Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"
Оценка 4.6

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.10.2017
Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"
Пояснительная записка Программа составлена на основании государственной программы ««Ценностная модель воспитания», основанная на национальной идее общеказахстанского дома «Мәңгілік Ел». Мәнгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которому обозначено и суждено войти в число 30-ти конкурентоспособных стран мира. Началом нашего созидания Мәнгілік Ел становится новая ценностная модель воспитания, т.к. в образовании, как и в других сферах, требуется образец для подражания в воспитании и обучении таких детей и молодежи, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со всем народом. Современной методологической основой воспитания подрастающего поколения является Национальная идея «Мәңгілік Ел». Народное творчество уходит своими корнями в незримое прошлое. Если история освещает цепь событий, происходящих в обществе, через факты, то восприятие народом этих событий воссоздается в фольклоре в их художественном отражении. Таким образом народы сохраняли в памяти все, что отвечает их жизненным потребностям и настроениям. Одним из важнейших направление государственной политики в Республике Казахстан является сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала народов, сохранение народных и этнических культур, развитие самодеятельного художественного творчества. Важнейшее значение для укрепления межнационального согласия имеет приобщение к культуре и традициям другого этноса. Этой задаче отвечает проведение республиканских Дней национальных культур, фестивалей, праздников национальных культур, конкурсов по развитию народного творчества. Важным является и тот факт, что все центры находятся в сельской местности, где существует сложная взаимосвязь социума, природы и культуры.
Программа по формированию сем цен.docx
Пояснительная записка  Программа составлена на основании государственной программы ««Ценностная модель воспитания», основанная на национальной идее общеказахстанского дома «Мәңгілік Ел».  Мәнгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия   развития достойного и великого Казахстана, которому обозначено и суждено  войти в число 30­ти конкурентоспособных  стран мира.  Началом нашего созидания Мәнгілік Ел  становится новая ценностная модель воспитания, т.к. в образовании, как и в других сферах,  требуется образец для подражания в воспитании и обучении таких детей и молодежи, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со  всем народом. Современной методологической основой  воспитания подрастающего поколения является Национальная идея «Мәңгілік Ел».    Народное творчество уходит своими корнями в незримое прошлое.  Если история освещает цепь событий, происходящих в обществе, через  факты, то восприятие народом этих событий воссоздается в фольклоре в их художественном отражении. Таким образом народы сохраняли в  памяти все, что отвечает их жизненным потребностям и настроениям. Одним из важнейших направление государственной политики в  Республике Казахстан является сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала народов, сохранение народных и  этнических культур, развитие самодеятельного художественного творчества. Важнейшее значение для укрепления межнационального  согласия имеет приобщение к культуре и традициям другого этноса. Этой задаче отвечает проведение республиканских Дней национальных  культур, фестивалей, праздников национальных культур, конкурсов по развитию народного творчества. Важным является и тот факт, что все  центры находятся в сельской местности, где существует сложная взаимосвязь социума, природы и культуры. Национальные устои традиционно сильны на  селе. Часто именно сельская местность выступает в роли главного хранителя истории, вековых традиций и обычаев, народной мудрости, а также объектов  духовного, культурного и народного наследия. Национально­культурные центры это формы самоорганизации населения для удовлетворения своих  национальных потребностей на проживаемой территории, где человек имеет возможность обучаться на родном языке, изучать историю своего народа и  края, постигать его культурные устои, принимать активное участие в возрождении национальных ценностей и благоустройстве родной местности. Именно  через приобщение к народным истокам воспитывается патриотизм, бережное отношение к культуре, уважение к иным национальным характерам и  формируется гармонично развитая личность.        В основе программы лежит работа нашего центра, которая основана на народной педагогике. В народной педагогике реально  действующим центром воспитания является семья. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его  нравственно­эстетические отношения к действительности. Данная программа подготовлена из опыта работы учителя и ориентирована на  развитие интереса учащихся к истории и культуре родного края, стремления развивать и приумножать культурное наследие татарского народа.  В данной работе представлены сценарии национальных праздников и личная практика проведения которых с учащимися показала  эффективность их включения в систему учебно­ воспитательной деятельности.      Содержание программы Пояснительная записка Введение Глава I Исторические и педагогические предпосылки становления традиционной педагогической культуры татарской семьи 1.1. Влияние  прошлого на развитие традиционной педагогической культуры татарского народа  1.2. Социально­этническая характеристика татарского народа  Глава II Традиционная педагогическая культура татарской семьи 2.1. Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры семьи 2.2  Народная педагогика как основа традиционной педагогической культуры семьи  Глава III Функционирование этнопедагогического пространства татарской семьи 3.1. Татарская семья 3.2 Содержание, формы и методы изучения семейного воспитания 3.3. Выбор эффективных форм и методов взаимодействия образовательного учреждения и семьи Глава IV  Восхождение НКЦ "Йолдыз" как  истоки "Доктрины национального единства" Заключение "Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи начинается с малого ­ с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь,  эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории,  ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому,  к человеческой культуре". Д.И.Лихачев         Мне хочется начать со слов великого человека , президента нашей страны: " Продолжая славные дела старшего поколения, мы проложим дорогу, по которой уверенно зашагают будущие поколения. Это будет путь развития, роста и процветания независимого Казахстана".        Мы­ казахстанцы  встретили важный юбилейный год для страны ­ год 25­летия Конституции и Ассамблеи народа Казахстана. Эти две большие даты символизируют очень многое, мы живем в правовом независимом государстве, в мире и дружбе, в стабильности и согласии. Это время созидания с верой в будущее, в свою страну, в свой народ. Это 25 лет упорного труда по недопущению в Казахстане распрей по этническим и религиозным признакам, гордости за свое Отечество и Лидера Нации Нурсултана Назарбаева. Мы заглянули далеко вперед с выдвижением идеи «Мәңгілік Ел», и потому 25 лет ­ это всего лишь первый шаг, но он достоин того, чтобы его отметить всенародно. Это должны быть праздники духа, единства народа, патриотизма и веры.    Считаю, что АНК вносит огромный вклад в укрепление стабильности и согласия в обществе, государственности нашей страны. И не только  нашей. Это пример для других стран. Разные этносы могут жить дружно и процветать в одном общем доме. Это достижение, которым должен  гордиться каждый казахстанец. Значимость этих юбилейных дат должна пройти через ум и сердце каждого нашего соотечественника. Важно  отметить эти события в семьях ­ именно от родителей дети должны получать первые уроки гражданского воспитания.  Очень важным  является содержательная сторона мероприятий, сила их воздействия, особенно на подрастающее поколение, молодежь. В жизни суверенного Казахстана предстоящие даты имеют важное значение для всех казахстанцев. Они символизируют собой развитие новой государственности,  национального единства, стабильность и уверенность в завтрашнем дне.       Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью  человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Казахстан — наша общая, большая, единственная Родина. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь.            Кенарал, родное мое село, здесь родились, выросли и прошли свой жизненный путь не одно поколение татар, для которых Казахстанская  земля стала родной, а Казахстан – Родиной. На территории нашего села проживают 37 татар. Многие семьи смешанные: казах и татарка,  татарин и русская.  Из сочинения Хасенова Мирама (И у меня в семье папа ­ казах, а мама ­ татарка. Я много знаю о традициях и обычаях  казахского народа, и мне захотелось узнать исторические корни происхождения татарского и башкирского народов. Собрал воедино ветви  родословной и папы, и мамы. Татары, башкиры мне нравятся своей задорностью, юмором и всегда интересно проходят праздники в нашей  школе. Оказывается, у авиаторов и татар много общего. И те, и эти рвутся к высокой мечте, упорно преодолевая многочисленные  препятствия. Про бесстрашного Валерия Чкалова и это уместно отметить именно  в преддверии 70 летия Победы в Великой Отечественной  войне, современники говорили, что он способен летать без горючего в баках, на одном самолюбии. Не было ли у него в роду татар,  интересно? ) Этот вопрос напрашивается потому, что наши татары и башкиры во главе с руководителями национально ­ культурного центра  «Йолдыз» Хасеновой С. Р., Яхиной И. Я. из года в год проводят праздники исключительно на энтузиазме и из любви к искусству. На базе нашей школы работают четыре этнокультурных объединений: казахское "Таншолпан", славянское,  татаро­башкирское и молдавское.   Все этнокультурные объединения объединены общей целью: Воспитание человека, готового к сотрудничеству с людьми разных наций и  вероисповеданий, умеющего ценить дружбу, беречь мир.       Деятельность нашего центра известна не только в школе, но и за ее пределами. Наш татаро­ башкирский центр «Йолдыз» не раз представлял наш район на областном уровне, празднование 10 летия Т­Б «Дуслык» центра города Костаная, Сабантуй. Руководители двух Н­К­Ц­  обсудили проект совместной работы. Не зря он имеет такое название, как звезда Востока сияет на небосклоне, так и ребята нашего центра  согревают своим творчеством окружающих людей. У истоков создания стояла­ руководитель Юсупова М.Г., продолжил Валеев Р.Г., в данное  время­ Хасенова С.Р., Яхина И.Я.      За время работы центра в жизнь нашей школы вошли и закрепились добрые традиции. Это и Дни поэзии, и литературные встречи ( празднование 110­ летия Мусы Джалиля), Дни татарской культуры, связанные с Днем Независимости, Днем Республики Казахстан. И самое  приятное, что в нашем этнокультурном объединении дети не только татар и башкир, а дети разных национальностей, которым также  интересна история, культура других народов, проживающих в Казахстане. Вся деятельность этнокультурного объединения проникнута идеями гуманизма, доброты и справедливости, направлена на сохранение  культурного наследия, воспитание в духе толерантности, мира, согласия и дружбы. За существенный вклад в разработку «Доктрины  национального единства Республики Казахстан» в областном межкультурном конкурсе «Страна, что всех объединяет» центр был награжден  грамотой и ценными подарками. Данное мероприятие проходило 10 декабря в г. Костанае. Ребятам предстояло не просто продемонстриро  вать свои таланты, а показать владение национальным языком, литературные способности, знание обрядов народов.   Благодаря  углублению  Доктрины  национального  единства   и  развитию  НКЦ   мы, живущие в селах чувствуем поддержку со стороны  государства. 