Программа по патриотическому воспитанию учащихся
Оценка 4.9

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
9 кл
03.04.2017
Программа по патриотическому воспитанию учащихся
Публикация является частью публикации:
Программа воспитательной работы Валиевой Р.Н..docx
МАОУ «СОШ № 76 имени Д.Е. Васильева»                       город Лесной Свердловской области          Программа  воспитательной работы Автор:  Валиева  Резеда Нигматовна кл. рук. 9 «Б» класса 1 Лесной 2011 Содержание программы 1. Пояснительная записка                                                              3 – 8 стр. 2. Содержательная часть                                                                9 ­ 15 стр. 3.Литература                                                                                  16 ­17 стр. 4.Спортивно – оздоровительная работа                                      18 ­ 22 стр. 5. Приложения 2 Маленькие добрые дела, совершенные от великой  любви, приносят радость и умиротворение.   Мать Тереза Концепция   духовно   ­   нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России  определяет воспитание человека, формирование свойств духовно  развитой  личности,  любви  к  своей стране,  потребности творить  и совершенствоваться как важнейшее условие успешного развития России.  Воспитательная   работа   является   одним   из   важнейших   направлений деятельности образовательных учреждений страны и занимает особое место в работе любого педагога­предметника и, тем более, классного руководителя. Я работаю классным руководителем 9 «Б» класса МАОУ «СОШ №76 имени Д.Е.Васильева». Вместе мы с 6­го класса.                             Пояснительная записка. Проблема  развития   гражданственности   и   патриотизма   является   ныне актуальнейшей  для нашей страны, для русских людей.  Мы живём в эпоху обновленной России ­ время смены ценностных ориентиров.    получили     широкое распространение События, произошедшие в 90­е гг. прошлого столетия в России, внесли как важные позитивные перемены, так и негативные явления в нашу жизнь. Эти явления оказали влияние на нравственность и гражданское самосознание, на   отношение   людей   к   обществу,   государству,   закону.  В   общественном сознании равнодушие, недоброжелательность,   эгоизм,   цинизм,   немотивированная   агрессивность, неуважительное   отношение   ко   взрослым.    Нарушено   духовное   единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для нашей страны моральных норм и нравственных установок. Каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном,   духовном   и   культурном   отношениях,   более   безнравственно   и криминально,  с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики и т. д.      Мы   также   должны   говорить   об   отсутствии   физической   культуры: культуры   питания,   культуры   отдыха.    Нельзя   сказать,   что   в   современной России ничего не делается для воспитания гражданственности и патриотизма. Создаются   государственные   программы    "Патриотическое   воспитание граждан Российской Федерации» на каждые пять лет, начиная с 2001 года. 3 Выделяются деньги для реализации этих программ. Однако было так много упущено в воспитании, что сейчас и государственные программы не могут быстро восстановить нравственное и гражданское самосознание общества.           В этих условиях роль учительства невероятно высока. Именно на местах, в каждой школе, в каждом классе должна вестись кропотливая работа по восстановлению утраченных нравственных ценностей.      Главная задача учителя, классного руководителя  на сегодняшний день ­  сделать   обучение   и   воспитание   современного   гражданина   не   только максимально   гуманным,   демократичным,   но   и   адаптированным   к современным   условиям   развития   нашего   поликультурного   общества. Патриотизм   сегодня   предполагает   открытость   к   межличностному, межнациональному, межгосударственному диалогу; толерантное отношение к иной   культуре,   другому   народу.   Современный   патриотизм   невозможен   без осознания единства человечества.    Я проработала в школе 23 года. И все эти годы выполняла функции классного руководителя. Раньше было намного проще работать с детьми, их родителями. И вот почему. Практически у всех, взрослых и детей, были одни идеалы,   одна   идея,   все   жили   единой   многонациональной   семьёй.   Я, рассказывая   на   классных   часах   о   подвиге   советского   народа   в   Великой Отечественной войне, точно знала, что мои слова затронут душу детей. Ребята одинаково   восхищались   подвигами   белорусов   и   русских,   узбеков   и дагестанцев. Никому в голову не приходило делить людей по национальному признаку.           Сейчас   дети   стали   прагматичными.   У   многих   нынешних   ребят поменялись   жизненные   приоритеты.   И   то,   что   раньше   вызывало   чувство гордости за наш героический народ, сейчас воспринимается как обыденность.                  Дети перестроечной эпохи привели в школу своих детей. И сейчас приходится «воспитывать» не только учащихся, но и их родителей. К моему сожалению, происходит снижение роли родителей в воспитании детей. Во все времена именно в семье шло формирование   личности ребёнка. В советское время   воспитательные   функции   выполняли   школа,   пионерская   и комсомольская   организации,   профсоюзы,   партия,   милиция.   Однако   в последние годы многие из этих организаций либо перестали существовать, либо   изменились   их   приоритеты.   А   семья,   столкнувшись   с   реальностью, оказалась не готовой воспитывать детей. Родители очень часто в настоящее время занимаются только «зарабатыванием» денег (без этого семья может не выжить), а воспитание детей у них на втором плане.  4 Сейчас огромное влияние  на взрослых и детей оказывает телевидение, интернет.   Ни   для   кого   не   является   секретом,   что   большинство   программ содержит   элементы   насилия.   В   результате   дети   не   задумываются   ни   о ценности человеческой жизни, ни о смысле самой жизни. Что уж тут говорить о гражданственности и патриотизме?  Именно поэтому я считаю, что сегодня, как никогда требуется повысить уровень   воспитания   и   образования   подрастающего   поколения.   Одним   из ключевых направлений  этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы.               Программа гражданско­патриотического воспитания в 9 «Б» классе разработана мною в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан   Российской   Федерации   и   государственными   программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001­2005г.», «Патриотическое воспитание   граждан   РФ   на   2006­2010г»,   Законом   РФ   «Об   образовании», Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Уставом   МОУ  «СОШ   №76  имени   Д.Е.Васильева»,   локальными   правовыми актами,   Программой   развития   школы   МОУ   «СОШ   №76   имени Д.Е.Васильева».               Программа   определяет   содержание,   основные   пути   развития гражданско­патриотического воспитания в классе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.          Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.          Программа гражданско­патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Цель:  Возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как   важнейших   духовно­нравственных   и   социальных   ценностей, формирование   и   развитие   подрастающего   поколения,     любящего   свою Родину, чувства гордости за славное прошлое нашей Родины, патриотизма, мужества,   осознанного   уважительного   отношения   к государственной символике, к истории своей страны, создание условий для формирования   личности   гражданина   и   патриота   России   с   присущими   ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.    