Программа «Православная семья»
Автор: руководитель НФ «ДЕОЦ», учебный филиал «Тольяттинский»
Костина Снежана Владимировна
Оглавление
Содержание программы |
Стр. |
Раздел 1 |
|
1.1. Название, цель и задачи Программы |
2-3 |
1.2. Концептуальные подходы Программы |
3-6 |
1.3. Сроки и реализация Программы |
6 |
1.4. Основное содержание и механизмы реализации Программы |
6 |
1.5. Кадровое обеспечение Программы |
11 |
1.6. Финансовое обеспечение Программы |
12 |
1.7. Схема управления Программой |
12 |
1.8. Нормативно-правовое обеспечение Программы |
13 |
1.9.Ожидаемые результаты Программы |
14-16 |
Раздел 2 |
|
Приложение 1 2.1.Основные направления и этапы реализации Программы «Православная семья» |
16-17 |
Приложение 2 2.2. План реализации Программы «Православная семья» в 2017-2018 учебном году |
18-22 |
Раздел 1
1.1. Название программы
«Православная семья» (далее Программа)
Цель
Содействие православному семейному воспитанию, улучшению условий жизнедеятельности семей с детьми для формирования социально-значимых компетентностей учащегося на основе ценностных православных семейных ориентаций Задачи:
В работе с родителями:
1. формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе учебного филиала; 2. формирование субъектной позиции родителей в работе учебного филиала, при проведении различных форм работы с семьей и детьми; 3. формирование психолого-педагогической культуры родителей; 4. развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
В работе с педагогами:
1. формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми; 2. формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
3. освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Организационно-управленческие задачи:
1) обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в учебном филиале с участием родителей;
2) организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
3) разработать и обеспечить систему стимулирования: а) участия родителей в воспитании детей;
б) участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса
в) взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе;
г) роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы;
5) организации работы родительского комитета учебного филиала, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности учебного филиала.
1.2. Концептуальные подходы Программы
Коллектив учебного филиала считает, что, во-первых, сегодня востребованы люди с запасом нравственных, интеллектуальных и гражданских сил; во-вторых, умеющие не только адаптироваться в современных условиях, но и быть готовым активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу, быть успешными в жизни, быть толерантными по отношению к окружающим.
Мы считаем, что эти качества не могут быть сформированы без участия семьи. Именно в семье формируются, вера в Бога, основы личности гражданина, его жизненное мировоззрение, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Мы обеспокоены сохранением настоящих семейных ценностей. В этом маленьком коллективе должны процветать доброта, любовь и уважение, доверие друг к другу, умение прощать ошибки и слабости, где не должно быть места злу, предательству, измене. В кругу семьи все должны научиться понимать, что хорошо, а что плохо, определить для себя ту черту, которую нежелательно переступать, выбрать для себя правильный путь в жизни, приучать детей к вере в Бога, к добру, показывая положительные примеры ценности семьи, здорового образа жизни, чистой любви, уважения к ближним и окружающим. Основные проблемы семейного воспитания связаны с проблемами взаимодействия учебного филиала и семьи:
• неверие у 5 % педагогов в возможность участия родителей в работе учебного филиала;
• непонимание 6% педагогов важности организации совместной деятельности детей и родителей;
• доминирование у 17% педагогов назидательных форм общения, информационных, инструктивных форм работы с родителями;
• неумение у 7% педагогов организовать коллективное обсуждение на собрании, сборе родителей;
• отсутствие активных форм организации психолого-педагогического просвещения родителей у 77% педагогов;
• разрозненность действий в работе с детским и родительским коллективом у 13 % педагогов;
Проанализировав данную ситуацию, мы поняли, что в учебном филиале есть заинтересованный актив родителей, который готов к сотрудничеству с педагогами, правильно оценивает реальное состояние, может стать опорой в решении указанных выше проблем, желают, чтобы их ребенок воспитывался в совместной деятельности родителей, детей и учебного филиала. Одни родители, высказывая неудовлетворенность теми формами работы, которые существуют в учебном филиале, одобрили попытку изменить характер взаимодействия педагогов с родителями. Другие, наоборот, желали бы занять пассивную позицию, устраниться от работы. Они считали, что учебный филиал должен сам решать все проблемы воспитания детей. Учитывая это, педагогический коллектив школы, разработал следующую схему работы с родителями.