25­летие Конституции и АНК Казахстана символизируют самое главное – процветание, мир и стабильность нашего государства.  Больше освещать культуру всех национальностей и этносов, которые проживают в Казахстане.    Возрождая забытые, но не ушедшие в небытие традиции, обряды, праздники, люди, называющие себя татарами, укрепляются в своей древней родословной. Национальные праздники подкрепляют сознание того, что история народов уходит глубокими корнями в цивилизованное  начало. Но самое главное ­ мы все понимаем, что если мы забудем свои корни, глубоко ушедшие в родную почву, то грош нам цена. Мы, как,  песчинки малые, потеряемся во Вселенной, и некому будет о нас вспоминать. Благодаря таким праздникам мы становимся намного добрее,  чище.     Обобщая  опыт  работы, накопленный  путём  проб  и  ошибок, т.е. подводя  под  методические  рекомендации, предлагаю  как  подспорье   энтузиастам  некоторые  материалы  на  примере  НКЦ  нашей  школы. в  надежде  оказать  посильную помощь  , Направленность; Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся  различных возрастных групп: 1­11 классов. Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия  татаров­ башкир,  проживающих в селе Кенарал Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции семей, история села, судьбы людей, тесно связанные с  историей народа Новизна данной программы состоит в том, что ее основа – местный региональный компонент ( в пределах одного  села) Актуальность программы состоит в привлечении внимания общественности к своим корням.  Основные цели : воспитательные – формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитание патриотизма, гордости за свою  страну, школу, посёлок; формирование ценностных ориентаций на основе осмысления исторического прошлого села в  контексте развития региона и Казахстана; формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности; познавательные – приобщение учащихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко–  краеведческого материала; овладение учащимися основами знаний об историческом развитии с. Кенарал в разный период,;  овладение основами журналистики и социального анализа; развивающие – развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов,  интервьюирования; развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы  профессиональной  деятельности. Задачи:   Приобщить школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к  национальной культуре и народным идеалам, способствовать формированию уважения к многовековой истории, помочь  школьникам понять проблемы и реалии современного мира.  Сформировать, умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников,  развить способности анализировать и оценивать 'факты, явления и события, раскрывать причинно­следственные связи  между ними, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей в истории нашей страны; Отличительная особенность данной программы заключается в исследовании  татарской культуры Возраст детей Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Методы обучения Словесный ­ передача необходимой для дальнейшего обучения информации. Наглядный ­ просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея. Поисковый ­ сбор информации по интересующей теме. Исследовательский ­ изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально­ познавательной деятельности. Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций. Формы занятий: беседы­ лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.  Ожидаемые результаты   проведение экскурсий.  : участие в школьных, районных и областных мероприятиях, фестивалях, подготовка экспозиций и  Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления Результат:  1. учащиеся знают основные понятия: Этническая культура, туган тел,  2. учащиеся научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для поиска, первичного анализа и использования исторической информации 3. происходит сохранение духовного и культурного наследия татарской культуры, села и школы, 4. члены объединения передают собственные знания и умения последующим поколениям учащихся школы. ТАТАРО­БАШКИРСКИЙ НКЦ  «ЙОЛДЫЗ»           Һаваларда йолдыз,           Суларда қоңдыз,           Туган илем елама,           Қалмасың ялгыз. План работы татаро­башкирского центра. «Йолдыз» Цель: Воспитание человека, готового к сотрудничеству с людьми любых наций и вероисповеданий, умеющего ценить дружбу, беречь мир.  Задачи: 1. Воспитание любви к народным традициям. 2. Возрождение забытых обычаев, обрядов, ритуалов. 3. Знакомство с устным творчеством, приобщение детей к житейской мудрости. 4. Роль трудового воспитания: а) развитие народных промыслов    в) развивать интерес и желание попробовать сделать что­либо своими руками    с) вышивание, бисероплетение, вязание, изготовление женских украшений, шитье    национальных головных уборов ­ Калфака и тюбетейки 5. Народный фольклор:    а) разучивание старинных песен   в) участие в инсценировках, в сюжетно ­ ролевых играх прививать любовь к народным легендам и сказкам. 6. Патриотическое воспитание:   а) поиск ценных материалов, старых фото   в) поиск новых краеведческих материалов (старинной утвари, национальной, одежды, реликвии прошлого, подаренных сельчанами   с) уметь составлять генеалогическое древо 7. Коллективное творчество (фантазия, радуга импровизации). 8. Как можно лучше узнать культурное наследие народов Татарстана, сохранить и развить это наследие «Тайны родного края» «Туган як  серлэре» «Сохранить культурное прошлое- значит сохранить гармонию нового и старого,- сохранить лучшие бытовые и нравственные навыки,…бережно неся в будущее все истинно народное… Каждый из нас несет ответственность за охрану культурной среды и за ее современную жизнь». Лингвист, этнограф, знаток древнерусской литературы и искусства, академик. Д.