смелости, 5 Задачи:  1. Сформировать у учащихся представление о традиционных символах государства, познакомиться с историей их возникновения, проанализировать роль символики в жизни общества. 2.   Расширять   представление   детей   о   российской   военной   истории; способствовать   формированию   положительной   нравственной   оценки   таких человеческих качеств, как  верность присяге, доблесть, самоотверженность, патриотизм, целеустремленность, воля к победе; побуждать детей к изучению отечественной истории, к участию в патриотических мероприятиях. 3.   Углубить   представление   детей   о   Великой   Отечественной   войне; способствовать   воспитанию   уважения   к   людям   старшего   поколения; побуждать детей к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам; развивать интерес к истории своей родины. 4. Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими   людьми   в   годы   войны   и   в   мирное   время;   показать   роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства   долга   и   ответственности   перед   обществом   и   вызвать   стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту. 5.   Создавать   конкретные   условия   для   проявления   гражданственности, патриотизма,   достойного   выполнения   общественного,   государственного   и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов,   потребностей   в   основных   сферах   человеческой   деятельности   и общении; 6. Воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной   ответственности   как   важнейшей   характеристики   молодых граждан,   проявляющейся   в   заботе   о   благополучии   своей   страны,   ее укреплении и защищенности; 7.  Воспитывать положительное отношение к труду, развить потребность в труде на благо общества, государства; 8. Формировать и развить потребность в духовной жизни, в нравственно здоровом   образе   жизни,   способности   жить   счастливой   жизнью   с   семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и др. 6 Направления работы: 1.     «Растим патриота и гражданина России» 2.      «Мой край родной» 3.      «Ничто не забыто, никто не забыт. Связь поколений»         4.        «Мое здоровье – в моих руках» Форма реализации Программы. Форма организации работы по программе  ­ коллективная, используется групповая и индивидуальная формы работы.   Методы работы:  Группа методов Методы Свойства методов № п/п I. II. Методы формирования сознания личности Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Убеждение, внушение, беседы, лекции,  дискуссии,  метод примера       Педагогическое требование,   требование коллектива,   общественное мнение,   поручение,   метод­ требование, создание воспитывающих   ситуаций, коллективное   творческое дело,  метод проектов     Постановка   подростка   в   позицию полноправного   участника   процесса, т.е.   он   не   объект   для   применения данных   методов,   а   сам   принимает активное участие в их использовании. Необходимо   создавать   ситуации,   в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои   обязанности   по   отношению   к коллективу, обществу, ответственность   за   свои   поступки. Важно   демонстрировать   значимость деятельности гражданской подростков   для   общества.   С помощью   регулирующих   требований формируются традиции поведения. Необходимо   побуждать   подростка корректировать   свое   поведение. Стимулирование   в   различных   его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает   подростка   к   анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.         7 III. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование,   поощрение, наказание,   взаимовыручка, создание ситуации успеха Срок  реализации программы: Программа  рассчитана на 2 года (2010­ 2011,2011­2012 учебные  годы), ориентирована  на  учащихся 8  и 9  классов. Основными   исполнителями   Программы   являются   классный   руководитель, учащиеся и их родители.  Этапы реализации программы: Этапы 1 этап:  проектный  Цель Подготовка условий создания системы  гражданско­ патриотического  воспитания. 2 этап:  практический Реализация  Программы по  гражданско­ патриотическому  воспитанию 3 этап:  аналитический Анализ итогов   реализации программ                                           Задачи 1. Изучить нормативную базу, подзаконные  акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить  программу по гражданско­ патриотическому  воспитанию.        3. Проанализировать материально­ технические, педагогические условия  реализации программы.  4. Подобрать диагностические методики по  основным направлениям программы. 1. Отработать содержание деятельности,  наиболее эффективные  формы и методы  воспитательного воздействия.  2. Разработать методические рекомендации  по гражданско­патриотическому воспитанию. 3. Проводить мониторинг реализации  программы.  4. Принимать участие в конкурсах по  гражданско­патриотическому воспитанию. 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию затруднений в  реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий  период. 8 Содержание программы. 1. Растим патриота и гражданина России.   Цель:  Воспитание гражданина России через   изучение е ее правовой и государственной  систем,  символики,  истории гражданской  жизни  в  стране, жизни и деятельности выдающихся личностей. № Содержание работы Формы и методы работы Сроки Ответствен­ ный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Символы государства Беседа Декабрь Кл.рук. История государственного   флага России. Флаги России. История создания  государственного герба  России История создания  государственного гимна  России. Государственное управление России. История борьбы России  с иноземными  захватчиками. Просмотр кинофильмов. Эстафета памяти  поколений Исторический вечер Октябрь Кл.рук. Завуч Классный час Декабрь Кл.рук. Классный час. Ноябрь Учитель истории Беседа   с   элементами практической работы Январь Кл.рук. Актив кл. Классный час Январь Учитель обществознания Классный час Февраль Кл.рук. Март Кл.рук. Просмотр обсуждение   и В теч.года Родит. Кл.рук. 10 11 Российскому флагу – 25 лет Англицизмы   в   русской речи Литературно­ музыкальная композиция Проект    Ожидаемый результат: Ноябрь Сентябрь ­декабрь Руководитель школьного музея Свинухова М. ­   Становление   истинного   патриота   и   достойного   гражданина   России, готового и способного отстаивать ее интересы; 9 ­ Проявление учащимися чувства гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ, за социальные и культурные достижения своей страны; ­   Ответственность   за   судьбу   Родины   и   их   народа,   их   будущее, выраженное   в   стремлении   посвящать   свой   труд,   способности   укреплению могущества и расцвету Родины;   2.Мой край родной. Цель: Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность к своей малой родине. № Содержание работы Формы и методы  Сроки Ответств. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Праздник мам  Экскурсия в УВЦ  И мы сохраним тебя,  русская речь, великое  русское слово. Экскурсия на  хлебокомбинат Обычаи и традиции  русского народа Беседы в библиотеке им.  Бажова со знаменитыми  людьми города (7 человек) Поездка в Кунгурскую  пещеру, в Качканар, на завод «Металлист», на  типографию газеты  «Вестник», знакомство с  цехом №8 ЭХП,  Моя семья и война  «Мое любимое место в  13 городе Лесном» работы Поздравление 6 класс: в кабинете 7 класс: в кабинете 8 класс: в УВЦ (совм.) 9 класс: в лесу Знакомство с  комбинатом, просмотр  видеофильмов Классный час Знакомство с работой  и людьми  Час общения Беседа с обсуждением Размышления Беседы Классный час Классный час Трудовой десант Беседа, знакомство с людьми, с  Каждый ноябрь Кл. рук. Класс сентябрь Кл.рук. октябрь Кл.