Программа по экологии
Оценка 4.7

Программа по экологии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
1 кл
15.03.2018
Программа по экологии
Перед дошкольной педагогикой встали новые проблемы воспитания детей. Они нашли свое отражение в Концепции дошкольного воспитания, ориентированной на гуманизацию образования. В ней указывается, что у детей к старшему дошкольному возрасту должно быть сформировано ценностное отношение к действительности (природе, рукотворному миру, явлениям общественной жизни и деятельности, к самому себе). Ребенок в дошкольном возрасте приобретает основы личностной культуры, ее базис, «собственно человеческое начало в человеке, средоточие человеческих ценностей (красота, добро, истина и др.)».
программа по экологии.doc
Управление образования МО г.Качканар Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» комбинированного вида Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста                                                                                                            Наталья Владимировна  Составитель: воспитатель Шолкова       Качканар 2012 Пояснительная записка Мир 21 века, каким он будет? – во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознании детей, будущих созидателей новой жизни. От этих будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантной цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации происходит также ориентация на развитии личности.  Перед   дошкольной   педагогикой   встали   новые   проблемы   воспитания   детей.   Они   нашли   свое   отражение   в   Концепции дошкольного воспитания, ориентированной на гуманизацию образования. В ней указывается, что у детей к старшему дошкольному возрасту   должно   быть   сформировано   ценностное   отношение   к   действительности   (природе,   рукотворному   миру,   явлениям общественной жизни и деятельности, к самому себе). Ребенок в дошкольном возрасте приобретает основы личностной культуры, ее базис, «собственно человеческое начало в человеке, средоточие человеческих ценностей (красота, добро, истина и др.)».  Содержание   дошкольного   образования   определяет   создание   необходимых   Психолого­педагогических   условий   для формирования и развития основ экологической культуры личности ребенка (Концепция дошкольного воспитания, Временные требования…, ГОСНРК). В ряде международных и национальных документов образования в области окружающей среды (экологическое образование) признается   приоритетным   направлением.   В   связи   с   этим   разработка   стандарта   общеобразовательной   области   «Экология» позволяет   совершенствовать   экологическое   образование,   переводя   его   научную   основу.   Кроме   того,   Россия   включилась   в международное движение, направленное на формирование экологической культуры (решение Международной конференции по образованию в области окружающей среды, ЮНЕП, 1997г.), об этом свидетельствуют такие документы, как:    Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», 1992г;  Национальный  план  действий  Министерства   экологии  и  природных  ресурсов  Российской  Федерации  по  реализации решения конференции ООН по окружающей среде и развитию, 1993;  Постановление   №4/1­6   от   30   марта   1994г.   Министерства   образования   Российской   Федерации   «Об   экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Сегодня проблемы экологии стали составной частью экономической и социальной политики страны. В связи с этим, в рамках экологического образования социальный заказ общества и государства, формируется как «воспитание и развитие личности, обладающей практическими знаниями и умениями, ценностными ориентациями, поведением и деятельностью, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально­природной среде». Достижение этой цели возможно лишь с помощью системы непрерывного экологического образования. Занятия   по   ознакомлению   с   природой   не   дает   ребенку   необходимых   знаний   и   умений,   не   оказывает   влияния   на формирование его мировоззрения и ценностных ориентаций. Утеряны   способности   заметить   и   оценить   красоту   и   гармонию   природы,   способности   благоговейно   относится   к   ней, способности удержаться от необходимости бросить, сломать, загрязнить, разрушить. Необратимо утеряно время, когда природа дает педагогам на эмоциональном уровне заложить в сознание ребенка начало экологически оправданного поведения, основанного на убеждении, что человек и природа едины в равной мере зависят друг от друга. Все   вышесказанное   послужило   причиной   для   разработки   и   создания   программы   «Основы   экологии   для   старших