Программа по Информатике 9 класс. Программа рассчитана на 68 учебных часа. В программе отведено 35 часов на изучение теоретического материала. 31 часов для проведения практических работ и 2 часа на проведения контрольных работ. В ходе реализации данной рабочей программы рекомендуется использовать учебник Семакина И.Г.
9.doc
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012.№273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
2. Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым»;
3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержденный
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации) от 05 марта 2004
года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего
образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009
№320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
4. Фундаментального ядра содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М.
Кондакова, М.: Просвещения, 2009;
5. Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным
технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004), опубликованной в
сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 211 классы:
методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.2е изд. . – М. :БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012 г.»
6. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России:
учебное издание/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.М.:Просвещение,2014;
В ходе реализации Рабочей программы будет использован учебник по информатике Семакин
И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник
для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, и Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков
С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014.
В связи с проведением школьного этапа всероссийской олимпиады по информатике и ИКТ в
октябре, а муниципального ноябредекабре в данной рабочей программе темы «Управление и
алгоритмы », «Программное управление работой компьютера» перенесены для изучения в первом
семестре.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе:
Учащиеся должны знать/понимать:
• что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
• назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи,
модемов, серверов, клиентов, протоколов;
• назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций,
файловых архивов и др;
• что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
• что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
• какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные,
вербальные, математические).
• что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
• что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
• структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
• что такое логическая величина, логическое выражение;
2 • что такое логические операции, как они выполняются.
• что такое электронная таблица и табличный процессор;
• основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и
способы их идентификации;
• какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с
формулами;
• основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в
электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
•
• что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
• сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной
связи в этой схеме;
• что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
• в чем состоят основные свойства алгоритма;
• способы записи алгоритмов: блоксхемы, учебный алгоритмический язык;
• основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
• назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод
последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
• основные виды и типы величин;
• назначение языков программирования и систем программирования;
• что такое трансляция;
• правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
• последовательность выполнения программы в системе программирования.
• основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
• историю способов записи чисел (систем счисления);
• основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
• в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять обмен информацией с файлсервером локальной сети или с рабочими станциями
одноранговой сети;
• осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы;
• осуществлять просмотр Webстраниц с помощью браузера;
• работать с одной из программархиваторов.
• приводить примеры натурных и информационных моделей;
• ориентироваться в таблично организованной информации;
• описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
• открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
• организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
• сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
• создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы:
копирование, удаление, вставку, сортировку;
• получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
• создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
• при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
• пользоваться языком блоксхем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке;
3 • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
• составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
• выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
• работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
• составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
• составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
• отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
• регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми
нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических
(электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блоксхем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов.
Раздел 3. Содержание учебного курса
1. Управление и алгоритмы – 11 час.(5+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя,
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Практическая работа №1
Практическая работа №2 «
Практическая работа №3
«Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «
Практическая работа №5 «
алгоритма. Использование ветвлений».
Итоговая практическая работа №6 «
Работа с циклами».
Использование метода последовательной детализации для построения
«Работа с учебным исполнителем алгоритмов».
П остроение линейных алгоритмов».
Итоговое задание по алгоритмизации».
2.
Программное управление работой компьютера – 14 час.(7+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и
вывод данных.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных
операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных –
массив. Способы описания и обработки массивов.
4 Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа № 7
«Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка,
выполнение, тестирование»
Практическая работа № 8 «
Разработка программы на языке Паскаль с использованием
операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».
Практическая работа №9 «
Разработка программы на языке Паскаль с использованием
оператора ветвления и логических операций»
Практическая работа № 10
«Разработка программ
c использованием цикла с
предусловием».
Практическая работа № 11
Практическая работа № 12
«Разработка программ обработки одномерных массивов».
«Разработка программы поиска числа в случайно
сформированном массиве».
Итоговая практическая работа № 13 «Решение задач на обработку массивов».
3. Информационное моделирование – 6 час.(5+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.
Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного
моделирования.
Практика на компьютере:
информационных моделей
работа с демонстрационными примерами компьютерных
Практическая работа №14 «
имитационной моделью»
Проведение компьютерных экспериментов с математической и
4. Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые
архивы и пр. Интернет.
WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета.
Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена
файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с
браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя
отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов,
документов).
Создание простой Webстраницы с помощью текстового процессора.
Практическая работа№15. «
файлами».
Практическая работа№16
«Работа с электронной почтой»
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена
5 WWW
: использование
URL
адреса и гиперссылок,
«Поиск информации в Интернете с использованием поисковых
Практическая работа № 17
«Работа с
сохранение информации на локальном диске».
