Программа по ОРКСЭ 4 класс
Оценка 4.7

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
религиоведение
4 кл
05.02.2017
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по предмету « Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс Рабочая программа по ОРКСЭ составлена на основе: • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009); • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ приказ №253 от 31.03.2014г. • Учебного плана МКОУ « Казанцевская СОШ» на 2015-2016 учебный год, приказ №26а от 03.04.2015г. • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ « Казанцевская СОШ», приказ № 39 от 18.04.2014 • Программы развития УУД • Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ « Казанцевская СОШ», приказ №21а от 09.04.2015г. • Годовой график, приказ №69 от 13.08.2015г. Начало учебного года – 1 сентября 2015г. Окончание учебного года – 31 мая 2016г. Количество учебных недель в году – 34 недели Каникулы: Осенние с 31 октября по 08 ноября 2015г ( 9 дней), начало 2 четверти 09 ноября 2015г. Зимние с 29 декабря 2015г по 10 января 2016г (13 дней), начало 3 четверти 11 января 2016г Весенние с 26 марта по 02 апреля 2016 г (8 дней), начало 4 четверти 03 апреля 2016г. • Авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков
орксэ 4 класс.docx
Муниципальное образование Курьинского района Алтайского края Муниципальное казенное образовательное учреждение  «Казанцевская средняя общеобразовательная школа Курьинского района Алтайского края «Согласовано»  Заместитель директора по УР  «Утверждено» Рассмотрено школьным МО учителей  начальных классов Протокол№____от«____»__________2015 г. «_______»_______________2015г. МКОУ «Казанцевская СОШ»__________/Олеск Л.С../ Директор МКОУ  «КазанцевскаяСОШ»_____________/Морозова Т.А./ Приказ №________от «_______»___________2015г. по предмету « Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур» Рабочая программа Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс 2015­2016 учебный год Составитель: Швецова О.С. 1квалификационная  категория                                                                                                                    Казанцево  2015 Пояснительная записка Рабочая программа по ОРКСЭ составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009);  Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ приказ №253 от 31.03.2014г.  Учебного плана МКОУ « Казанцевская СОШ» на 2015­2016 учебный год, приказ №26а от 03.04.2015г.  Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ « Казанцевская СОШ», приказ № 39 от 18.04.2014  Программы развития УУД  Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ « Казанцевская СОШ», приказ №21а от 09.04.2015г.  Годовой график, приказ №69 от 13.08.2015г. Начало учебного года – 1 сентября 2015г. Окончание учебного года – 31 мая 2016г. Количество учебных недель в году – 34 недели Каникулы: Осенние с 31 октября по 08 ноября 2015г ( 9 дней), начало 2 четверти 09 ноября 2015г. Зимние с 29 декабря 2015г по 10 января 2016г (13 дней), начало 3 четверти 11 января 2016г Весенние с 26 марта по 02 апреля 2016 г (8 дней), начало 4 четверти 03 апреля 2016г.  Авторской программы «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»  Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков   Учебник «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», 4 кл. М.: Вентана­ Содержание учебно­методического комплекта Граф, 2012.  Пособия для учащихся (учебники­тетради): «Основы мировых религий»  Программа курса «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»  Методическое пособие «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградова 4 класс, Вентана­Граф – 2015г.  Книга для учителя «Традиционные религии России» 4 класс, Вентана­Граф – 2014г.       Российское государство – союз «братских народов», каждый из которых имеет многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. В  Конституции РФ закреплено признание конфессионального многообразия российского общества и уважения к людям любой веры.        Основной закон запрещает установление обязательной или государственной религии, гарантирует свободу совести и вероисповедания,  равноправие граждан независимо от их религиозных взглядов и отношения к религии. Существование государства, общества и системы образования невозможно без учета вышеперечисленных особенностей современного  общества. Будущее людей, живущих на Земле, связано с осознанием самоценности каждой нации, с уважением к различным верованиям и  традициям народов. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), изучение новой  обязательной предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагает реализацию следующей цели:  «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и  современности России». Результатом этого процесса воспитания в образовательном учреждении должно стать пробуждение интереса к  культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению,  сотрудничеству, взаимодействию. Учитель, ведущий предмет «Основы духовно­нравственной культуры народов России», должен отчетливо понимать, что духовно­ нравственная культура не равняется (и не синоним) религиозной культуре. Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в  нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев,  веры) они были заимствованы. Очень важно, чтобы ребенок понял, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие,  честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных  культур. Таким образом, курс «Основы духовно­нравственной культуры народов России» обогащает процесс воспитания в школе не только новым  содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры,  развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно­ нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют)  светскость и религиозность. Актуальность изучения младшим школьником российской духовно­нравственной культуры подтверждается и психологическим статусом  ребенка этого возраста: дети 9 – 10 лет проявляют большой интерес к социуму, общественным событиям, они открыты для общения на  различные темы, включая религиозные. В связи с этим перед образовательным учреждением стоит сложная задача – отобрать методы и формы работы, в наибольшей степени  отвечающие главной дидактической задаче – выделить в разных субкультурах общие для них ценности и показать их влияние на развитие  цивилизации и на жизнь современного общества. Решению этой задачи помогает учебник. Его содержание, методический аппарат и структура обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из  реальной жизни, истории России, религиозных учений)  особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур (рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»); – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические  фотографии и рисунки); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие  толкового словарика). В данной программе описана основная номенклатура необходимого для уроков оборудования, а также имеется тематическое и поурочно­ тематическое планирование, которые помогут учителю подготовить любой урок.                                                                                 Общая характеристика учебного предмета В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования учебный предмет «Основы духовно­ нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на «формирование первоначальных представлений о светской  этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности…». Особенность данного учебного курса состоит в том, что  расширение знаний младших школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям, «становлением внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанием нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,  духовных традициях народов России». Таким образом, характеризуя новый для начальной школы учебный предмет, следует подчеркнуть его  интегративный характер. Его целью должно стать образование, воспитание и развитие младших школьников при особом внимании к их  эмоциональному развитию.    Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. История возникновения многонационального российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение  российской идентичности – раздел «Россия – страна, объединившая народы». 2. Характеристика своеобразия и самоценности каждой национальной культуры – как материальной, так и духовной (жилище, одежда,  декоративно­прикладное искусство, фольклор и др.) – раздел «Многообразие культур народов России». 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие (в доступной  младшему школьнику форме) вклада различных религий в  формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе – раздел «Что объединяет разные народы». Конечно, новый для начальной школы предмет является частью всего учебно­воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных  областей, прежде всего «Окружающего мира», «Литературного чтения», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения авторы считают учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем  учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно­нравственной культуры народов России» 1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления учащихся с различными сторонами культуры народов  России: фольклором, декоративно­прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.  Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Здесь речь идет о православных и буддийских храмах, мечетях  и синагогах; религиозных праздниках и обрядах. Культурологическим содержанием обучения являются и представления об общечеловеческих ценностях, отраженные в фольклоре, произведениях литературы, в том числе религиозной. Все это позволяет обеспечить благополучную  адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 2. Принцип природосообразности. В младшем школьном возрасте у ребенка возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  личности,взаимоотношениям людей и т. п. Он открыт для диалога на любые темы, в том числе о человеческих добродетелях и пороках.  