дошкольников». Программа рассчитана на детей 5­6 лет. Главная цель – создание условий способствующих развитию экологического воспитания. Задачи программы: ­ развитие экологического мышления в процессе проведения опытов; ­ формирование эстетического отношения к окружающему миру, умение отражать свои впечатления в изодеятельности; ­ устанавливание связей между состоянием растений и условиями окружающей среды, выявление причин происходящего; ­ развитие органов чувств на основе познания новых объектов и явлений природы; ­ формирование познавательного интереса к человеку (познакомить с особенностями внутренних органов, органами чувств); ­ утверждение стереотипов экологически правильного поведения в природе; ­ воспитание бережного отношения к окружающему миру. Программа предназначена для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста (с 5­6 лет). Структурными компонентами модели образовательного процесса являются: содержание образования, реализуемое в совместном взаимодействии, в специально организованных интегрированных видах деятельности, в пространственно­предметной среде развития ребенка. 1. Человек и здоровье 1. «Овощи и фрукты на нашем столе». 2. «Воздух и его роль в жизни человека». 3. «Как люди заботятся о своем здоровье». 2. Человек  животный мир 1. «Беседа о том, кто зимует». 2. «Зимующие и перелетные птицы». 3. «Беседа о домашних животных». 3. Человек и окружающий мир 1. «Лес – это дом для многих жильцов». 2. «Волшебница вода». 3. «Как человек охраняет природу». Каждый содержательный блок состоит из трех тематических блоков. Каждая тема предусматривает определенные условия развития   детей   веских   для   них   видах   деятельности   (игре,   изобразительной,   художественно­речевой,   театрализованной, музыкальной.)  К рабочей программе разработаны:  ­ организационно­содержательная модель реализации ГОСНРК, которая определила условия, средства, формы организации и взаимодействия педагога с детьми, предметно­пространственную среду; ­ система занятий «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»; ­ методический комплекс программно­методического обеспечения образовательного процесса; ­ подходы к построению предметно­развивающей среды, рекомендации к проведению занятий; ­ параметры оценки качества образования детей дошкольного возраста. Организационно­содержательная модель реализации ГОСа НРК Экологическая линия содержания образования Образовательная программа ДОУ Учебно­методическое Программно­методическое обеспечение Уровень профессиональной компетентности педагога Атмосфера и культурное окружение Условия реализации Формы взаимодействия педагога с детьми Регламентированные Занятия Экскурсии      Нерегламентированные Исследова­  тельская Театрализо­ ванная Игровая Трудовая Диалоговое  общение Художетс­  вено­оформи­ тельская   Художественная Песни литература Художественные Стихи Музыкальные Сказки, Игры Хороводы рассказы Исследовательские Опыты Наблюдения Загадки Развлечения Фольклор Средства Среда Музей Школа искусств Пространственная Парк Труд Предметная Фонтан Дворец культуры ы н и т р а К ы д о р и р п   ь р а д н е л а К ы р г И а р у т а р е т и л   я а н ь л е т а в а н з о П в о т ы п о   я л д   е и н а в о д у р о б О   я а н н е в т с е ж о д у х   я а к с т е Д а р у т а р е т и л ы т е к а М в о т к у р ф   ,   й е щ о в о и ж я л у М Организованная форма обучения Классификация представлений    о природе Экскурсии Занятия Наблюдения за  животными и   растениями  Изобразительная деятельность    по экологической тематике Обобщение представлений   о природе Ознакомление с трудом      взрослых в природе      Организованная форма обучения Развитие речи   Обучение детей по уходу за    растениями и животными Мотивация детей на отношение к природе Я Добро Мир Любовь Терпенье Совместная деятельность воспитателя и детей Экологические досуги        и праздники Диагностика экологической      воспитанности детей Наблюдение в уголке   природы Целевые прогулки         на природе Создание       книг­самоделок    Различные виды   изобразительной      деятельности Работа с календарем природы  Работа с моделями Совместная деятельность воспитателя  и детей Игры      Рассказы воспитателя         чтение литературы      Беседы и разговоры              с детьми на       экологические темы         Рассматривание дидактических картинок    о природе  Просмотр фильмов Труд в уголке природы и           на участке Опыты, поисковая     деятельность Сбор коллекций семян,        камней, листьев Алгоритм подготовки педагога по экологическому образованию Экологическая цель Отбор экологического содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами Интеграция