Программа по внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Оценка 4.8

Программа по внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
история +1
2 кл—11 кл +1
04.03.2018
Программа по внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы» ориентирована социальное и духовно-нравственное направления. Данная программа расчитана на учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы. Работа кружка по данной программе способствует всестороннему развитию личности, воспитанию у детей нравственности , духовности и патриотизма посредством изучения истории "малой родины", традициям и культуры своего народа.
РАБОЧАЯ РОГРАММА КРАЕВЕДЕНИЕ Мещерякова 2013-20014.docx

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №4»

Имени Героя Советского Союза Хоменко И.С.

г. Комсомольск-на-Амуре

 

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ №4
_______________Л.И.Коконова
«______»_______________ 2013г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР  МОУ СОШ №4
_______________________ Н.В.Орлова 
«______»_______________ 2013г.
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа кружка 
юный краевед 
2-3классы
учителя Мещеряковой О.В.

 

 

 

 

 

 

 

г.Комсомольск-на-Амуре

2013год

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины- деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.

Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы» ориентирована на следующие направления: социальное и духовно-нравственное.

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.

Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному городу.

Кружковая работа по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Кружок по изучению родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком будущем.

Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.

Формы проведения внеурочных занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему городу, встречи с интересными людьми, сбор краеведческого материала, тематические экскурсии по школьному музею, экскурсии в городской краеведческий музей.

Данная программа предназначена для учащихся 2-3 классов, рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю).

 

Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.

 

Задачи:

  • приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
  • познакомить ребят с историей города, края  в котором они проживают;
  • организовать познавательную деятельность младших школьников.

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы кружка «Юные краеведы» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории города, края, об истории школы; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

 

 

 

                    

2.Содержание программы «Юный краевед»

и примерное тематическое планирование

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

К-во часов

1.       

 

История освоения Дальнего востока

 

2.       

 

История возникновения Хабаровского края

 

3.       

 

Символика Хабаровского края

 

4.       

 

Коренные жители нашего края

 

5.       

 

Богатства нашей земли.

 

6.       

 

Растительность нашего края. Разнообразие растений

 

7.       

 

Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека

 

8.       

 

Животный мир Хабаровского края. Разнообразие животного мира

 

9.       

 

 Животный мир Хабаровского края Охрана и значение животного мира

 

10.   

 

Водоемы нашего края. Реки и озера

 

11.   

 

Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов

 

12.   

 

Заповедники Хабаровского края. 7 чудес края.

 

13.   

 

Какие полезные ископаемые добывают в Хабаровском крае.

 

14.   

 

Хабаровск-столица края ( история)

 

15.   

 

Главные достопримечательности Хабаровска.

 

16.   

 

Города Хабаровского края. История возникновения городов.

 

17.   

 

Из истории образования города Комсомольска-на-Амуре.

 

18.   

 

Достопримечательности нашего города

 

19.   

 

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу

 

20.   

 

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу

 

21.   

 

Предприятия города. Значение для края и страны судостроительного завода

 

22.   

 

Предприятия города. Значение для края и страны нефтезавода.

 

23.   

 

Предприятия города. Значение для края и страны авиационного завода

 

24.   

 

Экскурсия в экспоцентр КнААЗ

 

25.   

 

Культурно – просветительные учреждения нашего города

 

26.   

 

Истории названий улиц и площадей города

 

27.   

 

Храмы и церкви нашего города

 

28.   

 

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города

 

29.   

 

Профессии города. Где работают родители

 

30.   

 

Конкурс рисунков «Наш город»

 

31.   

 

Великая Отечественная война в истории моего края.

 

32.   

 

Великая Отечественная война в истории моего города. Экскурсия в школьный музей

 

33.   

 

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

 

34.   

 

Моя школа – мой дом

 

35.   

 

Из истории школы. Традиции школы

 

 

Содержание.

1.      

История освоения Дальнего востока.

Знакомство с историей освоения Дальнего востока. Виртуальная экскурсия в прошлое.

2.      

История возникновения Хабаровского края . Даётся понятие о своём крае как составной части Родины. Сформировать  представление   об  истории возникновения Хабаровского края. Фронтальная беседа: Каким был наш край в прошлом. Практическая работа: сравнить Хабаровский край  в древности и до наших дней.

3.      

Символика Хабаровского края. Знакомство с символикой края (гербом, флагом Хабаровского края)  историей их создания. Практическая работа: раскрашивание герба и флага Хабаровского края.

4.      

Коренные жители нашего края. Национальный состав населения нашего края. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда. Прикладное искусство нашего края . Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

5.      

Богатства нашей земли. Беседа:  важнейшие   богатства нашего края. Как  добывают,  где  используют. Практическая работа: рассматривание  образцов  полезных  ископаемых.