• Осуществление комплексного подхода к планированию работы по изучению каждой семьи, организации просветительской работы, оказанию консультативной помощи и коррекции внутрисемейных отношений.
• Проведение специалистами дифференцированного обследования и диагностики семей с учетом своей компетенции.
• Анализ результатов работы с родителями, выявление трудности и определение перспективы работы.
Мы пришли к выводу, что в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем ребенка, т.е. необходимо искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, коллектив учебного филиала выработал стратегию и тактику обновления семейного воспитания и педагогического влияния на этот процесс, особенностью которого является духовно-нравственное воспитание личности через семейные ценности.
Задача включения семейных ценностей в образование особенно актуальна. Мы считаем, что семейные ценности формируются в значительной степени в самой семье, они подсознательно усваиваются членами семьи, особенно детьми, которые впоследствии реализуют их в своей взрослой жизни. Но так как современная семья не способна в полной мере обеспечить формирование положительных семейных установок вследствие своей дезорганизации, необходимо проводить дополнительную коррекцию этого процесса.
Коллектив учебного филиала считает, что православные семейные ценности - это фактор общественной стабильности, а формирование у школьников ценностного восприятия семьи есть основное условие успешности в жизни, умение активно действовать в меняющихся условиях, направляя свои силы на общую пользу.
Воспитание в нашем филиале – это многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий отношения между субъектами воспитания, характеризующиеся особым психологическим климатом, содружеством детей, родителей, педагогов, высоким уровнем комфортности обучающихся, родителей и педагогов.
Среди семейных ценностей мы выдели:
1.Любовь к Богу.
2.Любовь к своему, родному, близкому.
3.Человеческие отношения, основанные на взаимопомощи, милосердии, понимании другого человека, толерантности, трудолюбии.
4.Умение жить в коллективе и строить человеческие отношения.
На основе этих положений мы можем сформулировать основные идеи построения Программы:
Воспитание начинается в семье, где формируются первые представления о Боге, заботы о человеке, о человеческих взаимоотношениях, а также ценностные ориентации к миру. Сначала о ребенке заботится мать, постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять настоящую заботу не только о семье, но и о школе, о своем городе, стране. Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и Родины в целом.
Забота о близких дисциплинирует ребенка, учит его не только брать, но и отдавать. Развивается чувство ответственности перед близкими, стремление принести радость близким, заслужить их одобрение. Постепенно чувство ответственности перерастает в чувство долга перед своей семьей, школой, страной, в ответственность за судьбу своего народа, государство, Родину.
Поэтому педагогический коллектив учебного филиала считает, что базой формирования социально-значимых компетентностей являются глубинные чувства любви к Богу и привязанности к своей семье, к своим близким людям, своему дому, школе, городу, культуре и своему народу, к своей земле.
Без стремления к высокой нравственности невозможна нормальная личная, учебная и семейная жизнь, невозможна и консолидация гражданского общества. А при помощи преподаваемых и свободно усвояемых православных, духовно-нравственных начал и критериев обучающийся учится правильно оценивать как свои действия, так и все формы общественных отношений.
Православные семейные ценности позволяют воспитать в личности учащегося такие ценности как милосердие, коллективизм, взаимопомощь, благотворительность, а также такие качества, как инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность, гражданская активность.
Именно эти качества могут служить основой для формирования социально- значимых компетентностей учащегося, а успешная социальная адаптация обучающихся зависит от получаемого в семье православного духовно-нравственного воспитания.