экологического образования     Совместная    деятельность педагога и детей Релаксация     Специально  организованная     деятельность Самостоятельная     деятельность    детей Диагностика изменений в  развитии ребенка Самостоятельная деятельность детей Создание проблемных ситуаций Задание для самостоятельных наблюдений Стимулирование педагогом самостоятельной деятельности  Работа с литературой     Разные виды игр Самостоятел ьная  деятельность детей Уход за растениями и          животными Экспериментирования Пространственно­предметная среда развития ребенка в ДОУ ТСО Телевизор Магнитофон Фильмоскоп пространственная Музей Школа искусств Парк Пруд Фонтан Дворец культуры Развивающая среда предметная Уголок природы Календарь природы Живой уголок (аквариум, черепаха) Муляжи овощей, фруктов Цветок «Цветик­семицветик» Макеты: «Лес», «Обитатели леса» Оборудование для опытов Изображение животных и растений: репродукции, фотографии,  рисунки Разноцветные флажки, вертушки Кормушки для птиц Альбомы Художественная литература Диафильмы Бумага для рисования Краски, карандаши, пластилин Природный материл: шишки, желуди, семена, веточки, камешки Бросовый материал: банки, коробочки, катушки, проволока Экология Тематический блок 1. Человек и здоровье. Качественные составляющие образования Предметно­информационная Элементарные представления о  Деятельностно­коммуникативная Ценностно­ориентационная Умение бережно относиться к своему здоровью  Понимание значения здоровья и  строении своего организма, о  некоторых гигиенических  (гигиенические навыки и умения). Умение  приспосабливаться к условиям природы  здорового образа жизни.  Сформированность привычек:  правилах и нормах. Понимание  необходимости заботы о своем  (правильно одеться, питаться), выбор места и  времени прогулки и др.  аккуратности, соблюдение режима дня,  интерес и уважение к своему организму.  здоровье. Организационные формы воспитания и обучения детей Организационные формы обучения (занятия) Вид занятия Тема Цель (задачи) Ознакомление с окружающим Овощи и фрукты на нашем столе Рисование Что созрело в огороде Уточнить представления детей о  внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в  местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу;  закрепить представления о назначении  свежих плодов для здоровья людей.  Учить устанавливать связи между  растениями и условиями окружающей  среды. Мои любимые фрукты Закрепить знания детей о значении  фруктов для здоровья людей. Лепка Итого Программно­ методическое обеспечение Методика  экологического  воспитания в  детском саду  С.Н.Николаева  М., 2001 Г.С.Швайко Занятия по изобра­ зительной деятель­ ности в детском  саду, М., 2001 Г.С.Швайко Занятия по изобра­ зительной деятель­ ности в детском  саду, М., 2001 Срок Кол­во Сентябрь 1 1 1 3 Художественно­ речевая Чтение рассказов и стихов: В.Бианки  «Запасы овощей»; И.Белякова  «Морковь»,  «Картошка»,  «Кабачок»,  Ю.Тувим «Овощи» Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная) Художественно­ оформительская Выставка овощей и фруктов. Кроссворд  Театрализованная Изобразительная Игровая Вечер отгадок и  загадок.  Драматизация сказки «Репка», «Веселый  огородный концерт» Рисование и  лепка овощей и  фруктов по  желанию.  Раскраски Дидактические игры «Угадай что в  мешке?», «Определи на вкус». Сюжетно­ролевая  игра «Магазин  овощи и фрукты». Другие виды деятельности Экскурсия к овощ­ ному киоску. Наблюдение за  овощами на огоро­ де; Выращиваем  лук. Изготовление  шапочек для  сказки «Репка» ­  родители  Условия и средства: ­ Н.Толоконников «Книга загадок» ­ Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям Ярославль 1998 ­ Раскраски ­ Муляжи ­ Хрестоматия для дошкольников М., 1999 ­ «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич, Санкт­Петербург 2004 Контрольные параметры: ­ имеют представление о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов; ­ знают значение свежих плодов для здоровья людей.   Организационные формы воспитания и обучения детей Организационные формы воспитания и обучения детей Вид занятия Тема Цель (задачи) Экология (ознакомление с окружающим) Воздух и его роль  в жизни человека Познакомить детей с понятием «Воздух»,  его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Срок Кол­во Октябрь 1 Программно­ методическое обеспечение Т.М.Бондаренко «Экологические  занятия с детьми 5­ 6 лет»  Воронеж 2002 Нерегламентированные виды деятельности (совместная, самостоятельная) Художественно­речевая Чтение произведений: А.Милн «Вини­Пух и все­все­ все», В.