рук. Родители ноябрь Родители октябрь Группа 1 Сентябрь   ­ Май сентябрь январь февраль март март ноябрь июнь­ август течение Кл.рук. Кл.рук. Родит. Кл.рук. Группа 2 Учитель литер. 10 человек 10 Трудовая летняя бригада Экскурсия на мебельное  производство 14 15 производством Презентация в Power  Point Сочинения ­  размышления Календарь «Маленький  город в большой  стране!» октябрь­ декабрь Проектная работа «Семь  чудес Лесного» Участие в конкурсе «Мой  любимый уголок в городе» Участие в конкурсе  «Формула Лесного»,  посвященного 65­летию  родного города года Кл.Рук. сентябрь   ­ июнь ноябрь Родители Уварова  Манцырин Павлов М. 3 группа Ожидаемый результат: ­ Проявление любви к своему родному краю, чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; ­ Уважительное отношение к историческому прошлому своих предков, к языку своего народа; ­ Сохранение материальных и духовных ценностей общества, обычаев и традиций своего народа.         3.      Ничто не забыто, никто не забыт. Цель:  воспитание   и   развитие   у   школьников   гражданского   долга, патриотизма—  важнейшей духовно­нравственной и социальной ценности № Содержание работы 1 Классные часы с  просмотром и обсуждением военных фильмов                Формы и             методы работы Просмотр,       обсуждение              С роки             С ентябрь­    Май      Ответств.           Детская библ.          Кл.рук. 2 Урок мужества      Встреча с      участником  военного  конфликта в Чечне                 Февраль  Кл.рук. 11 Обязанность. Долг.  Присяга. (ко дню  Защитника Отечества) февраль Кл.рук. Родитель Павлов А.В. Экскурсия в в/ч 3275 Общение с  солдатами,  знакомство с  условиями жизни,  поздравление  (агитбригада),  посещение музея  Боевой славы части Дорога к победе  (проектная работа) (на  английском языке) Участие   в   научно­ практической конференции(1 место) Март ­ Апрель Кл.рук. Участие в областном  конкурсе «Будь здоров!»  (финал) (Екатеринбург) Викторина «А что вы знаете о  великих  полководцах?» Март О гражданском долге,  мужестве и героизме Классный час Март Учитель истории Кл. рук. Кл.рук. 1 группа Изготовление листовок – обращений к молодежи,  листовок­поздравлений  ветеранов с Днем Победы  и расклеивание их в  микрорайоне Групповая работа (каждая группа  разрабатывала  листовки) Апрель – Май Кл. рук. 4 группы Свет памяти, свет скорби  и любви…Его в себе  приносят наши дети!  (Акция «Свеча памяти») Митинг,  посвященный дню  Победы у Вечного  огня  8   Мая   в полночь ГПТУ ­78 Кл. рук. 3 4 5 6 7 8 9 Поздравления ветеранов с праздником (Акция  «Каждому ветерану –  чистую воду»)  10 Встреча с ветераном  Дубровиным В.С. в школе Поздравление  ветеранов на дому,  записи воспоминаний (5 ветеранов), беседы, чаепитие Беседа, ответы на  вопросы,  фотографирование,  Май Кл. рук. Родители Дети Май Кл. рук. 12 записи 11 Участие в городском  конкурсе сочинений –  размышлений о войне и  ветеранах Май Сочинения –  размышления о войне  и ветеранах (3 сочинения, 3  третьих места) Ладыгина К. Стражнова А. Морошкина В. Кл. рук. 12 Экскурсия в воинскую  часть на 35 кв. 13 Знакомство учащихся с  событиями Великой  Отечественной войны    «Нет войне» Май Кл. рук. Родители Встреча с  военнослужащими,  беседа, знакомство с  условиями жизни  солдат. Общение, обед с  гостинцами вместе с  солдатами  Виртуальное  путешествие Викторина Май Учитель истории Кл. Рук. 14 «Узники   концентрационных лагерей» 15 Ветерану—народное внимание и заботу 16 Конкурс стихов о войне и  ветеранах Беседа   с   просмотром документальных фильмов Помощь   по  хозяйству Рожковой А.К. Боровкова А.П. Кл.Рук. Один   раз в месяц Сентябрь Учитель Кл. рук. Дети литературы 17 Участие   в толерантности «Память» 18   недели   Дерево Октябрь   с Февраль   час. Кл. толерантности Совместное родителями мероприятие   2   рук. Кл. группа Кл. рук. Родители Дети Ожидаемый результат: ­   Осознание   долга   перед   Родиной,   отстаивание   чести   и   достоинства, свободы и  независимости;                                                                                ­ Потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживания её величия и славы, своей духовной связи 13 с   ней,   стремление   беречь   её   честь   и   достоинство,   практическими   делами укреплять её могущество и независимость; ­ Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;    ­ Понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия,   гуманизма   и   милосердия,   особенно   по   отношению   к   людям, пережившим страшные войны. ­ Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, их обычаям и традициям                 Реализация программы. Координационную деятельность по реализации программы осуществляет в   рамках   школы   зам.   директора   по   воспитательной   работе,   классный руководитель во взаимодействии с классным коллективом и родителями. Классный руководитель разрабатывает план мероприятий и организует их выполнение.  Зам.   директора   обеспечивает     контроль     за   реализацией   программы   и обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий и сроков их реализации. Оценка эффективности реализации программы. В результате осуществления программы ожидается: ­ создание постоянно действующей системы гражданско­патриотического воспитания (а не разрозненные мероприятия), включающей в себя комплекс мероприятий   по   формированию   у   учащихся   определенного   мировоззрения, основанного на демократических ценностях; ­ становление гражданина России, духовно­нравственного патриота своей Родины,   с   чувством   гордости   за   славное   прошлое   нашей   страны, самоотверженного и целеустремленного, доброго и отзывчивого, уважающего старшее и младшее поколения, защитника Отечества. ­ закрепление в содержании воспитания  таких  ценностей, как  права  и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к   истории   Российской   Федерации   и     ее   народов,   ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т. п.  14 В   ходе   реализации   программы   будут   поставлены   методические разработки   и   информационные     материалы,   полиграфическая   продукция, созданы   условия   для   участия   в  конкурсах,  викторинах   и  т.  д.    Конечным результатом реализации программы должно стать обеспечение формирования гражданственности,   полного   и   всестороннего   развития   человеческой личности,  воспитания детей в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого  к активному и ответственному участию в жизни   общества   и   государства.   Формирования   высокого   уровня   правовой, политической культуры и культуры прав человека у населения страны. И как следствие   этого—   устойчивое   развитие   Российской   Федерации, формирования   гражданского   общества   и   укрепление   демократического правового государства.                Литература 1. Видякин   М.В..   Военнно­патриотическое   воспитание   в   школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества   и   другим   патриотическим   праздникам:   сценарии торжественных   линеек,   литературно­музыкальных композиций,   классных   часов.   Военно­спортивных   игр.   Волгоград:   вечеров, «Учитель», 2006г. 2. Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2001­2005 годы" 3. Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2006­2010 годы». 4. Дереклеева   Н.И.,   Савченко   М.Ю.   Справочник   классного руководителя: 5­9 классы. ­­М.: ВАК 5. Капустина   З.Я.   Воспитание   гражданственности   в   условиях обновляющейся России // Педагогика. – 2003. – №9. 15 6. Касимова   Т.А.   Патриотическое   воспитание   школьников: Методическое пособие. –М.: Айрис­пресс. 2005г. 7. Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.  Вестник   образования.­   №   17.   ­   сентябрь   2009. Официальное   справочно­информационное   издание   Министерства Тишков)  // образования  www.vestnik.edu.ru/proect.html    науки   и     Российской   Федерации   ­ 8. Лебедева   О.В.   Классные   часы   и   беседы   по   воспитанию гражданственности: 5­10 классы. ­М.: ТЦ Сфера. 2005г. 9. Мавлютова  Е.А. Основы  правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права 8­11 классы. Волгоград: Учитель, 2009г. 10.А.П.   Пашкович,   Е.В.   Шитов.   Дни   воинской   славы   России.   Серия «Воспитательная работа». ­М.: ООО «Глобус», 2007г. 11.Посошенко   Е.В.   Сборник   занятий   по   воспитанию   гражданских качеств   у   младших   школьников:   Методическое   пособие   –М.: АРКТИ, 2008г. 12.Тисленкова   И.А.   Гражданско­патриотическое   воспитание   в   6­7 классах.   Российская   государственность:   беседы,   классные   часы, вечера, праздники, игры.­ Волгоград: Учитель, 2007г. 16 Жизнь   –это   счастье,   сотвори   его   сам.   Жить   ­   стоит.   Не   уничтожай   свою   жизнь сам!" ­ цитата Мать Тереза           4. Спортивно­оздоровительная работа в 9 «б» классе В   последнее   время   все   чаще   понятие   «здоровье»   используется   как категория  качества   жизни.  Здоровый   человек  более   жизнеспособен,  у  него больше   возможностей,   что   позволяет   более   продуктивно   бороться   с трудностями, быть конкурентоспособным, познавать окружающий мир.  Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача построения такой   образовательной   среды,   которая   создаст   условия   для   здоровой самореализации подрастающего поколения. Формы   и   средства,   с   помощью   которых   учитель   может   решать   задачу воспитания культуры здоровья включает всё многообразие возможностей  его 17 профессиональной  деятельности: учебную и воспитательную работу, работу с родителями.                                                                                                  Одним   из   важных   направлений   в   своей   работе   как   классного руководителя, считаю формирование у школьников здорового образа жизни. Однако   деятельность   учителя   в   формировании   здоровья   гораздо   шире,   и организационная роль в этом отношении играет огромную роль. Мой   класс   изначально   был   спортивным.   Многие   дети   в   течение нескольких лет активно посещают спортивные кружки и секции: баскетбол, рукопашный бой, плавание, дзюдо, хоккей, шахматы, футбол(68%). Ежегодно успешно участвуют в соревнованиях и олимпиадах по физкультуре.  В 2010­11 учебном году  класс стал победителем муниципального этапа областного проекта «Будь здоров!» и занял четвертое место на областном этапе.  Цель:   формирование   ЗОЖ   у   подрастающего   поколения   на   основе традиционных для России духовно – нравственных ценностей. Задачи:  Создать   благоприятные   условия   для   воспитания   и   формирования   у подростков устойчивости к зависимому поведению;   Проинформировать подростков о вреде вредных привычек;  Формировать здоровый образ как ценность жизни;  Привлечь   внимание   родителей,   средств   массовой   информации, общественности города к проблемам духовно­нравственного и физического здоровья детей;                    Реализация плана действий. № Мероприятие Сроки Ответственные Подбор   материалов   и   изучение Октябрь­ Анциферов Андрей 1 публикаций,   посвященных   данной проблеме. ноябрь  Работа   с   нормативными Октябрь­ Байрамалов Кирилл Родители ­  1 группа Стражнова документами. 2 Ноябрь  Александра Родители 18 Опрос детей, обработка данных. Октябрь  Балмасова Александра Богатырева Юлия  Свинухова Мария Вся группа Разделение   класса  и   родителей Ноябрь  на рабочие группы.  Определение   рабочих   задач, составление   программы   действий. Создание   лекторских   групп   в   4 подгруппах,   разработка   тем   для бесед   с   учащимися   и   для внеклассных мероприятий. Оформление   стенда   в   школе   с информацией   по   данной   проблеме »Письмо   курящим   девушкам» хирурга Ф.Г.Углова и его обсуждение в параллели 7­х классов. Ноябрь  Свинухова Мария Забелова Елизавета 3 4 5 6 7 . . . . Составление и распространение Ноябрь  Балмасова листовок в школе и в микрорайоне Александра Проведение   акции   «Обменяй 20 ноября  сигарету на конфету» в школе Богатырева Юлия Богатырева Юлия Балмасова Александра 8 Размещение   фотовыставки «Будь   здоров   –   всегда   здоров» (фотографии класса, занимающихся   в   секциях   во   время детей     Январь  Богатырева Юлия Анциферов Андрей Синьков Александр занятий)   9   Проведение   круглого   стола Январь 2011 г Стражнова «Мое   здоровье»   (в   классе,   в   4   «Б» классе,   в   Нижнетуринском   детском доме, в параллели 5­х классов, в ПЛ­ 78.(листовки) Александра Морошкина Виктория Ладыгина Кристина 19 1 1 1 Написание   и   инсценирование Январь  сказки   (для   начальной   школы)   на данную тему Презентация ролевого проекта  Январь  «Суд   над   беременной   курящей женщиной» (школа,  ПЛ­78) Все проекта Все проекта     участники участники Выступление   с   презентацией   в Февраль    Вся группа женской   консультации   перед беременными и   женщинами   распространение листовок    Приглашение 1 врача Март  Родители паталогоанатома   Байрамалова   В.Ф. для беседы в параллели 8­х классов. Экскурсия в музей морга. 1 1 1 Походы   в   лес   на   прогулку, Февраль  Родители и весь класс катание на лыжах и коньках Январь  Очистка   территории   школы   от Февраль(2   раза) снега мальчиками(3 раза) Март Занятия   по   профилактике 1 раз в четверть гриппа,   ОРЗ,   желудочно­кишечных заболеваний   (   используя   газету «ЗОЖ») Кл. руководитель Социальная   реклама   здорового Февраль­март  Родители 1 образа   жизни   семьи   видеоролика)  (снятие Агитбригада   «Мы   –   здоровое поколение»   (выступление   в   школе, детском доме, воинской части) 1 Февраль  Участие   в   городской   акции «Здоровый   образ   жизни»(   отв.   Гор. Апрель. Кл. руководитель Кл. рук. Родители Балмасова Александра Богатырева Юля 20 Радиопередача   «Оставь   время для жизни» Повторное   проведение   опроса Май  среди школьниц Обобщение   опыта   работы (выпуск   газеты   «Держи   руку   на пульсе») Апрель. Класс Завуч организатор Защита   социального   проекта 20 мая 2011г. Класс «Беременность   и   курение   не совместимы» Руководитель танцевального кружка Участники конкурса 1 Адм.) 2 2 2 2 Итоговое мероприятие «Танцевальный   марафон   в (конкурс   современных школе»   танцев, разучивание новых движений с   помощью   руководителя   кружка 2 танцев в школе) Результаты работы по проекту:  В классе никто не курит. (это было главным условием проекта. До проекта курил один ученик) Приложение   Только 2 ученика не посещают секции и кружки.  Получили дополнительные знания о вреде курения, алкоголизма и наркомании.  Проинформировали   огромное   количество   детей   и   взрослых   о пагубном влиянии вредных привычек на организм и интеллект  Приобрели большой жизненный опыт, особенно после выступлений и   бесед   в   детских   домах,   в   ГПТУ   –   78,   особенно   в   женской консультации (было шоковое состояние, когда увидели у дверей 2 курящих беременных женщин)   Большинство детей в классе знают и применяют методы народной медицины для профилактики и лечения различных заболеваний 21 В 2011­ 2012 учебном году планируем разработать план и провести в школе мероприятия по проекту «Будь здоров!» среди 8­х классов.( в стадии работы)    22 Приложение Критерии   работы   по   патриотическому   воспитанию дифференцируются на 2 группы.  