Доклад
«Одаренные дети - решение задачи оптимизации учебновоспитательного процесса»
Подготовила
Кириленко Людмила Григорьевна, Заслуженный работник культуры АРК, экс-директор, преподаватель высшей квалификационной категории детской художественной школы имени Волошина пгт Приморский, г. Феодосия
В наши дни неизмеримо возросла роль изобразительного искусства в воспитании творчески активной личности. Выдвигаются требования к более высокому уровню эстетического воспитания подрастающего поколения. И начинается это воспитание в школах, и в первую очередь - в художественных школах.
Что такое ДХШ пгт Приморский сегодня?
Это посвящение почти двухсот учащихся во многие тайны изобразительного искусства: это обучение рисунку, графике, живописи, станковой и декоративноприкладной композиции, скульптуре, истории изобразительного искусства и т.д.
ДХШ – это постоянный поиск, эксперимент, осмысление, обобщение опыта преподавателей школы и других художественных школ Крыма, изложенных в авторских программах и методических пособиях.
ДХШ – это начало творческого пути ребёнка, раскрытие его способностей в сфере искусства.
ДХШ - это звёздный путь наград, звания лауреатов международных, всеукраинских, региональных, городских выставок, конкурсов и фестивалей.
Методическая деятельность:
Создание авторских программ. Проведение и участие в работе научнопрактических семинаров, мастер-классов по обмену опыта по авторским и методическим программам и пособиям, проведение открытых уроков и лекториев.
Выставочная и конкурсная деятельность:
Активное участие в выставочных и конкурсных мероприятиях даёт возможность учащимся школы показать и оценить свои работы, что имеет большое значение для их самореализации как художников, так за прошедший учебный год школа приняла участие в следующих конкурсах:
- Республиканский конкурс «Юный художник» среди школ эстетического воспитания по предмету «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура» проводимый Министерством культуры Республики Крым;
- Постоянно на базе школы организовываются и проводятся различные тематические выставки и конкурсы, ежегодно более 40 экспозиций детских рисунков под названиями: «Дорогим учителям», «Радость красок» - посвящение Дню пожилого человека, «Праздник Святого Николая», «Светлое Рождество», «Рождественский фестиваль», «Весенняя прелюдия» к 8 Марта, «Светлая Пасха», «Дни славянской письменности и культуры», к Дню защиты детей «Нам солнце улыбается повсюду», «День Космонавтики» и т.д.
Международная деятельность:
Деятельность школы имеет международное признание. Работы учащихся экспонировались неоднократно во Франции, Германии, Польше, Финляндии,
Китае.
Качество обучения.
Все предметы в школе проводятся на высоком учебно-методическом уровне. Занятия ведутся в классах оснащённых оборудованием, необходимым для обучения изобразительному искусству. Натурный фонд школы имеет достаточное количество предметов; имеющийся библиотечный запас по истории изобразительного искусства обеспечивает учебно-образовательный процесс.
Интересная школьная жизнь.
Обучающиеся школы активно включаются в общешкольные мероприятия, многие из которых являются традиционными: посвящение в художники, Новогодний карнавал, выпускной бал, праздники, посвященные юбилейным и памятным датам, фестивали, выставки, дни открытых дверей, конкурсы рисунка, мастер-классы, пленэры и т.д.
Профориентация.
Школа реализует программы углубленного изучения художественных дисциплин для подготовки в ВУЗы по специальностям: ИЗО, ДПИ, Дизайн. Ежегодно более 80% выпускников школы поступают в ведущие профильные учебные заведения Крыма, России.
Преподавательский состав.
Преподавательский состав, отлично владеет современными методиками обучения в области изобразительного искусства, использует творческий подход в образовании и воспитании. Педагоги неоднократно становились участниками художественных выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства и дипломантами конкурсов профмастерства. Все имеют высшее образование.
За многолетний добросовестный труд, за особый вклад в эстетическое и нравственное воспитание личности многие преподаватели школы отмечены грамотами Приморского поселкового совета, Феодосийского городского совета, Управления культуры города, Министерства культуры и искусств Республики
Крым, Министерства культуры Российской Федерации, Почетной Грамотой Совета Министров РК и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета АРК.
Деятельность в социуме.
Одним из направлений деятельности школы является организация постоянных экспозиций творческих работ учащихся в социальных учреждениях поселка и города: центре социальной реабилитации, детских музыкальных школах, музее А.С.Грина, библиотеках поселка и города, ДК «Бриз», городском доме культуры, кинотеатре «Пионер», воинских частях и т.д.
Проводимая в школе гендерная политика позволяет сделать выводы, что дети, приходя учиться в школу, тем самым привлекают к участию в школьных мероприятиях своих отцов и матерей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, что на сегодняшний день, крайне важно и необходимо.
Кроме того, возрождается такое понятие, как преемственность поколений, когда бывшие выпускники школы, приводят учиться к нам своих детей.
Проектная деятельность.
Школа активно занимается проектной деятельностью.
Темы и направления проектов различны:
- При поддержке приморского поссовета осуществляется проект «КрымПриморский-Арголь-Сандомир-Мюнхен – эстафета творчества и дружбы», который предусматривает не только обмен творческими детскими работами, но и взаимосотрудничество и обмен семей из Польши, Германии и Франции с семьями пгт Приморский, в которых проживают одаренные дети в области изоискусства.
- Совместный проект с образовательными учреждениями поселка посвященный Дню Победы в Великой Отечественной Войне «Гордимся Победой!
Храним историю!».