Стержневой структурой концептуальной модели формирования православных семейных ценностей в личности учащегося является образовательная вертикаль (совокупность всех педагогических условий, способствующих формированию семейных ценностей):
1.Условия, способствующие актуализации православных семейных ценностей в воспитательном процессе;
2.Условия, обеспечивающие осуществление ценностного взаимодействия педагога и учащегося, педагога и родителя;
3.Условия, способствующие развитию деятельности обучающегося.
1.3. Сроки и реализация Программы 2017-2020г.г.
І этап – 2017-2018 учебный год – подготовительный (аналитико-диагностический) ΙΙ этап – 2018-2019 учебный год – экспериментальный (апробация обновленных форм и содержания работ)
ΙΙІ этап – 2019-2020 учебный год – реализация программных мероприятий в полном объеме
Программа направлена на учащихся с 4 до 18 лет, их родителей и педагогов.
1.4. Основное содержание и механизмы реализации Программы.
В основе Программы лежат коллективные творческие дела и идея интеграции, предполагающая:
1.деятельностное, эмоциональное единство субъектов воспитательного процесса в учебном филиале
2.гармонизацию учебной и внеучебной деятельности
Программа является Воспитательным комплексом учебного филиала
Содержание деятельности основано на приобщении учащихся к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, формировании таких понятий, как: милосердие, коллективизм, взаимопомощь, благотворительность, государственность, а также таких ценностей, как инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность.
Воспитательно образовательные комплексы, созданные в учебном филиале, осуществляют выполнение Программы:
Таблица. Воспитательно-образовательные комплексы.
№ |
Направления ВОК |
Программы |
Возраст |
Цель |
1 |
Добрые чувства, мысли и поступки |
Школа добровольчества
|
12-15 |
Создание условий для социокультурной адаптации личности, приобщение к Богу. |
2 |
Любовь к Богу и вере |
ОПК Праздничная культура Духовное краеведение Хоровое пение |
7-15 |
Создание условий для приобщения к основам православной культуры |
3 |
Красота спасет мир |
ИЗО Бумажные фантазии Самоцветы Самоцветы |
4-12 |
Создание условий для развития художественнотворческих и духовно- нравственных способностей воспитанников средствами изобразительной декоративно-прикладной деятельности |
4 |
Мир искусства |
Театральная студия «Росток» Литературный театр «Свеча» Фольклорный ансамбль |
10-15 |
Создание условий для духовно-нравственного развития личности детей посредством приобщения их к культурным традициям российского народа, выраженных театральных видах |
|
|
«Сударушка» |
|
искусства. |
5 |
Здоровье тела и духа |
ВПК СПАС Православный воин |
12-15 |
Создание условий для формирования здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом |
6 |
БлагоТвори |
Школа добровольчества
|
13-16 |
Создание условий для обучения подростков и молодежи технологиям, знаниям и умениям, необходимым для участия в добровольческой деятельности с целью приобретения навыков по решению социальных проблем. |
7 |
Страна граждан |
Журналистика Фотостудия «Камера Обскура»
|
12-18 |
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей и формирования активной жизненной позиции, социализации детей и подростков посредством включения их в профессиональную деятельность. |
Эти комплексы развивают соответствующие направления, становясь подсистемой. Координацию деятельности, взаимодействие воспитательных комплексов в учебном филиале осуществляет орган ученического самоуправления и родительский комитет..
Во время реализации Программы, процесс интеграции на основе коллективных творческих дел осуществляется следующим образом:
-занятия в объединениях проходят в соответствии с темой Программы:
-в эти дни проводятся научно-исследовательская деятельность, создаются проекты, выставки;
- во внеурочное время проводятся коллективные творческие дела ( конкурсы, праздники, фестивали)
Это позволяет окончательно сомкнуть воспитательный цикл, помогает учащемуся выйти на уровень обобщений, в результате чего развивается системное мышление.