С. Лихачев              В данное время мы замечаем происходят  процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры . Всеобщий интерес к своим корням у определенных людей и целых народов выражается в самых разных проявлениях: от попыток восстановления старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков "загадочной народной души" до стремления создать или восстановить былую национальную государственность. Человеку важно ощущать себя частью "мы". В этом отношении этнос не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет себе опору в жизни. Американский этнолог Маргарет Мид в исследовании "Культура и мир детства" (285) назвала культуры данных групп своеобразными. Ученый, анализируя особенности подобных культур, дает следующую характеристику: "   Это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе для   них   никакого   иного   будущего,   отличного   от   их   собственного   прошлого.   Прошлое   взрослых   оказывается   будущим   каждого   нового поколения; прожитое ими ­ это схема будущего для их детей... Для того, чтобы сохранить такую культуру, старики были нужны, и не только для того, чтобы иногда вести группы людей на новые места в период голода, но и для того, чтобы служить законченным образцом жизни, как она есть... Ответы на вопросы: "Кто я? Какова суть моей жизни как представителя моей культуры? Как я должен говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать на жизнь, встречать смерть?" (285, с.322­361). Более того, в настоящее время наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей ­ неуклонно повышающийся интерес к своим корням.   Это     является   следствием   международных   конфликтов,   опасности   ядерной   войны   и   экологической   катастрофы.   В   условиях социальной нестабильности уменьшается оптимизм и желание смотреть в будущее. Все больше людей начинают искать защиту и поддержку в стабильных   ценностях   предков.   Именно   поэтому   этнические   общности,   этнические   культуры   приобретают   колоссальное   существенное значение в жизни современного человека. Становление   и   развитие   национальных   систем   воспитания   уходит   своими   корнями   в   далекое   прошлое.   Материнский   язык,   народное творчество, в частности, фольклор, мифология, этническая символика, искусство, семейно­родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие   средства   воспитания,   используемые   народами,   их   национальные   духовно­нравственные   ценности   формировали   у   подрастающих поколений на всем протяжении истории лучшие человеческие качества. В народной педагогике реально действующим центром воспитания является семья. Именно в ней, а также в роду во многих случаях функционирующем как "большая семья", сосредоточено основное богатство содержания,   форм   и   методов   национальной   системы   воспитания.   Под   ее   влиянием   мировоззрение   народа,   его   философия   становятся достоянием подрастающих поколений уже в раннем возрасте. Семья всегда была и остается важнейшим источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой   национальной   системы   воспитания.   Именно   в   этнопедагогике   семьи   в   наибольшей   мере   представлены   духовные,   нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно­эстетические отношения к действительности. Воспитание­вечная категория,   мы обратились к историческому опыту воспитания.   На основе которого поговорим о вечных семейных ценностях .  На их выявление и обоснование  направлен анализ развития этого опыта, его педагогических идей, педагогической культуры. В настоящее   время   актуальным   становится   объединить   процесс   воспитания,   осуществляемых   в   образовательных   учреждениях   и   в   семье, этнической среде, средствами народной педагогики. Отметим, что сохранение традиций, обрядов,  преданность старине рассматривалась чуть ли не как движение назад. А ведь это есть основа духовной преемственности его поколений, этнокультурной непрерывности. И сегодня мы не можем не признать, что духовно­нравственный и трудовой опыт татарского народа, порядок его бытоустройства, его система семейного воспитания чрезвычайно ценны, хотя бы потому, что на протяжении многих веков обеспечивали его жизнеспособность В   разработке   этнических   проблем   семейного   воспитания   мы   опирались   на   труды   Я.А.Коменского,   И.Г.Песталоцци,   А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Т.С.Шацкого, И.Я. Яковлева, Н.М.Охотникова, Г.Т.Тимофеева, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П.Борисенков, Б.З.Вульфов, Т.С.Комарова, В.М. Коротов, Г.Б. Корнетов, Б.Т. Лихачев, СВ. Мягченков, З.Г. Нигматов, В.И. Петрова, Ю.П. Сокольников), исследования по проблемам этнопедагогики (В.Ф. Афанасьев, А.Л. Бугаева, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, Б.А. Кадыров, A.M. Леонов, Ш.А. Мирзоев, Т.Н. Петрова, К.П. Пирлиев, К.Б. Семенов, Н.В. Силистрару, Э.И. Сокольникова, Г.А. Станчинский, М.И. Стельмахович, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков, Е.Л. Христова, З.Б. Цаллагова, И.А. Шоров и др.), работы по проблемам семейного воспитания (Е.А. Аркина, Т.М. Афанасьева, Т.В. Воликова, А.Н. Ганичева, И.В. Гребенников, О.Л.   Зверева,   А.Э.   Измайлов,   В.А.   Кан­Калик,   СВ.   Ковалев,   Т.А.   Куликова,   Ю.А.   Левков,   A.M.   Низова,   И.Г.   Овчинникова,   Д.И. Перфильевская, А.О. Пинт, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.). Многие   вопросы   этнопедагогики   татарского   народа   в   науке     изучены,   однако   традиционная   педагогическая   культура   татарской   семьи, система воспитания в татарской семье, ее прошлое, настоящее, перспективы развития, усиление ее влияния на формирование подрастающих поколений еще не были предметом специального исследования. В настоящее время будущее народа во многом зависит от семьи и семейного воспитания,   поэтому   многостороннее   и   глубокое   исследование   механизмов   взаимодействия   поколений   в   семье,   ее   педагогического потенциала и ресурсов, ее духовных сокровищ и нравственных ценностей в высшей степени актуально. В недавнем прошлом общественное воспитание оттеснило семейное воспитание на второй план, что повлекло за собой невероятно огромные и педагогические, и особенно нравственные потери. Поэтому исторический опыт семейной этнопедагогики татар, теория этнопедагогики семьи приобретают особо важное значение. Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между: воспитательной функцией семьи по приобщению к общечеловеческой и этнонациональной культуре подрастающего поколения и отсутствием знаний   механизмов   трансформации   этих   ценностей;   Отсюда   и   выходит   основная   проблема   исследования:   каковы   история   становления, развития и современное функционирование традиционной педагогической культуры татарской семьи. Цель   исследования:  раскрыть   процесс   исторического   становления,     развития   и   естественного   функционирования   традиционной педагогической культуры татарской семьи для ее творческого использования в практике воспитания в новых национально­региональных и социокультурных условиях. Объект исследования: совокупный историко­этнический и педагогический опыт татарского народа, представленный в трудовых традициях, обычаях и обрядах, праздниках и играх, фольклоре и его преломление в обыденной культуре семейного воспитания татар. Предмет   исследования:  традиционная   педагогическая   культура   татарской   семьи,   ее   сущностные   характеристики   и   современное функционирование; факторы, средства, формы и методы семейного воспитания. Основная гипотеза исследования заключается в том, что традиционная педагогическая культура татарской семьи как целостная  система воспитания   будет   служить   обогащению   практики   семейного   воспитани,   способствовать   становлению   национального   самосознания, сохранению   этнической   общности,   возрождению   и   развитию   ее   самобытности,   формированию   этнического   менталитета   подрастающих поколений, если: *     будет   раскрыта   общечеловеческая   и   национально­этническая   сущность   традиционной   педагогической   культуры   татарской   семьи,   ее общность и взаимосвязь с педагогическими культурами других этносов; * будут выявлены факторы, средства, методы и формы семейного воспитания татар; Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами: 1. Выявить ключевые идеи и обобщить опыт традиционной педагогической культуры татарской семьи 2.   Раскрыть     современное   состояние   традиционной   системы   воспитания   в   татарской   семье,   обосновать   идеал   совершенной   личности   в традиционной системе семейного воспитания      Традиционная педагогическая культура татарской семьи представляет собой этнически целесообразную систему воспитания, которая: ­ на каждом историческом этапе выполняет функции: совокупность идей и приемов по подготовке подрастающего поколения к жизни,  традиции, обычаи и обряды, регламентирующие его воспитание,  детский фольклор, колыбельные и игровые песни, Наше   исследование   опиралось   на     труды   отечественных   и   зарубежных   исследователей.   Исследование   осуществлялось   в   контексте этнопедагогики   татарского   народа   (З.Г.   Нигматов,   Р.А.   Низамов,   Р.Ш.   Маликов,   Г.В.   Мухаметзянова,   Я.И.   Ханбиков,   Д.С.Ягафарова). Документальной основой явились и архивные источники, сообщения информантов и респондентов, включая ответы на анкеты. Наблюдения за отдельными семьями осуществлялись при содействии респондентов (информантов) и охватывали около 16 лет. Очень тесно и плодотворно мы работали с семьей Яхиных Рамиля Утагуловича и Идии Янбаевны и их девочками. На примере старшей дочери Регины, которая в 4 года выступала   на   сцене   областной   филармонии   города   Костаная   и   сейчас   ей18   лет.   Использование   воспоминаний   и   "воспоминания   в воспоминаниях"   как   этнопедагогического   жанра   позволило   существенно   расширить   временной   период   исследования   действия   формулы Г.Н.Волкова   ­   "полный   педагогический   цикл"   ­   "Каждый   рождается   внуком   ­   умирает   дедом".   Использование   этого   метода   позволило проследить их постепенное перерастание в семейные традиции и предания. Основные этапы исследования. Первый   этап   (1995­1999гг.)   носил   поисково­эмпирический   характер.   Изучались   теоретические   аспекты   проблемы,   анализировалась специальная   литература.   Изучался   и   обобщался   передовой   опыт   использования   традиционной   педагогической   культуры   в   семейном воспитании.   Проводилось   моно   наблюдение   за   семьями   с   учетом   взаимодействия   трех   поколений   и   с   частичным   восстановлением генеалогического древа наблюдаемых семей и родов. На втором этапе (1999­2007 гг.) семейное воспитание исследовалось в связи с историей развития татарского народа. Изучались   обычаи и традиции татарского народа. Важное место на этом этапе заняла опытно­экспериментальная работа. Третий   этап     был   посвящен   проверке   и   обобщению   результатов   исследования,   разработке   теоретических   выводов   и   практических рекомендаций. Научная новизна и теоретическая значимость:  научно обоснован концепт "традиционная педагогическая культура семьи" как: сфера материальной и духовной жизни народа связана прямо и непосредственно с воспитанием детей  Практическая значимость исследования. Результаты исследования способствуют обогащению курсов по общей и этнической педагогике. Они окажут помощь родителям в Татарстане и Казахстане и других регионах в деле совершенствования семейного воспитания, а школе, педагогам   ­   в   педагогическом   просвещении   родителей,   помогут   организации   их   взаимодействия   в   этнопедагогизации   всего   процесса воспитания, пропаганде идей народной педагогики среди населения. Достоверность   и   обоснованность   результатов   исследования   обеспечивается   четкостью   подходов   к   решению   поставленных   задач, использованием   взаимодополняющих   методов,   наличием   многообразного     материала,   