Практическая работа № 18
систем»
«Создание простейшей
Web
Практическая работа № 19
редактора»
Итоговая практическая работа № 20 по теме «Интернет»
страницы с использованием текстового
5. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы
полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и
редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции.
Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы
поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями
поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы
данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в
Интернете).
Практическая работа № 21
Практическая работа № 22
компьютере»
Практическая работа № 23 «
Практическая работа № 24
Практическая работа № 25
изменение».
Практическая работа №26
Формирование простых запросов к готовой базе данных»
«Формирование сложных запросов к готовой базе данных».
«Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на
«Использование сортировки, создание запросов на удаление и
«Назначение СУБД».
«Создание БД»
6.
Табличные вычисления на компьютере – 12 час (7+5)
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты,
числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с
электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных
данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение
задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами
электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных
графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Практическая работа № 27
Практическая работа №28
Практическая работа №29
функций. Сортировка таблиц».
«Работа с готовой электронной таблицей».
«Использование абсолютной адресации».
«Использование встроенных математических и статистических
6 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических
Эксперимент с данной информационной моделью в среде
Практическая работа №30
функций и условной функции
».
П рактическая работа № 31 «
электронной таблицы».
7. Информационные технологии и общество 4 час.(3+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об
информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые
нормы в информационной сфере.
Раздел 4. Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Учебные
часы
Контрольная
работа, ч.
Практическая часть
1
2
3
4
5
6
7
Управление и алгоритмы
Программное управление
работой компьютера
Информационное
моделирование
Передача информации в
компьютерных сетях
Хранение и обработка
информации в базах данных
Табличные вычисления на
компьютере
Информационные
технологии и общество
Итого
11
14
6
10
12
12
3
68
1
1
2
6
7
1
6
6
5
31
Раздел 5. Календарнотематический план
№
ур
ок
а
1
2
№ п/п
Наименование разделов и тем
Планируе
мая дата
проведени
я урока
Фактичес
кая дата
урока
Всего
часов
1. Управление и алгоритмы. 11 часов
1.1
Техника безопасности.
Кибернетическая модель управления.
1.2
Практическая работа №1 «Работа с учебным
1
1
7 № п/п
Наименование разделов и тем
№
ур
ок
а
Планируе
мая дата
проведени
я урока
Фактичес
кая дата
урока
Всего
часов
3
1.3
исполнителем алгоритмов».
Метод
Вспомогательные
последовательной детализации и сборочный
метод.
Практическая работа №2
«Построение линейных алгоритмов»
алгоритмы.
4
1.4
Практическая работа №3
5
6
7
8
9
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
«Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: использование вспомогательных
алгоритмов».
Управление с обратной связью.
Управление с обратной связью
Практическая работа №4 «Работа с
циклами»
Ветвления.
детализации.
Использование двухшаговой
Практическая работа №5 «Использование
метода последовательной детализации для
построения
Использование
ветвлений».
алгоритма.
10
11
1.10
1.11
Итоговая практическая работа №6
«Итоговое задание по алгоритмизации»
Управление и алгоритмы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2. Программное управление работой компьютера. 14 часов
12
2.1
13
14
2.2
2.3
15
2.4
Алгоритмы работы с величинами. Двоичная
система счисления.
Представление чисел в памяти компьютера
Возникновение и назначение языка Паскаль.
Структура программы на языке Паскаль.
Практическая работа № 8 «Работа с
готовыми программами на языке Паскаль:
отладка, выполнение, тестирование»
16
2.5
Оператор ветвления.
1
1
1
1
1
8 №
ур
ок
а
17
№ п/п
Наименование разделов и тем
2.6
Практическая работа № 9 «Разработка
программы на языке Паскаль с использованием
операторов ввода, вывода, присваивания и
простых ветвлений».
18
19
2.7
2.8
20
21
22
23
2.9
2.10
2.11
2.12
24
2.13
Логические операции на Паскале
Практическая работа № 9 «Разработка
программы на языке Паскаль с
использованием оператора ветвления и
логических операций».
Циклы на языке Паскаль.
Практическая работа № 10 «Разработка
программ c
использованием цикла с
предусловием».
Одномерные массивы в Паскале.
Практическая работа № 11 «Разработка
программ обработки одномерных массивов».
Практическая работа № 12 «Разработка
программы поиска числа в случайно
сформированном массиве».
25
2.14
Практическая работа № 13 «Решение задач
на обработку массивов».
