Программа по настольному теннису.

  • Разработки курсов
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по настольному теннису для обучающихся рассчитанная на 1 год обучения. В программу включены разделы: правила техники безопасности поведения в спортивном зале, история развития настольного тенниса, правила игры в настольный теннис и практические занятия. Программа составлена для начинающих заниматься настольным теннисом.Программа по настольному теннису для обучающихся рассчитанная на 1 год обучения. В программу включены разделы: правила техники безопасности поведения в спортивном зале, история развития настольного тенниса, правила игры в настольный теннис и практические занятия. Программа составлена для начинающих заниматься настольным теннисом.
Иконка файла материала Программа теннис.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «____________ » Рассмотрена на заседании МО Председатель МО  ________\ \ «____»___________201 г. Согласовано Зам. директора ___________\ \ «____»____________201 г. Утверждено Директор ________\ \ «___»______________201 г. Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности секции «Настольный теннис».1. Пояснительная записка. Образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего  образования второго поколения и соответствует федеральному компоненту  государственного стандарта общего образования (приказ №1089 Минобразования  Российской Федерации от 5 марта 2004 г.), отвечает положениям Закона «Об образовании»,  основным положениям Концепции содержания образования обучающихся в области  физической культуры (2001 г.), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329­ФЗ; составлена в соответствии сСанитарно ­ эпидемиологическими  требованиями, правилами и нормативами  к учреждениям дополнительного образования  детей (Сан Пин 2. 4. 1251­ 03), с Типовым положением об  образовательном учреждении  дополнительного образования детей (ред. Постановление правительства РФ от 26. 06.2012  №504.)                             Кроме того, содержание  программы  основано  на положениях  следующих нормативных правовых актов Российской Федерации: Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.              Занятия настольным теннисом в школе способствуют повышению роли физической культуры   в   воспитании   современных   школьников,   укреплении   их   здоровья,   увеличения объема   двигательной   активности   обучающихся,   развития   их   физических   качеств   и совершенствования   физической   подготовленности,   привития   навыков   здорового   образа жизни.                                                 Цели и задачи программы.               Игра   в   настольный   теннис   направлена   на   всестороннее   физическое   развитие   и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально­ волевых качеств. Цель программы ­ углубленное изучение спортивной игры настольный теннис. Основными задачами программы являются: 1.  Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни. 2.  Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. 3. Приобретение необходимых теоретических знаний 4. Овладение основными приемами техники и тактики 5.   Воспитание   воли,   смелости,   настойчивости,   дисциплинированности,   коллективизма, чувства дружбы. 6. Привитие учащимся организаторских навыков.  7. Подготовка учащихся к соревнованиям. За основу при разработке образовательной программы спортивной секции «Настольный теннис» была взята программа Барчуковой Г.В., Журавлевой А.Ю. Физическая культура. Настольный теннис, 2013 г. 2. Общая характеристика.                    Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно   среди   детей   и   подростков.   С   помощью   естественных   движений, сопровождающихся   волевыми   усилиями,   оказывает   разностороннее   воздействие   на психическую,   физиологическую   и   двигательную   функции   человека.   Выполняя   большое количество   разнообразных   движений   в   различном   темпе,   направлениях,   с   различным напряжением,  обучающийся   получает   благотворное   воздействие   на   внутренние   органы   и системы организма. Освоение обучающихся способам хватки ракетки, выполнения основныхударов   по   мячу,   техники   передвижений,   а   так   же   технико­тактической   направленности игровых  действий в настольном теннисе.           В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Основной формой организации занятий  в образовательном учреждении является внеурочная форма. Занятие состоит из упражнений с мячом   и   ракеткой   которые   способствуют   не   только   развитию   физических   качеств   и формированию   сложнокоординационныхловкостных   двигательных   действий,   но   и повышению эмоциональной составляющей.        Занятия проводятся с помощью различных организационных форм: ­  групповая форма обучения  создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений; ­  индивидуальная   форма   обучения:   обучающиеся   получают   задания   и   работают самостоятельно,   что   даёт   возможность   воспитывать   у   них   чувство   самоконтроля   и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, педагог может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого воспитанника; ­  фронтальная   форма   обучения  позволяет   одновременно   контролировать   выполнение задания   всех   занимающихся,   так   как   одно   и   то   же  упражнение   выполняется   всеми одновременно. Программа   предназначена   для   обучения   настольному   теннису   детей   с     9   лет. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в спортивную секцию: принимаются все желающие.  Наполняемость в группах составляет 15 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения — 34 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут. Ожидаемые результаты.   Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах обучающихся.   Эти   качественные   свойства   проявляются,   прежде   всего,   в   положительном отношении   обучающихся   к   занятиям   двигательной   (физкультурной)   деятельностью, накоплении   необходимых   знаний,   а   также   в   умении   использовать   занятия   настольным теннисом   для   удовлетворения   индивидуальных   интересов   и   потребностей,   достижения личностно   значимых   результатов   в   физическом   совершенстве.   При   занятиях   настольным теннисом стимулируется работа сердечно­сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно­силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно   меняющихся   игровых   условиях,   концентрация   внимания   и   распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит   общее   укрепление   и   оздоровление   организма.   Дети   учатся   понимать собственное   тело,   управлять   им,   что   помогает   избежать   травмоопасных   ситуаций   на переменах   и   при   всех     видах   физической   активности.   Соревновательный   элемент   в настольном теннисе  способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает   целеустремленность   и   бойцовские   качества.   Настольный   теннис   позволяет выразить   себя   как   индивидуально,   так   и   как   игрока   команды.   Способствует   развитию уверенности   в   себе,   умению   ставить   и   решать   двигательные   задачи.   Через   усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания. Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно­практической деятельности. Приобретенные на базе освоения   содержания   предмета   «Физическая   культура»,   в   единстве   с   освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способностипотребуются как в рамках образовательного процесса ­ умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. В области физической культуры: ­   владение   широким   арсеналом   двигательных   действий   и   физических   упражнений   на базеовладения   упражнений   с   мячом   и   ракеткой,   активное   использование   настольного тенниса   в   самостоятельно   организуемой   спортивно­оздоровительной   и   физкультурно­ оздоровительной деятельности;  ­ владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития,   использование   этих   показателей   в   организации   и   проведении   самостоятельных форм занятий по настольному теннису. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности.   Приобретаемый   опыт   проявляется   в   освоении   двигательных   умений   и навыков,   умениях   их   применять   при   решении   практических   задач,   связанных   с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису. В области познавательной культуры: ­   владение   знаниями   об   особенностях   индивидуального   здоровья   и   офункциональных возможностях   организма,   способах   профилактикизаболеваний   средствами   физической культуры, в частности настольного тенниса; В области нравственной культуры: ­ способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе   занятий   физической   культурой,   игровой   и   соревновательной   деятельности   в настольном теннисе; ­ владение умением   предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. В области трудовой культуры: ­ умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: ­ умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; ­ умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: ­ владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы  поведения и взаимодействия с партнерами  во время учебной и игровой  деятельности. В области физической культуры: ­   владение   навыками   выполнения   жизненно   важных   двигательных   умений   (ходьба,   бег, прыжки,  и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; ­   владение   навыками   выполнения   разнообразных   физических   упражнений,   технических действий   в   настольном   теннисе,   а   также   применения   их   в   игровой   и   соревновательной деятельности; ­ умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису. 3. Содержание образовательной программы. Материал программы разделен на четыре раздела: 1. Основы знаний о физической культуре.     История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе. Место   настольного   тенниса   в   Олимпийском   движении.   Выдающиеся   зарубежные   и отечественные теннисисты.      Основные   термины   и   понятия   в   настольном   теннисе.  