Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"
Оценка 4.6

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
окружающий мир
4 кл
25.10.2018
Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"
Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
ДО Я познаю мир..doc
1 1. Роль и место  дисциплины Программа дополнительного образования по курсу «Я познаю мир» для учащихся 4 класса на 2015­2016 учебный год    Пояснительная записка Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний,  ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать  у учащихся интерес к естественно­научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии  развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа строится на основе принципов: ­ целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания  неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии  поведения человека в ней; ­ междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний  различных наук: биологии, экологии, географии; ­ взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических  проблем; ­ соответствия содержания, форм и методов, психолого­возрастным потребностям учащихся. Программа «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему  миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания,  полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь  между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с  предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными  видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои  успехи. 2. Соответствие  Государственному  образовательному  стандарту            Программа разработана на основе программы  «Окружающий мир» (для1­4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д.  Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной  Министерством образования ; 3. ориентиры  курса Ценностные  2 Ценностные ориентиры изучения предмета в целом ограничиваются ценностью истины, Однако, данный курс предлагает как расширение содержания  предмета, так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием  личности учащихся средствами  предмета «Окружающий мир» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность  добра  –  осознание себя  как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,  в  том  числе с  помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни  (будь   милосерден, посту­ пай  так, как ты  хотел бы,  чтобы  поступали с тобой). Ценность  общения  –  понимание важности общения как  значимой составляющей жизни  общества, как  одного   из  основополагающих элементов культуры. Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе –  это  и бережное отношение к ней  как среде  обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание   любви   и  бережного отношения к  природе через   тексты художественных и научно­популярных  произведений литературы. Ценность  красоты  и гармонии – осознание красоты и гармоничности  русского языка,  его  выразительных возможностей. Ценность  истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества,  проникновения  в  суть   явлений,  понимания закономерностей, лежащих  в  основе  социальных  явлений;  приоритетности  знания, установления истины, самого  познания как ценности. Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание  своих   корней;  формирование эмоционально­позитивного отношения к семье, близким, взаимной  ответственности, уважение к старшим, их  нравственным идеалам. Ценность  труда  и творчества  – осознание роли  труда в жизни чело­ века,  развитие  организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного  отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя  как члена общества, народа,  представителя страны, государства; чувство ответственности  за  настоящее  и  будущее  своего   языка;  интерес к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность    человечества  –  осознание  себя    не  только   гражданином   России,  но  и  частью    которого  необходимы  мир, мирового  сообщества,  для    существования  и  прогресса   сотрудничество, толерантность, уважение  к многообразию иных культур  и языков.  4. Цели и задачи Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их  навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции  школьников по отношению к природе. Задачи:  ­ Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. ­ Изучение природы родного края. ­ ­ Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей  Развитие познавательного интереса учащихся к природе среде. 5. Специфика  программы 3 При разработке программы учитывались психолого­педагогические закономерности усвоения знаний  учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В основе методического аппарата курса лежит проблемно­диалогическая технология, технология  правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие 6. Основные  содержательные  линии формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм  познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать,  анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы  имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для  принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм,  графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников. В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как  вспомогательного средства КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (14ч) РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (16ч) ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6ч) ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6ч) ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (8ч) ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (8ч) ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10ч) РЕЗЕРВ  (4 ч.) Личностные результаты: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и  7. Структура  программы 8. Требования к  результатам 4 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила   ценностей.    поступки можно оценить как хорошие или плохие.  поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  поступок совершить. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой Метапредметные результаты:  Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с     помощью учителя.  выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация  Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди  Познавательные УУД:  нужна для решения учебной задачи в один шаг.  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  таблица, схема, иллюстрация и др.).  определять причины явлений, событий.   научного текста.   текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления;  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно­ Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом   своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  приводя аргументы.  зрения.  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать  будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку  5 выделять главное; составлять план.   решении проблемы (задачи).  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.  9. Формы  организации  учебного процесса Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над  проектом. 1. Индивидуальная работа Участники занятий – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя   заключаются в следующем: ­ выявить уровень знаний учащихся о природе; ­ выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно­следственные связи и  закономерности; ­ формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; ­ определять сформированность  познавательного интереса учащихся. 2. Работа в парах Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для  других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе. 3. Групповая работа Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки,  необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон  соревнования. Организация групповой работы: ­ распределение работы между участниками; ­ умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; ­ владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; ­ умение представить результат работы, обосновать выбор решения 6 10. Итоговый  контроль Формой контроля  сформированности  представлений об окружающем мире являются соревнования,  турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять  полученные знания. 