Планируе
мая дата
проведени
я урока
Фактичес
кая дата
урока
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3. Информационное моделирование. 6 часов
26
27
3.1
3.2
28
3.3
29
30
31
3.4
3.5
3.6
Моделирование. Табличные модели.
Информационное моделирование на
компьютере
Практическая работа №14 Проведение
компьютерных
с
математической и имитационной моделью
экспериментов
Информационное моделирование»
Урок обобщения и систематизации знаний по
теме «Информационное моделирование»
Контрольная работа № 1 «За 1 полугодие»
1
1
1
1
1
1
9 №
ур
ок
а
32
33
34
35
№ п/п
Наименование разделов и тем
Планируе
мая дата
проведени
я урока
Фактичес
кая дата
урока
Всего
часов
4. Передача информации в компьютерных сетях. 10 часов
4.1
4.2
4.3
4.4
Компьютерные сети
Скорость передачи данных
Аппаратное и программное обеспечение сети
Практическая работа№15« Работа
в
локальной сети компьютерного класса в
режиме обмена файлами».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
4.5
Электронная почта, телеконференции, обмен
файлами
Практическая работа№16 «Работа с
электронной почтой»
37
4.6
38
4.7
39
4.8
40
4.9
информации
Интернет. Служба World Wide Web. Способы
поиска
Интернете
Практическая работа № 17 «Работа с WWW:
использование URLадреса и гиперссылок,
сохранение информации на локальном диске».
в
Понятие браузера
Способы поиска информации в Internet.
Поисковые системы. Основные понятия при
работе с WWW: Webсервер, Webстраница,
Webсайт.
Гиперссылки и гипермедиа.
Язык запросов Практическая работа № 18
«Поиск информации в Интернете с
использованием поисковых систем»
Создание простейшей
использованием текстового редактора
Webстраницы с
Практическая работа №19
«Создание
простейшей Webстраницы с использованием
текстового редактора»
41
4.10
Практическая работа № 20
«Интернет»
по теме
5. Хранение и обработка информации в базах данных. 12 часов
42
5.1
Понятие базы данных и информационной
системы.
1
10 №
ур
ок
а
43
№ п/п
Наименование разделов и тем
5.2
Практическая работа № 21 «Назначение
СУБД».
44
5.3
45
5.4
46
5.5
47
5.6
48
5.7
49
5.8
50
5.9
Проектирование однотабличной базы данных.
Форматы полей.
Практическая работа №22 Проектирование
однотабличной базы данных и создание БД на
компьютере.
Условия поиска информации,
логические выражения.
простые
Практическая работа № 23 Формирование
простых запросов к готовой базе данных.
Логические операции.
поиска.
Сложные условия
Практическая работа №24 Формирование
сложных запросов к готовой базе данных.
Сортировка записей, простые и составные
ключи сортировки
51
5.10
Практическая работа №25 «Использование
сортировки, создание запросов на удаление и
изменение».
52
5.11
Хранение и обработка информации в базах
данных.
53
5.12
Практическая работа № 26 «Создание БД»
Планируе
мая дата
проведени
я урока
Фактичес
кая дата
урока
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6. Табличные вычисления на компьютере. 12 часов
54
6.1
55
56
57
58
6.2
6.3
6.4
6.5
Двоичная система счисления. Представление
чисел в памяти компьютера.
Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчёты и электронные таблицы.
Практическая работа № 27 «Работа с
готовой электронной таблицей»
Абсолютная и относительная адресация.
Понятие диапазона.
1
1
1
1
1
11 Планируе
мая дата
проведени
я урока
Фактичес
кая дата
урока
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
Практическая работа №29 «Использование
встроенных
и
Сортировка
статистических функций.
таблиц».
математических
Деловая графика. Логические операции и
условная функция.
Практическая работа №30 «Построение
графиков и диаграмм.
Использование
логических функций и условной функции».
Математическое
использованием электронных таблиц
моделирование
с
Итоговая практическая работа № 31
«Эксперимент с данной информационной
моделью в среде электронной таблицы».
Зачёт по теме «Табличные вычисления на
компьютере».
Контрольная работа № 2 «За год»
№
ур
ок
а
59
№ п/п
Наименование разделов и тем
6.6
Практическая работа №28 «Использование
абсолютной адресации»
60
6.7
61
6.8
62
6.9
63
6.10
64
65
66
67
68
6.11
6.12
7.1
7.2
7.3
Всего
7. Информационные технологии и общество. 3 часа
Предыстория информатики.
История ЭВМ и ИКТ.
Основы
Информационная безопасность
социальной
информатики.
1
1
1
68
12
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Программа по информатике 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.