Катаев «Цветик­ семицветик», Экологическая  сказка «Травинка­ путешественница»    Игровая Изобразительная Другие виды деятельности Хороводная игра «Пузырь» Театрализованные игры: «Как  увидеть воздух», «Вот труба –  над нею дым».  Игры для развития дыхания:  «Бабочки», «Рычание», «Эхо»  Изобразить предметы, в  которых находится воздух.  Выставка детских рисунков  по произведениям. Опыты: «Как увидеть воздух» «Как услышать воздух» «Воздух имеет вес» «В воде есть воздух» «Парашют» Сшить цветок «Цветик­ семицветик»  Условия и средства: ­ Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5­6 лет» Воронеж 2002 ­ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Воронеж 2004 ­ Умственное воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина. Москва  1984. ­ М.Ю.Картюшина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6­7 лет» Москва 2004 Контрольные параметры оценки: ­ имеют понятие «Воздух» ­ могут рассказать, где находится воздух ­ проявляют ли интерес к опытам.     Организационные формы воспитания и обучения детей Организационные формы обучения (занятия) Вид занятия Тема Цель (задачи) Экология (ознакомление с окружающим) Как люди заботятся о своем здоровье Уточнить представления детей о человечес­ ком теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть  скелет, сердце, легкие, что все органы важны  для человека (он здоров и хорошо себя чувст­ вует, если они нормально работают); что  организм надо укреплять и развивать (зани­ маться физкультурой, закаляться, поддержи­ вать чистоту и порядок в помещении); надо  больше бывать на воздухе, потреблять  продукты, богатые витаминами.  Срок Кол­во Ноябрь 1 Программно­ методическое обеспечение С.Н.Николаева  «Методика  экологического  воспитания в  детском саду»  Москва 2001 Художественно­речевая Театрализованная Изобразительная Игровая Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная) Другие виды деятельности Чтение сказок: К.Чуковский  «Айболит», В.Катаева  «Цветик­семицветик»,  К.Чуковский «Мойдодыр» Развлечение «День  здоровья» Театрализованная  игра «Витаминная  семья» Оздоровительный  досуг «Зимняя олим­ пиада» ­ совместно с  родителями  Рисование и лепка на  тему: «Мы делаем  зарядку», «Дети на  прогулке» Сюжетно­ролевая игра  «Больница» Д/и «Найди исправный  светофор», «Какой  инструмент звучит?»,  «Узнай на вкус»,  «Узнай по запаху» Экскурсии в парк, на  пруд. Оформить стенд:  «Чтобы нам не болеть» Диафильмы: «Королева зубная щетка»,  «Мойдодыр» Условия и средства: ­ Сказки К.Чуковского «Айболит», В.Катаева «Цветик­семицветик». ­ «Как обеспечить безопасность дошкольников» Москва 2000 ­ Диафильмы ­ М.Ю.Картушина «Сценарии оздоровительных досугов детей 6­7 лет» Москва 2004. Контрольные параметры оценки: ­ имеют представление о своем теле; ­ знают назначение отдельных его частей и органов; ­ умеют заботиться о своем здоровье. Экология Тематический блок 2. Человек и животный мир. Качественные составляющие образования Предметно­информационная Конкретное представление о живой  Деятельностно­коммуникативная Умение определить по внешнему виду  Целостно­ориентационная  Интерес и ответственность за природное природе: животных, птицах и о самом  себе. Представление о взаимосвязи  объекты живой природы. Умение ухажи­ вать за домашними животными и обитате­  окружение.  Оказывать помощь животным, птицам,  между способами питания, местами  обитания и внешними условиями.  лями уголка (черепаха, рыбы). Умение  выстраивать экологические цепочки.  обитателям уголка природы. Представление о необходимости  бережного отношения к природе.      Организационные формы воспитания и обучения детей Организационные формы обучения (занятия) Вид занятия Тема Цель (задачи) Экология (ознакомление с окружающим) Беседа о том, кто  как зимует Расширять и углублять представление о зи­ мовке зверей , рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется ок­ раска и густота шерсти; насекомые спрята­ лись под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек и озер. Учить отыскивать причины  Срок Кол­во Декабрь 1 Программно­ методическое обеспечение Т.М.Бондаренк о  «Экологические занятия с  детьми 5­6 лет»  Воронеж 2002 изменений в жизни животных в изменении  условий их обитания, устанавливать причин­ но­следственные связи. Развивать  доказатель­ную речь. Воспитывать любовь к  животным, стремление помочь в трудных  условиях.  Обогащать знания детей о животных,  живущих в лесу, устанавливать причинно­ следственные связи.  Декабрь Т.Г.Казакова  «Развивайте у  дошкольников  творчество»  Москва 1985 1 2 Рисование Какие звери живут в  зимнем лесу Итого Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная) Художественно­речевая Чтение произведений  В.