Особое место занимает работа с родителями. Формы взаимодействия с родителями: коллективные ( родительские собрания, лектории, всеобучи, часы интересного общения, диспут- размышления, конференции по обмену опытом, круглые столы, Дни открытых дверей);групповые (актив родителей, родители-организаторы детских объединений, руководители кружков и секций, групповые консультации с привлечением специалистов по проблеме); индивидуальные ( беседа, задушевный разговор, консультации- размышления, совместный поиск решения, почтовая и электронная переписка)
В учебном филиале проводятся совместные акции милосердия и благотворительности «БлагоТвори», «Семейные конкурсы», «Я и моя бабушка», и т.д., объявление благодарностей за воспитание ребенка, оформление благодарственных писем за участие в деятельности учебного филиала стимулирует родителей на дальнейшее сотрудничество.
Программа включает в себя два основных блока:
Первый блок — основные приоритетные направления Программы «Православная семья» 1направление — проблемы воспитания детей:
• подготовка учащихся к выбору профессии;
• подготовка детей к семейной жизни, выполнению семейных ролей;
• воспитание у детей ответственного отношения к учению;
• воспитание нравственности у детей;
• формирование потребности в здоровом образе жизни, укреплении здоровья.
2 направление — организация работы с родителями:
• привлечение родителей к работе учебного филиала;
• организация совместной деятельности и родителей;
• повышение психолого-педагогической культуры родителей;
• совершенствование методики проведение родительских собраний;
• организация работы родительского комитета
Второй блок — система программных мероприятий, на основании которой ежегодно разрабатывается и утверждается конкретный план мероприятий по реализации
Программы ( Приложение )
План мероприятий по реализации Программы осуществляется через:
I. Организационную деятельность педагогов и администрации учебного филиала по взаимодействию с родителями, семьей:
• Развитие самоуправления в родительском коллективе учебного филиала
• Развитие самоуправления в родительских коллективах объединений
• Психолого-педагогическое просвещение родителей
II. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся
III. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии
IV. Формирование у детей нравственности, культуры поведения
V. Подготовку учащихся к семейной жизни
VI. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни
VII. Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми:
• Изучение взаимоотношений в семье.
• Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.
• Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье.
• Организация совместной деятельности родителей и детей.
VIII. Совершенствование профессионального мастерства педагогов в работе с родителями:
Проведение занятий с педагогами.
IX. Управление взаимодействием педагогов и семьи:
• Поощрение деятельности педагогов.
• Поощрение деятельности родителей.
Контроль за деятельностью родительского комитета учебного филиала. Контроль за деятельностью педагогов по взаимодействию с родителями, семьями.
Планирование процесса воспитания в учебном филиале связано с целеполаганием. Все планируемые мероприятия вытекают из поставленных целей, работают на их достижение, отражают задачи, объединяют усилия руководителей и исполнителей, обеспечивают законченность, последовательность, преемственность.
Контроль реализации программы осуществляется через диагностику уровня развития сформированности социально-значимых компетентностей
Мониторинг проходит 2 раза в год ( октябрь, апрель). В качестве критериев берутся показатели заданного норматива.
Высокий уровень от 70 % до 80% анкетируемых положительно оценивающих утверждение
Достаточный – 60%-50%
Критический – 50%
Недостаточный Ниже 50%
После анализа разрабатываются пути коррекции системы, если возникла такая необходимость, вырабатываются рекомендации по ведению и содержанию работы в классе. Такая система диагностики позволяет обеспечит включенность всех субъектов воспитательного процесса в воспитательную деятельность и получать положительные динамики формирования семейных ценностей в личности учащихся.