почерпнутого   из   научно­литературных,   архивных источников,  из  реальной  современной практики воспитания  подрастающих  поколений,  сочетанием обобщения этой  практики  с опытной работой. Основные положения данной работы прошли апробацию на семинарах, "круглых столах", родительских конференциях и собраниях, встречах­беседах с представителями системы народного образования. По данной теме опубликовано более 20 методических разработок (это и доклады,  и разработки мероприятий, выступлений нашего татаро­ башкирского центра "Йолдыз" . На моем сайте № 50983 проекта инфоурок представлен плодотворный   материал работы нашего центра, многолетний   опыт   работы   и   разработаны   интересные   методические   разработки     национальных   праздников,   которые   помогут   молодому поколению в работе, а они в свою очередь будут передавать следующему поколению, чтобы на забывались наши обычаи, обряды, ритуалы. Так как семейное воспитание основано на традициях народной педагогики. Как замечательно воспринимают это дети, как интересуются жизнью наших предков. Да и мы, взрослые узнаем много и ценного.       Реализация целей исследования и его внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, включающих интересные методические разработки мероприятий, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, его цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость.     В первой главе "Исторические и педагогические основы становления традиционной педагогической культуры татарской семьи" выявлено влияние     прошлого   на   становление   и   развитие   традиционной   педагогической   культуры   татарского   народа,   дана   социально­этническая характеристика   татарского   народа   и   его   традиционная   система   домашнего   воспитания,   и   проанализировано   современное   состояние разработки исследуемой проблемы. Во   второй   главе   "Традиционная   педагогическая   культура   татарской   семьи"   раскрыты   сущностные   характеристики   традиционной педагогической культуры, представленные факторы и средства татарской народной педагогики рассматриваются как основа традиционной педагогической культуры семьи, анализируется комплекс качеств совершенного человека с точки зрения идеала воспитания в татарской семье. В   третьей   главе   "Функционирование   татарской   семьи"     определено   этнопедагогическое   пространство   татарской   семьи,   прослежены особенности  семейного уклада  и  психолого­педагогической  культуры  родителей,  осуществлен   дифференцированный  подход к  изучению татарской семьи и намечены новые подходы к организации эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. В заключении обобщены и излагаются основные теоретические положения и выводы проведенного исследования. В исследовании традиционной педагогической культуры татарской мы опирались на принципиальные установки К.Д.Ушинского о том, что ".народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания", "в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих" и "воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что­либо другое". Развитие   традиционной   педагогической   культуры   татарского   народа   проходило   в   составе   четырех   государственных   образований: Волжско­Камской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и России. В ходе нашего исследования были вскрыты определенные тенденции в развитии традиционной педагогической культуры татарского народа (начиная с X в. ­ начало XX вв.): с X ­XVI вв. традиционная педагогическая культура татарского народа основывается на исламскую религию, отражает ее идеологию, как в духовной, так и в материальной культуре и формируется под ее непосредственным влиянием. Истоки татарской   педагогической   культуры,   в   том   числе   и   семейной,   следует   искать   в   культурном   наследии   древнейших   этнических   предков ­тюркоязычных племен, появившихся в Поволжье в VII ­ VIII вв. В   современных   условиях   нестабильности   в   обществе   и   кризисных   явлениях   в   семье   традиционная   педагогическая   культура,   являясь средством   самосохранения   любой   этнической   группы,   выступает   как   определяющее   звено   эффективности воспитательного процесса. Приобщение подрастающего поколения к традиционной системе воспитания помогает сформировать высоконравственный тип личности. Территория, которую исторически занимает татарский народ, является полиэтнической , на ней проживает множество других народов, мирно сосуществуют представители разных конфессий. Эта особенность также наложила свой отпечаток на систему семейного воспитания татар. В ходе   проведенного   исследования   мы   пришли   к   выводу,   что   в   полиэтнической   среде   ребенок   подвергается   также   влиянию   взрослых, принадлежащих   к   чужой   культуре.   Традиционной   педагогической   культуре   татарской   семьи   свойственны   также:   массовость   или вовлеченность всех членов семьи, рода и общины в дело воспитания, коллективный характер воспитания. Среди   сокровищ   педагогической   мудрости   татар   идея   совершенного   человека,   ориентация   на   лучшие   качества   занимают   одно   из основных   мест.   Народом   ценятся   такие   качества,   как: трудолюбие,   стремление   к   знаниям,   честность,   храбрость,   уважение   к   старшим, ответственность, любовь к родине, великодушие, доброта, скромность и др. Исследование многочисленных источников и монографическое наблюдение за семьями показывает, что в трудовых семьях даже домашняя атмосфера строилась так, чтобы жизнь ребенка, начиная с игры, была проникнута трудом. Оптимальность трудового воспитания детей в татарской   семье   обеспечивается:   примером   родителей;   его   ранним   началом;     особой   естественной   склонностью   ребенка   действовать, работать, трудиться, непосредственным его участием в посильном труде. Исследование проблемы подтвердило, что как этнопедагогика в целом, так и выработанные ею принципы народности и природосообразно­ сти,   должны   занять   видное   место   в   воспитании   подрастающего   поколения.   