Бианки «Приспособился»,  «Хвосты», «Прячутся»,  «Белкина сушильня»,  «Готовятся к зиме» Игровая Игра «Зоопарк», «Кто  лишний», «Угадай животного  по описанию» Д/и «Кто где живет» Изобразительная Рисование по инициативе  детей, по знакомым  произведениям Другие виды деятельности Рассматривание картин,  альбомов. Загадки о животных. Просмотр диафильмов.  Макет зимнего леса и его  обитателей.  Условия и средства: ­ Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5­6 лет» Воронеж 2002 ­ О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт­Петербург 2004 ­ С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва 2001 Контрольные параметры оценки: ­ имеют представление о зимовке животных; ­ устанавливают причинно­следственные связи; ­ проявляют интерес к художественным произведениям о животных. Организационные формы воспитания и обучения детей Вид занятия Тема Цель (задачи) Организационные формы обучения (занятия) Программно­ методическое обеспечение Экология (ознакомление с окружающим) Зимующие и  перелетные  птицы Формировать обобщенное представление о  зимующих и перелетных птицах, учить различать  их по существенному признаку: возможность  удовлетворения потребности в птице. Углублять  Т.М.Бондаренко «Экологические  занятия с детьми 5­6 лет»  Срок Кол­во Январь 1 представления о причинах отлета птиц (исчезно­ вение основного корма, замерзание водоемов,  земли, отмирание вегетативных частей растений). Классифицировать птиц на зимующих и перелет­ ных на основе установления связи между  характе­ром корма и возможностью его  добывания. Воспитывать любовь к птицам,  желание помогать им в зимних условиях.  Рисование Птицы на ветке Углубить знания детей о птицах, воспитывать  желание помогать им в зимних условиях  Воронеж 2002. С.Н.Николаева  «Методика  экологического  воспитания в  детском саду»  Москва 2001 Т.С.Комарова  «Занятия по  изобразительной деятельности в  детском саду» Январь 1 2   Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная) Художественно­речевая Экологические сказки,  рассказы: «Чей дом лучше?» «Наш адрес – не дом и не  улица». В.Бианки «Лесные домишки»,  «Чей нос лучше», «Птичьи  разговоры», «Синичкин  Художественно­ оформительская Выставка детских работ на  тему: «Домики для пернатых  друзей». Изготовление  кормушек – дети и родители. Изобразительная Другие виды деятельности Рисование сюжетов по  желанию, по прочитанным  произведениям. Наблюдения, рассматривание  иллюстраций, альбомов.  Подвижные игры:  «Воробушкин автомобиль»,  «Совушка», «Лягушки и  цапля», «Перелет птиц». Загадки о птицах, потешки, календарь» народные приметы.  Психогимнастика «Птичий  двор». Диафильмы. Условия и средства: ­ П.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5­6 лет» Воронеж 2002 ­ С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва 2001 ­ Н.А.Рыжова «Не просто сказки» экологические рассказы, сказки и праздники. Москва 2002 ­ О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт­Петербург 2004 ­ Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» Москва 2003 Контрольные параметры оценки: ­ имеют представление о зимующих и перелетных птицах; ­ знают причину отлета птиц; ­ с деланием помогают птицам выжить в зимних условиях. Организационные формы воспитания и обучения детей Вид занятия Тема Цель (задачи)  Программно­ Срок Кол­во Организационные формы обучения (занятия) Экология Беседа о домашних Обобщить конкретное представление о домашних  Т.М.Бондаренк Февраль 1 методическое обеспечение (ознакомление с животных животных и сформировать понятие «домашние жи­ о  окружающим) вотные». Учить устанавливать существенные приз­ наки для обобщения: живут с человеком, приносят  «Экологические занятия с  пользу, человек о них заботится. Формировать уме­ ние наполнять обобщенные существенные призна­ ки, конкретным содержанием. Воспитывать умение  дополнять ответы сверстников.   детьми 5­6 лет» Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная)  Художественно­речевая Рассказы Е.Чарушина  «Кошка», «Собака». Русские народные сказки:  «Зимовье зверей». «Волк и  собака», «Петушок – золотой гребешок». Братья Гримм «Бременские  Игровая Инсценирование стихотворения  С.Л.Прокофьевой «Подарок»,  С.Михалкова «Как старик  корову продавал». Подвижные игры: «Кошки­ мышки», «Воробушки и кот» Изобразительная Организовать выставку детских  работ: «Какое животное я хотел  бы держать дома». Лепка: «Животные нашего  двора» Родители и дети рассказ в  картинках «Животное моего  Другие виды деятельности Наблюдение.  Рассматривание картин,  открыток. Показ сказок на  фланелеграфе.  Отгадывание загадок.  Изготовление атрибутов  для настольных театров. музыканты» дома» Условия и средства: ­ Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5­6 лет» Воронеж 2002 ­ Художественная литература. Русские народные сказки «Зимовье зверей», «Петушок – золотой гребешок».  