Реализационно­ Практически­результативный целевой программированный (плановый)   характер патриотического воспитания   (ПВ);        конкретные задачи по целей реализации   ПВ;        целеустремленность и последовательность   в достижении результатов   ПВ;        системный   характер организации   ПВ   как процесса;        комплексный   подход в   формировании   и развитии патриотизма;       дифференцированный в подход   формировании   и а)  количественные показатели:        количество   мероприятий,   проводимых   по   ПВ (большое,   небольшое,   незначительное);         масштаб   мероприятий, проводимых по ПВ (большой, средний, малый);        процент участия граждан в мероприятиях   ПВ   по минимальный);         (максимальный, значительный, представительство   различных   категорий граждан, участвующих в мероприятиях по ПВ,   «трудных»   детей   детей­сирот,   в   т.ч. (беспризорников, преступные   группировки,     безнадзорных,   вовлеченных   в злоупотребляющих алкоголем,   имеющих   приводы   в   милицию   и   т.д.), других   детей   с   девиантным   поведением   (широкое, ограниченное, количество субъектов (исполнителей), участвующих в подготовке   минимальное);         и   проведении   основных   мероприятий   по   ПВ (максимальное,   минимальное);          значительное, количество   подготовленных   организаторов   и   области   патриотического специалистов в   арсенал   использования   форм, воспитания;         методов   и   средств   ПВ   (большой,   небольшой, 23 развитии патриотизма;        количество ограниченный, действующих   патриотических   объединений,   клубов,   минимальный);         дифференцированный   ПВ подход в   центров, в т.ч. детских и молодежных;        количество движений   Постов   №   1,   военно­спортивных   игр различных   категорий граждан   с   учетом   их («Зарница»,   «Орленок»,   «Равнение   на   Победу»   и количество   историко­патриотических, др.);         особенностей, интересов, героико­патриотических   и   военно­патриотических музеев (в образовательных и других учреждениях, на и устремлений т.д.;         оптимизация   предприятиях,   объединениях   и   т.д.);       количество оздоровительных оборонно­спортивных     форм, содержания, методов   и   средств лагерей;      количество   исследовательских   проведенных   работ по   научно­   проблемам ПВ;         определение обоснование и   патриотического   воспитания,   а   также   степень   их внедрения   в   теорию   и   практику   этой   сферы направлений совершенствования деятельности;        взаимосвязь мероприятий по ПВ с другими   направлениями   воспитания   (со   многими ПВ   и   повышения   его эффективности;          отсутствие направлениями, взаимосвязи);         финансирование   мероприятий   по   с   некоторыми, индивидуальный подход в ПВ. ПВ   (высокий   уровень,   средний,   минимальный).б) качественные подготовленности и результативности работы по ПВ уровень (высокий, показатели:           низкий);         средний, уровень     организационно­методического   обеспечения   работы по   ПВ   (высокий,   средний,   низкий);         уровень подготовленности профессиональной компетентности   организаторов   и   руководителей и     (субъектов)   работы   по   ПВ   (высокий,   средний, низкий);         процент   мероприятий   системного, комплексного,   долговременного,   инновационного 24 характера   (высокий,   средний,   низкий);         степень удовлетворенности   руководителей   и   организаторов (субъектов) работы по ПВ ее основными результатами (высокая, средняя, низкая);        оценка независимыми экспертами   результатов   работы   по   ПВ   (в баллах);•         отношение участников мероприятий по ПВ   к   результатам   их   проведения   (положительное, отрицательное, безразличное);        степень готовности участников   работы   по   ПВ   к   целенаправленной самореализации   в   качестве   субъекта   этой   низкая);        деятельности   (высокая,  готовность   участников   мероприятий   по   ПВ   после   средняя, продолжительного периода времени к сознательной и активной   самореализации   в   социально   значимой деятельности на благо Отечества.    Основными критериями второй группы являются:– когнитивный (познавательный),   определяющий   уровень   развития   патриотически ориентированных   знаний,   представлений,   являющихся   основой   понимания патриотизма   и   целостного   самоопределения   личности,   группы   в   качестве субъекта   социально   значимой   деятельности,   осуществляемой   на   благо Отечества;– мировоззренческо­ценностный,   характеризующий   степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов, интересов общества и государства, позволяющих уяснить роль, место и значение личности, группы в   развитии   патриотизма,   в   усилении   его   позитивного   воздействия   на   все стороны   жизни   и   деятельности;– мотивационно­потребностный, характеризующий уровень патриотической направленности личности, группы, их   ориентации,   цели,   установки,   определяемые   духовно­нравственными   и социально значимыми потребностями и интересами, высшими побуждениями и   устремлениями,   другими   компонентами,   формирующими   целеполагание субъекта   в   качестве   гражданина   –   патриота   Отечества;– деятельностно­ поведенческий, определяющий готовность личности (группы) к полноценной самореализации   в  качестве   гражданина  –  патриота  Отечества   в  одной   или 25 конкретные нескольких   сферах   социально   значимой   деятельности, результаты,   достигнутые   в   процессе   ее   осуществления   (в   целом,   в определенный   период   времени   и   др.),   основные   качества,   проявляемые   на  Показатели   критериев   второй   группы поведенческом   уровне. Когнитивный (познавательный):– знание собственной истории (семьи, рода, фамилии)   на   фоне   знания   отечественного   историко­культурного процесса;– знание   о   «малой   родине»   (родной   край:   история,   культура, традиции,   достижения,   проблемы   и   др.);– знания   о   своем   Отечестве,   его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и   др.;– понимание сущности   и   особенностей   российского патриотизма;– знание   содержания   таких   понятий   и   категорий,   как «Отечество»,   «патриотизм»,   «патриот»,   «долг»,   «служение   Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;– понимание роли, места и   значения   России   в   мировой   цивилизации,   самобытности   и   уникальности нашего   общества   и   государства,   имеющих   свой   путь   в   истории человечества;– способность   к   анализу   процессов   и   явлений,   проблем   и противоречий,  присущих   обществу   и   государству,   понимание   их   причин   и путей   решения   в   интересах   динамичного   развития   России. Мировоззренческо­ценностный:– осмысление   Отечества   как   высшей   духовно   исторической   и   интегрированной социально   значимой, ценности;– осознание   неразрывности   с   Отечеством,   неразрывной сопричастности с тем, что его составляет (природа, история, язык, культура, национальная принадлежность, родословие, религия, территория, менталитет и   др.);– гордость   за   принадлежность   к   истории,   традициям,   культуре, героическим   свершениям   и   достижениям   Отечества;– приоритетность ценностей   и   интересов   Отечества   перед   индивидуальными,   семейными, групповыми,   политическими   и др.;– осмысление своей роли и места в жизни общества, государства и судьбе (социально­ценностное   самоопределение);– убеждение   в Отечества   необходимости защиты национальных интересов России, возрождения ее силы  Мотивационно­потребностный:– потребность   в   познании и   могущества. исторического прошлого и современного этапа развития России;– проявление устойчивого   интереса   к   истории   России,   к   проблемам   и   особенностям развития   современного   общества   и   государства;– наличие   патриотических идеалов,   духовных,   нравственных   и   культурных   образцов   