11. Объём и сроки  обучения Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения в объеме – 72 часа в год. Занятия  проводятся  два раза в неделю.  II. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема  КАК РАБОТАЕТ  ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 1­2. Основные системы органов тела  человека и их роль в жизни организма. 3­4. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и  Все го 14 ч 2 2 2 2 Кол­во часов ауд 2 2 1 2 вне вуд. 1 Характеристика деятельности  учащихся Участие в диспуте,  посвященном  выбору   оптимальных форм поведения  на основе изученных правил  пальцах.   Опора тела и движение Наше питание 5­6 7­8 7 сохранения и укрепления  здоровья   Доказать зависимость  удовлетворения потребностей  людей от природы..  О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана  здоровья» РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Растения и животные на службе у  человека. Изобретение рычага и колеса и их  применение Свойства воды и воздуха и их  использование человеком. Как человек использует горные  породы и минералы  Как обрабатывают металлы. Невидимая сила Человек проникает в тайны природы Экологический проект «Земля –  планета жизни» ЧЕЛОВЕК И ЕГО  ВНУТРЕННИЙ МИР  Как стать личностью? 2 2 2 16 ч 2 2 2 2 2 2 2 2 6 ч 2 9­ 10. 11­ 12. 13­ 14. 15­ 16. 17­ 18. 19­ 20. 21­ 22 23­ 24 25­ 26 27­ 28 29­ 30 31­ 32 8 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 1 Эмоции и чувства Как настроение? 2 2 ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 6 ч Почему возникают конфликты? Совесть. Путешествие по правам человека. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Добро и зло в Первобытном мире Мир средневековых цивилизаций Технические достижения эпохи  Нового времени 21 век ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО « В некотором царстве, в тридевятом  государстве…» 2 2 2 8ч 2 2 2 2 8 ч 2 33­ 34 35­ 36 37­ 38 39­ 40 41­ 42 43­ 44 45­ 46 47­ 48 49­ 50 51­ 52 9 1 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 Выполнять в группе задания  по  осмыслению или оценке качеств  внутреннего мира человека  Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён  вред жизни и здоровью человека, личному и общественному  имуществу, предлагать пути  безопасного выхода из таких  ситуаций Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические  события и поступки  исторических деятелей как  вызывающие чувство гордости,  восхищения или презрения,  стыда.   Находить и показывать  изученные страны мира на  глобусе и политической карте. 53­ 54 55­ 56 57­ 58 59­ 60 61­ 62 63­ 64 65­ 66 67­ 68 69­ 72 Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных  народов» ЧЕЛОВЕК И  ЕДИНОЕ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Что такое деньги. Почему разные страны помогают друг другу? Сказки разных народов Глобальные проблемы Проект «Моё человечество» Резерв. ИТОГО: 2 2 2 10 ч 2 2 2 2 2 4 72 2 1 1 2 2 1 1 1  4 61 1 1 1 1 1   11 III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (14ч) Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.  Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.   Опора тела и движение Наше питание 10 О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана здоровья» РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (16ч) Растения и животные на службе у человека. Изобретение рычага и колеса и их применение Свойства воды и воздуха и их использование человеком. Как человек использует горные породы и минералы  Как обрабатывают металлы. Невидимая сила Человек проникает в тайны природы Экологический проект «Земля – планета жизни» ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6ч) Как стать личностью? Эмоции и чувства Как настроение? ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6ч) Почему возникают конфликты? Совесть. Путешествие по правам человека. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (8ч) Добро и зло в Первобытном мире Мир средневековых цивилизаций Технические достижения эпохи Нового времени 21 век ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (8ч) « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» 11 ЧЕЛОВЕК И  ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10ч) Что такое деньги. Почему разные страны помогают друг другу? Сказки разных народов Глобальные проблемы Проект «Моё человечество» РЕЗЕРВ  (4 ч) IY.       Планируемые результаты  оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;   доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;  объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками,  гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;   замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам  поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь  сделать для исправления видимых нарушений.   наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,  выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,  различные творческие задания.   моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях  уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.  доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Содержание   курса  «Я   познаю   мир»  охватывает   весьма   широкий   круг   вопросов:   от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор   содержания   учебного   курса   «Окружающий   мир»   осуществлялся   на   основе следующих ведущих идей:          идея многообразия мира; 12 идея экологической целостности мира;          идея уважения к миру.  Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений   в   курсе   выстраивается   яркая   картина   действительности,   отражающая   многообразие природы   и   культуры,   видов   человеческой   деятельности,   стран   и   народов.   В   соответствии   с экологической   направленностью   курса   особое   внимание   мы   уделяем   знакомству   младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как   условие,   без   которого   невозможно   существование   человека,   удовлетворение   его материальных и духовных потребностей.  Экологическая   целостность   мира   –   важнейший   аспект   фундаментальной   идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой,   внутри   живой   природы,   между   природой   и   человеком.   В   частности,   рассматривается значение   каждого   природного   компонента   в   жизни   людей,   анализируется   положительное   и отрицательное   воздействие   человека   на   эти   компоненты.   Важнейшее   значение   для   осознания детьми   единства   природы   и   общества,   целостности   самого   общества,   теснейшей   вза­ имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.  Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего  мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.  Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.  13 МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Количество № п/п Библиотечный фонд. (для учителя) Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.  1 2 3 4 Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно­методическое пособие.  Л.Экономов. Мир наших чувств Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.  А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека Библиотечный фонд. (для учеников) Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:  / Под ред.И. Д. Зверева Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. Тайны живой природы. Рик Моррис Наглядные пособия натуральные живые пособия :растения, животные.  коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; гербарии; коллекции насекомых;  изобразительные наглядные пособия – таблицы предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её  хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни  общества Технические средства обучения. компьютер, медиапроектор 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 1 2 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 5 1 1 15

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"

Программа по дополнительному образованию "Я познаю мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2018