Братья Гримм «Бременские музыканты». Контрольные параметры оценки: ­ сформировано понятие «Домашние животные»; ­ проявляют любовь и заботу к домашним животным; ­ могут передать образ животного через изобразительную деятельность.  Экология Тематический блок 3. Человек и окружающий мир. Качественные составляющие образования Предметно­информационная Владение элементарными представле­ Деятельно­коммуникативная Развитость интереса к познанию и  Целостно­ориентационная Ответственное, активное, бережное ниями о взаимоотношениях человека с  открытию нового. Усиление проводить  отношение к окружающему миру.  окружающим миром. Знание природы  родного края, ее природных ресурсов.  посильную для возраста экологическую  деятельность в окружающей среде. Развитость эмоционально­эстетического  отношения к природе.  Организационные формы воспитания и обучения детей Вид занятия Тема Цель (задачи) Организованные формы обучения (занятия)  Программно­ методическое обеспечение Срок Кол­во Экология (ознакомление с окружающим) Лес­ это дом для многих жильцов Рисование Густой, дремучий лес Дать детям первоначальное представление о том, что  лес – это сообщество растений и животных,  проживающих вместе на одной территории; жизнь  всех лесных обитателей зависит друг от друга;  главные в лесу деревья, они создают тень, под ними  растут кустарники, ягоды, грибы, в лесу, на земле и  на деревьях, кустах, живет множество животных –  там они находят пищу, могут прятаться, строить  гнезда и убежища.  Показать что лес – это «многоэтажный дом» (сооб­ щество), в котором на разных этажах живет много  животных и растений, которые нужны друг другу. Лепка Обитатели леса Обогащать знания детей и животных, воспитывать  желание по­доброму к ним относиться.  С.Н.Николаева  «Методика  экологического  воспитания в  детском саду»  Москва 2001  Т.Г.Казакова  «Развивайте у  дошкольников  творчество»  Москва 1985 Т.Г.Казакова  «Развивайте у  дошкольников  творчество»  Москва 1985 Март 1 Март Март 1 1 3 Итого Художественно­ речевая Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная)  Художественно­ оформительская Театрализованная Изобразительная Игровая Чтение рассказов и  сказок С.Воронин  Поделки из  природного  Вечер досуг  «Люблю березку  Рисование сюжетов по желанию, по  Экологические  игры «К  Другие виды деятельности  Экскурсия в лес,  парк. Целевые материала»Жители леса». Выставка:  «Берегите  деревянные  предметы» ­  родители и дети. «Моя береза»  С.Михалков  «Елочка»  М.Пришвин «Этажи  леса» Стихотворение Э.Мошковской  «Дедушка­дерево»  Загадки о деревьях,  животных. В.Бианки  «Лес зимой».   инициативе, по  прочитанным  произведениям.  Акции: «Елочка –  зеленая иголочка»,  «Берегите  первоцвет».  Совместно с  родителями. названному дереву  беги», «Узнай  растение», «Что  растет в лесу»,  «Живое –  неживое».  Разрезные  картинки, кубики.  Лото: «Звери»,  «Деревья».  Хоровод «Во поле  береза стояла…» русскую»  Экологическая  сказка  «Путешествие по  лесу».  Экологическая  викторина  «Знатоки  природы».  Психогимнастика  «Прогулка в  летний лес»,  «Прогулка в  осеннем лесу»,  «Волшебные  цветы» прогулки по  участку д/с.  Наблюдения.  Изготовление из  природного  материала фигурок лесовичков, птиц,  лесных животных.  Труд в природе, в  группе.  Кроссворды.  Беседы «Что  нельзя купить?»,  «Рождение леса».  Пословицы,  поговорки,  приметы. Условия и средства: ­ С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва 2001г ­ Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» Москва 1985г ­ Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва 1981г ­ Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5­6 лет» Воронеж 2002г ­ Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду» Москва 2003г ­ О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт­Петербург 2004г ­ Художественная литература В.Бианки, С. Воронин. ­ А. Мильборн «Как научиться рисовать животных» Москва 2002г Контрольные параметры оценки: ­ имеют представление о том, что лес – это сообщество растений и животных; ­ знают, что жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; ­ имеют представление о правилах поведения в лесу, о том, что человек в лесу гость, там хозяин дуб и лось. Организационные формы воспитания и обучения детей Организованные формы обучения (занятия) Вид занятия Тема Цель (задачи) Экология (ознакомление с окружающим) Волшебница вода Познакомить с тем, в каком виде вода существует в  природе, с различными явлениями (дождь, роса, лед,  иней) и состоянием воды в окружающей среде;  прививать навыки экологически грамотного  поведения в быту; учить понимать необходимость  бережного отношения к воде как к природному  ресурсу. Запомнить правила пользования водой. Рисование Кто живет в реке и озере Формировать понятия о возникновении рек и озер,  находить различие между ними. Аппликация Наш аквариум Дать детям представление о роли воды Рисование Весенний дождь Уточнить знания детей о том, в каком виде вода  существует в природе, какую пользу приносит  дождь.  