Размеры   столаи   Правила   игры. Классификация   ударов   в   настольном   теннисе,   способы   держания   (хватки)   ракетки.Организация   и   планирование   самостоятельных   занятий   по   развитию   физических   качеств средствами настольного тенниса.  2. Общая и специальная физическая подготовка. Занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое  внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений,  подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные  двигательные качества. Подбор упражнений, выполнение индивидуальных упражнений для  формирования силы, выносливостии развития координации движений.  3.Соблюдение   техники   безопасности   на   занятиях   настольного   тенниса   ­  знакомит обучающихся с основными правилами техники безопасности при организации занятий по настольному теннису, формирует навыки страховки и самостраховки. 4. Правила соревнований по настольному теннису Способы держания (хватки) ракетки. Стойки: нейтральная, правостороння, левосторонняя. Набивание мяча различными сторонами ракетки (ладонной и тыльной). Удары: справа и слева:   толчком,   срезкой   и   накатом.   Выполнение   простейших   подач   ладонной   и   тыльной стороной   ракетки.   Выполнение   ударов   по   направлениям:   линия,   диагональ.   Выполнение ударов   по  мячам   с   различной   траекторией   полета   по   высоте:   высокий   средний,   низкий. Способы ведения счета  и правила зачисления очков. Смены  подач и  сторон. 4. Способы двигательной деятельности.                  Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий  хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча. Основные   положения   теннисиста.   Исходные   положения,   выбор   места.   Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения. Подача   (четыре   группы   подач:   верхняя,   боковая,   нижняя   и   со   смешанным   вращением). Подачи: короткие и длинные.  Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с посту­ пательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. Тактика одиночных игр. Игра в защите. Основные тактические комбинации. При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой;  6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола. Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника. Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях. Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре. Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны). Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. Игра   у   стола.   Игровые   комбинации.   Подготовка   к   соревнованиям   (разминка   общая   и игровая). 5. Материально ­ техническое обеспечение занятий. Для проведения занятий оборудование и инвентарь: 1.   Набор для настольного тенниса – 3 шт. 2.   Стол для настольного тенниса – 3 шт. 6. Учебно­тематическое планирование.№ п/п 1 2 3 6 Виды программного материала Теория Общефизическая испециальная физическая  подготовка. Обучение техническим приёмам. Интегральная подготовка. Обучение тактическим действиям и  двухсторонняя игра. Итого: Количество часов (уроков) 4 4 26 34 Материально ­ техническое обеспечение занятий. Для проведения занятий в школе должен быть зал 18 x 9    и следующее оборудование и инвентарь: 1.   Набор для настольного тенниса – 4 шт. 2. Стол для настольного тенниса – 4 шт. 7. Планирование.  Тема урока Содержание Обучение   правилам   техники   безопасности (ТБ)  поведения в спортивном зале. Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Введение теоретических понятий.  Знакомство с правилами техники  безопасности на занятиях секции.  Учащиеся знакомятся с основными  понятиями и терминологией, инвентарем,  основными правилами игры. Знакомство с  игровым столом, его размерами.  Разновидности мячей, ракеток. Установка  сетки. История развития настольного тенниса.  Ученики знакомятся с историей  возникновения и развития  настольного тенниса, с развитием  тенниса в России, с его местом в  Олимпийском движении, а также с  современным состоянием и  тенденциями развития тенниса. Правила игры в настольный теннис.  Ознакомление с размерами и  разновидностями теннисных мячей.  Разновидности ракеток, накладок.  Способы хваток.  Обучение упражнениям, подводящим к  освоению техники настольного  тенниса.  Беседа о ТБ. Ознакомление  с  теннисным инвентарем: ракетки,  мячи, теннисный стол Разборка и сборка теннисного  стола. Натягивание сетки на  необходимую высоту. Обучение упражнениям,  подводящим к освоению техники  настольного тенниса. Упражнения  «школы мяча»: упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча,  удержание мяча на ракетке.    Воспитание скоростных и  координационных способностей. Ускорения, остановки, прыжки,  рывки, кроссы. Бег, передвижения  боком, спиной вперёд, повороты. Упражнения  «школы мяча».  Упражнения с мячом и ракеткой:   разнообразные подбивания мяча,  удержание конуса на ракетке.  № урок а п/п 1 2 34. 5. 6. Правила игры в настольный теннис.  Знакомство с основными правилами игры:  введение мяча в игру с подачи,  продолжительность партии, пере подачи и т.д. Подачи. Наглядная демонстрация подач:  маятник,  челнок,  веер,  бумеранг. Толчок. Обучение одному из простейших  технических приемов – толчку. Демонстрация.  