Вместе с тем очень важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших школьников: особенности восприятия  ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, глубокую веру во «взрослого», податливость влиянию и авторитету педагога.  Это накладывает особые обязательства на учителя: не навредить, не увлечься «философствованием», подбирать для обсуждения с детьми  только яркие и доступные для понимания факты и т. д. Прежде всего, необходима опора на эмоциональную восприимчивость, которая  является не только индивидуальным, но и типологическим феноменом детей данного возраста. Именно эмоциональная восприимчивость  позволяет ребенку оценивать даже сложные образы, представленные в культуре разных народов, отделять нравственное от безнравственного,  прекрасное от безобразного. Восприятие эмоционально насыщенных образов позволяет ребенку понять, что многогранная российская  культура вобрала в себя тысячелетний опыт культур разных народов, постепенно обогащаясь, она становилась многонациональной. При  обучении данному предмету особенно опасно непродуманно увеличивать число объектов для изучения, что может привести к формальному  заполнению памяти младшего школьника. Материал, который предоставляется для восприятия четвероклассникам, должен, прежде всего,  вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать художественные образы. 3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает  откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре.  Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов,  обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах. 4. Принцип краеведения. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и  нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне  может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Принцип краеведения опирается на общедидактический принцип «от близкого к далекому», его реализация позволяет  познакомить детей к культурой «малой родины», воспитать интерес и уважение к ней. Школьники, изучая традиции, быт, фольклор народов,  живущих в родном крае, начинают осознавать, что все это – часть общероссийской культуры. 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного  изучения данного предмета в 5 классе основной школы. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и  расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.                                                                               Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Предмет «Основы духовно­нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное  назначение предмета – развивать общую культуру младшего школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей  принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и  вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса в понимании авторов является представление культурообразующего содержания духовно­ нравственного воспитания как неотъемлемой части исторического и культурного наследия российского общества. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на  потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о  вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения  нравственных ценностей. Содержание предмета «Духовно­нравственная культура народов России» раскрывает различные грани многонациональной российской  культуры как сплава традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека  связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством  культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, принятием ценностей,  сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Основными целями и задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовно­нравственная культура народов  России» являются следующие: ­ воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно­нравственной культуры; осознание того, что человеческое  общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию,  проявляет готовность к духовному саморазвитию; ­ формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через  этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования; ­ осознание того, что духовно­нравственная культура современного человека является наследием жизни и деятельности его предков, что она  берет свои истоки в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; ­ формирование внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не  его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности,  чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. В программе курса 4 класса представлены следующие содержательные линии: «Россия – страна, объединившая разные народы», «Многообразие культур народов России», «Что объединяет разные народы».                                                                                                              Место предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС в учебный план начальной школы и 5 класс основной школы отведена предметная область «Духовно­нравственная  культура народов России». Поскольку школьный учебный план создается образовательным учреждением или оно берет для реализации какой­либо вариант примерного  учебного плана, то определение года обучения, количества часов в неделю и их распределение в году является прерогативой школы.  