Департамент социальной политики Администрации города Кургана
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла _________________ /_________________/ Протокол № ____ от «____»_________ 20__ г. |
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ г. Кургана «СОШ № 41» _________________ /__________________/ «___»___________ 20___ г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ г. Кургана «СОШ № 41» _________________ / Корабицина А.В./ Приказ №____ от «___»______________ 20___ г. |
ПРОГРАММА
по формированию универсальных учебных действий
на уроках английского языка
Составитель: Самкова С.В.,
учитель английского языка,
высшей квалификационной категории
г. Курган, 2017
Введение
Согласно требованиям ФГОС второго поколения важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающихся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Начало формирования универсальных учебных действий у обучающихся предусматривается на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе, является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе, предоставляет определённые возможности для формирования УУД. Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать и т.д.) в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.
Понятие «универсальные учебные действия»
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта. В собственно психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Выделяют 4 блока УУД:
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют 3 вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Познавательные универсальные действия включают:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельно создание алгоритмов деятельности;
- знаково-символические действия.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
- синтез – составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- построение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- правление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте
усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в
зависимости от его содержания и способов организации учебной
деятельности учащихся предоставляет определённые возможности для
формирования УУД. Далее рассмотрим, каким образом происходит
формирование универсальных учебных действий на уроках английского
языка в начальной школе.
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция.
Формирование УУД на уроках английского языка
Формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Что касается регулятивных универсальных учебных действий, на начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В УМК Афанасьевой О.В. ,который мы используем в своей работе в начальных классах, после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка. Также дети с удовольствием принимают участие в проектной деятельности на уроках иностранного языка.
Перейдём к рассмотрению познавательных универсальных учебных действий.
В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст. На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:
-научить выделять основное в тексте;
- научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы;
- понимать смысл текста и умение прогнозировать развитие его сюжета;
- составлять оригинальный текст на основе плана.
Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.
Обучение английскому языку в начальной школе, чтобы быть успешным, должно решать следующие задачи:
1) Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.
2) Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
3) Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.
Образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его как личность. В связи с этим говорится о необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся. А одной из наиболее интересных и актуальных тем для современного учителя можно смело назвать«Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС».
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса и являются основной целью современного преподавателя.
.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся являются:
Условиями для успешного формирования УУД для преподавателя являются: обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, учитывая возрастные психологические особенности развития детей, педагогическая компетентность учителя, включение в учебную деятельность, создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка, диагностика.
Итак «Универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Владение УУД ведёт к формированию самостоятельности. Они дают возможность успешно осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться.
Конспект урока английского языка во 2-м классе начальной общеобразовательной школы. Тема урока: « Cities. Города». Урок 38
Цели урока: Совершенствование коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников.
Формировать УУД:
культуры;
Задачи урока:
- введение и тренировка новых лексических единиц (названия городов);
- формирование грамматических навыков (глагол to be, ... are from).
- развитие грамматических навыков употребления глагола to be;
- развитие навыков монологической речи;
- развитие навыков диалогической речи;
- развитие памяти, мышления, воображения и внимания;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
- формирование позитивно-ориентированной личности;
- воспитание уважения к стране изучаемого языка и к родной стране;
- воспитание культуры общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать лексические единицы по теме «Города»;
- уметь использовать языковой материал для продуктивной и репродуктивной речевой деятельности.
Личностные:
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной
коммуникации;
Метапредметные:
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Организация пространства: Фронтальная работа, парная и
групповая работа.
Оборудование и наглядные пособия:
Учебник “Rainbow English” О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Ч 2.; рабочая
тетрадь к учебнику; диск с аудиозаписью, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие (2 мин.)
Teacher: Hello children.
Children: Hello teacher/
Teacher: How are you?
Children: Fine, thank you/
Teacher: Take your seats, please.
2. Фонетическая зарядка (3 мин.)
Teacher: Children, look at the screen! (Приложение, слайд № 2.)
This is the cat This is the dog
This is the rat This is the frog
II. Знакомство с темой урока. (1 мин.) (Приложение, слайд № 3.)
Dear children! Today we are going to speak about travelling and cities. (Можно перейти на русский язык).
III. Основная часть урока. Выполнение упражнений.
Step 1. (Шаг 1 - 5 мин.)
Teacher: Children, look at the screen and try to read the new words. (Приложение, слайд № 3.)
Дети пытаются прочитать название городов по-английски, учитель при необходимости помогает.
Bonn, Boston, London, Paris, Moscow.
Teacher: These cities are very beautiful . Можно рассказать немного об этих городах.
Далее дети выполняют упражнение на аудирование «Послушай разговоры нескольких людей, и скажи, из каких городов они приехали». (Упр.1, стр. 32 Ч.2).
Step 2. (Шаг 2 - 5 мин.)
Teacher: Look at the screen. This is Sue. Where is she from? (Приложение, слайд № 10) «Поработайте в парах и разыграйте сценку знакомства с девочкой по имени Сью, которая приехала в Россию» (Упр.2, стр. 33 Ч.2). Составление диалогических высказываний.
Step 3. (Шаг 3 - 5 мин.) Развитие лексико-грамматических навыков.
Teacher: Now look at the screen and try to make questions.
Дети смотрят на экран и составляют вопросы по образцу.