Объяснение правильного выполнения удара. 7. Обучение ударам с отскока. Атакующие  удары. Удар толчок слева с отскока на месте.  Упражнения «школы мяча». 8. 9. 10 Обучение удару  срезка справа с отскока. Упражнения «школы мяча».  Обучение удару срезка  слева с отскока на  месте. Упражнения «школы мяча».   Обучение удару срезка слева с отскока.  Выполнение движений с мячом и без мяча. Упражнения «школы мяча». 11. Обучение сочетаниям  ударов справа и слева  срезкой  с отскока от стены.   Накаты. Демонстрация открытого наката, короткого и  длинного накатов, наката закрытой ракеткой,  накатов справа и слева. Просмотр фрагмента  тренировки спортсменов. Подрезки. Виды подрезок: открытой и закрытой ракеткой. Демонстрация. Показ. Объяснение способов  выполнения техники подрезок. Накаты и подрезки. 12 ­ 13. 14. 15 ­ 16. Катание, бросание, ловля мяча.  Комбинации из освоенных  элементов. Развитие умения выполнения  подач, парная и индивидуальная  работа над подачей.  Бег, передвижения боком,  спиной вперёд, повороты.  Развитие умения выполнения  подач, парная и индивидуальная  работа над подачей.  Комбинации из освоенных  элементов. Отработка выполнения удара в  индивидуальном и парном режимах.  Имитация удара толчок слева. Удары с наброса учителя. Подбивания мяча вверх, вниз, вверх­ вниз. Выполнение ударов  срезка справа в  тренировочную стенку и на полу с  наброса учителя.  Имитация удара срезка слева. Удары  с наброса учителя. Выполнение ударов срезка  слева в  тренировочную стенку и на полу с  наброса учителя. Выполнение ударов срезкой справа и  слева в тренировочную стенку и на  полу с партнером. Закрепление точки  контакта мяча с ракеткой.    Отрабатывание ударов  в парах.  Обучение выполнению технического  приема «Накат». Техника стойки  теннисиста.  Индивидуальная и групповая  отработка техники выполнения  подрезок. Соблюдение правильной  стойки игрока. Игра на счет с  элементами подрезок. Закреплениевыполнения технического приема «Накат» и отработка техники  выполнения подрезок. 17. Тестирование. Тестирование теннисных умений.  18. Обучение ударам с перемещением. Удар  срезкой справа с отскока от стены с  передвижением. Понятия о точке удара по мячу и  Имитация подхода к удару.   Выполнение ударов в тренировочную  стенку и на полу с партнером. Игра  «Линии».19 ­ 21. 22 ­ 26 плоскостях ракетки. Закрепление ударов с перемещением. Комбинации. Разновидности комбинаций, используемых  защитниками и нападающими. 27­ 28 Обучение основным стойкам теннисиста.  Обучение перемещениям поплощадке.Обучение работе ног при ударах справа в движении. 29­ 30 Обучение работе  ног при ударах справа и  слева в движении.  Воспитание скоростных и  координационных способностей. Подготовка к  тестированию. 31 Понятие о счете в настольном теннисе.  Демонстрация игровых моментов с  последующим объяснением правил начисления  очка. 32. Итоговое тестирование. 33. Игры со счетом. 34. Соревнования. Выполнение ударов в тренировочную  стенку и на полу с партнером. Делать правильный выбор тактики  игры с различными противниками.  Выполнение комбинации,  используемые нападающим против  защитника; комбинации,  используемые нападающим против  нападающего; комбинации,  используемые защитником против  нападающего; комбинации,  используемые защитником против  защитника. Стойки для ударов справа. Упражнения на работу ног:  перемещение в стойке теннисиста в  различных направлениях собеганием  конусов, упражнения на частоту  движений ног. Обмен разнообразными ударами в  стенку и на полу с партнером.  Упражнения на работу ног:  перемещения  в стойке теннисиста в  различных направлениях собеганием  конусов, упражнения на частоту  движений. Упражнения на быстроту реакции,  быстроту начала движения,  равновесие. Обучение простейшему ведению  счета. Обмен ударами на полу с подсчетом  очков. Тестирование теннисных умений. Тактика игры с разными  противниками. Соревновательные  командные матчи с использованием  подсчета очков. Участие в соревнованиях различного  уровня.  8. Список используемой литературы. 1.    Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско­юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004 2.  Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш.  учеб.заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский центр «Академия»,  2006. 3. Барчукова   Г.В.,   Журавлева   А.Ю.   Физическая   культура.   Настольный   теннис.   Рабочая программа (для учителей общеобразовательных школ). – М. 2013. 4. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980. 5.  Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.6. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000 6.  О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.: РГАФК, 1995 7.  Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.  8.  Видеоматериал:   настольный   теннис   «основные   упражнения   «БКМ»,       «физическая подготовка».  9. Медиаресурсы и Интернет­ресурсы   www.scientific.ru  www.openclass.ru   http://physnet.ru   www.bio.1 september.ru   www.bio.nature.ru   www.phys.msu.ru  www. km.ru/educftion   www.edios.ru Ресурсное обеспечение