Учитывая экспериментальный опыт апробации данного курса в школе, авторы программы предлагают два варианта его изучения: 1) в течение  четвертого года обучения (4 класс), один час в неделю, общее число часов 34; 2) в течение второго полугодия четвертого года обучения, один  час в неделю, общее число часов 17. Целесообразна связь между разными предметами, которые изучаются в начальной школе (окружающий мир; литературное чтение;  изобразительное искусство, музыка), возможна разработка комплексных уроков, использующих возможности разных учебных курсов и разных  форм организации обучения. Формы и методы обучения: беседа, урок­исследование, урок­путешествие, проекты                                                                                                           Содержание обучения Россия – страна, объединившая народы Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов.  Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и  самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык –  государственный язык России. Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ,  Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры. Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая  Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны.  Подвиги воинов – представителей разных народов. Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных  народов. Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние  особенности разных  вероисповеданий (храм, служба, атрибуты). Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан­байрам, День рождения пророка,  Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками. Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что  относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность,  терпимость – общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестры милосердия; опыты ученых над собой; Кирилл Белозерский,  Серафим Саровский, Ксения Петербургская и др. Следование общечеловеческим ценностям на примерах из жизни основоположников разных религий, пророков и праведников (Иисуса Христа; Георгия Победоносца; Авраама; пророка Мухаммада; апостола Павла; Будды). Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной  художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей. Расширение кругозора школьника Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее  представление). Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья,  Сибири. Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона и ее роль в православии. Значение «красного угла» в русском доме.  Культовые здания для верующих разных вероисповеданий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим. Стена плача.  Пагоды. Предания о Будде; о пророке Мухаммаде. Полумесяц – один из символов ислама. Первые печатные издания, раскрывающие нормы и правила поведения в обществе. «Юности честное зерцало…». Проектная деятельность (по выбору учителя). Сообщения­презентации «Чему учит книга «Домострой» XIV века», «Литературно­ педагогический памятник XVIII века «Юности честное зерцало»; «Правила поведения, отраженные в народных сказках», «Чему учат  пословицы и поговорки». Презентация на тему «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет». Проект­презентация «История религиозного праздника» (по выбору), «Календари разных религий», «Религии о семье и правилах семейных отношений», «Праздники в разных религиях». Программный материал                                                     Содержание программы  Тема  программы 1. Россия ­ многонациональ ­ ная держава Россия – наша Родина. Граждане России – люди разных национальностей и вероисповедания. Любовь к Родине, почтение к  истории и памяти предков – чувства, отличающие  человека­ патриота. Общее прошлое народов России. История объединения в составе  российского государства славянских и  неславянских земель. Дружба между русскими людьми и  представителями других народов России. 2. Русский язык ­ государственный язык Российской Федерации 3. Когда люди объединяются Конституция РФ о государственном языке и о гарантировании всем ее народам права на  сохранение родного языка, создание условий для  его изучения и развития. Статья Конституции РФ о защите Отечества как  долге и обязанности гражданина. Великая Отечественная война – пример выполнения долга представителей всех народов России. Характеристика деятельности детей (учебный  материал) Слушание (чтение) гимна России Объяснение слов  гимна «Братских народов союз вековой». Чтение текста учебника. Работа с понятием «общее  историческое прошлое»; воспроизведение текста учебника «Как все начиналось»; учебный диалог на тему «История объединения разных  народов и создание единого государства». Работа с иллюстративным рядом учебника: восприятие иллюстраций, соотнесение с текстом, составление  описаний, сравнение внешности изображённых героев. Работа с картой: поиск объектов в соответствии с  учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста. Сравнение