как   регулятивов жизнедеятельности   личности,   группы;– позитивное   отношение   и   интерес   к Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам, 26   корпоративными,     национальными, в     позиции. и     субъекта качестве в   социально   значимых   группы   патриотической желание   выполнить   гражданский   и   воинский   долг   по   защите Отечества;– проявление смыслообразующих   ценностных   мотивов жизнедеятельности   по   созиданию   и   защите   Отечества;– наличие   опыта патриотической   мотивации   видах деятельности;– следование   патриотическим   принципам,   проявление  Деятельностно­ гражданской поведенческий:– готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности   на   благо   Отечества   и   его   защиты;– совокупность   навыков, умений, качеств, необходимых для реализации функции защиты Отечества в одной   из   сфер   жизни   общества,   государства;– социальная   активность личности,   патриотической деятельности;– самореализация   в   качестве   субъекта   патриотической деятельности   в   одной   или   нескольких   сферах   общественной   и государственной жизни;– реальный вклад в развитие и укрепление России в одной (нескольких) сферах социально значимой деятельности;– отстаивание и утверждение   патриотизма   как   жизненно   важного   принципа   в   борьбе   с русофобией,   космополитизмом,   маргинальностью,   с   его   деформациями   и извращениями как высшей ценности. Первые три критерия и соответствующие им показатели, относящиеся ко второй группе, имеют субъективную основу, поскольку   все   они   являются   выражением,   главным   образом,   нравственно­ психологических   свойств,   сторон   личности,   социальной   психологии   и моральных   характеристик   группы.   Тем   не   менее,   представляемый   в   их совокупности   компонент   патриотического   сознания   является   исходным, первоосновным,   определяющим   потенциал   личности,   группы   как   субъекта патриотической   деятельности.   Конечные   результаты   работы   по патриотическому   воспитанию   проявляются   в   поведении   и   деятельности личности,   с   наибольшей объективностью   определяющим   реальные   результаты   этой   деятельности, является   деятельностно­поведенческий.   Эти   результаты   определяются,   во­ первых, степенью готовности личности, группы к выполнению той или иной патриотической   миссии   и,   во­вторых,   достигнутыми   в   процессе   ее осуществления   конкретными   итогами,   измеряемыми   соответствующими показателями.   Обобщая   рассмотрение   критериев   первой   и   второй   групп можно   констатировать   следующее:  во­первых,   все   критерии   и   показатели взаимосвязаны   и   взаимообусловлены.   Большое   значение   имеет   учет   их соотношения   друг   относительно   друга   в   составе   образуемой   ими определенной   совокупности.   Благодаря   их   интегративности   они   могут   Поэтому   основным   критерием,   группы. 27 использоваться комплексно, как единое целое; во­вторых, в связи с тем, что работа по патриотическому воспитанию характеризуется сложной внутренней структурой, включающей в себя целую совокупность различных компонентов, вряд   ли   правомерно   ограничиваться   лишь   одним   или   несколькими невзаимосвязанными   между   собой   критериями.   Правильнее   говорить   о необходимости   оптимальной   совокупности   ряда   обобщенных   критериев, которая   дополнялась   бы   конкретизирующими   их   составными   элементами (показателями);в­третьих, стержневым признаком каждого критерия должно быть возможно более полное и точное соответствие национальным интересам, связанным   с   обеспечением   высших   социально   значимых   функций   во   имя возрождения   России   как   великой   державы,   ее   важнейших   сфер жизнедеятельности,   определяющих   цивилизованный   образ   жизни   всех граждан. Таким образом, предложенные группы критериев и показателей для комплексной   оценки   работы   по   патриотическому   воспитанию,   с   одной стороны, могут рассматриваться как их системное образование, а с другой,– применение   их   в   комплексе   позволяет   наиболее   объективно   и   конкретно оценивать   эффективность   и   результативность   деятельности   по патриотическому   воспитанию   как   в   целом,   так   и   в   различных   группах, общностях,   категориях   граждан,   а   также   применительно   к   отдельной личности.   Оценка     результатов работы по   патриотическому   воспитанию  Определение   результатов   работы   по патриотическому   воспитанию   в   виде   конкретной   оценки   предполагает,   в первую   очередь,   всесторонний   анализ   этой   деятельности   с   помощью различных   методов   и   методик,   а   также   дифференциацию   критериев   и показателей   по   различным   уровням,   измеряемым   в   баллах.   Для   решения первой   из   этих   задач  –   определения   оценки   результатов   работы   по патриотическому воспитанию – необходимо осуществить анализ важнейших сторон,   направлений   этой   деятельности.   В   свою   очередь   такой   анализ основывается   на   определенной   методике.   Опыт   проведения   конкретных исследований   работы   по   патриотическому   воспитанию   показывает,   что основное содержание и последовательность этой методики включает в себя следующие моменты.  28 1.   Составление   краткого   плана   анализа   состояния   патриотического воспитания   и   его   результатов,   разработку  методических   материалов   и документов для его проведения. Здесь определяются: цель и задачи анализа; перечень   важнейших   направлений   деятельности,   наиболее   значительных мероприятий   и   проблем,   которые   необходимо   исследовать   особенно тщательно;   методы   анализа   и   инструментарий   его   осуществления;   рабочие гипотезы   и   ожидаемые   результаты;   порядок   проведения   анализа   и представления его итогов и другие вопросы.  2. Сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них   как   организаторов,   так   и   различных   категорий   граждан   и   т.д. Источниками   данных   могут   быть:   личные   наблюдения;   коллективные   и групповые настроения, мнения, позиции, обращения, просьбы, жалобы и т.д.; результаты бесед, опросов, анкетирования; результаты и выводы различных проверок,   итоговых   мероприятий;   материалы,   поступающие   от   некоторых органов местного самоуправления, и др. 3.   Обработку   данных:   группировка   (классификация,   систематизация) результатов   деятельности   с   выделением   признаков   положительного   и отрицательного   характера;   анализ   проделанной   текущей   работы   или значительных мероприятий, требующих длительной подготовки, и т. п. 4.   Анализ   эффективности   работы   непосредственных   организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др. 5. Анализ и оценка действенности воспитательной работы с различными категориями, группами граждан. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по   видам   и   т.   д.),   так   и   качественные   показатели   (эффективность мероприятий,   изменение   ситуации   после   их   проведения,   мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и другое воздействие). 6. Определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его результатах,  формулирование   конкретных   задач   и  мер   по   их   дальнейшему улучшению. В   выводах   отражаются:   общая   оценка   состояния   патриотического воспитания   и  достигнутых   результатов,   их   сравнение   с   предыдущим периодом;   степень   соответствия   проводимой   работы   предъявляемым 29 требованиям,   решаемым   задачам,   имеющимся   возможностям;   передовые   и отстающие   в   подготовке   и   проведении   основных   мероприятий; неиспользованные   возможности,   средства,   упущения,   недостатки   и   т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия. 7.Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы, таблицы, схемы и т. д.).  8.Информирование   о   данных   анализа   состояния   патриотического  воспитания   и   его   результатах   как   непосредственных   участников  этой деятельности, особенно из числа ее организаторов, так и соответствующих представителей   органов   и   организаций   патриотической   направленности,   от которых зависит положение дел в этой сфере.  Такова   наиболее   распространенная   методика   анализа   работы   по формированию патриотизма и готовности граждан к достойному служению Отечеству. Она может быть несколько упрощена за счет уменьшения   объема получаемой и обрабатываемой информации, но основные ее элементы имеют постоянный   характер   и  должны   быть   реализованы   в   ходе   проводимого анализа. Приложение Основываясь на первом критерии первой группы – реализационно­целевом и используя методы сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, классификации   и   систематизации,   процесс   патриотического   воспитания можно   дифференцировать   по   нескольким   уровням,   характеризующим   его  Уровни   определения   действенности качество   и   эффективность. (результативности)и   эффективности   процесса   патриотического воспитания    Высокий уровень   взаимодействия Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью,   целенаправленностью,   высокой   степенью организации, субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм,   методов,   технологий   для   достижения   ожидаемых результатов.   Субъект­объектные   отношения   являются оптимальными,   интересы   воспитателей   и   воспитуемых совпадают,   взаимоотношения   достаточно   гармоничны,   его   30 Средний уровень мотивация   в   процессе   совместной   деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.    организованностью,   несбалансированным, Процесс патриотического воспитания характеризуется   минимальной относительной   непродуманным активностью, использованием форм, методов и средств для достижения ближайших   задач.   Перспективные   и   инновационные направления   деятельности,   как   правило,   отсутствуют. Субъект­объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ.   Позитивная   мотивация   в   процессе   совместной деятельности   проявляется   непостоянно   и   наряду   с негативными   моментами.   Ожидаемый   результат достигается не в полной мере, то есть частично.  Низкий уровень Процесс   имеет   малоуправляемый,  неорганизованный, стихийный   характер.   Взаимодействие   между   его субъектами   отсутствует.  Субъект­объектные   взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно­ориентированная мотивация   в   процессе   деятельности   не   проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается. Приложение Социологический анализ        Результаты мнений о том, что означает слово «патриотизм»  Первые   два   ответа   у   рядовых   граждан   и   экспертов   совпали.   Как   и следовало   ожидать,   самым   востребованным   оказался   вариант   ответа «Патриотизм – это любовь к Родине» – наиболее распространенное смысловое клише в массовом сознании и пропаганде. Любовь к своей семье, родным, близким – этот выбор на втором месте. Далее предпочтения у экспертов и респондентов несколько разнятся по рангам: «любовь к русской культуре» 3 31 место   у   экспертов   (50%)   и   4   у   рядовых   респондентов   (38%);   «любовь   к родному   городу,   деревне,   дому»   –   4   место   у   экспертов   (44%)   и   3   у респондентов   (42%).   5­8   ранги   совпали:   «любовь   к   народу»   –   5   место   у экспертов (30%) и респондентов (27%); «возрождение традиций российского государства» – 6 ранг (24 и 21% соответственно); «стремление к социальной справедливости»   –   7   ранг   (по   19%);   «любовь   ко   всему   человечеству   – гуманизм» – 8 ранг у экспертов (12%) и 8­9 у респондентов (10%). Далее наблюдаются   несущественные   различия:   «любовь   к   родному   пепелищу, любовь к отеческим гробам» – 9 ранг у экспертов (11%) и 11 у респондентов (8%);   «возрождение   традиций   советского   государства»   –   10­11   ранг   у экспертов (9%) и 8­9 ранг у респондентов (10%); «стремление к безопасному глобальному миру» – 10­11 ранг у экспертов (9%) и 10 у респондентов (9%). И   в   заключение   совпавшее   распределение:   «религиозная   вера,   которую   я исповедую»   ­   одинаковый   12   ранг   (по   7%);   «патриотизм   в   условиях глобализации теряет свое значение» – 13­14 ранг (5 и 4%); «патриотизм – последнее прибежище негодяев» ­ 15 ранг. Сложившееся   распределение   ответов   имеет   свою   логику.   Для большинства людей слово «патриотизм» в первую очередь совпадает с «малой Родиной» – ближним социальным окружением: семьей, родными, близкими, родным   городом,   деревней,   домом.   Эти   ценности   составляют   ядро патриотизма   в   современном   российском   обществе.   Национально­ государственные,   социально­политические   ценности   отступили   на   дальний план, занимают 5­9 места. Произошло   это   в   силу   обвального   падения   доверия   граждан   к государству, его политике. На наших глазах за несколько лет радикальных реформ происходил процесс «разгосударствления» политического сознания, патриотизма российского населения. Сегодня общество и его эксперты имеют сложившуюся,   вполне   определенную   точку   зрения   о   том,   чьи   интересы выражает и защищает российское государство. 32 Приложение Анкета выяснения сформированности патриотизма и отношения к военной службе у молодежи старшего школьного возраста   (принимали участие парни 9­11 классов) Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании проблемы патри­ отизма. Ваши суждения и оценки очень важны для выполнения задач, свя­ занных   с   ее   изучением   и   решением.   Отвечая   на   вопросы   анкеты,   нужно внимательно прочитать их и возможные ответы на них, выбрать из имеющихся вариантов тот, который соответствует Вашему мнению, и в матрице с этим номером отметить цифру. Заполнять  анкету  просим самостоятельно, не  обращаясь  ни  к кому за помощью   или   советом,   так   как   нас   интересует   Ваше   личное   мнение.   Ре­ зультаты   данного   анкетирования   в   целом   будут   использованы   в   научно­ 33 практических целях и в обобщенном виде, поэтому свою фамилию указывать необязательно. Заранее благодарим Вас за помощь в работе, в нашем общем деле.    1. Что является для Вас наиболее значительным в жизни? 1.любовь к родителям 2.развитие и самосовершенствование себя как личности 3.материальное благополучие 4.отношение к любимой девушке 5.дружба 6.возрождение России как сильной державы 7.любимые увлечения 2. Какое из нижеперечисленных событий является для Вас наиболее значимым? 1.окончание школы 2.юбилейное семейное торжество 3.новогодний праздник 3.экономическая и финансовая стабилизация в стране 4.важное событие в коллективе при Вашем активном участии 5.приобретение долгожданной, очень нужной Вам вещи 7.Ваша свадьба (в том числе и будущая) с любимой девушкой 3.   В   чем,   на   Ваш   взгляд,   наиболее   ярко   проявляется   патриотизм молодого человека? 1.в успешной учебе в школе, другом учебном заведении 34 2.в активном выполнении трудовых заданий на производстве и т. д. 3.в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил 4.в   активном   участии   в   патриотических   мероприятиях,   акциях,   про­ водимых в школе и вне ее 5.в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др. 6.в активном участии в коммерции, бизнесе и т. д. 4. Какие качества, по Вашему мнению, присущи большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь? 1.