать помощь в развитии атаки, приковывая внимание опекающих
защитников своими перемещениями и таким образом не позволяя им оказывать
взаимопомощь в защитных действия. Комбинации (заранее разученных взаимодействий) в
командной игре от этого имеют общие положения, которыми каждый игрок должен
руководствоваться в своих действиях.
Прежде всего, надо научиться выбирать свободное от опеки место и быть готовым в
любой момент получить мяч. Для этого нужно знать целесообразность применения тех или
иных приемов в данной конкретной части площадки и не мешать выполнению их другими
игроками.
Обязанности в нападении должны определяться так, чтобы три игрока все время были
готовыми занять положение ближе к щиту, постоянно угрожая корзине, а два других как
бы составляли вторую линию. В их задачу входит обеспечение передней линии мячом, а в
случае потери его – принятие противника на себя новых попыток атаки со стороны
противника. Успех выигрыша в конкретной сложившейся ситуации зависит от
индивидуальных и групповых действий, а также общей системы принятой командой игры.
Индивидуальные действия: действия без мяча должны быть всегда эффективными,
что зависит от грамотности игроков. Находясь без мяча, игрок должен либо привлечь к
себе внимание (сковать действия противников), либо освободиться от опеки и в нужный
момент и в нужном месте выйти для получения мяча.
Применяя любой способ освобождения от опеки, надо маскировать задуманные
действия финтами.
Нападающий, выбирая позицию на поле, должен руководствоваться следующими
соображениями:
держать опекающего в состоянии постоянного напряжения;
располагаться на поле так, чтобы защитник не имел возможности наблюдать
одновременно за подопечными и перемещениями мяча, это создаст условия при
которых он не может предусмотреть возможный маневр подопечного с тем, чтобы
успешно ему противодействовать;
37 выбирать место на пути следования игрока с мячом и никогда не находиться на
линии возможной передачи другому партнеру.
Действия с мячом.
Игрок должен стремиться:
создавать острые атакующие ситуации;
вести мяч только в тех случаях, когда имеется возможность быстро атаковать
корзину;
всегда стремиться отдать мяч свободному игроку;
не спешить с броском.
Групповые взаимодействия: (взаимодействия двух, трех игроков).
Наиболее типичными являются взаимодействия, организованные по принципу «отдай
мяч и выходи» и принципу оказания взаимопомощи (заслоны).
Подстраховка – прием, когда другой игрок оказывает помощь в держании
освободившегося игрока, как бы страхуя. Подстраховка имеет успех только в момент,
когда противник, обыгрывая защитника и еще не успев набрать дистанцию и скорость.
Переключение – прием смены подопечных, которая продолжается до прекращения
логической фазы игровой ситуации и имеется возможность без риска обменяться игроками
обратно (это целесообразно при плотной опеке).
Для совершенствования в индивидуальных и групповых взаимодействиях в защите
очень полезны упражнения 1 х 1, 2 х 2, 3 х 3.
Командные действия.
Основа успеха нападения в баскетболе – коллективные действия, направленные на то,
чтобы рационально создать одному из игроков удобное положение для атаки кольца.
Командные действия требуют четких организационных форм, взаимопонимания,
сыгранности, подчинения индивидуальных стремлений интересам всего коллектива.
Нападающая команда, состоящая из очень сильных игроков, но не умеющая грамотно
взаимодействовать редко может достичь победы над квалифицированным соперником.
В ходе тактических действий команда старается обеспечить:
частичный выход под щит соперника игрока с мячом;
беспрепятственный бросок со средней дистанции или трехочковый бросок с
дальней дистанции;
кратковременное численное превосходство;
превосходство нападающего над защитником в росте, атлетизме, быстроте,
координации;
превосходство нападающего над защитником в психологических качествах;
страховку тела против возможностей контратаки.
Каждый вид нападения имеет свои системы командных действий («быстрый прорыв»,
«эшелонированный прорыв», через центрового игрока», «без центрового игрока»).
Нападения против некоторых систем защиты:
нападение против зонной защиты;
нападение против личного прессинга;
нападение против зонного прессинга;
нападение против смешанной защиты.
Хорошо организованная защита не закрепляет успех, достигнутый нападением, но и
влияет на характер дальнейших действий команды (команда, имеющая надежную защиту,
Тактика защиты.
38 не боится идти на обострение игры, решительно использует броски со средних и дальних
дистанций, смело, настойчиво берется за отскок).
Перед защищающейся командой стоят задачи:
не дать сопернику сделать прицельный, беспрепятственный бросок в кольцо;
отобрать у соперника мяч и создать условия контратаки;
нарушить наигранные связи и взаимодействия между линиями и отдельными
игроками соперника;
не допустить быстрого перехода соперника в контратаку;
не дать сопернику выйти на позицию, удобную для атаки кольца;
воспрепятствовать передвижению соперника;
не дать сопернику прицельно бросить мяч в кольцо;
не допустить прохода соперника к щиту (особенно сильной правой стороны);
не допустить передачу мяча в опасном направлении (особенно центровому или
лидеру команды);
овладеть мячом.