особенностей труда, быта разных народов  России, установление зависимости этих особенностей  от условий жизни. Учебный диалог на тему «Как государство охраняет  право народов на свой язык?». Обсуждение сообщений детей на тему «Мой родной  язык». Обсуждение различных точек зрения на тему «Как мы  понимаем статью Конституции РФ об обязанности  гражданина защищать Родину?». Объяснение пословиц «Если народ един, он  непобедим», «Кому дружба дорога, тот вместе бьет 4. Культура каждого народа неповторима Культурные традиции народов России – богатство государства и всего российского народа. Обсуждение с использованием текстов учебника)  ответов учащихся на вопросы: «Устройство и  особенности жилищ зависели от особенности быта,  труда, прикладного искусства разных народов: строительство жилищ, одежда, национальная кухня 5. Войдем в храм: культура, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Культовые здания для верующих различных вероисповеданий. Православные храмы России. Особенности внешнего вида православного храма.  Крест – главный символ христианства. Икона –  живописное изображение событий из земной жизни  Иисуса Христа, пророков и святых. Буддийский храм – пагода. врага». Чтение и обсуждение текстов учебника Обсуждение (с использованием текстов учебника)  ответов учащихся на вопросы: «Устройство и  особенности жилищ зависели от условий жизни и труда  людей?», «Почему национальные костюмы народов России такие  разные?», «Почему в поваренных книгах разных народов можно  встретить одни и те же блюда?» Составление описаний: национальный костюм, национальный праздничный стол. Работа с фрагментами (выдержками) из старинных документов: объяснение устаревших слов и выражений (совместная  деятельность в парах). Работа с текстом и иллюстрациями учебника: анализ полученной  информации, ее оценка; сопоставление текста и  иллюстраций по теме и главной мысли Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации, сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов. Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных  религий. 6. Народные и религиозные праздники 7. Какие ценности есть у человечества Интерьер буддийского храма. Скульптура Будды – главная  достопримечательность буддийского храма. Особенности архитектуры мечети. Полумесяц –  символ ислама. Синагога – место молитвенных собраний евреев. Интерьер синагоги. Синагогальный ковчег со свитком Торы и менора. Народные и религиозные праздники – часть  духовной культуры народа. Рождество – праздник в честь  рождения Христа.  Традиции празднования Рождества, Пасхи.   Народные праздники: Новый год и Масленица. Праздники в исламе: Курбан­ байрам; День  рождения Пророка. Народный праздник Навруз. Шабат –  славная Суббота, Пурим. Праздники в буддизме: Весак. Цаган Сар –  калмыцкий праздник весны Что такое правило и зачем люди придумали  множества правил. Что такое ценность? Какие нравственные качества составляют  общечеловеческие ценности. Литературно­педагогические памятники,  произведения фольклора о воспитании личности  («Юности честное зерцало», «Домострой», пословицы, сказки). Милосердие и доброта в жизни конкретных  исторических личностей (сестры милосердия, Анализ повествовательных и стихотворных текстов:  отбор информации в соответствии с учебными задачами. Сравнение темы текста с иллюстрациями. Составление описаний и рассуждений на тему  «Традиции празднования народных и религиозных праздников». Пересказ художественного текста Чтение и обсуждение текста. Высказывание предположений: «Могли ли люди существовать, если бы не подчинялись установленным правилам?», «Можно ли считать ценностью человеческие качества  (доброта, справедливость и др.)?  Совместная деятельность (работа в парах): дополнение к информации, представленной в схеме «Общечеловеческие ценности». Проектная деятельность (работа с литературно­ педагогическими памятниками и произведениями эксперименты И.И. Мечников, жизнь и дела  Кирилла Белозерского и др.). Примеры добродетели в религиозных православных книгах, легендах, притчах («Кто есть ближний?»,  «Чудо Георгия о змии»). Примеры добродетели в исламе, иудаизме. Почитание родителей – общечеловеческая  ценность, представленная в разных религиозных учениях  (ислам, буддизм, православие,иудаизм). Щедрость, довольствование малым –  общечеловеческая ценность. Примеры этой добродетели в жизни реальных лиц (Ксения  Петербургская, А.И. Куинджи), фольклоре разных народов, религиозных легендах («Лепта вдовы»). Зависть, предательство – человеческие пороки, осуждаемые всеми религиями. Примеры историй,  рассказывающих о последствиях зависти («Каин и  Авель», буддийская притча «Два вола», поучения  Пророка Мухаммада и др.). Терпимость и прощение – добродетель. «Притча о блудном сыне», «Будда и его отец». Честность – добродетель Примеры честного  поведения реальных людей, героев фольклорных  произведений, религиозных легенд и притч. История Иакова, описанная в Священном писании; христианская притча «Пропасть», проповедь  Пророка Мухаммада. фольклора). Обсуждение проблемной ситуации (по учебному  тексту): «Кто из героев истории прав?» Работа с литературными и фольклорными источниками оценка главной мысли, поучения. Сравнение по теме (замыслу, главной мысли)  информации, представленной в фольклорном тексте и произведении  живописи. Сравнение текстов, демонстрирующих представление разных религий о добродетели – почитании родителей.  