Механизм реализации предусматривает:
-комплексный подход к формированию системы программных мероприятий;
-создание методической базы, разработку и внедрение образовательных программ, проектов и т.п., организационное и методическое сопровождение работ;
-широкое привлечение общественных объединений к участию в реализации Программы;
-гласность, широкое информирование общественности о целях и ходе выполнения Программы, открытый доступ к материалам, подготовленных в рамках Программы и базам данных;
-адаптивный характер программы, что реализуется путем проведения мониторинга показателей эффективности Программы, работа которого позволит вносить коррективы в состав мероприятий Программы и очередность их выполнения в зависимости от изменения ситуации и оценки. 1.5. Кадровое обеспечение Программы
Кол-во педагого в |
Из них педагогически е работники |
Из них имеют ученые степени, почетны е звания |
Прошли курсы повышения квалификаци и |
Квалификационная категория |
||
высша я |
перва я |
соответстви е |
||||
16 |
14 |
2 |
5 |
8 |
5 |
3 |
1.6. Финансовое обеспечение Программы
Программа является инвестиционной с консолидацией источников финансирования из внебюджетных средств, общественных фондов, фондов грантовой поддержки.
Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете, а также за счет привлечения средств спонсоров и внебюджетных средств
Реализацию цели Программы планируется обеспечивать как за счет текущего финансиро вания отрасли из бюджета города, необходимого для устойчивого функционирования системы образования, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий Подпрограммы, направленных на решение задач.
За счет привлеченных внебюджетных средств предполагается финансировать научноисследовательские работы, осуществлять софинансирование отдельных мероприятий Программы, проводить внедрение целенаправленных мероприятий, формировать базы данных.
1.7. Схема управления Программой
Контроль над ходом реализации Программы осуществляется Советом учебного филиала, в состав которого входят представители родителей, учащихся и педагогических работников учебного филиала. Координация работ осуществляется руководителем учебного филиала.
Основными исполнителями Плана действий по реализации Программы «Семья» до 2019 года являются родители, учащиеся, педагоги, администрация учебного филиала Основные исполнители: ежегодно разрабатывают и утверждают на основе Системы программных мероприятий конкретный план мероприятий по реализации Программы «Семья» до 2019 года; определяют источники финансирования мероприятий, исходя из максимального привлечения внебюджетных средств, а также средств спонсоров, общественных фондов обеспечивают реализацию плана мероприятий по реализации Программы. Педагог-организатор учебного филиала разрабатывает подпрограммы (перечни, планы) с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, и контролирует осуществление их реализации.
1.8. Нормативно-правовое обеспечение Программы:
1. Указ президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
2. Концепция дополнительного образования Минобрнауки РФ при поддержке Минспорта и Минкультуры от 01.09.2014., утвержденная правительством РФ.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ от 2008.
5. Постановление Администрации городского округа Самара от 14.04.2014 N 454 (ред. от 21.08.2014) «Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара
«Самара многонациональная» на 2014 - 2016 годы».
6. Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7. Постановление Администрации городского округа Самара от 28 декабря 2012 г. N 1838 «Муниципальная программа городского округа Самара «Развитие муниципальной системы дополнительного образования детей в городском округе Самара» на 2013 - 2015 годы».
8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Глава 10. Дополнительное образование. Ст.
75.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04. 2014. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
11. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
12. «Как составить учебную программу» (методические рекомендации). ГОУ ДПО (ПК) С
«Марийский институт образования», Й-Ола, 2005г. Автор: В. А. Красильникова. Журнал «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи», М., №5 2006г. Автор: З. А. Каргина.
13. «Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей» (для учреждений дополнительного образования детей системы образования), М., 2006г. © 2003–2014 ИД
«Первое сентября»
1.9. Ожидаемые результаты Программы
• 98% педагогов привлекают родителей в работу учебного филиала и объединения;
• изменился стиль общения между педагогами и родителями: с назидательных, информационных, инструктивных форм общения с родителями на педагогику сотрудничества;
• 99,8 % педагогов активно используют коллективное обсуждение на собрании, сборе родителей;
• 78% педагогов применяют активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей;
• 83 % педагогов планируют совместно работу детского и родительского коллектива При реализации Программы большое значение играет роль личности педагога, его педагогическое мастерство, так как одновременно с развитием ученического идет и развитие педагогического коллектива.
В течение учебного года педагоги, творчески работающие, премируются, награждаются грамотами, дипломами, сертификатами В учебном филиале проводятся конкурсы на лучший проект по проблемам работы с родителями; опытным, профессионально работающим педагогам присваивается звания:
«Методист по работе с родителями», «Лучший педагог» и т.д.