высокая нравственность 2.ответственность 3.добросовестность 4.трудолюбие 5.взаимопомощь и взаимовыручка 6.социальная активность 7.уважение к старшим 8.чувство чести и личного достоинства 5. Как Вы считаете, присущи ли большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь, такие качества? 1.безнравственность или низкие нравственные качества 2.безответственность 3.эгоизм 4.индивидуализм 5.леность 35 6.недобросовестность 7.пассивность и равнодушие 8.нечестность 9.личная неорганизованность и недисциплинированность 10.способность  совершить  хулиганский  поступок, оскорбить  и унизить человека 6.   Какие   из   нижеперечисленных   качеств,   на   Ваш   взгляд,   уже сформировались   у   большинства   членов   коллектива,   в   котором   Вы находитесь, и будут проявляться ими в условиях военной службы?  1.поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, с высокими нравственными принципами 2.проявлять ответственность в отношении к делу 3.проявлять   упорство   в   достижении   цели,   соизмеряя   ее   с   интересами общества, коллектива 4.готовность прийти на помощь, защитить слабого 5.укреплять лучшие традиции в коллективе, семье 6.проявлять   постоянный   интерес   к   проблемам   общества,   коллектива, окружающих и, по возможности, участвовать в их решении 7.трудиться   добросовестно,   с   полной   отдачей   не   только   в   своих интересах, но и в интересах других, всего общества 7.   Какие,   по   Вашему   мнению,   из   нижеперечисленных   качеств проявляются   у   большинства   членов   Вашего   коллектива   и   будут отрицательно влиять на положение дел в нем?  1.преследовать во всем прежде всего свои личные интересы 2.проявлять безответственное отношение к делу 36 3.добиваться привилегий, послаблений и испытывать от этого моральное удовлетворение 4.использовать   моральное   и   физическое   подавление   в   отношении товарищей 5.проявлять пренебрежительное отношение к старшим и их требованиям 6.противопоставлять себя коллективу 7.проявлять более положительное отношение к передовым странам мира, нежели к своему Отечеству 8.не стремиться к изучению истории, культурного наследия своей страны 9.проявлять   безразличие   к   ухудшению   положения   в   обществе,   жизни многих людей 8.   Какие,   на   Ваш   взгляд,   причины   в   наибольшей   степени отрицательно   влияют   на   формирование   у   Ваших   сверстников нравственно­патриотических качеств?             1.ненормальная обстановка в семье             2.отрицательное влияние друзей, товарищей  3. отсутствие хорошего и дружного коллектива 4.недостатки в воспитательной работе учителей 5.отсутствие   ясной   патриотической   идеи   в   обществе   и   ее   слабое проявление в сознании многих людей 6.отсутствие   возможности   по­настоящему   проявить   себя   в   хорошем   и нужном деле 7.сложная и трудная обстановка в стране 9. Что, по Вашему мнению, составляет основу Вашего понимания патриотизма? 37 1.научные труды, публикации и т. д. 2.знания, полученные от учителей 3.сведения, полученные от родителей и близких 4.сведения, полученные от друзей и товарищей, особенно отслуживших в армии 5.сведения,   полученные   по   средствам   массовой   информации   (радио, телевидение, периодическая печать и т. д.) 6.чтение художественной и др. литературы, мемуаров 7.личное   участие   в   деятельности,   направленной   на   укрепление   основ нашего общества 10. Как Вы в среднем оцениваете уровень понимания большинством Ваших   сверстников   роли   и   значения   патриотизма   в   современных условиях? 1.высокий 2.не очень высокий 3.низкий 4.очень низкий 11. Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил? 1.воинская служба представляется интересной и привлекательной 2.служба   в   армии   необходима   обществу,   и   я   рассматриваю   ее   как выполнение   гражданского   долга, заинтересованности в изучении военного дела   хотя   и   не   испытываю   личной 3.служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей 38 5.я отношусь к службе отрицательно и постараюсь найти способ избежать ее 12.   Кто   (или   что)   в   наибольшей   степени   повлиял(о)   на   Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах? 1.средства массовой информации 2.учителя в школе, преподаватели в других учебных заведениях 3.события, происходящие в обществе; характерные изменения в сознании молодежи 4.трудности, сходные с теми, которые характерны для военной службы  5.семья 6.друзья, знакомые, особенно отслужившие в армии 13.   Как   соотносятся   Ваши   личные   интересы   с   общественными   в вопросе об отношении к службе в армии? 1.призыв в армию соответствует моим жизненным планам 2.считаю   службу   в   армии   делом   большой   общественной   значимости. Сознательно   подчиняю   ему   свои   жизненные   планы,   хотя   я   не   испытываю особого интереса к военной службе 3.считаю   службу   в  армии   важным   общественным   делом,  но   хотел  бы, чтобы меня лично, в качестве исключения, освободили от нее 4.военная служба не вписывается в систему моих жизненных планов и ценностей 14. Как Вы относитесь к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа?  1.мне очень больно осознавать это 2.с тревогой и обеспокоенностью 39 3.отношусь к этому спокойно 4.стараюсь об этом меньше думать 5.мне это безразлично 15. Участвовали ли Вы в мероприятиях (особенно организационных) патриотического или военно­патриотического характера за последние 2­3 года? 1.довольно часто или регулярно 2.неоднократно 3.очень редко 4.не участвовал 16. Существует ли, по Вашему мнению, необходимость воссоздания (на   новой   основе)   системы   патриотического   воспитания   для   развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет? 1.безусловно, существует 2.думаю, что существует 3.в этом нет особой необходимости 4.такой необходимости нет 5.затрудняюсь ответить 17. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе? 1.повернуть   лицом   к   этой   работе   деятельность   школ   и   детских   до­ школьных учреждений 2.активизировать работу на местах, в регионах 40 3.оказывать   помощь   патриотическим   объединениям,   клубам,   другим организациям патриотической направленности 4.усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных Сил, МВД, Пограничных войск 5.добиться   коренного   изменения   отношения   к   патриотизму   и   пат­ риотическому воспитанию в средствах массовой информации 6.коренным   образом   изменить   отношение   к   проблеме   патриотизма   и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты 7.предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно­патриотического влияния на общество   41 ДИАГНОСТИКА  «Я  И  МОЁ  ЗДОРОВЬЕ» Заполнив эту таблицу и проанализировав результаты, можно определить степень  переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.  Анализ уровня тревожности, который проявляется физиологической симптоматикой,  может помочь снизить определенную степень перегрузки учеников.                                                                                                                           Таблица №1 Виды недомоганий,  Всегда  Часто  Иногда  Никогда  которые я испытываю Сонливое состояние Раздражительность,  невозможность  сосредоточиться Головные боли Боли в желудке Головокружение  Таблица № 2 необходима для учета особенностей здоровья детей в процессе учебной  деятельности. Таблица имеется в классном журнале, заполняется медсестрой после очередного  медосмотра. Графа «Рекомендации» содержит информацию о том, как в процессе  школьной деятельности учитывать проблемы здоровья детей, например, за какой партой  должен сидеть ученик с диагнозом «Миопия». Таблица № 2 42 Ф. И. О. Заболевания  Рекомендации       43

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017