Итого Программно­ методическое обеспечение Волчкова В.Н.  Степанова Н.В.  «Конспекты занятий в  старшей группе д/с»  Воронеж 2004  С.Н. Николаева  «Методика  экологического  воспитания в детском  саду». Москва 2001 Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной  деятельности в д/с»  Москва 1981 Т.Г.Казакова  «Развивайте у  дошкольников  твочество» Москва  1985 Т.Г.Казакова  «Развивайте у  дошкольников  твочество» Москва  1985 Срок Кол­во Апрель 1 Апрель Апрель Апрель 1 1 1 4 Театрализованная Изобразительная Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная)  Художественно­ Игровая оформительская Выставка  рисунков  «Берегите воду» Совместные  работы  родителей и  детей «Кому  нужна вода?» Рисование сюжетов по  желанию, по  прочитанным  произведениям. Подвижные игры  «Ерши и щука»,  «Ручеек и озеро»,  «Дождь и солнце»,  «Ходят капельки  по кругу». Сюжетно­ролевые  игры «Дом»,  «Детский сад»,  «Кафе». Игра «Водяной» Другие виды деятельности Наблюдения. Опы­ ты. Игры с водой. Экскурсии на пруд,  к фонтану. Загадки. Пословицы, пого­ ворки. Труд. Изготовление  атрибутов для  подвижных игр, с  привлечением  родителей. Художественно­ речевая Чтение стихов Г.Ла­ донщикова «В знойный  день». М.Пожарова  «Колодец». С.Погоре­ лов «Апрельский дож­ дик». Сказки К.Чуков­ ского «Федорино горе», «Мойдодыр».  В.И.Одоевского  «Мороз Иванович»  Сказка «Снегурочка» Экологическая сказка  «Жила­была река»  Вечер развлечений  «Бесценная и всем  необходимая вода» Экологическая  сказка «Ручеек»  Психогимнастика  «Дождевые  червячки»,  «Волшебные  цветы». Театрализованная  игра «Кто живет в  реке?»  Условия и средства: ­ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Воронеж 2004 ­ С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва 2001 ­ Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва 1981 ­ Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» Москва 1985 ­ О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт­Петербург 2004 ­ Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» Москва 2003 ­ Сказки К.Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В.И.Одоевского «Мороз Иванович». ­ Русская народная сказка «Снегурочка». ­ Н.А.Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва 2002. Контрольные параметры оценки: ­ имеют представление о том, в каком виде вода существует в природе; ­ могут рассказать о значении воды для окружающей среды; ­ знают правила пользования водой.  Организационные формы воспитания и обучения детей Вид занятия Тема Цель (задачи) Организационные формы обучения (занятия)  Экология (ознакомление с окружающим) Как человек охраняет природу Рисование Что бы сделал я для охраны природы Дать детям представление о том, как люди  заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому  создают заповедники ­ территории, на которых  природа (растения, животные) охраняются, а  хозяйственная деятельность запрещена;  познакомить с Красной книгой, рассказать, что есть  охраняемые растения и животные – те, которых  осталось мало и которые могут исчезнуть совсем.   Отразить в рисунках свое отношение к природе,  ответственность за нее (предупредительные знаки). Конструирование Старичок­ лесовичок Создать образ «Старичка­лесовичка», который  будет охранять природу. Итого Срок Кол­во Май 1 Программно­ методическое обеспечение С.Н.Николаева  «Методика  экологического  воспитания в  детском саду»  Москва 2001 Р.Г.Казакова  «Рисование с  детьми дошколь­ ного возраста»  Москва 2004 Май Май 1 1 3 Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная)  Художественно­речевая Чтение сказок на экологичес­ кую тему «Сказка о человеке  и золотой рыбке». «Серая  Шапочка и Красный Волк».  Рассказ «Природа наше  богатство». Заучивание стихотворения  «Лесные правила»  Художественно­оформительская Рисование плакатов в защиту  природы и ее обитателей –  родители и дети. Создание книги:  «Жалобная книга природы».  Изготовление открыток «День  природы». Изобразительная Рисование сюжетов по  экологическим сказкам. Другие виды деятельности Экологическая викторина  «Знатоки природы».  Дидактическая игра  «Природа и человек».  