Групповые действия в защите предусматривают взаимодействие двух – нескольких
игроков, групповой отбор мяча, взаимодействия в численном меньшинстве, борьба за
отскок.
Концентрированная защита организуется в двух системах: личной защите и зонной
защите (личной – опека персонального игрока, зонная защита – сосредоточение игроков
защищающейся команды вокруг области штрафного броска).
Рассредоточенная защита (сначала ой на дальних подступах к своему щиту, а затем –
личный прессинг).
Зонный прессинг – организация активной защиты на половине площадки «соперника».
При использовании любого варианта зонного прессинга важно соблюдать следующие
правила:
не допускать отрыва одной линии зонного прессинга от другой и не открывать
середину площадки;
не давать нападающему беспрепятственно выполнить длинную передачу вперед;
при групповом отборе мяча не нужно стремиться во чтобы то ни стало отнять или
выбить мяч из рук соперника (это повлечет за собой персональную ошибку);
не оставлять мяч у себя за спиной.
39 Приложение 5
Физическая подготовка
Общеподготовительные упражнения.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция.
Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и
разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю,
повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости
движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в
основной стойке, на коленях, сидя, лежа) сгибание и разгибание рук, вращения, махи,
отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во
время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах;
приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом
направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных
исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и
разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны
туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и
согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в
положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного
положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной
скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми
амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса:
подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление
веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату,
40 шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными
мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м
со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за
лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать
партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой
амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения
ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной
вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов
(вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и
круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног.
Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в
стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня.
Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на
гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с
гор. Жонглирование двумятремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и
неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием,
перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких
предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра
в минифутбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростносиловых качеств. Прыжки в высоту через
препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах.
Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и
прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями
с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с
бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые
упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный
на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км.
Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных
групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками
с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время:
баскетбол, минифутбол (для мальчиков и девочек). Маршбросок. Туристические
походы.
Специальноподготовительные упражнения.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки
на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной
вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно
воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за
овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со
сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег
41 на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с
последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги
на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при
определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без
подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и
сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с
отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями.
Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой
рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте.
Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер.
Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок
руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, тен
нисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом),
гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение
лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного,
хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 15 кг) на
точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание
палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в
прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность
попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность
попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке
с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного
мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в
ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с
попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся
цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута)
после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с
подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета
(сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку;
ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием
препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук.
Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные
упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной
интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной
постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров
в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 23 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения
упражнений в беге, прыжках, техникотактических упражнениях с различной
интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с
удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно.
Круговая тренировка (скоростносиловая, специальная).
Приложение 6
42 Теоретическая подготовка.
Темы.
Теоретическая подготовка проводится 57 минут в начале каждого занятия.
Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей
культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в
их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молоде
жи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания.
Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.
Состояние и развитие баскетбола в России.
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов
России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные
сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных
национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно
этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки.
Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений.
Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная
психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение
к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания
готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им
методы.
Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах
энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности
организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции
пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о
рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию
спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы.
Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика.
Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические
требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена.
Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время
соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные
привычки курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и
объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные
мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение
восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии
готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня.
Основные приемы и виды спортивного массажа.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
43 Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание
организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях,
источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных
заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний.
Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте:
перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный
синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при
несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного
дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма.
Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Общая характеристика спортивной подготовки.
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и
восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности
периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о
тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной
тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и
индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и
тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных
спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний
прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных
нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя
гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники
движений.
Планирование и контроль спортивной подготовки.
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов
подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки.
Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной
тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения.
Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными
спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе
тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус
мускулатуры. Стептест. Уровень физического развития баскетболистов. Артериальное
давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы,
содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.
Физические способности и физическая подготовка.
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно
силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под
влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие
быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание
быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий,
лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие.
комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости.
Понятие о ловкости как
Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости.
Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
44 Основы техники игры и техническая подготовка.
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства.
Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры.
Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения
технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие техни
ческих приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр
кинокольцовок, видеозаписей игр.
Спортивные соревнования.
Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение
спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как
важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований
по баскетболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом
соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу.
Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле,
секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.
45
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Программа по Баскетболу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.