Особое место занимает работа с родителями. Формы взаимодействия с родителями: коллективные ( родительские собрания, лектории, всеобучи, часы интересного общения, диспут- размышления, конференции по обмену опытом, круглые столы, Дни открытых дверей);групповые (актив родителей, родители-организаторы детских объединений, руководители кружков и секций, групповые консультации с привлечением специалистов по проблеме); индивидуальные ( беседа, задушевный разговор, консультации- размышления, совместный поиск решения, почтовая и электронная переписка) В учебном филиале проводятся совместные акции милосердия и благотворительности «БлагоТвори», «Семейные конкурсы», «Я и моя бабушка», православные праздники. Объявление благодарностей за воспитание ребенка, оформление благодарственных писем за участие в деятельности учебного филиала стимулирует родителей на дальнейшее сотрудничество
Выбор технологии обусловлен особенностями конкретного объединения, конкретного ученика; применяем технологии проблемного, модульного обучения, проектный метод, здоровьесберегающие и другие технологии, которые адаптируются к условиям Программы, направленной на формирование семейных ценностей, базой которых являются глубинные чувства любви и привязанности к своей семье, к своим близким людям, своему дому, школе, городу, культуре и своему народу, к своей земле.
Раздел 2
Приложение № 1
2.1. Основные направления и этапы реализации Программы «Православная семья»
2017-2020г.г.
І этап – 2017-2018 учебный год – подготовительный (аналитико-диагностический) ΙΙ этап – 2018-2019 учебный год – экспериментальный (апробация обновленных форм и содержания работ)
ΙΙІ этап – 2019-2020 учебный год – реализация программных мероприятий в полном объеме
Этапы |
Содержание деятельности |
Ответств енный |
Ожидаемый результат |
І этап – 20172018 учебный год – подготовитель ный (аналитикодиагностическ ий)
|
Комплексная социальная -психологопедагогическая диагностика детей, изучение социально – культурных и воспитательных возможностей семьи; |
ПДО |
Разработка паспорта «Семья» Изучение взаимоотношений в семье Ведение паспорта 2017г. |
|
Установление личностного контакта с родителями; организация совместной деятельности детей и родителей в условиях учебного филиала;
|
Педагогорганизатор |
Разработка коррекционных программ 2017г. Реализация 2017-2018г.г |
||
Организационная деятельность педагогов и администрации по взаимодействию с родителями, семьей |
администрация |
Развитие самоуправления в родительском коллективе учебного филиала
|
||
ΙΙ этап – 20182019 учебный год – экспериментал ьный (апробация обновленных форм и содержания работ
|
Осуществление и коррекционных программ |
Пед.коллектив
|
педагогическое просвещение родителей; педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания (коррекция семейного воспитания). |
|
Организация и контроль за развитием самоуправления в родительском коллективе учебного филиала
|
администрация |
Мониторинговые исследования Разработка паспорта. разработка индивидуальных планов развития |
||
ΙΙІ этап – 20192020 учебный год – реализация программных мероприятий в полном объеме
|
Реализация совместных мероприятий в течение года
|
ПДО |
Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям |
|
Организация работы с родителями (по спец плану) |
Педагогорганизатор
|
Формирование у детей ценностного отношения к семье |
||
Проведение бесед, лекций для учащихся |
ПДО |
Повышение уровня знаний у учащихся по проблеме семейных ценностей |
||
|
Психолого– педагогическое сопровождение |
Педагогорганизатор
|
Формирование эмоциональной стабильности положительной самооценки |
и |
Организация совместной проектной деятельности учащихся, тематических экскурсий |
Педагогорганизатор
|
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности |
||
Организация совместных конкурсов, соревнований |
Педагогорганизатор
|
Увеличение количества совместных конкурсов (ежегодно на 10-15 %);
|
||
Организация коллективных творческих дел, праздников, акций |