Обобщение информации, вывод о сущности   добродетели как общечеловеческой ценности. Чтение, обсуждение татарской сказки «Три дочери»  (тема, главная мысль, поучение). Работа с воображаемой ситуацией (по репродукции картины В. Максимова «Все в прошлом»); сочинение  рассказа по впечатлениям. Чтение, обсуждение текстов о щедрости, оценка  поступков героев с точки зрения их нравственности. Обсуждение предположений: «Почему зависть и предательство считаются самыми  большими грехами человека? Учебный диалог: «Почему мы должны быть терпимыми  к людям?». Пересказ притч о блудном сыне; Будде и его отце. Работа с репродукцией картины Н. Лосева  «Возвращение блудного сына»: оценка возникших  чувств  описание сюжета, портретов героев. Обобщение полученной информации: обсуждение высказывания Иисуса Христа «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с  ними». Сравнение пословиц разных народов о честности и  объяснение смысла и поучительного характера произведения народной мудрости. Обобщение полученной информации: правила общественного поведения устанавливались и вырабатывались на протяжении  многих тысячелетий; многие духовные ценности пришли в нашу жизнь из религии. №п/п Раздел Тема урока Календарно­тематическое планирование Кол­во  часов Домашнее  задание Виды и формы  учебной  деятельности ИКТ Оборудование Дата по  плану Дата  фактически 1 Россия – страна,  объединившая  народы 1.Россия –  многонациональное государство 1ч. С.7­12 С.40­42 пересказ 2.Как все  начиналось.  Народы Севера.  Народы Поволжья 1ч С.13­23 рисунок 1ч С.24­33 сообщение 3.Как все  начиналось.  Народы Северного  Кавказа. Народы  Сибири 7.09 Слушание гимна,  учебный диалог,  рассказ учителя,  рассматривание  иллюстраций Видеоматериалы по теме,  медиапроектор,  символы  государства:  герб, гимн, флаг Видеоматериалы по теме 14.09 Видеоматериалы по теме 21.09 Работа со  словарем, работа  в парах,  рассматривание  иллюстраций,  работа с картой,  работа с  учебником,  рассказ учителя Работа с картой,  обсуждение  проблемных  вопросов, работа  с текстами и  иллюстрациями  учебника,  дифферен.работа , учебный диалог 4.Путешествие в  Биробиджан 1ч С.33­39 Рассказ о  любом народе 2 Многообразие  культур народов  России 1ч 1ч. 1ч 5.Когда люди  объединяются 6.Что нам стоит  дом построить 7.Заглянем в  бабушкин сундук Накроем  праздничный стол С.43­48 Рассказ о  героях ВОВ С.50­54 Презентация С.54­66,  приготовить  любое  нац.блюдо 8.Что такое вера? 1ч С.67 читать 28.09 Презентация по  теме Интернет­ ресурсы Видеоматериалы по теме Дидактический  материал  «Костюмы  народов России» 5.10 12.10 19.10 26.10 Работа с картой,  рассказ учителя,  работа с  учебником,  работа в парах,  описательный  рассказ по  картине Учебный диалог,  беседа по  вопросам Учебный диалог,  работа с  учебником,  работа с  рубрикой  «Картинная  галерея»,  рассматривание  иллюстраций,  дифферен.работа , игра­ соревнование Учебный диалог,  рассказ учителя,  работа с картой  России 9.Войдем в  православный храм 1ч С.68­78 читать 10­11.  Войдем в  буддийский храм.  Войдем в синагогу. 2ч С.78­81  вопросы  одноклассникам С.85­87 Сообщение 12. Войдем в  мечеть 1ч С.82­84 читать 13­14. Народные и  религиозные  праздники 2ч С.88­103  читать, рассказ  о любом  празднике Интернет­ экскурсия  «Храмы Руси и  России», рассказ  учителя, работа с учебником,  рассматривание  иллюстраций Интернет­ экскурсия в  буддийский  храм, работа с  учебником,  беседа «Синагога – молитвенный  дом евреев»,  видео­экскурсия  в Иерусалим Интернет­ экскурсия в  мечеть, работа с  текстами и  иллюстрациями  учебника Работа в группах, рассказы учителя и детей, конкурс  кулинарных  изделий,  Интернет­ ресурсы 9.11 Интернет­ ресурсы 16.11 23.11 Интернет­ ресурсы 30.11 Презентация по  теме Интернет­ ресурсы 7.12 14.12 3 Что объединяет  разные народы 15­17. Какие  ценности есть у  человечества 3ч. 18­19. Религиозная  культура 20­21.  Христианство –  мировая религия.  Сын Божий Иисус  Христос.  Священная книга  христиан 22. Православие в  России 23. Православный  храм 24. Ценности  2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. приготовленных  к любимому  празднику Беседа,  заполнение  схемы  «Солнышко»,  учебный диалог,  работа с  учебником,  рассказ учителя,  работа в группах, рубрика  «Картинная  галерея» Учебный диалог,  работа с  рубриками Работа с картой,  таблицей,  диаграммой, с  иллюстрациями,  рубриками  учебника, рассказ учителя Работа в парах,  работа с  таблицей Работа с  иллюстрациями,  рассказ учителя Рассказ учителя С.105­111 С.111­119 С.119­138 о  любой заповеди Презентация по  желанию С.5­11 читать,  раб.тетрадь с.11 С.13­15, читать, рассказ,  раб.