События, произошедшие в 90-е гг. прошлого столетия в России, внесли как важные позитивные перемены, так и негативные явления в нашу жизнь. Эти явления оказали влияние на нравственность и гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, недоброжелательность, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение ко взрослым. Нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для нашей страны моральных норм и нравственных установок. Каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики и т. д.
Мы также должны говорить об отсутствии физической культуры: культуры питания, культуры отдыха. Нельзя сказать, что в современной России ничего не делается для воспитания гражданственности и патриотизма. Создаются государственные программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на каждые пять лет, начиная с 2001 года. Выделяются деньги для реализации этих программ. Однако было так много упущено в воспитании, что сейчас и государственные программы не могут быстро восстановить нравственное и гражданское самосознание общества.
В этих условиях роль учительства невероятно высока. Именно на местах, в каждой школе, в каждом классе должна вестись кропотливая работа по восстановлению утраченных нравственных ценностей.
Главная задача учителя, классного руководителя на сегодняшний день - сделать обучение и воспитание современного гражданина не только максимально гуманным, демократичным, но и адаптированным к современным условиям развития нашего поликультурного общества. Патриотизм сегодня предполагает открытость к межличностному, межнациональному, межгосударственному диалогу; толерантное отношение к иной культуре, другому народу. Современный патриотизм невозможен без осознания единства человечества.
Я проработала в школе 23 года. И все эти годы выполняла функции классного руководителя. Раньше было намного проще работать с детьми, их родителями. И вот почему. Практически у всех, взрослых и детей, были одни идеалы, одна идея, все жили единой многонациональной семьёй. Я, рассказывая на классных часах о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, точно знала, что мои слова затронут душу детей. Ребята одинаково восхищались подвигами белорусов и русских, узбеков и дагестанцев. Никому в голову не приходило делить людей по национальному признаку.
Сейчас дети стали прагматичными. У многих нынешних ребят поменялись жизненные приоритеты. И то, что раньше вызывало чувство гордости за наш героический народ, сейчас воспринимается как обыденность.
Дети перестроечной эпохи привели в школу своих детей. И сейчас приходится «воспитывать» не только учащихся, но и их родителей. К моему сожалению, происходит снижение роли родителей в воспитании детей. Во все времена именно в семье шло формирование личности ребёнка. В советское время воспитательные функции выполняли школа, пионерская и комсомольская организации, профсоюзы, партия, милиция. Однако в последние годы многие из этих организаций либо перестали существовать, либо изменились их приоритеты. А семья, столкнувшись с реальностью, оказалась не готовой воспитывать детей. Родители очень часто в настоящее время занимаются только «зарабатыванием» денег (без этого семья может не выжить), а воспитание детей у них на втором плане.
Сейчас огромное влияние на взрослых и детей оказывает телевидение, интернет. Ни для кого не является секретом, что большинство программ содержит элементы насилия. В результате дети не задумываются ни о ценности человеческой жизни, ни о смысле самой жизни. Что уж тут говорить о гражданственности и патриотизме?
Именно поэтому я считаю, что сегодня, как никогда требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы.
Программа гражданско-патриотического воспитания в 9 «Б» классе разработана мною в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г.», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010г», Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Уставом МОУ «СОШ №76 имени Д.Е.Васильева», локальными правовыми актами, Программой развития школы МОУ «СОШ №76 имени Д.Е.Васильева».
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.