Педагогорганизатор
|
Формирование творческих способностей |
||
Участие в проекте : «БлагоТвори»
|
Педагогорганизатор
|
Приобщение учащихся к благотворительной деятельности |
||
Проведение совместных собраний по итогам деятельности учащихся
|
ПДО |
|
Приложение № 2
2.2. План реализации Программы «Православная семья» в НФ «ДЕОЦ», УФ
«Тольяттинский» в 2017-2018 учебном году
№ |
Тема мероприятия |
сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственный |
I. Организационная деятельность педагогов и администрации учебного филиала по взаимодействию с родителями, семьей |
||||
1 |
Развитие самоуправления в родительском коллективе школы |
а |
Общее родительское собрание № 1: «Об итогах работы в 2016-2017 уч.году. Основные перспективы развития в 20172018 уч.году.» |
сентябрь |
презентация |
Руководитель
|
б |
Организация деятельности родителей в совете учебного филиала |
сентябрь |
Заседания совета |
Зав.по учебной части |
в |
Организация заседаний родительского комитета |
В течение года |
Заседания родительского комитета |
Руководитель
|
г |
Организация деятельности родителей в попечительском совете |
В течение года |
Заседания попечительского совета |
Руководитель
|
2 |
Развитие самоуправления в родительских коллективах объединений |
|||
а |
Организация и проведение на родительских собраниях коллективного планирования работы на год, главных событий, мероприятий |
сентябрь |
Панорама идей |
ПДО |
б |
Привлечение родителей к организации воспитательной работы в объединении при подготовке мероприятий |
сентябрь |
Панорама идей |
ПДО |
3 |
Психолого-педагогическое просвещение родителей |
|||
а |
Трудности адаптации ребенка в новом коллективе |
сентябрь |
консультация |
Педагогорганизатор |
б |
Поощрение и наказание детей в семье. |
октябрь |
консультация |
Педагогорганизатор |
в |
Подготовка ребенка к сознательному выбору профессии |
ноябрь |
консультация |
Педагогорганизатор |
г |
Семейные традиции и их роль в воспитании подростков |
январь |
консультация |
Педагогорганизатор |
II. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся |
||||
1 |
Организация занятий с участием родителей и детей
|
В течение года |
Открытый урок |
ПДО |
3 |
Проведение совместных собраний в объединениях
|
сентябрь октябрь ноябрь |
co6раниядискуссии по проблемам
|
ПДО |
III. Воспитание трудолюбия, подготовка к ее сознательному выбору профессии |
1 |
Организация и проведение классных собраний-дискуссий по профориентации «Как выбирать профессию?»,
|
ноябрь |
собранийдискуссий |
ПДО |
3 |
Организация родителями экскурсий на предприятия и в учреждения |
ноябрь |
экскурсии |
ПДО |
4 |
Организация встреч-бесед с родителями «Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»; |
ноябрь |
беседа |
ПДО |
5 |
Организация совместных трудовых дел |
В течение года |
Озеленение Трудовой десант |
ПДО |
IV. Формирование у детей нравственности, культуры поведения |
|
|||
1 |
Организация и проведение «Часов интересного общения» для родителей |
В течение года |
Беседыдискуссии игры |
ПДО |
3 |
Организация и проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности
|
В течение года |
дискуссии |
ПДО |
V. Подготовка учащихся к семейной жизни |
|
|||
1 |
Обсуждение проблем на собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» |
январь |
Панорама идей |
Духовный наставник учебного филиала, иерей Андрей Цыку |
2 |
Организация и проведение конкурса «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «Конкурса богатырей» (между отцами, дети помогают);
|
февраль |
конкурс |
Родительский комитет класса |
3 |
Организация занятий по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами); |
январь |
Мастер-класс |
Родительский комитет |
VI. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни |
|
|||
1 |
Систематическая диагностика состояния здоровья детей |
октябрь апрель |
тестирование |
Педагогорганизатор
|
4 |
Организация и проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных) |