Образец: Where is she/he from? - She/he is from (Rome, London, Minsk, Boston, Paris, Madrid) (Упр.3, стр. 33 Ч.2). (Приложение, слайд № 11)
Физкультминутка (3мин.)
Teacher: Let’s have a rest. Stand up please.
Давайте вспомним наше стихотворение для физкультминутки
Hands up, hands down.
Hands on hips, sit down.
Stand up, hands to the sides.
Bend left, bend right,
Hands on hips, one, two, tree, hop.
One, two, three, stop. Stand still.
Step 4. (Шаг 4 - 5 мин.) Тренировка навыков аудирования.
Teacher: Далее дети выполняют упражнение на аудирование «Послушай диктора и повтори его вопросы». Отработка глагола be (is/are) (Упр.4, стр. 33 Ч.2).
Step 5. (Шаг 5 - 5 мин.) Фронтальное чтение.
Listen read and repeat after the announcer.
Послушайте диктора и поработайте в парах. «Прочитайте вопросы, которые задали детям в международном лагере, и их ответы» (Упр.5, стр. 34 Ч.2).
Step 6. (Шаг 6 - 5 мин.)
Продолжаем работать в парах. «Задайте друг другу вопросы и ответьте на них». (Упр.6, стр. 34 Ч.2).
Step 7. (Шаг 7 - 3 мин.) Заключительный этап. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Teacher: At the end of our lesson I would like to repeat the new words! Look at the screen and name the cities! (Приложение, слайд №2).
You’ve worked perfectly today!!! Let’s see what we learned and discovered at the lesson! ( Дети заканчивают предложенные учителем предложения, например «Сегодня на уроке я узнал...», «Мне было интересно...», «Меня удивило...», «Мне было непонятно...» и т.п.)
Step 8. (Шаг 8 - 3 мин.) Запись домашнего задания.
Teacher: Open your diaries and write down your home task, please (Упр.7, стр. 34 Ч.2).
Дети записывают домашнее задание. Инструктаж по домашнему заданию. Выставление оценок. Вопросы учащихся.
Teacher: Thank you for the work! Goodbye!
Students: Good bye, teacher! Thank you for the lesson.
Заключение
Роль иностранного языка возрастает в связи с введением ФГОС, ГД «развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования». Данный переход дает огромный образовательный потенциал предмету « иностранный язык».
Тематика представленного урока и коммуникативная ситуация соответствуют реальным интересам и возможностям учащихся, их потребностям и являются личностно значимыми для них. Для учащихся созданы условия для проявления творческой активности и самостоятельности. Кроме того, тема в большей степени ориентирована на коммуникативно - познавательные интересы школьников и отражает реальные потребности и условия пользования иностранным языком как средством общения и взаимопонимания между людьми.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями Нового образовательного стандарта. В ходе урока формируются все виды УУД.
Урок включает в себя несколько этапов (организационный момент, фонетическая зарядка, речевая разминка, выполнение различных заданий, релаксация, совершенствование лексических навыков чтения, рефлексия, домашнее задание - объяснение учителем, подведение итогов урока, оценивание работы учащихся), которые ведут к достижению основной цели урока.
В заключение хотелось бы сказать, что повышение уровня квалификации современного учителя заключается в перестраивании уже сложившейся профессиональной деятельности, которая предполагает включение новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности, изменение мотивационных и профессиональных самооценок, овладение новыми приёмами профессионального мышления, которым должен следовать современный преподаватель.
Список использованной литературы
1. Английский язык. 2–4 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК «Rainbow English» О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А. и др. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с
4. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык серии «Rainbow English». Звуковое приложение к учебнику 2 класс, CD MP3.
5. Афанасьева O. В., Михеева И. В. Английский язык серии «Rainbow English». Книга для учителя к УМК «Английский язык» 2 класс.
6. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык серии «Rainbow English». Рабочая тетрадь к учебно-методическим комплектам 2 класс.
7. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык серии «Rainbow English». Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
8. Балашова А.И., К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. -
С. 69-73.
1. Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике. // В. И. Боголюбов // Школьные технологии. 2010 № 1.
2. Водянский А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений [Текст] / А. Водянский // Народное образование, 2009. - № 7. – 33 с.
3. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
4. Загорная Л.П. О разработке интегрированного курса. Иностранный язык + художественное развитие.// Иностранные языки в школе. – 1992.-№3,№4.
5. Загребина И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе. Начальная школа.- 2007.-№10.-с.28-31
6. Изучение английского языка [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://learnenglish.tj/английский-язык/
1. Интернет-ресурсы: http://www.google.ru/images.Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30.
2. Луковкина А.Ю. Организация учебной деятельности в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса. Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды [Текст] / А.Ю. Луковкина, Н.А. Рыбакина. - Самара: РГГУ , 2010. - 262 с.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст]. 2010. - 4 с.
4. Могилев А.В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.
5. Никитенко З.Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
6. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования [Текст] / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. - С.2 - 10.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с. — (Стандарты второго поколения).
8. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.
9. Почему так важно изучать английский язык [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://kak.znate.ru/docs/index-67386.html
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е.С. Савинов]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
2. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.
3. Рогова Г.В., Никитенко З.Н.О некоторых причинах снижения интереса к предмету.// Иностранные языки в школе.- 1982.-№2.
4. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005, №2.
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
6. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2014. (Стандарты второго поколения).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.