- Международный конкурс «Цветущая Планета»;
-Ежегодные открытые защиты выпускниками школы творческих произведений, и т.д.
Детская художественная школа, выполняя свою главную цель, воздействует на ум и чувства ребенка различными методами и приемами, пробуждая у него позитивные эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивает его творческие возможности, творческую активность, которая в дальнейшем может быть применена в самых различных областях его будущей взрослой деятельности.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач современного общества и в частности детской художественной школы имени М.А.Волошина пгт Приморский.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме. Самое главное не пропустить таких детей, заметить, развить их способности и вывести на правильный путь.
Одаренными и талантливыми детьми мы называем тех, которые демонстрируют высокие достижения деятельности в одной или нескольких сферах:
– интеллектуальной;
– в сфере творческо-продуктивного мышления;
– в сфере академических достижений;
– общения и лидерства;
– художественной деятельности;
Высокие достижения учащихся школы неоднократно были отмечены грамотами, дипломами, призовыми местами в различных городских, региональных, республиканских, Всеукраинских и Международных конкурсах.
Рекомендации преподавателям
по оптимизации учебно-воспитательного процесса
Тем, кто занимается процессами воспитания и обучения, другого
человека, полезно ознакомиться со следующими требованиями:
1. Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним.
2. Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащегося. Необходимо так вести себя с учащимся, что бы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.
3. Давать понять учащемуся, что педагог, как любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойство, огорчение, обиды. При этом эти состояния необязательно могут быть связаны с учащимся.
4. Учиться, не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить ему иметь свое мнение ценности и особенности.
5. Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады.
6. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося, принимать его индивидуальность во всех ее проявлениях.
7. Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но напротив, усиливают многие дефекты личности учащегося.
8. Развивать в себе способность воспринимать учащегося, как постоянно изменяющуюся личность.
Рекомендации преподавателям использовать некоторые психологические приемы достижения расположенности учащихся:
1. Прием "Имя собственное". При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случаю к случаю, а постоянно располагая к себе учащегося (заранее), а не тогда, когда крайне необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание.
2. Прием "Зеркало отношений". Лицо - это "зеркало отношений", и люди с доброй и мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием "Золотые слова" - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
4. Прием "Терпеливый слушатель" - всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием "Личная жизнь". При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
Приложения к докладу
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА
Работаем над батикомНасибуллина Эльвира, Крывда Мария, Аветисова Лида и
Бутов Денис (преподаватель Кириленко Л.Г.)
Работаем над гобеленом Насибуллина Эльвира и Веревкин Дмитрий
(преподаватель Кириленко Л.Г.)
На уроке рисунка Никитина Юлия и Умец Дарья (преподаватель Тельтевская О.М.)
Печать офортов учащиеся Крывда Мария и Асанова Нарие (преподаватель Кириленко Л.Г. и Давыдченко А.В.)
Декоративный натюрморт выполняет Андреева Диана
(преподаватель Кириленко Л.Г.)
На уроке композиции (преподаватель Кириленко Л.Г.)
Учебный процесс в младших классах ведет преподаватель Кириленко Л.Г.
На уроке преподавателя Тельтевской О.М.
Беляева Анна и Гарькавый Саша Кириленко Л.Г.
Бутов Денис и Аветисова Лида Кремнева Наташа и Князькова Наташа
Бугайченко Света и Портненко Ярослав Крывда Мария
Литвинова Кристина и Шнурков Сергей
Учащиеся Приморской детской музыкальной школы на празднике в художественной школе с поздравлениями (преподаватель Мовлик И.В.)
Общий снимок после школьного праздника
Праздник Украинской письменности и культуры:
Крывда Мария, Умец Соня, Баранова Полина, Оборнева Лиза, Саенков Илья, Морозова Таня. Баранова Полина исполняет украинскую песню.
Участники новогоднего праздника и ежегодного конкурса детского творчества
«В гостях у Деда Мороза и Снегурочки»
Ведущая праздничного действия Кириленко Л.Г., Масленица с преподавателями Тельтевской О.М., Наумовой И.З., Бутовой Н.Г.
Горячий чай с блинами – лучшее угощение праздничного застолья!!!
Рисуем уголки своего родного поселка и самое прекрасное Черное море Просмотры
Дипломанты конкурса Фольгенова Альбина, Насибуллина Эльвира, Рымбалович Анна, Крывда Мария, Седунов Сергей, Бутов Денис, Стенавская Анастасия возле своих работ (преподаватель Кириленко Л.Г.)
Открытый региональный конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья»
Жюри конкурса и участники конкурса, среди победителей Крывда Мария
(преподаватель Кириленко Л.Г.)
Батраченко Таисия и Шишлова Анастасия и их работы на асфальте
Работа в жюри конкурса Победители конкурса Крывда Мария
(преподаватель Кириленко Л.Г), БатраченкоТаисия
(преподаватель Ищенко К.П.),
Костырко Вадим
(преподаватель Кириленко Л.Г)
Награждение победителя конкурса интервью СМИ Костырко Вадима-
Кириленко Софии победителя конкурса городским головой Бартеневым А.В.
Победители конкурса от Крыма, среди которых Кикоть Анна
(преподаватель Кириленко Л.Г.)
Наши награды
В заключение напомню, что говорили известные всему миру люди об искусстве:
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Дени Дидро
Без творческих поисков нет подлинного искусства.
Дмитрий Шостакович
Чем больше люди окружены искусством, тем ценнее становится жизнь.
К.Ф. Юон
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.