6.      

Растительность нашего края. Разнообразие растений. Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне  области. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

7.      

Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека.Беседа: значение  растений  в  жизни  человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

8.      

Животный мир Хабаровского края. Разнообразие животного мира. Беседа: животные, обитающие на территории Хабаровского края.

9.      

 Животный мир Хабаровского края Охрана и значение животного мира. Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Хабаровского края, обитающие на его территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

10.  

Водоемы нашего края. Реки и озера. Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

11.  

Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов. Беседа: значение  и  охрана  водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

12.  

Заповедники Хабаровского края. Экскурсия в Комсомольский заповедник

13.  

Какие полезные ископаемые добывают в Хабаровском крае. Беседа: первичные  сведения  о  полезных  ископаемых  края.  Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

14.  

Хабаровск-столица края ( история)

15.  

Главные достопримечательности Хабаровска.

16.  

Города Хабаровского края. История возникновения городов.

17.  

Из истории образования города Комсомольска-на-Амуре. Знакомство учащихся с историей города. Обращается внимание на название города, его значение. Географическое положение города. Первые жители. Учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы из занятий дети вынесли практическое желание сделать что-либо для того, чтобы город стал ещё лучше.

18.  

Достопримечательности нашего города . Заочное путешествие по памятным местам  города.

19.  

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу. Автобусная экскурсия по городу.

20.  

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу. Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.

Социальный  паспорт  районов. Практическая работа: показать  индивидуальность  каждого  района  города

21.  

Предприятия города. Значение для края и страны судостроительного завода Знакомство  с  предприятием города, дать  представление  о его   роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятия.

22.  

Предприятия города. Значение для края и страны нефтезавода. Знакомство  с  предприятием города, дать  представление  о его   роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятия.

23.  

Предприятия города. Значение для края и страны авиационного завода. Знакомство  с  предприятием города, дать  представление  о его   роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятия.

24.  

Экскурсия в экспоцентр КнААЗ

25.  

Культурно – просветительные учреждения нашего города. Знакомство с библиотеками, музеями города. Беседа учащихся с сотрудниками детской библиотеки, художественного музея.

26.  

Истории названий улиц и площадей города

27.  

Храмы и церкви нашего города.

28.  

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города. Практическая работа: подготовить в группах рассказ о  полученной информации во время экскурсии.

29.  

Профессии города. Где работают родители. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей.

30.  

Конкурс рисунков «Наш город»

31.  

Великая Отечественная война в истории моего края. Тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла живших и живущих на территории города. Можно предложить ребятам узнать, кто из ветеранов или членов их семей проживает рядом, и взять над ними шефство

32.  

Великая Отечественная война в истории моего города. Экскурсия в школьный музей. На занятия возможно приглашение кого-либо из семей школьников для беседы или небольшого рассказа. Проводятся экскурсии в городской краеведческий музей или к мемориалу

33.  

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)

34.  

Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. Проводятся экскурсия по школе, экскурсия в комнату Хоменко И.С., в школьный музей Правила поведения, бережного отношения.

35.  

Из истории школы. Традиции школы Знакомство учащихся с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы.

 

 

Список литературы

1.     Альманах «Отечество». – М.,1998. – Вып.5: Родословие.-120 с.

2.     Амур – река подвигов. – Хабаровск, 1983.

3.     Бодиско, А.Н. Из жизни Хабаровска.- Хабаровск, 1913.

4.     Востриков, Л.А. И привести в известность край: из истории Приамурского географического общества. – Хабаровск,1989.

5.     Герои Великого океана/ ХК ЦДЮТиЭ. – Хабаровск,1996.

6.     Гецевич, Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск, 1988.

7.     Города Хабаровского края. – Хабаровск.1972.

8.     Гражданская война на Дальнем Востоке. – М.: Наука, 1973.

9.     Гоголев, Н.А. Дальневосточники – фронту. – Хабаровск,1967.

10. Дальневосточная магистраль России. – Хабаровск, 1997.

11. Емельянов, Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М.: ЦРИБ Турист, 1980.

12. Емельянов, Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976.

13. Ивенкова, Н.А. Древняя история Дальнего Востока/ Н.А.Ивенкова, И.П.Силина. – Хабаровск, 1998.

14. Илюхин, М.М. Особенности и средства показа в экскурсии: метод. Рекомендации. – М.:ЦРИБ Турист, 1980.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на…

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на…

Задачи: приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой

Задачи: приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

Содержание программы «Юный краевед» и примерное тематическое планирование № п/п

Содержание программы «Юный краевед» и примерное тематическое планирование № п/п

Моя школа – мой дом

Моя школа – мой дом

Заповедники Хабаровского края

Заповедники Хабаровского края

Профессии города. Где работают родители

Профессии города. Где работают родители
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018