тетрадь с.14 (проверь себя) с.22­34 читать С.35­37,  раб.тетрадь Нарисовать  21.12 28.12 11.01 Презентация по  теме 18.01 25.01 Презентация по  теме 1.02 8.02 15.02 22.02 Презентация по  теме Иллюстрации по 29.02 христианской  семьи 25. Христианские  праздники 1ч. иллюстрацию С.38­42, рассказ об одном из  праздников 26. Ислам –  мировая религия.  Чему учит ислам 1ч. С.44­46,  раб.тетрадь с.46 теме,  интернет ­  ресурсы Видеофильм  «Особенности  обрядовой  стороны  православного  календаря» 7.03 Презентация по  теме 14.03 Презентация по  теме 21.03 28.03 Видеофильм по  теме 4.04 11.04 Анализ  информации,  работа в парах,  составление  плана рассказа по картине,  составление  плана проектной  деятельности Практическая  работа с картой,  таблицей,  учебный диалог Работа с  рубриками, с  иллюстрациями,  учебный диалог,  работа в группе Работа с  рубриками, с  иллюстрациями,  учебный диалог,  работа в группе 2ч. С.47­64, читать 2ч. С.65­68,  раб.тетрадь с.68 27­28. Пророки  ислама. Главная  книга ислама.  Место, где  совершаются  земные поклоны 29­30. Ислам о  семье и семейной  жизни.  Особенности  исламского  искусства.  Праздники в исламе 31­33. Буддизм –  мировая религия.  Кто основал  3ч. с.70­88, читать Учебный диалог,  рассказ учителя,  работа в парах, с  Презентация по  теме 18.04 25.04 2.05 буддизм? Чему  учит буддизм.  Буддийские храмы  и монастыри. 34. Семья – это  доверие и любовь.  Буддийские  праздники иллюстрациями,  с картой и  таблицей 1ч. С89­92 Рефлексия  раб.тетрадь с.93 Видеофильм по  теме 16.05 Планируемые результаты обучения В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержание данного предмета  должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения.  Это: ­ готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, благожелательные взаимоотношения со сверстниками; ­ достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; ­ личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность  его ценностного взгляда на окружающий мир: ­ формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;  воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального  российского общества; ­ воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманности, толерантности по  отношению к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; ­ понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со  взрослыми и сверстниками; ­ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных,  информационных), успешно формирующихся средствами данного предмета: ­ принимать учебную задачу, в соответствии с ней осуществлять процесс учебной деятельности; ­ рассказывать о нравственных ценностях, традициях и обрядах в разных религиях мира; ­ владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом  особенностей  собеседников и ситуации общения; ­ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей; ­ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ­овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений; ­ готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров; ­ умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей; ­ оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки, устанавливать и устранять их причины. Предметные результаты обучения нацелены, прежде всего, на решение образовательных задач: ­ осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях  традиционных религий России; ­ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной  разными средствами; ­ расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.                                                                                                Универсальные учебные действия. Познавательные: –– строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта; – различать символику России, своего края и города; – анализировать особенности культурных традиций разных народов РФ; – сравнивать произведения фольклора разных народов по теме и главной мысли; – ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных  народов (края, республики); – сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное; – конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры. Коммуникативные: – составлять рассказы­описания об отдельных событиях и фактах в истории развития традиционных религий; – приводить примеры дружеских отношений людей разных национальностей и разной веры; – характеризовать некоторые особенности традиционных религий (место и особенности службы, атрибуты, праздники, памятные даты); – характеризовать правила поведения в обществе, с использованием конкретных примеров описывать общечеловеческие ценности; – представлять в рассказе­рассуждении последствия нарушения нравственных норм. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах; – осуществлять поиск дополнительной информации для решения задач проектной деятельности. Рефлексивные: – оценивать свое участие в учебной деятельности; – анализировать трудности, находить пути их преодоления. Личностные  ­ понимать, что означает для тебя и других людей принадлежность к определенному вероисповеданию или атеизму; ­ проявлять уважительное отношение к представителям другой религии; ­ оценивать вклад религиозной культуры в культуру общества и каждого человека, в воспитание нравственности у подрастающего поколения; ­ следовать нравственным заповедям, оформившимся в религиозных учениях и ставшим общечеловеческими ценностями; ­ выполнять правила поведения в различных культовых сооружениях, а также при исполнении обрядов и праздновании религиозных  праздников. К концу обучения учащиеся научатся: ­ Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. ­ Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и религиозных текстах. ­ Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их  поведение с общечеловеческими духовно­нравственными ценностями. ­ Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. ­ Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. ­ Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. ­ Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. ­ Соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи. ­ Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. ­ Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. ­ Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. ­ Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Оценивание Для контроля и учета достижений обучающихся используются следующие формы: Текущая аттестация ( на каждом уроке – выполнение практической работы, по окончанию раздела – тематический контроль в виде  теста).  Выполнение практических работ в форме: устный опрос, письменная работа (графическая работа, творческая работа, диагностическая  работа), тематические тесты по разделам. Отметка выставляется по 5­ти балльной системе. «5» ­ учащийся решает задачу самостоятельно, выполняет верно 100% тестовых заданий «4» ­ учащийся решает учебно­практическую задачу с помощью одноклассников, выполняет верно 75% тестовых заданий «3» ­ учащийся решает учебно­практическую задачу с помощью учителя, выполняет верно 50% тестовых заданий         Учащийся имеет право пересдать работы в урочное и внеурочное время. Итоговая аттестация – проводится на основании комплексной оценки, которая включает: ­ оценку за итоговую контрольную работу в виде теста (количество вопросов – не более 10, время выполнения теста на ограничено) ­ оценку за портфолио Структура портфолио: ­ Результаты выполнения всех практических работ с самооценкой учащегося и родителей, оценкой учителя  ­ Результаты выполнения тематических тестов ­ Результаты психолого­педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития УУД, личностного прогресса Итоговая отметка выставляется на основе 5­ балльной системы «5»­ учащийся выполняет верно 100% заданий итогового теста, 51 % практических работ по результатам самооценки и оценки учителя  оценены на 5 ( решает учебно­практическую задачу самостоятельно) «4» ­ учащийся выполняет верно 75% заданий итогового теста, 51% практических работ по результатам самооценки   и оценки учителя  оценены на 4 (решает учебно­практическую задачу с помощью одноклассников) «3» ­ учащийся выполняет верно 50% заданий итогового теста, 51 % практических работ по результатам самооценки и оценки учителя  оценены на 3 ( решает учебно­практическую задачу с помощью учителя) Учащийся имеет право пересдать результаты итогового теста во внеурочное время. Процедура итоговой оценки результатов по модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает в рамках  завершающего раздела ( три последних урока) в форме презентации портфолио, коллективных или индивидуальных творческих работ  коллективная творческая работа  (видеофильм, выставка, газета, коллекция, игра, постановка) может представляться на общешкольном  мероприятии, по решению авторов проекта. Обязательным элементом процедуры является анкетирование учащихся, родителей, результаты обработки анкет представляются заместителем директора по учебно­воспитательной работе на педагогическом совете, размещаются на  школьном сайте.                   Материально­техническое обеспечение 1. Печатные средства обучения: – предметная линия учебников (на каждого ученика); – книги, включающие произведения фольклора разных народов, притчи, легенды, религиозные тексты; – научно­познавательная литература, справочно­библиографическая литература и периодические издания; – альбомы, включающие репродукции картин живописи, в том числе религиозной тематики (в соответствии с программой обучения); – наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета); – методическая литература для учителя. 2. Оборудование для проведения практических занятий: – предметы декоративно­прикладного искусства разных народов. 3. Технические средства обучения: – телевизор; – компьютер; – наборы дисков по темам программы; – электронные носители; – музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы; – фотоаппарат. ­ ноутбук ­ медиапроектор   ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ № урока Тема урока Причина корректировки Способ корректировки

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа по ОРКСЭ 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017