Октябрь Февраль апрель |
соревнования |
ПДО |
VII. Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми |
||||
1 |
Изучение взаимоотношений в семье |
|||
а |
Типы семейного воспитания |
январь |
диагностика |
Педагогорганизатор |
б |
«Моя семья» |
январь |
Проективная методика |
Педагогорганизатор |
2 |
Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям |
|||
а |
Организация поздравлений с праздниками, днем рождения
|
В течение года |
подготовка подарков, сюрпризов для родителей |
ПДО
|
б |
Организация творческих встреч с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему |
В течение года |
Беседы Круглый стол |
ПДО |
3 |
Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье |
|||
а |
Консультации психолога по знакомству родителей с традициями, которые развивают отношения в семье |
январь |
Индивидуальные групповые |
Психолог |
4 |
Организация совместной деятельности родителей и детей |
|||
а |
Организация семейных конкурсов: «Православная семья», «Неразлучные друзья- взрослые и дети», «читающая семья»,конкурс семейных газет . |
январь |
Праздник, конкурс |
ПДО |
б |
Коллективное творческое дело «Портрет моей семьи в разрезе истории» |
январь |
КТД |
Педагогорганизатор
|
в |
Совместная организация концертов, мероприятий, праздников, посвященных церковным православным праздникам |
В течение года |
праздники |
Педагогорганизатор
|
VIII. Совершенствование профессионального мастерства педагогов в работе с родителями |
1 |
Выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение выборов родительского комитета на родительском собрании |
сентябрь |
выборы |
ПДО |
2 |
Распределение поручений между родителями по участию в делах класса. |
сентябрь |
|
ПДО |
3 |
Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем учебного филиала |
ноябрь |
анкетирование |
Педагогорганизатор |
4 |
Проведение занятий с педагогами: |
|||
а |
Изучение семьи. Вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс методика изучения семьи |
ноябрь |
Панорама идей |
Педагогорганизатор |
б |
Проведение тренингов по проблемам общения с родителями и детьми. |
январь |
тренинг |
Психолог |
в |
Оформление выставки литературы «Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей».
|
январь |
выставка |
Педагогорганизатор |
IX. Управление взаимодействием педагогов и семьи |
||||
1 |
Создание совета по координации взаимодействия учебного филиала и семьи |
сентябрь |
Круглый стол |
руководитель |
2 |
Организация работы родительского комитета учебного филиала; |
сентябрь |
Панорама идей |
руководитель |
3 |
Поощрение деятельности педагогов |
|||
а |
Выявление педагогов, творчески работающих с семьей, и премирование по итогам учебного года |
май |
Круглый стол |
руководитель |
б |
Проведение конкурса на лучший проект, по проблемам работы с родителями |
май |
Конкурс проектов |
Педагогорганизатор |
в |
Присвоение опытным, профессионально работающим педагогам звания «Методист по работе с родителями»;
|
май |
конкурс |
Педагогорганизатор |
г |
Проведение конкурса «Оригинальное родительское собрание» |
май |
конкурс разработок или открытых мероприятий |
Зав. по учебной части |
4 |
Поощрение деятельности родителей |
|||
а |
Оформление благодарственных писем самым активным родителям |
май |
|
ПДО |
б |
Проведение конкурсов по итогам учебного года «Лучший родительский коллектив», «Лучший родительский комитет |
май |
конкурс |
ПДО |
в |
Присвоение званий «Православная семья» |
май |
конкурс |
ПДО |
г |
Оформление Книги почета образцовых семей |
май |
|
Педагогорганизатор |
д |
Знакомство с лучшими семьями и их достижениями через газету |
В течение года |
|
ПДО |
5 |
Контроль за деятельностью родительского комитета школы |
В течение года |
|
Педагогорганизатор |
6 |
Контроль за деятельностью педагогов по взаимодействию с родителями, семьями
|
В течение года |
|
Педагогорганизатор |
Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр», учебный филиал «Тольяттинский»
23
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.