Именно   народная   педагогическая   мудрость   и   народные воспитательные средства ­ родное слово, фольклор, национальные традиции, народное искусство, создававшиеся веками, семейно­бытовая культура,   неиссякаемое   педагогическое   творчество   трудящихся   ­   являются   тем   неисчерпаемым   источником,   который   при   его   полном использовании может внести значительный вклад в обогащение педагогической науки, в осуществление подлинно демократических реформ, в упрочение   творческого   союза   семьи   и   школы,   в   решение   современных   воспитательных   проблем,   связанных   с   семейной и школьной педагогикой,   ее   истинно   народной   духовно­нравственной   основы,   надежного   и   проверенного   залога   всестороннего   развития личности, гуманистического воспитания человека Список литературы  1. Абакарова P.M. Адат как нравственный принцип в системе этнокульту­ры //Мир на Северном Кавказе через образование и культуру. Симпозиум 1. ­ Пятигорск: Изд­во ПГЛУ, 1996. ­ С. 78­79. 2. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань, 1976. ­ 319 с. 3. Абуль­Гази. Родословное древо тюрков /Пер. Г.С.Саблукова. Казань, 1906.­ 155 с. 4. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: Изд­во СГПИ, 1993.­ 155 с. 5. Агаев А.Б. Женщина по исламу и в исламе. Ташкент, 1901. ­ 89 с. 6. Агапова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. ­М., 1995.­ 114 с. 7. Агишев Я. Народный поэт Г. Тукай. Казань, 1961. ­ 121 с. 8. Абуль­Гази. Родословное древо тюрков /Пер. Г.С.Саблукова. Казань, 1906.­ 155 с. 9. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: Изд­во СГПИ, 1993.­ 155 с. 10. Ю.Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. ­ 607 с. 11. П.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1992. ­ 258 с. 12. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. Махачкала, 1986. ­ 290 с. 13. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов //Духовная культура и этническое самосознание наций /Под ред. 14. Л.М.Дробижевой. М.: Институт этнографии АН СССР, 1990. ­ Вып. 1 ­ С.12­38. 15. Аль­Мансури И. Мусульманские праздники и обряды. М.: Изд.­во "Леном", 1998. ­ 176 с. 16. Аль­Маудуди А. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993.­ 96 с. 17. Аль­Хашими М. Личность мусульманина. Пер. с араб. М.: ПИК ВИНИТИ, 1999.­414 с. 18. Аминев Ю. Сборник башкирских и татарских песен. /Записки Оренбургского отделения Русского географического общества. 1870, вып. 1.­С. 150­230. 19. Аминов A.M. Татарская и русская народная культура. Казань, 1998. ­126 с. 20. Амирхан Ф. Татарка. Избр. произведения. М.: Худ. лит­ра, 1959. ­270 с. 21. Амирханов P.M. Татарская социально­философская мысль средневековья (XIII сер. XVI вв.): В 2 т. ­ Казань, 1993. 22. Анастасиев А.И. Очерки истории педагогики. Казань, 1903. ­ 47 с. 23. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1913. ­ 150 с. 24. Аноров П.А. Нравы и обычаи чувашей. //Сын отечества. 1838. ­ Т. 3. ­170­177 с. 25. Антонов А.И. Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр обще человеческих ценностей, 1995. ­ 210 с. 26. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. ­М.: ИСИ АН СССР, 1990. 170 с. 27. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.: Изд. дом "Грааль", 2000. ­ 112 с. 28. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд­бо МГУ, 1996.­ 189 с. 29. Антонов Е.В., Раевский Д.С., Чвырь Л.А. Традиционная культура: содержание, понятия и этапы эволюции //Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987. ­ С.24 ­ 26. 30.   Антология   педагогической   мысли   Древней   Руси   и   Русского   государства   Х1У­ХУП   вв./Сост.   С.Д. Бабушкин,   Б.Н.   Митюров.   М.: Педагогика, 1985.­236 с. 31.   Апаков   М.   Рассказы   крещеных   татар   дд.   Тавелей   и   Алексеевского   выселка,   Ямашевского   прихода,   Чистопольского   уезда,   о происхождении киреметей. Известия по Казанской епархии. 1876 г. ­ № 11.­ С.322­337. 32. Арабов Иноятуло. Воспитание семьянина в педагогике таджикского народа. (Историко­педагогические исследования). 1992. 210 с. 33. Арзамасцев М.П. Несколько преданий чувашей и татар Чебоксарского уезда. Известия Общества археологии, истории и этнографии. ­ИОАИЭ. Т.З. ­ 1880­1882. ­ С. 285­290. 34. Армянские народные сказки. Ереван, 1965. ­ 219 с. 35. Арсалиев Ш.М.­Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: Прометей, 1998.­286 с. 36. Артемьев А. Сабан или джиин. //Москвитянин. 1850. ­ Ч.З. ­ № 11. ­С.57­62. 37. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: ЛГИК им. Н.Крупской, 1977.­С. 14­15. 38. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.­ М.: Наука, 1989.­204 с. 39. Архимандрид Всеволод. Религиозная культура в Республике Татарстан на пороге нового тысячелетия /Культура мира: от утопии к реальности. ­Казань: ООО Абак­Услуги, 1999. С. 214. 40. Аршавский В., Ротенберг В. Почему в гадком утенке мы не видим белого лебедя //Alter Ego, 1991. № 2. ­ С. 44 ­ 48. 41. Ахмаров Г. О языке и народности мишарей. ИОАИЭ. ­1903. ­ Т. 19. ­Вып. 2.­С. 91­160. 42. Ахмаров Г.Н. Свадебные обряды казанских татар. ИОАИЭ, XXIII. ­Вып. 1. ­ С.1­38. 43. Ахиаров Г.Н. Татары и их происхождение. ИОАИЭ, XXIII. ­ Вып. 5. ­С. 340­364. 44. Ахметзянов М. И это называется историей народа? //Татарстан. 1994. ­№5­6.­С. 22­23, С. 18­20. 45. Ачильдиева Е.Ф. Девочки подростки: Самооценка и взгляд в будущее (Влияние семьи) //Женщины России ­ вчера, сегодня, завтра. ­ М., 1994. ­ С. 90­95. 46. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России. //Семья в России. 1994. ­ № 2. ­ С. 102­117. 47. Ашмарин Н.И, Чувашская свадьба. "Этнографическое обозрение", 1890, ч. 2.­159 с. 48. Баженов Н.К. Казанская история, ч. 1­3. Казань, 1847. 49. Баласагунский Ю. Наука быть счастливым /Пер. Н. Гребнева. — М., 1971.­с. 415 с. 50. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. ­189 с. 51. Безант Анни. Древняя мудрость (Очерки теософических учений). М., СПб.: Интеграф Сервис, 1992.­201 с. 52. Безлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности //Семья в России. 1994. ­ № 1. ­ С. 3­11. 53. Белов В.И. Лад (очерки о народной эстетике). М.: Молодая гвардия, 1982.­ 122 с. 54. Бергсон А. Материя и память.­ М., 1992. 230 с. 55. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1918. ­ 240 с. Историческая справка. В августе 1995 года было зарегистрировано общественное объединение «Татаро­башкирский национально­ культурный центр «Йолдыз. На сегодняшний день руководителем  центра является Хасенова Сания Рахимжановна. Цель – осуществление культурно­просветительской, общественной, научной и экономической деятельности, направленной на сохранение  среди татар и башкир культурных и духовных достижений татарского, башкирского, казахского и других этносов Республики Казахстан. Основные направления деятельности: ­поддержка творческой самодеятельности; ­развитие всестороннего сотрудничества с другими этнокультурными объединениями; ­утверждение и развитие лучших традиций, обычаев, обрядов татарского и башкирского народа; ­создание необходимых условий для изучения татарского и башкирского языка, истории, литературы, искусства, различных ремесел. Ресурсная база. На сегодняшний день объединение представляет интересы тысячи татар и башкир, проживающих в селе Кенарал. Главной традицией является  огромное уважение к старшему поколению.  Демонстрацию творческого наследия татар и башкир проводит коллектив  под руководством Табунщик О. Активная деятельность учащихся  нашей школы способствует прогрессивному, новаторскому подходу к пропаганде бережного отношения к истории и культуре своего народа.  Проводятся тематические встречи, вечера, флешмобы, основной задачей которых является объединение молодого поколения. Культура ­ это созидание, а не разрушение. Статус культуры ­ показатель общества. Это имеет прямое отношение и к традиционной культуре воспитания, которая составляет "мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры" (97). Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Поэтому традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Интеллектуальная и культурная история народа, она развивается на   основе   преемственности   идейных   и   культурных   традиций,   идущих   из   глубины   веков,   изменить   которую   гораздо   сложнее,   нежели общественные условия жизни носителя этих традиций Народная педагогика воспитывает людей в духе сложившихся традиций во времени и пространстве. Время этого непрерывного процесса (традиции народа, его ценности не создаются одним поколением) ­ жизнедеятельность многих поколений, сменяющих друг друга, в ходе которой у автохтонного населения формируется, по Л.С.Выготскому, натуральный ряд развития, т. е. прошлый культурно­исторический опыт.  Семейное  воспитание,  определяющим  звеном  которого  является  передача   социально­исторического  опыта  эмоциональных  и рациональных  отношений между  людьми  с  приоритетом  воспитания  нравственных,  духовных  и гуманистических  ценностей.  На первый  план  выступает  ориентация  детей  и   молодежи  на  общечеловеческие  и  национальные  ценности,  созданные  на   основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения  и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду  причин: 1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за  младшими братьями и сестрами. 2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.  3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль». Моя задача ­   как задача классного руководителя всеми доступными  средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры ребенка, в создании эмоционально­благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. К примеру в моем классе шесть человек из многодетных семей, с некоторыми работаю по несколько лет, мы хорошо знаем друг друга и что скрывать жизнь в деревне как на ладони. И иногда родители бывают откровенны, рассказывая и о личной жизни, так как некоторые проблемы решаются через призму понимания и откровения. В нашей школе для создания тесной взаимосвязи с родителями были созданы Совет родителей и Совет отцов. В их состав на добровольной  основе вышли люди, которые с удовольствием идут на помощь школе, участвуют в жизни школы (внеклассные и классные мероприятия),  подают пример тем, кто старается отлынивать от совместного воспитания. Помимо этого социальный педагог, классные руководители,  администрация школы еженедельно посещают многодетные семьи, для того чтобы оказывать предусмотрительную помощь, поддержку.  Объединению семьи и школы, родителей и детей проводятся спортивные мероприятия, туристические походы, где дети по ­другому смотрят  на них, что они также как и они были когда­ то детьми, умеют прыгать, бегать и т. д. Ежегодно проводится акция "Дорога в школу" и "Забота" с целью выявления детей, уклоняющихся от обучения и оказания помощи семьям,  попавшим в трудную жизненную ситуацию. В этом году установленным упор на действие с отцами, учащихся. Проект назван " Отцовское воспитание­ это важно!". В связи с тем, что в  последнее время воспитанием детей в основном занимаются мамы, а папы ссылаются на занятость, мы запустили этот проект в действие.  Проведены ряд мероприятий с участием пап, круглые столы, родительские собрания. Совет отцов оказал содействие. На первый круглый стол явка с процентом соотношения составила 10%. На второй 55%. Радует, что папы находят время для своих детей и школы. Кто знает может  нам удастся применить ситуацию, и вырастить поколение, в достаточной мере обеспеченное вниманием, заботой и любовью со стороны  школы, так и со стороны родителей, как мам так и пап.

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"

Программа по формированию семейных ценностей через НКЦ "Йолдыз" в рамках реализации национальной идеи "Мәңгілік Ел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2017