Праздник «Мы – друзья  природы». Экскурсия в парк,  в лес с родителями. КВН –  дети, родители. Брейн­ринг. Игра – занятие на  экологической тропинке «В  гости к деревьям». Условия и средства: ­ С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва 2001 ­ Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» Москва 2004 ­ Н.А.Рыжова «Не просто сказки» экологические рассказы, сказки и праздники Москва 2002 Контрольные параметры оценки: ­ имеют представление о том, как человек заботится о природе; ­ формировать эстетическое отношение к окружающему миру; ­ могут отразить свое отношение к природе в рисунках; ­ проявляют интерес к чтению произведений о природе. Библиографический список 1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду» М., Творческий Центр 2003. 2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5­6 лет» Воронеж «Учитель» 2002. 3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М. «Просвещение» 1991. 4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. «Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям» Ярославль «Академия 1998. 5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт­Петербург «Детство­Пресс» 2004. 6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» В. «Учитель» 2004. 7. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. «Просвещение» 1985. 8. Веретенникова С.А, Клыков А.А. «Четыре времени года» М. «Просвещение» 1971. 9. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М. «Просвещение» 1980. 10. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М. «Просвещение» 1981. 11. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6­7 лет». М. «Творческий центр» 2004. 12. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М. «Просвещение» 1981. 13. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» 1985. 14. Мильборн А. «Как научиться рисовать животных» М. «Росмэн» 2002. 15. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду» М. «Просвещение» 1984. 16. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. «Просвещение» 2001. 17. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников» М. Издательство 1998. 18. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» М. «Академия» 2001. 19. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей Чудо ­ Всюду, Мир животных и растений» Я «Академия развития» 2001. 20. Рянжин С.В. «Экологический букварь. Для детей и взрслых». Санкт­Петербург «Печатный двор» 1994. 21. Рыжова Н.А. «Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники» М. 2002. 22. Толоконников Н. «Книга загадок» М. 1995. 23. «Хрестоматия для дошкольников» М. 1999. 24. Чуковский К. Сказки: «Мойдодыр», «Айболит». 25. Катаева В. Сказка «Цветик­семицветик». 26. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. М. 1984. 27. «Как обеспечить безопасность дошкольников» М. 2000. Рецензия на рабочую программу Название работы: Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Фамилия, имя, отчество автора работы: Шолкова Наталья Владимировна. Работа содержит исчерпывающую пояснительную записку, три тематических блока по трем образовательным линиям. Актуальность и новизна представлений работы состоит в том, что педагог  Шолкова Н.В. разработала цикл занятия, игр по  ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром. Основная цель и задачи работы заключались в создании условий, способствующих развитию экологического воспитания,  формирования экологического мышления. Цель достигается благодаря детальному анализу Психолого­педагогической литературы по экологическому воспитанию  детей. Педагог реализует поставленную цель путем разработки цикла занятий и игр. Несомненным достоинством программы является разработка цикла занятий, игр по ознакомлению детей с окружающим  миром. Практическая значимость представленной работы: игры используются в повседневной жизни, разработанные педагогом  занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. В качестве замечаний и предложений следует отметить: необходимость продолжить работу по проблеме экологического  воспитания, разработать и апробировать цикл занятий и игр для детей 6­7 лет (подготовительной группы).                                                                                                                         Заведующая МДОУ детский сад «Звездочка»          Рыжкова Нона Станиславовна. Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество:  Шолкова Наталья Владимировна Место работы: МДОУ детский сад «Звездочка» Должность: Воспитатель подготовительной  группы Образование: Среднее педагогическое (нижнетагильский педагогический колледж № 1)

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии

Программа по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018